Данный проект раскрывает потенциал каждого ученика, умение выступать перед камерой, раскованность.Работа над проектом была для нас интересна и полезна. Мы открыли для себя новые методы и формы работы в школе. Будем продолжать использовать возможности социальных сетей на уроках и внеклассных мероприятиях
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Образовательный проект #mendigischool1986»
МБОУ Мэндигинская СОШ имени П.И.Караканова
Образовательный проект:
#mendigischool1986
Авторы проекта:
Ноговицына А.С.
Максимова С.Е.
Иванова Ы.С.
Степанова С.В.
Софронов И.К.
Петров Д.П
2016г
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ОБРАЗОВАНИИ 4
ИНТЕРНЕТ - ПРОЕКТ С ПОМОЩЬЮ INSTAGRAM 5
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 11
ВВЕДЕНИЕ
Ушли уже в прошлое рефераты и доклады, скачанные учащимися из Интернета. Такие виды работ не развивают творческого потенциала школьников и мало что дают в образовательном смысле. Гораздо интереснее что-то создавать самим, так сказать, решать проблему в прикладном плане. Поэтому мы решили социальную сеть Instagram использовать для выявления творческих способностей учащихся, где именно в проектной деятельности будут создаваться что-то нужное как учителю, так и ученикам.
Цель нашей работы: выяснить продуктивность использования социальной сети Instagram как творческий проект в обучении.
Задачи:
Изучение материалов по данной теме
Провести исследовательскую работу на базе МБОУ Мэндигинская СОШ
Сделать выводы
Гипотеза: если использовать данный проект, то повысится познавательная активность учащихся.
Место проведения: МБОУ Мэндигинская сош имени П.И.Караканова
Целевая аудитория: 5-11 класс
Срок реализации проекта: 2016 – 2017 учебный год
Этапы реализации :
Подготовительный (сентябрь)
Реализация (октябрь-май)
Заключительный (май)
ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ОБРАЗОВАНИИ
В последние годы в мировом педагогическом сообществе обсуждаются вопросы применения социальных сетей в образовании. Безусловно, социальные сети не могут являться единственным средством сетевого обучения, но, тем не менее, их образовательные возможности недооценены.
Положительные аспекты применения социальных сетей в образовательных целях:
Комфортная и привычная для школьников среда. Интерфейс, способы коммуникации, организация и содержание контента изучены школьником и полностью понятны ему, что объясняется длительным опытом использования. Нет необходимости обучать школьника работе в сети.
Широкий диапазон возможностей и форм взаимодействия, разнообразие форм коммуникации. Форумы, опросы, голосования, комментарии, подписки, отправка персональных сообщений и другое обеспечивают широкие возможности совместной работы. Кроме того, в социальной сети легче обмениваться интересными и полезными ссылками на другие ресурсы. Существенным плюсом использования социальных сетей в образовательном процессе является социальная доступность учителей в вопросах осуществления общения.
Однозначная идентификация пользователей. Чаще всего в социальной сети человек выступает под своим именем и фамилией, реже – под псевдонимом. Социальная сеть позволяет учителю лучше понимать интересы учеников, разрабатывать для него индивидуальные задания, которые бы его заинтересовали, а значит – обеспечили более качественное усвоение учебного материала.
Возможность фильтрации поступающей информации. Активность участников прослеживается через ленту новостей.
Широкие возможности совместной деятельности. Совместное планирование и наполнение учебного контента, собственных электронных образовательных ресурсов, социальные сети открывают ученикам возможность поделиться тем, чему они научились и тем, что обнаружили интересного на уроке, не только со своими одноклассниками и учителем.
Возможность организации непрерывного обучения. Возможность постоянного взаимодействия учеников и учителя в сети в удобное для них время обеспечивает непрерывность учебного процесса, появляется возможность более детальной организации работы индивидуально с каждым учеником. Кроме того, дискуссии, обсуждения, диалоги, начатые во время уроков, могут быть продолжены в социальной сети, что позволяет ученикам больше времени находится в процессе обсуждения учебных вопросов, что обеспечивает более тщательное освоение материала и активную позицию ученика в процессе обучения.
Вывод: Неоспоримым достоинством социальных сетей является то, что они являются бесплатным ресурсом. Зачастую школы не могут позволить себе покупку дорогостоящего программного обеспечения для организации информационной среды школы. В таком случае, социальные сети стали бы незаменимым помощником в организации интерактивного виртуального взаимодействия школьников и учителей.
ИНТЕРНЕТ - ПРОЕКТ С ПОМОЩЬЮ INSTAGRAM
«Instagram» - это интернет-ресурс, который помогает пользователям глобальной сети находить друг друга и общаться, обмениваясь различными видами контента (текстовыми сообщениями, фото, видео-файлами). Они представляют собой базу пользовательских аккаунтов (профилей), связанных между собой. По своему усмотрению пользователь может добавить или удалить какие-то связи своего аккаунта с другими (добавить или удалить «друзей»).
Цель интернет-проекта - создание единого профиля информационной и образовательной сети для учителей и учеников. Наш профиль mendigischool1986 в Instagram в будущем будет предоставлять школьникам ряд бесплатных материалов (видеоуроки, лайфхаки), которыми они будут пользоваться в учебе. Аккаунт профиля mendigischool1986 открытый и бесплатный для всех подписчиков образовательного процесса.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Ученикам 5 – 11 классов была предложена анкета следующего содержания:
Анкета
1. Зарегистрированы ли вы в Instagram?
А) да
Б) нет
2) Сколько времени в день вы проводите в Instagram?
А) менее часа
Б) 1-2 ч
В) 3-4 ч
Г) 5-6ч
Д) 7-10 ч
4) Сколько у вас подписчиков?
А) 0- 50
Б) 50- 100
В) 100- 200
Г) 200 – 300
5) С какой целью вы используете Instagram?
А) поиск различной информации
Б) просмотр фотографии, видеороликов
В) захожу «от скуки»
Г) свой вариант
Класс
Количество учащихся
Зарегистрированы в Instagram
Среднее количество подписчиков
5
7
51%
150
6
8
50%
100
7
3
100%
300
8
3
100%
200
9
3
100%
400
10
6
83%
350
11
4
100%
300
Только 23% не используют социальную сеть Instagram
Вывод
Ученики пользуются социальной сетью Instagram 2-3 года, посещают ежедневно и в течение дня часто находятся в сети. Также был сделан вывод, что младшие классы меньше посещают.
76% учащихся имеют профиль в социальной сети Instagram. Среднее количество подписчиков – 300. 92% учащихся используют социальную сеть Instagram с целью просмотра фотографии и видеороликов.
Также мы провели опрос среди учителей МБОУ Мэндигинская СОШ.
На сегодняшний день наиболее универсальным инструментом общения и самым популярным сервисом, удерживающим внимание большей части интернет-аудитории, являются социальные сети. В последние годы в мировом педагогическом сообществе обсуждаются вопросы применения социальных сетей в образовании. Как вы считаете, насколько хорошая это идея? И какие можно выделить преимущества в использовании социальных сетей в учебном процессе?
Из диаграммы №2 мы видим что, 83% учителей зарегистрированы в социальную сеть Instagram
Диаграмма № 3 показывает, что 67% учителей за использование социальной сети в образовании.
Примером использования социальных сетей в учёбе будет как раз работа над нашим проектом. Общение и непосредственная работа над ним проходила в социальной сети Instagram. Хотим отметить плюсы такой работы:
Это очень интересно.
Нетрадиционный подход.
Работа в свободное время.
Обмен опытом, знаниями среди подписчиков
С сентября 2016 года на базе МБОУ Мэндигинская СОШ началась подготовка нашего интернет - проекта. А с октября начал работать профиль mendigischool1986. Учителя выложили видеоролики учащихся. В данный момент наш аккаунт имеет 8 видеороликов, который каждый день стабильно пополняется. Видеоролики могут быть:
В виде рефлексии урока.
В виде домашнего задания.
В виде творческого проекта.
В виде игрового момента на уроке.
Все участники проекта самостоятельно или совместно с учителем создают видеоотчет того, что они поняли на уроке; видеоролик-рефлексию урока; творческий проект или даже могут получить задание в виде домашней работы. Учащиеся должны наглядно показать, как они поняли материал. Это стимулирует самостоятельную познавательную деятельность, повышает их самооценку, интеллектуальную и творческую деятельность.
Алгоритм действия интернет - проекта:
Ученики получают задание
Создают видеоролик
Выкладывают на своей странице и отмечают учителя
Учитель просматривает и выбирает лучший видеоролик
Выбранный видеоролик выкладывает в аккаунт mendigischool1986
Таким образом, по количеству просмотров и по количеству подписчиков можно судить о продуктивности нашего проекта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализируя всё выше сказанное можно заключить: социальная сеть инстаграм может стать образовательным инструментом, который должен быть освоен современными учениками и педагогами. Работа учителей и учеников в социальных сетях даёт возможность: обмена опытом среди подписчиков, развитие творческих способностей и познавательной активности, помощь при организации работы с отстающими и болеющими учениками. Данный проект раскрывает потенциал каждого ученика, умение выступать перед камерой, раскованность.
Работа над проектом была для нас интересна и полезна. Мы открыли для себя новые методы и формы работы в школе. Будем продолжать использовать возможности социальных сетей на уроках и внеклассных мероприятиях.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Полиенко Н. Н. Метод проектов как средство формирования исследовательских умений и навыков обучающихся [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 92-94
Дорогой творчества и дружбы. /сост. В.Н.Говоров, Н.Н.Уварова, И.Р.Федорова. – Якутск: Бичик, 2012. – 216с.
Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985.
Словарь-справочник по педагогике / под ред. Г. И. Пидкасистого. М.: ТЦ Сфера, 2004.
Степашко Л. А. Философия и история образования: учеб.пособие. М.: Флинтас, 1999.
Трояновский И. Опыт практического применения метода проектов в одной американской сельской школе // Вестник просвещения. 1925. № 5. С. 182-184.
Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. М.: Педагогика, 1980. Т. 2.
Эпштейн М. Метод проектов: история с продолжением // Первое сентября. 2001. 15 сентября.
Артем А. Сенаторов. Бизнес в Instagram: От регистрации до первых денег. — М.: Альпина Паблишер, 2015. — 156 с. — ISBN 978-5-9614-5143-6.
Instagram.com (англ.)
Instagram (англ.) в «Твиттере»
Официальная страница Instagram (рус.) в социальной сети Facebook
Официальная страница Instagram в социальной сети «ВКонтакте»
http://novaya-shkola.su
http://ru.wikipedia
Приложение 1
Опрос
1. Зарегистрированы ли вы в Инстаграм?
А) да
Б) нет
2) Сколько времени в день вы проводите в Инстаграм?
А) менее часа
Б) 1-2 ч
В) 3-4 ч
Г) 5-6ч
Д) 7-10 ч
4) Сколько у вас подписчиков?
А) 0- 50
Б) 50- 100
В) 100- 200
Г) 200 – 300
5) С какой целью вы используете Инстаграм?
А) поиск различной информации
Б) просмотр фотографии, видеороликов
В) захожу «от скуки»
Г) свой вариант
Приложение №2
Опрос для учителей.
На сегодняшний день наиболее универсальным инструментом общения и самым популярным сервисом, удерживающим внимание большей части интернет-аудитории, являются социальные сети. В последние годы в мировом педагогическом сообществе обсуждаются вопросы применения социальных сетей в образовании. Как вы считаете, насколько хорошая это идея? И какие можно выделить преимущества в использовании социальных сетей в учебном процессе?
Приложение №3
Критерии разработаны с учётом возможных умений и навыков создания видеороликов школьниками, а не профессионалами. Все критерии могут быть в полном объёме выполнены школьниками.
Информативность — 1б.
Содержательность:
раскрытие темы и доказательство видеоролика— 0,5б.
познавательный фактор — 0,5б
креативность – 0,5б
Визуальные эффекты для видеоряда:
Работа со звуком:
соответствие музыки содержанию видеоряда — 0,5б
качество звука — 0,5б
громкость — 0,5б
Эффекты изображения:
яркость — 0,5б
контрастность — 0,5б
обрезка — 0,5б
Режиссёрское решение:
идея, замысел — 0,5б
оригинальность — 0,5б
Выдержан ли временной ценз.
Вес каждого критерия может быть различным. Но самый оптимальный вариант — это по 0,5б, кроме первого и последнего критерия.
Приложение №4
Тема: Среднее арифметическое нескольких чисел, размах, мода
Цели урока:
-познакомить учащихся с понятиями среднее арифметическое, мода, размах;
рассмотреть применение изучаемого материала в математике и в жизни;
-воспитывать ответственное отношение к учебному труду, уважение друг к другу.
План урока:
1.Организационный момент (1 мин).
Активизация опорных знаний (2 мин).
2.Работа с терминологией (4мин).
Изучение темы (5 мин).
Исследование области применения (6 мин).
3.Практическая работа по группам (12 мин).
Защита работ (10 мин).
4.Итог урока (3 мин).
5.Запись домашнего задания (2мин).
ХОД УРОКА
1.Решить задачу устно:
Медет, Ахан и Рашид были в походе. Подойдя к полю, решили сделать привал. У Медета было 2 пирожка, у Ахана 4,а у Рашида 6. Все пирожки мальчики разделили поровну и съели. Сколько пирожков съел каждый?
Решение:
Всего у мальчиков было 2+4+6= 12 пирожков. Каждому досталось по 12: 3= 4
пирожка.
2.Учитель: Как можно назвать полученное число?
Ученик: Среднее число.
Ученик: Лексическое значение слов “среднее арифметическое”:
Среднее - находящееся посередине.
Арифметическое – от слова aritmos – число.
Значит, среднее арифметическое означает среднее число (сообщение ученика).
Учитель: Как найти среднее арифметическое ряда чисел?
Ученик: Сумму данных чисел разделить на их количество.
Учитель: Используя это утверждение, определите понятие среднего арифметического ряда чисел.
Ученик: Средним арифметическим нескольких чисел называют частное от деления суммы этих чисел на их количество.
Учитель: В сочетании с какими словами используется слово «среднее»?
Ученик: Средняя скорость, средняя урожайность, средний балл, средняя стоимость, средняя масса и т.д. (На доске составляется схема и совместно с учащимися выводятся правила их нахождения)
Учитель: Чтобы полнее дать характеристику ряда чисел используют понятия «моды и размаха».
Ученик: Мо́да (фр. mode, от лат. modus — мера, образ, способ, правило, предписание) — временное господство определённого стиля в какой-либо сфере жизни или культуры. Размах - расстояние между крайними точками чего-нибудь распростертого, раскрытого (Сообщение ученика).
Предлагается учащимся самостоятельно дать определение моды и размаха ряда чисел.
Учитель: Среднее арифметическое, мода, размах ряда чисел относятся к статистическим характеристикам.
Учитель: Статистика — это точная наука, изучающая методы сбора, анализа и обработки данных, которые описывают массовые действия, явления и процессы (Сообщение ученика).
3.ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Задание: охарактеризовать успеваемость ученика Аскарова по математике за четвертую четверть.
ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ:
1.Сбор информации:
Выписаны оценки из журнала: 5,4,5,3,3,5,4,4,4.
2.Обработка полученных данных:
(5+4+5+3+3+5+4+4+4):9≈4-среднее арифметическое
5-3=2-размах
4-мода
3.Характеристика успеваемости: ученик не всегда готов к уроку. В основном учится на «4». За четверть выходит «4».
Предлагается учащимся охарактеризовать по данной схеме ряд чисел, взятых из учебника №1214, 1215,1217 (работа по группам, отчет групп).
Решить задачи №1222(2), №1226, №1231 (работа по группам, отчет групп).
4.-Какие новые знания и умения вы сегодня приобрели?
-В каких областях науки мы можем их применить?
-Какую компьютерную программу вы создали бы в помощь учителю, если бы умели программировать?
5.Домашнее задание
-сделать рефлексию о нахождении среднего арифметического значения нескольких чисел в виде проекта и выложить в инстаграм.
А) П.6.6, №1211(1,2),
Б) составить характеристику своей успеваемости по пяти предметам
Приложение №5
Конспект урока «Алканы»
Цели:
- сформировать умение составлять структурные формулы органических соединений, используя алгоритм построения, устанавливать причинно-следственные связи между составом, строением и применением веществ;
- отработать навыки пользования номенклатурой IUPAC применительно к алканам;
- ознакомить учащихся с изомерией предельных УВ, их физическими свойствами и основными способами получения.
Оборудование и реактивы: шаростержневые и объёмные модели молекул алканов, образцы парафина, жидкие алканы (пентан, гексан) бензин,
Ход урока
Организационный момент.
Актуализация знаний и умений. Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос класса по теории строения органического вещества А.М.Бутлерова
III. Изучение нового материала.
Алка́ны (также насыщенные углеводороды, парафины, алифатические соединения) — ациклические углеводороды линейного или разветвлённого строения, содержащие только простые связи и образующие гомологический ряд с общей формулой
CnH2n+2.
Алканы являются насыщенными углеводородами и содержат максимально возможное число атомов водорода. Каждый атом углерода в молекулах алканов находится в состоянии sp3-гибридизации — все 4 гибридные орбитали атома С равны по форме и энергии, 4 электронных облака направлены в вершины тетраэдра под углами 109°28'. За счёт одинарных связей между атомами С возможно свободное вращение вокруг углеродной связи. Тип углеродной связи — σ-связи, связи малополярны и плохо поляризуемы. Длина углеродной связи — 0,154 нм.
Простейшим представителем класса является метан (CH4).
По номенклатуре ИЮПАК названия алканов образуются при помощи суффикса -ан путём добавления к соответствующему корню от названия углеводорода. Выбирается наиболее длинная неразветвлённая углеводородная цепь так, чтобы у наибольшего числа заместителей был минимальный номер в цепи. В названии соединения цифрой указывают номер углеродного атома, при котором находится замещающая группа или гетероатом, затем название группы или гетероатома и название главной цепи. Если группы повторяются, то перечисляют цифры, указывающие их положение, а число одинаковых групп указывают приставками ди-, три-, тетра-. Если группы неодинаковые, то их названия перечисляются в алфавитном порядке.
Названия алканов.
Слово «алкан» того же происхождения, что и «алкоголь». Устаревший термин «парафин» произошел от латинских parum – мало, незначительно и affinis – родственный; парафины обладают малой реакционной способностью по отношению к большинству химических реагентов. Многие парафины являются гомологами; в гомологическом ряду алканов каждый последующий член отличается от предыдущего на одну метиленовую группу СН2. Термин происходит от греческого homologos – соответственный, подобный.
Гомологи – вещества, сходные по строению и свойствам и отличающиеся на одну или более группу СН2 , которые называются гомологической разностью.
Изомерия алканов.
Изомерия – явление существования соединений, которые имеют одинаковый состав (одинаковую молекулярную формулу), но разное строение. Такие соединения называются изомерами.
Характерна структурная изомерия.
1) В формуле молекулы алкана выбирают главную цепь — самую длинную. H3C—CH—CH2—CH—CH2—CH3
-------- | ----------- |
CH3 ¦ CH2—CH2—CH3
---------------------
2) Затем эту цепь нумеруют с того конца, к которому ближе расположен заместитель (радикал). Если заместителей несколько, то поступают так, чтобы цифры, указывающие их положение, были наименьшими. Заместители перечисляют по алфавиту. 1 2 3 4
H3C—CH—CH2—CH—CH2—CH3
| 5 | 6 7
CH3 CH2—CH2—CH3
3) Углеводород называют в таком порядке: вначале указывают (цифрой) место расположения заместителя, затем называют этот заместитель (радикал), а в конце добавляют название главной (самой длинной) цепи. Таким образом, углеводород может быть назван: 2-метил-4-этилгептан (но не 6-метил-4-этилгептан).
Формула
Название
Число изомеров
Формула
Название
Число изомеров
СН4
Метан
1
С11Н24
Ундекан
159
С2Н6
Этан
1
С12Н26
Додекан
355
С3Н8
Пропан
1
С13Н28
Тридекан
802
С4Н10
Бутан
2
С14Н30
Тетрадекан
1858
С5Н12
Пентан
3
С15Н32
Пентадекан
4347
С6Н14
Гексан
5
С20Н42
Эйкозан
366319
С7Н16
Гептан
9
С25Н52
Пентакозан
36797588
С8Н18
Октан
18
С30Н62
Триаконтан
4111846763
С9Н20
Нонан
35
С40Н82
Тетраконтан
62481801147341
С10Н22
Декан
75
С100Н202
Гектан
около 5,921·1039
Физические свойства.
Получение
Способы выделения их из природного сырья.
Природные источники алканов
Способы получения
Нефть
2. Нефтяной газ
Природный газ
Каменный уголь
Фракционная перегонка.
Фракции.
1) ректификационные газы (С3Н8, С4Н10 )
2) газолиновая фракция (С5Н12 до С11Н24 )
3) лигроиновая фракция (С8Н18 до С14Н30 )
4) керосиновая фракция (С12Н26 до С18Н38 )
5) дизельное топливо (С13Н28 до С19Н36 )
6) мазут(С18Н38 - С25Н52, С28Н58 - С38Н78)
Крегинг:
Термический;
Каталитический
Фракционное разделение
газовый бензин
пропан-бутановая смесь
сухой газ
Коксование
коксовый газ
каменноугольная смола
надсмольная вода
кокс
«Синтетические способы получения алканов»
Способ
получения
Химизм реакции
Изомеризация
Гидрирование
Синтез Вюрца
Декарбоксилирование
Гидролиз карбидов
Химические свойства
1. Горючесть алканов.
При поджигании (t = 600ºС) алканы вступают в реакцию с кислородом, при этом происходит их окисление до углекислого газа и воды.
СnН2n+2 + O2 ––CO2 + H2O + Q
например:
СН4 + 2O2 ––CO2 + 2H2O + Q
Смесь метана с кислородом или воздухом при поджигании может взрываться.
Наиболее сильный взрыв получается при объёмных отношениях 1 : 2 (с кислородом) или 1 : 10 (с воздухом), т.к. метан и кислород вступают в реакцию полностью.
Подобные смеси опасны в каменноугольных шахтах. Чтобы обеспечить безопасность работы в шахтах, там устанавливают анализаторы, сигнализирующие о появлении газа, и мощные вентиляционные устройства.
С3Н8 + 5O2 ––3CO2 + 4H2O + Q
Горение пропан - бутановой смеси можно продемонстрировать на примере газовой зажигалки.
При горении алканов выделяется много теплоты, что позволяет использовать их в качестве источника энергии. Но большая часть их используется в качестве сырья для получения других продуктов.
2. Разложение алканов.
СnН2n+2 → C + H2 ↑
С4Н10 → 4C + 5H2↑
При сильном нагревании (свыше 10000С) без доступа воздуха метан разлагается на углерод (в виде сажи) и водород:
СН4 → C + 2H2 ↑
Метан в термическом отношении более устойчив, чем другие алканы. Причина этого в достаточной прочности С – Н связей.
В этом процессе промежуточными продуктами могут являться этилен и ацетилен:
2СН4→Н2С=СН2 + 2Н2
2СН4→НС≡СН + 3Н2
3. Реакции замещения (протекают с галогенами и другими окислителями при определённых условиях: свет, температура).
1) Галогенирование:
CH4 + Cl2 → CH3Cl + HCl (хлорметан)
CH3Cl + Cl2 → CH2Cl2 + HCl (дихлорметан)
CH2Cl2 + Cl2 → CHCl3 + HCl (трихлорметан)
CHCl3 + Cl2 → CCl4 + HCl (тетрахлорметан).
Нитрование ( реакция Коновалова):
Алканы реагируют с 10% раствором азотной кислоты или оксидом азота N2O4 в газовой фазе при температуре 140° и небольшом давлении с образованием нитропроизводных. Реакция так же подчиняется правилу Марковникова.
Механизм цепных реакций достаточно сложен, объяснение ему было дано русским учёным Н.Н. Семёновым, за что он в 1956 г. был удостоен Нобелевской премии.
4. Реакции изомеризации характерны не для всех алканов. Обращается внимание на возможность превращения одних изомеров в другие, наличие катализаторов.
5. Каталитическое окислениеметана приводит к образованию важных кислородсодержащих органических соединений.
2CH4 +O2=2CH3OH
Чаще для синтеза этих соединений используют так называемый синтез-газ, который получают при действии на метан водой в присутствии катализатора (Al2O3) и высокой температуры:
Ароматизация:
Следует указать, что метан и его гомологи не взаимодействуют в обычных условиях с кислотами и щелочами, окислителями и восстановителями.
Механизм реакции замещения
Стадия 1 – зарождение цепи
Стадия 2 – рост (развитие) цепи.
(Реакция Cl· + CH4 CH3Cl + H· не идет, т.к. энергия атомарного водорода H· значительно выше, чем метильного радикала ·СН3).
Стадия 3 – обрыв цепи.
При хлорировании или бромировании алкана с вторичными или третичными атомами углерода легче всего идет замещение водорода у третичного атома, труднее у вторичного и еще труднее у первичного. Поэтому, например, при бромировании пропана основным продуктом реакции является 2-бромпропан:
Применение
Домашнее задание:
Учить записи в тетрадях
Наизусть название алканов, и выложить видео в инстаграм