О содержании гражданско-патриотического воспитания молодёжи.
О содержании гражданско-патриотического воспитания молодёжи.
Одной из важнейших проблем современной демократической России стала проблема гражданского и патриотического воспитания молодёжи. Термин "гражданско-патриотическое воспитание" нуждается в конкретизации. В этом словосочетании отражено единство понятий "гражданин" и "патриот". Наиболее важным для молодого человека в его общественной жизни является освоение этих ролей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«О содержании гражданско-патриотического воспитания молодёжи. »
О содержании гражданско-патриотического воспитания молодёжи.
Одной из важнейших проблем современной демократической России стала проблема гражданского и патриотического воспитания детей и молодёжи. Термин «гражданское-патриотическое воспитание» нуждается в конкретизации. В словосочетании гражданско-патриотическое воспитание отражено единство понятий «гражданин» и «патриот». Наиболее важным для молодого человека в его общественной жизни является освоение этих двух равнозначно важных социальных ролей.
Характерен дуализм понятия, отражающий материальную и духовную составляющую. Гражданин - главный субъект гражданского общества. Слово «гражданин» сейчас используется, как правило, в двух значениях:юридическом и качественном. Юридическое значение указывает на гражданство, то есть на связь человека с конкретным государством подразумевая, что этот человек обладает всеми правами и обязанностями, которые закреплены в законах этого государства. Качественное – указывает на отношение самого человека к другим людям, к своему Отечеству, к общим делам и проблемам. В этом случае мы говорим словами А. Некрасова: «настоящий гражданин», «Отечества достойный сын». Несомненно, в воспитательном процессе наибольшее внимание уделяется качественной составляющей слова «гражданин», так как именно настоящие граждане составляют ядро гражданского общества. Содержание гражданского воспитания детей и молодёжи предполагает не столько знакомство с гражданскими правами и обязанностями, сколько практический навык их использования. Построение гражданского общества, столь актуальное на данном этапе развития государства предусматривает не формальное, а реальное общественное чувство соучастия, участие в общественных отношениях, понимание гражданского долга и гражданской ответственности, гражданской инициативы.
Патриотизм - понятие многогранное, сложное и дискуссионное. Многое зависит от прилагательного, которым сопровождается этот, казалось бы, очевидный термин. Патриотизм может быть российский, подлинный, государственный,украинский, мнимый, истинный, местечковый и т.д. Понятие патриот является социальным показателем уровня развития гражданской позиции личности и включает в себя как внутреннюю (самоидентификация) так и внешнюю (общественную) оценку. Приписывая другим лицам патриотические чувства, а некоторым событиям патриотическую окраску, оценивающее лицо тем самым чаще всего даёт положительную характеристику. Представление о сущности патриотизма носит субъективный характер. По этой причине одни люди считаю себя патриотами, а другие их таковыми не считают. События на Украине ярко демонстрируют возможности манипуляций этим «словом». Но понятие патриотизма становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии. Следует отметить, что патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, который формируется под влиянием многих факторов. В нашем обществе становятся актуальными вопросы нравственного воспитания, возрождения таких духовных ценностей, как: чувство уважения и толерантности к культуре и религиям других народов, чувство высокого патриотического сознания, чувство гордости за свою страну и народ, чувство верности и готовности к выполнению гражданского долга. Главной целью нравственного воспитания молодежи в учреждениях среднего профессионального образования является воспитание через образовательный процесс, возрождение общечеловеческих ценностей. Духовный человек - это человек, занимающий активную жизненную позицию, интеллектуально развитый, умеющий трудиться на благо Родины, ведущий здоровый образ жизни, нравственно состоятельный, эстетически просвещенный, способный ориентироваться в сложном современном мире. Вместе с тем духовность заключается в приобщении человека к основам культурного поведения, правилам и нормам культуры речи и общения. Духовный человек - это человек тактичный, воспитанный, деликатный. Невозможно в условиях современного напряженного ритма жизни, учащающихся стрессов и интенсификации общения действовать по воле случая. Культура поведения - это лицо нации, уважение к себе и другим. Нравственное становление молодежи, подготовка ее к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и государства. Опыт поколений убеждает, что воспитание имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека. В новых сложившихся условиях только культура, ее духовные и моральные ценности могут служить ориентиром в жизни молодого человека и защитой его духовного здоровья. Воспитание может быть разным: интеллектуальным, эстетическим, нравственным, трудовым, физическим и т.д., но имеет общую цель - формирование и развитие целостного здорового духовного мира человека.
Воспитание патриотической личности предполагает некий нравственный и политический принцип, социальное чувство. Это и любовь к Отечеству, привязанность к родной земле, языку и традициям, готовность подчинить свои частные интересы интересам страны; сохранение характера и культурных особенностей своего народа и страны; идентификация себя с другими членами народа.
В последние пятнадцать-двадцать лет произошло снижение роли патриотизма в структуре человеческого сознания, «обесценивание» патриотизма как общезначимой ценности. Для значительной части россиян – это следствие реформ 90-х годов века двадцатого, идеологическая дезориентация общества в начале нынешнего века. Одним из существенных социальных последствий реформ стало резкое снижение социального статуса молодежи, почти полное невнимание к ее проблемам со стороны государства. Налицо ухудшение физического и морально-психологического состояния подрастающего поколения. Произошла девальвация общепринятых духовных, моральных, социально значимых ценностей в молодежной среде. В молодежной среде существенно возросла маргинальная прослойка, большое распространение получили негативные, асоциальные мотивы в процессе приспособления к изменившимся жизненным условиям существования. В таких условиях говорить о гражданском воспитании, а главное, заниматься им довольно трудно.
С подрастающим поколением сегодня необходима организованная, систематизированная и, главное, целенаправленная общественная работа.Таким образом, задачами гражданско-патриотического воспитания молодёжи можно определить :
Социализацию детей и молодёжи, в том числе и политическую;
формирование гражданской культуры участия;
приобщение к ценностям демократического, правового государства, формирования гражданского общества;
Воспитание патриотизма и гражданственности на примере сопричастности к судьбе своей Родины;
Восстановления образа человека нравственного как личности цельной, самобытной, свободной, гуманной, ориентированной на сохранение ценностей национальной истории и культуры.
Список литературы
Беспятова Н. К., Яковлев Д. Е. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков.- М.: Айрис-пресс, 2006.
Гусинский Э. Н., Турчанинова Ю. И. Образование личности.- М.: Интер-пракс, 1994.
Мы – сограждане. Т.1.- М.: Бонфи, 2002.
Никитин А. Социальное пространство личности// Проблемы политико-правовой социализации школьников.- М, 1997.
Проблемы правового образования в общеобразовательных учреждениях.- М.: «Университет», 2001.