kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Педагогическая деятельность как диолог ребенеа и педагога (отношение педагога ребенка – партнерство)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации: «Педагогическая деятельность как диалог ребенка и педагога (отношение педагога ребенка – партнерство)»

Педагогическая деятельность - это общественно значимая профессиональная деятельность, которая заключается в воспитании подрастающего поколения. Данная деятельность протекает в рамках образовательного процесса и направлена на создание оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности ребенка - дошкольника. В законе РФ «Об образовании» отмечается, что результат образовательного процесса в становлении и развитии образованности личности. Организованная педагогическая деятельность позволяет ребенку присвоить эту образованность (как общественно - исторический миг), а также развить у ребенка способность пользоваться усвоенным опытом в своей жизнедеятельности. Таким образом, педагог является посредником между социальной культурой общества и ребенком. Социальная роль педагога заключается в его ответственности за воспитание детей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Педагогическая деятельность как диолог ребенеа и педагога (отношение педагога ребенка – партнерство)»





МКУ ДОД ДДТ г. Алзамай










Методические рекомендации:

«Педагогическая деятельность

как диалог ребенка и педагога

(отношение педагога ребенка – партнерство)»







Выполнила:

Матвеева Елена Сергеевна

Заместитель директора по УВР





г. Алзамай

2015г.


СОДЕРЖАНИЕ


Введение………………………………………………………………………….….3
  1. Педагогическая деятельность..……………………...………….……….4

  2. Педагогические цели ………….…………………..……………..............8

  3. Партнерские отношения педагога и ребенка………….………….….10

  4. Отношения педагога и ребенка – диалог……………………….….…16

Заключение…………………………………………..…………………………...23Список литературы……………..…………………………...…………………...26







Введение

Умение воспитывать - это все-таки искусство, такое же искусство,

как хорошо играть на скрипке или рояле, хорошо писать картины

А. С. Макаренко

Педагогами называют людей, имеющих соответствующую подготовку и профессионально занимающихся педагогической деятельностью, т.е. вопросами воспитания, образования и обучения. Содержание профессии педагога заклю­чается в воспитании подрастающего поколения. Профессия педагога - одна из древнейших и почетных в истории человечества. Однако определить точные сроки ее появления не представляется возможным. В течение боль­шого исторического отрезка времени воспитание осуществ­илось без профессионально подготовленных специалистов в ходе естественных жизненных отношений старшего поко­ления с младшими.

Педагоги занимаются педагогической деятельностью профессионально, а профессиональная деятельность является одной из основных форм жизнедеятельности человека. От того, как человек воспринимает и оценивает свою работу, свои достижения в определенной деятельности и себя в профессиональной ситуации, зависит и его общее самочувствие, и эффективность его деятельности. Между тем трудно представить себе другую деятельность, столь же разнообразную и столь же требовательную к качествам и возможностям исполнителя. Требования к педагогу определяются не только большой важностью, но и редким своеобразием педагогической деятельности. Весь опыт развития человечества доказывает, что в деле воспитания особое значение имеет личность воспитателя, поскольку он влияет на воспитанника своим поведением, своим образом жизни, отношением к обыденной жизни. Педагог становится мастером своего дела, профессионалом  по мере того, как он осваивает и развивает профессиональную деятельность, признавая педагогические ценности.


  1. Педагогическая деятельность


Педагогическая деятельность - это общественно значимая профессиональная деятельность, которая заключается в воспитании подрастающего поколения. Данная деятельность протекает в рамках образовательного процесса и направлена на создание оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности ребенка - дошкольника. В законе РФ «Об образовании» отмечается, что результат образовательного процесса в становлении и развитии образованности личности. Организованная педагогическая деятельность позволяет ребенку присвоить эту образованность (как общественно - исторический миг), а также развить у ребенка способность пользоваться усвоенным опытом в своей жизнедеятельности. Таким образом, педагог является посредником между социальной культурой общества и ребенком. Социальная роль педагога заключается в его ответственности за воспитание детей.

Педагогическая деятельность как профессиональная имеет место в специально организованных обществом образователь­ных учреждениях: дошкольных заведениях, школах, профессио­нально-технических училищах, средних специальных и высших учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки.

Другой характер педагогической деятельности стихийный, обусловленный тем, что человек подвергается влиянию различ­ных внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на его развитие.

Профессиональная педагогическая деятельность имеет систем­ный характер, проявляющийся в единстве целей, мотивов, дей­ствий и результатов. Основная, исторически сложившаяся, цель педагогической профессии — воспитание. Педагог, реализуя свою деятельность, должен стремиться к формированию лично­сти человека, способной к успешной жизнедеятельности в со­временном обществе с учетом возможностей самореализации человека, исходя из его интересов и стремлений. Основными объектами педагогического воздействия являются воспитатель­ная среда, деятельность воспитанников, воспитательный коллектив и индивидуальные особенности воспитанников. Среди ведущих задач педагога выделяют формирование воспитательной среды, организацию деятельности воспитанников, создание воспитатель­ного коллектива, развитие индивидуальности личности.

Все свойства педагогической деятельности проявляются че­рез педагогическое действие, являющееся совокупным един­ством целей недержания. Первичная задача, в которой проявляется педагогическое действие,- познавательная, которая переходит в задачу проектирования и преобразования. Весь про­цесс педагогической деятельности сводится к решению множества задач разных уровней сложности, классов и видов, причем педагогические задачи в большинстве случаев не поддаются алгоритмизации и часто требуют нестандартного эвристического решения , возникающего в процессе напряженной работы, включающей исследование, анализ, прогнозирование, эксперимент, контроль и вывод. Каждый новый шаг педагога становится для него источником новый информации, преобразующийся в накопленный опыт.

Основными видами педагогической деятельности традиционно является воспитание и преподавание.

Воспитательная работа подчинена цели гармоничного развития личности. В рамках воспитательной деятельности педагог должен организовывать коллектив воспитанников и направить его деятельность на решение воспитательных задач, ведущих к достижению цели. Успешность решения задач воспитания определяется наличием положительных изменений в сознании воспитанников, проявляющихся в поведении, эмоциях и повседневной деятельности. Воспитательная деятельность отличается отсутствием формализации конкретных действий педагога: он может лишь, прогнозировать свои действия и направлять воспитанников. В каждом конкретном случае выбор средств и методов воспитания зависит от индивидуальных особенностей воспитанника или атмосферы и состава коллектива воспитанников. Оценить ре­зультат работы воспитателя довольно сложно, т.к. он не имеет строго определенных критериев и оценок, во многом определяется исходным состоянием воспитанности подопечного.

Сущность преподавания имеет более логичный характер. Преподавание или обучение обычно производятся в специально организованных пространственных и временных рамках, поддаются планированию, алгоритмизации и проработке, имеют четкие цели соответствующие им задачи, а также определенные критерии их достижения.

Первичной в педагогической деятельности является все-таки

воспитательная работа, в связи с этим при подготовке педагогов нужно заботиться о формировании у них готовности к грамотной организации воспитательного и учебного процессов в совокупности с предметными знаниями.

Структура педагогической деятельности, компоненты педагогической деятельности, являются взаимосвязанными и взаимозависимыми элементами, отличаются друг от друга и обладают в некоторой степени обособленностью, что позволяет рассматривать их независимо друг от друга. В педагогической деятельности выделяют следующие компоненты: конструктивный, организаторский, коммуникативный.

Педагогическая профессия предъявляет некоторые требования к личности педагога, а именно: он должен обладать устойчивой социальной и профессиональной позицией, которая выражается в его отношении к окружающему миру, профессии и субъектам педагогике. В позиции педагога проявляются его личность, характер социальной ориентации, тип гражданского поведения и деятельности.

Социальная позиция будущего педагога формируется, начиная с детского возраста, продолжает развиваться в процессе обучения в общеобразовательной школе и является основой для формирования взглядов и убеждений, связанных с педагогической профессией.

Существуют также профессионально обусловленные требо­вания к педагогу, они подразделяются на две группы. В первую входит психологическая, психофизиологическая и физическая го­товность, а ко второй относится научно-теоретическая и практи­ческая компетентность как основа профессионализма.

Профессиональная готовность учителя определяется соответ­ствием его личностных и профессиональных качеств в профессиограмме, которая объединяет их идеализированный вариант в три взаимосвязанных комплекса: общегражданские качества; качества, определяющие специфику профессии учителя; спе­циальные знания, умения и навыки по предмету.

Важнейшую роль в деятельности педагога играет его личност­ная направленность, отраженная в профессиограмме и характе­ризующая его социально-нравственную, профессионально-педа­гогическую и познавательную направленность.

Познавательная деятельность педагога обуславливается стремлением к овладению новыми знаниями, интересом к новому в педагогической науке и предметной области учителя, способностью к самообразованию. Одним из главных факторов познавательного интереса любовь к преподаваемому предмету.












  1. Педагогические цели.


Приступая к какому-либо делу, мы стараемся, возможно, детальнее представить конечный результат. Любая человеческая деятельность начинается с постановки цели, под которой понимается. Осознанность, целенаправленность — непременные условия человеческой жизнедеятельности. Деятельность педагогическая, конечно же, не является в этом отношении исключением. Проективный подход в воспитательной работе, возможности которого исследуются нами, предполагает целеполагание как ключевой момент деятельности педагога.

Затраты времени при определении целей с лихвой окупаются в процессе непосредственной работы. Ведь невозможно предугадать все изменения обстоятельств, а значит, приходится постоянно в процессе работы корректировать заранее намеченные планы. Чётко осознанная цель при этом как путеводная звезда: даже в конфликтных, экстремальных ситуациях она помогает быстро сориентироваться и найти оптимальный выход. Выигрыш при этом не только в достижении результата, но и в удовлетворении от самого процесса труда.

Педагогическая цель предполагает соответствующую деятельность, т.е. воздействие на процесс формирования личности и соответствующие изменения в этом процессе. Особенность подобной цели — не дифференцированность, цельность. При этом личность рассматривается в целом, а не «растаскивается», расчленяется по отдельным качествам. Но педагогическая деятельность в этом случае строится стихийно, методом проб и ошибок «получилось — не получилось».

Общая цель - это воспитание гармонично развитой личности, то есть укрепление здоровья ребёнка, его социальное развитие в общение с детьми и подготовка к школьному образованию.
В цель входят различные воспитательные и образовательные задачи, которые осуществляются в играх, досугах и занятиях с детьми.
Теоретически всё проще, а практически сложнее бывает. Детей много и они очень разные, но важно стремление к индивидуальному подходу. С детьми надо чаще общаться и они сами подскажут, как к ним подойти.
Помимо педагогической общей цели и задач у каждого воспитателя могут быть свои дополнительные взгляды на жизнь и понятия. Я считаю, что надо создавать детям такую дружескую и игровую атмосферу в группе, чтобы на потом у них остались хорошие воспоминания о дошкольном детстве.
















Традиционно цель образования представлялась как заказ общества, выраженный в модели личности, в стандарте образования и поведения. Современное воспитание — не привитие определённой модели, а организация педагогических условий для формирования и осознания ребёнком собственного личностного опыта, приобретаемого на основе межличностных отношений и обусловленных ими ситуаций, проявляющегося в форме переживаний, смыслотворчества, саморазвития.



  1. Партнерские отношения педагога и ребенка.


По требованию ФГОС ДОО позиция педагога в организации жизни детей – это партнёр – партнёр. Партнерская деятельность предполагает:

  • передачу содержания социально-исторического опыта человечества: в процессе коммуникации воспитатель сообщает детям новую информацию, предлагает способы познавательной деятельности, стимулирует к самостоятельному познанию; в общении со сверстниками огромное значение имеет процесс взаимообогащения детей новым опытом познания, формами взаимодействия;

  • передачу опыта различных видов деятельности и обеспечение их освоения: партнерство является условием для освоения детьми разных видов деятельности трудовой, игровой, познавательной, исследовательской и т. д.

  • обмен мыслями, переживаниями по поводу внутреннего и окружающего мира, побуждение собеседников действовать определенным образом для достижения результата: в процессе партнерства устанавливается эмоциональное взаимодействие воспитателя с ребенком, детей друг с другом, что позволяет им оказывать влияние на поведение, настроение, состояние друг друга.

В процессе коммуникации, осознают или не осознают это партнеры по общению, они реализуют четыре основные функции: управленческую, информативную, эмотивную и фактическую (связанную с установлением контактов). Ведущей, как правило, является управленческая функция: главная цель – намерение ее участников повлиять друг на друга, воздействовать на поведение партнера по общению.

Реализация информативной функции осуществляется с помощью языка и других знакомых систем. В коммуникативном процессе обычно выделяют вербальную и невербальную коммуникацию.

Вербальная осуществляется посредством речи, которая является универсальным, но не единственным средством коммуникации. Невербальная коммуникация предполагает:

  • визуальные виды общения, т.е. жесты, мимику, позы;

  • пространственно-временную организацию общения, контакт глазами;

  • акустическую систему, включающую паралингвистический ( тембр голоса, его диапазон, тональность) и экстралингвистический (паузы, покашливание, смех, плач и д.р.) компоненты;

  • тактильную систему (прикосновения, пожатия руки, объятия, поцелуи).

Партнерство не просто действие – это именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками; при этом каждый является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах.

Активность может выражаться в том, что ребенок при общении инициативно воздействует на партнера – сверстника или взрослого. При этом партнер воспринимает его воздействия и отвечает на них, проявляя собственную субъектность. Когда два человека общаются, они действуют попеременно и воспринимают воздействия друг друга, тем самым взаимообучаясь и взаимообогащаясь.

В структуре партнерского общения выделяют следующие компоненты:

1. Предмет общения – другой человек, партнер по общению как субъект. Для дошкольника это может быть взрослый, сверстник, более старший или более младший ребенок, знакомый или незнакомый человек. Каждый из возможных партнеров требует особых способов и форм взаимодействия, проявления специфических умений коммуникации.

2. Потребность в общении состоит в стремлении к познанию и оценке других людей и – через них и с их помощью – самопознанию и самооценке. Расширение круга социального общения постепенно приводит дошкольника к познанию многообразия личностных проявлений собеседников, их оценке и осознанию своих личностных особенностей и возможностей. Потребность в общении определяются коммуникативными мотивами.

3. Коммуникативные мотивы – то, ради чего предпринимается общение. Для детей младшего дошкольного возраста таким мотивом становится потребность в общении с взрослым ради выполнения общего дела – игры с игрушкой, нанизывания колец пирамидки, кормления и укладывания спать куклы. Для детей средней группы ведущим мотивом общения становится потребность узнать от взрослого новую интересную информацию. Старшие дошкольники стремятся реализовать в общении потребность разобраться во взаимоотношениях людей, причинах их поступков, отношений, поведения. Ребенка интересуют качества человека, ради познания и оценки которых он и вступает во взаимодействие.

4. Задачи общения – цель, на достижение которой в данных условиях направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения. Мотивы и задачи общения могут не СОВПАдать между собой.

5. Продукты общения – это образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения. Для дошкольников это результаты совместной продуктивной деятельное, например коллективная аппликация, коллаж, составленный вместе с родителями или деты группы, сочиненная в процессе общения сказка, загадка, нравственный выбор, сделанный деты после совместного обсуждения литературного произведения или чьего- либо поступка.

Партнерство взрослого с детьми предполагает:

  • развитие потребности ребенка в соответствии с его возрастными возможностями в общении с взрослыми и сверстниками. Со знакомыми и с незнакомыми людьми, с детьми разного возраста;

  • развитие умения вступать в процесс общения (просьба, приветствие, поздравление, приглашение, вежливое обращение);

  • развитие умения ориентироваться в партнерах и ситуациях общения (начать говорить знакомым и с незнакомым человеком; соблюдать правила культуры общения в отношениях с товарищами, с взрослым; понять ситуацию, в которую ставятся партнеры, а также намерения, мотивы общения);

  • развитие умения соотносить средства вербального и невербального общения (употреблять слова и знаки вежливости; эмоционально и содержательно выражать мысли, используя жест мимику, символы; получать информацию и снабжать информацией о себе и других людях и в щах);

  • становление умения согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями. собеседников (само- и взаимоконтроль деятельности, обоснование совместно выполняемых заданий в определенной логической последовательности, определение порядка и рациональных способов выполнения совместных действий);

  • воспитание желания доверять, помогать тем, с кем общаешься, и поддерживать их (помогать нуждающимся в помощи, уступать, быть честным, не уклоняться от ответов, говорить о своих намерениях, давать советы и слушать советы других, доверять получаемой информации, товарищу по общению, взрослым, воспитателю);

  • применение индивидуальных умений при решении совместных задач (использование речи, пения, шутки);

  • развитие умения замечать эмоциональное состояние партнера и адекватно реагировать на него;

  • воспитание желания проявлять чуткость, отзывчивость по отношению к партнерам, сопереживать им.

Техники влияния в коммуникации конструктивные, такие как: убеждение, аргументация, просьба.

Дети инициативные, общительные стимулируют воспитателя к более обширному и разностороннему общению. Постоянно втягивая взрослых в центр  своей деятельности, побуждают  быть более активными, что способствует накоплению и расширению опыта взаимопонимания, нахождения «общего языка». Вот пример.  

Максим, воспитанник  группы, построил самолет, и ожидая воспитательницу,  следит, чтобы никто из детей не разрушил его. Татьяна Викторовна подходит к Максиму, на лице ее улыбка, заметно оживление. Она говорит ласково: «Макс, ты ждал меня? Я вижу, какой ты красивый самолет построил. Ты молодец. Да это же не простой самолет. Это самолет новой конструкции». Давай ты, будешь пилотом, а мы  с ребятами пассажирами и все вместе полетим в путешествие. Воспитательница радуется вместе с ребенком, и он стремится к эмоциональным контактам , потому что испытывает удовольствие от этого общения.

Воспитатель для ребенка — носитель общественных требований, правил, различных оценок (поощрения, порицания, запрета). Поэтому в связи с опытом сложившихся отношений воспитателя и ребенка у последнего формируется признание или непризнание педагога, доверчивое или недоверчивое к нему и его оценке отношение, умение выразить ему свои чувства, признательность, желание общаться с ним, сообщать о радостях и неудачах. Так воспитатель и дети становятся партнёрами в играх, самостоятельной деятельности ребёнка.  Партнёрство,  со стороны ребенка, так и со стороны воспитателя способствует лучшему их взаимопониманию в процессе общения. Мы часто используем модель «я – высказывание («я думаю что, ты, Кирилл, этому научишься; я – хочу; я – желаю; я бы предпочла, чтобы играли дружно, делились игрушками и помогали друг другу в трудных ситуациях»)» 

Характер и интенсивность общения определяется не только активностью детей, но и тем, насколько взрослые создают благоприятные условия для развития общения по мере взросления ребенка. Это положение со всей четкостью реализуется при изучении взаимоотношений дошкольников и педагогов.

Добиться расположения воспитателя, обратить его внимание на себя, быть замеченным им - вот главная забота ребенка. И если некоторые дети не добиваются этого, то вовсе не потому, что они не стремятся к общению с воспитателем, а в силу недостаточности коммуникативных умений, препятствующей возможности эмоционально «выразить себя», свое желание общаться с нами.

Проявляется так же партнёрство в культурно – досуговой деятельности, воспитатели и дети выполняют определённые роли, содействуют созданию обстановки общей радости, хорошего настроения, формируется чувство сопричастности к событиям которые происходят в стране, в детском саду. Мы воспитывают радостную и доброжелательную атмосферу в детском коллективе. Например, педагог берёт на себя роль «Бабушки - рассказушки», «Лесовичка», «Морского царя», а дети исполняют роли других героев, связанных между собой.




















  1. Отношения педагога и ребенка – диалог.


Результат педагогической деятельности — воспитанник, имеющий  определенный уровень образованности, развития — отсрочен по времени, поскольку  достижения ребенка, его индивидуальность проявляются на последующих периодах жизненного пути.

В ходе деятельности изменяется и сама личность педагога, возрастают его мастерство, профессиональная компетентность, способности и умения, творческая индивидуальность.

Характер педагогической деятельности, ее специфика определяют требования к личным качествам педагога. Выделяются общие и специальные качества. К общим относятся направленность на развитие других людей, наличие гуманистических, нравственных идеалов, эрудиция, широта интересов, высокий уровень образованности, эстетические, правовые убеждения и взгляды, и т.п.

Специальные качества включают педагогические способности, индивидуально-психологические особенности, позволяющие быстро овладеть методами и приемами педагогической деятельности.

Для педагога важны следующие  способности:

  • устанавливать контакты с ребенком, общаться с ним (коммуникативные);

  • воспринимать и понимать психологические состояния ребенка (перцептивные);

  • формировать определенный тип и вид деятельности (академические);

  • передавать ребенку  необходимую информацию (дидактические);

  • профессионально оценивать себя и ребенка, результаты своей деятельности (оценочно-рефлексивные);

  • предвидеть последствия  своих действий, проектировать и прогнозировать развитие личности ребенка, обладать педагогическим оптимизмом, верить в свои возможности, опираться на положительные черты ребенка (педагогическое воображение).

В Концепции дошкольного  воспитания в разделе «Воспитатель детского сада», где дается портрет педагога, работающего с детьми, отмечается важность воздействия его личности на личность детей. Важную роль играют такие черты характера педагога, как юмор, интеллигентность, целеустремленность и т.д. Большое значение также имеют тип темперамента, особенности эмоциональной сферы, самооценка.

Определение профессионально  важных качеств как необходимых условий для успешной организации педагогической деятельности базируются на анализе деятельности и трудовых (профессиональных) функций. Результаты такого анализа отражаются в профессиограмме, которая определяется как «научно обоснованные требования к профессиональным качествам личности педагога, к объему и составу мировоззренческих, общекультурных, психолого-педагогических, специальных знаний, а также перечень педагогических умений и навыков».

В психолого-педагогических исследованиях профессиограмма учителя (воспитателя) рассматривается как описательная модель его деятельности, которая включает в себя: основные функции специалиста; основные требования к личности воспитателя и его профессиональной подготовке; противопоказания к педагогической деятельности.

Подфункциями педагога понимается набор профессиональных обязанностей, выполнение которых обеспечивает достижение целей и задач обучения, развития и воспитания детей:

  • создание педагогических условий для успешного воспитания детей;

  • обеспечение охраны жизни, укрепления здоровья детей;

  • осуществление воспитательно-образовательной  работы с детьми;

  • участие в педагогическом просвещении родителей;

  • регулирование и согласование воспитательных воздействий семьи и дошкольного учреждения;

  • самообразование педагога;

  • участие в научно-исследовательской  работе.

По классификации Е.А. Панько, педагог в своей деятельности осуществляет следующие функции: материнскую (охрана и укрепление здоровья детей); развивающую (воспитывающую и обучающую); коммуникативную; диагностическую и коррекционную; конструкторско-организаторскую; координирующую; профессионального самосовершенствования.

Таким образом, деятельность педагога ДОУ многогранна и предполагает овладение разнообразными профессиональными умениями. Их перечень наиболее полно приведен в работе А. К. Марковой:

  • умения, связанные с  постановкой педагогических задач и предвидением результатов их решения;

  • умение работать с  содержанием материала;

  • владение психолого-педагогическими  знаниями и их практическое применение;

  • знание приемов постановки и решения коммуникативных задач;

  • владение приемами достижения продуктивного общения (риторикой, средствами общения);

  • реализация и развитие педагогических способностей, создание и упрочнение позитивной «Я-концепции»;

  • осознание перспективы своего профессионального роста;

  • определение обучаемости  детей;

  • оценка воспитанности  детей;

  • интегральная оценка своего труда и профессионализма.

Также педагогические умения условно делятся на гностические, конструктивные, коммуникативные, организаторские и специальные.

Основная проблема педагогической деятельности совмещение требований и целей воспитателя (наставника, учителя) с возможностями, желаниями, запросами и целями детей (обучаемых, воспитуемых). Диалог двух культур мира взрослых и мира детей — предполагает взаимодействие, основанное на сотрудничестве, взаимопонимании, равенстве двух миров, принципа принятия ребенка таким, какой он есть. Условиями диалогичности педагогической деятельности являются:

  • уважение к свободе  и достоинству каждого ребенка;

  • создание условий для  развития его индивидуальности, творческой самобытности;

  • учет возрастных психолого-педагогических особенностей детей при отборе содержания и методов воспитания и обучения.

В литературе описаны  три модели педагогической деятельности:

  • педагогика принуждения (авторитарная);

  • полной свободы;

  • сотрудничества.

Педагогика принуждения  характеризуется подчинением детей, ограничением их свободы и автономии. Педагог жестоко контролирует поведение и развитие ребенка. Дети практически лишены независимости, не умеют отстаивать свои интересы, часто агрессивны либо подавлены, испытывают страх, тревожность. Педагоги авторитарного типа склонны к использованию приказов, распоряжений, категорических указаний, у них негативные оценки преобладают над позитивными, значительный акцент делается на организационно-деловой (обучающей и дисциплинирующей) стороне педагогического процесса.

Педагогика полной свободы, как правило, предполагает либерально-попустительский стиль отношения к детям. Воспитатели не пытаются ограничить поведение детей, не сдерживают их ни в каких проявлениях и действиях. Дети импульсивны, любой запрет со стороны других взрослых может вызвать агрессивность.

Педагогика сотрудничества предполагает демократический (помогающий) стиль отношений с детьми. Педагоги больше внимания уделяют организационно-воспитательному  аспекту своей деятельности: она направлена не только на результативность обучения и поддержание порядка и дисциплины,но и на воспитание нравственно-волевых качеств ребенка, развитие его самооценки, образа «Я». Педагог стимулирует субъектность ребенка, организуя сотрудничество детей, взаимопомощь, согласованность действий. Подобная демократическая позиция создает оптимальные условия для формирования положительного эмоционального микроклимата группы. Такой стиль предполагает не только ориентацию на ребенка, признание его прав и обязанностей, достоинств и недостатков, но и уважение образа жизни семьи, семейных отношений (при благоприятном варианте развития) (Т.Н. Доронова).

Педагогика сотрудничества базируется на личностно-ориентированном подходе к воспитанию и обучению детей, сущность которого определена в Концепции дошкольного воспитания. Однако лишь каждый пятый педагог придерживается этой модели, треть современных воспитателей ДОУ осуществляют учебно-дисциплинарный дидактический подход, у остальных отчетливой ориентации на определенную модель не наблюдается.

Многие исследователи  личностно-ориентированной модели педагогической деятельности пытаются рассматривать ее в контексте и логике субъект-субъектных отношений, считая, что педагогу надо признать детей в качестве субъектов образования. Однако другие ученые подчеркивают необходимость постепенно вести ребенка от объектной позиции к субъектной.

Характеристикой педагога, обеспечивающего  диалог культур (взаимодействие сотрудничества и содружества), является рефлексивное отношение к собственным личностным качествам, способностям, мотивам, способам и средствам деятельности.

Другой подход к изменению позиции  педагога, переориентация его с негативных мотивационно-ценностных установок предлагается в работе Н.Е. Латышевой.

Опираясь на трансакционную теорию Э. Берна, согласно которой в каждом человеке живут трое — «родитель», «взрослый» и «дитя» — автор доказывает, что нужно использовать ситуации, в которых ребенок оказывается компетентнее взрослого. В результате растет его самоутверждение. Выстраивая позицию «воспитатель—дитя», педагог должен не забывать о правиле трех «П» (понимание, приятие, признание), т.е. признании успешности ребенка, его индивидуальности.

Уникальность, своеобразие ребенка  ярко проявляются в его субкультуре. Изучение портрета дошкольника показывает, что культура дошкольного детства наиболее открыта и содержит феноменальное количество возможностей гармоничного развития ребенка.

Детская субкультура — своего рода культура в культуре, живущая по специфическим и самобытным законам, хотя и встроенная в общее целое. Это особая система бытующих в детской среде представлений о мире ценностей. Она находит свое выражение в различных детских играх, ритуалах, словесном творчестве и т.п.

Детская субкультура складывается под влиянием жизни общества, его  традиций, отношения к детям, внимания взрослого мира к миру детства. Например, детское слово-творчество является «своеобразным вызовом сознанию взрослого, которое хотя и подпирается готовым общественным опытом, но им же и ограничено». В субкультурной форме мир детства провозглашает свое отличие от мира взрослых. Но ребенок — изначально общественное существо, он нуждается как в сверстниках, так и во взрослых. Поэтому в субкультуре детства следует видеть самобытный способ освоения ребенком новых сторон социальной действительности и самоутверждения в ней. Диалог культур предполагает изучение субкультуры взрослыми, ее развитие с позиций сотрудничества. Основными линиями диалогичности деятельности педагога должны стать: развитие способностей, творческой индивидуальности, интересов, склонностей, самостоятельности, инициативности детей.

Педагогическая позиция предполагает организацию поддержки, использование приемов авансирования успеха, усиление мотивации (личностной, познавательной, игровой, исследовательской и т.п.).

Внимание к детским играм, творчеству, традициям, поощрение субъектности ребенка, его саморазвития помогают перестроить содержательную характеристику педагогической деятельности. Доверие к взрослому, как базисное свойство личности ребенка, формируется в совместной деятельности, где совмещаются и перекликаются интересы детей и взрослых.

Таким образом, основу педагогической деятельности составляют диалогичность и содержательность, направленность на ребенка как на личность, способную к самовыражению и взаимодействию.

 





















Заключение


Образованию, как и всем сферам работы с человеком, нужны таланты. Они были нужны во все времена, но как никогда остро эта потребность обнаружилась в последние годы, в период интен­сивного обновления отечественного образования. Талантливую, творческую, увлеченную, активную личность может взрастить толь­ко талантливый же и увлеченный педагог. Самые передовые тео­рии, оригинальные новации, современные системы и техноло­гии, прекрасно составленные инструкции и разработки сами по себе не сделают педагогический процесс эффективным. Решаю­щую роль в этом играет личность педагога. Именно через нее во многом преломляется воздействие мировой культуры и потенци­ала окружающей среды на растущего человека.

Высокий уровень социальной ответственности, уникальность объекта воздействия, каким является развивающаяся личность, неординарность ситуаций и многообразие влияющих на них фак­торов определяют серьезные требования к эрудиции, общей куль­туре, творческим возможностям, профессиональной этике работ­ников педагогической сферы, а следовательно, и к системе их подготовки. В образовательных учреждениях всегда были творческие, ищу­щие, беспокойные люди, подлинные энтузиасты, подвижники воспитания Профессиональная деятельность педагога предполагает процесс постановки учителем педагогических задач, их иерархии, перестраивания в зависимости от конкретных условий и ситуаций, у учителя развивается способность к педагогическому целеполаганию и целеосуществлению. Важным компонентом этой способности является умение корректировать цели в ходе самого процесса педагогического воздействия, создавать в сознании образ возможного результата своих действий. Для этого необходим не только постоянный анализ всех компонентов педагогической ситуации, но и самоанализ педагога, способность к педагогической рефлексии.

Своеобразие педагогической профессии состоит в том, что она по своей природе имеет гуманистический характер. В процессе образования учитель решает две задачи: адаптивную, гуманистическую.

Адаптивная функция связана с приспособлением учащегося, воспитанника к конкретным требованиям социокультурной ситуации, а гуманистическая - с развитием его личности и творческой индивидуальности. С одной стороны, педагог подготавливает своих воспитанников к определенной социальной ситуации, к конкретным запросам общества. Но, с другой стороны, он, объективно оставаясь хранителем и проводником культуры, несет в себе вневременной фактор. Развивая личность ребенка на основе богатства человеческой культуры, учитель работает на будущее. Педагог в ходе своей профессиональной деятельности выполняет основные функции: обучающую, воспитывающую, развивающую, психологической подготовки.

Реализация этих функций требует от современного педагога следующих личностных параметров: потребности и способности к активной и разносторонней профессиональной и социально-культурной деятельности; тактичности, чувства эмпатии, терпеливости и терпимости в отношениях с детьми и взрослыми, готовности принимать и поддерживать их, а если нужно, то и защищать; понимания своеобразия и относительной автономности саморазвития личности; умения обеспечить внутригрупповое и межгрупповое общение; предотвращать конфликты в детском и взрослом сообществах; знания особенностей психического развития, особенно детей с проблемами, и стремления вместе с ними целенаправленно создавать условия, необходимые для их саморазвития; способности к собственному саморазвитию и самовоспитанию.

Гуманный педагог должен опираться на возможности ученика, его потенциал, а не на авторитет своей власти и принуждение. Его главная задача - выявить, раскрыть и развить все ценное в человеке, а не сформировать привычку к послушанию.
     Педагог, как и любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, которой он управляет. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки – человеко-ведческой и специальной.




























Список литературы.


1. Болотина Л. Р., Комарова Т. С, Баранов С. П. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для сту­дентов средних педагогических учебных заведе­ний. 2-е изд. — М.: Издательский центр «Акаде­мия», 1997. –С. 174 .

2. Маркова А. К. Психология труда учителя. — М., 1993. — С. 18—71.

3. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. – М., 2009 г.

4. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. — М, 1972. — С. 238-246.

5. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Ред. Вераксы Н.Е. – М., 2010 г.

6. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребёнка /под ред. Шипициной М.Л. – М., 2003 г.

7. Интернет ресурсы: nsportal.ru, imc0mut.ucoz.ru, moi-detsad.ru.

26




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Матвеева Елена Сергеевна

Дата: 18.01.2016

Номер свидетельства: 278644


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства