kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Научная статья "Игра как средство профилактики агрессивного поведения детей младшего школьного возраста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование игры в ходе профилактики агрессивного поведения детей младшего школьного возраста на сегодняшний день пока еще носит опытный характер, но ее апробация показывает положительные сдвиги, происходящие в личности детей, в работе с которыми она реализуется. Это дает возможность говорить о том, что предлагаемые игровые упражнения могут служить средством профилактики агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Научная статья "Игра как средство профилактики агрессивного поведения детей младшего школьного возраста"»

Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VIII вида»

г. Миасс










Научная статья


Игра как средство профилактики агрессивного поведения детей младшего школьного возраста













Выполнила:

Учитель

первой категории

Садовникова Анна Васильевна





Миасс

2016

Игра как средство профилактики агрессивного поведения детей младшего школьного возраста


Актуальность проблемы исследования профилактики агрессивного поведения детей младшего школьного возраста заключается в том, что, к сожалению, в педагогике больше исследований сосредоточено на сформировавшемся, фиксированном агрессивном поведении. Но чтобы знать и применять на педагогической практике формы и методы работы, направленные на профилактику агрессивного поведения детей, необходимо уловить момент, когда она только зарождается. Как утверждает М.А. Ковальчук в своей статье «Как организовать работу по профилактике девиантных отклонений в поведении детей младшего школьного возраста»: «особенно важно решение этого вопроса в отношении детей младшего школьного возраста. И это естественно, поскольку именно в младшем школьном возрасте за­кладываются те основы, которые формируют лич­ностные черты и качества, начинают скла­дываться определенные установки, которые присуще к данному возрасту. А ведь ни у кого не вызывает сомнений те­зис о том, что легче правильно воспитать ре­бенка с самого раннего детства, чем затем заниматься процессом его перевоспитания. Сформировать определенные личностные качества значительно проще, чем исправ­лять уже допущенные ошибки и корректи­ровать имеющиеся недостатки».

Агрессивное поведение - действия человека, целью которых явля­ется демонстрация собственного превосходства в силе, при­чинение страдания, нанесение ущерба другим.

Профилактика агрессивного поведения – это целенаправленное воздействие, организуемое с четким определением средств, форм и методов воспитания.

Для выявления уровня агрессивного поведения младших школьников 4 класса в МКС(К)О школы-интерната VIII вида г. Миасса, нами было проведено исследование, в которое входило:

- метод наблюдения за учащимися (Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко),

- проективная методика «Несуществующее животное» (Е.И. Рогов),

- проективная методика «Кактус» (М. Панфилова).


Результаты наблюдения учителя за детьми младшего школьного возраста на констатирующем этапе представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Результаты наблюдения учителя за детьми младшего школьного возраста

Из рисунка 1 видно, что высокий уровень агрессивного поведения наблюдается у 3 детей, средний уровень агрессивного поведения у 7 детей.

Результаты по проективной методике «Несуществующее животное» констатирующего этапа представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Показатели агрессивного поведения по проективной методике «Несуществующее животное» (констатирующий этап)

Из данных рисунка 2 видно, что высокий уровень агрессии у 2-х детей: Илья С. и Юра Г., оба мальчика воспитываются в неблагополучных семьях. Низкий уровень агрессии у 4 учащихся, средний у 4 детей.


Результаты по проективной методике «Кактус» констатирующего этапа представлены на рисунке 3.

Рис. 3. Показатели агрессивного поведения по

проективной методике «Кактус» (констатирующий этап)

Из данных рисунка 3 видно, что высокий уровень агрессии у 3-х детей (Илья С. и Юра Г., Ваня М.), низкий у 4 учащихся и средний уровень агрессии у 3-х ребят.

Определив уровень агрессивного поведения младшего школьника, нами были определены педагогические условия по профилактике агрессивного поведения:

  1. выявление факторов агрессивного поведения;

  2. выбор игры как профилактического средства агрессивного поведения;

  3. систематическое использование игры во внеурочное время.

Средства профилактики агрессивного поведения во многом определяются возрастными особенностями ребенка. По мнению Н.В. Ивочкиной: «Несмотря на то, что ведущим видом деятельности для младших школьников является учение, этот возраст по-прежне­му остается игровым. Именно в этом возрасте у детей усиливается познаватель­ная сущность их игровой деятельности».

Мы предлагаем использовать игру как средство профилактики агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.

Рассмотрев работы Н.А. Богданова, Е.В. Коротаева, Е.К. Лютова, Г.Б. Монина, Н.Л. Кряжева, К. Фопель, И.В. Шевцова, Е.В. Карпова, Д.Г. Михайлова, Е.В. Грошева, Г.Л. Бардиера, Д.В. Ильина, А.Г. Бреслава мы подобрали игры, предлагаемые этими авторами. Для того чтобы использовать упражнения в комплексе, мы опирались на структуру агрессивного поведения и поэтому, чтобы учесть все компоненты структуры агрессивного поведения, мы использовали разные типы игровых упражнений:

  1. Игровые упражнения, с помощью которых ребенок мог бы выплеснуть свой гнев, снять эмоциональное напряжение («Обзывалки», «Два барана», «Толкалки», «Жужа», «Камушек в ботинке», «Рубка дров», «Маленькое привидение», «Бумажные мячики», «Кто симпатичней?», «Тух-тиби-дух», «Петушки-драчуны»).

  2. Игровые упражнения, направленные на поиск способа выхода из сложной ситуации, на развитие коммуникативных навыков («Попроси игрушку», «Прогулка с компасом», «Доброе животное», «Я вижу...», «Головомяч», «Аэробус», «Сороконожка», «Дракон»).

  3. Игровые упражнения для снятия излишнего мышечного напряжения («Ласковые лапки», «Прогулка на теплоходе», «Прогулка в горах», «Летнее поле», «Зайчики», «Горы», «Летний дождь», «Подъем на гору»).

Работу мы организовывали во время, отведенное для игр детей, упражнения проводились фронтально, с периодичностью три раза в неделю, через день. Из данных типов игровых упражнений мы составили комплексы, в которые входили 1 упражнение первого типа, 2 упражнения второго типа, 1 упражнение третьего типа, они давались в указанной последовательности.

По истечении определенного периода нами была проведена повторная диагностика с применением тех же методик, что и на констатирующем этапе и были получены следующие результаты: наблюдение учителя за детьми младшего школьного возраста контрольного этапа представлены на рисунке 4.

Рис. 4. Наблюдение учителя за детьми младшего школьного возраста (контрольный этап)


Из данных рисунка 4 видно, что низкий уровень агрессивного поведения у 1 ребенка, средний уровень агрессивного поведения у 9 детей.


Сравнительный анализ показателей агрессивного поведения детей младшего школьного возраста по результатам анкетирования представлен на рисунке 5.

Рис. 5. Сравнительный анализ показателей агрессивного поведения детей младшего школьного возраста на констатирующем и контрольном этапе:

1 – низкий уровень агрессивного поведения

2 – средний уровень агрессивного поведения

3 – высокий уровень агрессивного поведения

Таким образом, после проведения повторного анкетирования, мы видим, что в данной группе произошла положительная динамика, которая привела к снижению уровня агрессии.


Результаты по проективной методике «Несуществующее животное» контрольного этапа представлены на рисунке 6.

Рис. 6. Показатели агрессивного поведения по проективной методике «Несуществующее животное» (контрольный этап)

Из данных рисунка 6 видно, что высокий уровень агрессии отсутствует, а низкий уровень агрессии присутствует у 7-х детей, средний у 3-х учащихся.

Результаты по проективной методике «Кактус» контрольного этапа представлены на рисунке 7.

Рис. 7. Показатели агрессивного поведения по проективной методике «Кактус» (контрольный этап)

Из рисунка 7 видно, что низкий уровень агрессии у 7 учащихся, средний уровень у 3-х детей, высокий уровень агрессии у детей отсутствует.


Исходя из анализа полученных данных констатирующего и контрольного этапов, а также промежуточных результатов формирующего, мы можем сделать вывод о том, что до проведения профилактической работы в группе детям было свойственно проявление прямой физической, эмоциональной и вербальной агрессии. Учащиеся ссорились, нередко возникали потасовки на переменах, допускались оскорбления и унижения друг друга в словесной форме.

Во время проведения игр дети активно включались в деятельность и, в редких случаях, проявляли агрессию. При наблюдении за игровой, учебной и внеучебной деятельностью агрессивного воздействия стало меньше. Учащиеся данной группы стали более спокойными, уравновешенными. Замечания в устной форме стали притормаживать агрессивные действия, снизилась длительность выхода из состояния раздражения и гнева. У детей данной группы стали развиваться дружеские отношения, снизилось проявление вербальной и физической агрессии.

В заключении нам хотелось бы сказать, что использование игры в ходе профилактики агрессивного поведения детей младшего школьного возраста на сегодняшний день пока еще носит опытный характер, но ее апробация показывает положительные сдвиги, происходящие в личности детей, в работе с которыми она реализуется. Это дает возможность говорить о том, что предлагаемые игровые упражнения могут служить средством профилактики агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.








Список использованной литературы


  1. Большой психологический словарь [Текст] / под ред. Б.Г. Мещеряковой, В.П. Зинченко. – СПб.: Прайм ЕВРОЗНАК, 2006. – 672с.

  2. Бреслав, Г.Э. Психологическая коррекция детской и подросковой агрессивности [Текст]: учеб. пособие. – СПб.: Речь, 2006. – 144 с.

  3. Бэрон, Р., Ричардсон, Д. Агрессия [Текст]. – СПб.: Питер, 2002. – 352 с.

  4. Вайнер, М.Э. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников [Текст]: учеб. пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 96 с.

  5. Ивочкина, Н.В. Коррекционные возможности народной игры [Текст] // Начальная школа. – 1998. - № 11-12. – С. 25 – 29.

  6. Ковальчук, М.А. Как организовать работу по профилактике девиантных отклонений в поведении детей младшего школьного возраста [Текст] // Начальная школа. – 2002. - № 12. – С. 31 – 34.

  7. Словарь-справочник по педагогике [Текст] / авт.-сост. В.А. Мижериков; под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Сфера, 2004. – 448 с.

  8. Широкова, Г.А. Практикум для детского психолога [Текст] / Г.А. Широкова, Е.Г. Жадько. – 3-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 314 с.: ил.













Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VIII вида»

г. Миасс









Профилактическое пособие для ослабления агрессивного поведения у детей

«Игровые упражнения»

















Составитель:

Учитель

первой категории

Садовникова Анна Васильевна





Миасс

2016



Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями

здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

________________________________________

улица Донская, д. 7, Миасс

Челябинской области, 456313

Тел./факс (3513) 24-15-01

ОКПО 51482294, ОГРН 1027400874863,

ИНН/КПП 7415031295/741501001


_____20.03.2016г__________№__24______






Акт внедрения


Игры, предложенные учителем Садовниковой Анной Васильевной для профилактики агрессивного поведения детей младшего школьного возраста, успешно прошли апробацию (с 01.09.2015 по 20.03.2016) в коллективе детей СКО школы-интерната VIII вида.

Имеются определённые успехи в поведении младших школьников, видна положительная динамика, показывающая снижение агрессивности детей, с которыми проводились данные игры.

Предлагаемые игровые упражнения могут служить средством профилактики агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.




20.03.2016 г.




Заместитель директора по УР: /Л.С.Романова/







Профилактическое пособие для ослабления агрессивного поведения у детей

«Игровые упражнения»


1. Игровые упражнения, с помощью которых ребенок мог бы выплеснуть свой гнев, снять эмоциональное напряжение

Игра: «Обзывалки» (Н.Л. Кряжева)

Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.

Реализация: «Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривайте условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты…морковка!» Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты…солнышко!»

Игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей. Проводится в быстром темпе.

Игра: «Два барана» (Н.Л. Кряжева)

Цель: снять вербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение направить энергию детей в нужное русло.

Реализация: Разбить детей на пары и ведущий читает текст: «Рано-рано два барана повстречались на мосту». Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача – противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки « Бе - е - е».

Необходимо соблюдать «технику безопасности», внимательно следить, чтобы «бараны» не расшибли себе лбы.

Игра: «Толкалки» К. Фопель

Цель: научить детей контролировать свои движения.

Реализация: Говорилось следующее: «Разбейтесь на пары. Встаньте на расстояние вытянутой руки друг от друга. Поднимите руки на высоту плеч и обопритесь ладонями о ладони своего партнера. По сигналу ведущего начните толкать своего напарника, стараясь сдвинуть его с места. Если он сдвинет вас с места, вернитесь в исходное положение. Отставьте одну ногу назад, и вы почувствуете себя более устойчиво. Тот, кто устанет, может сказать: «Стоп».

Время от времени можно вводить новые варианты игры: толкаться, скрестив руки; толкать партнера только левой рукой; толкаться спиной к спине.

Игра: «Жужа» Н.Л. Кряжева

Цель: научить детей быть менее обидчивыми, дать им уникальную возможность посмотреть на себя глазами окружающих, побыть на месте того, кого они сами обижают, не задумываясь об этом.

Реализация: «Жужа» сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее. «Жужа» терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за обидчиками, стараясь поймать того, кто обидел ее больше всех, он и будет «Жужей».

Взрослый должен следить, чтобы «дразнилки» не были слишком обидными.

Игра: «Камушек в ботинке» К. Фопель

Цель: способствовать снижению эмоционального напряжения ребенка.

Реализация: В эту игру полезно играть, когда кто-то из детей обижен и сердит, расстроен, когда внутренние переживания мешают ребенку заниматься делом, когда назревает конфликт группы. Каждый участник имеет возможность вербализовать, то есть выразить словами, свое

состояние, и сообщить о нем окружающим. Это способствует снижению его эмоционального напряжения. Если зачинщиков назревающего конфликта несколько, они смогут услышать о чувствах и переживаниях друг друга, что, возможно, позволит сгладить ситуацию.

Игра проходит в два этапа:

1 этап (Подготовительный). Дети сидят в кругу. Педагог спрашивает «Ребята, случалось ли, что вам в ботинок попадал камушек?» обычно дети активно отвечают на вопрос. «Случалось ли, что вы так и не вытряхивали камушек, а, придя, домой, просто снимали ботинки?».

2 этап: Педагог говорит: «Когда мы сердимся, чем-то озабочены, взволнованы, нами это воспринимается как маленький камушек в ботинке. Если мы сразу же почувствуем неудобство, вытащим его оттуда, то нога останется невредимой. А если оставим камушек на месте, то у нас, скорее всего, возникнут проблемы. Поэтому всем людям – и взрослым, и детям – полезно говорить о своих проблемах сразу, как только они их заметят.

Давайте договоримся: если кто-то из нас скажет: «У меня камушек в ботинке», мы все сразу поймем, что вам что-то мешает, и сможем поговорить об этом.

Подумайте, не чувствуете ли вы сейчас какого-то неудовольствия, чего-то такого, что мешало бы вам. Если чувствуете, скажите нам: «У меня камушек в ботинке. Мне не нравится, что Олег ломает мои постройки из кубиков». Если же вам ничего не мешает, вы можете сказать: «У меня нет камушка в ботинке».

Игра: «Рубка дров» К. Фопель

Цель: помочь детям переключиться на активную деятельность после долгой сидячей работы, прочувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и «истратить» ее во время игры.

Реализация: Говорится следующее: «Кто из вас хоть раз рубил дрова или видел, как это делают взрослые? Покажите, как нужно держать топор. В каком положении должны находиться руки и ноги? Встаньте так, чтобы вокруг оставалось немного свободного места. Будем рубить дрова. Поставьте кусок бревна на пень, поднимите топор над головой и с силой опустите его. Можно даже вскрикнуть: «Ха!»

Для проведения этой игры можно разбиться на пары и, попадая в определенный ритм, ударять по одной чурке по очереди.

Игра: «Маленькое привидение» Е.К. Лютова, Г.Б. Монина.

Цель: научить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившийся гнев.

Реализация: «Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение, (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко.

Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить». Затем педагог хлопает в ладоши: «Молодцы! Пошутили – и достаточно. Давайте снова станем детьми!».

Игра: «Бумажные мячики» К. Фопель

Цель: дать детям возможность вернуть бодрость и активность после того, как они чем-то долго занимались сидя, снизить беспокойство и напряжение, войти в новый жизненный ритм.

Оборудование: Перед началом игры каждый ребенок должен скомкать большой лист бумаги (газеты) так, чтобы получился плотный мячик.

Реализация: «Разделитесь, пожалуйста, на две команды, и пусть каждый из них выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно 4 метра. По команде ведущего вы начинаете бросать мячи на сторону противника. Команда будет такой: «Приготовились! Внимание! Начали!».

Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на ее стороне, на сторону противника. Услышав команду «Стоп!», вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется меньше мячей на полу. Не перебегайте, пожалуйста, через разделительную линию».

Бумажные мячики можно будет использовать еще неоднократно.

Игра: «Кто симпатичней?»

Цель: Формирование невосприятия агрессивных состояний. Показать, что драки, насилие, другие формы агрессивного по­ведения наименее привлекательные. Люди, совершающие аг­рессивные действия, со стороны выглядят смешными.

Оборудование: Фотографии различных эмоциональных со­стояний людей: гнева, страха, радости и т. д. Рисунки агрес­сивного поведения.

Реализация: Дети любят упражняться на распознавание различных эмоциональных состояний. Пусть картинки (или фо­тографии) агрессивных состояний и поведения будут наименее привлекательными. Детям предлагается определить, какие со­стояния людей им больше всего нравятся и почему. Подчерк­нуть – так непривлекательно выглядит злой человек со сторо­ны. Хотите быть похожими?

Игра: «Тух - тиби - дух» (К. Фопель)

Цель: снятие негативных настроений и восстановление сил.

Реализация: «Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное слово заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований.

Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнесите волшебное слово: «Тух - тиби -дух». Затем продолжайте ходить по комнате. Время то времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово. Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами».

В этой игре заложен комический парадокс. Хотя дети должны произносить слово «Тух - тиби - дух» сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.

Игра: «Петушки-драчуны»

Цель: Профилактика агрессивного поведения.

Участие принимают дети, ко­торым хочется потолкаться. Остальные – зрители.

Реализация: Поссорились два петушка. Изображающие их дети с заложенными за спину руками становятся на одну ногу друг против друга и подпрыгивая стараются ударить соперника движением плеч вперед. Игра должна проходить так, чтобы дети, окружившие «петушков», смеялись. Пусть попробуют все, кто захочет.

После игры учительница проводит этическую беседу:

  1. Как со стороны выглядела драка петушков?

  2. За что поссорились петушки?

  3. Можно ли было избежать ссоры и драки?

  4. Хорошо ли тому, кого бьют?

  5. Что чувствует более сильный?

  6. Как помириться петушкам?

  7. Какой вред приносит драка?

Вариации: Игра и беседа могут дополнятся новыми подробностями. Например, в беседе можно за­тронуть вопросы:

  1. Должны ли в драке быть правила?

  2. Возможна ли драка без правил?

  3. Не лучше ли драться без рук?

  4. Можно ли бить лежачего? и т. п.


2. Игровые упражнения, направленные на поиск способа выхода из сложной ситуации, на развитие коммуникативных навыков

Игра: «Попроси игрушку» – вербальный вариант Е.В. Карпова, Е.К. Лютова

Цель: обучить детей эффективным способам общения

Реализация: Группа делится на пары, один из участников пары (участник 1) берет в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т.д. Другой участник (участник 2) должен попросить этот предмет. Инструкция участнику 1: «Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш), которая очень нужна тебе, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать». Инструкция участнику 2: «Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали». Затем участники 1 и 2 меняются ролями.

Игра: «Попроси игрушку» – невербальный вариант Е.В. Карпова, Е.К. Лютова

Цель: обучить детей эффективным способам общения.

Реализация: Упражнение выполняется аналогично предыдущему, но с использованием только невербальных средств общения (мимики, жестов, дистанции и. д.).

После проведения обоих его вариантов (вербального и невербального) можно обсудить упражнение. Дети по кругу могут поделиться своими впечатлениями и ответить на вопросы: «Когда было легче просить игрушку (или другой предмет)?», «Когда тебе действительно хотелось ее отдать? Какие нужно было произносить слова?» Эту игру можно повторять.

Игра: «Прогулка с компасом» Е.В. Коротаева

Цель: формировать у детей чувства доверия к окружающим.

Реализация: Группа разбивается на пары, где есть ведомый («турист») и ведущий («компас»). Каждому ведомому (он стоит впереди, а ведущий сзади, положив партнеру руки на плечи) завязывают глаза. Задание: пройти все игровое поле вперед и назад. При этом «турист» не может общаться с «компасом» на вербальном уровне (не может разговаривать с ним). Ведущий движением рук помогает ведомому держать направление, избегая препятствий-других туристов с компасами.

После окончания игры дети могут описать, что они чувствовали, когда были с завязанными глазами и полагались на своего партнера.

Игра «Доброе животное» (Н.Л. Кряжева)

Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

Реализация: Ведущий тихим таинственным голосом говорил: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы - одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! на вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох – два шага назад. Вдох – два шага вперед. Выдох- два шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно

бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад т т.д. мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

Игра: «Я вижу…» (Е.В. Карпова, Е.К. Лютова)

Цель: установить доверительные отношения между взрослым и ребенком, развивать память и внимание малыша.

Реализация: «Участники, сидя в кругу, по очереди называют предметы, которые находятся в комнате, начиная каждое высказывание словами «Я вижу…»

Повторять один и тот же предмет дважды нельзя.

Игра: «Головомяч» К. Фопель

Цель: развивать навыки сотрудничества в парах и тройках, научить детей доверять друг другу.

Реализация: Говорилось следующее: «Разбейтесь на пары и ложиться на пол друг напротив друга. Лечь нужно на живот так, чтобы ваша голова оказалась рядом с головой партнера. Положите мяч точно между вашими головами. Теперь вам нужно его поднять и встать самим. Вы можете касаться мяча только головами. Постепенно поднимаясь, встаньте сначала на колени, а потом на ноги. Пройдитесь по комнате».

Игра: «Аэробус» К. Фопель

Цель: научить детей согласованно действовать в небольшой группе, показать, что доброжелательное взаимное отношение товарищей по «команде» дает уверенность и спокойствие.

Реализация: «Кто из вас хотя бы раз летал на самолете? Можете ли вы объяснить, что держит самолет в воздухе? Знаете ли вы, какие бывают типы самолетов? Хочет ли кто-нибудь из вас стать Маленьким Аэробусом? Остальные ребята будут помогать Аэробусу летать «летать». Один из детей по желанию) ложится животом вниз на и разводит руки в стороны, как крылья самолета. С каждой стороны от него встает по три человека. Пусть

они присядут и просунут руки под его ноги живот и грудь. На счет «три» они одновременно встают и поднимают Аэробус с поля…

Так, теперь можно потихонечку поносить Аэробус по помещению. Когда он почувствует себя совершенно уверенно, пусть закроет глаза, расслабится, совершит «полет» по кругу и снова медленно «приземлится» на ковер.

Ковер Аэробус «летит», ведущий может комментировать его полет, обращая особое внимание на аккуратность и бережное отношение к нему. Вы можете попросить Аэробус самостоятельно выбрать тех, кто его понесет. Когда вы увидите, что у детей все получается хорошо, можно «запускать» два Аэробуса одновременно.

Игра: «Сороконожка» (Г.Б. Монина).

Цель: научить детей взаимодействию со сверстниками, способствовать сплочению детского коллектива.

Реализация: Несколько детей (5-10 человек) встают друг за другом, держась за талию впередистоящего. По команде ведущего Сороконожка начинает сначала просто двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями, (это могут быть стулья, строительные блоки и т.д.) и выполняет другие задания. Главная задача играющих – не разорвать единую цепь.

Игра: «Дракон» Н.Л. Кряжева

Цель: помочь детям, испытывающим затруднения в общении, обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива.

Реализация: Играющие становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник – «голова», последний – «хвост». «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно.

Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.


3. Игровые упражнения для снятия излишнего мышечного напряжения

Игра: «Ласковые лапки» И.В. Шевцова

Цель: снять мышечное напряжение рук, помочь снизить агрессивность ребенка, развить чувственное восприятие, способствовать гармонизации отношений между ребенком и взрослым.

Реализация: Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке – отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

Вариации: «зверек» будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.

Игра-упражнение: «Прогулка на теплоходе» (Н.А. Богданова)

Реализация: сядь удобно, выпрямись, чтобы шея, голова и позвоночник являли собой одну прямую линию, не горбись, но и не напрягайся. Поставь ступни ног плотно на пол, кисти рук положи на колени так, как тебе удобно. Ни руки, ни ноги не должны соприкасаться. Если ты можешь закрыть глаза – закрой, если нет, посиди с открытыми глазами.

Сейчас нужно будет сосредоточиться на своем дыхании. Медленно сделайте глубокий вдох и выдох, давайте попробуем еще раз. Открой глаза, как ты себя чувствуешь? Что ты ощущаешь во время выполнения дыхательного упражнения? Какое сейчас настроение?

Снова закрой глаза и представь, что ты находишься на борту красивого современного белого теплохода. На борту этого лайнера тебе предстоит путешествие по самому сказочному, теплому, бескрайнему и безопасному морю на Земле. Ты поднимаешься по трапу и с каждым шагом чувствуешь,

как приближается приятное, таинственное и долгожданное путешествие. Ты ходишь по кораблю, поднимаешься на самую верхнюю палубу.

Ты чувствуешь, как теплый морской ветерок обдувает плечи и лицо. Ты вдыхаешь солоноватый запах моря. Солнце своими теплыми лучами окутывает твое тело. Этой энергией солнца наполняется каждая клеточка твоего тела. Уходит напряжение и скованность. Движения становятся медленными, ленивыми. Ты подходишь к борту теплохода, смотришь, как медленно удаляется берег, он становится все меньше и меньше. Вместе с ним остались твои невзгоды, плохое настроение, однообразие, усталость.

Ты поворачиваешь голову в сторону моря и понимаешь, что сейчас тебя ничего не беспокоит. С каждым вдохом тебе становится легче, душа наполняется чувством радости и беззаботности.

Игра-упражнение: «Прогулка в горах» (Д.Г. Михайлова)

Цель: снять излишнее мышечное напряжение

Реализация: Представь, что ты стоишь у каменистого подножья высокой горы, в тени ее склона. Вокруг – только редкая поросль невысоких деревьев со скудными кронами.

Узкая тропинка, усыпанная мелкими камнями, ведет далеко вверх. Проходя по этой дорожке, ты замечаешь множество маленьких, но очень душистых цветов. И ты вдыхаешь приятный сладковатый аромат горных фиалок, терпкий, тягучий запах лаванды. Солнечные лучи касаются цветов теплом нежных лепестков и играют бликами различных оттенков: от голубого до сиреневого – синего. Они приносят расслабление и успокоение.

По мере того как ты поднимаешься, легкий ветерок обдувает твое лицо. Ты полной грудью вдыхаешь приятный целебный горный воздух. С каждым шагом чувство радости от предвкушения чего-то нового, желанного наполняет тебя. Походка становится легкой, летящей. Такое впечетление, что твои ноги едва касаются земли.

И вот, последний шаг, и ты оказываешся на самой вершине горы, тебя освещает яркий, безбрежный свет. Ты ощущаешь полное доверие к этому месту. Яркий свет обнимает тебя, и ты ощущаешь его необыкновенную силу.

Огромное чувство любви, радости и безопасности охватывает и переполняет тебя. Ты сливаешься с этим светом. Теперь ты сам свет: яркий, излучающий жизненную энергию.

Игра-упражнение: «Летнее поле» (Е.В. Грошева)

Цель: снять излишнее мышечное напряжение

Реализация: Представь себе, что ты идешь по летнему, залитому солнцем, полю. Поле усыпано цветами, словно мягкий разноцветный ковер.

Ты чувствуешь теплый воздух. Легкий ветерок приятно овевает твое лицо. Ты вдыхаешь легкий аромат цветов, слышишь как поют птицы. Посмотри, какие красочные цветы вокруг: красные, голубые, желтые – они радуют твой взгляд.

Ощути, как с каждым вздохом тебе становится легко. Ты чувствуешь, как прозрачная энергия цветов заполняет тебя.

С этим ощущением ты легко и свободно взлетаешь над полем. Ощути, как легко и свободно ты летишь. Почувствуй, как твои мысли становятся спокойными и безмятежными, спокойствие полностью охватывает тебя.

Теперь ты опускаешься ближе к цветам. Протягиваешь к ним руки. Чувствуешь какие цветы мягкие и нежные. Ты опускаешься и снова стоишь на поле.

Глубоко вдохнув, ты чувствуешь, как легкая энергия заполнила каждую клеточку твоего тела.

Оглянись вокруг еще раз, запомни все, что видишь и ощущаешь.

Картинка медленно растворяется, после исчезает, и ты медленно и спокойно открываешь глаза.

Игра: «Зайчики» Г.Л. Бардиер.

Цель: дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные ощущения, научить задерживать внимание на этих ощущениях, различать и сравнивать их.

Реализация: Взрослый просил детей представить себя веселыми зайчиками в цирке, играющими на воображаемых барабанах. Ведущий описывает характер физических действий – силу, темп, резкость – и направляет внимание детей на осознание и сравнение возникающих мышечных и эмоциональных ощущений.

Например, ведущий говорит: «Как сильно зайчики стучат на барабанах! А вы чувствуете, как напряжены у них лапки? Ощущаете, какие лапки твердые, не гнутся!

Как палочки! Чувствуете, как напряглись у вас мышцы в кулачках, ручках, даже в плечиках?! А вот лицо нет! Лицо улыбается, свободное, расслабленное. И животик расслаблен. Дышит.… А кулачки напряженно стучат!…А что еще расслаблено? Давайте еще попробуем постучать, но уже медленнее, чтобы уловить все ощущения».

Кроме упражнения «Зайчики» рекомендуется проводить упражнения на релаксацию мышц, которые подробно описаны в разделы «Как играть с тревожными детьми».

Игра-упражнение: «Горы» (Д.В. Ильина)

Цель: снять излишнее мышечное напряжение

Реализация: Теплый солнечный летний день. Ты сидишь на горной лужайке, покрытой зеленой мягкой травой. Твоя спина опирается на нагретый солнцем камень. Вокруг тебя возвышаются величественные горы. В воздухе пахнет согретой солнцем травой, доносится легкий запах цветов и нагретых за день скал. Легкий ветерок ерошит твои волосы, нежно касается лица.

Ты оглядываешься вокруг. Со своего места ты видишь горный хребет, простирающийся вдаль, за горизонт. Солнечный луч плавно скользит вдоль склонов. Далеко впереди, почти за пределами слышимости, с каменного уступа медленно падает вода горного потока. Вокруг стоит удивительная тишина: ты слышишь лишь далекий, чуть слышный шум воды, жужжание пчелы над цветком, где-то поет одинокая птица, ветер легко шелестит травой. Ты чувствуешь, каким спокойствием и безмятежностью дышит это место. Уходят заботы и тревоги, напряжение. Приятный покой охватывает тебя.

Ты поднимаешь глаза и видишь над собой небо, такое ясное, синее, бездонное, какое может быть только в горах. В синей вышине парит орел. Почти не шевеля могучими крыльями, он словно плывет в безграничной синеве. Ты смотришь на него и случайно ловишь его взгляд. И вот уже ты – орел, и твое тело легко и невесомо. Ты паришь в небе, оглядывая землю с высоты полета, запоминаешь каждую подробность.

Игра-упражнение: «Летний дождь» (А.Г. Бреслав)

Цель: снять излишнее мышечное напряжение

Реализация: Представь, что ты стоишь на опушке леса. Перед тобой раскрывается великолепный вид на летний лес, залитые солнцем луга.

Воздух раскален от солнца и наэлектролизован. Нет ни малейшего ветерка. Душно. Все замерло в ожидании дождя. Ты чувствуешь как подул слабый ветерок. Вот он становится все сильнее и сильнее. Солнце закрыла череда грозовых туч.

Почувствуй порывы пронизывающего ветра. Ощути, как ветер уносит все ненужное: беспокойство, разочарование, тревогу. Сроднись с ветром. Почувствуй его силу и энергию. Теперь это твоя сила и энергия.

Вот хлынул теплый летний ливень. Его прозрачные струи омывают тебя, принося с собой чистоту и ясность, наполняя тебя новой жизнью, новыми идеями.

Ты видишь как дождь стихает. Небо очищается. Ты видишь, как вновь светит солнце, и чувствуешь себя обновленным, бодрым и уверенным.

Игра-упражнение: «Подъем на гору» (А.Г. Бреслав)

Цель: снять излишнее мышечное напряжение

Реализация: Ты видишь себя в долине. Неподалеку от тебя высится большая гора, и ее вид вызывает у тебя чувство приподнятости… Ты чувствуешь, что тебе необходимо подняться на эту гору…

Ты подходишь к началу крутой тропы, ведущей вверх, и начинаешь медленно подниматься по ней…

Ты идешь медленно и впитываешь все, что видят глаза: склон, камни, деревья, кустарники…

Постепенно ты начинаешь ощущать, как накапливается усталость в мышцах тела, особенно в мышцах ног, но по-прежнему продолжаешь подниматься…

Тропа заканчивается, и перед тобой только вершина и каменный склон, по которому можно добраться до нее… Ты продолжаешь подниматься, карабкаясь по камням. Склон становится все круче и круче, и тебе постоянно приходится помогать себе руками…

Ты продолжаешь подниматься, воздух становится более прохладным и разряженным… Ты поднялся уже очень высоко, до уровня облаков… Они уже окружили тебя, и ты не видишь ничего, кроме обволакивающей белой дымки…

Путь все труднее, ты медленно и осторожно поднимаешься, хватаясь руками за камни… Дыхание становится более частым…

Облака рассеиваются ты поднялся уже очень высоко, воздух становится еще холоднее… Однако ты чувствуешь себя хорошо…

Ты поднялся на вершину, тебя охватывает чувство радости и необычайного подъема. Ты осматриваешься вокруг, смотришь вниз и видишь долину, из которой начинал свой путь… Тебя охватывает чувство радости и гордости, ощущение удачно пройденного пути и удовлетворение от того, что ты достиг намеченной цели. Запомни эти ощущения…

Теперь медленно и спокойно спускайся. Спуск проходит быстро и гладко, и вот уже ты стоишь внизу, по-прежнему сохраняя чувство радости от достижения цели и ощущение победы над собой и обстоятельствами. Запомни эти чувства.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Садовникова Анна Васильевна

Дата: 13.11.2020

Номер свидетельства: 563282


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства