kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Памятка учителю "Как распознать буллинг"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Известно, что школьный буллинг не имеет шансов зародиться в тех классах, где альфой выступает сам учитель. При этом не важно, обладает педагог положительным авторитетом или тиранит детей. В первом случае он может эффективно пресекать проявления насилия, опираясь на уважение и любовь учеников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Памятка учителю "Как распознать буллинг"»

Как распознать буллинг. Признаки буллинга.

Ученик на всех переменах один.

Он всегда один выполняет задания в малых группах. 

Ученик приходит в класс в потрепанном виде: разорванная, испачканная одежда, синяки, ссадины – следы драки.

Послушный ребенок вдруг начал опаздывать в школу или сидеть в классе после уроков, чего-то выжидая.

Стал хуже учиться.

Стал хуже себя чувствовать (психосоматика).

С кем-то из учеников никто не хочет сидеть.

Группа детей стоят плотным кольцом, озираются, возбужденно что-то обсуждают, чувствуется агрессия.

Группа детей после уроков ждет кого-то на школьном дворе.

Старшеклассники вертятся возле туалетов младших классов.

В столовой кто-то покупает на свои деньги еду для другого.

Те, кто сильнее физически или старше, постоянно «просят взаймы» у младших детей или требуют дать позвонить по их телефону.

Один ученик отбирает спортивную форму (кроссовки) у другого: «просит» поделиться. Ребенок просит деньги у родителей – якобы в школе собирают на какие-то нужды. 





Принципы профилактики буллинга в школе.


- Известно, что школьный буллинг не имеет шансов зародиться в тех классах, где альфой выступает сам учитель. При этом не важно, обладает педагог положительным авторитетом или тиранит детей. В первом случае он может эффективно пресекать проявления насилия, опираясь на уважение и любовь учеников. Во втором дети вынуждены сплотиться, чтобы противостоять давлению, на междоусобицы не хватает энергии.



- Помогают совместно созданные правила группы. Их можно выписать на отдельном плакате и повесить в классе. Но они не должны быть формальными. Группа и учитель постоянно мониторят их исполнение и обсуждают, что еще нужно сделать, чтобы класс стал более дружным и сплоченным.


  • Если что-то испортило репутацию ребёнка, нужно приложить силы, чтобы поднять авторитет, показать его в выгодном свете.

  • Нельзя затягивать с мерами пресечения любых насмешек над слабостями одноклассников, презрительных замечаний в их адрес.

  • Дать проявиться детям (особенно непопулярным) в их дарах, помочь увидеть коллективу их полезность и ценность для всего класса.

  • Недопускать при всём классе оценивать и обсуждать неблагополучные и личные качества ребёнка.

  • Объединять класс совместными мероприятиями: поездки, участие в школьных мероприятиях, часы общения, экскурсии, прогулки, игры в перемену.

  • Максимально включать весь класс в процесс работы, чтобы не почувствовали не востребованными.

  • Нельзя сравнивать способности между детьми.

  • Проводить упражнения на совместную деятельность; учить давать отпор обидчикам, постоять за себя.

  • Организовать внеурочную деятельность обучающихся (занятия в кружках, секциях).

  • Организовать дискуссии, игры-размышления, просмотр видеоматериалов и фильмов, демонстрирующих специфические проблемы молодежи (секс, наркотики, насилие), санитарно-просветительская работа.

  • Рассказывать родителям о буллинге и позиции школы заранее, в начальной школе!!!



Формирование у учащихся конструктивного поведения на случай боулинга в их адрес.

Дети должны уметь и быть готовы: рассказать о случае боулинга своим родителям, либо взрослым, которым они доверяют, например, учителю, воспитателю, руководителю студии и т.п.; вести себя уверенно; искать друзей среди сверстников и одноклассников; избегать ситуаций, в которых возможен боулинг; заниматься методично и последовательно восстановлением своей самооценки с помощью специалиста, если нужно; быть настойчивым и задиристым (хотя бы внешне); не надеяться (мечтать) отомстить с помощью еще большей жестокости и не применять оружие; учиться использовать юмор - самое мощное оружие против вербальной агрессии. 

Неэффективные методы преодоления буллинге. (что не надо делать)

  • Перекладывать всю ответственность на психолога

  • Переадресовать проблему родителям

  • Провести мероприятие, акцию – вообще что - либо единовременное и краткосрочное

  • Отправлять участников (жертву и бeллера) к директору, требовать от буллера извинений

  • Рекомендовать жертве не обращать внимания 

  • Неэффективный вызов жалости,

  • Определение проблемы травли как личной проблемы жертвы,

  • Долгие объяснения случившегося,

  • Признание правомерности правил игры «бей или ударят», обвинения или наказания.

  • Последнее — пример насилия уже со стороны учителей, поскольку наказывать можно, но в очень крайнем случае. 


Эффективные методы включают:



  • Разговор с детьми младшего школьного возраста, порицание. До 12 лет проблему буллинга в школе решить проще, чем со старшими детьми. В этом возрасте у школьников еще не сформированы моральные принципы, и они опираются на мнение учителя. Достаточно будет провести беседы со всеми участниками травли, показать неприглядность поведения агрессоров и выказать собственное негативное отношение к происходящему.

  • Влияние на агрессора извне. После 12 лет моральные убеждения уже сформировались, и их будет не так просто изменить. Личность и авторитет взрослого отходят на второй план, а на первый выходит рефферентная группа ровесников. Поэтому действовать придется тонко, исподволь формируя общественное мнение.

  • Привлечение авторитетного союзника. Сначала надо попробовать переубедить, объяснить недопустимость и неэффективность буллинга. Разговаривать с классом должен авторитетный для детей педагог или взрослый, потому что здесь все зависит от силы убеждения и внутренней веры в то, что говорится. Иначе все пролетит мимо ушей. Дети должны уважать этого человека, прислушиваться к нему. Если придет такой же по значимости для них учитель, вся беседа не будет иметь смысла.

Действия учителей



  • Не игнорировать, не преуменьшать значение. Если в школе пришли к общему пониманию и соглашению о том, что буллинг является проявлением насилия, то тогда даже у тех, кто не является прямыми участниками, повышается восприимчивость к ситуациям буллинга и появляется способность адекватно реагировать. 

  • Занять позицию. Если учителю стало известно о случае буллинга, или он стал свидетелем такого случая, он должен занять ясную и недвусмысленную позицию и попытаться добиться того, чтобы по меньшей мере «наблюдатели», а по возможности и сам буллер также изменили свою позицию в отношении происходящего, а также объяснить им, каковы психологические последствия для жертвы в этой ситуации. 

  • Разговор с классом. Обсудить с ребятами в классе случай буллинга. Такой разговор лишит ситуацию насилия покрова «тайны», сделает ее явной для всех, поможет разрешить конфликтную ситуацию, вместе обсудить имеющиеся правила против боулинга или выработать новые. При этом активно используется потенциал тех школьников, которые ведут себя позитивно. Проинформировать педагогический коллектив Педагогический коллектив должен знать о случае боулинга и взять ситуацию под контроль. В особо трудных случаях необходимо обратиться за помощью извне, например, в комиссию по делам несовершеннолетних, центр психологического консультирования, в Совет отцов, в церковь и т.д. 

  • Пригласить родителей для беседы. Если буулинг имеет место в начальной школе, то особенно важно как можно раньше привлечь родителей, обсудить с ними тревожные сигналы, свидетельствующие о буллинге, и какими могут и должны быть стратегии реагирования. Программа шефства Система шефства старших школьников над младшими создает коммуникативное пространство, способствующее более быстрому обнаружению случаев боулинга и привлечению шефов к разрешению таких ситуаций. 


План беседы с детьми должен содержать такие ключевые моменты:

  1. Прямота. Называем проблему своим именем — это травля, гнобление. Не стоит ходить вокруг да около, дети этого не любят. Объясните, что травля — это проблема класса, а не конкретного человека. Насилие похоже на инфекционную болезнь, которой заболел коллектив, и нужно всем заботиться о здоровье внутри их группы. Отношения стоит содержать в чистоте так же, как лицо и одежду.

  2. Смена ролей. Приведите пример таким образом, чтобы каждый почувствовал себя на месте жертвы. Этот метод можно применить наедине с агрессором или с учителями, если они не понимают серьезности происходящего: «Представь себе, что ты заходишь в класс, здороваешься, а от тебя все отворачиваются, что ты почувствуешь?» Объясните, что люди разные, и у каждого человека имеются особенности, которые могут раздражать других.

  3. Введение новых правил поведения и ответственность. Предложите альфам, инициирующим насилие, взять на себя ответственность за новшества. Это поможет им сохранить лицо и выйти из деструктивной позиции. Что касается изменений, то они могут коснуться досуга в свободное школьное или внешкольное время.

  4. Помощь специалиста. Пригласите психолога, чтобы провел специальные психологические игры, дающие возможность почувствовать себя на месте жертвы и осознать недопустимость буллинга.



Выделяют несколько видов нападок:

• нападки на социальный статус (Ты гасторбайтер! Одни черные!)

• нападки на коммуникацию (Шепелявая!)

• угроза применить насилие и применение насилия

• нападки на социальные связи (отношения)

• нападки на внешность (Во, какие буфера!)



Наиболее распространенные акты буллинга:



• негативные разговоры о ком-то за его за спиной

• распространение слухов и лживых сведений

• обзывание и придумывание обидных прозвищ

• выставление в смешном виде

• унижающие и обесценивающие взгляды и жесты

• передразнивание

• объявление глупым («дураком»)

• не позволение сказать свое слово, ответить

• изоляция от остального классного сообщества (байкот)

• отбирание, прятание, повреждение школьных принадлежностей и/или других вещей, одежды

• необоснованные обвинения

• пинки, удары

• шантаж, вымогательство

• сексуальные домогательства

Прямой, активный буллинг

Основные действия:

• дразнить

• угрожать

• обесценивать

• оскорблять

• унижать

• компрометировать

• преследовать, причинять неприятности, мучить

Непрямой, пассивный буллинг

Основные действия:

• изолировать

• вредить репутации

• распространять слухи

• отбирать личные вещи и портить их



Особо жестокий буллинг

• Физическое насилие, заставляющее жертву страдать.

• Деяния, граничащие с уголовно наказуемыми











В любой школе, в любом классе есть дети, которые любят обижать, задираться, бить, обзывать других, придумывать клички и «ярлыки», отбирать у детей деньги и вещи. Есть дети, которые чаще других становятся жертвами хулиганов, задир, обидчиков. И унижение, издевательства, травля, насилие в разных формах это повседневная, обыденная реальность для многих школьников. Одни участвуют в этом процессе непосредственно, в качестве агрессора или жертвы. Другие — большинство — пассивные участники, как очевидцы и свидетели такого явления как буллинг.

Буллингпритеснение, травля, дискриминация. Буллинг – это особый вид насилия, когда один человек (или группа) физически нападает, или угрожает другому, более слабому физически и морально человеку (группе лиц). От случайной драки буллинг отличается систематичностью и регулярностью повторов.

В образовательном учреждении в буллинге могут участвовать не только дети, но и педагоги. То есть жертвами буллинга могут стать и педагоги, и дети. Так и булли могут являться как взрослые, так и дети. Во многом развитию буллинга способствуют воспитание в семье, установки, которые воспитываются с малолетства.

Существует ряд факторов, способствующий распространению буллинга в детских коллективах. Микроклимат образовательного учреждения и семьи во многом способствует развитию такого социального явления как буллинг. 

Вот факторы, которые могут спровоцировать развитие буллинга среди детей:

- гиперопека и равнодушие со стороны взрослых;

- желание доминировать над другими;

- внутрисемейные конфликты;

- завышенные требования к успеваемости, которые не всегда соответствуют способностям и возможностям ребенка;

- прогулы и слабая успеваемость в школе;

- низкий социальный статус семьи;

- желание сохранить статус в группе и соответствовать членам группы;

- внутриличностная агрессивность учащегося, зависящая от индивидуальных особенностей;

- высокая импульсивность;

- неадекватная заниженная самооценка;

- сниженное чувство самосохранения у ребенка;

- низкий уровень воспитания ребенка;

- предшествующий жизненный опыт школьников, включающий в себя проявление собственной агрессии и наблюдение подобных проявлений в ближайшем окружении;

- смена воспитателей в лице мачехи или отчима, появление второго ребенка в семье;

- злоупотребление компьютерными играми, курением, алкоголем или наркотиками;

- приводы в полицию и ранняя судимость;

- семейное и сексуальное насилие;

- ранние сексуальные контакты.

Цель буллингаскрыть за агрессивным поведением свою неполноценность. Поэтому, любой, кто выбирает травлю как метод, показывает свою неполноценность, и та сила, с которой человек травит другого, определяет степень неполноценности тирана.

Мотивами буллинга может выступать  зависть, месть (когда хотят наказать за боль и причиненные страдания), борьба за власть, стремление удивить, поразить, разрядиться, «подшутить» и быть в центре внимания, выглядеть «круто», чувство неприязни, желание унизить или запугать непонравившегося человека, нейтрализация соперника через показ преимущества над ним, либо самоутверждение вплоть до удовлетворения садистских потребностей отдельных личностей.

Как правило, в буллинге принимают участие несколько действующих лиц:

  1. Жертвы буллинга.

  2. Булли (буллеры, обидчики, агрессоры или организаторы травли).

Любой ребенок может стать жертвой школьного террора или быть изгоем. Больший риск стать жертвой агрессора для тех детей, которые не уверены в себе, тревожны, и для тех детей, у которых нет друзей в коллективе. Такие дети склонны видеть весь мир полный опасностей, в котором они сами не способны повлиять на ситуацию. Жертвы часто имеют нарушения здоровья, симптомы депрессивного состояния или апатии, склонны к совершению суицидальных попыток.

К булли можно отнести преследователей, которые действуют по указке более сильных агрессоров в классе. Преследователи часто имеют низкую успеваемость, употребляют табак и алкоголь, прогуливают занятия, устраивают драки, либо совершают кражи.

Часто булли становятся дети:

- воспитывающиеся родителями – одиночками

- из конфликтных семей

- с низкой успеваемостью

- с низкой устойчивостью к стрессам

- из властных и авторитарных семей

- из семей, в которых у матери отмечается негативное отношение к жизни.

Для булли характерны: завышенная самооценка, склонность ко лжи или жульничеству, враждебность, эмоциональная неустойчивость, раздражительность и импульсивность, отсутствие коммуникативных навыков при внешнем соблюдении общепринятых норм и правил.

Часто к булли присоединяется группа преследователей, с которыми булли осуществляет свою агрессию.  Преследователями и помощниками булли становятся:

- несамостоятельные, безынициативные дети, легко поддающиеся влиянию окружающих

- дети, которые всегда стремятся следовать правилам и нормам (они очень прилежные и законопослушные)

- дети, не склонные признавать свою ответственность за происходящее (чаще виноватыми считают других)

- дети, подверженные жесткому контролю со стороны старших (с применением физических наказаний)

- дети, не умеющие ставить себя на место других

- дети, не уверенные в себе, дорожащие «дружбой» и доверием со стороны лидеров класса

- трусливые и озлобленные дети.

Существуют различные виды буллинга. Основными и часто встречающимися являются физическое, эмоциональное и экономическое насилие, кибербуллинг и сексуальное насилие.

Физическое насилие – это избиение, шлепки, подзатыльники, пинки и нанесение ударов.

К эмоциональному насилию относятся угрозы и насмешки, высмеивание и оскорбление, присвоение обидных кличек и унижение в присутствие других людей, принуждение делать то, что ребенок не желает, распространение сплетней и слухов, социальная изоляция и исключение, манипуляция дружбой, подчеркивание физических недостатков. Умышленное доведение человека до стресса, срыва, распространение унизительных надписей на доске или стенах. Не желание сидеть за одной партой и исключение из списка приглашенных на день рождения. Игнорирование.

Порча и отнятие личных вещей являются примером экономического насилия. А также вымогательство, отбирание денег. Жертву могут привлечь к совершению кражи чужого имущества, с целью возложения вины на жертву.

Кибербуллинг проявляется через нападение с целью нанесения психологического вреда посредством электронных технологий. Через электронную почту, сервисы мгновенных сообщений, в чатах, социальных сетях, на web сайтах и посредством мобильной связи. Осуществляются анонимные звонки, отправляются сообщения оскорбительного или угрожающего характера, съемка и распространение фото и видеоматериалов компрометирующего характера, написание обидных комментариев. Создаются группы для выражения ненависти и травли определенного человека.

Сексуальное насилие или совращение осуществляется с использованием ребенка взрослым или другим ребенком с целью удовлетворения сексуальных потребностей или получения выгоды. Вовлечение ребенка в проституцию или порнобизнес и пр.

Чаще всего жертвы буллинга молчат о том, что над ними издеваются. Молчат и свидетели.

Распознать буллинг можно по поведению, определенным признакам и настроению ребенка. Жертва, как правило, ощущает свою беззащитность и угнетенность перед обидчиком. Это ведет к чувству постоянной опасности, страху перед всем и вся, чувству неуверенности и как, следствие, к утрате уважения к себе и веры в собственные силы. Другими словами, ребенок – жертва становится действительно беззащитным перед нападками хулиганов. Крайне жестокий буллинг может подтолкнуть жертву на сведение счетов с жизнью. В связи с этим окружающим близким людям необходимо проявлять предельное внимание даже к незначительному изменению в поведении ребенка.

На проявление буллинга все дети реагируют по - разному. При наблюдении за детьми, страдающими от буллинга, могут обнаружиться их следующие особенности:

Поведенческие особенности, говорящие, что над ребенком совершается насилие:

- дистанцированность от взрослых и детей

- негативизм при обсуждении темы буллинга

- агрессивность к взрослым и детям.

Эмоциональные особенности, указывающие, что над ребенком совершается насилие:

- напряженность и страх при появлении ровесников

- обидчивость и раздражительность

- грусть, печаль и неустойчивое настроение.

Если вашему ребенку не с кем гулять, он последним уходит из класса, не интересуется жизнью коллектива и не считает себя его частью – он уязвим, и может стать потенциальной жертвой. Следует обратить внимание на типичные признаки, которые помогут родителям предпринять меры по предупреждению травли ребенка в школе, или чтобы ребенок не превратился в агрессора.

1.Не хочет идти в школу, даже если сделаны уроки.

2.Мало говорит об одноклассниках, практически никого не упоминает.

3. Встает с утра с плохим настроением, если ему необходимо идти в школу.

4.Радуется, если заболел.

5.Не знает номеров одноклассников, или не желает никому звонить, чтобы узнать домашнее задание.

6.Сам ребенок никого не зовет в гости, даже на день рождения.

7.Ребенок приходит из школы взвинченным, нервным, с плохим настроением, очень долго не хочет разговаривать и не открывается: замыкается в себе и не желает отвечать на вопросы.

8. Иногда у него появляются ссадины, царапины, о происхождении которых он не «знает».

9.Приходит домой в потрепанной, порванной или грязной одежде.

10. Пропадают и быстро портятся его вещи, даже если ребенок аккуратен.

11.Выбирает длинный и неудобный путь в школу.

12.Крадет деньги у родителей (что раздавать).

13.Часто выпрашивает деньги у родителей (чтобы раздавать).

14.Плохой сон и аппетит тоже могут свидетельствовать о наличии буллинга в отношении ребенка.

         Родители также могут заподозрить, что ребенок подвергается буллингу, если у него вдруг появляются проблемы со здоровьем: депрессия, бессонница, боли в животе, раздражительность. Таким образом, целый букет депрессивных признаков могут свидетельствовать о наличии серьезной проблемы – буллинга по отношению ребенка в школе, о необходимости предпринять меры для ее решения.

Советы родителям по воспитанию для предотвращения буллинга.

Посоветуйте вашим детям (для того чтобы не попасть в группу риска по школьному буллингу):

- не задираться и не зазнаваться

- не показывать свое превосходство над другими

- не пытаться выделяться среди других, если нет для этого повода

- не хвастаться – ни своими успехами, ни своими электронными игрушками, ни своими родителями

- не демонстрировать свою элитарность

- не ябедничать

- не подлизываться к учителям

- не игнорировать решение класса, если оно не противоречит его нравственным нормам (не плыть против течения своего коллектива)

- не давать повода для унижения чувства собственного достоинства

- не демонстрировать свою физическую силу

- не показывать свою слабость

- не взывать к жалости окружающих в связи со своими хроническими заболеваниями или физическими недостатками, так как в мире много жестокости

- даже самые неординарные способности человека – это не повод для зазнайства и ощущения своего превосходства над другими

- своим даром, увлечениями надо научиться привлекать детей к себе, а не отталкивать от себя

- одаренность вашего ребенка должна быть направлена на благо класса и школы, чтобы одноклассники гордились, что они учатся вместе с ним, а не завидовали ему (лучше защищать честь школы, а не отказываться от участия, мотивируя отказ постоянной занятостью).

Если профилактические меры не помогли и ваш ребенок оказался жертвой буллинга, родители должны:

1.     Понять истинную причину происшедшего с ним.

2.     Убедиться, что ваш ребенок действительно стал жертвой школьного буллинга.

3.     Сообщить об этом классному руководителю или   в администрацию школы.

4.     Сообща найти пути выхода из сложившейся ситуации.

5.     Ни в коем случае не игнорировать случившееся с ребенком и не пускать все на самотек.

Школьная антибуллинговая политика наиболее эффективна в атмосфере заботы и уважения к другим и рассматривается в рамках воспитательной системы. Должно быть четкое осознание того, что хулиганское поведение в школе недопустимо. Если мы не будем равнодушными к происходящему вокруг, то  быстро и эффективно сможем разрешить конфликтные ситуации, так чтобы довольными были и дети, и родители, и педагоги.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Памятка учителю "Как распознать буллинг"

Автор: Светлана Юрьевна Тарханова

Дата: 14.10.2019

Номер свидетельства: 522563


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства