НОУ "Влияние лэпбука на зрительную память ребёнка"
НОУ "Влияние лэпбука на зрительную память ребёнка"
Ученица 6 класса прочитав произведения писательницы Хелли Вебб, решила познакомить учеников младших классав с этим автором. Для этого она создала ЛЭПБУК и решила написать НОУ. Выяснила, что зрительно дети запоминают информацию больше.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«НОУ "Влияние лэпбука на зрительную память ребёнка"»
X конкурс
исследовательских работ учащихся 5-7 классов «Эврика»
Направление: Культурология
«Влияние лэпбука на зрительную память ребёнка»
фамилия, имя, отчество участника
(полностью)
Шеина Дарья Андреевна
полное наименование
образовательной организации
(согласно Уставу)
МАОУ «Плехановская средняя общеобразовательная школа»
класс участника
6б
фамилия, имя, отчество
руководителя (полностью)
Порозова Наталья Валерьевна
место работы руководителя
МАОУ «Плехановская средняя общеобразовательная школа»
должность руководителя
Учитель ИЗО
Кунгурский район, 2021
Оглавление
Введение……………………………………………………..……….…..…….…3
Глава 1. Основная часть……………………………………………….……..….4
Лэпбукинг – проектная технология……………………………….…..5
Строение и разновидности лэпбуков…………………………….……6
Значение лэпбуков…………………………….………………………..7
Глава 2. Практическая часть……………………………………………………...8
Заключение………………………………………………………….…………....10
Список использованной литературы…………………………………………...11
Приложения
Введение
В настоящее время растёт поколение детей, часто безразличное к речевой деятельности, демонстрирующее нелюбовь к трудным заданиям, избегающее регулярных усилий и трудностей вообще. Речевая коммуникация для таких школьников не является личностно значимой.
Наблюдается и «угасание» родительской инициативы – ещё одна из актуальных проблем сегодняшнего дня. Поэтому так важны поиск и введение в практику новых форм со школьниками и их родителями.
Вовлечь ребёнка в деятельность возможно лишь в том случае, когда ему интересно, когда он увлечён и играет. Помочь в этом может лэпбук.
Лэпбук - это картонная папка, в которой собран материал на определенную тему, которую мы хотим проработать. Учебный материал оформлен в виде мини-книжечек, кармашков, окошечек, книжек-гармошек, коробок с подарками и т.п. Также лэпбук обязательно включает в себя различные творческие задания. [2]
Гипотеза: с помощью лэпбука можно помочь детям запомнить
большой объём информации, благодаря ярким объёмным деталям через зрительную память.
Целью работы изучение влияния лэпбука на восприятие информации детьми зрительно, а также изучение разновидностей лэпбуков.
Задачи:
используя различные источники информации, узнать о разновидностях и истории лэпбука, как проектной технологии;
познакомиться со строением лэпбука;
узнать, как с помощью лэпбука можно запомнить большой объем информации;
изготовить лэпбук самостоятельно и принять участие в конкурсе лэпбуков.
провести эксперимент и анкетирование среди учащихся на предмет запоминания информации.
Объект исследования: лэпбук
Предмет исследования: систематизация и зрительное восприятие информации с помощью лэпбука.
Методы исследования:
поисковый
исследовательский
наглядный
анкетирование
Актуальность выбора темы обусловлена тем, что лэпбук - это ещё один способ передать большой объём информации, которая будет запоминаться зрителям, но лэпбуки не очень распространены, не смотря на то, что процесс создания данного изделия очень увлекателен!
Глава 1. Основная часть
Лэпбукинг – проектная технология
«Лэпбукинг» - американская технология. Термин "Лэпбук" был впервые введен мамой и писателем из Виржинии - Тэмми Дюби, которая использовала в домашнем обучении своих детей данное средство для систематизации информации. Она назвала ее так, потому что весь Лэпбук умещается на коленях ребенка. Он так и переводится «книга на коленях» (lap –колени, book- книга). Особая прелесть методики в том, что ребенок в игровой форме учится собирать и структурировать информацию. В результате такой работы получается отлично проработанный исследовательский проект. [1]
Лэпбук – разновидность метода проекта.
Создание лэпбука содержит все этапы проекта:
целеполагание (выбор темы)
разработка лэпбука (составление плана)
выполнение (практическая часть)
подведение итогов
При создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной исследовательской деятельности.
Лэпбук - эффективное средство для привлечения родителей, детей и учителей к сотрудничеству.
Родители и учителя обеспечивают поддержку:
организационную (экскурсии, походы)
техническую (фото, видео)
информационную (сбор информации для лэпбука)
мотивационную (поддерживание интереса, уверенности в успехе)
Каждый лэпбук уникален, как уникален и его создатель, нет правильного или неправильного метода его создания, ведь все зависит от того, как воспринимается заданная тема, какими средствами можно воспользуется для достижения целей. [4]
1.2. Строение и разновидности лэпбуков
Лэпбук - это папка формата А3, А4, в которую вклеиваются кармашки, окошки и другие детали с наглядной информацией по теме Лэпбука. Рис 1. (приложение 1).
Размер готового лэпбукастандартный по всему миру – папка А4 в сложенном виде и А3 в открытом виде. Этот размер идеально подходит, чтобы ребенок мог самостоятельно работать с лэпбуком: держать его в руках, писать и выполнять задания в нем, а после занятий поставить папку на полку или положить в портфель. [2]
Лэпбуки различают в зависимости от формы:
стандартная книжка с двумя разворотами,
папка с 3-5 разворотами,
книжка-гармошка,
По организации используемого материала:
обычные и фигурные конверты;
кармашки-гармошки;
кармашки-книжки;
окошки и дверцы;
вращающиеся детали;
высовывающиеся детали;
карточки
Существуют разновидности тематических папок в зависимости от назначения:
Игровой. Эта папка предусмотрена для игры, вместе с педагогом или самостоятельной детской, поэтому главный акцент в ней делается на развлекательность, лёгкость восприятия информации.
Учебный (энциклопедический). Прекрасное подспорье для организованной образовательной деятельности и индивидуальной работы по закреплению определённой темы.
Поздравительный. Будет оригинальным и очень приятным подарком для близкого человека, вкусы и увлечения которого вам хорошо известны.
Автобиографические. Это может быть как история одного ребёнка (материалы и оформление помогают сделать малышу родители дома), так и история жизни. [4]
1.3 Значение лэпбуков
Лэпбук помогает организовать информацию по изучаемой теме и лучше систематизировать материал, сделать его понятным и доступным каждому.
Лэпбуки помогают быстро и эффективно закрепить изученный материал в занимательно-игровой форме. За счет наглядной привлекательности лэпбука обучение происходит непроизвольно.
Подключая человека к созданию лэпбука, мы помогаем ему сделать первые шаги к формированию навыка самостоятельно собирать и организовывать информацию.
Лэпбук способствует оформлению результатов совместной проектной деятельности. [3]
Глава 2. Практическая часть
Для исследования темы «Влияние лэпбука на зрительную память ребёнка» мы создали свой собственный лэпбук по прочитанной серии книг «Роуз и тайна магии», «Роуз и магия холода», «Роуз и магия маски», «Роуз и магия зеркала» автор Холли Вебб.
Форма лэпбука - книжка с двумя разворотами. Материал организовала обычные конверты; кармашки-гармошки; кармашки-книжки; карточки. Фото автора 1. (приложение 2).
Работая над своим лэпбуком, ко мне присоединилась мама и мои братья. Познавательная активность появилась у всех членов семьи.
Свой лэпбук представила на молодежном фестивале ЛитFRESH, организатором которого выступил молодежный библиотечно–информационный центр Муниципального бюджетного учреждения культуры «Централизованная библиотечная система г. Кунгура». Представленный лэпбук получил самую высокую оценку и удостоен 1 места. Фото автора 2. (приложение 2).
Чтоб доказать, что зрительно ребята запоминают информацию лучше и в большем объеме мы подготовили небольшой рассказ о лэпбуках их структуре, возможном оформлении и содержании нашего лэпбука и провели эксперимент по запоминанию полученной информации.
В эксперименте приняли участие 88 учеников 4-6 классов. Первой группе учеников в составе 44 человека мы словесно рассказали о содержании прочитанных книг, а второй группе в составе 44 человека, выдали наш лэпбук для знакомства с информацией о прочитанных книгах. После чего со всеми участниками эксперимента провели анкетирование. Фото автора 3,4,5. (приложение 2).
Ребятам было задано 5 вопросов.
На первый вопрос «Что такое лэпбук?» 64 ученика ответили верно, у 22 человек вопрос вызвал затруднения. Что интересно, что 18 человек из второй группы и только 4 из первой группы.
На второй вопрос «Назовите автора книги и во сколько лет она начала писать свои произведения?» ребята из первой группы правильно ответили 36 человек, из второй группы правильно ответили 12 человек.
На третий вопрос «Как называется издательство, в котором печатает свои произведения автор?» из первой группы только 8 человек запомнили название издательства, из второй группы 17 человек
На четвертый вопрос «Напишите названия книг, которые я прочитала и рассказала о них вам?» в первой группе 23 человека написали названия, во второй группе написали названия 39 человек.
На пятый вопрос «Какие ещё книги этого автора вы запомнили?» в первой группе только 16 человек вспомнили названия книг, во второй группе 38 человек.
Результаты анкетирования показали, что большее количество правильных ответов дали дети, после работы с лэпбуком. Анализ результатов анкетирования представлен на диаграммах 1-5 (приложение 3).
.
Заключение
В результате проделанной работы сделаны следующие выводы:
Лэпбуки - это не просто папка с интересной информацией, а целая обучающая технология, которая помогает быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме.
Эти тематические пособия имеют яркое оформление, четкую структуру и в идеале разрабатываются специально под конкретного ребенка с его уровнем знаний, которые он может усвоить и запомнить. Лэпбуки можно делать как индивидуально, так и группами.
Эксперименты с учащимися 4-6 классов показали, что учащиеся в большом объеме запоминают ранее незнакомую информацию, благодаря не только нашему рассказу, но и зрительному восприятию информации из лэпбука.
Учащиеся проявили интерес к данному представлению информации, поэтому в дальнейшем мы планируем не только участвовать в конкурсах по созданию таких пособий, но провести мастер-классы по созданию тематических лэпбуков.
Поставленные в ходе работы цели и задачи выполнены. Моя гипотеза подтвердилась.
Таким образом, можно сделать вывод, что лэпбук – это отличный инновационной способ передать детям большой объём информации за короткий срок, которая будет запоминаться зрительно за счёт множества деталей.
Кашицева О.А. Что такое лэпбук. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://konkurs-dlya-pedagogov.info/seminar-praktikum-dlya-pedagogov-chto...
Мартынова Н.Т. Лэпбук как вид совместной деятельности взрослого и детей. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/proekt-lepbuk-prednaznachen-dlya-sovmestnoy-deyateln...
Пестова Э.Г. Лэпбук. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2016/01/06/lepbuk
Приложения
Приложения 1
Рис. 1 Примеры лэпбуков:
Приложение 2
Фото автора 1. Лепбук о творчестве Холли Вебб
Фото автора 2. Представление летбука на конкурсе ЛитFRESH
Приложение 2 (продолжение)
Фото автора 3. Анкетирование школьников.
Фото автора 4. Анкетирование школьников. Фото автора 5. Анкетирование школьников
Первая контрольная группа Вторая контрольная группа
Приложение 3
Результаты анкетирования
Диаграмма 1. Результаты ответа вопрос «Что такое лэпбук?»
Диаграмма 2. Результаты ответа вопрос «Назовите автора книги и во сколько лет она начала писать свои произведения?»
Приложение 3 (продолжение)
Диаграмма 3. Результаты ответа вопрос «Как называется издательство, в котором печатает свои произведения автор?»
Диаграмма 4. Результаты ответа вопрос «Напишите названия книг, которые я прочитала и рассказала о них вам?»
Приложение 3 (продолжение)
Диаграмма 5. Результаты ответа вопрос «Какие ещё книги этого автора вы запомнили?»