Опыт работы по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках информатики средствами ИКТ-технологий"
Опыт работы по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках информатики средствами ИКТ-технологий"
«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера,
мы украдем у детей завтра»
Джон Дьюи.
Федеральный государственный образовательный стандарт ставит перед системой общего образования приоритеты в области обеспечения условий реализации образовательных программ, их структуры и результатов освоения. С одной стороны, это повышение доступности и качества образования для всех детей, достижение обучающимися предметных результатов, соответствующих международным требованиям. С другой стороны – освоение детьми универсальных учебных действий, применимых для решения реальных жизненных и учебных задач. И если учитель, работающий сегодня в школе, владеет традиционными способами формирования и достижения предметных результатов и знаний, то умений по достижению личностных и метапредметных результатов у него явно недостаточно.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Опыт работы по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках информатики средствами ИКТ-технологий"»
Муниципальное казенное
общеобразовательное учреждение
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 Г. рОССОШИ
Россошанского муниципального района
Воронежской области
Районный конкурс
профессионального мастерства
молодых педагогических работников
«Педагогический дебют – 2017»
Номинация
«Молодой учитель – 2017»
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках
информатики средствами ИКТ-технологий»
ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ
Выполнил: Малакеев Михаил Владимирович,
учитель информатики и ИКТ
без категории
Россошь 2017
«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера,
мы украдем у детей завтра»
Джон Дьюи.
Федеральный государственный образовательный стандарт ставит перед системой общего образования приоритеты в области обеспечения условий реализации образовательных программ, их структуры и результатов освоения. С одной стороны, это повышение доступности и качества образования для всех детей, достижение обучающимися предметных результатов, соответствующих международным требованиям. С другой стороны – освоение детьми универсальных учебных действий, применимых для решения реальных жизненных и учебных задач. И если учитель, работающий сегодня в школе, владеет традиционными способами формирования и достижения предметных результатов и знаний, то умений по достижению личностных и метапредметных результатов у него явно недостаточно.
Исходя из этого, на мой взгляд, одна из проблем преподавания информатики, а также нашей системы образования в целом – это высокая теоретизированность учебных предметов и использование стандартных методов обучения, невозможность подчас связать приобретаемые знания с практикой реальной деятельности из-за традиционных способов достижения результатов. Поэтому, тема моей работы «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках информатики средствами ИКТ-технологий», избегая в большей мере теоретизированность учебного материала.
Российское образование стало на новую ступень развития, где теперь учитель идет рядом с учеником, а не ведет его. Исходя из этого, осуществляется использование различных технологий через решение проблемы личностно-ориентированного образования, в котором в центре внимания личность ученика, деятельность учения, познавательная деятельность, а не преподавание.
И как раз, новые формы обучения с применением информационно-коммуникативных технологий позволяют отойти от традиционных методов и высокой теоретизированности такого предмета как информатика для более лучшей активизации познавательной деятельности учащихся с помощью ИКТ-технологий. И нам, учителям информатики, как раз под силу применить новые методы и формы обучения с применением ИКТ, так как наш предмет неразрывно связан с компьютерами и другими различными оборудованиями, связанных с ПК.
Отличаясь высокой степенью интерактивности, информационные образовательные технологии способствуют созданию эффективной учебно-познавательной среды, т.е. среды, используемой для решения различных дидактических задач. Главной особенностью данной среды является то, что она пригодна как для коллективной, так и для индивидуальной форм обучения и самообучения. Современная концепция российского образования акцентирует внимание на необходимости формирования информационной компетентности как одного из основных показателей качества образования. Компетентность в области ИКТ является одной из приоритетных целей образования. По мнению автора концепции использования информационно-коммуникационных технологий в обучении И.В. Роберт, процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационных технологий инициирует:
– совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей;
– совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информатизации общества;
– создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации;
– создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых.
Предмет "Информатика" является комплексной, междисциплинарной отраслью научного знания. Он способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий, необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
К отличительным особенностям информатики относится стремительное развитие, постоянно расширяющаяся область практической деятельности человека, связанной с использованием информационных технологий. На самом деле на сегодняшний день трудно назвать область человеческой сферы, в которой бы не использовались информационные технологии, будь то научная или деловая деятельность, развлечение или образование, социум или военная промышленность.
На уроках информатики возможно использовать видеопрезентации, видеоматериалы - эти технические средства помогают более точно, ярко и зрелищно представить материалы, связанные с историей информатики, устройством компьютера и многое другое. В каждой школе, в каждом классе имеется видеотека, содержащий необходимый материал.
Для реализации принципа наглядности использовать мультимедийное оборудование, стандартную программу презентаций PowerPoint и многое другое разнообразие программного обеспечения.
Работа на интерактивных досках позволяет отойти от традиционных методов обучения, от теоретизированности материала и использовать различную метапредметную связь.
А для того, чтобы заинтересовать учащихся, нужно использовать задания, которые отходят в большей степени от теории, например, творческая практика на компьютерах. Через такую форму практических занятий учащиеся закрепляют предметные результаты, каждому обучающемуся предоставляется возможность продемонстрировать владение учебным материалом, которые не позволяли ранее традиционные методы. Учащиеся получают навыки владения фундаментальными знаниям и предмета. Преподавателю легко увидеть недоработки в своей деятельности и оперативно устранить просчеты.
Хотя в настоящий момент новые методы обучения, связанные с ИКТ, которые отличаются от многих традиционных методов и теоретизированности, могут использовать все учителя, которые освоили компьютер, но нам – учителям информатики это гораздо проще. Может возникнуть вопрос почему? Я отвечу:
О всевозможных введениях, связанных с компьютером узнают в первую очереди IT-специалисты, специалисты по компьютерным сетям, программисты, а также и учителя-информатики, т.е. люди, у которых профессия немыслима без использования ПК;
Нам позволяет наше обучение, согласитесь, когда мы обучались в ВУЗах и СУЗах по специальностям учителя (преподаватели) информатики и ИКТ, занятий было гораздо больше связанных с компьютерами, в отличии, например, от биологов и географов, на которых нас обучали работать с ПК;
Не все кабинеты оснащены 100% оборудованием для работы с мультимедиа, интерактивной доской, да и просто с компьютером. Что говорить о кабинетах, если даже могут быть школы в глубинках оснащены только 1-2 компьютерами, хотя у нас и информационный технологический век. А вот кабинет информатики, в большинстве случаев оснащен практически 100% компьютерным оборудованием.
Признавая, что компьютер - новое мощное средство для интеллектуального и творческого развития детей, которое может и заменяет традиционные методы и теоретизацию, я понимаю, что он должен только дополнять педагога, а не заменять его. Нельзя забывать и о том, что мы призваны не только научить ребёнка, но и сохранить его здоровье.
Таким образом, информационно-коммуникационные технологии являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно обогатить учебный процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов учащихся, расширить кругозор ребенка, воспитать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе.
И что бы решить проблему теоретизированности учебных предметов и традиционных методов и активизировать познавательную деятельность учащихся, я на уроках информатики использую следующее:
Актуализация знаний на уроке проходит с использованием интерактивной доски. При работе с ней могут быть задействованы различные каналы восприятия: визуальные, аудиальные и кинестетические. Благодаря интерактивной доске, ученики могут видеть большие цветные изображения и диаграммы, которые можно передвигать, как угодно. Также дети взаимодействуют с объектами физически, передвигая буквы, числа, слова и картинки своим пальцем. Учитель не отвлекается от урока для проведения необходимых манипуляций за компьютером. Это положительно сказывается как на повторении, так и на качестве подачи учебного материала. А сама работа с доской – это уже не традиционный метод бучения.
Объяснение нового материала происходит не монологом учителя с использованием различных наглядных материалов или постановки проблемы пред учениками, которую они должны решить, а использованием творческих заданий для выполнения которых требуется работа с компьютером, что опять позволяет отойти от традиционных методов обучения и заинтересовать ребенка.
Материал закрепляется с помощью различных тестов. Не просто обычных тестов, а тестов ответы, которых являются ребусы, кроссворды, различные «мемы», то есть развивается еще и логика ребенка и присутствует межпредметная связь.
Домашнее задание задается в виде практических работ, что позволяет избежать теоретизированность предмета, а также показать уровень освоенности проходящей темы и уровень использования учеником ПК, и задания, которые задаются, дети с удовольствием их выполняют и приносят или на урок, или отправляют на электронную почту учителя.
Результат использования ИКТ-технологий:
1. Ученики становятся активными субъектами учебной деятельности, наглядно видят результаты своих усилий, действий. Значительно увеличилось число участников во внеурочных конкурсах, например, в дистанционных олимпиадах на 45 % за 3 года.
2. Системное, планомерное применение ИКТ при проведении опросов на уроках информатики, использование ЦОР (цифровых образовательных ресурсов) позволило:
– проводить индивидуальный учет знаний каждого ученика. Снять остроту вопроса о списывании, за счет многовариатности систем опроса, учета времени на выполнение заданий, т.о. экономия времени на уроках составляет 30 % времени всего урока;
– повысить мотивацию к учебной деятельности по предмету: уровень успеваемости во всех классах 100 %, показывать стабильное качество знаний повышать средний балл по предмету,
– семидесяти пяти процентам учащихся усваивать материал на уроке, а остальным использовать программное обеспечение для работы на домашних компьютерах и использовать ЦОР (цифровые образовательные ресурсы) с образовательных сайтов, рекомендованных учителем.
3. Овладение универсальными способами работы с информацией позволило учащимся участвовать в различных конкурсах, проектной деятельности, требующей навыка владения ИКТ. Повысило интерес к предметам, источникам информации, другим способам и формам самообразования. Интеграция новых информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс – необходимое условие модернизации системы образования. Стремительный рост роли информационных технологий как орудия интеллектуальной деятельности предъявляет качественно новые требования ко всему образовательному процессу.
Еще раз подчеркну, в наше время, в век информационных технологий, большинство учителей уже используют различные методы обучения использующие персональный компьютер и компьютерное оборудование и решают данные проблемы теоретизированности и использования традиционных методов обучения, и данные методы пересекаются со способами, которые я использую на уроках. Но хочу сказать, что способы, используемые мною, могут подойти не к каждой теме урока.
А самое главное нужно открываться всему новому и положительному в образовании параллельно саморазвиваясь.
Литература
Бунеев Р.Н, Бунеева Е.В., Вахрушев А.А. и др. Образовательные технологии. [Текст]/Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева, А.А.Вахрушев и др.–Москва:Баласс, 2012.-144 с.
Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя: Учеб.пособие для студентов пед. интов.-М.:Просвещение ,2013 -189 с
Образовательная система «Школа 2100»/[Электронный ресурс].–Режим доступа: http://www.school2100.ru/
Сборник цитат, афоризмов, высказываний и фраз citatu.com.ru [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://citatu.com.ru/tsitaty_o_zhizni/vremya_est_velichayshiy_iz/(дата обращения:26.10.2016).