Организационная культура как фактор карьерной ориентации личности
Организационная культура как фактор карьерной ориентации личности
В современной психологии прогноз динамики профессионального развития включает кроме качеств субъекта труда широкий спектр внешних факторов, и прежде всего фактора среды. Особенности карьерного процесса как одного из показателей успешности профессиональной деятельности связаны с совокупностью факторов внешней среды и будут в значительной степени определяться социально-экономическими, технологическими, образовательными, организационными изменениями этой среды.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Организационная культура как фактор карьерной ориентации личности»
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР КАРЬЕРНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ
Коренева В.А., преподаватель
ГАПОУ КО «ККЭТ»
В современной психологии прогноз динамики профессионального развития включает кроме качеств субъекта труда широкий спектр внешних факторов, и прежде всего фактора среды. Особенности карьерного процесса как одного из показателей успешности профессиональной деятельности связаны с совокупностью факторов внешней среды и будут в значительной степени определяться социально-экономическими, технологическими, образовательными, организационными изменениями этой среды.
Возросшее внимание к средовым детерминантам карьеры фиксирует, например, тот факт, что в социологических концепциях в 90-х годах появились «теории социальных детерминант карьеры». Сегодня выделение факторов, влияющих на карьерный процесс (карьерные ориентации, мотивации, эффективность, готовность, потенциал, компетентность), относится к актуальному пласту исследований.
Тенденция расширения контекстов изучения профессионального развития личности, анализ проблемы в многомерном пространстве «человек — профессия — среда» определяет необходимость учета различных систем реализации личности как субъекта труда: «личность — профессия», «субъект — группа», «субъект труда — организационная культура».
В исследованиях профессионального развития организационная культура рассматривается как важный фактор, влияющий не только на профессиональные аспекты субъекта труда, но и на личностные составляющие профессионального развития (особенности самореализации, адаптации к условиям и к требованиям труда, карьерного роста).
В современных концепциях карьеры представлены различные подходы к выделению факторов, влияющих на карьеру (Д. Сьюпер, Д. Холл, О. Брайан, А. Я. Кибанов, А. С. Гусева, Е. А. Могилевкин и др.). Традиционно разделение факторов на три основные группы (экономические, социальные, психологические) выделяют факторы субъективные и объективные и уровни анализа детерминант карьеры (микро-, мезо- и макроуровни).
Организационный аспект карьеры подчеркнут в концепции Д. Холла, который рассматривает три уровня исследования индивидуальной карьеры. На первом уровне изучение индивидуальных карьерных процессов должно включать анализ возрастного развития, особенностей социализации (в том числе организационной), мотивации и принятия карьерных решений — это микроуровневые факторы. На следующем уровне личностно-средового взаимодействия объектом изучения должны стать взаимосвязи производственной и семейной сфер в жизни человека, развивающие воздействия профессиональной среды. Третий уровень включает изучение влияния общественных процессов: социокультурных изменений, происходящих в обществе, состояние рынка труда.
Е. А. Могилевкин в соответствии с задачей выделения психологических аспектов карьеры разделяет все факторы на психологические и непсихологические. К группе психологических факторов он относит также организационно-психологические (организационная культура, стиль руководства, организационный климат).
В исследовании Д. А. Лушникова и А. В. Шаповалова предлагается совокупность субъективных факторов карьеры интегрировать в личностный карьерный потенциал носителя карьеры, а внешние социальные детерминанты рассматривать на микро-, мезо- и макроуровнях. К микро- уровневым социальным детерминантам карьеры относятся факторы, определяющие реализацию карьерных замыслов работника внутри организации (фирмы, предприятия, учреждения и т. п.): возможности карьерного развития, ориентация организационной культуры на карьерные продвижения работников, уровень вознаграждения за труд, структура и качество социального пакета взаимоотношения субъекта карьеры с менеджерами и другими коллегами по работе и т. п.
Анализ влияния организационной культуры на сотрудника включает прежде всего выделение типа организационной культуры, что позволяет сравнить особенности взаимосвязи карьеры и организационной культуры конкретного предприятия. Существуют различные подходы к выделению типов организационной культуры (Г. Хофштед, Т. Дейл, А. Кеннеди, Р. Акофф. М. Бурке, Л. Константин и др.).
Можно предположить, что восприятие организационной культуры сотрудниками предприятий различного типа обладает рядом общих характеристик. Соответственно эти особенности восприятии организации могут оказывать влияние на различные аспекты карьерного процесса.
Управление карьерой персонала в организациях, практика психологического консультирования в области профессионального поведения и развития делают необходимым анализ тех элементов организационной культуры, которые стимулируют или тормозят успешность индивидуальной карьеры.