kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Педагогический проект"Формирование универсальных учебных действий в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема проекта: «Формирование универсальных учебных действий в начальной школе»

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению ФГОС в МБОУ «Кош-Агачская средняя общеобразовательная  школа В.И.Чаптынова»

Основание для разработки проекта:  решение педагогического совета МБОУ«Кош-Агачская средняя общеобразовательная  школа В.И.Чаптынова»,протокол № 1  от 30.08.2011 г.          

Проблема проекта: Изменения, происходящие в современной социальной жизни, вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания. Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ранее действующая система образования. Вполне естественно, что возникли определенные проблемы в обучении и воспитании нынешнего молодого поколения. Современная система образования должна быть направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира. Образование в начальной школе является фундаментом всего последующего образования.

Цель проекта: 

- определить и внедрить организационно-педагогические условия образовательного процесса начального общего образования, обеспечивающие обновление и совершенствование качества начального общего образования начальных  классов в условиях реализации проекта.

Задачи проекта:

  • разработать и внедрить модель организации образовательного пространства  в начальной школе в начальных классах;
  • разработать и внедрить модель организации интерактивного взаимодействия между субъектами образовательного процесса с помощью информационно-коммуникационных технологий на базе школьного образовательного учреждения;

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект"Формирование универсальных учебных действий в начальной школе" »

МБОУ «Кош-Агачская средняя общеобразовательная школа имени В.И.Чаптынова»





Педагогический проект

«Формирование универсальных учебных действий

в начальной школе»





автор:

Каранова Айгуль Зайнулловна

учитель начальных классов












С. КОШ-аГАЧ

2014г.


Тема проекта: «Формирование универсальных учебных действий в начальной школе»

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению ФГОС в МБОУ «Кош-Агачская средняя общеобразовательная школа В.И.Чаптынова»


Основание для разработки проекта: решение педагогического совета МБОУ«Кош-Агачская средняя общеобразовательная школа В.И.Чаптынова»,протокол № 1 от 30.08.2011 г.

Тип проекта:

по продолжительности: долгосрочный

Проблема проекта: Изменения, происходящие в современной социальной жизни, вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания. Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ранее действующая система образования. Вполне естественно, что возникли определенные проблемы в обучении и воспитании нынешнего молодого поколения. Современная система образования должна быть направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира. Образование в начальной школе является фундаментом всего последующего образования.


Цель проекта:

- определить и внедрить организационно-педагогические условия образовательного процесса начального общего образования, обеспечивающие обновление и совершенствование качества начального общего образования начальных классов в условиях реализации проекта.

Задачи проекта:

  • разработать и внедрить модель организации образовательного пространства в начальной школе в начальных классах;

  • разработать и внедрить модель организации интерактивного взаимодействия между субъектами образовательного процесса с помощью информационно-коммуникационных технологий на базе школьного образовательного учреждения;

Сроки и этапы реализации проекта:

Период с 2011 года (сентябрь) по 2015 год (май)

1 этап: 2011-2012 учебный год – 1 класс

2 этап: 2012-2013 учебный год – 2 класс

3 этап: 2013 -2014 учебный год – 3 класс

4 этап: 2014-2015 учебный год – 4 класс

Ожидаемые конечные результаты проекта:

-повышение качества начального общего образования школьников начальных классов, сформированность универсальных учебных действий, обеспечивающих их успешную социализацию.

Обоснование проекта

Проблема инновационной деятельности связана с необходимостью выявления организационно-педагогических условий, способствующих обновлению и совершенствованию качества начального общего образования в условиях МБОУ «Кош-Агачская СОШ имени В.И.Чаптынова»

Объект инновационной деятельности: процесс взаимодействия учителя и ученика

Гипотеза инновационной деятельности: обновление и совершенствование качества начального общего образования в условиях МБОУ «Кош-Агачская СОШ имени В.И.Чаптынова»

Направления инновационной деятельности по формированию УУД

  • Организация интерактивного взаимодействия между субъектами образовательного процесса с помощью информационно-коммуникационных технологий.

  • Внедрение «Электронного дневника».


  • Обеспечение психолого-педагогического и методического сопровождения по формированию УУД

Используемые методики: наблюдение, интервьюирование учащихся, анкетирование, самоанализ процесса и результатов деятельности, моделирование образовательной технологии, мониторинг успеваемости, диагностика уровня развития общеучебных умений и навыков.

Критерии оценки эффективности инновационной деятельности:

  • положительная динамика качества знаний школьников;

  • усиление мотивации к обучению школьников;

  • развитие общеучебных умений и навыков;

  • положительная динамика психологической комфортности учеников;

  • удовлетворенность педагогов результатами инновационной деятельности.

Способ отслеживания результатов: мониторинг качества знаний, анализ изменения содержания мотивации у учащихся,

Формы представления результатов:

  • аналитический отчет по результатам различных видов мониторинга;

  • круглые столы, проводимые в рамках сетевого взаимодействия;


Основные концептуальные идеи проекта

Социум предъявляет к результатам школьного образования систему высоких требований, выполнение которых возможно лишь при создании совершенно новых условий, способствующих динамичному творческому взаимодействию всех участников образовательного процесса (педагогов школы, учащихся и их родителей). Достижение качественно новых образовательных результатов невозможно без создания комплексных моделей взаимодействия субъектов образовательного процесса, основанных на использовании современных информационных технологий и учитывающих индивидуальные и социальные запросы учеников, учителей и родителей.

Образовательный процесс всегда нацелен на получение определенных образовательных результатов. Подходы к определению структуры индивидуального образовательного результата основываются на трех позициях:

  • система образования должна гарантировать всем учащимся возможность достижения образовательных результатов, обеспечивающих их успешную социализацию;

  • система образования должна гарантировать всем учащимся возможность достижения образовательных результатов, обеспечивающих реализацию разных планов последующего профессионального образования, а также возможность реализации их творческого потенциала;

  • система образования должна создавать условия для формирования у всех учащихся опыта достижения успехов в различных сферах деятельности, значимость которых признавалась бы школой.

Современная образовательная парадигма дает возможность рассмотреть процесс формирования личности ученика посредством интеграции самых разнообразных направлений его деятельности учебного и внеучебного характера, среди которых, несомненно, есть приоритетные. К ним, прежде всего, следует отнести универсальные учебные действия как составную часть фундаментального ядра общего образования. Именно в контексте психолого–педагогических идей ФГОС можно обеспечить формирование заявленных учебных действий – личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных.

Педагогический аспект концепции проекта представляет поиск содержания, форм, методов органичного взаимодействия интеллектуальной и духовно- нравственной культуры личности; гармонизации образовательного пространства школы; дополнение обучения системой ценностно-ориентированного воспитания.

Интерактивное взаимодействие невозможно без эффективного использования информационных технологий. В современном понимании информационная технология – это технология, применяющая специальные способы, программные и технические средства (кино-, аудио-, видеотехнику, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.

Можно выделить следующие способы использования информационных технологий в процессе взаимодействия:

  • интерактивные обучающие системы, основанные на мультимедиа, использующие одновременно текст, графику, видео и звук, музыку в интерактивном режиме;

  • информационные телекоммуникационные сети, используемые в целях обучения. Сетевая технология – использование сети Интернет как для обеспечения обучаемых учебно-методическими материалами, так и для интерактивного взаимодействия между учителями и обучаемыми.

Модель интерактивного взаимодействия между субъектами образовательного процесса, реализующаяся в проекте, включает в себя современные информационные технологии, которые могут использоваться как непосредственно, так и опосредованно в образовательном процессе:


Непосредственное использование

ИКТ – технологии

Субъекты

Электронный дневник

учитель-ученик

учитель – родитель

Электронный журнал

учитель-ученик

учитель – родитель

учитель – учитель

Опосредованное использование

Педагогические технологии

Субъекты

Технологии делового общения

учитель – учитель

Технологии диалогового взаимодействия

учитель – ученик


Свою педагогическую деятельность строим в соответствии с концепцией развития школы. Она ориентирует нас на создание условий, способствующих формированию «человека культуры».

В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека можно поймать рыбу и накормить его. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.

Речь идет о формировании у школьника универсальных учебных действий (УУД).


Универсальные учебные действия:

  • обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;

  • создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;

  • обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.



Модель формирования познавательных и коммуникативных

универсальных учебных действий



Познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.


Условия реализации проекта


Характеристика УМК. Работаем по УМК «Начальная школа ХХI века». УМК позволяет успешно решать одну из приоритетных задач начального образования - формировать УУД.

Таблица 1

Позиции учителя и ученика в формировании УУД


Компоненты учебной деятельности (позиция учителя)

Вопросы, на которые отвечает ученик (позиция ученика)

Мотив деятельности


Зачем я это изучаю?

Постановка учебной задачи, ее принятие учащимися


Каковы мои успехи и что у меня не получается?

Обсуждение способа действий при решении учебной задачи


Что я должен делать, чтобы решить эту задачу?

Осуществление контроля



Правильно ли я решаю эту задачу?

Соотнесение полученного результата с целью (эталоном, образцом)


Выполнил ли я правильно поставленную учебную задачу?

Оценка процесса и результата

Какая учебная задача стоит передо мной?


В методике обучения особое внимание уделяется целенаправленному использованию моделирующей деятельности.

Приоритет поисково-исследовательской деятельности. Школьник является равноправным участником процесса обучения, его субъектом.

Разработана система использования ролевой игры в обучении, которая дает возможность развивать различные грани ролевого поведения, а значит воображение и творчество ученика.

УМК «Начальная школа ХХI века» построен с учетом реализации межпредметных связей, что позволяет органично использовать проектную деятельность.

Усилено внимание к творческой деятельности учащихся, которая включает инициативу и самостоятельность каждого обучающегося.

Материально-технические ресурсы: компьютер с выходом в Интернет, интерактивная доска, проектор, ноутбуки.

Учебно-методические ресурсы: демонстрационный и раздаточный материал. УМК «Начальная школа ХХI века».

Использование современных образовательных технологий в учебном процессе: проблемно-диалогическое обучение; ИКТ; проектная деятельность.

Теоретическую основу проекта составила концепция развития универсальных учебных действий разработанная на основе системно-деятельного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой, С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова.

Инновационные технологии

В своей работе используем современные технологии. Ведущей для развития познавательных и коммуникативных УУД считаем проблемно-диалогическую, при которой школьник осваивает принципиально другую роль - не просто «зритель», «слушатель», «репродуктор» («смотрю, слушаю, запоминаю, повторяю»), а «исследователь». Он весьма заинтересован в поиске истины, открытии для себя нового знания: ученик может выдвинуть свою гипотезу, выбрать и обосновать свой путь решения учебной задачи, вступить в дискуссию (например задания «Выскажи свое мнение»). В этом случае меняется место и роль образца (правила, способа, вывода и пр.). Он не предъявляется учителем в начале познавательной деятельности как не подлежащий обсуждению, изменению и тем более оценке, а рождается в процессе коллективной работы и часто завершает ее, что дает возможность каждому ученику «открыть» для себя и сознательно принять научное знание Технология проблемно-диалогического обучения способствует развитию у учащихся познавательных умений, готовит ученика к поиску самостоятельного решения. Основная особенность этой технологии заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети открывают их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности: дети усваивают лучше то, что открыли сами и выразили по- своему. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершении подводит итог. На таких уроках ученики больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу и в результате вырабатывают характер. 
Проблемно-диалогическое обучение это обучение, которое обеспечивает творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога.
При построении проблемно-диалогового урока надо учитывать, что диалог это форма общения. Диалоговый урок не получится, если присутствуют факторы тормозящие диалог: 
- категоричность учителя, нетерпимость к другому мнению; 
- отсутствие внимания учителя к ребёнку; 
- закрытые вопросы, которые предполагают односложные ответы или вопросы, на которые можно и не отвечать; 
- неумение учителя быть хорошим слушателем. 

Эта технология используется на уроке усвоения нового материала. А именно на этапе введения нового знания и его воспроизведения.

Какова же структура проблемного урока?
Проблемный урок обеспечивает творческое усвоение знаний. Ученик проходит 4 звена научного творчества: постановку проблемы и поиск решения на этапе введения знаний; выражение решения и реализацию продукта на этапе воспроизведения (проговаривания) знаний. При этом, в отличие от научного творчества, ученик формулирует учебную проблему, открывает субъективно новое знание и выражает его в простых формах.
Как видим, этап введения новых знаний включает в себя постановку учебной проблемы и поиск её решения.
Постановка учебной проблемы это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.
Существует три основных метода постановки учебной проблемы:

1. побуждающий от проблемной ситуации диалог
2. подводящий к теме диалог
3. сообщение темы с мотивирующим приёмом.
Компьютер — оперативное средство наглядности в обучении, помощник в отработке практических умений учащихся, в организации и проведении опроса и контроля школьников, а также контроля и оценки домашних заданий.

Используем ИКТ в традиционной классно-урочной системе: проводим уроки с мультимедиа выступлением (используем самостоятельно составленные презентации в программе PoweerPoint, экранно-звуковые пособия, ресурсы Интернета, презентации составленные учениками класса. Организовываем самостоятельную работу учащегося и работу в малых группах на компьютере в рабочей зоне класса.

Использование в обучении ИКТ позволяет:

  • осуществлять индивидуальный подход к обучению;

  • развивать у учащихся навыки исследовательской деятельности, творческие способности;

  • усилить мотивацию учения;

  • сформировать у школьников умение работать с информацией, развить коммуникативные способности;

  • качественно изменить контроль за деятельностью учащихся;

  • приобщить школьника к достижениям информационного общества.

В своей практике используем технологию проектной деятельности

Предполагаемые результаты.

Общий ожидаемый результат:

  1. Повышение качества начального общего образования школьников начальных классов, сформированность универсальных учебных действий, обеспечивающих их успешную социализацию.

  2. Также ожидается, что развитие предметных, метапредметных и личностных образовательных результатов учащихся и реализация образовательных технологий в образовательном процессе начальных классов позволит получить следующие образовательные продукты:

  • дидактические материалы, основанные на учете универсальных учебных действий в различных областях знаний (с использованием ИКТ);

  • описание образовательных технологий, построенных на основе формирования универсальных учебных действий;

-подготовка статей и исследовательских разработок учителей начальных классов к публикациям.

Выделенный (транслируемый) результат:

  • методические рекомендации по формированию универсальных учебных действий школьников в различных предметных областях;

  • разработки проектов уроков, построенных с учетом формирования универсальных учебных действий школьников;



Список литературы


  1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. – Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2008. – 151с.

  2. Беседы с учителем: 1 класс четырехлетней начальной школы; под ред. Виноградовой Н.Ф., Журовой Л.Е – М.: Вентана-Граф, 2005. - 384 с.

  3. Журова Л.Е., Беседы с учителем. 2 класс. – М.: Вентана-Граф, 2006.- 320с.

  4. Журова Л.Е., Беседы с учителем. 3 класс. – М.: Вентана-Граф, 2007.- 384с.

  5. Журова Л.Е., Беседы с учителем. 4 класс. – М.: Вентана-Граф, 2007.- 478с.

  6. ЗАВУЧ.ИНФО http://www.zavuch.info/component/mtree/nachal.html

  7. Ильин Г.Л. – Проектное образование как способ осмысления развития ребенка. // Школьные технологии. – 2007. - №5. – С.71-73

  8. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года//Начальная школа. – 2002. - №4. – с.3-31.

  9. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект/ Рос. Акад. Образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М.:Просвещение, 2008. – 39с.

  10. Национальный проект «Образование» в Новосибирской области http:/www.edu.websib.ru

  11. Nachalka.com http://www.nachalka.com/teacher_search

  12. «Начальная школа: уроки Кирилла и Мефодия» http:/www.nachalka.info

  13. Матяш Н.В., Симаненко В.Д. – Проектная деятельность младших школьников. Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Графф, 2002г. -112с.

  14. Мельникова Е.Л. – Проблемный урок, или как открывать знания с учениками. Пособие для учителя. – М., 2002.

  15. Пахомова Н.Ю. – Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: АРКТИ, 2003.

  16. Сеть творчески работающих учителей http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=7913&jib_no9136&tmpl=lib

  17. Синенко В.Я., Смолеусова Т.В., Метелкин Д.А. – Об эффективности образовательной деятельности в современных условиях. // Сибирский учитель. - 2007. -№6 (54) ноябрь-декабрь.

  18. Смолеусова Т.В. – Новое качество образования и пути его достижения.// Начальная школа плюс до и после. -–2008. - №12. – с.3-5.

  19. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/

  20. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты http:/www.standart.edu.ru

  21. Фестиваль «Открытый урок» http:/festival.1september.ru/

  22. Имидж № 6 - «Начальная школа XXI века»: ведущие идеи и основные задачи http://image.websib.ru/06/text_article_point.htm?213




9



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Педагогический проект"Формирование универсальных учебных действий в начальной школе"

Автор: Каранова Айгуль Зайнулловна

Дата: 08.01.2015

Номер свидетельства: 151670


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства