kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Осбенности личностно-ориентированного обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Личностно ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность, обеспечение комфортных бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализацию ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не просто субъект, но субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения цели. Своеобразие парадигмы целей личностно ориентированных технологий заключается в ориентации на свойства личности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Осбенности личностно-ориентированного обучения »

Козий В.Г.

Личностно ориентированный подход в обучении.

(выступление на семинаре)


Плохой учитель преподносит истину,

хороший учит ее находить.

А. Дистервег


Российское общество, переживая кардинальные изменения в экономике, социальной, политической и духовной жизни, поставило задачу подготовки в процессе обучения нового человека, способного обеспечить успех демократических социальных реформ. В настоящее время закон РФ «Об образовании» ориентирует образовательное учреждение на создание оптимальных условий для свободного развития личности каждого обучающегося, формирования личности как целостного и гармонично развитого существа, в единстве его внутренней духовности и внешнего выражения. В понимаемом таким образом образовании можно выделить два аспекта: предметный и личностный.


Аспекты образования


Предметный аспект Личностный аспект


Цели обучения



1. Овладение основами знаний 1. Развитие способностей и

познавательных интересов (критического мышления, воображения, памяти, мышления).

2. Подготовка обучаемых к 2. Формирование культурных

практической деятельности потребностей, мотиваций,

интересов.

3. Формирование научного 3. Формирование умений

мировоззрения. и навыков самообразования,

отношений к природе, обществу, культуре, технике.


Рис. 1. Цели обучения




Современное состояние системы образования характеризуется сосуществованием разных педагогических технологий. Многочисленными исследованиями доказано, что от выбранной педагогической технологии, степени ее адекватности ситуации и контингенту учащихся во многом зависит качество обучения.

Принципиально важным моментом для понимания сущности педагогической технологии является определение позиции обучающегося в образовательном процессе, отношение к нему со стороны обучающего. Здесь выделяется несколько типов технологий: авторитарные, дидактоцентрические и личностно ориентированные. Сегодня наблюдается тенденция в дидактике к выдвижению на первый план личностно-центрированных подходов. Одна из причин такого явления состоит в необходимости гуманизации образования в целом, в замене авторитарной парадигмы обучения на личностно ориентированную. Личностный подход в дидактике утверждает представление о социальной, деятельностной и творческой сущности человека как личности.

Личностно ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность, обеспечение комфортных бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализацию ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не просто субъект, но субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения цели. Своеобразие парадигмы целей личностно ориентированных технологий заключается в ориентации на свойства личности.

Личностно ориентированные технологии характеризуются:

- антропоцентричностью;

- гуманистической сущностью;

- психотерапевтической направленностью;

- ставят цель – разностороннее, свободное и творческое развитие личности.

В рамках личностно ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:

- гуманно-личностные технологии;

- технологии сотрудничества;

- технологии свободного воспитания;

- эзотерические технологии.


Истоки развития личностно ориентированной технологии содержатся в положениях диалоговой концепции, где обоснована идея всеобщности диалога как основы человеческого сознания. В традиционных дидактических системах основой любой педагогической технологии является объяснение, а в личностно ориентированном образовании - понимание: при объяснении – только одно сознание, один субъект, монолог; при понимании – два субъекта, два сознания, взаимопонимание, диалог. Объяснение – всегда взгляд сверху вниз, всегда назидание. Понимание – это общение, сотрудничество, равенство во взаимоотношении. Основная установка педагога – не на познание «предмета», а на общение, взаимодействие, взаимопонимание с учениками, на их «освобождение» (К.Н. Вентцель) для творчества. Творчество, исследовательский поиск являются основным способом существования обучаемого в пространстве личностно ориентированного образования. Но духовные, физические, интеллектуальные возможности обучающихся малы, чтобы самостоятельно справиться с творческими задачами обучения и жизненными проблемами. Растущему человеку нужны педагогическая поддержка и помощь. Это ключевые слова в характеристике технологий личностно ориентированного образования.

По словам Ш.А. Амонашвили, педагогическая поддержка основывается на трех принципах деятельности:

- любить ребенка;

- очеловечивать среду, в которой он живет;

- прожить в ребенке свое детство.

Чтобы поддерживать ребенка, считал В.А. Сухомлинский, педагог должен сохранять в себе ощущение детства; развивать в себе способность к пониманию ребенка и всего, что с ним происходит; мудро относиться к поступкам детей; верить, что ребенок ошибается , а не нарушает с умыслом; защищать ребенка; не думать о нем плохо, несправедливо и, самое важное, не ломать детскую индивидуальность, а исправлять и направлять ее развитие, памятуя о том, что ребенок находится в состоянии самопознания, самоутверждения, самовоспитания.

Академик Российской академии образования Е.В. Бондаревская выделяет ряд существенных требований к технологиям личностно ориентированного образования:

- диалогичность;

- деятельностно-творческий характер;

- поддержка индивидуального развития обучаемого;

- предоставление ему необходимого пространства свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов обучения и поведения.

По мнению Е.В. Бондаревской, учитель, в котором нуждается личностно ориентированное образовательное учреждение, должен удовлетворять следующим требованиям:

- иметь ценностное отношение к человеку, культуре, творчеству;

- проявлять гуманную педагогическую позицию;

- заботиться о сохранении физического и душевного здоровья обучающихся;

- уметь создавать и постоянно обогащать культурно-информационную и предметно-развивающую образовательную среду;

- уметь работать с содержанием обучения, придавая ему личностно-смысловую направленность;

- владеть разнообразными педагогическими технологиями, уметь придавать им личностно развивающую направленность;

- проявлять заботу о развитии и поддержке индивидуальности каждого обучающегося.

И.С. Якиманская, характеризуя отличительные особенности личностно ориентированного обучения, отмечает, что:

- оно обеспечивает развитие и саморазвитие личности обучаемых, исходя из выявления его индивидуальных особенностей;

- оно предоставляет каждому учащемуся, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении;

- его содержание, средства и методы подбираются и организуются так, чтобы обучаемый мог проявить избирательность к предметному материалу, его виду и форме;

- его критериальная база учитывает не только уровень достигнутых ЗУН, но и сформированность определенного интеллекта (его свойства, качества, характер проявлений);

- оно развивает индивидуальность обучающихся, создает все условия для его саморазвития, самовыражения;

- оно строится на принципе вариативности, т.е. признании разнообразия содержания и форм учебного процесса, выбор которых осуществляется с учетом развития каждого ребенка, его педагогической поддержки в познавательном процессе, затрудняющих жизненных ситуаций.

Средства личностно ориентированного обучения можно разделить на две группы. Первая группа средств обеспечивает общую педагогическую поддержку всех учащихся и создает необходимый для этого тон доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества. Это внимательное, приветливое отношение учителя к ученикам, доверие к ним.

Вторая группа средств направлена на индивидуально личностную поддержку и предполагает диагностику индивидуального развития, обученности, воспитанности, выявление личных проблем детей, отслеживание процессов развития каждого. Особая роль придается созданию ситуаций успеха, условий для самореализации личности, повышению статуса обучаемых, значимости его личных «вкладов» в решение общих задач.

Личностная ориентация по отношению к ребенку требует пересмотра организации системы воздействия на личность. Одной из причин неблагополучия в обучении является отсутствие педагогического индивидуального внимания к особенности, уникальности каждого. Дело в том, что один человек трудоспособнее по утрам, другой – во второй половине дня, одни нуждаются в четком, иногда пошаговом руководстве, другие предпочитают инициативное самостоятельное обучение, не терпят опеки; одни лучше усваивают материал со зрительной опорой, другие лучше воспринимают материал на слух; одни могут долго работать сосредоточенно, другие отвлекаются уже через 5-10 минут; у одних предшествующий опыт познания достаточно богат, у других приходится прилагать немало усилий, чтобы его обогатить. Традиционная авторитарная технология, разумеется, не может учесть весь спектр различий личности обучаемых.

(Индивидуализация обучения в практике школ – узкий подход)

Реализация личностного подхода предполагает, что обучаемые включаются в целеполагание, планирование, осуществление и анализ форм процесса обучения. Искусство преподавания состоит в последовательном подведении обучающихся ко все более усложняющимся задачам, подготовке к их выполнению. Деятельность педагога и деятельность воспитуемых должна быть согласована. Высшим критерием такой согласованности является не просто взаимодействие преподавателя и студента (педагогического коллектива и коллектива студентов), но их взаимосодействие, сотворчество, направленное на достижение конечной цели, каковой является не методическое совершенствование процесса, а личность студента – его развитие, обучение и воспитание.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Осбенности личностно-ориентированного обучения

Автор: Тарабаева Анастасия Викторовна

Дата: 29.12.2014

Номер свидетельства: 148696


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства