Нваучно-методическая статья "О нравственном воспитании на уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС"
Нваучно-методическая статья "О нравственном воспитании на уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС"
Роль образования в жизни современного общества невозможно недооценивать. Именно сегодня школе принадлежит будущее нашей страны, будущее нашего общества. И в связи с этим хотелось бы вспомнить слова Уинстона Черчилля, который заметил, что «учителя обладают такой властью, о которой премьер-министр может только мечтать».
Действительно, именно учителю принадлежит значительная роль в формировании будущего члена общества. Именно дети, получившие основные знания и понимание нравственности и морали, будут управлять страной в будущем.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Нваучно-методическая статья "О нравственном воспитании на уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС" »
Нурмухаметова Л.И.
Нравственное воспитание на уроках иностранного языка
Роль образования в жизни современного общества невозможно недооценивать. Именно сегодня школе принадлежит будущее нашей страны, будущее нашего общества. И в связи с этим хотелось бы вспомнить слова Уинстона Черчилля, который заметил, что «учителя обладают такой властью, о которой премьер-министр может только мечтать».
Действительно, именно учителю принадлежит значительная роль в формировании будущего члена общества. Именно дети, получившие основные знания и понимание нравственности и морали, будут управлять страной в будущем.
Цели воспитания неразрывно связаны со всеми общеобразовательными предметами, изучаемыми в современной общеобразовательной школе. И одним из важнейших предметов, который формирует нравственный облик ребенка, несомненно, является иностранный язык. И не только потому, что иностранные языки являются средством коммуникации между людьми, представляющими разные страны и народы. Но и потому, что в ходе изучения иностранных языков затрагиваются и обсуждаются проблемы, позволяющие формировать навыки критического мышления, позволяющие соотнести свои взгляды с нормами общественной морали. Именно на уроке иностранного языка учитель имеет возможность формировать мировоззрение ученика, его нравственный облик, так как предмет «иностранный язык», кроме области конкретных лингвистических и экстра лингвистических компетенций, затрагивает вопросы отношения и поведения ребенка в той или иной жизненной ситуации.
Так какие же методы и приемы, используемые на уроке английского языка, могут содействовать нравственному воспитанию учащегося? Прежде всего здесь не последнее место занимают коллективные формы взаимодействия. Среди них можно выделить групповую и парную работы. Именно в группах и парах проходит обсуждение той или иной проблемы, именно во взаимодействии с окружающими детьми складываются определенные точки зрения. Мысли великих классиков служат путеводной звездой в решении нравственных проблем урока, помогают учащимся сделать общечеловеческие выводы о добре и зле. Безусловно в арсенале каждого учителя есть художественные образцы мировой классики «Ромео и Джульетта», «Гамлет», мультфильмы о Русалочке, Белоснежке. Страноведческие материалы о Лондоне, истории и географии Британии, традициях и праздниках англичан также создают ситуацию успеха на уроках английского языка. Развивают творческие способности детей конкурсы переводчиков, гидов, чтецов.
Очень важно использование классической и популярной музыки в начале или в конце урока, так как музыка создает эмоциональный фон урока, мотивирует, либо расслабляет учащихся. Особенно эффективны театрализованные представления, литературные гостиные, музыкальные студии, художественные салоны – с обязательной интерпретацией мировых шедевров и написанием проектов. Произведения Моэма, Бернса, Шекспира, Уайльда, Уитмена мы инсценируем и обсуждаем в театральном кафе. Школьников интересует анализ поэтических текстов, художественных фильмов, мультфильмов, музыкальных форм.
«Урок иностранного языка в школе – это особый урок, он должен дарить детям радость», - гласит известная аксиома. Весь арсенал педагогических средств направлен сегодня на достижение этой цели: красочные учебники, великолепные наглядные пособия, всевозможные кроссворды, пазлы, игры, аудиокассеты со стихами и песнями, видеоматериалы.
Любой язык, как родной, так и иностранный, - это живой организм, в нем сосредоточен, кроме информационного, огромный нравственный, этический, эстетический, художественный потенциал, поэтому отношение к языку как формальному набору «Видов речевой деятельности» ведет к выхолащиванию самой его сути. Задача состоит в том, чтобы вызвать в детях и подростках ясное понимание того, что язык – не простое развлечение и добавление, не «гарнир», которым можно пользоваться по своему усмотрению, а важная часть самой жизни, жизни в целом и жизни каждого отдельного человека, в том числе и школьника.
Мы должны помнить о том, что духовно-практические качества человека не передаются генетически, а вырабатываются в ходе долгой и кропотливой совместной деятельности учащегося и педагога.