«ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ.»
«ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ.»
В Концепции модернизации казахстанского образования ставится задача по формированию целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования. Поэтому одной из целей современной школы является подготовка выпускника, способного к успешному продолжению обучения в вузе, а также к научно-исследовательской деятельности в различных областях знаний, требующих от человека творческого напряжения и интеллектуальных усилий. В данном докладе рассмотрены основные направления поисковой исследовательской деятельности в условиях современной школы и пути формирования навыков этой деятельности у школьников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ.» »
«ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ.»
Где господствует дух науки, там творится великое малыми средствами.
(Н.И. Пирогов)
В Концепции модернизации казахстанского образования ставится задача по формированию целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования. Поэтому одной из целей современной школы является подготовка выпускника, способного к успешному продолжению обучения в вузе, а также к научно-исследовательской деятельности в различных областях знаний, требующих от человека творческого напряжения и интеллектуальных усилий.
Современный мир очень динамичен, и меняется он столь стремительно, что заставляет современную психологию пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека, а педагогику ориентирует на переоценку роли исследовательских методов обучения в практике массового образования.
Главная цель исследовательского обучения – формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Любой здоровый ребенок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Учебное исследование – одна из форм учебной деятельности школьника. Ученик, приступающий к этой работе, должен проявить к такой деятельности интерес для занятия ею. К таким ученикам относятся в первую очередь одаренные, талантливые дети. Формами работы с такими детьми в школе могут быть: создание авторских программ, работа кружков и спецкурсов, научно-практических конференций младших школьников, олимпиад.
Организация учебного исследования – одно из приоритетных направлений научно-методической работы любой современной школы. Основная цель такой работы заключается в том, чтобы создать условия для обучающихся к самостоятельной деятельности, привития им интереса к работе с различными источниками информации. Именно исследовательский подход в обучении делает ребят участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации.
Главные задачи организации исследовательской работы школьников:
активизировать познавательные интересы обучающихся,
развить инициативы учащихся в процессе обучения; развить у школьников представления о межпредметных связях;
создать предпосылки для развития научного мышления, творческого подхода и собственной деятельности; развить интерес к познанию сущности процессов и явлений науки, техники, искусства;
приобщить к научной этике и научным традициям;
помочь школьникам с профессиональной ориентацией и социально-профессиональным самоопределением;
воспитать культуру умственного труда;
воспитать у обучающихся стремление к самостоятельному приобретению знаний и в целом – к самообразованию.
Термин «исследовательский метод» был предложен Б.Е. Райковым в 1924 году, под которым он понимал «…метод умозаключения от конкретных фактов, самостоятельно наблюдаемых учащимися или воспроизводимых ими на опыте».
В современной теории обучения это направление представлено как поисково–исследовательская технология обучения, сущность которой состоит в том, чтобы «…построить учебное познание как систему задач и разработать средства (предписания, приемы) для того, чтобы, во–первых, помочь учащимся в осознании проблемности предъявляемых задач (сделать проблемность наглядной), во–вторых, найти способы сделать разрешение проблемных ситуаций (заключенных в задачах) личностно значимым для учеников и, в–третьих, научить их видеть и анализировать проблемные ситуации, вычленять проблемы и задачи» (В.И. Загвязинский).
Опираясь на А.В.Леонтовича, можно дать следующее определение исследовательской деятельности в школе: «Под исследовательской деятельностью школьников понимается такая форма организации воспитательно-образовательного процесса, при которой учащиеся ставятся в ситуацию, когда они сами овладеют понятиями и подходами к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени организованного/ направляемого/ учителем, решают творческие, исследовательские задачи с заранее неизвестным результатом (в различных областях науки, техники, искусства)»[3].
Исследовательская деятельность позволяет вооружить ребенка необходимыми знаниями, умениями, навыками для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нем и систематизации материала.
Организуя работу обучающихся, мы должны исходить из того, что школьники должны иметь возможность не только получать определенные знания по тому или иному предмету, но и проявить себя, попробовать в различных видах деятельности.
В организации исследовательской деятельности обучающихся выделяют следующие направления:
Исследовательская работа, выполняемая школьниками в учебном процессе.
Организационно-массовые мероприятия.
Исследовательская работа во внеурочное время, которая отличается от исследовательской работы в учебном процессе тем, что связана с решением творческих исследовательских задач и предполагает наличие основных этапов, характерных для научной работы.
Материалы по организации исследовательской деятельности школьников, публикуемые в педагогической и методической литературе, позволяют сделать вывод о том , что исследовательская деятельность возможна и вполне осуществима через внеурочную деятельность, которая существенным образом отличается от исследовательской работы, проводимой во время урока.
Подготовка исследовательской работы часто понимается узко: как написание научной работы. В то же время применение этого метода во внеурочной деятельности позволяет развивать практическое и творческое мышление, формировать навыки работы с научной, научно-популярной литературой.
Индивидуальные исследовательские работы, как правило, долгосрочны. Период исследования по теме может достигать одного года. Рассмотрим последовательность организации исследовательской работы в течение года.
Этапы выполнения индивидуальной исследовательской работы
(по О.Д. Калачихиной):
Подготовительный этап
1
Выбор примерной темы (заглавия) работы
Задает направление исследования. Окончательно формулируется при подготовке материалов к презентации. Отражает суть выполненной работы
2
Определение цели работы
Позволяет учащемуся точно представить, что он собирается сделать, чего достичь при выполнении работы. Может видоизменяться во время выполнения работы, но в каждый конкретный момент четко определена. Оформляется письменно.
3
Выбор объекта исследования, формирование опытной и контрольной группы.
Определяется целью работы, реальными возможностями. Обоснован с точки зрения возможности получения достоверных результатов.
4
Формулирование рабочей гипотезы. Определение конкретных задач, решение которых позволит достичь поставленной цели.
Жестко связаны с поставленной целью работы. Определяют этапы выполнения работы. Позволяют учащемуся последовательно, а не хаотично продвигаться к достижению цели.
Основной этап:
1
Поиск и изучение литературы по теме исследования.
Позволяет понять, что уже известно в рамках выбранной научной тематики, уяснить основные термины, понятия, сравнить взгляды разных авторов на проблему.
2
Формирование главы: «Обзор литературы»
Строго структурирована, логична. Содержит только сведения, непосредственно относящиеся к теме работы. Тесно связана с целью работы. Содержит ссылки на использованные литературные источники.
3
Выбор методов исследования.
Определяется целью работы, имеющейся материально-технической базой. Количество экспериментов обосновано с точки зрения получения достоверных результатов.
4.Выполнение собственных исследований. Анализ полученных результатов.
Проведение эксперимента или др. элементов анализа. Построение графиков, таблиц и т.д. Сравнение полученных результатов с литературными данными. Определение достоверности полученных результатов. Определение направлений дальнейшей работы.
5. выводы;
Выводы – строго структурированные, лаконично изложенные результаты собственных исследований. Отвечают на вопрос, сформулированный в цели работы.
6. список использованной литературы
7.Подготовка работы к презентации
Определяется требованиями конференции или издания, где планируется представлять работу.
Занимаясь с учащимися исследовательской деятельностью, необходимо учить их работать с научной литературой, проводить наблюдения, обобщать свой опыт и опыт разных авторов, работать со справочной литературой.
Важным моментом в организации исследовательской деятельности школьников во внеурочное время является создание ситуации успеха, где ребенок имеет возможность испытать радость, почувствовать веру в себя, что способствует дальнейшему продвижению учащихся в их учебно-познавательной деятельности. Работа над исследованием и дальнейшее представление работы на научно-практических конференциях помогают развить у учащихся коммуникативную компетенцию и составляющую ее социальную компетенцию.
Подготовка исследовательской работы учащимися во внеурочное время повышает интерес к изучению предмета, развивает творческие способности детей, их нравственные качества, активизирует познавательные интересы.
С целью организации исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время создаются ШНО (школьное научное общество младших школьников). Организация работы ШНО строится по следующим принципам:
интегральности – объединение и взаимовлияние учебной и исследовательской деятельности младших школьников, когда опыт и навыки, полученные в ШНО, используются на уроках и содействуют повышению успеваемости;
непрерывности – процесс профессионально-ориентирующего образования и воспитания в творческом объединении учащихся разных возрастов;
межпредметности – рассматривание и исследование проблемы предполагает глубокое знание предмета и высокую эрудицию в разных областях, формирование навыков исследовательского труда.
Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность – процесс длительный и сложный. Выделяется три этапа:
1.Учебно-исследовательская деятельность детей на уроках. Это - создание проблемных ситуаций, активизация познавательной деятельности учащихся в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, построения гипотез. Доказана применимость исследовательского метода обучения на любом материале и в любом школьном возрасте. Используются различные дидактические средства создания проблемных ситуаций: исследовательская задача, проблемный вопрос, моделирование эксперимента, дискуссии. Учебные исследования выполняются и в ходе подготовки домашнего задания: проведение наблюдений, постановка опытов, проблемный анализ текста, подготовка вопросов, анкеты, творческие работы (сказки, сценарии, проекты)
2.Система работы в кружках и спецкурсах, где происходит знакомство с историей науки, методикой проведения исследований, выполняются реферативные работы.
3.Научно - исследовательская деятельность в ШНО. Деятельность регламентирована нормативными документами: Положение о ШНО, Устав ШНО. Разработаны требования к оформлению работ учащихся, критерии оценки исследовательских работ. Деятельность ШНО осуществляется через заседания объединения , лекции, семинары. Учащиеся могут избрать индивидуальную тему и форму работы или объединиться в творческие группы. Итоги работы ШНО подводятся на ежегодной школьной научно-практической конференции для школьников. Лучшие работы представляются на районную или областную научно-практическую конференцию.
Одним из главных результатов работы в ШНО считаем создание атмосферы научного поиска, формирование у младших школьников нравственных ценностей. Учащиеся, уже имеющие исследовательский опыт в начальной школе, и в среднем звене активно участвуют в исследовательской и экспериментальной работе в рамках кружков, факультативов и элективных курсов.
Какими могут быть темы детских исследований?
Все разнообразие тем для исследовательской работы детей можно условно разделить на три группы:
фантастические – темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений (например, проект космического корабля, волшебная машина или прибор и т.д.);
эмпирические – темы, тесно связанные с практикой и предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов (например, люди, животные, явления природы и т.д.);
теоретические – темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках (это то, что можно спросить у других людей, увидеть в фильмах и т.д.)
Примерный план выступления школьника-исследователя на научно-практической конференции.
Тема исследования (актуализация проблемы)
Цель (сфера исследования)
Научный руководитель.
Характеристика исследуемых явлений (сбор и обработка информации)
В содружестве с кем проводилась работа.
Использованные приборы, оборудование, материалы.
Обзор полученных данных.
Методика обработки полученных данных (анализ и обобщение)
Результаты исследования, представленные в наглядной форме (таблицы, графики, схемы и т.д.)
Выводы.
Что же можно исследовать на уроках английского языка и во внеурочное время?
Тесты на творческую активность, составленные американскими психологами показывают, что нестандартно мыслящих людей среди взрослых лишь около 2%. Но ведь уже много лет назад был высказан главный тезис назначения школы: «Школа должна заниматься поиском индивидуальности». Да, этот тезис абсолютно верен, но реализуется ли он сегодня?
Уже в начальной школе есть учащиеся, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают специальную литературу. Поэтому нам важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки, вывести их на дорогу поиска в науке и в итоге помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Организация исследовательской деятельности по английскому языку проходит как на разных уровнях, так и в различных формах и проявлениях.
* Прежде всего, это урочная деятельность школьников. В качестве творческих домашних заданий ребятам предлагается подготовка сообщений, поиск ответов на те или иные вопросы, написание рефератов, составление кроссвордов и вопросов для одноклассников и младших школьников и т. п. Примеры урочной учебно-исследовательской деятельности учащихся: проблемные уроки ; урочные проекты (внутришкольные) ; международные проекты ;
*внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности: реферативная работа ; проектная работа по интересам ; учебно-исследовательские работы ; научные работы ; интеллектуальные марафоны ; олимпиады ; конференции .
Технологию исследовательской деятельности можно использовать как на уроке английского языка и во внеурочное время, ее задачей является дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и способностей. Участие в исследовательской работе дает учащемуся возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях. Учебная дисциплина «Иностранный язык» имеет межпредметный характер и поэтому в исследовательской и научно-исследовательской работе можно заниматься исследованиями в различных областях науки.
Виды исследовательской деятельности:
1. Метод проектов. Представители групп готовят сообщения по темам. Учащиеся со слабой подготовкой имеют возможность воспользоваться предложениями подстановочной таблицы при составлении своего небольшого высказывания.
2. Лабораторные работы. В частности на уроках английского языка можно провести ряд лабораторных работ. Как составить правильно вопрос на английском языке? Порядок слов в английском предложении.
3. Кейс-технологии. Кейс-метод или кейс-технологии (обучение на примере конкретных случаев). Сущность этого способа обучения заключается в том, что учащимся предлагаются конкретные ситуации, которые обсуждаются на занятиях и служат основой дальнейшей исследовательской деятельности.
Методпроектов является основной формой научно-исследовательской деятельности старшеклассников, он связывает теорию и практику, что имеет важное значение для учащихся. Метод проектов опирается на уже имеющийся опыт ученика, его собственный путь искания, преодоления затруднений. Метод проектов является одним из эффективных средств подготовки учащихся к научно-исследовательской деятельности .
Учебные телекоммуникационные проекты
Если говорить об использовании метода проектов в практике обучения иностранным языкам, то, разумеется, наибольший интерес представляют международные телекоммуникационные проекты. Именно такие проекты позволяют решить наиболее сложную и вместе с тем самую существенную для методики задачу - создание языковой среды и на ее основе создание потребности в использовании иностранного языка на практике. Глобальная сеть Интернет создает условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара. Любой пользователь, подключенный к сети Интернет, имеет возможность подобрать список литературы по библиотечному каталогу Библиотеки Конгресса США, получить на своем экране нужный материал, провести поиск статьи, репортажа, других источников нужной информации из самых разнообразных журналов на английском языке. Эта информация, естественно, аутентична и, работая с такой информацией, можно получить необходимые данные по проблеме, над которой в данный момент работает группа школьников в рамках проекта. Причем это может быть совместная работа казахстанских участников проекта и их зарубежных партнеров из одной или нескольких стран. Стены класса как бы раздвигаются и ребята входят в открытый мир, где можно общаться с партнерами из разных стран, выходить на казахстанские и зарубежные сервера научных, информационных, учебных центров. Участники проекта могут распределить роли между собой и собирать информацию по всему свету, время от времени обмениваясь мыслями, естественно, на английском языке, вступая в дискуссию по определенным вопросам, устраивая "мозговые атаки", пр. Обмен информацией осуществляется по электронной почте, но время от времени можно устраивать обсуждения в телеконференции в режиме реального времени (on-line), если участники проекта договариваются о времени проведения такой конференции. Можно запросить мнение по какому-то вопросу у большого числа пользователей в разных странах в режиме IRC (Chat technologies).
Специфика таких международных проектов заключается в том, что они в большинстве своем межпредметны в том смысле, что какую бы проблему мы не взяли, все обсуждение будет вестись на английском языке. Именно поэтому мы говорим о создании языковой среды и создании условий для формирования потребности в использовании иностранного языка как средства реального общения в процессе межкультурного взаимодействия. Надо сказать, что диалог культур здесь происходит самым непосредственным образом с первых же обменов представительскими письмами. Дети каждый раз знакомятся не только с информацией, значимой для решения их общей проблемы, но и с особенностями культуры своих партнеров. Рассказывают ли партнеры о своей школе, праздниках, традициях, обсуждают ли они роль женщины в демократическом обществе или процедуру выборов в свои парламенты, выборов президентов или премьер министра, они обязательно затрагивают проблемы особенностей своей культуры, своей страны.
Важно, чтобы выдвигаемая для такого проекта проблема была одинаково интересна и значима для всех участников проекта.
Так, в младших классах (дети 8-9 лет) могут совместно составлять интересные рассказы, решая какую-то незначительную, но важную для них проблему (например, положение среднего ребенка в семье, где есть 3-4 детей, фантастические или реалистические рассказы о животных - проблема добра).
В процессе работы над проектом учащиеся имеют возможность на практике использовать знания и методы, взятые из других областей (истории, географии, музыки, кино, компьютерных технологий, дизайна и т.д.).
В реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских проектов и творческих, например, одновременно, практико-ориентированные и исследовательские. Каждый тип проекта имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников. Поэтому, разрабатывая тот или иной проект, надо иметь в виду признаки и характерные особенности каждого из них.
Я использую метод проектов как на уроках английского языка так и во внеурочноевремя. На внеклассных мероприятиях в рамках предметной недели , при работе с одаренными учащимися при подготовке к олимпиадам.
Так школьникам 5 класса предлагались задания, которые предусматривали выполнение проектов. Так, работая над темой «Meet the Family»,ученики рисовали родословное древо своей семьи и рассказывали о ее членах. А после темы “The place we live in” учащиеся подготовили рисунки и описания: «A Dream House», «A Perfect House», «A House for My Family».
Заканчивая изучение темы «Shopping» я предложила ребятам проектные задания “Book Shop”,”Food Shop”, “Flower Shop”, “Chemist’s”. В 7 классе учащиеся подготовили проекты “ Животные и растения Казахстана “ , в рамках недели английского языка в школе во внеурочное время ребята 10 и 11 класса готовили проекты «Королевская семья Британии», «Праздники стран изучаемого языка», « Образование в Британии и Казахсатне», «Школьная форма. Преимущества и недостатки», «Британские поверья и поверья Казахстана» в 10 классе .Работая в группах, учащиеся практиковались в применении знаний лексического, грамматического и страноведческого материала по данной теме в монологической и диалогической устной речи.
По характеру конечного продукта проектной деятельности, можно выделить следующие виды проектов в области изучения иностранного языка
Игровые – ролевые проекты, например, разыгрывание фрагментов урока в школе (программы практики устной речи, грамматики, фонетики), драматизация пьесы (программы практики устной речи, детской литературы страны изучаемого языка).
Творческие работы – свободное литературное сочинение, литературный перевод произведения на родной язык (программы практики устной речи, детской литературы страны изучаемого языка.
Издательские проекты – стенгазеты, материалы для стендов.
Информативно-исследовательские проекты, например, «Путеводитель по стране изучаемого языка».
При оценке готового проекта следует обращать внимание не только на правильное использование языка. Важным стимулом для развития личности учащегося является степень их творчества и оригинальности при выполнении проекта.
На заключительном этапе при подведении итогов важно сделать так, чтобы ученик смог увидеть новые проблемы, вытекающие из проведенного им микроисследования, которые могут служить темой нового поиска, тем самым будет обеспечиваться непрерывное развитие личности.
Таким образом, мы видим, что метод проектов может стать одним из эффективных способов формирования и развития личности учащихся, умеющей ориентироваться в огромном потоке информации, способной принимать нестандартные решения, раскрытия их интеллектуального, духовного и творческого потенциала, повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности. Разумеется, нельзя рассматривать метод проектов как основной, определяющий стратегию обучения иностранным языкам, претендующий на то, чтобы вытеснить другие методы и виды учебной деятельности. Система обучения определяется общей концепцией обучения и включает целый комплекс компонентов - цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения. Все компоненты этой системы взаимосвязаны. Метод проектов - это лишь один из ее компонентов, который может быть эффективно использован на различных этапах обучения, дополняя любые другие методы в условиях вариативности обучения иностранному языку и позволяющий оптимизировать процесс обучения иностранным языкам.
Хотелось бы отметить, что использование инновационных технологий в преподавании не только подогревает мотивацию детей, не только делает обучение более разнообразным и интересным, но также способствует саморазвитию и самообразованию как ученика так и учителя.
Кто-то из ученых удачно высказался по этому поводу: "Если в конце исследования не видно начала следующего - значит, исследование не доведено до конца".
В заключение хочется сказать , что научно-исследовательская работа в школе - это одна из самых позитивных форм работы с учащимися, которая становится неотъемлемой частью содержания школьного образования и является устойчивой формой образовательного процесса.
Список литературы.
Борздун, В.Н., Овчинникова, Е.Г. Исследовательская деятельность школьников как объект целенаправленного педагогического руководства [Текст] / В.Н. Борздун, Е.Г. Овчинникова // Учитель Кузбасса.- 2006.- №1- С.81-90.
Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся. Сборник статей. — М.: Издание МГДД (Ю) Т, 2003.
Леонтович А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии [Текст] / А.В. Леонтович// Народное образование. -1999.- № 10 - С.152- 158.
Муравьев, Е.М. Психологические основы подготовки учителя к исследовательской деятельности [Текст] / Е.М.Муравьев //Завуч.- 2004.- №5- С.19-28.
Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: что и как развивать? // Исследовательская работа школьников. -2003.- №4. -С. 18-23.
Обухов А.С. Ученик в школе – уникальная личность в уникальных условиях // Исследовательская работа школьников. 2004. -№2.- С.- 27-29.
Рождественская, И.В. Система работы по интеллектуально-творческому развитию учащихся [Текст] /И.В. Рождественская //Исследовательская работа школьников.-2006.- №1- С.165-174.
Савенков А.И. Путь в неизведанное. Развитие исследовательских способностей школьников: Методическое пособие для школьных психологов. — М.: Генезис, 2005.
А.В.Леонтович, к. психол. н., О.Д.Калачихина, к.б.н., А.С.Обухова, к. психол.н.
Белова С.А. Технология исследовательской деятельности по иностранному языку в обучении учащихся - http://image.websib.ru/05/
Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000, с 151-157
Особенности организации научно-исследовательской работы с учащимися старших классов по иностранному языку - http://www.tgl.net.ru/wiki
Савченко Н.А. Метод проектов в обучении английскому языку учащихся среднего этапа обучения общеобразовательной школ.- http://www.ioso.ru/distant/library
Сергеев И.С.Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.- М.: АРКТИ.2006.
Стрельникова Т.Д. Обучение с помощью кейс-технологий Ж «Справочник заместителя директора школы» №4 2009
Чечель И. Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. — М.: Сентябрь, 1998.