kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ОСНОВНЫЕ ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПЛАНИРОВКЕ ШКОЛ

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАСПОЛОЖЕНИЕ ЗДАНИЙ ШКОЛ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ С УЧЕТОМ РАДИУСА ОБСЛУЖИВАНИЯ, В СООТВЕТСТВИИ С САНИТАРНЫМИ ПРАВИЛАМИ "ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО. ПЛАНИРОВКА И ЗАСТРОЙКА ГОРОДОВ, ПОСЕЛКОВ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ" (1989). ШКОЛА ДОЛЖНА НАХОДИТСЯ В ПРЕДЕЛАХ МИКРОРАЙОНА. СТРОИТЕЛЬСТОВ ШКОЛ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПО ТИПОВЫМ ПРОЕКТАМ. ОСНОВНЫМИ УЧЕБНЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ В ШКОЛЕ ЯВЛЯЕТСЯ КЛАССНАЯ КОМНАТА, УЧЕБНЫЙ КАБИНЕТ, ЛАБОРАТОРИЯ. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ОСНОВНЫЕ ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПЛАНИРОВКЕ ШКОЛ»

Основные гигиенические требования к планировке школ


Расположение зданий школ на территории города осуществляется с учетом радиуса обслуживания, в соответствии с санитарными правилами "Градостроительство. Планировка и застройка городов, поселков и сельских населенных поселений" (1989). В соответствии с ними радиус обслуживания не должен превышать 0,3-0,5 км пешеходной доступности. Школа должна находится в пределах микрорайона. Наилучший вариант размещения школы - внутриквартальное, вдали от магистральных дорог с интенсивным движением транспорта. Строительство школ осуществляется по типовым проектам "Общеобразовательные школы и школы-интернаты" (1986). Основным типом школ принята общеобразовательная трудовая политехническая школа с продленным днем. Она должна располагаться на участке площадью 0,8 га – для начальной и 1,5 га – для средней школы, на котором можно удобно и рационально расположить все необходимые объекты. Застройка участка не должна превышать 15%, а зеленые насаждения должны составлять не менее 50%, спортивная зона – 35% и остальная площадь – зона отдыха (площадка для подвижных игр). Здание школы должно располагаться в глубине участка, не ближе 15 м к его границе.

Школьные помещения – основные, воспитательные, служебные. Их взаимное расположение


Гигиенические принципы эксплуатации здания школы должны осуществляться в соответствии с санитарными нормативами "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений" (2002). В этих правилах указаны требования к участку и помещению школы; санитарному состоянию учреждения, тепловому режиму, освещению и оборудованию классных комнат, учебно-воспитательному процессу, медицинскому обслуживанию и питанию учащихся. Количество ученических мест зависит от типа школы: начальная, неполная средняя и средняя. От этого же зависит и состав помещений.

Основными учебными помещениями в школе является классная комната, учебный кабинет, лаборатория. В них учащиеся проводят большую часть времени – поэтому этим помещениям уделяется особое внимание. Целесообразно создавать специализированные секции – по дисциплинам естественно-математического и гуманитарного циклов.

Классы должны быть достаточной площади, кубатуры, иметь хорошую вентиляцию, естественное и искусственное освещение. Все учащиеся должны хорошо слышать преподавателя и без напряжения читать написанное на доске. Класс рассчитан на 35-40 детей. Гигиеническая норма площади классной комнаты – 1,25 м2 на одного ученика. При высоте помещения 3,3 м воздушный куб на одного учащегося составляет 4,5 м3. Норма вентиляции на одного учащегося - 15 м3, поэтому должна быть 3-х-кратная смена воздуха (15:4,5) в течение часа. Это с трудом можно достичь, если установить фрамуги и вытяжные каналы – поэтому воздушный режим должен тщательно соблюдаться.

Спортивный зал следует размещать на первом этаже, а лучше в пристройке. При спортивном зале должны быть снарядная, раздевальные для мальчиков и девочек с душевыми и туалетами, комната для преподавателя.

К основным школьным помещениям также относятся помещения для трудового обучения учащихся 5 -11-х классов. Должны быть два помещения мастерских – столярная и слесарная, из расчета 6 м2 на одного человека.

К воспитательным помещениям относятся – актовый зал, библиотека, рекреационные помещения. К служебным – столовая, медицинский пункт, гардероб и санузлы.

Рекреационные помещения предназначены для отдыха учащихся во время перемен. Ими являются коридоры вдоль кабинетов и лабораторий – для этого ширина их должна быть не менее 2,8 м с односторонним расположением кабинетов и 4 м – при двухстороннем.

Гардеробы должны быть на первом этаже, в классах и рекреациях устраивать гардеробы запрещается. Туалетные комнаты должны быть на каждом этаже, отдельно для девочек и мальчиков.

Библиотека в современных школах должна быть справочно-информационным центром, обеспечивать возможность индивидуальных занятий учащихся.

Столовая предусматривается при 100 учащихся и более. Должна обеспечивать 2-х-разовое горячее питание для детей продленного дня и горячие завтраки для остальных детей.

Медицинский пункт должен включать следующие помещения: кабинет врача площадью 14 м2 и длиной не менее 7 м (для определения остроты зрения и слуха), кабинет зубного врача, процедурный кабинет, кабинет психолога, самостоятельный санузел.

В последнее время отмечаются гигиенические преимущества обучения девочек и мальчиков до 7 класса в однородных по полу классных коллективах. Раздельное обучение имеет серьезную физиологическую основу: у мальчиков позднее формируется комплекс необходимых для школы функций; требуется разный язык в изложении материала и поведении учителей; девочки отличаются большей работоспособностью и усидчивостью; у мальчиков, воспитываемых вместе с девочками не развивается активная предприимчивость – брать ответственность на себя, а девочки становятся активными, равняясь на мальчиков. При раздельно-параллельном обучении годность юношей к службе в Армии значительно возрастает.


Гигиенические требования к учебной мебели и учебным пособиям


Учебная мебель должна отвечать педагогическим и гигиеническим требованиям, обеспечивать проведение воспитательной и учебной работы, развивать художественный вкус. Гигиенические требования к детской мебели и инструментам включают их анатомо-физиологическое соответствие возможностям организма с учетом роста и возраста. Конструкция мебели должна быть прочной, устойчивой, легкой, доступной для поддержания в чистоте. Покрытие должно быть водостойким, выдерживать частое мытье горячей водой с моющими средствами и обработку дезинфицирующими веществами. Строительные и отделочные материалы не должны выделять в воздух вредных химических веществ. В процессе учебных занятий организм детей испытывает статическую нагрузку вследствие необходимости поддержания длительное время вынужденной рабочей позы – напрягаются мышцы спины, шеи, живота, ног.

При неправильном устройстве мебели, несоответствии ее размерам росту и пропорциям тела ребенка – статическая нагрузка резко возрастает. Это приводит к нарушениям функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем, сдавливанию передних отделов межпозвоночных дисков, нарушению осанки (сколиоз) и зрения (близорукость).

Правильным считается положение тела, если: сохраняется устойчивое равновесие и нормальная деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, пищевой систем, слухового и зрительного анализаторов. Менее утомительная поза – с малым наклоном корпуса вперед. Для соблюдения физиологической позы парта и стул должны соответствовать антрометрическим данным: высота сиденья = длине голени со стопой и глубина сиденья = длине бедра. Чем больше площадь опоры (сиденье, спинка стула, пол, подножка) – тем меньше мышечное утомление.


К сведению: В учебной мебели должно быть выдержано правильное соотношение основных элементов: крышки стола, сиденья и спинки стула. Эти соотношения нормируются величинами: дифференция, дистанция сиденья и дистанция спинки.

Дифференция – это расстояние (по вертикали) от заднего края стола до сиденья. Оно равно разности высоты сиденья и высоты локтя плюс 5-6 см. Завышенная/заниженная дифференция вынуждает школьника опускать/поднимать правое плечо во время письма (плечи закрепляются на разных уровнях), что искривляет позвоночник или увеличивает расстояние от глаз до книги.

Дистанция спинки – это расстояние (по горизонтали) от заднего края крышки стола до спинки стула. Оно не должно превышать переднезаднего диаметра туловища ребенка более чем на 5 см. При завышенной дистанции у школьника уменьшаются возможности использовать спинку стула как дополнительную опору. При недостаточной дистанции ребенок оказывается зажатым между крышкой парты и спинкой стула.

Дистанция сиденья – это расстояние (по горизонтали) между краем крышки стола и краем сиденья – она должна быть только отрицательной (не менее 4 см и не более 8 см). При нулевой и особенно при положительной дистанции учащийся вынужден тянуться предплечьем, что приводит к неудобной позе. При этом важно не только обустроенное рабочее место в соответствии с ростом ребенка, но и роль педагога – воспитывать правильную посадку, приучать его сохранять во время занятия наименее утомительную позу (медперсонал осуществляет периодический контроль за осанкой детей в классах).


Для правильного рассаживания школьников в начале года заполняют "листок здоровья" - в нем отмечают рост, зрение, слух и номер мебели (всего 5 номеров). За первыми партами отводятся места для слабо видящих/слышащих. Слабовидящих сажают ближе к окнам, часто болеющих ОРЗ – дальше от окон.

Большую роль играет классная доска. Она может быть разной конструкции (створчатая, раздвижная), с разным покрытием (линолеум, стеклоэмаль) и цветов (черная, темно-коричневая, темно-зеленая). Но лучшая работоспособность при темно-зеленой доске – видимость на 11% выше, чем на черной доске.

Учебные пособия. Чтение – это не только один из способов восприятия информации, но и активная работа органа зрения и мозга. Поэтому существуют гигиенические требования к учебным пособиям: к качеству бумаги, шрифту, набору, формату, весу книги и переплету.

Бумага для учебников должна быть: (1) белой или слегка желтой, чтобы обеспечивался достаточный контраст между печатными знаками и фоном; (2) ровной и гладкой, без значительного глянца и (3) не должен просвечивать текст с обратной стороны листа. Санитарное состояние учебника отражает качество переплета и бумаги: низкое качество переплета, использование шероховатой, легко впитывающей влагу бумаги способствует быстрому загрязнению и порче учебника. Он должен быть небольшого формата, с легким переплетом, не из толстой бумаги, чтобы не отягощать школьника.

Печать должна быть четкой, интенсивно черного цвета и равномерной. Для заголовков используют цветную печать.

Шрифт должен быть простым, четким, без украшений. Каждая буква должна быть выразительной, достаточной величины, с четкими внутрибуквенными просветами. Размер шрифта должен постепенно переходить от младшего до старшего возраста. Быстрота чтения зависит от промежутков между словами и строками. Рекомендуется расстояние между строками не менее 2,7 мм, а между словами для 1-2 класса – 4-11 мм. Для детей до 5 класса, которые еще не овладели навыками чтения, для зрения лучше длина строки – 126-130 мм. Для старших классов - 98-113 мм. Двухколонный набор до 7 класса недопустим, так как частые движения глаз утомляют детей, и они быстро устают. В учебнике обязательны поля – они должны быть белыми, контрастными к шрифту. Внутренние поля должны составлять 15-20 мм.





Медицинское обслуживание школьников


Формирование здоровья детей в школе происходит под влиянием большого числа факторов риска. В 2002 г. 70% детского населения составляли школьники, из них только 34% относились к 1 группе здоровья, 52% имели риск развития хронических заболеваний и относились ко 2 группе, 16% относились к 3 группе. Основные заболевания, имеющие место у школьников - болезни крови и кроветворения (32%), заболевания эндокринные (31% - щитовидной железы, ожирение), костно-мышечной системы (26,5%) органов пищеварении и сердечно-сосудистой системы (по 24%). Причем за последние 5 лет по данным профилактических осмотров заболеваемость детей до 14 лет увеличилась на 22%, а 15-17 лет - на 24%. Среди основных причин, отрицательно сказывающихся на развитие и здоровье детей, отмечаются:

-замена ростомерной мебели (парт) на одномерную (столы), причем в 20% школ ученическая мебель не соответствует ростовозрастным особенностям детей;

- переформирование старших детсадовских групп в младшие образовательные группы: в итоге начало образования с 6-летнего возраста "обходится" детям в 2 раза дороже, чем 7-леткам из-за более частых неврозов и увеличения патологии позвоночника и зрения (перед поступлением в школу имеют сниженное зрение 84 ребенка, а перед окончанием – 150 на 1000 детей);

- интенсификация учебного процесса с увеличением суммарной учебной нагрузки при снижении физической активности;

- построение современной школы на малоподвижности ребенка: в сидячем положении учащиеся начальной школы проводят до 70%, а старшеклассники - до 85% времени в школе;

- стандартное чтение под секундомер;

- введение скорописи с помощью шариковой ручки;

- снижением энергетической ценности пищи в питании школьников, резким обеднением ее витаминами и микроэлементами, что приводит к заболеваниям органов пищеварения, белково-калорийной недостаточности, снижению массы тела и роста.

Отмеченные данные указывают на важную роль медицинских работников (медицинской сестры, школьного врача и санитарного врача по школьной гигиене) в контроле за здоровьем школьников, за санитарно-техническим состоянием школ, за соблюдением санитарных норм и правил и организацией образовательного процесса в них.

Медицинское обслуживание школьников возлагается на квалифицированные кадры средних медработников и врачей-педиатров - школьных врачей, которыми должны укомплектовываться все образовательные учреждения. При отсутствии медработника руководство школы заключает договор с ближайшей поликлиникой о медицинском обслуживании.

На средних медицинских работников в образовательном учреждении возлагаются следующие основные функциональные обязанности по медицинскому обслуживанию школьников:

1. Организация медицинского обеспечения детей.

2. Первичная профилактика.

3. Контроль за питанием детей.

4. Контроль за организацией физического воспитания.

5. Участие во врачебно-профессиональных консультациях.

6. Гигиеническое воспитание в детском коллективе, санитарное просвещение по формированию здорового образа жизни.

7. Иммунопрофилактика.

8. Мероприятия по обеспечению адаптации детей в образовательном учреждении.

9. Ведение медицинской документации.

10. Диспансеризация.

11. Анализ состояния здоровья детей, разработка медико-профилактических мероприятий по охране их здоровья.

Неблагоприятное влияние обучения в современной школе на состояние здоровье детей и подростков требует дальнейшего совершенствования медицинского обеспечения школьников, контроля его своевременности и полноты.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
ОСНОВНЫЕ ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПЛАНИРОВКЕ ШКОЛ

Автор: ЯКУГИНОВА РОЗА СЕРГЕЕВНА

Дата: 03.01.2016

Номер свидетельства: 271911


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства