kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Музыкальный фольклор как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конец двадцатого столетия и начала нового века в России характеризуется развитием в регионах двух разнонаправленных процессов, с одной стороны, это федерализация (сохранение общего экономического, образовательного, культурного пространства), с другой регионализация (децентрализация, собственная стратегия политического, экономического и культурного развития).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Музыкальный фольклор как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников. »

И.В. Ладанова,

г. Ульяновск, Россия,

ОГБОУ СПО УПК № 4,

МБОУ ЦДТТ № 1



Музыкальный фольклор как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников.



Конец двадцатого столетия и начала нового века в России характеризуется развитием в регионах двух разнонаправленных процессов, с одной стороны, это федерализация (сохранение общего экономического, образовательного, культурного пространства), с другой регионализация (децентрализация, собственная стратегия политического, экономического и культурного развития).

Соответственно, во избежание столкновения интересов требуется достижение равновесия интересов регионов и федерального государства. Отсюда актуальность и важность «национального вопроса», решение которого невозможно без повышения общекультурного уровня подрастающего поколения, формирование положительного отношения к собственной национальной культуре, воспитания культуры межнационального общения, умение понимать и принимать инокультуры других этносов. Одним из важнейших инструментов, помогающих решать данную проблему, является образование, как способ активного приобщения учащихся к национальной культуре, используя возможности национально-регионального компонента. О внимании, которое уделяется данной проблеме на федеральном уровне, свидетельствуют положения Закона РФ «Об образовании», где, кроме федерального, предусматривается и региональный компонент содержания образования(1, с.49). Федеральный компонент стандарта определяет нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство образовательного пространства России, а также интеграцию личности в систему мировой культуры.

Применительно к многонациональному Поволжью Ульяновская область занимает исключительное место. Регион имеет сложный национальный состав. Основную часть населения составляют представители русского, татарского, чувашского и мордовского народов, соответственно перспективы развития Ульяновска напрямую связаны с состоянием межнационального согласия, развитием этнической и полиэтнической культуры. Одним из ведущих направлений в образовательном пространстве города, способствующим формированию этнической и полиэтнической культуры школьников, должно стать музыкальное воспитание, учитывающее своеобразие и самобытность музыкальной культуры региона.

Определяя задачи национального регионального компонента в программе «Музыка» для начальных классов общеобразовательной школы, можно выделить следующие направления:

1. Расширить у учащихся начальных классов знания о музыкальных традициях народов, населяющих регион; передать духовный опыт и на его основе сформировать положительные черты, качества, свойства личности через систематические и целенаправленные встречи с «золотым фондом» народной и композиторской музыки.

2. Дать учащимся начальных классов представление о национальном музыкальном творчестве как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы, вдохновения профессиональных композиторов и исполнителей.

3. Привить детям бережное отношение к культурным традициям других народов на основе развития и совершенствования исполнительских умений и навыков с учётом их психолого-возрастных и регионально-этнических особенностей.

Музыкальный фольклор - уникальная самобытная культура наших предков-

Осознаётся современным обществом как значительный фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к национальным жизненным истокам. Фольклору отводится всё более заметное место в выполнении задач нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей подрастающего поколения (2, с.89).

Урок музыки как обязательный предмет в любых школах бывает один раз в неделю и не остаётся времени для приобщения детей к народной музыке, которая в свою очередь приобщает их к традициям и национальному самосохранению (3, с.26).

Итак, становится очевидной актуальность данной проблемы – ведь народная музыка является верным средством познания жизни для детей. Детский музыкальный фольклор – это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. Детский музыкальный фольклор несёт в себе огромный воспитательный заряд. Вся ценность его заключается в том, что с его помощью мы легко устанавливаем с ребёнком (детьми) эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Детям доступно и понятно народное творчество, а значит и интересно(4, с.72).

Таким образом, фольклор является действенным средством воспитания национального характера мышления, нравственности, патриотизма, эстетического самосознания. Знакомство детей с музыкальной культурой разных народов, населяющих Ульяновскую область, формирует их мировоззренческие установки, учит понимать специфику различных народных традиций и культур.


Литература:

1. Закон РФ «Об образовании», - М.,2013 – С.49.

2. Василенко В.А. Детский фольклор. Русское народное творчество, - М., 2009-С.89.

3. Науменко Г.А. Русское народное детское музыкальное творчество, - М., Советский композитор, 1999. – С.26.

4. Петрова А.В. Детский фольклор и проблемы народной педагогики, - Новосибирск, 2007. – С. 72.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ладанова Ирина Васильевна

Дата: 25.02.2015

Номер свидетельства: 178613


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства