Организация урочной и внеурочной работы в школе по патриотическому воспитанию средствами краеведения
Организация урочной и внеурочной работы в школе по патриотическому воспитанию средствами краеведения
Патриотизм есть глубокое осознание своей неразрывности с Отечеством не только в его историческом, культурном и территориальном аспекте, но и в нераздельной сопричастности с его природой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Организация урочной и внеурочной работы в школе по патриотическому воспитанию средствами краеведения»
Петров Анатолий Алексеевич -
учитель начальной военной и физической подготовки Целинной средней школы района имени Г.Мусрепова Северо-Казахстанской области
Творческий отчет по теме
«Организация урочной и внеурочной работы в школе по патриотическому воспитанию средствами краеведения»
Патриотизм есть глубокое осознание своей неразрывности с Отечеством не только в его историческом, культурном и территориальном аспекте, но и в нераздельной сопричастности с его природой.
Патриотическое воспитание учащихся начинается с познания Малой Родины, с познания запахов пряных степных трав, таинственного дыхания речных глубин, пения жаворонка в поднебесье.
В последние годы особенно неуклонно возрастает роль краеведения, когда одной из важнейших общественных задач становится нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Краеведение лучше других отраслей знания способствует воспитанию патриотизма, любви к родному краю, формированию общественного сознания. Ведь краеведение всегда «краелюбие»
Знание своего края, его прошлого и настоящего необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край – живая, деятельная частица великого мира. Краеведение рождает чувство патриотизма – глубокой любви к Родине.
В этом заключается актуальность темы «Организация урочной и внеурочной работы в школе по патриотическому воспитанию средствами краеведения». Краеведение – это, по большому счету, историческая память. Это память ныне живущих о тех, кто ушел, оставив след в истории своей малой Родины.
Надо ли этим заниматься? И надо ли это вообще кому-нибудь сегодня?
С этим вопросом я обратился к учащимся старшеклассникам. Вот какие ответы я получил:
-э то интересно:
- это важно знать;
- всегда интересно, откуда ты родом;
- просто удивительно, как люди могли освоить этот суровый край;
- уважающие себя люди должны знать свой род хотя бы до седьмого колена;
- история края помогает почувствовать себя частицей Родины;
- зная героическую историю освоения Целины, чувствуешь гордость оттого, что ты потомок тех, кто сюда пришел первым;
- не зная истории родного края, нельзя быть образованным человеком;
- мне интересно, а как люди жили в этом суровом краю, кто они были – первые?
Из этого могу сделать вывод: для ребят, растущего поколения, это интересно. А как к этому относятся взрослые?
Многие учителя школы на разных предметах используют краеведческий материал в том или ином виде, отмечая «…тогда слушают внимательнее, повышается интерес, задают вопросы, идут глубже в тему». Значит, учителям это тоже нужно.
Формы краеведческой работы – урочная и внеурочная, как активная (сам поиск, туризм, полевая работа), так и пассивная (обработка материалов, экскурсионное обслуживание в школьных музеях). Внеурочная краеведческая работа – это поисковые экспедиции, туризм, краеведческие теоретические кружки, тематические вечера, конкурсы, олимпиады.
Школьное краеведение, являясь одним из направлений общего краеведения, есть важнейший фактор нравственного, интеллектуального, эстетического воспитания подрастающего поколения. Любой школьник, интересующийся краеведением, может выбрать себе занятие по душе. Различают следующие направления краеведческой работы: географическое, художественное, историческое, литературное, экологическое, туристическое.
Специфика предмета НВП и физкультура предполагает следующие направления работы: историческое и туристическое.
Уже несколько лет учащиеся школы вместе с педагогами собирают материал для создания музея истории села Целинного. Группа старшеклассников собирает материал к экспозиции «огонь памяти о вашем подвиге горит в наших сердцах» - о земляках-ветеранах Великой Отечественной войны. Для этой экспозиции собраны, увеличены и подписаны более 30 фотографий. Накапливается пристендовый материал – это воспоминания ветеранов, родственников о фронтовой судьбе своих близких, боевые и трудовые награды, почетные грамоты, личные вещи. На основе этого материала проводятся уроки мужества, которые являются важнейшим средством воспитания казахстанского патриотизма.
Один из них- «Земляки – ветераны Великой Отечественной войны» - опубликован на сайте интернет-журнала «Коллеги». В содержании урока – богатый материал о героях - казахстанцах, северо - казахстанцах, наших земляках. К уроку прилагается слайдовая презентация с фотографиями героев, музыкальным сопровождением.
Среди собранных материалов есть информация о воинах-афганцах – наших земляках. Данные материалы служат для проведения урока мужества «Наши земляки – участники Афганской войны»
Работа по сбору музейного материала, уроки мужества не оставляют учащихся равнодушными. У детей появляется не только интерес, но и потребность помочь ветеранам войны и труда. Традиционными в школе стали десанты по уходу за могилами умерших ветеранов войны, шефская помощь вдовам, труженикам тыла, детям войны.
Одной из форм патриотического воспитания учащихся на местном материале является написание сочинений и рефератов. Для их написания используется богатый фактический материал, полученный учащимися при сборе музейного материала.
Важным источником для написания сочинений на местном материале являются встречи с известными земляками, их воспоминания. Такого рода сочинения и рефераты становятся документами необычайной силы, которые невозможно читать без волнения и раздумий.
Готовится для музея еще одна экспозиция – «Наши земляки на службе Родине». Для этой экспозиции собран материал о выпускниках школы, проходивших службу в казахстанской армии – фотографии, награды, благодарственные письма. В школе есть такая традиция: встречи с отслужившими в армии ребятами, их рассказы о службе, о вооружении казахстанской армии. И эта работа имеет результаты: несколько выпускников школы служили в Республиканской гвардии, все идут служить в ряды казахстанской армии с охотой, даже те, кто учится в вузах, после окончания (если не было военной кафедры) идут служить в армию.
Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста. Содержание при этом будет различным, так как выбор информации и методов зависит от возрастных и познавательных особенностей учащихся. Но цель будет иметь много общего: «цель краеведческого образования – способствовать духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве, а также социальной адаптации».
С учащимися начальной школы практикуются туристические походы по родному краю. Туристические походы не только дисциплинируют ребят, закаляют физически, они хорошо воспитывают их в моральном, этическом плане, учат любить и беречь родную природу, углубляют патриотические чувства юных граждан. Во время туристических походов учащиеся знакомятся с флорой и фауной родного края, учатся разжигать костры, облагораживать стоянки, активно отдыхать. Самым излюбленным местом туристических походов детей нашей школы является река Ишим. Дети изучили окрестности Ишима, знают народные названия мест купания и рыбалки, узнали историю названия некоторых скал на реке, исследовали места рыбной ловли. Во время туристических походов учащиеся фотографируют, рисуют природу родного края, затем устраивают фото-выставки и выставки рисунков. Природа вдохновляет детей на творчество: на основе наблюдений дети пишут стихи, сочинения о родном крае. Результатом туристической работы можно назвать научный проект ученика 9 класса Миллера Юрия по теме «Маршрут по реке Ишим для рыболовов-любителей». Итогом исследовательской деятельности ученика стало создание маршрутного листа (плана-карты) для рыболовов-любителей с указанием мест обитания отдельных видов рыб на реке Ишим. Данная работа – это выражение не только интереса к занятию рыбалкой, а прежде всего , любви к дорогому сердцу уголку родного края.
Закономерным итогом краеведческой деятельности, поиска учащихся является собранный значительный материал, который можно широко использовать как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Конечным результатом серьезной краеведческой работы является школьный музей. Поэтому наши планы – открытие музея и продолжение работы по поиску материалов, экспонатов.
В нашем музее можно будет проводить уроки истории, литературы, НВП, внеклассных занятий.
Объяснить детям, почему они должны быть патриотами своей Родины сложно. В современных экономических и политических условиях практически невозможно. Ведь в реальной жизни их окружает непривлекательная действительность: фильмы, переполненные сценами насилия, газеты, пестрящие материалами похожего содержания, компьютерные игры, в которых победитель тот, кто более жесток и изворотлив. Верно подмечено, что патриотизм – это ответ на заботу государства о нем. Именно поэтому столь трудно сегодня воспитать патриота – человека, любящего свою страну и способного жертвовать для нее самым дорогим. Первым шагом к воспитанию такого человека может стать краеведение.