Особенности конструирования урока математики на основе системно-деятельностного подхода
Особенности конструирования урока математики на основе системно-деятельностного подхода
«Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения.»
Г. Лихтенберг.
Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому выпускники российской школы по уровню фактических знаний заметно превосходят своих сверстников из большинства стран.
Однако результаты проводимых за последние два десятилетия международных сравнительных исследований заставляют насторожиться.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Особенности конструирования урока математики на основе системно-деятельностного подхода »
Особенности конструирования урока математики на основе
системно-деятельностного подхода
«Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения.»
Г. Лихтенберг.
СЛАЙД 1. Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому выпускники российской школы по уровню фактических знаний заметно превосходят своих сверстников из большинства стран.
Однако результаты проводимых за последние два десятилетия международных сравнительных исследований заставляют насторожиться.
Российские школьники лучше учащихся многих стран выполняют задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями. Однако их результаты ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых требуется провести анализ данных или их интерпретацию, сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений.
Анализ результатов ЕГЭ и ГИА по математике свидетельствует о том, что школьники успешно справляются с заданиями репродуктивного характера, отражающими овладение предметными знаниями и умениями. Однако их результаты при выполнении заданий на применение знаний в жизненных ситуациях, содержание которых представлено в нестандартной форме, гораздо ниже. Обучающиеся показывают значительно более низкие результаты при выполнении заданий, в которых требуется провести анализ данных или их интерпретацию, сформулировать гипотезы и выводы, использовать классификацию и сравнение.
Изменения в обществе и экономике стремительно развиваются и требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, проявляя гибкость и творчество, находить оптимальные решения сложных вопросов, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным. Школа должна подготовить выпускника, обладающего необходимым набором знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.
Технический прогресс влияет на изменения в обществе. Ускорение в сфере информатизации отрицательно сказалась на отношении некоторых учащихся к обучению в школе. Часть из них считает зазорным учиться вообще. Другая часть хочет быть успешной, но не хочет при этом прикладывать усилия. Дети считают, что в век - компьютеров, пусть компьютеры работают. В результате для значительного количества обучающихся в классе создается ситуация «неуспеха», а это неминуемо приводит к тому, что успешность такие дети приобретают где угодно на стороне, но только не в школе.
При обогащении информацией происходит обнищание души – это и есть кризис нашего образования. Современная школа должна направить свои усилия не на передачу готовых знаний, а на стимулирование поиска знаний, развитие умений эти знания применять на практике.
СЛАЙД2. Современное состояние педагогической деятельности характеризуется переходом к работе по федеральным государственным образовательным стандартам, которые выдвигают новые социальные требования к системе школьного обучения.
«Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире», - отмечено в национальнойобразовательной инициативе "Наша новая школа". Действительно, молодому человеку, вступающему в самостоятельную жизнь, необходимо быть эффективным, конкурентоспособным работником. Он должен быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникабельным человеком, способным действовать в различных проблемных ситуациях. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема овладения в процессе обучения не только системой знаний, умений и навыков по математике, но и учебными действиями по их приобретению и применению.
СЛАЙД 3. Оценка исходных фактов приводит к необходимости решения ряда педагогических проблем:
как повысить уровень математической компетентности обучающихся, обеспечивающую готовность к использованию математических знаний, умений, навыков для решения максимально широкого диапазона жизненных задач?
как в процессе обучения математике обеспечить формирование ключевых компетенций у школьников, умения учиться, учиться творчески и самостоятельно?
каким образом спроектировать учебный процесс, позволяющий вооружить школьников способами самостоятельного открытия знания, организовать эффективную самостоятельную деятельность, в которой каждый ученик может реализовать свои способности и интересы?
Решению данных проблем способствует использование системно-деятельностного подхода в обучении математике.
СЛАЙД 4.Новые требования к образовательным результатам задают новые целевые ориентиры. Для достижения результатов требуется новый педагогический инструментарий. Сделать это старыми педагогическими способами невозможно, а это значит, что нам, педагогам, надо не только поменять элементы педагогической системы, но и пересмотреть всю систему своей деятельности, научиться проектировать урок в логике учебной деятельности: ситуация - проблема - задача - результат.
СЛАЙД 5Цель системно - деятельностного подхода в обучении: научить не знаниям, а работе.
Для этого учитель ставит ряд вопросов:
- какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;
-какие методы и средства обучения выбрать;
-как организовать собственную деятельность и деятельность учащихся;
-как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.
СЛАЙД 6.Структура урока с позиций системно - деятельностного подхода состоит в следующем:
- учитель создает проблемную ситуацию;
- ученик принимает проблемную ситуацию;
- вместе выявляют проблему;
- учитель управляет поисковой деятельностью;
- ученик осуществляет самостоятельный поиск;
- обсуждение результатов.
Рассмотрим пример.
Предлагаю учащимся прочитать в учебнике, вдумываясь в определение, «Параллелограмм, у которого все углы прямые, называется прямоугольником». Призыв «вдумайтесь!» для большинства бесполезен. Чтобы побуждать учащихся к вдумчивому чтению, лучше дать конкретное задание, в котором указать, что и как должны сделать учащиеся.
Создадим проблемную ситуацию. Прочитайте в учебнике определение прямоугольника и установите, можно ли его видоизменить таким образом: «Параллелограмм, у которого есть прямой угол, называется прямоугольником». Такое задание учащиеся не могут выполнить без вдумчивого чтения, без анализа сопоставления обеих формулировок.
Так учащиеся лучше запомнят определение, чем при его чтении без конкретного задания.
Исследования немецких ученых показали, что человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит, 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. Когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, сам ставит проблему, вырабатывает и принимает решение, формулирует выводы, делает прогнозы, он запоминает и усваивает материал на 90%. Близкие к приведенным данные были получены также американскими и российскими исследователями.
Каким образом включить ученика в образовательный процесс?
Как помочь его самоопределению?
Только с
помощью
действия
Урок, являясь основной формой организации учебного процесса, строится на этих же принципах. Учитель и ранее, и теперь, должен заранее спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекцию своих действий и действий учащихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля).
СЛАЙД 7- 8. Как известно, самый распространённый тип урока – комбинированный. Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа:
Требования к уроку
Традиционный урок
Урок современного типа
Объявление темы урока
Учитель сообщает учащимся
Формулируют сами учащиеся
Сообщение целей и задач
Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться
Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания
Планирование
Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели
Планирование учащимися способов достижения намеченной цели
Практическая деятельность учащихся
Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)
Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)
Осуществление контроля
Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы
Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)
Осуществление коррекции
Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию
Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно
Оценивание учащихся
Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке
Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)
Итог урока
Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили
Проводится рефлексия
Домашнее задание
Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)
Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей
При анализе двух типов уроков становится ясно, что различаются они, прежде всего, деятельностью учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем.
СЛАЙД 9.«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.
Деятельностный подход– это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.
Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.
Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности:
ставить цели,
решать задачи,
отвечать за результаты.
В учебной деятельности действие ребенка строится из связанных между собой задач:
Действие связано с принятием цели и принятием решения.
Эта компетентность связана со сформированностью оценочного действия.
Сформированность оценочного действия говорит о фактическом участии ребенка в учебном процессе.
Важно, чтобы ребенок образовывал себя посредством взрослого
Важно развивать такие стороны:
1) рефлексию,
2) анализ,
3) планирование.
Они нацелены на самостоятельность человека, его самоопределение, действие. В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи.
СЛАЙД 10. При проектировании учебной деятельности (выявлении средств осуществления) учителю необходимо знать её функциональную структуру, которую составляют следующие части или стороны деятельности: содержательная, мотивационная, ориентировочная, исполнительная, контрольно-корректировочная.
СЛАЙД 11.Содержательная часть определяет, чему учить. При определении содержания обучения первична деятельность, и только её анализ позволит определить, каким знаниям учить. Это знания о том, как эту деятельность выполнять.
Предметом особого внимания учителя должна быть мотивация обучающихся. Лучший способ её повышения – перевод дела в личный план ученика. Интерес – двигатель учения.
Предметные знания используются как средства обеспечения деятельности в её ориентировочных, исполнительных, контрольно-корректировочных частях.
Назначение ориентировочной части в том, что она объясняет (общая ориентировка) и подготавливает (ориентировка на исполнение) получение продукта деятельности.
Исполнительная - обеспечивает вначале получение частей, а потом и всего продукта деятельности.
Контрольно-корректировочная - анализ правильности выполнения деятельности и внесение коррекции в свои действия. При этом происходит сравнение цели (желаемого результата) с продуктом (желаемый результат). Важно помнить, что все выше изложенное должен делать сам ученик, а учитель – проектировать и организовывать деятельность обучающихся.
СЛАЙД 12. Кроме функционального выделяют и организационное структурирование учебной деятельности, включающее три этапа:
-вводно-мотивационный;
-операционно-исполнительный;
-контрольно-оценочный.
СЛАЙД 13.Планирование урока при реализации системно - деятельностного подхода представляет последовательное выполнение учителем следующих действий:
1. Формулировка целей урока.
2.Подбор вопросов и заданий для этапа актуализации знаний и действий.
3.Придумывание ситуации, в которой у обучающихся может возникнуть потребность в формулировании цели, побуждающей к «открытию» нового знания.
4. Выбор способа организации деятельности обучающихся.
5. Подбор дидактических средств.
6.Разработка заданий, побуждающих обучающихся распознавать конкретные ситуации на основе нового задания и воспроизводить их.
7. Разработка способов организации выполнения обучающимися этих заданий.
8. Составление заданий для контрольного этапа урока.
Исходя из организационного структурирования учебной деятельности, урок на деятельностной основе включает три основных этапа:
СЛАЙД 14. I. Вводно-мотивационный.
На вводно-мотивационном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке: создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность, выделяется содержательная область деятельности. Обучающиеся подготавливаются к проектировочной деятельности посредством актуализации знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий. Создается проблемная ситуация, фиксируются затруднения обучающихся в индивидуальной деятельности. Определяется цель деятельности и формируется тема урока.
СЛАЙД 15. II. Операционно-исполнительный или деятельностный.
Учитель организует деятельность по «открытию» нового знания и его применению. Организуется коллективная деятельность обучающихся, в ходе которой выстраивается и обосновывается новый способ действий. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения. В ходе первичного закрепления учебного материала обучающиеся выполняют типовые задания на новый способ действия с обсуждением шагов действий и полученных результатов.
На данном этапе может использоваться индивидуальная форма работы. Обучающиеся:самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действия;осуществляют самопроверку, пошагово сравнения с образцом;оценивают свою самостоятельную работу. Выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.
СЛАЙД 16. III. Контрольно-оценочный. Рефлексия учебной деятельности.
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия, самооценка и взаимооценка учениками деятельности на уроке. Фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, намечаются цели последующей деятельности.
СЛАЙД 17 Анализ урока на основе системно – деятельностного подхода.
Время самостоятельной работы учеников. (не менее 50% времени урока)
Время, в течение которого говорил учитель. (не более 10 минут)
Сколько учеников отвечали устно на уроке и сколько времени. (должны все)
Сколько учеников получили оценки. (должны все)
Время, в течение которого ученики двигались. (не менее 5 минут)
Сколько учеников готовы к восприятию нового материала. (как проверено)
Сколько учеников ушли с урока с полным пониманием нового учебного материала. (как проверено)
Соответствует ли объем домашнего задания норме. (да – нет)
Одним из основных условий реализации системно-деятельностного подхода являются личностная позиция и профессиональная подготовка учителя, его готовность к освоению стандартов нового поколения.
СЛАЙД 18. Системно-деятельностный подход в образовании – это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.
Достижение результата возможно через включение в деятельность.
СЛАЙД 19. В результате этой деятельности, обучающийся должен почувствовать себя успешным: «Я это могу, я это умею»!
Литература:
Технология индивидуализированного обучения Ю.А. Макаров
С.Г.Манвелов «Конструирование современного урока математики» Москва «Просвещение»2005;
В.П. Сухов «Системно - деятельностный подход в развивающем обучении школьников» Уфа,2004
Методическое пособие «Деятельностный подход на уроках математики: вопросы теории и практики» Автор: учитель математики МБОУ «Никифоровская СОШ №1» Вавкина Екатерина Викторовна