kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщение педагогического опыта учителя географии "Повышение эффективности уроков географии через использование развивающих методических приемов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок - «клеточка» педагогического процесса.

В нем, как солнце в капле воды отражаются все его стороны.

Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке.

М.Н. Скаткин

Просмотр содержимого документа
«Обобщение педагогического опыта учителя географии "Повышение эффективности уроков географии через использование развивающих методических приемов"»


















Повышение эффективности уроков географии

через использование развивающих методических приемов












Анисимова С.М., учитель географии

МБОУ «Средняя общеобразовательная

Шаталовская школа»


Урок - «клеточка» педагогического процесса.

В нем, как солнце в капле воды отражаются

все его стороны. Если не вся, то

значительная часть педагогики

концентрируется в уроке.

М.Н. Скаткин


Обучение играло огромную роль уже в самой начальной стадии развития человечества. Но понадобились тысячелетия, чтобы непрерывно развивающееся общество породило такую современную коллективную форму обучения, как урок. Шли годы непрерывно совершенствовались как формы организации урока, так и методы обучения. Были попытки даже отказаться от классно-урочной системы. Но до сих пор урок остается главным компонентом в школьном обучении и воспитании.

Как известно, урок является формой реализации педагогических воздействий, где происходит непосредственное и систематическое общение учителя и учеников, направленное на активизацию познавательных возможностей школьников. По итогам урока судят и о педагогическом и методическом мастерстве учителя, и об уровне подготовки ученика.

Поэтому урок - это своеобразная визитная карточка каждого учителя, позволяющая коллегам, присутствующим на уроке, судить о методическом стиле, качестве работы и потенциале дающего урок.

Каждого учителя беспокоит вопрос об эффективности его уроков, о том, как интереснее их провести. И спасательным кругом в решении этой задачи могут стать универсальные, рассчитанные не на один урок развивающие методические приемы. Большинство из них применяю в широком возрастном диапазоне.

Я учитель

Методический прием не требует специальной предварительной подготовки учащихся к уроку и рассчитан на удовлетворение естественных природных лидерских потребностей учащихся, на повышение эмоциональной значимости восприятия материала. При помощи данного приема выявляю будущие профессиональные качества ученика и помогаю ему в профессиональном самоопределении, а также оцениваю сложность материала и уровень его усвоения учениками.

В зависимости от сложности темы методический прием использую как для объяснения нового материала, так и для закрепления пройденного. Сущность его заключается в том, что на уроке предлагаю, ученикам перевоплотится в учителя и объяснить (или повторить) тот или иной раздел темы, или всю тему, или определенный вопрос, или проблему. Важно, чтобы дети объясняли материал на таком уровне, насколько сами его усвоили. Желательно, чтобы учащиеся отвечали своими словами, а не «книжными формулировками». Обдумывают задание и перевоплощаются в учителя все ученики класса, а вот отвечать пойдет только один (при выборе отвечающего можно использовать жребий, чтобы не подумали о моей предвзятости к кому-либо). На первых порах внедрения методического приема целесообразно опираться на сильных и артистичных учеников. При работе ученика в роли учителя я всегда готова прийти на помощь при возникновении трудностей. Оценивание могут сделать учащиеся (путем опроса или высказываний).

Ступеньки интеллекта

После прохождения определенного этапа учебного материала или этапа урока предлагаю учащимся составить вопросы по определенной теме. Предварительно объясняю детям значимость умения составлять и задавать вопросы. Необходимо привести психологическую истину: «Умение правильно формулировать глубокие вопросы есть показатель развитости интеллекта человека». Сначала провожу совместные вводные упражнения по формулированию вопросов. В классе объявляю конкурс на лучший вопрос по теме. Количество времени на составление вопросов регламентирую.

Оценку результативности работы над вопросами осуществляют по следующим критериям:

  • вопросы, отражающие причинно-следственные связи, оцениваю «отлично». (Примеры вопросов: верно выражение «Чем выше доля занятых в инфраструктурном комплексе, тем выше уровень социально-экономического развития страны?» или «Чем дальше от экватора, тем становится холоднее?»); вопросы аналитического и сравнительного характера оцениваю «хорошо». (Примеры вопросов: «Как климат влияет на распространение растительного и животного мира? Каковы преимущества и недостатки открытого и закрытого способов добычи полезных ископаемых?»);

  • вопросы констатирующего характера оцениваю «удовлетворительно» или совсем не оцениваю. (Пример вопросов: «Что такое климат? Что называют рекой?» ). Методический прием положительно зарекомендовал себя в развитии сложных мыслительных операций у школьников, где особый акцент сделан на развитие логики.

Мне это пригодиться

На любом этапе урока, в зависимости от изучаемого материала (желательно после предварительного знакомства с материалом), ученикам предлагаю кое-что доказать. Для этого всему классу задаю сложный и в то же время интересный вопрос: «Где вам может пригодиться изучаемый сейчас на уроке материал?» После чего ученики самостоятельно (индивидуально или в группах) пытаются найти ответ на поставленный вопрос, а потом поочередно перед всем классом доказывает, что изучаемый материал имеет конкретную прикладную или теоретическую ценность. Если учащиеся затрудняются ответить, то я сама объясняю детям необходимость изучения той или иной темы.

Ценность данного методического приема в том, что ученики действительно начинают осознавать значимость изучаемого материала.

Аналогии

Многие трудные географические закономерности можно легко объяснить с помощью метода аналогии. Еще Геродот говорил: «Ищите сходства, и они образуются». Психологами доказано, что информация, поступающая через ассоциативный мостик, гораздо прочнее удерживается в памяти, нежели информация, поступающая прямым (линейным способом).

Практически каждое явление или закономерность может зеркально найти свое отображение в реальной (более того, в бытовой) деятельности.

Прием определения аналогий помогает учащимся понять сложные взаимосвязи между природными объектами, которые учащиеся не могут наблюдать. Приведу пример. Тема «Природный комплекс». Дети всегда с трудом поминают, в чем заключается взаимосвязи между компонентами природного комплекса. Аналогом природных компонентов могут выступить «семь волшебных джиннов», (так как природных компонентов тоже семь), которые соперничают между собой. Каждый джинн определенного цвета: джинн «Растения» -зеленый, джинн «Вода» - голубой, джинн «Почва» - коричневый и т.д. Для наиболее наглядного показа взаимодействия всех природных компонентов необходимо прибегнуть к помощи акварельных красок соответствующего цвета ( цвета соответствуют цветам джиннов), А теперь растворите поочередно каждого джинна (соответствующую краску) в большом демонстративном стакане с прозрачной (чистой) водой. И вы с восхищением будете наблюдать как красиво меняются цвета в стакане, показывая действия компонентов друг на друга, так как каждый цвет в сочетании с другими цветами дает совсем иной оттенок (каждая краска обязательно повлияет на общий цвет воды в стакане). Не забудьте джинна под названием «Человек» сделать черным цветом и растворить его в стакане (природной среде) последним, тем самым продемонстрировать, как экологически «плодотворно» человек повлиял на всю природу.

Репортаж

Определяется тема репортажа и предлагается для выполнения всему классу (или конкретным ученикам) за определенный временной отрезок. Репортаж учащиеся могут сделать индивидуально, по парам или в группе. В основу деятельности над репортажем закладывается работа с дополнительными источниками информации, которые или конспектируются, или переписываются, или ксерокопируются. После работы над информационными источниками весь материал оформляется в репортаж. Исходя из темы репортажа, выстраивается четкая последовательность материала, где обязательным компонентом являются ученические комментарии. Форма репортажа может быть различной: альбомы, информационные листы, газеты, путевые заметки, статьи и др. Информационный объем репортажа не ограничивается, чтобы не стеснять творческую активность учеников. Каждый репортаж оцениваю, рецензирую и представляю на обсуждение в класс. Репортаж маленького объема не представляющий особой информационной ценности не оцениваю конкретной «оценкой в журнал», а засчитываю в счет будущей работы на уроке. Остальные работы оцениваю только на «хорошо» и «отлично», создавая тем самым ситуацию успеха и желание дальнейшего совершенствования репортажной деятельности.

Данный методический прием положительно влияет на развитие поисковой активности учащихся, развивает умение работать с дополнительными источниками информации - умение классифицировать и ранжировать материал, а также повышает общую эрудицию учеников.

Рекламное бюро

Класс по желанию учеников делится на «всемирно известные» рекламные компании, названия им придумывают сами учащиеся. Предварительно, за несколько уроков всем компаниям даю одинаковое задание: создать рекламный проспект для какого-либо географического объекта (материка, природного явления, государства, закономерности и др.) и представить его на суд «мировой общественности» (класса).

Каждая компания обязана при рекламировании использовать наглядный материал по географическому объекту (рисунки, схемы, фотографии, высказывания, газеты, журналы и т.п.). При рекламировании желательно использовать ТСО, в дополнение к ним можно привлечь варианты художественного исполнения (пение, танцы, сценические миниатюры и многое другое). Рекламные компании могут работать по одной теме, но по разным направлениям. Например, компаниям предлагается создать рекламный проспект США. Первой группе рекомендуется подготовить рекламный проспект США для делового человека, второй группе - для туриста и т.п. Этот методический прием развивает умение самостоятельно работать, компоновать материал, анализировать его, придавать ему форму и защищать его, а главное - видеть его практическую реализацию. Также условия игры положительно влияют и на развитие артистических способностей учеников и повышают уровень сплоченности классного коллектива.

Кепка лидера

Методический прием представляет собой развивающую игру. Для игры необходим какой-либо головной убор (кепка или шляпа) и большое количество жетонов. Смысл игры в том, что каждый ученик, который отвечает или пытается ответить получает жетон или два жетона (в зависимости от сложности задания). Жетоны выдаются в течение всего урока, а к концу - ученики подсчитывают количество набранных ими жетонов. У кого больше всех жетонов, тот получает две пятерки, кто занял второе место и третье, получает по пятерке, кто занял четвертое и пятое места, получают по четверке. Причем победитель получает дополнительный приз - кепка лидера (на голову надевается головной убор или кладется на парту лидера, так как многие дети не соглашаются надевать кепку на голову). Кепка лидера будет принадлежать победителю весь следующий урок, и все будут видеть, что на прошлом уроке он был лучшим. Кепка после очередного урока передается другому ученику, который выиграл лидерскую игру. Если кто-то из учащихся будет обладать кепкой 3-4 раза в течение четверти, то получит специальный приз, а если 7-8 раз, то пятерку за четверть. Жетоны можно выдать (в небольших количествах) не только за ответы и вопросы, касающиеся учебного материала, но и за хорошее поведение, за добрые товарищеские отношения, за интеллигентность, воспитанность и прочее. Это «воспитательные жетоны» не учитываются в общем итоговом количестве (об этом лучше сразу сказать детям), а являются своеобразной формой поощрения. Игра воспитывает в учениках положительные лидерские качества, повышает ученическую инициативность и активность, учит радоваться за успех другого, развивает дух здорового соперничества.

Геолото

Методический прием представляет собой игру. Для организации игры необходима какая-нибудь эстетически оформленная емкость. В ней находятся открывающиеся бочонки, в которые вложены тематические вопросы, жетоны «Приз» и «Зеро». Вопросы для геолото придумываются мною или учащимися. Вопросы могут быть по конкретным темам, учебным блокам, разделам или носить общеобразовательный характер. Начинается игра. Учащиеся по моей просьбе начинают вынимать вопросы из бочонков, которые через небольшой промежуток времени (несколько секунд) дают ответы. Если ученику выпадает бочонок «Приз», то он освобождается от ответа на вопрос и получает сладкий приз, Если ученику выпадает бочонок «Зеро», то значит, учитель получает право задать ученику любой вопрос на свое усмотрение. В чем преимущества игры лото перед известным фронтальным вопросом? В том, что ученик знает, что ему самому придется решить свою «участь», т.е. вытянуть сложный или простой вопрос. И ребенку уже никогда не покажется, что учитель специально пытается его уличить в незнании предмета, поставить ему отрицательную отметку. Примечателен и тот факт, что отвечающего оценивают одноклассники путем высказывания своих оценочных мнений. При этой игре в классе всегда царит атмосфера коллегиальности между учеником и учителем. Игра сопровождается высоким положительным эмоциональным фоном. Она хорошо влияет на развитие мотивационных аспектов изучения географии, а также позволяет учащимся усовершенствовать эмоционально-волевую сферу и увеличить скорость мыслительных операций.

Похлопаем, помашем

Данный методический прием используется как экспресс-диагностика знаний учащихся, выполняет контролирующую функцию. По моему выбору поднимается ученик, который должен будет ответить на поставленный вопрос. После чего всему классу даю установку: «Как только Сергей (которого подняли) ответит на вопрос, вы должны по моему сигналу одновременно отреагировать на его ответ. Отреагировать вы должны следующим образом: при правильном ответе нужно очень громко захлопать в ладоши, при неправильном - помахать Сергею высоко поднятой правой рукой». Вначале целесообразно поднять несколько учеников и проделать пробные упражнения. После проведения данной схемы сразу становится понятным общий уровень подготовки класса по определенной теме. Если дети начинает подстраиваться под сильных учеников, то это не возможно не увидеть: уже слишком разные действия (хлопки или махи). Главное, четко зафиксировать момент условного знака, т.е. когда начинать механические действия (махи или хлопки) после ответа ученика.

Молчание - золото

Поиск пантомимического соответствия тому или иному блоку информации благотворно влияет на глубину ее восприятия и запоминания. Не секрет, что тактичные ощущения для пришедшего в мир человека являются первичными, а значит, и самыми сильными. На первых порах пантомима может сопровождаться словесными комментариями (как в прозе, так и в виде стихотворения). При изучении сторон горизонта, к примеру, можно задействовать обе руки, сопровождая стишком:

Север, запад, юг, восток

Компас очень нам помог!

На слове «север» левая рука указывает вперед; на слове «запад»-влево; на слове «юг» - правая рука большим пальцем показывает назад, за плечо; на слове «восток» - правая рука вытягивается вправо.

Данный прием (пантомимических загадок) способствует не только запоминанию материала, но и пробуждению детской фантазии.

Творческая работа

Методический прием используется как одна из форм домашнего задания. Говоря другими словами, творческой работой может быть сочинение на заданную географическую тему, где главную роль играет поиск решения проблемного вопроса.

Учителю важно правильно сформулировать проблему, от этого зависит творческая активность учащихся. Объем творческой работы лучше не ограничивать. При написании работы дети могут пользоваться всевозможными источниками информации, анализируя их и отбирая доказательства в пользу того или иного суждения. В результате чего приходят к своему конкретному мнению.

Творческая работа может быть обязательной для выполнения учащимися всего класса и может носит характер добровольности, т.е. по желанию ученика (ведь не секрет, что истинное творчество любит свободу выбора).

Мысли школьников не ксерокопии, и желание творить приходит к ребенку удивительно рано. Поэтому учащиеся с большим желанием выполняют и другие виды творческих работ: письма друг другу (или подруге, в которых некоторые слова заменяются топографическими знаками), истории (с допущенными в них ошибками), рассказы, сказки, стихотворения на различные темы, приглашения к путешествию, памятки, загадки, ребусы, кроссворды и т.п..

Творчество родом из детства и оно - прекрасный попутчик в учебе, важное условие для повышения эффективности уроков географии.

Лучший урок, конечно, еще не проведен, а самая интересная практическая работа еще не составлена. Каждый год первого сентября новые ученики садятся за парты и открывают для себя удивительный мир географии, открытие которого происходит на обычном рядовом, но удивительном и неповторимом школьном уроке.

Наша память хранит много воспоминаний, и школьные годы занимают среди них основное место. Именно от учителя зависит, какие будут эти воспоминания, какими будут наши ученики. Школьные звонки отсчитывают уроки и перемены, стремительно летящие учебные четверти, годы... И так замечательно, если после обычного школьного звонка, застенчиво улыбаясь, ваш ученик положит на стол тетрадный лист и скажет: «Я написал стихи…»



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Анисимова Светлана Михайловна

Дата: 28.03.2019

Номер свидетельства: 505144

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства