Одной из основных задач общества является оказание психолого - социальной помощи семье, реализация которой возможна только лишь через процесс тесного взаимодействия общественности, родителей и детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Оказание социально-психологической помощи семье»
Статья
«Социально-психологическая помощь семье»
С момента рождения детей и на протяжении всего периода их развития родителям требуются поддержка и помощь, как со стороны более опытных людей в сфере воспитания детей, а так же со стороны специалистов (педагогов, психологов, социальных работников). В связи с чем одной из основных задач общества является оказание психолого - социальной помощи семье, реализация которой возможна только лишь через процесс тесного взаимодействия общественности, родителей и детей. В процессе оказания помощи, ведущее место всегда было и остается за школой. Работа, направленная на сотрудничество школы и семьи, в последнее время становится все более востребованной, более содержательной и разнообразной. Продуктивность данной деятельности зависит не только от того, как школа влияет на семью, или как семья воспринимает влияние школы, а от совместного решения одной из важных задач современного общества: воспитание и оказание помощи тем, кто в ней нуждается. При этом необходимо, чтобы родители и педагогические работники были готовы решать сложные проблемы вместе, достигая результата совместного взаимодействия: создание благоприятных условий для формирования гармонично - развитой личности каждого ребенка.
Почему же важна помощь семье?
Семья – это та ячейка общества, главной функцией которой называется функция первичной (базисной) социализации ребенка, его формирования. (Под социализацией понимается процесс усвоения индивидуумом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит.) (2) Социальная микросреда с одной стороны является одним из важнейших факторов, ускоряющих или сдерживающих процесс самореализации личности, с другой - необходимым условием успешного развития этого процесса. В ходе семейной социализации доминирующее значение принадлежит взрослым: родителям, бабушкам и дедушкам, сам же ребенок в данном процессе пассивен, выполняет роль «губки», он впитывает в себя все то, что окружает его, он стремиться подражать, значимым и авторитетным для него людям.
Современная семья значительным образом отличается от семьи прошлых времен. В связи с чем, произошли изменения и в эмоционально-психологических проявлениях. Эмоциональная привязанность родителей и детей друг другу – недавнее приобретение человечества, так как для большинства людей, дети стали их единственной ценностью. Это дает отпечаток в протекание процесса воспитания, так как происходит усложнение отношений между членами семьи, меняются привычные позиции родителей. Отец в большей степени перестал быть экономическим главой семьи, все чаще эту роль выполняет мать, перестал работать стереотип авторитета родительской власти. На смену пришел авторитет личности родителей. Все менее контролируемыми и реализуемыми становятся запреты родителей. Порою, родители не могут самостоятельно решить, что следует разрешать, а что необходимо запрещать своему ребенку.
В нынешней семье развиваются и процессы кризисных явлений. Прежде всего, это проявляется в нестабильности семьи и увеличения числа разводов. По статистике наибольшее число разводов приходится на период, когда дети являются еще несовершеннолетними и остаются с одним из родителей. К нестабильности семьи также относится ее дезорганизация, то есть увеличение числа так называемых конфликтных семей, где нет взаимопонимания между родителями, следовательно, и нет общих подходов в воспитании детей. В дезорганизованных семьях, как правило, отсутствуют необходимые условия для нормальной социализации и развития личности ребенка.
Выше перечисленные причины – это лишь десятая часть тех обстоятельств, в силу которых семье требуется поддержка и помощь.
В чем же состоит оказание помощи семье?
Эффективность взаимодействия родителей с педагогическими и социальными работниками в первую очередь зависит от того насколько глубоко сформировано у родителей потребность в помощи, в психолого-социальной поддержке, насколько родители готовы к осознанной необходимости вмешательства в ситуацию третьих лиц. Порой, в ходе взаимодействия родители не желают меняться, они полагают, что проблемы наличествуют у ребенка, а не в семье, не у них, и потому не готовы к участию в совместных коррекционных занятиях с детьми или непосредственной работе с ними. В связи с чем, существует необходимость формирования у родителей потребности в психологической помощи. Отношение родителей к помощи должно формироваться продолжительное время и на различных уровнях.
Направляя по нужному руслу, воздействие родителей на детей, педагогическая помощь должна способствовать совершенствованию личности самих родителей, то есть должна повышать уровень их общей культуры. В связи с чем, необходимо:
- привлекать родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе в школе;
- создавать условия для изменения собственных детско-родительских отношений;
- формировать потребности в конструктивном взаимодействии с собственными детьми и мотивацию на личностный рост, самоизменение.
- показывать реальные, видимые для родителей изменения в развитии их детей и улучшение детско-родительских отношений;
Оказание социально-психологической помощи может проводиться в двух направлениях: с коллективом родителей и индивидуально. В практической деятельности сложились наиболее рациональные ее формы: общие и классные родительские собрания, индивидуальные и коллективные консультации, лекции, беседы, посещение семей на дому, привлечение родителей к совместной деятельности с учащимися (трудовой, культурно-массовой, волонтерской) оформление уголков, стендов для родителей и др.
Основная форма работы с коллективом родителей – родительские собрания, совместно с учителями, социальными педагогами, школьными психологами, где родители знакомятся с целями и задачами, содержанием, формами и методами воспитания и обучения детей в семье и школе.
Возможны и другие формы помощи родителям: создание психолого - педагогическая библиотека, организация конференций, с привлечением различного рода специалистов (юристов, медиков, наркологов), проведение тренинговых занятий совместно с учителями и детьми.
Какими компонентами должна быть наполнена модель деятельности социального педагога и педагога-психолога при оказании помощи семье?
Наличие собственных представлений у специалистов о содержании поддержки семье как клиента и о представлениях клиента о содержании этой поддержки, а также о форме ее оказания.
Глубокое изучение семьи как системы и каждого члена как индивида.
Разделение семей на типы в соответствии с деформированностью семейных структур.
Разработка программ социально-психологической помощи семьям, соответственно выделенным в ходе дифференциации типам.
Вхождение с семьей в контакт с целью реализации программы социально-психологических действий.
Отслеживание результатов психолого-социальной помощи.
О проблеме помощи семье можно говорить много, но важно понимать, что главное - это результат: улучшение детско-родительских отношений, а так же формирование и у тех, и у других адекватного отношения к социально-психологической помощи.