Научное и программно-методическое обеспечение творческой деятельности педагогов дополнительного образования и учащихся
Научное и программно-методическое обеспечение творческой деятельности педагогов дополнительного образования и учащихся
В настоящее время в Центре сложилась и успешно функционирует разноуровневая система методической службы. Произошли серьезные изменения в деятельности и структуре методических служб, имеющих сегодня разные цели, задачи, формы и направления деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Научное и программно-методическое обеспечение творческой деятельности педагогов дополнительного образования и учащихся»
Педагог дополнительного образования занимает ключевую позицию в образовательном процессе: от его квалификации, личностных качеств и профессионализма зависит решение многих проблем. Нередко из-за недооценки проблемы повышения профессиональной компетентности педагогов тормозится процесс развития учреждения.
Поэтому задача методической службы состоит в создании таких условий, в которых педагоги могли бы максимально реализовать свой потенциал. Реальными возможностями для решения этой задачи в системе образования обладает методическая служба учреждений дополнительного образования.
Оказание педагогическим работникам методической помощи не всегда бывает достаточным из-за отсутствия прочных связей между методическими службами разных уровней: учреждение – район – город – республика.
Сегодня методическая служба оказалась в сложной ситуации: в течение долгих лет она выступала как «транслятор» инструкций, приказов, распоряжений, директив, методик, обеспечивая обязательный характер их внедрения.
Поэтому структура методической службы оказалась перед необходимостью реорганизации в соответствии с требованиями времени: в период интенсивной инновационной, опытно-экспериментальной деятельности прежняя методическая служба не могла реагировать на быстро изменяющуюся ситуацию в образовании. Во многих регионах начался поиск приемлемой модели методической службы, способной строить методическую деятельность по-новому.
Педагог дополнительного образования занимает ключевую позицию в образовательном процессе: от его квалификации, личностных качеств и профессионализма зависит решение многих проблем. Нередко из-за недооценки проблемы повышения профессиональной компетентности педагогов тормозится процесс развития учреждения.
Поэтому задача методической службы состоит в создании таких условий, в которых педагоги могли бы максимально реализовать свой потенциал. Реальными возможностями для решения этой задачи в системе дополнительного образования обладает методическая служба.
В настоящее время в Центре сложилась и успешно функционирует разноуровневая система методической службы. Произошли серьезные изменения в деятельности и структуре методических служб, имеющих сегодня разные цели, задачи, формы и направления деятельности.
Методическая работа – это целостная, основанная на достижениях науки, передового опыта и конкретном анализе затруднений педагога дополнительного образования детей и молодёжи, система взаимосвязанных мер, действий, мероприятий, направленных на всестороннее повышение мастерства педагогов.
Непрерывность профессионального образования педагогов является необходимой предпосылкой развития его творческих способностей, интегративным элементом его жизнедеятельности и условием постоянного развития индивидуального педагогического опыта.
Рост профессионального мастерства и педагогической культуры идет более интенсивно, если личность занимает позицию активного субъекта деятельности, если практический, индивидуальный опыт осмысливается и соединяется с социальным и профессиональным опытом, если в педагогическом коллективе поддерживается и поощряется творческий профессиональный поиск.
Методическая работа – это деятельность по обучению и развитию кадров, выявлению, обобщению и распространению наиболее ценного опыта, а также созданию собственных методических разработок для обеспечения образовательного процесса. Это особый вид педагогической и исследовательской деятельности, как самих педагогов, так и методистов.
Обучение кадров непосредственно в стенах учреждения, несомненно, отражается на всей деятельности педагогического коллектива. Она в наибольшей степени, чем другие формы повышения квалификации, способствует развитию педагогического коллектива, повышает его ориентацию на достижение высоких результатов в образовательной и инновационной деятельности, помогает выработке единых ценностных ориентиров.
Таким образом, методическая служба учреждения дополнительного образования является органической частью системы непрерывного образования.
Цель методической службы: обеспечение профессионального развития педагогических кадров, построение открытого пространства для развития, самообразования, апробации инноваций.
Задачи:
овладение педагогами навыков рефлексии собственной деятельности;
обеспечить непрерывное профессиональное образование педагогов;
совершенствование информационного обеспечения процесса;
обеспечить своевременную переподготовку кадров;
создать механизм изучения динамики становления и развития профессиональной компетенции педагога дополнительного образования.
Основными направлениями методической деятельности являются:
Управление системой повышения квалификации.
Методическое сопровождение профессионального развития, процесса самообразования через:
инициативу;
информирование;
консультирование;
координацию деятельности педагогов.
Поддержка функционирования педагогов в рамках профессиональных норм:
обновление теоретических знаний и практических навыков решения профессиональных задач в рамках направления деятельности отделов Центра через обеспечение понимания предъявляемых требований в деятельности педагога (нормативно – правовое обеспечение).
конструирование дидактических и методических средств;
обеспечение доступности к информационным ресурсам
СТРУКТУРА
Результат
Содержание работы методической службы Центра носит комплексный характер и включает 4 направления деятельности:
Педагогическая деятельность – это работа по оснащению педагогов теми методами и средствами, которые помогают снять индивидуальные затруднения, то есть трансляция одним педагогам технологически оформленного опыта других.
Научная деятельность – это направление в деятельности методической службы. Оно связано с необходимостью научного консультирования работы педагогов.
Управленческая деятельность – это подготовка кадров, корректировка и изменение содержания методов и форм работы с ними: организация практикумов по информационным технологиям, методических выставок, обеспечение нормативной документацией, педагогической и методической литературой, дидактическими материалами и другими профессиональными средствами.
Методическая служба оказывает реальную помощь в управлении развитием образования: выявляет приоритеты, осваивает технологии научного анализа, прогнозирования, координации, проектирования образовательных услуг.
С целью реализации Программы развития единой образовательной информационной среды и подготовки педагогических работников к овладению современными информационными технологиями, организации доступа к информационно-методическим ресурсам региона.
Информационная деятельность – информирование педагогов о тенденциях развития и последних достижениях в области образования, публикация информационно – методических материалов (буклеты, памятки), ретрансляция передового опыта.
Главная цель деятельности методического совета – обеспечить гибкость и
оперативность методической работы Центра, повышение квалификации педагогических работников, формирование профессионально значимых качеств педагога дополнительного образования рост их профессионального мастерства.
Экспертный совет является в структуре методической службы необходимым звеном. Эффективность его работы зависит от слаженности, чёткости, реалистичности, грамотного анализа как исследуемых процессов, так личности учащегося и педагога дополнительного образования.
В компетенцию экспертного совета входит оценка авторских и рабочих программ, методических пособий и разработок педагогического коллектива, разработка и реализация стратегических документов Центра, различных инновационных проектов.
В структуру методической службы Центра входят 6 методических объединений по направлениям деятельности:
- декоративно-прикладного творчества;
- производственно- техническая;
- радиоэлектроники;
- спортивно-техническая;
- современные технологии;
- отдел по работе с одарёнными детьми.
В практику работы методической службы Центра входит создание временных творческих групп методистов, педагогов дополнительного образования, работающих над определённой проблемой.
Работа методических объединений проводится в соответствии с планом работы.
Принципы, на которых осуществлено обновление методической работы:
научная и концептуальная обоснованность;
стратегическая направленность (поиск и реализация новых инновационных идей, комплексных исследований);
прогностичность и активность (видение результатов инновационных процессов, интересов и потребностей участников образовательного процесса);
ценностная и целевая направленность;
системный подход (единая тематика, исходящая из целей и задач развития учреждения дополнительного образования на данном этапе);