kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Педагогическое наследие Каюма Насыри в деле работы с одаренными детьми.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогическое наследие Каюма Насыри

 в деле работы   с одаренными детьми.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Педагогическое наследие Каюма Насыри в деле работы с одаренными детьми.»

Педагогическое наследие Каюма Насыри в деле работы с одаренными детьми.

Каждый учитель хочет увидеть в своих учениках одаренных детей. Но мы сами часто затрудняемся ответить на вопрос, кого считать одаренным? На что обращать внимание в педагогической работе учителям при обучении и воспитании детей, чтобы преумножить их одаренность? Мне, как классному руководителю, в свое время повезло найти замечательную книгу. Это была «Книга о воспитании» Каюма Насыри. Эта книга стала настольной в работе с детьми, и она же заинтересовала меня узнать, как можно больше о великом просветителе татарского народа, ученом-энциклопедисте Каюме Насыри. И какие можно взять советы Каюма Насыри при работе с одаренными детьми.

Каюм Насыри родился 2 февраля 1825 года в деревне Верхние Ширданы Свияжского уезда Казанской губернии (ныне Зеленодольский район Республики Татарстан) в семье хорошо известного во всей округе богослова и мастера каллиграфии Габденасыра бин Хусейна. Полученное от отца первоначальное образование и 15 лет учебы в медресе ему, конечно, было недостаточно для формирования основ мировых наук

Каюм Насыри поднялся на самую высшую степень образования среди татар своего времени и стал первым ученым - энциклопедистом. Он уделяет большое внимание самостоятельному изучению русского языка, чем вызвал критику со стороны мусульманских богословов, которые были против всего русского. Поэтому свою учительскую деятельность он начинает в духовном училище, а затем и в духовной семинарии как преподаватель татарского языка и посвящает 15 лет своей жизни обучению русских юношей татарскому языку.


Одновременно с учительской деятельностью Каюм Насыри получает образование в Казанском университете в качестве вольнослушателя, где активно участвует в работе «Общества археологии, истории и этнографии», действительным членом которого его избирают в 1885 году. В годы учебы в Казанском университете он сближается и сотрудничает с выдающимися учеными того времени - историками Н.Г. Фирсовым, М.М. Хомяковым, востоковедами Н.Ф. Катановым, Г.С. Саблуковым - первым переводчиком Корана с арабского на русский язык. К. Насыйри в 1871 году был первым в истории татарского образования, кто организовал обучение татарских детей русскому языку.








Каюм Насыри признает значение природных дарований в деле воспитания и пишет: «Воспитание может оказать на человека воздействие при наличии природных способностей. Человек, в природе которого нет способностей, подобен заржавленному сплошь железу, сколько ни лощи — не заблестит». Причем нет людей, ни к чему не способных, и при умелой постановке обучения и настойчивости всякий нормальный человек может развить свои дарования и духовные силы. Более того, умелая постановка воспитательной работы и настойчивость могут помочь человеку преодолеть слабые черты своей природы и позволить «раскрыться даже детям, которые не блещут своими способностями и выглядят несообразительными». В то же время при отсутствии надлежащего воспитания и обучения способности и дарования человека могут заглохнуть.



В его «Книге о воспитании» есть притча об одаренности: «Один падишах передал сына наставнику, говоря: « О учитель, воспитай этого ребенка, как своего собственного сына, дай ему хорошие знания». Наставник принялся с усердием обучать сына падишаха вместе с другими отроками. Однако сын падишаха учился хуже сыновей простолюдинов. Падишах упрекнул этим наставника. Но тот отвечал: « О падишах, обучение одинаково, да способности разные». Учти, мой сын, что дети черни бывают порой куда проворней и смыщленей байских сынов. Вот почему обучение байских детей требует гораздо больше стараний, ибо бывают они чересчур избалованы»

Каюм Насыри считал, что в формировании человека, его духовного мира, физических и нравственных качеств решающую роль играют не происхождение, не социальная принадлежность, а обучение и воспитание. «Величие,— пишет К. Насыри в соответствии с этой установкой,— исходит от ума и воспитания, а не от происхождения».


Каюм Насыри осознавал, что при соблюдении верности старым канонам и традициям невозможно обеспечить формирование людей с широким кругозором, способных воспринимать новое.тивной. Критикуя недостатки воспитания подрастающего поколения, К. Насыри пишет, что «наши дети, к сожалению, лишены подлинного просвещения и отличаются от животных только тем, что обладают речью. Сколько у нас способнейших детей, родители которых не знают, как и каким образом их воспитывать, и лишены возможности поручить эту благородную миссию просвещенному педагогу. Дети, как правило, попадают в распоряжение хальфы, который, будучи по уровню своему порою ниже учеников, не знает, как и чему их учить... В результате они не имеют представления о науках, обогащающих разум и способствующих развитию умственных способностей. Не получают они также необходимую нравственную закалку, плохо осведомлены в основах человеческого общежития и не знают правил общения».

Проблеме воспитания и обучения посвящены такие его произведения, как «Китабет-тербия» (Книга воспитания), «Балаларга тэгьлим бирмэк» (Обучение детей), «Ахляк рисалясе» (Трактат по этике) в двух самостоятельных выпусках, «Тэрбия» (Воспитание), «Мугай-нетдин», «Бала тэрбия кылучы хатыннарга нэсихэт» (Советы матерям, воспитывающим детей) и др. В них К. Насыри подвергает суровой критике средневековую схоластическую систему обучения в татарских мектебе и медресе, критикует в них оторванность от жизни.

Вместе с тем он, опираясь на достижения русской педагогической мысли той эпохи, обосновывает научные основы воспитания, раскрывает его содержание, знакомит с приемами и методикой обучения. Педагогические взгляды Каюма Hасыри развивались под влиянием К.Д. Ушинского и Л.H. Толстого. Каждый ребенок, считал педагог, должен знать и изучать родной язык, жить в родной культуре, сохранять традиции старшего поколения, любить свой отчий дом, большую и малую родину, уважать своих соседей, изучая их язык и знакомясь с их культурой и верой, чтобы не составить превратных представлений, и, наконец, стремиться к вершинам современной науки.

В небольшой по объему "Книге о воспитании", содержащей наставления, поучительные истории и притчи, он поднимает многие проблемы нравственного воспитания молодежи. Например, он подчеркивал: "Воспитание нельзя понимать, как хлопоты о кормлении и росте ребенка, это и пропитание его, и забота о его нравственном совершенствовании, и привитие прекрасных, благородных манер. И стремление вывести его из животного состояния, чтобы сделать достойным звания человека, и обучение наукам, и развитие понятий приличия". Это сборник мудрых правил, педагогическое руководство по воспитанию подрастающего поколения. На примерах из жизни мудрецов и простых людей автор описывает события, а затем делает выводы, подводит читателя к моральным наставлениям, которые изложены не в виде нравоучений и назиданий, а в форме житейской проблемы, простого совета, стратегии поведения на будущее. Чего стоит, например, одно из его наставлений: «Мудрого Лукмана спросили: «У кого учился ты благовоспитанности? Лукман ответил: «Я наблюдал развязность невежд и избегал повторять то, что мне не нравилось в них, и так стал воспитанным». О сын мой, для того, кто умен, вокруг столько поучительного, постарайся же извлекать из этого пользу».

Среди его педагогических методов и идей можно выявить следующие, наиболее важные и актуальные для того времени:

• строить преподавание на материалистической основе, чтобы учащиеся в процессе обучения познавали вещи реального мира;

• научные знания должны быть усвоены учащимися последовательно и в строгой системе. В любой науке знание и навык вытекают из предыдущих, и сами могут служить основой для последующих.

• усвоение научных положений должно быть сознательным. Обучение не должно быть формальным. Необходимо совершенствовать и разнообразить методические приемы, которые развивали бы в учащихся самодеятельность, любознательность, активность на уроке, повышали эффективность урока;

• в основе обучения должна лежать наглядность;

• разнообразные педагогические и методические приёмы при обучении должны применяться с учётом сил и возраста учащихся.

К. Насыри поднимает широкий круг проблем, затрагивающих формирование как физического, так духовного облика человека. Одной из важных задач воспитания в его представлении является обеспечение нормального физического развития человека, что в свою очередь выступает основой нравственного и умственного развития. Причем необходимыми компонентами его являются питание, сон (и то и другое  в пределах разумной нормы), свежий воздух, чистая вода, физические упражнения, соблюдение правил гигиены и здравоохранения

Развитию разума, памяти, способности познать мир и самого себя как важнейшей составной части воспитания человека К. Насыри придает очень большое значение, считая, что именно эти качества отличают людей от животных. Но вместе  с тем, полагает просветитель, они недостаточны для совершенствования человеческой личности. Для этого требуется еще воспитание воли, характера и нравственных качеств. «Настоящая человечность,— пишет он,— предполагает  воспитанность добрых нравов и характера и умения избегать дурных деяний».

К. Насыри придает большое значение практической направленности воспитания и считает, что людям необходимо прививать деловитость, непримиримость к лености, умение распознавать добро и избегать зло. Леность просветитель считает проявлением либо телесного, либо душевного недуга и лучший способ ее лечения — труд и самовоспитание.

Как же полезны, в первую очередь, для родителей наставления Каюма Насыри в деле воспитания одаренных детей. Он считал, что важнейшей составной частью воспитания является привитие человеку трудовых навыков и обучение ремеслам. Он подчеркивает воспитательное значение труда для детей, призывает поддерживать и поощрять их стремление мастерить и совершать трудовые операции. «Когда дети берут ножи и начинают делать себе игрушки,— пишет он, обращаясь к родителям,— вы запрещаете им это делать, считая, что они сорят избу. Это занятие показывает, что ваши дети стремятся к ремесленничеству, а вы это не понимаете» .



Каюм Насыри пытается осмыслить систему воспитания и обучения и выяснить их научные основы. При этом он выдвигает следующие принципы, на которые должна опираться всякая разумная система воспитания и обучения:

  1. Воспитание и обучение человека должно падать на детские и юношеские годы. «Самый ценный период в жизни человека,— пишет просветитель,— охватывает время от появления способности самопонимания и до завершения обучения в школе. Именно в эти годы надо заботиться о надлежащем воспитании ребенка и доведении до его сознания правил общежития». Обосновывая это положение, он указывает, что дети, словно молодые деревья, если даже имеются некоторые искривления, легче поддаются выпрямлению. Но когда человек окончательно сформируется и привыкнет к определенному образу поведения, то его весьма трудно избавить от вредных привычек.. Ребенок, например, легче осваивает языки, а взрослому человеку они поддаются с трудом. Поэтому изучению русского языка, считает просветитель, надо уделять внимание с детства.


  1. Учёт в процессе обучения и воспитания склонностей и интересов детей. «Круг интересов и склонностей человека, — указывает К. Насыри, — обнаруживается уже в детстве. Воспитатель обязан его учитывать. Надо обучать ребенка той профессии, к которой он способен и к которой        он проявляет интерес».  

  2. Полное вовлечение в процесс обучения сил и чувств ребёнка. К. Насыри писал: «При воспитании ребенка необходимо обратить внимание на использование всех пяти его чувств и добиться, чтобы ни одно из них не простаивало. Ребенок должен все слышать и все видеть: и светлое и темное... Точно так же и другие органы ребенка должны быть приведены в действие». Источником человеческих знаний для К. Насыри является внешний мир, его предметы и явления; сведения о них человек черпает при помощи своих органов чувств. Для полноты знаний о внешнем мире и полноценной деятельности ума должны быть использованы все пять чувств человека. В соответствии с этим принципом К. Насыри отстаивает наглядность в обучении и широко применяет ее в своей преподавательской практике.


  1. Развитие умственных способностей ребёнка и обеспечение сознательного усвоения им учебного материала,. . «В процессе обучения,— пишет К. Насыри,—...надо заставить учащегося вольно пересказать и объяснить прочитанное так, чтобы стало ясно, как он его понял». В данном случае просветитель вместо господствовавшей в старом татарском медресе зубрежки на первое место выдвигает развитие у обучающихся сознательного отношения к прочитанному и его осмысленное восприятие. В татарских кадимистских учебных заведениях царила схоластическо-догматическая система обучения, которая не допускала никакой критической мысли и ориентировала учителей и учеников на слепое преклонение перед древними авторитетами. К. Насыри же ориентирует и тех и других на творческие дерзания, сознательность и активность в усвоении знаний.



  1. Сочетание обучения с физическим трудом. К. Насыри утверждает, что «постоянное умственное напряжение вызывает усталость. Поэтому организму следует дать физическую нагрузку. Тогда человеческий ум как бы омолаживается и его работоспособность умножается». Отсюда он считает необходимым сочетать обучение с физическим трудом, а для этого в школах иметь мастерские. Это, по его мнению, создавало бы возможность одновременного приобретения научных и практических знаний.


  1. Гуманное и внимательное отношение к ребёнку. Воспитатель, считает К. Насыри, должен относиться к личности ребенка с уважением и бережливо, не допускать его раздражения по мелочам и не задевать его самолюбие. Он категорически отвергает широко применяемые в то время телесные наказания учащихся и считает, что «умный педагог сумеет обучать детей без брани и избиения». В то же время следует быть очень внимательным к поведению и интересам ребенка, не оставлять без ответа любой его вопрос. В противном случае умственное развитие ребенка задерживается. Поэтому «о чем бы только ребенок ни спрашивал, всегда следует дать исчерпывающий ответ». Это будет способствовать нормальному развитию его памяти и мыслительных способностей.


  1. 7. Принципиальность по отношению к воспитываемому. Гуманность и внимание к ребенку не исключают требовательности по отношению к нему. Воспитатель не должен поддаваться его капризам, а требовать от него трудолюбия, усидчивости, нравственной чистоплотности, «не расхваливать его и не хулить».


8. Личный пример воспитателя. Провозглашение этого принципа явилось неизбежным следствием того, что К. Насыри в формировании человека важное значение придавал окружающей человека нравственной обстановке. Здоровая нравственная среда — необходимое условие формирования добрых нравственных качеств. А воспитатели (родители, учителя) как раз и создают эту среду, и если с их стороны будут допущены безнравственные поступки, то это будет оказывать отрицательное влияние в процессе формирования ребенка как личности.

К. Насыри говорит, что ребенок берет пример со старших, старается подражать им. Поэтому воспитатель (как учитель, так и родители) не должен допускать перед ним предосудительных деяний. «Как отец, так и учитель,— пишет он,— должны предостерегаться от безнравственных поступков. Заниматься нравоучением, когда сам допускаешь безнравственные поступки,— дело бесполезное».

Характер, мировоззрение и взгляды человека, считает Каюм Насыри, формируются под влиянием среды, в которой он живет. Здоровая среда воспитывает и умственно и нравственно здоровую личность, а нездоровая— искалеченную.   Люди рождаются не добрыми и не злыми, не гениями и не невеждами. И теми и другими они становятся в зависимости от того, как  и  в какой среде они получают свое воспитание.


Педагогическое наследие К.Насыри нисколько не утратило своей теоретической и практической ценности и представляет собой достойный памятник татарской культуры XIX века. А основные научно-теоретические принципы оптимизации содержания и методики преподавания гуманитарных дисциплин, разработанные К.Насыри, не потеряли значения и в настоящее время. Учителям нашего времени несомненно помогают педагогические работы Каюма Насыри в работе с учащимися и прежде всего в работе с одаренными детьми. Актуально и то ,что К. Насыри придает большое значение общественному характеру содержания воспитания. Каждый человек, считает он, должен иметь цель в жизни и «представлять свое назначение в мире этом. Воспитание начинается с осознания этой истины . А главная цель жизни — это оставить о себе добрую память у людей. Но добрую память люди могут сохранить лишь о человеке, который радовал их своими добрыми делами. Если человек не делал этого в жизни, то никто не будет горевать по поводу его смерти. Потому, указывает просветитель, в процессе воспитания следует прививать детям любовь к родителям, своему народу и обществу так, чтобы они стремились оставить за собой след в жизни своими общественно-полезными деяниями и были готовы пойти на жертвы во имя общего блага.


Использованная литература:

1.Фахрутдинов Р.З., Даутова Г.Ж. Выдающийся просветитель-гуманист К.Насыри как гордость татарской культуры //Мэгариф, 2002.

2.Фахрутдинов Р.З. К.Насыри как просветитель-гуманист //Технологии совершенствования подготовки педагогических кадров: наука и практика. - Казань,2002.- С.30-31.

3. Фахрутдинов Р.З., Даутова Г.Ж. Педагогическое наследие К.Насыри как неисчерпаемый источник возрождения национального образования и воспитания учащихся //Профессиональное образование, 2002, № 4, С.88-96 (авторских 0,2п.л.)

4. Амирханов Р.У. Образование татарской нации /Материалы по истории татарского народа. АНТ РТ. Отделение гуманитарных наук ИЯЛИ им.Г.И.Ибрагимова.- Казань, 1975.-С.225.
5. Ахмеров Ш. Казанское мусульманство//Городской и сельский учитель.-Казань.-1897.-Вып.Н.-С.67-75.

6. Валиди Д. Очерки истории образованности и литературы Поволжских татар до революции. 1917г. /Под. ред. Радимова и Г.Шараф.-М-П.: Гос. изд-во, 1923.-Вып. 1.-107с.
7. Гайнуллин М.Х. К.Насыри. Очерки жизни и педагогической деятельности.-Казань, 1965.
8. Михайлова С.М. Каюм Насыри и востоковедение в Казанском университете //Выдающийся просветитель-демократ Каюм Насыри: Сб. статей.- Казань: Таткнигоиздат, 1976.
9. К.Насыри. Книга о воспитании.- Казань, 1991



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Педагогическое наследие Каюма Насыри в деле работы с одаренными детьми.

Автор: Люция Мунировна Мухутдинова

Дата: 27.10.2022

Номер свидетельства: 616117


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства