Педагогический проект"Формирование универсальных учебных действий в начальной школе"
Педагогический проект"Формирование универсальных учебных действий в начальной школе"
Тема проекта: «Формирование универсальных учебных действий в начальной школе»
Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению ФГОС в МБОУ «Кош-Агачская средняя общеобразовательная школа В.И.Чаптынова»
Основание для разработки проекта: решение педагогического совета МБОУ«Кош-Агачская средняя общеобразовательная школа В.И.Чаптынова»,протокол № 1 от 30.08.2011 г.
Проблема проекта: Изменения, происходящие в современной социальной жизни, вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания. Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ранее действующая система образования. Вполне естественно, что возникли определенные проблемы в обучении и воспитании нынешнего молодого поколения. Современная система образования должна быть направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира. Образование в начальной школе является фундаментом всего последующего образования.
Цель проекта:
- определить и внедрить организационно-педагогические условия образовательного процесса начального общего образования, обеспечивающие обновление и совершенствование качества начального общего образования начальных классов в условиях реализации проекта.
Задачи проекта:
разработать и внедрить модель организации образовательного пространства в начальной школе в начальных классах;
разработать и внедрить модель организации интерактивного взаимодействия между субъектами образовательного процесса с помощью информационно-коммуникационных технологий на базе школьного образовательного учреждения;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект"Формирование универсальных учебных действий в начальной школе" »
МБОУ «Кош-Агачская средняя общеобразовательная школа имени В.И.Чаптынова»
Педагогический проект
«Формирование универсальных учебных действий
в начальной школе»
автор:
Каранова Айгуль Зайнулловна
учитель начальных классов
С. КОШ-аГАЧ
2014г.
Тема проекта: «Формирование универсальных учебных действий в начальной школе»
Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению ФГОС в МБОУ «Кош-Агачская средняя общеобразовательная школа В.И.Чаптынова»
Основание для разработки проекта: решение педагогического совета МБОУ«Кош-Агачская средняя общеобразовательная школа В.И.Чаптынова»,протокол № 1 от 30.08.2011 г.
Тип проекта:
по продолжительности: долгосрочный
Проблема проекта: Изменения, происходящие в современной социальной жизни, вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания. Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ранее действующая система образования. Вполне естественно, что возникли определенные проблемы в обучении и воспитании нынешнего молодого поколения. Современная система образования должна быть направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира. Образование в начальной школе является фундаментом всего последующего образования.
Цель проекта:
- определить и внедрить организационно-педагогические условия образовательного процесса начального общего образования, обеспечивающие обновление и совершенствование качества начального общего образования начальных классов в условиях реализации проекта.
Задачи проекта:
разработать и внедрить модель организации образовательного пространства в начальной школе в начальных классах;
разработать и внедрить модель организации интерактивного взаимодействия между субъектами образовательного процесса с помощью информационно-коммуникационных технологий на базе школьного образовательного учреждения;
Сроки и этапы реализации проекта:
Период с 2011 года (сентябрь) по 2015 год (май)
1 этап: 2011-2012 учебный год – 1 класс
2 этап: 2012-2013 учебный год – 2 класс
3 этап: 2013 -2014 учебный год – 3 класс
4 этап: 2014-2015 учебный год – 4 класс
Ожидаемые конечные результаты проекта:
-повышение качества начального общего образования школьников начальных классов, сформированность универсальных учебных действий, обеспечивающих их успешную социализацию.
Обоснование проекта
Проблема инновационной деятельности связана с необходимостью выявления организационно-педагогических условий, способствующих обновлению и совершенствованию качества начального общего образования в условиях МБОУ «Кош-Агачская СОШ имени В.И.Чаптынова»
Объект инновационной деятельности: процесс взаимодействия учителя и ученика
Гипотеза инновационной деятельности: обновление и совершенствование качества начального общего образования в условиях МБОУ «Кош-Агачская СОШ имени В.И.Чаптынова»
Направления инновационной деятельности по формированию УУД
Организация интерактивного взаимодействия между субъектами образовательного процесса с помощью информационно-коммуникационных технологий.
Внедрение «Электронного дневника».
Обеспечение психолого-педагогического и методического сопровождения по формированию УУД
Используемые методики: наблюдение, интервьюирование учащихся, анкетирование, самоанализ процесса и результатов деятельности, моделирование образовательной технологии, мониторинг успеваемости, диагностика уровня развития общеучебных умений и навыков.
Критерии оценки эффективности инновационной деятельности:
положительная динамика качества знаний школьников;
удовлетворенность педагогов результатами инновационной деятельности.
Способ отслеживания результатов: мониторинг качества знаний, анализ изменения содержания мотивации у учащихся,
Формы представления результатов:
аналитический отчет по результатам различных видов мониторинга;
круглые столы, проводимые в рамках сетевого взаимодействия;
Основные концептуальные идеи проекта
Социум предъявляет к результатам школьного образования систему высоких требований, выполнение которых возможно лишь при создании совершенно новых условий, способствующих динамичному творческому взаимодействию всех участников образовательного процесса (педагогов школы, учащихся и их родителей). Достижение качественно новых образовательных результатов невозможно без создания комплексных моделей взаимодействия субъектов образовательного процесса, основанных на использовании современных информационных технологий и учитывающих индивидуальные и социальные запросы учеников, учителей и родителей.
Образовательный процесс всегда нацелен на получение определенных образовательных результатов. Подходы к определению структуры индивидуального образовательного результата основываются на трех позициях:
система образования должна гарантировать всем учащимся возможность достижения образовательных результатов, обеспечивающих их успешную социализацию;
система образования должна гарантировать всем учащимся возможность достижения образовательных результатов, обеспечивающих реализацию разных планов последующего профессионального образования, а также возможность реализации их творческого потенциала;
система образования должна создавать условия для формирования у всех учащихся опыта достижения успехов в различных сферах деятельности, значимость которых признавалась бы школой.
Современная образовательная парадигма дает возможность рассмотреть процесс формирования личности ученика посредством интеграции самых разнообразных направлений его деятельности учебного и внеучебного характера, среди которых, несомненно, есть приоритетные. К ним, прежде всего, следует отнести универсальные учебные действия как составную часть фундаментального ядра общего образования. Именно в контексте психолого–педагогических идей ФГОС можно обеспечить формирование заявленных учебных действий – личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных.
Педагогический аспект концепции проекта представляет поиск содержания, форм, методов органичного взаимодействия интеллектуальной и духовно- нравственной культуры личности; гармонизации образовательного пространства школы; дополнение обучения системой ценностно-ориентированного воспитания.
Интерактивное взаимодействие невозможно без эффективного использования информационных технологий. В современном понимании информационная технология – это технология, применяющая специальные способы, программные и технические средства (кино-, аудио-, видеотехнику, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.
Можно выделить следующие способы использования информационных технологий в процессе взаимодействия:
интерактивные обучающие системы, основанные на мультимедиа, использующие одновременно текст, графику, видео и звук, музыку в интерактивном режиме;
информационные телекоммуникационные сети, используемые в целях обучения. Сетевая технология – использование сети Интернет как для обеспечения обучаемых учебно-методическими материалами, так и для интерактивного взаимодействия между учителями и обучаемыми.
Модель интерактивного взаимодействия между субъектами образовательного процесса, реализующаяся в проекте, включает в себя современные информационные технологии, которые могут использоваться как непосредственно, так и опосредованно в образовательном процессе:
Непосредственное использование
ИКТ – технологии
Субъекты
Электронный дневник
учитель-ученик
учитель – родитель
Электронный журнал
учитель-ученик
учитель – родитель
учитель – учитель
Опосредованное использование
Педагогические технологии
Субъекты
Технологии делового общения
учитель – учитель
Технологии диалогового взаимодействия
учитель – ученик
Свою педагогическую деятельность строим в соответствии с концепцией развития школы. Она ориентирует нас на создание условий, способствующих формированию «человека культуры».
В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека можно поймать рыбу и накормить его. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.
Речь идет о формировании у школьника универсальных учебных действий (УУД).
Универсальные учебные действия:
обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
Модель формирования познавательных и коммуникативных
универсальных учебных действий
Познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Условия реализации проекта
Характеристика УМК. Работаем по УМК «Начальная школа ХХI века». УМК позволяет успешно решать одну из приоритетных задач начального образования - формировать УУД.
Таблица 1
Позиции учителя и ученика в формировании УУД
Компоненты учебной деятельности (позиция учителя)
Вопросы, на которые отвечает ученик (позиция ученика)
Мотив деятельности
Зачем я это изучаю?
Постановка учебной задачи, ее принятие учащимися
Каковы мои успехи и что у меня не получается?
Обсуждение способа действий при решении учебной задачи
Что я должен делать, чтобы решить эту задачу?
Осуществление контроля
Правильно ли я решаю эту задачу?
Соотнесение полученного результата с целью (эталоном, образцом)
Выполнил ли я правильно поставленную учебную задачу?
Оценка процесса и результата
Какая учебная задача стоит передо мной?
В методике обучения особое внимание уделяется целенаправленному использованию моделирующей деятельности.
Приоритет поисково-исследовательской деятельности. Школьник является равноправным участником процесса обучения, его субъектом.
Разработана система использования ролевой игры в обучении, которая дает возможность развивать различные грани ролевого поведения, а значит воображение и творчество ученика.
УМК «Начальная школа ХХI века» построен с учетом реализации межпредметных связей, что позволяет органично использовать проектную деятельность.
Усилено внимание к творческой деятельности учащихся, которая включает инициативу и самостоятельность каждого обучающегося.
Материально-технические ресурсы:компьютер с выходом в Интернет, интерактивная доска, проектор, ноутбуки.
Учебно-методические ресурсы: демонстрационный и раздаточный материал. УМК «Начальная школа ХХI века».
Использование современных образовательных технологий в учебном процессе: проблемно-диалогическое обучение; ИКТ; проектная деятельность.
Теоретическую основу проекта составила концепция развития универсальных учебных действий разработанная на основе системно-деятельного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой, С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова.
Инновационные технологии
В своей работе используем современные технологии. Ведущей для развития познавательных и коммуникативных УУД считаем проблемно-диалогическую, при которой школьник осваивает принципиально другую роль - не просто «зритель», «слушатель», «репродуктор» («смотрю, слушаю, запоминаю, повторяю»), а «исследователь». Он весьма заинтересован в поиске истины, открытии для себя нового знания: ученик может выдвинуть свою гипотезу, выбрать и обосновать свой путь решения учебной задачи, вступить в дискуссию (например задания «Выскажи свое мнение»). В этом случае меняется место и роль образца (правила, способа, вывода и пр.). Он не предъявляется учителем в начале познавательной деятельности как не подлежащий обсуждению, изменению и тем более оценке, а рождается в процессе коллективной работы и часто завершает ее, что дает возможность каждому ученику «открыть» для себя и сознательно принять научное знание Технология проблемно-диалогического обучения способствует развитию у учащихся познавательных умений, готовит ученика к поиску самостоятельного решения. Основная особенность этой технологии заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети открывают их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности: дети усваивают лучше то, что открыли сами и выразили по- своему. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершении подводит итог. На таких уроках ученики больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу и в результате вырабатывают характер. Проблемно-диалогическое обучение это обучение, которое обеспечивает творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. При построении проблемно-диалогового урока надо учитывать, что диалог это форма общения. Диалоговый урок не получится, если присутствуют факторы тормозящие диалог: - категоричность учителя, нетерпимость к другому мнению; - отсутствие внимания учителя к ребёнку; - закрытые вопросы, которые предполагают односложные ответы или вопросы, на которые можно и не отвечать; - неумение учителя быть хорошим слушателем.
Эта технология используется на уроке усвоения нового материала. А именно на этапе введения нового знания и его воспроизведения.
Какова же структура проблемного урока? Проблемный урок обеспечивает творческое усвоение знаний. Ученик проходит 4 звена научного творчества: постановку проблемы и поиск решения на этапе введения знаний; выражение решения и реализацию продукта на этапе воспроизведения (проговаривания) знаний. При этом, в отличие от научного творчества, ученик формулирует учебную проблему, открывает субъективно новое знание и выражает его в простых формах. Как видим, этап введения новых знаний включает в себя постановку учебной проблемы и поиск её решения. Постановка учебной проблемы это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Существует три основных метода постановки учебной проблемы:
1. побуждающий от проблемной ситуации диалог 2. подводящий к теме диалог 3. сообщение темы с мотивирующим приёмом. Компьютер — оперативное средство наглядности в обучении, помощник в отработке практических умений учащихся, в организации и проведении опроса и контроля школьников, а также контроля и оценки домашних заданий.
Используем ИКТ в традиционной классно-урочной системе: проводим уроки с мультимедиа выступлением (используем самостоятельно составленные презентации в программе PoweerPoint, экранно-звуковые пособия, ресурсы Интернета, презентации составленные учениками класса. Организовываем самостоятельную работу учащегося и работу в малых группах на компьютере в рабочей зоне класса.
Использование в обучении ИКТ позволяет:
осуществлять индивидуальный подход к обучению;
развивать у учащихся навыки исследовательской деятельности, творческие способности;
усилить мотивацию учения;
сформировать у школьников умение работать с информацией, развить коммуникативные способности;
качественно изменить контроль за деятельностью учащихся;
приобщить школьника к достижениям информационного общества.
В своей практике используем технологию проектной деятельности
Предполагаемые результаты.
Общий ожидаемый результат:
Повышение качества начального общего образования школьников начальных классов, сформированность универсальных учебных действий, обеспечивающих их успешную социализацию.
Также ожидается, что развитие предметных, метапредметных и личностных образовательных результатов учащихся и реализация образовательных технологий в образовательном процессе начальных классов позволит получить следующие образовательные продукты:
дидактические материалы, основанные на учете универсальных учебных действий в различных областях знаний (с использованием ИКТ);
описание образовательных технологий, построенных на основе формирования универсальных учебных действий;
-подготовка статей и исследовательских разработок учителей начальных классов к публикациям.
Выделенный (транслируемый) результат:
методические рекомендации по формированию универсальных учебных действий школьников в различных предметных областях;
разработки проектов уроков, построенных с учетом формирования универсальных учебных действий школьников;
Список литературы
Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. – Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2008. – 151с.
Беседы с учителем: 1 класс четырехлетней начальной школы; под ред. Виноградовой Н.Ф., Журовой Л.Е – М.: Вентана-Граф, 2005. - 384 с.
Журова Л.Е., Беседы с учителем. 2 класс. – М.: Вентана-Граф, 2006.- 320с.
Журова Л.Е., Беседы с учителем. 3 класс. – М.: Вентана-Граф, 2007.- 384с.
Журова Л.Е., Беседы с учителем. 4 класс. – М.: Вентана-Граф, 2007.- 478с.