Мотивация и манипуляция в педагогическом процессе: общность и различия
Мотивация и манипуляция в педагогическом процессе: общность и различия
Проблема взаимосвязи мотивации и манипуляции в педагогическом процессе сейчас крайне актуальна. Сходны ли эти понятия? В чем заключаются различия между ними? Возможно ли использовать манипулятивные технологии в процессе обучения? На эти вопросы мы постараемся ответить в данной статье.
В ходе работы над статьей мы использовали ряд научных исследований о роли воздействия мотивации на развитие личности и о психологии манипулятивных процессов и провели социологический Интернет-опрос.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мотивация и манипуляция в педагогическом процессе: общность и различия»
Воронова Екатерина
СОШ №7 «Русская классическая школа» г. Рязани
Мотивация и манипуляция в педагогическом процессе:
Общность и различия
Проблема взаимосвязи мотивации и манипуляции в педагогическом процессе сейчас крайне актуальна. Сходны ли эти понятия? В чем заключаются различия между ними? Возможно ли использовать манипулятивные технологии в процессе обучения? На эти вопросы мы постараемся ответить в данной статье. В отношении того, идентичны ли понятия «мотивация» и «манипуляция», ученые расходятся во мнениях. Одни считают, что термины диаметрально противоположны по своему значению, другие же полагают, что мотивация — это как бы «подслащенная» манипуляция, а на практике между ними нет серьезных отличий.
В ходе работы над статьей мы использовали ряд научных исследований о роли воздействия мотивации на развитие личности и о психологии манипулятивных процессов и провели социологический Интернет-опрос. Для того чтобы выяснить, в чем же сходны и различны данные понятия, следует вначале обратиться к терминологии. Мотивация — это процесс побуждения и стимулирования отдельного человека или группы людей к деятельности, к активности, к инициативе. Она необходима для эффективной реализации принятых решений и для выполнения намеченных работ. [4] Манипуляция - тип социального, психологического воздействия, социально-психологический феномен, представляющий собой стремление изменить восприятие или поведение других людей при помощи скрытой, обманной или насильственной тактики. [2]
Психологическая сущность манипуляций такова:
скрытость стимулов, отсутствие их осознания со стороны человека, которым манипулируют;
ослабление в связи с этим психологической устойчивости индивида и осуществление им действий под влиянием неосознаваемых мотивов. Уже из этих определений можно вычленить следующие общие черты:
во-первых, и манипуляция, и мотивация - это психологическое воздействие на человека, имеющее своей целью управление его поведением;
во-вторых, и манипуляция, и мотивация — это побуждение человека к какому-либо действию.
Кроме того, говоря об общности этих понятий стоит сказать, что в основе обоих этих процессов лежит стимул, который как раз должен стать тем самым механизмом, который может заставить объект манипуляции (мотивации) совершать необходимые манипулятору (мотиватору) действия. Стимул может быть как положительный, так и отрицательный. Например, когда педагог говорит своему ученику, что если тот будет усердно и старательно учиться, то он может получить золотую медаль по окончании школы — это положительный стимул. А если учитель говорит ребенку, что, если тот не прекратит вести себя плохо, он вызовет его родителей в школу или поставит плохую отметку — это отрицательный стимул. Бывают ситуации и более страшные, когда учителя используют проступки ученика, например, курение, для оказания на него давления: «Ты просто рассказывай мне о том, что замышляют ребята из твоего класса, а я не скажу твоим родителям, о том, что ты куришь». Такое поведение недостойно педагога, но в этом как раз и проявляется негативная сущность манипуляции. Кто-то может задасться вопросом: а разве у манипуляции есть положительная сторона? Сильное психологическое воздействие не всегда отрицательно сказывается на человеке (например, доктор-психотеапевт может пытаться с помощью манипуляций излечить пациента от пагубных привычек, ведущих к летальному исходу). Обычно это воздействие безвредно, если, конечно, оно не выходит из определенных рамок — в таком случае оно нарушает права человека и граничит с психологическим насилием. Помимо вышеперечисленного, манипуляции и мотивации сходны в том, что они имеют временный характер — они могут сдерживать какие-то поступки или наоборот, побуждать человека к действию лишь на определенный период, пока они актуальны, когда у них кончается «срок действия» необходимо либо применять новый стимул, либо продолжать наблюдать за развитием ситуации. Влиять на человеческое поведение могут не только сами люди, но и культурные артефакты — наверное, каждый из-нас хоть раз замечал, что после прочтения какой-либо книги, просмотра фильмов или фотографий ему хотелось в чем-то измениться, а возможно, и стать лучше, стать похожим на героя прочитанного/просмотренного. Таким образом, контакт с чужим сознанием может протекать не напрямую, а опосредованно. Как мы видим, у мотивации и манипуляции довольно много общих черт. Но также как у лекарства есть противопоказания, так и в этом случае имеются существенные, принципиальные различия. Поговорим о них более подробно. В отличие от манипулятивных техник, мотивирование в учебном процессе предусматривает, что ученик является субъектом деятельности, осознающим цели и мотивы своих поступков. По А.Н. Леонтьеву, возникновение нового общественно ценного и личностно значимого мотива осуществляется на основе психологического механизма «сдвиг мотива на цель». Цели, которые ставит учитель перед своим учеником, при их достижении превращаются в новую мотивацию. Если раньше ученик учился ради того, чтобы избежать наказания, то при достижении успеха и изменении своей позиции в классе, у него появляются устойчивые мотивы достижений и познавательные мотивы. (По материалам бесед с научным руководителем)
Процесс мотивирования человека обычно открытый: педагог поставил перед учащимися задачу и пообещал за ее выполнение какой-либо «бонус». А вот манипуляции редко бывают открытыми (в таком случае —это уже психологическое давление), обычно они воздействуют на психику скрыто, незаметно, часто манипулируемый и сам этого не осознает. Думая, что все решения он принимает самостоятельно, он на самом деле выполняет то, на что его настраивает манипулятор, и именно манипулятор получает большую выгоду от этого процесса. В отличие от манипуляции, мотивация направлена на достижение общего успеха— например, если ученик постарается и будет учиться на золотую медаль, он не только в конце концов ее получит, но и улучшит показатели школы. В процессе мотивации важную роль играет тот факт, что при ней происходит целенаправленное воздействие на усиление каких-либо положительных личностных черт, в то время как манипуляция (за что не зря ее приравнивают порой к понятию «махинация») обычно направлена лишь на потакание слабостям манипулируемого, достижение результата с использованием не всегда честных методов и приемов (ложь, скрытое запугивание и др.). Для для того, чтобы манипулировать человеком, нужно обладать определенными знаниями и технологиями, чего не всегда требуется от процесса мотивации. Кроме того, поскольку манипуляция — это обычно скрытый процесс, человек может даже не осознавать то, что им манипулируют, заставляя сделать несвободный и неосознанный выбор. При мотивации же все происходит с точностью до наоборот — она позволяет усилить личностный фактор мотивируемого. Мы провели социологический Интернет-опрос среди школьников старших классов, студентов и учителей и попросили их ответить на следующие вопросы: 1) Необходимо ли педагогу мотивировать ученика к учебе/общественной деятельности («Если ты будешь хорошо учиться — получишь золотую медаль/диплом и др») или же он сам должен найти в себе стимул к этому? 2) Возможно ли педагогу использовать негативные манипулятивные технологии, чтобы управлять поведением ученика («Если не перестанешь болтать — вызову родителей/поставлю двойку/пойдешь к директору»)? 3) В чем вы видите разницу между манипуляцией и мотивацией? Согласно данным опроса, 44% респондентов при ответе на первый вопрос отметили, что учителю необходимо мотивировать ученика, прививать ему интерес к своему предмету и уважение к авторитету старших. 28% опрошенных сочли, что ребенку необходимо самому находить стимул для обучения и какой-либо деятельности, а оставшиеся 28% ответили, что хотя мотивация, безусловно, важна, но также важно и стремление к развитию и самого ученика. Отвечая на второй вопрос, 56% опрошенных отметили, что педагог может использовать манипулятивные технологии в обучении, но только как крайнюю меру, если поведение ребенка совсем не поддается коррекции, а 44% были твердо уверены в том, что педагог не имеет права манипулировать своими учениками. Изучая ответы на последний вопрос, мы особое внимание уделяли тому, с чем ассоциируется у респондентов термины «манипуляция» и «мотивация». У 96% опрошенных термин «манипуляция» вызывал лишь негативные эмоции, рядом с ним встречались такие понятия, как «махинация», «управление», «ограничение», «принуждение», «шантаж», «давление», «обман», «насилие». В то же время, исходя из слов респондентов, синонимами мотивации являются: «формирование интереса», «помощь», «побуждение», «развитие», «выбор», «вдохновление», «толчок», «активизация», «совет», «стремление». Но важнее всего, как нам кажется, стала проведенная многими респондентами параллель «манипуляция/мотивация» - «воздействие/взаимодействие». Такой ответ встречался у 28% респондентов. Как мы можем судить из результатов этого опроса, среди людей имеет место четкое разделение понятий: «манипуляция — это плохо, а мотивация — это хорошо». Однако, мы уверены, если бы опрошенные знали о положительных сторонах манипулятивных технологий и о негативных — мотивационных, они бы не были столь категоричны. Сейчас в системе дополнительного образования, слушателям предлагается курс под названием «Манипулирование человеком». Нам это не кажется корректным, однако, знания в этой сфере, как показывает практика, востребованы журналистами, менеджерами (особенно по продажам), специалистами по пиару и рекламе. Но вопрос о том, возможно ли и педагогам использовать в своей практике манипулятивные технологии остается спорным.
Список использованной литературы
1)Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., Смысл, Академия, 2005. — 352 с.
2) Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. — 3-е изд. — М.: Речь, 2003. — 304 с.
3)Еникеев М.И. Общая психология. - М.: ПРИОР, 2000 г. 4) Маслоу А. Мотивация и Личность. - СПб.: Евразия, 1999 г.