kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особенности организации профориентационной работы с детьми с ООП в системе ТиПО

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматриваются формы и методы организации профориентационной работы с детьми ООП как средства социально-профессионального самоопределения детей. Выделяются факторы, которые необходимо учитывать при организации работы с подростками, имеющими особенности здоровья. Описываются основные мероприятия и требования к организации профориентационной работы с детьми ООП.

Просмотр содержимого документа
«Особенности организации профориентационной работы с детьми с ООП в системе ТиПО»

Особенности организации профориентационной работы с детьми с ООП в системе ТиПО

Хасенова Айжан Маратовна

КГУ «Строительно-технический колледж №1, город Кокшетау»

Преподаватель черчения и спецдисциплин


Аңдатпа

Мақалада балалардың әлеуметтік-кәсіптік өзін-өзі анықтауының құралы ретінде ЕБҚ бар балалармен кәсіби бағдар беру жұмыстарын ұйымдастырудың формалары мен әдістері қарастырылады. Денсаулық ерекшеліктері бар жасөспірімдермен жұмысты ұйымдастыру кезінде ескеру қажет факторлар бөлінеді. ЕБҚ бар балаларымен кәсіптік бағдар беру жұмыстарын ұйымдастыруға қойылатын негізгі іс-шаралар мен талаптар сипатталады.

Аннотация
В статье рассматриваются формы и методы организации профориентационной работы с детьми ООП как средства социально-профессионального самоопределения детей. Выделяются факторы, которые необходимо учитывать при организации работы с подростками, имеющими особенности здоровья. Описываются основные мероприятия и требования к организации профориентационной работы с детьми ООП.

Annotation.

The article discusses the forms and methods of organizing career guidance work with children of special educational needs as a means of social and professional self-determination of children. The factors that must be taken into account when organizing work with teenagers with particular health conditions are identified. The main activities and requirements for the organization of career guidance work with children of special educational needs are described.

Түйінді сөздер: кәсіби өзін-өзі анықтау, ерекше білім беру қажеттіліктері, кәсіби кеңес беру.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, особые образовательные потребности, профессиональное консультирование.

Key words: professional self-determination, special educational needs, professional counseling.


Удовлетворение особых образовательных потребностей ребенка – одно из базовых условий его психического здоровья и развития[1]. Поэтому основной задачей, стоящей перед государством и обществом в целом в отношении детей с ограниченными образовательными потребностями, является создание надлежащих условий и оказание помощи в их социальной адаптации и подготовке к полноценной жизни в обществе. Для социализации в обществе детей, с ограниченными образовательными потребностями, трудовая деятельность – основа их социального приспособления, а трудоустройство – есть важная государственная задача. Причем развитие трудовой деятельности является одним из методов коррекции, способствует накоплению социального опыта[1].

Выбор профессии всегда сложный и порой долгий мотивационный процесс. Особенно трудно он дается детям с ограниченными образовательными потребностями. Причем, выбор профессии является достаточно сложным и напряженным этапом не только для самих молодых людей, но и для их родных и близких, в частности родителей. Для того чтобы профессиональное самоопределение обучающихся с особыми образовательными потребностями было успешным, важно развивать у них активное отношение к себе, своим возможностям в связи с осознанием важности и необходимости самоопределения и адекватного отношения к ситуации выбора профессии, основанного на осознании своих желаний и возможностей. Кроме этого, большую роль в успешной профессиональной ориентации играет фактор максимально адекватной оценки обучающимися своих психофизиологических особенностей[2]. Чтобы быть готовым к вступлению в самостоятельную жизнь, подростку с ООП нужно иметь необходимый баланс знаний, профессиональную подготовку, умение адаптироваться, правильно строить свои отношения с людьми, иметь соответствующую своим возможностям жизненную перспективу. Это нелегко дается обычным детям и тем более сложно идет процесс социально-трудовой адаптации детей с ограниченными образовательными потребностями. В процессе решения проблемы сознательного выбора профессии детьми с ООП, следует иметь в виду необходимость разработки комплексного подхода к профориентационной работе, одним из важнейших аспектов которого является подбор и модификация методического инструментария с учетом индивидуальных особенностей здоровья. Подбор методического инструментария с учетом специфики лиц с ООП позволяет дать более точную оценку актуального состояния обучающегося, благодаря чему с ним строится дальнейшая индивидуальная или групповая работа.

Таким образом, можно выделить следующие факторы, которые необходимо учитывать при организации работы с подростками, имеющими особенности здоровья:

- позиция родителей;

- учет состояния здоровья, соотнесение его с требованиями профессии;

- знание своих личностных особенностей, возможностей и способностей

- информированность о профессиональных деятельностях, для дальнейшего выбора той профессии, которая соответствует индивидуальным способностям;

- поддержка со стороны педагогов.

Предлагаемые формы и методы профессионально ориентационной работы с детьми и подростками, имеющими особые образовательные потребности достаточно многообразны:

- профессионально – ориентационные беседы;

- занятия в кружках творческого мастерства;

- экскурсии на предприятия, в профессиональные учебные учреждения;

- встречи со специалистами;

- участие в «днях открытых дверей»;

- участие в конкурсах, выставках, ярмарках изделий;

- использование средств массовой агитации: стендов, стенгазет, фотоальбомов и прочего.

В процессе профессиональной ориентации важным моментом является формирование у подростков с ООП профессионального выбора и мотивации к деятельности, адекватной их возможностям, так как они испытывают трудности следующего характера:

- из-за ограничений в познании окружающего мира часто недостаточно сформированы представления о видах профессиональной деятельности; Учитывая данную особенность, необходимо соблюдать принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностям, способностям и возможностям подростка, соотнесенных с реальным состоянием его здоровья и имеющимися ограничениями[3]. Подросток должен осознавать свои перспективы реализации в будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, во время профессионально-ориентированной беседы должен реализовываться строгий, индивидуальный и личностно ориентированный подход, преобладание индивидуальных форм работы над групповыми. Профориентационной работе должно предшествовать ознакомление с результатами психодиагностики и медицинской диагностики, имеющимися в личном деле подростка. Необходимо так же учитывать специфику его основного нарушения.

В строительно-техническом колледже г.Кокшетау вот уже более 7 лет обучаются дети с ограниченными образовательными потребностями, а именно с нарушением слуха. Это дети, имеющие стойкое двустороннее нарушение слуховой функции, при котором речевое общение с окружающими посредством устной речи затруднено (тугоухость) или вообще невозможно (глухота).

Профессиональное самоопределение – это стержневая проблема в воспитании детей с нарушением слуха. У них, чаще, чем у других, возникают проблемы профессионального выбора. Процесс профессионального самоопределения слабослышащих детей имеет свои особенности вследствие их дефекта. Первичное нарушение слуха (отсутствие или значительное его снижение) ведёт к отсутствию или недоразвитию словесной речи, низкому уровню познавательных способностей. Это осложняется сопутствующими заболеваниями[4]. Неумение приспособиться к новой социальной среде, незнание современных жизненных условий, в которых большое значение, имеет высокий профессионализм работника, приводит к неустроенности судеб детей. Дети с нарушением слуха, имеющие семью и живущие в интернате не опираются на профессиональный опыт родителей в выборе профессии. Родители таких детей, в большинстве случаев, слышащие и у них возникает неадекватная оценка возможностей детей. Поэтому важно готовить детей не к кажущемуся социальному благополучию, которое их ждёт в будущем, а к реальной борьбе за своё место в жизни через профессиональную деятельность, с помощью которой ребёнок войдёт в ту систему отношений, где будет чувствовать себя значимым и востребованным.

В индивидуальном профессиональном консультировании подростков с ООП, как ни в каком другом, необходимо использовать различные формы работы, такие как групповые тренинги, по отработке профессионально значимых навыков, ролевые игры, позволяющие «примерить» различные профессиональные роли, просмотр и обсуждение видеоматериалов и т.п.

Профориентационная работа в колледже ведется по двум направлениям:

- информирование о реальном или ожидаемом спросе на конкретные профессии (в городе, области), хозяйственных структурах и предприятиях нашего города, о требованиях профессии к личности и организму человека, о нашем учебном заведении и осуществляемой им профессиональной подготовке;

- профессиональное консультирование: анализ и сопоставление возможностей и желания человека с требованиями профессии к его здоровью, знаниям, личностным качествам; рекомендации о наиболее предпочтительных путях трудового самоопределения.

Система профориентационной работы КГУ «Строительно-технический колледж №1, г.Кокшетау» состоит из следующих мероприятий:

- определение количества потенциальных абитуриентов по школам, города и района;

- посещение школ города и района, беседы со школьниками на темы: «Современный рынок труда и рейтинг профессий», «Планирование жизненного пути», «Профессиональная пригодность», «Психологические трудности и ошибки при выборе профессии», «Пути получения профессии»;

- организация и проведение встреч с выпускниками общеобразовательных школ представителями администрации колледжа, мастерами производственного обучения и преподавателями;

- профессиональные консультации абитуриентов - члены приемной комиссии, заместители директора по производственной, учебной, воспитательной работе, методист, председатели предметно - цикловых комиссий по мере обращения консультируют абитуриентов и их родителей по вопросам профориентации;

- организация дней открытых дверей с целью познакомить выпускников 9-11 классов и их родителей с организацией учебно-воспитательной работы, правилами приёма в колледж; предоставить информацию по подготовке в колледже специалистов по востребованным на рынке труда специальностям и профессиям;

- участие в выставках, в конкурсах профмастерства;

- организация мастер-классов - призвана уточнить образовательный запрос подростка с ООП для принятия адекватного профориентационного решения, вызвать интерес к профессии, специальности, побудить потребность к самосовершенствованию;

- встречи с выпускниками профориентационная работа с привлечением студентов является интересной и дающей хороший результат. Такие студенты направляются в свои бывшие школы, встречаются с «родными» классными руководителями, учителями, администрацией и с их помощью организуют встречи и концерты для выпускников своих бывших школ. Такие встречи всегда вызывают живой интерес и проходят, что называется на «ура»;

- экскурсии на предприятия социальных партнеров и организация производственной практики - социальные партнеры обеспечивают прохождение производственной практики с дальнейшим трудоустройством выпускников (ТОО «Блэк»). Высококвалифицированные специалисты предприятий ежегодно входят в состав комиссий государственной итоговой аттестации выпускников;

- распространение листовок, брошюр о колледже, профессиях и специальностях, реклама в транспорте - издание и переиздание информационно-рекламных материалов (буклетов) для абитуриентов с информацией о колледже специальностях и профессиональной подготовке;

- освещение мероприятий проводимых колледжем на сайте, в социальных сетях и СМИ - размещение материалов для абитуриентов в электронных и печатных СМИ, публикация статей, заметок о жизни колледжа в СМИ г. Кокшетау, поддержание регулярных контактов с органами образования города, района, и области.

Профориентационная работа КГУ «Строительно-технический колледж №1, г.Кокшету» направлена на организацию устойчивых связей между колледжем, образовательными учреждениями района и области, развитие интереса детей с ООП к освоению профессий и специальностей, что в дальнейшем должно способствовать формированию профессиональной компетентности выпускников, повышению качества их подготовки и возможности получения профессии до окончания общеобразовательного учреждения.

Являясь ресурсным центром по внедрению инклюзивных практик, колледж, обучая профессиональным навыкам детей с ООП, предоставляет им шанс на реальное трудоустройство и профессиональную адаптацию к условиям рынка труда. Поэтому важной составляющей работы колледжа по подготовке квалифицированных рабочих кадров, в том числе детей с ООП является их трудоустройство и закрепление на рабочих местах.

Многие выпускники колледжа добились больших профессиональных успехов и успехов в бизнесе, состоялись как личности, работающие на благо всего нашего общества.

В заключение хотелось бы сказать о том, что сегодня в Казахстане, как никогда, востребованы рабочие профессии: создаются хорошие условия труда, предоставляется возможность дополнительного образования и повышения квалификации, сделать профессиональную карьеру. А путь к профессиональному становлению и мастерству детей с особыми образовательными потребностями может начаться в нашем колледже.


Список использованной литературы


1.Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. - М.: Изд-во МГУ, 1987. – 132.

2. Маллер, А. Р. Дети с нарушением интеллекта: социально-трудовая адаптация [Текст] / А. Р. Маллер. - М., 2010. - 123 с.

3.Орёл В.Е. Психологические основы профориентационной работы со школьниками. 1990, 83 с.

4. Платонов К.К. Проблемы способностей. М., 1974, 312с.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Особенности организации профориентационной работы с детьми с ООП в системе ТиПО

Автор: Хасенова Айжан Маратовна

Дата: 07.12.2019

Номер свидетельства: 530766

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства