Необходимость разработки и внедрения в программы военно-патриотических объединений вопросов духовно-нравственного воспитания
Необходимость разработки и внедрения в программы военно-патриотических объединений вопросов духовно-нравственного воспитания
Занимаясь военно-патриотическим воспитанием много лет, я пришла к выводу, что в подготовке к службе в армии должны присутствовать не только элементы физической, стрелковой, тактической подготовки, но и морально-волевой, гражданской, духовной, нравственной. Глубокие перемены, происходящие в жизни российского общества в последние десятилетия, повлияли на ослабление внимания к патриотическому, гражданскому и духовно-нравственному воспитанию молодежи. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, не мотивируемая агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Необходимость разработки и внедрения в программы военно-патриотических объединений вопросов духовно-нравственного воспитания»
Марденская Светлана Фёдоровна,
Почётный работник Общего образования РФ.
Методист, педагог дополнительного образования,
МБОУ ДОД г. Абакана «Центр детского творчества»
Необходимость разработки и внедрения в программы военно-патриотических объединений вопросов духовно-нравственного воспитания
Занимаясь военно-патриотическим воспитанием много лет, я пришла к выводу, что в подготовке к службе в армии должны присутствовать не только элементы физической, стрелковой, тактической подготовки, но и морально-волевой, гражданской, духовной, нравственной.
Глубокие перемены, происходящие в жизни российского общества в последние десятилетия, повлияли на ослабление внимания к патриотическому, гражданскому и духовно-нравственному воспитанию молодежи. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, не мотивируемая агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам.
Социальные исследования последних лет показывают, что каждое новое поколение российской молодежи по целому ряду показателей социального положения и развития уступает предыдущему. Оно менее развито в физическом, умственном, духовном и культурном отношениях, более безнравственно и криминально, с ярко выраженными проявлениями негативного отношения к своей Родине, к труду, отчуждения от общества, государства, политики, здоровой экономики и т.д.
В молодежной среде на протяжении нескольких десятилетий разрушительные процессы преобладали над созидательной деятельностью, над позитивными переменами.
Это вызывает беспокойство за будущее России. Очевидно, что судьба страны в полной мере зависит от развития общества, основу которого составит поколение молодых людей.
Выход из этого положения возможен в формировании активной жизненной позиции молодого поколения, приобщении его к нравственным, духовным ценностям современного мира, возрождением традиций нашей страны.
Всё это привело к необходимости разработки на федеральном уровне Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее — Концепция), которая разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России сказано, что образовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота с высокой духовно-нравственной координатой, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
В проекте Федерального государственного стандарта общего образования духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 .
Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства. Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. При этом особое значение имеют следующие друг за другом переходы от детства к подростковому возрасту, а затем к юности. «Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей, — утверждал Л. С. Выготский, — есть основной момент при переходе от возраста к возрасту».
Где бы не рождался человек, он имеет долг перед страной, в которой он живёт, точно так же как он имеет свои обязанности в семье. В известном кинофильме один из персонажей очень хорошо обозначил суть военной профессии «Родину защищать». Причём Родину защищать должны не только люди военные, но и все мы – люди мирные, граждане того или иного государства. Главный наш гражданский долг – Родину защищать. Высокое понятие служения мы применяем прежде всего к Родине, и через неё мы выходим на служение всему человечеству, на служение добру и на само сотворение его. Сотворение Добра – наполнение страны добрыми делами и будет лучшим служением Родине и Человечеству.
Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас. В вечном поиске положительного и доброго мы, как правило, выходим на блистательный образец – общечеловеческие ценности и идеалы. Примером может служить наследие В. А. Сухомлинского, который отмечал: «Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности…Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…».
Сокращение учебных программ по «Основам военной службы», сокращение сроков военной службы, реформирование армии и флота предъявляют к будущим Защитникам Отечества новые требования, соответствовать которым они смогут, занимаясь в объединениях дополнительного образования. Тем самым, смогут подготовить себя к системе социальных, безопасных отношений в обществе. Недостаточный, а порой даже отсутствующий уровень духовно-нравственного развития, психологической, физической подготовленности призывника, затрудняет его службу в российской армии, что приводит к негативным последствиям - дезертирству, «дедовщине», уклонению от службы.
Всё это явилось толчком к пересмотру основных задач по подготовке подростков к службе в армии, предусмотренных в программе «Я – призывник».
Поэтому моя авторская программа была доработана мною. В программу добавлены третий и четвертый годы обучения с целью формирования у обучающихся теоретических основ и практических навыков историко-патриотического просвещения, духовно-нравственного развития и социализации обучающихся с использованием современных образовательных технологий. Это станет завершающим этапом в комплексном подходе к подготовке допризывной молодёжи к службе в армии и жизнедеятельности в новых социально-экономических условиях.
Новизна данной программы опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие личностных морально-волевых, духовно-нравственных качеств будущего защитника Отечества и носит воспитательный характер.
Программой предусмотрено развитие мировоззренческих установок на готовность граждан к защите Отечества, повышение престижности службы в Вооруженных Силах РФ, социализация воспитанников в высокотехнологичном мире, овладение навыками социального проектирования с последующей реализацией социально-значимых проектов. Всё это способствует становлению человека служения, человека поступков и решений, для которых жизнь не слепое стечение обстоятельств, а приложение к действительности всех своих устремлений.
Подростки овладевают такими понятиями как долг, честь, дело жизни. Долг перед Отечеством – смысл и сущность жизни человека. От нас взрослых зависит то, чтобы каждый юный гражданин понимал и сердцем чувствовал непреложные истины: Родина для меня – все; горе, несчастье Родины – это мое личное горе и несчастье. Только там, где есть беззаветная и неугасимая любовь к святому и великому – Родине, только там живет и ненависть к врагу, готовность отдать жизнь во имя счастья народа.
Сердцевина человека – любовь к Отечеству – закладывается в детстве. Упрочение этой сердцевины теснейшим образом связано с чувствами, с эмоциональными переживаниями, ибо ребенок, подросток познает мир не только разумом, но и сердцем.
Патриотизм - духовно-нравственная основа личности военнослужащего - защитника Отечества, источник духовных сил воина. Преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов - основное содержание патриотизма. Формирование патриотизма – одна из главнейших задач программы «Я-призывник».
Участвуя в массовых мероприятиях патриотической направленности, предусмотренных программой, будущие защитники Отечества, приобретают умственную и волевую, духовную зрелость, учатся дорожить своим Словом и своим Делом. С готовностью и старанием выполняют поручения. Они знакомятся с высказыванием Демокрита «Если кто-нибудь пренебрегает общественными делами, то он приобретает дурную репутацию, даже если он ничего не ворует и вообще не совершает никакой несправедливости», перед лицом Дела учатся забывать о своем личном «успехе».
Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.
Таким образом, стандарты второго поколения определяют актуальность разработки и внедрения в программы дополнительного образования вопросов духовно-нравственного развития и воспитания личности школьника – защитника Отечества. А мы, педагоги, должны стать направляющей, вперед идущей
Как много лекций, заседаний...- их роль, конечно же, важна. Но педагогу, прежде знаний, душа высокая нужна. Душа...- она даётся Богом. Так не пора ли заявить:- В ком нет Души, тот педагогом не может и не должен быть!
Литература
Горчаков Г.С. Подвиг. Томск «Твердыня», 2010.
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М. «Просвещение». 2009.