Организация коллективной жизнедеятельности как основной аспект сплочения детского хореографического коллектива
Организация коллективной жизнедеятельности как основной аспект сплочения детского хореографического коллектива
Целью данного проекта является систематизация педагогических технологий, форм и методов в обеспечении воспитательного процесса по сплочению детского хореографического коллектива.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Организация коллективной жизнедеятельности как основной аспект сплочения детского хореографического коллектива»
Управление образования Серовского городского округа Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Организация коллективной жизнедеятельности как основной аспект сплочения детского хореографического коллектива»
Автор: педагог дополнительного образования МАОУ ДО «ЦДТ», I-ой квалификационной категории Смирных Ольга Геннадьевна
2015 год
Оглавление
Введение 2
I. Теоретическая часть 5
1.1. Становление и развитие педагогической концепции детского коллектива 5
1.2. Теоретические понятия сущности педагогической компетентности и мастерства преподавателя 8
1.3. Взаимосвязь педагогических технологий с подсистемой человеческих отношений 10
II. Практическая часть 16
2.1. Деятельность педагога-хореографа по сплочению детского хореографического коллектива «Вдохновение» ЦДТ 16
2.2. Анализ диагностических исследований по сплочению младшей группы детского объединения «Вдохновение» 30
Заключение 34
Список литературы 37
Приложения 39
Введение
Современная концепция образования рассматривает детский коллектив как своеобразную модель общества, отражающую не столько форму его организации, сколько те отношения, которые ему присущи, ту атмосферу, которая ему свойственна, ту систему человеческих ценностей, которая в нем принята.
Сплочённый коллектив необходим и детям и педагогам сегодняшней школы, ведь в нём воспитываются не только и не столько ученики «пятерочники» и «двоечники», а интеллектуалы, эрудиты, умельцы, творцы, организаторы, предприимчивые люди, лидеры, способные вести за собой других, будущие защитники Родины. К тому же мы хотим, чтобы это были добрые, гуманные отзывчивые люди.
Важнейший период становления личности каждого человека приходится на его школьные годы, а в частности младший школьный возраст. Основной социальной средой у детей младшего школьного возраста является школа и творческие объединения. В творческое объединение дети приходят совершенно не подготовленные к совместной деятельности. Проблема сплочения детского коллектива встаёт перед педагогом с того момента как только начинаются первые занятия в младших группах. И перед педагогом стоит задача увидеть в детях потенциальный творческий коллектив и создать условия, в которых диффузная группа учащихся перерастёт в дружный и сплоченный коллектив.
В творческом коллективе при подготовке учащихся к ответственным концертным выступлениям часто проявляется нервозность и психологическое напряжение, без чего невозможен настоящий творческий процесс. По этой причине иногда из-за пустяков возникают споры, конфликты. И только взаимное уважение, вежливость, внимание и бережное отношение друг к другу могут оградить от ненужной нервозности весь коллектив. И тон всем этим отношениям должен задавать педагог. Педагоги вынуждены постоянно искать такие приёмы и методы работы с детским коллективом, которые позволяли бы успешно решать стоящие перед ним в тот или иной период времени творческие и воспитательные задачи.
Актуальность. Проблема сплочения детского коллектива и поиск эффективных путей ее решения является особенно актуальными в условиях сегодняшней действительности, когда стремительно возрастает роль подрастающего поколения в становлении и развитии нашего государства. Общество и сами дети нуждаются в навыках взаимодействия, умению работать в команде, которые закладываются и развиваются на начальном этапе вхождения ребёнка в коллектив.
Федеральные государственные требования к стандартам школьного образования, определяя обязательный минимум содержания программы, реализуемый в детском образовательном учреждении, выдвигает ряд требований к социально – личностному развитию его воспитанников. К числу этих требований относятся: развитие положительных отношений ребенка к себе и другим людям, коммуникативной и социальной компетентности детей; создание условий для формирования у ребенка положительного самоощущения, приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми, развитие у детей чувства ответственности за другого человека. Все эти качества можно развить у детей через системную работу по формированию и сплочению детского коллектива.
Новизна проекта. В данном проекте автор рассматривает целостную структуру мастерства педагога по сплочению детского коллектива, которая подразделяется на три взаимосвязанных подсистемы:
- технологическую,
- социально-психологическую,
- этическую.
Цельюданного проекта является систематизация педагогических технологий, форм и методов в обеспечении воспитательного и учебного процесса по сплочению детского хореографического коллектива.
Задачи:
- изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной проблеме;
- рассмотреть и выделить основные аспекты педагогических технологий по сплочению детского коллектива;
- изучить и проанализировать особенности состояния взаимоотношений учащихся младших групп;
- проанализировать участие родителей в деятельности детского объединения.
Объект исследования: процесс формирования сплоченного, дружного детского коллектива младшего школьного возраста.
Предмет исследования: современные педагогические методики и технологии по сплочению детского коллектива.
В процессе исследования мной были использованы следующие методы:
наблюдение, анкетирование, опрос, социометрическое исследование, анализ документации, индивидуальные и групповые беседы, игровые тренинги, статистическая обработка результатов.
Сроки реализации: проект рассчитан на среднесрочный период 3года.
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.
Данный проект состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы и приложения.
В первой главе проекта рассмотрены теоретические понятия и особенности развития детского коллектива, а так же современные методики работы педагога по сплочению детского коллектива.
Во второй главе анализируется деятельность педагога хореографического коллектива «Вдохновение» Центра детского творчества (ЦДТ) по созданию и развитию дружного, сплочённого детского коллектива.
В заключении сделаны выводы и обобщения по теме организации коллективной жизнедеятельности как основного аспекта сплочения детского коллектива.
Теоретическая часть
Становление и развитие педагогической концепции детского коллектива
Сама проблема сплочения детского коллектива не нова и давно исследуется педагогами и общественными деятелями. Особую роль в развитии представлений о детском коллективе сыграл опыт А.С. Макаренко начавшего свою «педагогическую поэму» в 20-е годы. Этот опыт возник не на голом месте: многие из тех мыслей, идей, положений, которые широко обсуждались в те годы в среде педагогов, он знал, апробировал в своем опыте, скорректировал и дополнил, привел в определенную систему. Будучи реализованными в опыте как самого А.С. Макаренко, так и его последователей, эти идеи сложились в определенную концепцию, в рамках которой детский коллектив рассматривался как объект, субъект и инструмент воспитания.
Основные составляющие этой концепции: закон движения коллектива, принципы перспективных линий, параллельного действия, сочетание требования и доверия. Это также идеи одновременного воздействия педагога на коллектив и личность воспитанника
Свою лепту в вопросе становления и развития детского коллектива внёс В.А. Сухомлинский. Он рассматривал коллектив как средство нравственного и духовного развития ребенка. Он утверждал, что в коллективе создается единство общественного и индивидуального. Духовное богатство каждого человека, его гуманистические мотивы составляют, по мнению В.А. Сухомлинского, основу полноценной, содержательной жизни коллектива и условие совершенствования внутри коллективных отношений. «Мудрая власть коллектива» помогает личности преодолеть черты эгоизма, равнодушия, занять гражданскую позицию, включиться в созидательную, гуманистически направленную деятельность на благо других людей.
Необходимость развития коллективизма у учащихся в условиях целенаправленной учебно-воспитательной работы широко пропагандировала Н.К. Крупская. В своих многочисленных статьях и выступлениях она раскрыла теоретические основы и показала конкретные пути формирования детского коллектива. Н.К. Крупская рассматривала коллектив как среду развития ребенка и придавала большое значение организационному единству детей в условиях коллективной деятельности.
Современные исследователи проблем развития детского коллектива, такие как Х. Й. Лийметс, М. Д. Виноградова, И. Б. Первин и др. доказали, что при определенных условиях воспитательная эффективность может быть повышена за счет введения различных форм групповой работы. Установлено также, что лишь с помощью индивидуального подхода, обеспечивающего каждому ребенку благоприятное для его развития положение в системе коллективных отношений, эффективно могут быть использованы возможности коллектива в индивидуальном развитии учащихся.
Исследования, проведенные современными педагогами К. Н. Травиным, А. И. Лутошкиным, Т. Н. Мальковской, Л. К. Кленевской и другими показывают, что детский коллектив при соответствующих условиях и квалифицированном педагогическом руководстве за весьма короткий срок достигает весьма высокого уровня развития, которое происходит поэтапно, и каждый этап имеет свое качественное своеобразие.
Чтобы стать коллективом, группа должна пройти нелегкий путь качественных преобразований. На этом пути А. С. Макаренко выделил несколько стадий (этапов).
Первая стадия - становление коллектива (стадия первоначального сплочения).
Вторая стадия - усиление влияния актива. Теперь уже актив не только поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет их членам коллектива, руководствуясь своими понятиями о том, что приносит пользу, а что - ущерб интересам коллектива.
Непрерывность педагогического влияния, обусловливающая необходимый эффект воспитания, может быть обеспечена только при опоре на сложившийся детский коллектив. Сплочённость детского коллектива - основное условие успеха и результативности его деятельности, которая строится на взаимодействии и коллективном творчестве участников при строгом разграничении обязанностей в организации коллектива, культурно-массовых, просветительных, спортивных, оздоровительных и других мероприятий.
Теоретические понятия сущности педагогической компетентности и мастерства преподавателя
А. С. Макаренко, рассматривая работу преподавателя, говорил, что деятельность преподавателя есть, в сущности, деятельность организатора. И мастерство преподавателя есть не что иное, как мастерство организатора жизни детей. Мастерство – это умение создавать педагогические ситуации, стимулирующие эффективное развитие учащихся. Не сиюминутное решение вопросов в паре «учитель – ученик», а организация творческой коллективной деятельности способны создавать условия для воспитательного воздействия на коллектив и каждую личность.
Ни одно успешное действие никогда не является полностью неосознанным и стихийным. Существенным и исходным звеном эффективного приёма выступает всегда знание цели, путей и средств достижения этой цели, т.е. знание закономерностей воспитательного процесса. И всё же мастерство преподавания - это не только знание, но и творческое претворение на практике всего арсенала средств, приёмов и методов, вытекающих из законов воспитания, законов организации жизни детского коллектива.
Знания и основанные на них умения – это основа содержания мастерства преподавателя. К важным умениям преподавателя относятся:
- умение воспринимать те процессы, которые происходят в мире детей, каждого отдельного ребёнка в различных педагогических ситуациях;
- умение анализировать соотношение «цель – средства – результат» применительно к выбору ситуации;
- умение требовать и доверять;
- умение быстро ориентироваться и переключать внимание;
- умение играть с детьми;
- умение оценивать ситуацию с различных сторон;
- умение из многообразия педагогических факторов выделить существенное;
- умение в случайном факте увидеть существенное;
- умение в одной и той же ситуации пользоваться разнородными приёмами воздействия;
- умение точно передавать свои настроения, чувства и мысли словом, мимикой, движениями.
Неразрывно связаны с перечисленными умениями и такие: умение устанавливать контакты с детьми в процессе учебной, трудовой, спортивной и художественной деятельности; умение осуществлять индивидуальный подход; умение развивать инициативу детей; умение помочь детям в трудные минуты; умение доверять мнению ученического коллектива, постоянно советоваться с учащимися, изучать их мнение по поводу проводимых мероприятий; умение щадить самолюбие школьников, оберегать слабых, застенчивых от насмешек их товарищей; умение разумно использовать различные формы самоуправления; умение не злоупотреблять доверием ученика; умение в каждом ученике искать и находить положительные качества и именно на них строить свои отношения; умение не делить учеников на нелюбимых и любимых; умение непримиримо относиться ко всякому злу, несправедливости, нечестности, моральной нечистоплотности; умение формировать у детей способность отстаивать свои убеждения, основанные на чётком представлении о добре и зле; умение формировать у школьников нравственные ориентации.
Знания, умения, способности преподавателя лишь тогда поражают своими результатами, когда они озарены гражданской направленностью личности педагога, его гуманистической позицией, которая так ёмко выражена в принципах педагогической деятельности Ш. А. Амонашвили: любить детей; очеловечить среду, в которой живёт ребёнок, с целью обеспечения ему душевного комфорта и равновесия; необходимость прожить в ребёнке своё детство.
Позиция преподавателя, его идеалы, его ценностные ориентации не только пример для воспитанников, но и стержень его профессионального мастерства. «Мастером становится тот, кто, заботясь о технологии воспитательного процесса, развивает всю систему отношений, обеспечивающих свободное развитие каждого, кто постоянно стремится выйти за пределы достигнутого, выдвигая всё новые и новые задачи».
1.3. Взаимосвязь педагогических технологий с подсистемой человеческих отношений
В педагогике мастерство преподавателя как целостная структура подразделяется на три взаимосвязанные подсистемы:
- технологическую;
- социально-психологическую (отношения);
- этическую.
Технологическая подсистема, или, как её иногда называют технологией, представляет собой «систему точных средств воздействия на личность и коллектив, позволяющих педагогу экономить свои силы и добиваться желаемых результатов».
Важное место в технологической подсистеме мастерства преподавателя занимают мероприятия, особенно коллективные. На примерах работы мастеров - преподавателей можно увидеть, что коллективные мероприятия способствуют умственному развитию учащихся, формированию правильных представлений, суждений, понятий, дают много полезного для воспитания нравственных качеств личности воспитанника, их физического развития.
Для каждого педагога очень важно овладеть технологией коллективной творческой деятельности. И.П. Иванов раскрывает принципы и приёмы интенсивного творческого развития коллектива:
- создание коллектива на основе борьбы за высокие, привлекательные для детей идеалы, формируемые не лозунгами, а жизненной позицией педагога и делами, направленными на гражданскую заботу об улучшении окружающей жизни;
- построение коллектива на принципах сменяемости всего актива, коллективного планирования, организации и анализа и общих дел, и отношений, и поступков;
- организация деятельности, общественно значимой (для людей), личностно значимой (творчески - иначе зачем), художественно инструментированной (ритуалы, законы, традиции);
- особая позиция педагога как старшего товарища, способного к сотрудничеству с воспитанниками.
Владение педагогической технологией организации коллективного творческого дела даёт возможность управлять дисциплиной учащихся, вырабатывать крайне необходимую преподавателю гибкость, правильно применять поощрения и наказания. Весь смысл методики направлен на то, чтобы учащихся с первого по выпускной класс учить коллективному общественному творчеству.
Использование технологии коллективной творческой деятельности обеспечивает личностную включённость каждого воспитанника в жизнь объединения, школы, стимулирует быстрый рост коллективных отношений, одухотворяет жизнь детей высокими идеалами, наполняет опытом общественно полезной деятельности.
Большое коллективное творческое дело, интересное для учащихся и важное для окружающих, с элементами игры, создаёт педагогически ценные ситуации, формирующие гуманное отношение, положительные нравственные качества. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых зависят успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Технология самоуправления.
В чём же заключаются основы профессиональной техники? Разумеется, в организации педагогом практической деятельности учащихся, т. е. разумном вовлечении их в выполнении ими определённых педагогических функций. Речь идёт о посильном участии воспитанников в организации своей жизни, о самоуправлении – одном из основных рычагов в механизме нравственных отношений, эффективной форме привлечения учащихся к активной практической деятельности. Это тот фундамент, на котором строится воспитание.
Технологический процесс строится так, что неизбежно выводит преподавателя к творческим поискам, вызывая к жизни детскую инициативу, которая становится неиссякаемым источником новых находок. Идёт самоуправление.
Подсистема отношений
Организация взаимоотношений, внутри коллективных влияний как по содержанию и форме, так и по способу связи между взрослыми и детьми является одной из важнейших в воспитательной работе. Мастерство преподавателя – это искусство ориентироваться в детских отношениях.
Подсистема отношений базируется на формировании правильных оценочных суждений, благодаря которым раскрывается ценность каждого члена коллектива как личности. Поэтому в организации коллективной творческой деятельности так важен разговор – завершающий этап проведения дела: как изменился каждый из ребят, какие качества у него сформировались, какие преодолел. Причём оценка должна даваться в атмосфере доброжелательности.
Содействует формированию правильных отношений и такие примеры, как обсуждение участия детского коллектива в концертных выступлениях, выпуск стенгазеты, обсуждение конкурсных концертных номеров других творческих коллективов на фестивалях и конкурсах, обсуждение и выставление оценок по поведению. Оценка имеет большое воспитательное значение для воспитанников.
Для умелого руководства отношениями в детской среде преподавателю - мастеру важно также знать внутриколлективные и межколлективные зависимости, природу противоречий и конфликтов. Структуре оформленной (официальной) группы присущи противоречия между формальной организацией и истинным распределением влияния внутри неё. Исследователи проблем межличностных отношений в коллективе выделяют несколько частных противоречий. В их числе:
- противоречие между официально зафиксированным статусом каждого члена детского объединения (староста, дежурный) и влиянием отдельных учащихся, которые не определены должностным поведением;
- несоответствие целей, преследуемых организацией деятельности (официальный план), целям собственно – личным, отражающим стремления каждого члена детского коллектива;
- противоречие между правовыми и нравственными факторами;
- несоответствие нравственного опыта микросреды, в которой воспитывается ребенок, с установками общественной морали;
- несоответствие престижных устремлений воспитанника и его заслуг перед детским коллективом;
- отсутствие у воспитанника достаточно развитой волевой сферы, собранности, с одной стороны, и требовательности воспитателя – с другой.
От личности воспитателя, от характера его отношений между воспитанниками, от направленности его мастерства в значительной мере зависит разрешение этих противоречий.
Особое внимание у опытного преподавателя всегда вызывают ученики, у которых отношения со сверстниками сложились неблагоприятно. Включение каждого учащегося в систему коллективных отношений, обеспечение ему достаточного места в коллективе обусловливаются следующим:
- постановкой ближайших педагогических задач в работе с каждым учеником;
- созданием атмосферы взаимной доброжелательности, взаимопомощи и правильно понимаемого товарищества;
- введением в жизнь детей положительных факторов, расширяющих шкалу ценностей, признаваемых детьми, усиливающих уважение к общественным ценностям;
- учётом преподавательского воздействия семьи;
- использованием информации о структуре коллектива, о личностных качествах воспитанников, занимающих различные положения в творческом объединении;
- организацией совместной деятельности, усиливающей контакты детей, дающей возможность для возникновения общих переживаний, развивающей творческую активность детей;
- справедливым, ровным отношением ко всем учащимся, объективной оценкой поступков детей независимо от их положения;
- оценкой не только учебной деятельности, но и поведения.
Преподаватели, организуя какое – либо мероприятие, пользуются самыми разными способами. Одни приказывают, другие уговаривают, третьи увлекают собственным примером, четвёртые в начале работы советуются с учащимися. Чаще всего используются три основных подхода к ученикам.
Командная позиция, когда необходимо приказать, дать распоряжение, когда нужно действовать. Это бывает во время какого – то чрезвычайного происшествия.
Вторая позиция – включение, когда преподаватель показывает личный пример, зная о том, что дети учатся раньше подражать, чем познавать. Преподаватель увлекает за собой своей преданностью делу, убедительностью, бескорыстным стремлением быть полезным обществу, а также умением включиться на равных в коллективную деятельность. У опытного преподавателя включение в работу проходит легко, как бы само собой, без всякого нажима извне. Такая позиция – соуправление.
Есть ещё и нейтральная позиция преподавателя. Смысл её – непосредственно не включаться в деятельность ребят, а находиться в роли наблюдателя. При любой позиции очень важным является поведение преподавателя, выражающееся в заинтересованности, уверенности, положительном отношении к делу.
Этическая подсистема
Технологическая подсистема и подсистема отношений в структуре мастерства преподавателя могут быть хорошо освоены, но не давать высоких преподавательских результатов, если за воспитательным средством, блестящей системой методов и приёмов не стоит ведущая идея. В центре внимания педагога и детского коллектива должны находиться мотивы – во имя чего действует группа, объединение, отдельные учащиеся. Это сегодня главное. Но в умении организовать интересное дело, коллективное и творческое, не просто в общении в коллективе сущность мастерства преподавателя. Она в способности увлечь воспитанников светлыми идеалами, делами по улучшению окружающей жизни.
Большие цели требуют, чтобы важнейшим условием положительного воздействия педагога была опора на систему принципов, обосновывающую процесс воспитания к которым относятся: единство жизни и воспитания; единство детской самостоятельности и самовоспитания; единство моральных норм и нравственного поведения; единство гражданственности и человечности; связь этического с эстетическим; подход к ребёнку с оптимистической гипотезой; единство требования и доверия; бережное отношение к личности учащегося; повышение чувства собственного достоинства; учёт половых различий; забота о физическом и нравственном здоровье детей; принцип меры.
Чтобы действовала неразрывная связь этических представлений с технологией воспитания, опытные педагоги проводят систему этических бесед на темы: долг и долженствование перед родителями, старшими поколениями; гармония желаний и долга, желаний и истинных потребностей; нравственный смысл понятий «совесть», «угрызение совести» и др.
Практическая часть
2.1. Деятельность педагога-хореографа по сплочению детского хореографического коллектива «Вдохновение» ЦДТ
В проекте «Организация коллективной жизнедеятельности как основной аспект сплочения детского хореографического коллектива» рассматриваются и анализируются педагогические наработки и личный опыт работы педагога Смирных О.Г. по сплочению детского коллектива.
На базе Центра детского творчества г. Серова на протяжении 10 лет существует детский хореографический коллектив «Вдохновение», который знают и любят многие жители города Серова. Детский хореографический коллектив «Вдохновение» представляет собой творчески активное объединение детей, со своим учебным планом, режимом занятий, традициями и насыщенной биографией. У коллектива есть своя история создания и развития, о чем свидетельствуют многочисленные дипломы и грамоты различных творческих фестивалей и конкурсов.
На данный момент в коллективе занимается более 70 учащихся в возрасте от 6 до 13 лет. В каждой возрастной группе 12 – 15 человек. Учебный процесс осуществляется по стандартной программе «Современная хореография», рассчитанной на полный курс обучения детей с 6 до 17 лет. В детском объединении «Вдохновение» разработан и утверждён план воспитательной и досуговой деятельности, который редактируется и дополняется каждый учебный год. Данный документ включает в себя коллективные досуговые мероприятия, организацию и анализ совместных дел, как в детском коллективе, так и учащихся с родителями. Основополагающей задачей данного планирования является коллективное творческое дело.
Дети, приходящие заниматься в коллектив, практически не проходят отбор, так как одной из задач обучения является не только достижение профессионального уровня, но и развитие потребностей ребенка к творчеству. Обязательным требованием для всех является медицинское заключение о допуске к занятиям хореографии.
Многие дети в возрасте 6-7 лет не особо представляют роль хореографии в их жизни и не понимают, с какой целью родители записывают их в творческое объединение. Из прямого опроса учащихся делаем вывод, что примерно 70% детей попадают в творческий коллектив «Вдохновение» по желанию и настоянию родителей и всего 30% учащихся самостоятельно изъявляют заниматься хореографией, и перед педагогом сразу встает задача заинтересовать каждого ребёнка, дать ему толчок к познанию волшебного мира танца, сформировать дружный, сплоченный коллектив единомышленников.
Автор проекта считает, что сплоченность коллектива - важнейшая характеристика, мера его единения, вызванного осознанием обязанности цели, задач и идеалов, а также межличностными отношениями, имеющими характер товарищества, взаимопомощи. Изучив педагогические методики и технологии по сплочению детского коллектива, педагог детского хореографического коллектива описывает использование в своей деятельности, целостной структуры, которая подразделяется на три взаимосвязанные подсистемы:
- технологическую;
- социально-психологическую (отношения);
- этическая (нравственная).
Как считает автор, каждая подсистема взаимосвязана и взаимозависима, невозможно получить результата не связав технологическую подсистему с социально-психологической и этической.
Важное место в технологической подсистеме мастерства преподавателя коллектива «Вдохновение» занимают мероприятия, особенно коллективные. В данном проекте автор рассматривает и описывает следующие виды коллективной деятельности:
- мероприятия по нравственному воспитанию;
- групповые игры и игры-тренинги;
- подготовка и проведение досуговых праздничных программ;
- совместный общественно-полезный труд;
- концертная деятельность;
- взаимодействие педагога с родителями.
Автор проекта, анализируя первый этап создания детского коллектива, выделяет сложности и проблемы в адаптации учащихся в объединении. Сложность на данном этапе определяется тем, что дети в коллектив приходят различного уровня культуры и воспитания, и сосредоточить их интересы в одно целое порой непросто. Наблюдения педагога-хореографа показывают, что учащиеся первого года обучения, иногда бывают, агрессивны, особенно мальчики, в некоторых моментах проявляется не воспитанность, некоторые дети между собой почти не общаются, часто возникает конфликт девочек с мальчиками. Практически в каждой младшей группе детей разворачивается сложный, порой драматичный сценарий межличностных отношений детей. Воспитанники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Не все дети младшего возраста быстро и комфортно приспосабливаются к условиям жизни и деятельности хореографического коллектива, где существуют свои порядки и установки, где необходимо придерживаться дисциплины и правил безопасности, ведь хореография очень травма опасный вид искусства.
Одним из первых требований педагога-хореографа является соблюдение правил дисциплины, т.к. дисциплина – фактор качества организации учебно-воспитательного процесса. На подготовительном этапе воспитанникам детского объединения разъясняются, как им следует вести себя в образовательном учреждении, на занятиях и переменах, как они должны выполнять творческие задания, относиться друг к другу, обращаться к педагогу. В учебном кабинете на стенде в обязательном порядке вывешиваются правила поведения в хореографическом зале и помещении ЦДТ. Нельзя сказать, что эти правила выполняются воспитанниками безукоризненно и зачастую учащимся приходится постоянно напоминать правила по технике безопасности, ведь сохранение жизни здоровья ребёнка на первом месте и педагоги ответственны за детскую безопасность.
Применяя методику предъявления требований, педагог детского объединения приучает к соблюдению установленных в коллективе норм и правил, выработке навыков и привычек поведения. На протяжении всего учебного процесса дети стараются не опаздывать на занятия, соблюдать дисциплину и на занятиях и на переменках, бережно относятся к имуществу учреждения, проявляют знаки внимания и вежливости не только к педагогам и старшим учащимся объединения, а так же друг к другу. В детском объединении регулярно проводятся беседы, и напоминания педагогом правил норм поведения, что даёт положительный результат и к концу учебного года у воспитанников формируются определённые отношения по отношению друг к другу, к соблюдению правил техники безопасности.
Важным вопросом в воспитательном процессе по сплочению детей в дружный коллектив является деятельность по нравственному развитию учащихся. В младшем школьном возрасте представления детей о чуткости, отзывчивости, доброте, доброжелательности, внимательности, вежливости, скромности чаще всего смутные. Для формирования у детей представлений о том, как надо жить в коллективе, что значит быть хорошими товарищами и друзьями, педагог хореографического коллектива в учебном процессе и внеклассной работе проводит беседы на этические и нравственные темы, используя литературные произведения, обсуждение иллюстраций соответствующей тематики, просмотр детских видеофильмов по правилам и нормам поведения.
Педагогом хореографического коллектива разработан план мероприятий по нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста, который включает в себя комплекс бесед, конкурс рисунков, индивидуальные беседы с учащимися, беседы с родителями.
Личное участие детей в неделе добра расширяет границы понятия нравственности, ежегодно у воспитанников накапливается опыт вовлечения в добрые дела и добрые поступки. Беседы и лекции не проходят даром, когда и родители и хореографический коллектив совместными усилиями наполняют жизнь ребёнка нравственным содержанием и пониманием значимости активной роли человека в обществе.
Педагог хореографического коллектива уделяет внимание вновь записавшимся детям в коллектив. Не каждый ребёнок легко вживается уже в сложившийся коллектив, а в коллективе «Вдохновение» есть традиция уважительно встречать новеньких, знакомиться с ними в игровой форме. Так, например, педагог использует игру «Шире, шире, шире круг», где детям необходимо последовательно по кругу назвать своё имя. Последним участником игры всегда ставится новенький член коллектива, тем самым он быстрее запоминает имена учащихся и быстрее вступает с ними в контакт. Таким образом, педагог создаёт ситуацию взаимопомощи и в коллективе она называется «Встречаем новенького».
В детском коллективе есть ещё одна традиция «Поздравляем именинника». Ни один ребёнок не останется без поздравлений и тёплых напутственных пожеланий от педагога-хореографа и друзей по группе. Для именинника во время учебного занятия всем коллективом водим хоровод «Как на наши именины испекли мы каравай». Это ритуальное действие оставляет яркие впечатления не только у виновника торжества, но и всех его участников, что помогает быстрее сблизить детей в дружный сплоченный коллектив.
Педагог объединения «Вдохновение» считает, что конфликтные ситуации между детьми, которые иногда проявляются во внеурочное время, на переменах или после занятий, лучше решать с помощью методики «Я – послания». Преимущества этого метода очевидны, она менее угрожающе действует на ребёнка и не загоняет его в угол, ребёнку не нужно обороняться и «наносить ответный удар». «Я – послание помогает ребёнку понять чувства и переживания взрослого наставника, не разрушая контакта и доверия. Преимущества этого метода общения ребёнка и педагога в конфликтных ситуациях очевиден, он не нарушает психику воспитанника и способствует большей человечности и открытости в отношениях между педагогом и учащимся.
В цикле бесед по нравственному воспитанию, проводимых в коллективе «Вдохновение», есть очень любимая детьми тема «Мои питомцы». Практически в каждой семье, есть или животное или рептилия. Во время таких бесед дети делятся информацией о повадках животных, о курьёзных и смешных случаях с их любимцами. Учащиеся приносят фотографии своих питомцев и в процессе беседы дарят их своим друзьям в объединении.
Данные беседы воспитывают заботливое отношение и любовь к животному миру, а так же к окружающей нас среде.
В цикле бесед по нравственному воспитанию есть тема «Мир моих увлечений», где воспитанники делятся своими интересами и занятиями вне стен ЦДТ. Как показывают опросы во время бесед, круг этих увлечений весьма разнообразный, это: собирательство или коллекционирование; настольные игры; рукоделие; чтение; просмотр фильмов; спорт; компьютерные игры много другое. Воспитанники с удовольствием приносят свои поделки и творческие работы, чтобы показать свои достижения, что повышает их авторитет в глазах своих товарищей по группе. Учащиеся узнают друг о друге гораздо больше и узнают о том, как важно иметь любимое дело, ценить время.
Педагог детского объединения «Вдохновение» считает, что данные беседы помогают детям расширить круг их информации друг о друге, что особенно помогает сблизить их и сплотить в дружный коллектив.
В детском объединении «Вдохновение» большое значение уделяется патриотическому воспитанию детей. Учащиеся с удовольствием участвуют в мероприятиях и концертных программах ЦДТ, приуроченных к памятным датам и государственным праздникам, таких как: День победы, День защитника Отечества, День матери, День знаний, День защиты детей, День города.
Педагог детского объединения в своей работе использует наиболее интересные и результативные формы работы – конкурс рисунков, экскурсии, наблюдения, объяснения, побуждающие детей к различной деятельности (игровой, словесной, продуктивной и др.). Педагогом объединения разработана досуговая программа «Аты-баты, шли солдаты», во время проведения которой, воспитанники отгадывают загадки, исполняют песни на военную тематику, соревнуются в спортивных состязаниях.
Автор проекта считает, что только систематизированная работа по нравственному воспитанию учащихся позволяет развить и формировать культуру личности ребёнка. Путём системного целенаправленного воспитательного влияния в ребёнке закладываются семена доброты и любви к людям и окружающему нас миру, и именно систематическое участие учащихся в деятельности, направленной на заботу об окружающих, способствует развитию у детей элементов общественной направленности, а также сплочению детского коллектива.
Учитывая психологию детей младшего школьного возраста и беря во внимание то, что ведущей деятельностью в этот период является игра, на помощь педагогу в воспитательном процессе по сплочению детского коллектива приходит технология игровогообучения. Игра - есть сильнейшее средство включения ребенка в систему общественных отношений, усвоения им богатств культуры.
Педагогом детского хореографического коллектива разработан комплекс игр, способствующих повышению уровня сплоченности детского танцевального коллектива (приложение 1). Данный комплекс включает в себя развивающие, интеллектуальные, подвижные, ролевые игры и используется как на учебных занятиях, так и во внеурочное время на праздничных и игровых программах.
Автор проекта в своих наблюдениях подмечает, что во время игры дети проявляют эмоциональную близость, партнёрство, духовную связь. Групповые игры, особенно командные, объединяют игроков общей целью – победой в соревнованиях. Члены команд демонстрируют шаги помощи, чтобы справиться с поставленной задачей, а после игры дети ещё долго обсуждают свои впечатления и делятся эмоциями. Учащиеся после игровых минуток на учебных занятиях доброжелательнее общаются между собой, и не только девочки с девочками, но и мальчики с девочками. Агрессивный враждебный настрой некоторых учащихся намного снижается уже к концу первого месяца учебного процесса. От того, насколько правильно складываются отношения в коллективе, зависит общая нравственная атмосфера.
Как показывает практика, использование методики игрового обучения в учебно-воспитательном процессе, способствует повышению уровня сплоченности детского хореографического коллектива.
Рассматривая коллективную форму воспитания и обучения по сплочения детского коллектива как основополагающую, автор проекта уделяет внимание процессу коллективной совместной деятельностиво внеурочное время. Именно коллективная совместная деятельность является ведущим условием и средством формирования детского коллектива. Во время подготовки и проведения совместного досугового мероприятия дети наилучшим образом объединяются общей целью, на достижение которой они направляют свои усилия.
В коллективе «Вдохновение» стало традицией проводить тематические праздничные программы: «Осенний листопад», «Зимние колядки», «Весеннее настроение», «Вот и стали мы взрослей» и др. Готовясь к каждому мероприятию, педагог раздаёт различные задания, которые учащимся приходится готовить дома заранее и во время праздника дети демонстрируют свой результат, от которого зависит победа команды. Дети стараются не подвести членов своего коллектива и всегда успешно готовят задания. Иногда это бывают групповые творческие задания, когда необходимо собраться группе детей во внеурочное время и сочинить творческий номер.
Совместная подготовка детей к любому празднику вызывает положительные эмоции, дети быстрее знакомятся и узнают друг друга. Смысл групповой подготовки к празднику заключается в том, что дети становятся соучастниками, а не просто присутствующими на мероприятии. Любая конкурсная программа на празднике построена на разделение в команды, и каждый член команды направляет свои усилия на достижение общей цели, где результат оценивается как общая работа и воспитанники с гордостью осознают свою принадлежность к коллективу. Совместные переживания в соревновательном процессе сплачивают детей, воспитывают в них «чувство локтя, вызывают в них положительные эмоции, дети легче и быстрее сближаются.
Совместная деятельность детей при проведении викторин и конкурсов во внеурочное время создаёт общее эмоциональное переживание, дети стремятся оказать помощь друг другу при выполнении задания, переживают неудачам и радуются командному успеху, они становятся терпимее, добрее, справедливее в оценке своих действий и поступков. Во время совместной детской деятельности педагог помогает детям быстрее познакомиться, лучше узнать и оценить в каждом то, что ярче проявляется: один - хорошо разгадывает загадки, другой – преодолевает препятствия, третий – ориентируется в пространстве.
Таким образом, можно сказать, что объединение детей в группы для совместного выполнения заданий позволяет сформировать у них прочные способы сотрудничества, а также определенные представления об особенностях работы в коллективе. Такие занятия не оказывают отрицательного влияния на формирование взаимоотношений у дошкольников, а наоборот способствуют их укреплению, и сплочению.
Автор проекта, из личных наблюдений за учащимися делает вывод, что в процессе учебных занятий после досуговых коллективных праздников, воспитанники показывают значительный рост дружеских, товарищеских отношений между собой. Дети становятся более раскрепощённые и открытые к общению, 70% детей приобретают себе друзей в коллективе именно после совместных досуговых мероприятий.
Анализируя сложившиеся отношения воспитанников младших группах, педагог делает вывод, что в объединении удалось создать атмосферу любви и понимания. Дети идут на занятия не только, чтобы получить знания, но и для того, чтобы поделиться радостью и проблемами, найти поддержку и выход в трудной ситуации.
Автор проекта, используя в своей деятельности технологию коллективной творческой деятельности, делает вывод, что данная технология стимулирует быстрый рост коллективных отношений, одухотворяет жизнь детей высокими идеалами, наполняет опытом общественно полезной деятельности.
Воспитательный процесс и активность детей по сплочению детского коллектива обогащаются присутствием традиций в коллективе «Вдохновение» мероприятий спортивного и оздоровительного направления, например: выход детей совместно с родителями на природу, систематическое посещение ледового корта, участие в общешкольных «Весёлых стартах».
Важным вопросом в воспитательном процессе по сплочению детей в дружный коллектив является трудовая деятельность, в виде общественно полезного действия. Общественно полезный труд, труд в коллективе, отношения, создаваемые в коллективе - все это новое для ребенка только что пришедшего в хореографический коллектив. В начале учебного года начинающие обучение не умеют подчиняться требованиям коллектива. В процессе общественно полезного труда, когда создается коллективная ответственность за результат труда, воспитанники постепенно начинает осознавать себя членом коллектива, а затем и членом коллектива центра детского творчества.
Любая подготовка к досуговому мероприятию подразумевает подготовку кабинета к проведению мероприятия, и всегда находятся добровольцы для выполнения этого значимого дела. Поручения педагога соотносительны к возрасту учащихся, и дети с удовольствием вырезают из бумаги тематические предметы и атрибуты для украшения зала, надувают воздушные шары, расставляют предметы и снаряжение для конкурсов. А после проведения мероприятия все дружно прибирают кабинет. Осознание общественной пользы своего труда вызывает у учащихся желание помогать педагогу, они впервые познают радость труда. Детей младшего школьного возраста интересует и процесс, и результат труда. Совместный трудовой процесс в виде помощи оформления хореографического зала позволяет педагогу лучше узнать индивидуальные особенности воспитанников, выяснить их творческие возможности.
Педагог детского коллектива не забывает хвалить учащихся за старательность и творческое отношение к порученному делу. Воспитанники лучше реагируют на похвалу, когда видят, что педагог действительно доволен ими.
Автор проекта, наблюдая за детьми в процессе трудовой деятельности, делает вывод, что в совместной трудовой деятельности у детей формируется чувство ответственности за порученный ему участок работы, дети во время совместной трудовой деятельности расширяют свои коммуникативные способности, учатся беречь труд других. Совместная трудовая деятельность объединяет детей общей целью, на достижение которой они направляют свои усилия, когда они должны согласовывать свои действия, а результаты их труда оцениваются как общая работа, для них становится осознаваемой принадлежность к коллективу.
Большое организующее значение в хореографическом коллективе уделяется концертной деятельности учащихся. Концертное выступление - ответственейший момент в жизни хореографического коллектива. Оно является качественным показателем всей организационной, учебно-творческой, воспитательной работы педагога и самих участников детского коллектива. По концерту можно довольно точно определить качество деятельности коллектива и уровень его сплоченности.
Концертно-исполнительская деятельность творческого коллектива «Вдохновение» представляет собой средство педагогического воздействия, положительно влияющее на процесс обучения и воспитания ребенка младшего школьного возраста. Выступления и конкурсы развивают в детях чувство требовательности к себе и ответственности перед коллективом, способствуют социализации ребенка, умению давать самооценку, слаженно работать со своими товарищами, адаптироваться в непривычной среде, приучают к дисциплине.
Маленькие артисты коллектива «Вдохновение», готовясь к выходу на сцену, проявляют чувство взаимопомощи и поддержки, помогают друг другу поправить прическу или сценический костюм. Показателем дисциплины в детском коллективе «Вдохновение» является отсутствие опаздывающих на концертные выступления. Концертное выступление всегда имеет повышенный уровень художественно-эмоциональной взаимной отзывчивости у руководителя и участников коллектива. Между ними устанавливается особо чуткая взаимозависимость, обостряется ответственность перед публикой.
Во время концертного выступления участники ведут себя значительно собраннее, активнее. Каждый выполняет максимально ответственно свои обязанности, одновременно повышается и их эмоционально-творческая отзывчивость на действия партнёров. Интересно то, что происходят изменения в сторону большей строгости, регламентации и в отношениях между участниками коллектива. Они более требовательно относятся друг к другу, внимательно и быстро реагируют на замечания.
По окончании концертной программы педагог-хореограф хореографического объединения «Вдохновение» всегда благодарит своих воспитанников за творческое выступление и ни когда не допускает моментальных вспыльчивых высказываний в адрес маленьких артистов, у которых приподнятое настроение остаётся и по завершению концерта. Анализ выступления, как правило, проходит на первой репетиции после выступления, где доброжелательным тоном педагогом указываются недочеты и разбираются проблемные ситуации во время концертного выступления. На помощь в анализе творческих выступлений приходит видеозапись, на которой можно увидеть все ошибки исполнителей на сцене. Сразу после просмотра видеозаписи педагог ставит задачу исправить в репетиционном режиме эти ошибки. Именно при коллективной форме обсуждения учащиеся свободно выражают и отстаивают свою точку зрения. Во время обсуждения педагог следит за доброжелательной атмосферой среди воспитанников, чтобы у детей не осталось злости и обиды на сверстников, которые комментируют неудачные моменты концертного номера. Автор проекта считает коллективное обсуждение полезной формой взаимодействия воспитанников.
Можно сделать вывод, что концертная творческая деятельность детей младших групп коллектива «Вдохновение» имеет огромное значение в процессе единения и сплочения детского коллектива. Во время концертного выступления у детей активизируется процесс сплочения, при этом улучшается творческая дисциплина у исполнителей. Единство цели и общность интересов, стоящих перед детским коллективом, порождает желание не только как можно лучше, выразительнее исполнить программу, завоевать признание публики, но и способствуют формированию между участниками коллектива отношений взаимопонимания, взаимоподдержки, взаимопомощи.
Одним из направлений деятельности коллектива «Вдохновение» по сплочению коллектива выделяется работа с родителями, основной целью которой является - улучшение условий жизнедеятельности детского коллектива.
Как утверждает педагог коллектива «Вдохновение», родители и родительский комитет плодотворно помогают детскому коллективу развиваться и налаживать отношения между воспитанниками коллектива и общественностью города, что способствует эффективному сплочению детского хореографического коллектива. Детский коллектив по приглашению родителей часто выезжает с концертами в трудовые коллективы для поздравлений с профессиональными праздниками. На фестивали и конкурсы детский коллектив выезжает только с родительским активом и благодаря моральной поддержке взрослых воспитанникам легче адаптироваться на выездной сценической площадке. Родители на выездных концертах не делят детей на своих и чужих, одинаково помогают всем участникам коллектива и добрым словом и необходимым вниманием.
В коллективе «Вдохновение» основной формой контакта с родителями являются открытые уроки, цель которых – ознакомление родителей с программой обучения, методикой преподавания, требованиями педагога к дисциплине и внешнему виду учащегося. Такие уроки помогают избежать многих конфликтных ситуаций, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебно-воспитательного процесса.
Педагог коллектива «Вдохновение», заботясь о комфортном климате в детском коллективе, часто поднимает вопрос на родительских собраниях о психологии личности ребёнка, т. к. вопрос взаимоотношения педагог-ребёнок всегда на первом плане. Педагогом разработаны родительские собрания на темы: «Что такое агрессия? Как вести себя с агрессивным ребёнком»; «Воспитание культуры поведения детей младшего школьного возраста»; «Детей воспитываю родители. А родителей?». На родительских собраниях анализируются педагогические ситуации, обсуждаются конкретные действия родителей по решению конфликтных ситуаций с детьми. Подводя итог любого родительского собрания, педагог выражает своё заключение народной мудростью: «Верная указка не кулак, а ласка!».
Большую значимость в воспитательном процессе приносят индивидуальные консультации педагога с родителями. Родители часто консультируются по поводу выбора форм и методов воспитания в семье с гиперактивными детьми, а таких детей с каждым годом становится всё больше и больше.
Совместными усилиями педагога коллектива «Вдохновение» и родителями проводятся досуговые мероприятия, например, развлекательно-игровые программы, весёлые старты, поездки на природу, в зимнее время выход на ледовый корт. Всё вышеперечисленные мероприятия помогают воспитанникам быстрее адаптироваться в новом коллективе, развить в себе коммуникативные навыки, формируют у них активную социальную позицию.
Автор проекта считает, что не все родители активно вовлечены в воспитательный процесс в виду своей занятости и нежелания помочь педагогу. Родительские собрания посещают в основном одни и те же мамы и папы. Педагог коллектива пытается всеми усилиями привлечь родителей в жизнедеятельность коллективного процесса, путём проведения совместных мероприятий, надеясь на понимание ими нужности и необходимости развития личности ребёнка. Однако, большая часть родителей, с желанием и пониманием включается в деятельность хореографического коллектива «Вдохновение», помогая педагогу в разработке и проведении досуговых мероприятий.
Педагог коллектива «Вдохновение» считает, что благодаря тесному сотрудничеству детского коллектива с родителями улучшается деловой и творческий климат в объединении, тем самым повышается качество учебно-воспитательного процесса.
2.2. Анализ диагностических исследований по сплочению младшей группы детского объединения «Вдохновение»
Педагогом детского объединения «Вдохновение» было проведено социометрическое изучение межличностных отношений (основоположник Дж. Морено) в группе учащихся второго года обучения в количестве 12 человек (приложение 2).
Интерпретируя полученные результаты, педагог детского объединения получила представление о дружеских отношениях и личных взаимных симпатиях в коллективе. Данные результатов:
- лидеров – авторитетных учащихся, имеющих высокие рейтинги, оказалось всего 2 человека;
- рядовых членов коллектива, которые поддерживают в целом неплохие отношения с большинством членов коллектива – 8 человек;
- одиночек, то есть тех, кто поддерживает хорошие отношения с очень узким кругом детей в группе или только друг с другом – 2 человека.
Данная методика позволила определить неформальную структуру детской общности, систему внутренних симпатий и антипатий, выявить лидеров и рядовых членов группы, что в дальнейшем поможет сформировать более активный и работоспособный актив в младшей группе.
Для выявления удовлетворённости участия учащихся в жизнедеятельности детского объединения «Вдохновение», педагогом коллектива разработана анкета (приложение 3) и проведён анализ данных по данной проблеме. Анкетирование проводилось с детьми данной группы в прошлом учебном году (2013-2014гг.) и нынешнем 2014-2015гг. Данные анализа мы видим в таблице 1.
Таблица – 1. Уровень удовлетворённости участия учащихся в жизнедеятельности детского объединения «Вдохновение»
Сравнительный период
Удовлетворён
Не в полной мере удовлетворён
Не удовлетворён
2013-2014 уч. год
6 чел. (50%)
5 чел. (41.6%)
1 чел.(8.3%)
2014-2015 уч. год
10 чел. (83.3%)
1 чел. (8.3%)
1 чел. (8.3%)
Сравнительный показатель в %
+ 33.3 %
- 33.3%
0%
Данные таблицы показывают, что сравнивая показатель за 2 года по личной удовлетворённости воспитанников в жизнедеятельности группы, количество воспитанников удовлетворённых своим участием в жизни группы, выросло на 33.3%.
Но беспокоит цифра с количеством учащихся не удовлетворённых своим участием в жизнедеятельности группы, хоть это всего 1 человек, но педагог детского объединения сделала выводы, что есть необходимость повышения привлечения учащихся к жизнедеятельности в данной группе детей.
Чтобы узнать, как учащиеся оценивают свою сплоченность и определить степень удовлетворённости своим объединением, единство в достижении общественно значимых целей, педагогом детского объединения «Вдохновение» проведено анкетирование по диагностической методики А.Н. Лутошкина.
Учащимся младшей группы объяснили, что любой коллектив (в том числе и их) проходит ряд ступеней развития и детям предложили ознакомиться с образными описаниями различных стадий развития коллектива. Далее в младшей группе второго года обучения в составе 12 человек педагогом проведено анкетирование по определению стадии развития в начале, в середине и в конце учебного года.
- 1 ступень. «Песчаная россыпь» - нет сцепления между учащимися.
- 2 ступень. «Мягкая глина» - нет достаточного опыта взаимодействия, взаимопомощи, достижение какой-либо цели происходит с трудом.
- 3 ступень. «Мерцающий маяк» - в группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, дружить. Но желание – это еще не все! Надо приложить ещё больше усилий!
- 4 ступень. «Алый парус» - воспитанники живут и действуют по принципу «один за всех и все за одного». Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью.
- 5 ступень. «Горящий факел» - тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за других.
На основании обработки результатов по пятибалльной шкале (соответствующей пяти ступеням развития коллектива), педагог детского объединения вывела график с результатами по степени удовлетворенности учащимися своим творческим коллективом в начале, в середине и в конце учебного года (приложение 4).
Рассмотрим результаты анкетирования учащихся по сплочению детского объединения младшей группы № 1 в сравнительных периодах: начало и конец учебного года (таблица 2).
Таблица 2 – показатели анкетирования уровня сплоченности детского
объединения в трёх временных периодах: начало, середина, конец
2014-15 учебного года
Ступени сплоченности детей
Количество уч-хся на начало уч. года (%)
Количество уч-хся в середине уч. года (%)
Количество уч-хся на конец уч. года (%)
Конец уч. года в % к началу уч. года
1 ступень
__ (0%)
__ (0%)
__ (0%)
0%
2 ступень
2 чел. (16.6%)
__ (0%)
__ (0%)
- 83.4%
3 ступень
10 чел. (83.3%)
8 чел. (66.6%)
4 чел. (33.3%)
- 50%
4 ступень
1 чел. (8.3%)
4 чел. (33.3%)
8 чел. (66.6%)
+ 58.3%
5 ступень
__
__
__
0%
Данные таблицы показывают, что количество учащихся 2-ой ступени понизился к концу учебного года на 83.4%, количество учащихся 3-ей ступени понизился на 50%, количество учащихся 4-ой ступени повысился на 58.3%.
Таким образом, на основании сравнительного анализа по диагностической методики А.Н. Лутошкина, можно сделать вывод, что уровень сплоченности детей младшей возрастной группы повысился к концу учебного года. Но пятую ступень показателя сплоченности (самую высокую), ни кто из детей младшей группы не отметил в своей анкете. Это говорит о том, что данный коллектив детей находится в стадии развития, и не достиг ещё своего высокого уровня сплоченности.
В конце анализа деятельности по сплочению детского коллектива, педагогом коллектива «Вдохновение», отмечено, что никакие технологии, ни новые формы и методы работы не смогут помочь в решении этой проблемы, если между педагогом и детьми не установятся искренние и доверительные отношения, построенные на симпатии, на уважении и любви.
Заключение
В ходе написания проектной работы по теме «Организация коллективной жизнедеятельности как основной аспект сплочения детского хореографического коллектива», педагогом детского хореографического коллектива «Вдохновение» были рассмотрены и изучены теоретические понятия и особенности развития детского коллектива, а так же современные методики работы педагога по сплочению детского коллектива. Изучив теоретические подходы по теме сплочения детского коллектива, автор проекта во второй главе проанализировал их применение в своём детском объединении.
Анализируя деятельность хореографического коллектива «Вдохновение» по сплочению учащихся в дружный коллектив, педагог опирался на Федеральные государственные требования к стандартам школьного образования, определяя обязательный минимум содержания программы, реализуемый в детском образовательном учреждении. В данном документе изложены основные требования к социально – личностному развитию учащихся.
В своём анализе деятельности по сплочению детского коллектива педагог рассматривает использование системы разнообразных форм и методов, а именно целостной структуры, которая подразделяется на три взаимосвязанные подсистемы:
- технологическую;
- социально-психологическую (отношения);
- этическая (нравственная).
Как считает автор проекта, каждая подсистема взаимосвязана и взаимозависима и педагог детского объединения рассматривает их в комплексе, но выделяет в своей работе технологию коллективной творческой деятельности, которая включает в себя следующие направления деятельности:
- мероприятия по нравственному воспитанию;
- групповые игры и игры-тренинги;
- подготовка и проведение досуговых праздничных программ;
- совместный общественно-полезный труд;
- концертная деятельность;
- взаимодействие педагога с родителями.
В своём анализе педагог выделил основные принципы работы с детьми по сплочению их в дружный коллектив, а именно:
- искренность и доверие в отношениях с детьми;
- уважение личности ребёнка;
- личный пример и участие во всех делах;
- ориентация на положительные жизненные идеалы;
- доброжелательность в отношениях с родителями.
Педагогом детского объединения «Вдохновение» было проведено социометрическое изучение межличностных отношений и на основании полученных результатов сделаны выводы о неформальной структуре детской общности, системе внутренних симпатий и антипатий, о явных лидерах и рядовых членов группы. Для определения уровня удовлетворённости учащимися участия в жизнедеятельности детского объединения педагогом проанализированы результаты анкетирования среди воспитанников младшей группы и на основании данных сделан вывод о каждом члене коллектива, что позволит помочь в дальнейшем и более разнообразном привлечении учащихся к жизнедеятельности детского объединения.
В данном проекте педагогом проведено ещё не менее важное исследование по уровню сплоченности детского коллектива, где в процессе обработки данных анкет учащихся получены сведения о степени сплочения детей в детском объединении «Вдохновение».
В результате проведённых исследований педагогом выявлены и описаны положительные стороны в работе по сплочению детского хореографического коллектива, но отмечены и слабые стороны.
Автор проекта считает, что формы и методы по формированию сплоченного и дружного коллектива будут более эффективными при создании следующих условий:
- формирование у учащихся устойчивой мотивации к занятиям хореографией и достижение ими высокого творческого результата;
- развитие коллектива на основе целеполагания;
- применение разнообразных форм и методов;
- сочетание традиционных методов и инновационных;
- налаживание взаимосвязи с родителями.
К слабой стороне деятельности коллектива по сплочению, автор относит следующие моменты:
- слабая дисциплина у учащихся на первом году обучения;
- недостаточная работа актива групп;
- недостаточная взаимосвязь родителей с педагогом.
Для улучшения условий жизнедеятельности детского объединения «Вдохновение» и сплочения коллектива, автор предлагает продолжить работу по выбранным направлениям деятельности и активизировать следующие аспекты:
- больше выделять внимания дисциплине в группах первого года обучения;
- создать в каждой группе актив из детей с задатками лидера;
- запланировать поощрение родителей-активистов;
- сформировать более работоспособный родительский комитет.
Педагог хореографического коллектива «Вдохновение» при анализе и написании проекта убедился, что проблема сплочения детского коллектива актуальна на сегодняшний день и требует систематизации рассмотренных и описанных в данном труде форм и методов работы по сплочению детского коллектива, а так же подборе и изучению инновационных педагогических технологий.
Данная тема помогла педагогу выявить слабые стороны учебно-воспитательного процесса в своей работе и в дальнейшем запланировать разработку и написание целостной программы по сплочению детского хореографического коллектива.
Список литературы
Акимова М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход. - М.: Знание, 2002.
Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. - М., 2007.
Давыдова Е.В. Искусство разработки проектов.//Информатика и образование. - № 8. – 2005.
Кулакова Е.А. Развитие творческих способностей учащихся в процессе проектной и учебно-исследовательской деятельности // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей /Под общей редакцией к. пс. Н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006.
Лутошкин Л.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. - М.: Педагогика, 2001.
Макаренко А.С. Цель воспитания. Организационное строение коллектива. Перспектива //Пед. соч.: В 8 т. - М.: Педагогика, 1984.
Новиков А. М., Новиков Д. А. Образовательный проект: методология образовательной деятельности. - М.,2004.
Попова М. П. Теория и методика воспитания: Учебно-методическое пособие. - Великий Новгород: НГУ им. Ярослава Мудрого, 2002.
Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. № 2620-р Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки».
Распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы».
Сухомлинский В.А. О воспитании. - М.: политическая литература:, 1975.
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».
Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы».
Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».
Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М.: Просвещение, 1980.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации».
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. с нем.: В 4-х томах. Т.1. – М.: Генезис, 1998.
Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. - М.: Просвещение, 2000.
Приложения
Приложение 1
Комплекс игр для детей младшего школьного возраста
Игра «Здравствуйте!» Все дети встают в круг, под музыку передавая друг другу игрушку. При резком прерывании музыки, у кого она окажется в руках должен поздороваться со всеми по-своему, представиться, и всем что-нибудь пожелать.
Игра «Найди пару» На полу раскладываются листочки со словами на одной стороне и с цифрами на другой. Пока звучит музыка, ребята танцуют. Как музыка остановилась, каждый берет с пола листочек с цифрой и ищет свою пару. Пары: Дедка – Репка; Белоснежка – 7 гномов; Заяц – Волк; Маша – 3 медведя; Добрыня Никитич – Змей Горыныч; Винни Пух – Пятачок; Гена Крокодил – Чебурашка и т. д.
Игра « А я люблю…» Ведущий называет какое-либо увлечение и те, кто любит этим заниматься поднимают руку и приглашаются на сцену. Для них предлагается небольшое задание. Увлечение - Задание: 1. Танцевать - Станцевать танец под предложенную музыку 2. Слушать музыку - Отгадать мелодии 3. Рисовать - Нарисовать картинку 4. Петь - Спеть песню 5. Читать - Прочитать стих 6. Играть в игры - Провести игру
Игра « А кто родился …» Ребята все вместе запевают песню: А кто родился в январе - Вставай, вставай, вставай, И псенку веселую, Скорее запевай. Именинники каждого месяца приглашаются на середину зала и им предлагается спеть детскую песенку под аккомпанемент концертмейстера.
Игра «Гусеница»
Ведущий просит детей встать друг за другом в виде гусеницы и под музыку дети двигаются по залу, а ведущий показывает задание для гусеницы, например, поднять правую ногу, прыгать, бежать на носочках, лечь на левый бок.
Игра «Красная шапочка»
Учащиеся распределяются по ролям и каждый персонаж выходит в то время когда необходимо включиться в игру. В конце игры дети бурно обсуждают, что получилось, а что нет.
Игра интеллектуального характера - «Тайная телеграмма».
Задание в виде ребуса, необходимо этот ребус разгадать. Чья команда выполнит быстрее, та и победит.
Игра «Чья команда длиннее»
Игроки в команде выстраиваясь в линию выполняют упражнение шпагат. Чья линия окажется длиннее, та команда победитель.
Игра «Атомы – молекулы»
По команде педагога дети разбегаются на молекулы (по одному), а по команде – «Атомы» - собираются по трое. Кто не успел встать в тройку, выбывает из игры.
Игра «Говорящие руки»
Цель: эмоционально-психологическое сближение участников. Участники образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу. Ведущий дает команды, которые участники выполняют молча в образовавшейся паре. После этого по команде ведущего внешний круг двигается вправо на шаг.
Варианты инструкций образующимся парам:
Поздороваться с помощью рук.
Побороться руками.
Помириться руками.
Выразить поддержку с помощью рук.
Пожалеть руками.
Выразить радость.
Пожелать удачи.
Попрощаться руками.
Приложение 2
Опросный лист
Анкета, которую мы предлагаем тебе заполнить, поможет улучшить отношения между учащимися в вашем коллективе, сделать его дружнее и сплочённее. Ответь, пожалуйста, на 3 вопроса:
Представь, что ваша группа детей отправляется в самостоятельное и нелегкое путешествие. Кого бы ты хотела видеть командиром вашей группы?________________________________________________________________
Если бы вашей группе пришлось участвовать в спортивных соревнованиях «Весёлые старты», кого бы ты хотела видеть капитаном этой команды_________________________________________________________________
Кого из группы ты бы пригласила к себе на вечеринку, день рождения или просто в гости?___________________________________________
После каждого вопроса напиши по три фамилии тех своих друзей, которые соответствуют твоему выбору. Обязательно подпиши свою анкету. Спасибо!
Социометрическая матрица гр. № 1
Выбираемый
Выбирающий
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
1.
Мокрецова Маша
ХХХ
I I
I
IХ
IХ
2.
Смагина Маша
ХХ
IХ
IХ
Х
Х
Х
I
3.
Романова Кира
ХХ
Х
IХ
I
Х
IХ
4.
Гладунец Ирина
I
I
I
Х
IХ
IХ
5.
Жданова Милена
II
IХХ
I
Х
I
I
I
6.
Кичатова Ангелина
II
Х
ХХ
Х
Х
I
Х
7.
Долбилова Яся
Х
IХ
IХ
Х
I
II
8.
Плетнёва Аня
I
Х
Х
I
Х
I
Х
I
Х
9.
Ковалёва Карина
I
I
I
ХХ
IХ
II
Х
10.
Ротканова Соня
Х
Х
Х
Х
I
Х
II
Х
11.
Валова Юля
II
I
II
I
II
I
12.
Логинова Варя
II
I Х
II
Х
Х
Х
Приложение 3
Анкета для учащихся по выявлению устойчивого доброжелательного
климата и уровня сплоченности учащихся.
1. Как ты считаешь, отношения в детском объединении «Вдохновение» доброжелательные или конфликтные?
- ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ
- КОНФЛИКТНЫЕ
- БЕЗРАЗЛИЧНЫЕ
2. Удовлетворён ли ты своим участием в жизни детского объединения «Вдохновение»?
- ДА
- НЕТ
- НЕ В ПОЛНОЙ МЕРЕ
3. Как ты думаешь, нужно сплачивать учащихся в нашем объединении или оставить на прежнем уровне?
- НУЖНО
- ОСТАВИТЬ НА ПРЕЖНЕМ УРОВНЕ
4. Хотелось бы тебе сделать больше полезных дел для жизни нашего объединения?
- ДА
- НЕТ
- БЕЗРАЗЛИЧЕН
5. Что лично ты предложишь для сплочения участников нашего объединения? Какие мероприятия?