Общественно-государственное партнёрство в системе гражданско-патриотического воспитания молодёжи.
Общественно-государственное партнёрство в системе гражданско-патриотического воспитания молодёжи.
Приоритетной задачей любого государства является патриотическое воспитание граждан. Понятие "патриотизм" настолько ёмкое ,что трудно одним словом определить все его грани.Государство,общество, семья, образовательные учреждения составляют основу патриотического воспитания.Построение гражданского общества, достижение экономического благополучия страны невозможны без прочного основания, этим основанием является патриотизм.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Общественно-государственное партнёрство в системе гражданско-патриотического воспитания молодёжи. »
Приоритетной задачей любого государства является патриотическое воспитание граждан.[1] Понятие «патриотизм» настолько ёмкое, что конкретным определением трудно обозначить все его грани. Патриотизм - это гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять ее характер и культурные особенности, активная гражданская позиция против любых проявлений нарушений законности и правопорядка в стране, стремление защищать интересы Родины. Гражданско-патриотическое воспитание признано государством ключевым в обеспечении устойчивого политического, социально-экономического развития и национальной безопасности Российской Федерации.[2,3] Как показывает исторический опыт, культурное самосознание, духовные, нравственные ценности- «сфера жёсткой конкуренции, порой объект открытого информационного противоборства». Реальностью стали попытки влиять на мировоззрение целых народов, стремление подчинить их своей воле, навязать свою систему ценностей и понятий. События на Украине показывают, как искажение национального, исторического, нравственного сознания может привести государство к ослаблению, распаду, в конечном итоге, лишению суверенитета и к братоубийственной войне.
Построение гражданского общества, достижение экономического благополучия страны невозможны без прочного основания. И этим фундаментом является патриотизм: это уважение к своей истории и традициям, уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Сама история российской многонациональной государственности свидетельствует о том, что настоящий патриотизм не имеет ничего общего с идеями расовой, национальной и религиозной исключительности.[4]
Развитие гражданственности и патриотизма молодёжи в современной России является важнейшим фактором обеспечения безопасности и стабильного развития нашей страны. Помимо личных устремлений человека нужны общечеловеческие ценности, и одним из них является чувство патриотизма. Именно патриотизм, любовь к своей Родине, является нравственной чертой, которая связывает всех людей в единое общество. Только общество, объединенное любовью к своей Родине, способно сделать государство целостным и процветающим.
В последние годы ценностные ориентации населения, а в особенности молодежи, претерпели большие изменения, что является результатом кризиса ценностей в российском обществе. Деградация культуры и на этом фоне проникновение в нашу жизнь иных «ценностей», ставшая уже хронической без духовность и моральная деградация многих молодых людей. Этот кризис во многом спровоцирован отсутствием у государства и общества объединяющей идеи, которая воспринималась бы гражданами, как личное убеждение, как цель в жизни, как «мечта».
На этом фоне особенно беспокоящим становится широкое распространение среди молодёжи комплекса гражданской неполноценности. В результате у молодежи в огромном дефиците оказались те качества личности, которые воздействуют на сохранение связей во всех типах общностей, начиная с семьи и заканчивая государством. Среди этих качеств - гражданственность, долг, патриотизм.
Гражданско-патриотическое воспитание является одной из наиболее значимых и сложных сфер воспитания. Воспитание гражданственности предполагает формирование политической культуры участия. Все это требует наличия специфических морально-психологических качеств, таких как: гражданское мужество, смелость, честность, порядочность, а также убежденности и умения отстаивать свою точку зрения. Наряду с этим, в условиях демократизации российского общества приобретают большую значимость такие свойства личности как терпимость и уважение к другому мнению, умение убеждать или принимать другую точку зрения.
Патриотическое воспитание со стороны государства, как руководителя и организатора всего этого процесса, практически невозможно, если не создать соответствующих условий: политико-идеологических, социально-экономических и культурно-просветительских. А это осуществить практически невозможно без национальной идеи, без идеологии, выражающей сущностные интересы всех граждан страны. Идеологический вакуум является далеко не лучшим условием для патриотического воспитания.
Следует отметить, что патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, который формируется под влиянием многих факторов. Чувство патриотизма, система ценностей, нравственных ориентиров закладывается в человеке в детстве и юности. Здесь огромная роль принадлежит политике самого государства, обществу и, конечно, семье.
Таким образом, государство, общество, семья и образовательные учреждения составляют основу патриотического воспитания. Тем не менее, этого не достаточно. Необходимо создать эффективную систему патриотического воспитания, которая объединит усилия государства, социальных институтов, учреждений образования, науки и культуры, средств массовой информации, общественных организаций для целенаправленного воздействия на студенческую молодёжь в целях формирования и развития социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма. Необходим реальный механизм взаимодействия государства и общества.[1]
Гражданско-патриотическое воспитание– проектируемый и организуемый образовательным учреждением процесс систематической и целенаправленной деятельности по формированию у молодых граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга.
Образовательными учреждениями, как правило, накоплен большой опыт патриотического и гражданского воспитания студентов. В этой работе активно принимают участие ветеранские и общественные организации, органы культуры, реализуются совместные проекты с муниципальными органами власти. Реализуется «Программа патриотического воспитания студентов», регулярно проводятся мероприятия, посвященные празднованию Дня Победы в Великой Отечественной Войне. Стали традиционными празднования дней воинской славы, митинги в память о погибших в годы ВОВ. В учебных заведениях проходят уроки мужества, уроки Города, встречи с ветеранами труда, проводятся спортивные соревнования, спартакиады.
Тем не менее, этого не достаточно. Необходимо создать эффективную систему патриотического воспитания, которая объединит усилия муниципальных органов и социальных институтов, учреждений образования, науки и культуры, средств массовой информации, общественных организаций для целенаправленного воздействия на студенческую молодёжь в целях формирования и развития социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма.
Для реализации поставленной цели должны быть решены следующие задачи:
Определены основные направления, создана система патриотического воспитания;
Разработан план мероприятий по каждому направлению;
Разработана организационно-методическая и нормативно-правовая документация гражданско-патриотического воспитания;
Углублено изучение культурного и исторического наследия родного края;
Пропаганда исторических ценностей России, которая будет способствовать развитию чувства гордости за свой регион и страну в целом, воспитанию личности гражданина;
Разработан механизм взаимного информационного обмена с социальными партнерами по определению возможностей совместной деятельности;
Созданы условия для развития системы объединений, клубов, организаций, в деятельности которых есть гражданское, духовно-нравственное, патриотическое направление.
Список источников и литературы:
1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 2011-2015 годы»
2. Вяземский Е.Е., Следзевский И.В., Саватеев А.Д. Концепция гражданского образования в общеобразовательных учреждениях // журнал "История и обществознание в школе". 2002. № 4.
3. Вяземский Е.Е., Следзевский И.В. Гражданское образование и воспитание учащихся общеобразовательных учреждений: программа курсов дополнительного профессионального образования (повыш. квалификации) педагогов // журнал "Основы государства и права". 2007. № 2.
4. Вяземский Е.Е., Сергеев И.С., Зверев А., Следзевский И.В. УМК "Я – гражданин России". – М.: Экзамен, 2009.
5. Деменчук М. Н. Социальное партнёрство в формировании системы непрерывного образования на базе муниципального образования / М. Н. Деменчук // Среднее профессиональное образование. – 2008. – № 5. – 60 с.
6. Историческое образование в современной школе. Альманах № 4: Воспитание историей /Глав. редактор Е.Е. Вяземский. – М.: Русское слово, 2004.
7. Фадеев С. А. Социальное партнёрство колледжа с работодателями как условие повышения качества подготовки высококвалифицированных специалистов / С. А. Фадеев // Среднее профессиональное образование. – 2009.-№5–54с.