Обоьбщение опыта работы по теме "Работа над изложением в начальной школе."
Обоьбщение опыта работы по теме "Работа над изложением в начальной школе."
Развитие письменной речи – важнейшая задача обучения родному языку. Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь – показатель умственного развития.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обоьбщение опыта работы по теме "Работа над изложением в начальной школе."»
Работа над изложением в начальной школе.
Речь – великий дар природы, данный человеку для всестороннего общения. Но этим даром необходимо научиться грамотно и правильно пользоваться.
Развитие письменной речи – важнейшая задача обучения родному языку. Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь – показатель умственного развития.
Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в учебной работе по всем предметам, способствуют формированию полноценного навыка чтения, и формированию основ орфографической грамотности.
Развитие у детей правильной и красивой речи, как устной, так и письменной, является сложной задачей, требующей комплексного подхода. Один из важнейших компонентов работы – написание изложения.
Изложение - творческая работа, заключающаяся в устном или кратком письменном пересказе прослушанного и проанализированного текста.
Понятие об изложении учащиеся получают во втором классе. Но подготовительная работа по развитию речи ведётся с первого класса. Учащиеся с первого класса постепенно знакомятся с требованиями, которые предъявляются к речи, в процессе выполнения различных упражнений осознают, что значит говорить на тему, раскрывать основную мысль, говорить по порядку связно.
Одна из важнейших задач в работе учителя по развитию речи – ознакомление учащихся на практической основе с системой языка, т.е. формирование умения распознавать основные языковые единицы (звук, слово, словосочетание, предложение, текст) и действовать с ними.
В основе любого связного высказывания лежит составление предложений. Формирование данного умения осуществляется через систему разнообразных упражнений:
- ответы на вопросы (только полные ответы);
- составление словосочетаний разного типа и их включение в предложения;
- составление предложений по вопросам учителя:
- составление предложений заданной структуры;
- составление предложений из набора слов;
- восстановление деформированного предложения;
- распространение простого предложения с помощью вопросов.
Виды работ над текстом:
- деление сплошного текста на отдельные предложения;
- деление сплошного текста на абзацы;
- составление связного текста из данных абзацев;
- составление связного текста из данных предложений;
- составление связного текста из деформированных предложений;
- письменные ответы на вопросы.
Обучение написанию подробных изложений начинаем во втором классе с письменных пересказов текстов по вопросам, подсказывающим слова для ответа. Письменные работы такого рода на первых этапах обучения составляются коллективно и с использованием текстовых и иллюстративных опор.
Последовательность работы над изложением данного вида:
Чтение учащимися текста.
Беседа по содержанию текста.
Подготовка к записи текста по вопросам.
Словарно-орфографическая подготовка.
Полный пересказ текста по вопросам.
Написание текста изложения по вопросам и словам для построения ответов.
Самопроверка и совершенствование написанного.
В третьем классе осуществляется обучение подробному изложению (по готовому или коллективно составленному плану), а также сжатому изложению.
Методика работы над изложением предполагает следующую последовательность действий:
Чтение текста учителем или учащимися.
Беседа по содержанию текста, цель которой выявление понимания прочитанного, установление качества восприятия художественного текста.
Знакомство с предложенным планом, его обдумывание или составление плана (коллективно или самостоятельно).
Словарно-орфографическая подготовка.
Написание текста изложения.
Самопроверка и совершенствование написанного.
При обучении написанию сжатого изложения подготовительная работа может осуществляться следующим образом:
Чтение текста.
Ответы на вопросы по содержанию текста.
Деление текста на части. Составление плана (с указанием количества предложений и опорных слов).
Сжатый пересказ содержания частей текста по плану.
Словарно-орфографическая подготовка.
Повторный сжатый устный пересказ содержания частей текста.
Запись текста изложения.
В четвёртом классе изложение может быть подробным и сжатым, вводятся тексты для выборочных изложений и изложений с творческим заданием.
Выборочные изложения предполагают письменный пересказ определённой части текста: конкретного эпизода, отрывка, который соответствует заявленному вопросу или более узкой теме.
Творческие изложения предполагают повышенный уровень собственного вклада ученика в создание текста: помимо передачи содержания образцового текста от учащихся требуется его перестройка в определённом плане, которая заключается в задании дополнить текст или внести в него изменения. К числу таких изложений относятся те, в которых даётся задание изменить лицо рассказчика. Например, повествование в тексте осуществляется от первого лица, а пересказ учащиеся производят от третьего лица.
В начальной школе данный вид работы имеет больше обучающий, чем контролирующий характер, т.к. навык письменной речи школьников только начинает складываться.
Работа над изложением обогащает словарь школьников, совершенствует синтаксический строй их речи, формирует навыки запоминания и воспроизведения в письменной форме исходного текста, закрепляет знания о типах речи и стилях, развивает логическое мышление школьников.