Данная статья поднимает вопрос о здоровьесберегающих технологиях обучающихся. В ней можно найти рекомендации по созданию в школе условий для сохранения физического и психического здоровья детей, успешных в обучении. В статье названы вопросы, требующие к себе особого внимания, пути их решения.Раскрываются особенности здоровьесбережения учеников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«От охраны здоровья - к успеху в учёбе»
«От охраны здоровья - к успеху в учёбе»
Подготовила учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №5» города Обнинск
Ковалева Ирина Ивановна
Обнинск - 2014
Что же такое здоровье?
Здоровье – это когда тебе хорошо.
Здоровье – это когда ничего не болит.
Здоровье – это красота.
Здоровье – это сила.
Здоровье – это гибкость и стройность.
Здоровье – это выносливость.
Здоровье – это гармония.
Здоровье – это когда утром просыпаешься бодрым и весёлым.
Здоровье – это когда ты с радостью выполняешь любую необходимую работу.
Здоровье – это когда человек часто улыбается!
Здоровье – самая большая ценность человека. Нередко случается так, что ребенок, который был отличником в школе, во взрослой жизни сталкивается с множеством проблем. Желая объять необъятное, он может переоценить свои возможности, и в результате – здоровье его окажется подорванным. В этой статье вы найдете рекомендации по созданию в школе условий для сохранения физического и психического здоровья детей, успешных в обучении. Здоровьесберегающие технологии широко пропагандируются и внедряются в средней школе. Но часто целью их применения становится некий усредненный и обезличенный ученик. В нашей школе со дня ее основания реализуется индивидуальный подход к здоровью каждого школьника. Мы убедились, что охрана здоровья требует творческого, личностного отношения к ученику. Изначально наша школа создавалась для детей, испытывающих проблемы в обучении, связанные со скрытыми или явными нарушениями здоровья. Так, например, ребенок, который "плохо ведет себя на уроке", часто просто испытывал головные боли от повышенного внутричерепного давления. Причем родители долго уверяли педагогов, что ребенок просто притворяется, поскольку на улице у него голова не болит, и он готов гулять целый день. А ученик, развалившийся на парте, не всегда лоботряс, его могут мучить желудочные боли (гастрит, дискинезия желчевыводящих путей и т. д.), что не дает продуктивно думать о физических величинах и страданиях литературных героев. В результате таких педагогических наблюдений мы пришли к выводу о необходимости тесного сотрудничества с медиками, расширения спектра профилактических мероприятий и организации "Школы здоровья" для пропаганды среди родителей и учащихся здорового образа жизни. Тема реабилитации слабоуспевающих учеников заслуживает отдельного серьезного разговора, но в данной статье хотелось бы обратить внимание на менее явную, но от этого не менее значимую проблему – сбережение здоровья детей, успешных в обучении. Этой темы в печати касаются крайне редко. И действительно – ребенок выполняет все требования педагогов, отлично успевает по всем предметам. Он участвует во множестве олимпиад и конференций, безотказно делает стенгазеты, сидит на внеурочных лекциях, а еще – кружки, секции, репетиторы и т. д., и т. п. За него незачем волноваться, он сам планирует свой день и делает это лучше взрослых. Он – палочка-выручалочка, и ему можно в любой момент поручить ответственное дело. В результате такого подхода возникает опасность развития скрытых проблем со здоровьем, которые могут проявиться в критических ситуациях в школе или привести к печальным последствиям уже после ее окончания. Со многими из них приходится сталкиваться преподавателям и кураторам высших учебных заведений, в которые поступает наш отличник. Самым безобидным из них является "синдром свободы", присущий некоторым бывшим прилежным ученикам. Новоиспеченный студент вдруг открывает для себя все "радости жизни" (курение, пиво, бессонные ночи и т. п.) – "потому что больше никто не проверяет, учу я уроки или нет". Это приводит к гастритам, гайморитам, мигреням, т. е. известным "болезням первокурсников". Тяжелее, иногда даже трагичнее, видеть бывшего отличника, который перестает учиться и пополняет ряды "трудных" подростков. Конечно, это чаще всего последствия "гипердомашнего" воспитания, когда завышенные требования родителей не соответствуют возможностям ребенка. Но и школа, в которой оценка – основной стимул в учебе, где воспитанию и здоровьесбережению уделяется недостаточно внимания, вкладывает свою лепту в сложившуюся ситуацию. Ведь именно учитель, вооруженный методиками диагностики и коррекции, может вовремя заметить только намечающиеся последствия перегрузки. По нашим наблюдениям учителю следует насторожиться, если: -отличник перестает с энтузиазмом воспринимать новый материал на уроке; -чаще возникают трения между ним и другими учениками; -ученик постоянно обращается за помощью в медпункт; -внеклассная работа воспринимается им в штыки, как дополнительная нагрузка; -ребенок часто болеет простудными заболеваниями. При возникновении подобных проблем учитель - классный руководитель в первую очередь беседует с родителями, планирует вместе с ними меры по устранению перегрузок, советуется со школьным психологом. Когда мы осознали всю необходимость работы над проблемой здоровьесбережения отличника более углубленно, появилась идея проведения малых и больших педсоветов (а точнее – педагогических бесед), посвященных рассмотрению психологической обстановки в конкретном классе. Каждый ребенок (и успевающий, и неуспевающий) становится объектом внимания учителей. Педагоги класса обмениваются впечатлениями, размышлениями по поводу особенностей развития и обучения данного конкретного ученика. При необходимости привлекаем школьного психолога и медика, проводим беседы с родителями, с учеником. Индивидуальная деятельность воспитательной работы с учащимся планируется по результатам таких бесед-размышлений. Каковы же, на наш взгляд, особенности здоровьесбережения учеников, успешных в обучении? Конечно, на первом плане – коррекция учебной нагрузки для предотвращения перегрузок: ученик, отлично успевающий в течение всего года по предмету, освобождается от переводного экзамена, итогового зачета. По согласованию с родителями и учителями ему по состоянию здоровья может быть установлен "методический" день, т. е. он освобождается от посещения уроков. В этот день ребенок полностью выполняет домашние занятия, может посвятить его поддержанию своего физического и духовного здоровья. Большое значение придается в школе проведению минут здоровья на уроках. Всех учащихся с первого класса мы обучаем умению снять напряжение, расслабить глазные мышцы, распрямить позвоночник. Применяем и разработанный академиком РАЕН А.А. Уманской комплекс точечного массажа, длящегося 3–5 мин. Большую помощь в поддержании здоровья учащихся оказывают медсестра и врач-педиатр, работающие в школе. Их квалификация помогает оперативно снимать недомогания, головную боль, колики и т. п. Регулярные медосмотры и медицинский мониторинг заболеваемости позволяют вовремя обнаружить, а иногда и предотвратить развитие заболеваний глаз, опорнодвигательного аппарата, нервной системы. Роль ответственных и чутких работников медицинской службы школы трудно переоценить. Даже возможность просто успокоиться, прилечь в кабинете медсестры очень важна для снятия стресса, которым иногда страдают прилежные ученики. По рекомендации наших медиков учащиеся школы получают кислородные витаминные коктейли. Это не только вкусно, но и очень полезно. У большинства детей улучшается снабжение кислородом головного мозга, что весьма актуально в период повышенной умственной деятельности, к которой относится учеба. Еще один важнейший фактор здоровьесбережения в течение учебного дня – это возможность пообедать в уютной столовой. Ребят ждут не "сникерсы" всухомятку, а полноценный сбалансированный обед в приятной обстановке из заботливых рук профессиональных поваров. А они стараются и учесть пожелания учеников при составлении меню, и витаминизировать пищу в зимний период, и побаловать детей вкуснейшими булочками и пирожками. Многие наши отличники интересуются наукой и вне урока. В школе создано научное общество, в котором дети объединены не по успеваемости, а по общему интересу к науке. Здесь тоже важно проследить, чтобы тема, предмет, заинтересовавшие ученика, не заслонили для него весь остальной мир. Для одаренного ребенка умение общаться со сверстниками часто – непростая задача, эту способность необходимо поддерживать и развивать. Одним из методов такой поддержки стали школьные конференции, в которых с докладами выступают ученики, начиная со второго класса. Большая нагрузка требует и активного, организованного отдыха. Для того чтобы в каникулярное время дети смогли полноценно восстановить здоровье, побольше проводили время на воздухе и в движении, в школе организуются воскресные и летние практические занятия по интересам с экскурсиями в лес.
Любой ребенок, проявивший упорство в овладении знаниями за пределами учебника, сделавший маленькое, но оригинальное открытие, может выступить и будет внимательно выслушан и поддержан. Особое внимание уделяется культуре ведения дискуссии, этичному и искреннему общению между выступающими и залом, четкости организации конференции. Серьезное внимание уделяется регулированию взаимоотношений отличников и менее успешных в обучении учеников. Презрительное "ботаник" практически не звучит у нас в школе. Проведение соревнований в парах или в группах на уроке, когда во главе группы становится отличник, а ее успех зависит от работы каждого (и того, кто просто записывает мысли всех, и того, кто высказывает критические замечания), очень помогает сплотить ребят. Большое значение мы придаем организации начала учебного года. Первая неделя каждого года – это встреча всех жителей нашей «Школьной республики» после лета. Старшеклассники проводят уроки в младших классах, помогают малышам в общешкольных соревнованиях. Успешные ученики с удовольствием исполняют роли директоров, завучей, учителей, вожатых, воспитателей, где они могут проявить свои способности, не опасаясь обидеть сверстника. Такие воспитательные мероприятия помогают одноклассникам узнать друг друга, создают основу дружбы вне урока, сглаживают барьеры зависти и недоброжелательства. Очень важно не создавать вокруг одаренных детей ауру исключительности. Дежурство класса по школе, организация школьных праздников – эти и множество других мероприятий обязательно планируются так, чтобы одаренный ребенок был вынужден общаться, соревноваться в силе и выносливости с другими детьми. Более того, мы сознательно составляем классы из детей разного уровня развития, активно включая в жизнь школы ребят, обучающихся по индивидуальной программе, инвалидов. Это помогает сформировать адекватную социальную и духовную позицию одаренных детей, повышает их толерантность по отношению ко всем членам окружающего их общества. Конечно, внимательный педагогический коллектив может сделать очень многое, но без равноправного контакта с ученическим коллективом очень легко скатиться к авторитаризму. Как это ни странно кому-то покажется, по нашему наблюдению именно одаренные дети раньше других и наиболее болезненно начинают чувствовать фальшь и неискренность взрослых. Поэтому в планировании и организации школьной жизни уже много лет участвует "Круглый стол" (актив класса), а рабочим органом ученического самоуправления стал "Совет Школы". В его состав довольно часто сами ребята выбирают отличников и других одаренных детей. Здесь решаются не только вопросы организации школьных праздников, но и рассматриваются конфликтные ситуации. При необходимости ребята сначала без взрослых беседуют с участниками конфликта. Итак, работа в школе по организации здоровьесбережения учеников, успешных в обучении, ведется по следующим направлениям: организация здоровой среды и правильного режима, индивидуально снижающего нагрузки для каждого ученика; -педагогический и медицинский мониторинг и своевременная коррекция возникающих проблем; -активное включение таких учеников в жизнь класса и школы без наделения их особым статусом; -организация работы научного общества учащихся, как содружества единомышленников; -развитие самоуправления школьного коллектива, организация взаимодействия с администрацией школы и Управляющим советом. Конечно, нам предстоит выполнить намного больше сделанного. Но зримые плоды индивидуального подхода к ученикам мы видим уже сейчас. Маленькая школа участвует в городских, областных и всероссийских олимпиадах и конференциях учащихся. Она выпускает медалистов и с радостью встречает своих успешных во взрослой жизни "оперившихся птенцов" на вечерах встречи выпускников. И пусть формула вашей жизни будет: Жизнь = здоровье + семья + учёба + друзья. Дерзайте, творите, горите, живите на радость себе и людям!