Организация деятельности воспитателя по профилактике асоциального поведения воспитанников школы-интерната.
Организация деятельности воспитателя по профилактике асоциального поведения воспитанников школы-интерната.
Личность ребёнка формируется и воспитывается под воздействием прежде всего учителей, воспитателей и родителей. Любой ребёнок, а особенно дети с ограниченными возможностями здоровья чутко реагируют на любовь и ласку. Дети с ЗПР остро переживают дефицит родительских аффилиативных чувств. Живя в семье, каждый ребёнок должен быть уверен, что его любят и ценят. Любовь родителей и воспитателей создаёт чувство защищённости, душевного комфорта. Ребёнок активнее развивается, у него успешнее формируются навыки и знания. Школа доброты, которую ребёнок постигает в детстве, общаясь с близкими, есть залог его будущего иммунитета против зла и насилия в этом мире. Недостаток любви, безразличие к интересам и деятельности ребёнка со стороны взрослых, ведёт в будущем к формированию потребностей, предрасполагающих к возникновению асоциальных интересов, связей и отношений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Организация деятельности воспитателя по профилактике асоциального поведения воспитанников школы-интерната. »
Организация деятельности воспитателя по профилактике асоциального поведения воспитанников школы-интерната.
Личность ребёнка формируется и воспитывается под воздействием прежде всего учителей, воспитателей и родителей. Любой ребёнок, а особенно дети с ограниченными возможностями здоровья чутко реагируют на любовь и ласку. Дети с ЗПР остро переживают дефицит родительских аффилиативных чувств. Живя в семье, каждый ребёнок должен быть уверен, что его любят и ценят. Любовь родителей и воспитателей создаёт чувство защищённости, душевного комфорта. Ребёнок активнее развивается, у него успешнее формируются навыки и знания. Школа доброты, которую ребёнок постигает в детстве, общаясь с близкими, есть залог его будущего иммунитета против зла и насилия в этом мире. Недостаток любви, безразличие к интересам и деятельности ребёнка со стороны взрослых, ведёт в будущем к формированию потребностей, предрасполагающих к возникновению асоциальных интересов, связей и отношений.
Асоциальное поведение рассматривается как отклоняющееся поведение, которое включает в себя систему поступков или отдельные поступки, противоречащие в обществе правовым или нравственным нормам. Наиболее ярко асоциальное поведение выражено в подростковом периоде, но у детей с ЗПР оно начинает проявляться гораздо раньше.
В случае появления асоциального поведения у ребёнка с ЗПР, работа с родителями должна носить не эпизодический, а систематический характер. Необходимо комплексное решение возникающих проблем с привлечением широкого круга специалистов - педагогов, психологов, врачей. Только в данном случае можно добиться положительного результата. В педагогической практике имеется большое разнообразие форм и методов работы по профилактике асоциального поведения: наблюдение, контроль посещаемости, успеваемости, своевременная информация родителей, посещение семей учащихся, индивидуальные консультации, беседы для родителей, контроль посещения детьми занятий по дополнительному образованию и т.п.
Профилактическую работу следует начинать с ознакомления медицинской карты учащегося, в которой указывается степень его заболевания. В соответствии с этим определяется индивидуальный подход в работе с данным учащимся и его родителями. Полное взаимодействие с семёй невозможно без педагогического и психологического изучения семьи, поэтому следующим этапом станет посещение семьи учащегося на дому, которое совместно проводят классный руководитель, воспитатель, психолог и социальный педагог. Изучение семьи позволит понять стиль жизни ребёнка, уклад жизни семьи, её традиции, духовные ценности, воспитательные возможности. После анализа проведённого посещения семьи, специалисты определяют цели и задачи в работе с семьёй на год. На основании выше перечисленного, определяется стадия асоциального поведения ребёнка. Невский И. А. (1990 г.) так описывает стадии развития асоциального поведения:
Неодобряемое поведение - эпизодические шалости, озорство
Порицаемое поведение - связано с более систематическим осуждением со стороны взрослых.
Девиантное поведение - нравственно отрицательные проявления и проступки; проступки, противоречащие нормам морали.
Делинквентное (предпреступное поведение) - проступки, противоречащие нормам права, кроме уголовного.
Преступное поведение.
Деструктивное поведение.
При первой стадии используем психологическое просвещение родителей: лекции, семинары, беседы, подборка литературы. Родительский лекторий даёт необходимые знания о возрастных особенностях детей, психологическом состоянии ребёнка, о путях взаимодействия с ребёнком, учит родителей любить своих детей, вне зависимости от их поведения или состояния их учёбы, находить прекрасное и отталкивать все недоброжелательные явления. Обучение родителей носит несколько опережающий характер, так как даётся возможность заметить нарастающие проблемы, с которыми ребёнок не в состоянии справиться и как помочь ему. После лектория у родителей возникает желание подойти к специалистам на индивидуальные консультации.
При второй стадии асоциального поведения приглашаем родителей на индивидуальное консультирование с объяснением, почему возникла необходимость работать с ребёнком. Учитывая особенности детей с ЗПР, консультации проводятся социальным педагогом совместно с узкими специалистами.
Большое внимание на данной стадии уделяется формированию у родителей понимания важности и значимости организации в семье интересного и содержательного досуга, как одного из средств профилактики асоциального поведения в семье. Примером могут являться внеклассные мероприятия, проводимые для родителей и их детей - олимпиады, спортивные соревнования, тематические праздники, экскурсии.
На третьей стадии составляется индивидуальная программа работы с учащимся по профилактике асоциального поведения, где большое внимание уделяется работе с родителями: посещение родительского лектория, тренинги, встречи со специалистами и т.п.
На четвертой, пятой, шестой стадии асоциального поведения к работе подключаются инспектора ИДН.
В течение всей жизни семья воспитывает личность, а воспитательный процесс в школе происходит в короткий промежуток времени, и за этот период необходимо выработать у ребёнка устойчивое неприятие к асоциальным поступкам. Задача школы помочь родителям выработать у детей твёрдые жизненные устои.
Аффилиация - (от англ аffiliation - соединение, связь) - потребность в общении, в осуществлении эмоциональных контактов, в проявлениях дружбы и любви. Формирование данной потребности обусловлено характером взаимоотношений с родителями в раннем детстве, со сверстниками и может нарушаться при провоцировании ситуаций, сопряженных с тревогой и неуверенность в себе и приводящих к возникновению чувство одиночества, беспомощности.
Асоциальное поведение (гр. – против социального) – это такое поведение, которое не соответствует существующим в обществе социальным и правовым нормам, идет вразрез с обычаями и традициями той социальной или национальной группы, к которой принадлежит человек. Асоциальное поведение у детей проявляется в агрессивности, драчливости, детском воровстве, бродяжничестве, нарушении школьных правил. Такое поведение становится предметом перевоспитания. Асоциальное поведение нередко приводит к противоправному поведению.
ЛИТЕРАТУРА.
Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 223 с.
Синягина Н. Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. - М.: ВЛАДОС, 2005. - 95 с.
Рабочая книга социального педагога. Профилактика безнадзорности, правонарушений, охрана здоровья детей / Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М.: Школьная Пресса, 2007. - 96 с.
Воспитание трудного ребёнка. Дети с девиантным поведением / Под ред. М. И. Рожкова. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 209 с.
КГУ «Школа – интернат для детей с задержкой психического развития»
Доклад
(выступление на ШМО)
«Организация деятельности воспитателя по профилактике асоциального поведения воспитанников школы-интерната».