kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Минимизация фактов возврата приемных детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

статья о том, как минимизировать факты возврата детей

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Минимизация фактов возврата приемных детей»

Адаптация в новой семье процесс двусторонний, т.к. привыкать друг к другу приходится и ребенку, оказавшемуся в новой обстановке, и всем членам семьи — к изменившимся условиям. Как показывает практика, адаптация друг к другу может происходить тяжело и болезненно. Приемные родители не всегда оказываются готовы принять детей такими, какие они есть на самом деле, порой предъявляя завышенные, неадекватные требования к приемному ребенку. В результате возникают кризисные ситуации: противоречия, недоверие, неудовлетворенность, друг другом.

Для предупреждения возникновения кризисных ситуаций, с целью предотвращения возврата ребенка в государственные учреждения, предлагаются разные модели психолого-педагогического сопровождения замещающих семей в кризисной ситуации. Один из наиболее удачных моделей включает в себя основные направления работы (образовательное, психолого-педагогическое, посредническое), проблемные зоны семьи и пути выхода из кризисной ситуации.

Описание модели психолого-педагогического сопровождения замещающих семей в кризисной ситуации. Ребенок, попавший в замещающую семью, становиться активным, полноценным участником конкретной семьи, живет с ними одной жизнью, одними интересами. У детей появляется положительный опыт семейной жизни, семейных отношений. Но, к сожалению, с принятием в семью ребенка благоприятный социально-психологический климат семьи может быть нарушен, так как к новым социальным ролям должен привыкнуть не только ребенок, но и супруги вынуждены изменять свой привычный образ жизни. Каждый член семьи стремиться к утверждению по-своему.

Проблемные зоны замещающей семьи условно можно разделить на три группы:

  • Психологические-поведенческие проблемы ребенка, дисгармония супружеских отношений замещающих родителей;

  • Социальные - неприятие социального окружения замещающей семьи, проблемы социализации;

  • Соматические - стрессовые состояния членов семьи, выражающиеся в различных психосоматических заболеваниях ребенка и замещающих родителей

Проблемные зоны замещающей семьи.

  1. Завышенное ожидание и неадекватные требования к приемному ребенка.

  2. Нежелание, неумение приемной семьи принимать ребенка таким, какой он есть. Закрытость приемной семьи.

  3. Пренебрежительное отношение к нуждам ребенка, жестокое обращение с ним.

  4. Окружение приемной семьи. Ревность собственных детей.

  5. Возложение ответственности на своих приемных несовершеннолетних детей.

  6. Поведенческие проблемы детей, их нежелание учиться, воровство, вранье.

Цель психолого-педагогического сопровождения замещающих семей в кризисной ситуации:

  • Оказание помощи семьям в воспитании приемных детей в кризисной ситуации;

  • Предупреждение распада замещающей семьи;

  • Обеспечение условий гармоничного проживания всех членов замещающей семьи.

Задачи службы комплексного сопровождения:

  1. Оказание помощи ребенку и приемным родителям в решении проблем в период кризиса.

  2. Анализ динамики психолого-педагогического и социального развития ребенка в новых условиях жизни.

  3. Отслеживание успешности становления замещающей семьи.

Работа службы сопровождения должна быть направлена не только на воспитание, его форм поведения в сложившейся конфликтной ситуации, но и на «воспитание родителей»- это международный термин, под которым понимается помощь и рекомендации родителям в исполнении ими родительских функций.

С целью профилактики кризисных ситуаций в замещающих семьях и разрешению сложившейся конфликтной ситуации между всеми участниками конфликта создаются службы комплексного сопровождения замещающих семей.

Существуют этапы работы службы комплексного сопровождения с замещающими семьями в кризисной ситуации. Если работа не будет формальной, правильно подобраны технологии на каждом этапе (подготовительном, диагностическом, реабилитационном, завершающем этапе) : — кризисные ситуации сведутся к минимуму.

Суть комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения замещающей семьи в кризисной ситуации состоит.

  • Всестороннее обсуждение проблем ребенка в ракурсах информации специалистов разного профиля с целью выделения основных составляющих сложившейся кризисной ситуации;

  • Обобщение информаций о результатах изучения сфер индивидуальности ребенка, находящегося в замещающей семье;

  • Утверждение индивидуального коррекционного маршрута;

  • Определение преемственности и последовательности в работе службы сопровождения.

Для оказания помощи замещающим семьям, обеспечение условий гармоничного проживания всех членов замещающей семьи, специалистами службы сопровождения необходимо использовать разнообразные формы и методы работы: индивидуальные и групповые консультации, беседы, коррекционные упражнения с элементами психогимнастики, тренинговые занятия с использованием оборудования сенсорной комнаты, ситуативный разбор, консультирование, практикумы, ролевые игры, изучение семейного альбома, составление генеалогического древа, просмотр семейного видео.

На сегодняшний день, одной из наиболее эффективных форм работы является внедрение в повседневную практику психолого-педагогических технологий:

  • Технология «Психологическая песочница»;

  • Технология «Зазеркалье»;

  • Технология «Служба спасения семьи»;

  • Технология «Не такой!»;

  • Технология «Разговор в темной комнате».

  • «Эвристическая технология».

  • Технология «Домашнее визитирование».

  • Технология «Эффект выбора».

Отдельным самостоятельным направлением работы является создание системы мониторинга совместного проживания сопровождаемых семей, которое фиксируется в следующей документации.

Первый этап — «В гостях у сказки». Этот этап в жизни ребенка и в жизни замеща­ющих родителей является самым прекрасным и замечательным. Родители стараются угодить ребенку, уделяют повышенное внимание, за­даривают подарками, проводят вместе свобод­ное время, отдавая всю накопившуюся потреб­ность в любви.

И ребенок, в свою очередь, безмерно счастлив, что из множества ребят в детском доме, выбрали именно его. Он старается изо всех сил понравиться, угодить «родителям», очень часто сразу начиная обращаться к ним «мама» и «папа». Но, к сожалению, это не означает взаимную любовь и привязанность. По­этому, во время периода знакомства и на первом этапе совместного проживания замещающим родителям рекомендуется бережно отно­ситься к чувствам ребенка, постараться избежать обращений к нему — сыночек/доченька.

Испытывая радость и удовольствие, от своего нового положе­ния, и ребенок, и замещающие родители не вполне осознают, что ско­ро начнутся будни, обычные бытовые дела, проблемы и каждый из них начнет вести себя немножечко иначе, с учетом особенностей лич­ностных качеств, характера, темперамента.

У некоторых детей данный этап сопровождается раздвоенностью чувств, перепадами настроения: с одной стороны состояние эйфории, радости и удовлетворения, с другой идет осознание потери кровной (био­логической) семьи. В такой ситуации родителям рекомендуется проявить понимание и быть готовыми оказать поддержку ребенку.

Дети, в отличие от взрослых, не всегда могут быстро и грамот­но дать понятие терминам «семья», «родители», «дом» и, как правило, это не связано с материальными ценностями. Дом для них — это, прежде всего, место, где их понимают, заботятся, оберегают, любят. Не стоит перегружать нового члена семьи эмоциональными впечатлениями: вываливать на ребенка горы игрушек, закармливать вкусностями и сразу представлять его собственному широкому социальному окру­жению — это может напугать ребенка. Необходимо помнить, что еще не окрепшая детская психика может не справиться с таким объемом информации, нахлынувшей любви, заботы и ласки.

Основная задача родителей, создать в доме атмосферу тепла, понимания и взаимоподдержки, необходимо, чтобы ребенок рядом с ними чувствовал себя защищенным. У ребенка может возникнуть желание поделиться особенностями своей прежней жизни, либо на­оборот, будет избегать вопросов о биологических родителях и перио­де их совместного проживания.

Период «В гостях у сказки» получил такое название не случай­но, этот период в жизни замещающих родителей и приемного ребен­ка обычно окрашен большим взаимным интересом, ожиданиями сча­стья, как со стороны ребенка, так и со стороны взрослых — заметно идеализирован.

В первый месяц совместного проживания вновь созданной се­мьи сотрудники РЦ поддерживают связь с замещающими родителя­ми и ребенком посредством телефонных переговоров. Так же, в тече­ние первой недели осуществляется визит специалистов в семью. Во время визита происходит общение с родителями о первых днях жиз­ни ребенка в семье, обращается внимание на эмоциональный фон, настроение всех членов семьи, знакомство с бытом и ближайшим со­циальным окружением.

На данном этапе целесообразно применение следующих технологий:

  • Технология «Психологическая песочница»;

Основная цель технологии-оказание помощи в полноценном развитиии и хорошей адаптации к постоянно возникающим изменениям в жизни человека, поддержание эмоциональной стабильности, формирование стрессоустойчивости, а также развитие и коррекция сенсорно-перцептивной сферы.

Задачи-формирование навыков позитивного мышления, обучение приемам релаксации, коррекция внутриличностных проблем, посттравматических стрессовых ситуаций в случаях возникновения кризисных ситуаций между детьми и потенциально замещающими родителями.

Результат-стабилизация эмоционального состояния, устранение фобий, развитие сенсорно-перцептивной сферы, социально-психологическая реабелитация.

  • Технология «Домашнее визитирование». Технология позволяет иметь более четкое и наглядное представление о том, каких условиях живут семья и ребенок, какие существуют проблемы и конфликты, следовательно, сделать вывод о том, какие виды помощи необходимы.Домашнее визитирование необходимо также, когда семья находится уже на крайней стадии кризиса и нуждается в экстренной помощи.

Методы и методики:

наблюдение, анкетирование беседы, тестирование, проективные методики групповое психологическое консультирование, тренинги, артерапия;

-выявление уровня воспитательного потенциала родителей (тест «Кинетический рисунок семьи», опросник «Анализ семейных взаимоотношений»

-выявление проблем в воспитании детей- тест «Я и мой ребенок»

-выявление роли отца в семье.

  • «Разговор в темной комнате» (сенсорная комната).

Основная цель технологии-решение личностных и психотравмирующих проблем, в преодолении страхов и переживаний в адаптационный период. Применение технологии помогает не только в решении актуальных проблем, но и оказывает оздоравливающий эффект на нервную систему и весь организм.

Второй этап «Крушение идеалов» — наступает примерно через месяц и может длиться до полугода. Появление в структуре семьи нового члена, в данном случае приемного ребенка, вносит в ее функционирование существенные изменения. Супруги могут столкнуться с рядом проблем, которые они не предполагали увидеть. Именно на этом этапе чаще всего возникают кризисные ситуации.!!!

На данном этапе процесс взаим­ной адаптации приостанавливается, так как первые впечатления прошли, и начинается кропотливый и дли­тельный процесс привыкания членов семьи к особенностям характе­ра и темперамента, установки определенных границ поведения, фор­мы общения, и требований послушания со стороны родителей. В ре­зультате возникают конфликтные ситуации, являющиеся частью естественного процесса адаптации ребенка и членов семьи друг к другу.

В такой момент замещающим родителям не нужно пугаться и думать, что они совершили ошибку, взяв приемного ребенка в семью.

Это закономерный процесс и ухудшение поведения ребенка следует рассматривать как хороший знак, свидетельствующий о том, что отношения в семье развиваются правильно, что ребенок чувству­ет себя уверенно и спокойно. Это предпосылки появляющегося дове­рия к замещающим родителям, ребенок демонстрирует свою готов­ность показать новой семье «свое истинное лицо».

Родителям необходимо сконцентрироваться, набраться терпе­ния и применить все свои знания в области детско-родительской кон­фликтологии.

Каждый ребенок проходит свой единственный период адаптации, и никто заранее не может предугадать, какие неожиданности мо­гут возникнуть. К сожалению, некоторым замещающим родителям не удается преодолеть этот сложный этап, не найдя понимания с ре­бенком, они начинают ощущать свою беспомощность, разочарование. Приемные родители не всегда оказываются готовы принять детей такими, какие они есть на самом деле, часто предъявляют слиш­ком завышенные требования к детям, которые им выполнить не по силам, сравнивают своих детей (если таковые имеются) с приемны­ми, что не допустимо. Необходимо помнить, что ухудшению поведения ребенка мо­гут способствовать ошибки замещающих родителей.

В результате, некоторые замещающие родители в кризисных ситуациях не справляются с проблемами, и единственным выходом для них является возврат ребенка в детский дом.

Выявленные и нерешенные проблемы будут вновь и вновь на­поминать о себе и тянуть семью назад, поэтому, только успешное пре­одоление данного (кризисного) этапа позволяет перейти на следую­щий этап развития и укрепления семьи. Пройдя через кризис, заме­щающие родители приобретают необходимую уверенность, что, не­сомненно, помогает им добиться больших успехов в понимании ре­бенка, а у ребенка снижается уровень тревожности и повышается са­мооценка, что позволяет всем членам замещающей семьи строить более гармоничные взаимоотношения.

На данном этапе целесообразно применение следующих технологий:

  • «Эвристическая технология». Смысл эвристического подхода в том, чтобы не только найти путь выхода из сложной ситуации, но и вызвать новые идеи, являющиеся мотивом к постановке жизненных целей. Цель эвристической технологии – оказание помощи в решении личностных проблем, реабилитации психологического здоровья, стабилизации эмоционального состояния, выход из морального и интеллектуального тупика, снятие психосоматических проблем как детей, так и взрослых.

Задачи:

  • Выявление причин проблемных жизненных ситуаций

  • Обучение различным способам выхода из напряженного эмоционального и стрессового состояния

  • Расширение знания клиента в сфере рефлексии проблемной ситуации, поиска путей выхода

  • Формирование умений и навыков саморегуляции для самоконтроля и стрессоустойчивости

  • Психологическая реабилитация с построением дальнейшего жизненного сценария.

Результаты- выход из морального и интеллектуального тупика, стабилизация эмоционального состояния, устранение негативных психосоматических симптомов.

  • «Зазеркалье».

Основная цель технологии оказание помощи семье и ребенку в решении проблемы семейных взаимоотношений с использованием метода объективного включения. Она позволяет выявить скрытые причины конфликтов, взглянуть на проблему «со стороны». Помогает в преодолении семейных разногласий, формирует мотивацию к изменению ситуации у всех членов семьи.

  • «Не такой». Семейная дезадаптация: завышенные ожидания неадекватные требования к приемному ребенку или неумение замещающей семьи принимать ребенка таким, какой он есть. Технология позволяет семья научиться избегать серьезных внутрисемейных конфликтов , которые приводят к кризису семьи, и главное самостоятельно находить решения и выходы из трудных ситуаций.

  • «Эффект выбора».

Основная цель технологии-оказание полноценной профессиональной помощи в ситуации выбора, достижение положительного эффекта в разных жизненных ситуациях, осуществление кризисного консультированияВ результате выявляются причины кризиса, формируется стрессоустойчивость, повышение самооценки. Формируются ЗУН по применению приемов, помогающих правильно выходить из ситуации затрудненного выбора с наименьшими потерями и положительными результатами.

  • Технология «Психологическая песочница»;

  • Технология «Домашнее визитирование»;

  • «Разговор в темной комнате» (сенсорная комната)

ПРИМЕРЫ ИЗ СОБСТВЕННОГО ОПЫТА РАБОТЫ!!! Первый этап прошел замечательно. Из телефонных разговоров специалистов службы было установлено, что в семье появились проблемы. На этом этапе адаптации ребенка к условиям приемной семьи было выявлено, что воспитательные установки одного из приемных родителей (в данном случае отца) не были сформированы в достаточной степени, а именно:

  • Эмоциональное отношение к ребенку (слабая степень принятия)

  • Неадекватное представление о ребенке

  • Слабая степень открытости к ребенку

  • Авторитарный контроль

В индивидуальной работе психолога с приемными родителями было установлено, что причиной сложившейся кризисной ситуации явился факт, воспоминая ребенка о якобы родном биологическом отце. Так как приемный родитель был настроен на сохранение отношений, был составлен план реабилитационно-коррекционной работы.

Третий этап «Равновесие» или стабилизация отношений. Этот этап завершает процесс адаптации ребенка в новой семье. Пройдя че­рез трудности кризисного периода, замещающие родители гораздо луч­ше понимают проблемы ребенка и находят подходы к их решению.

Все члены замещающей семьи начинают осознавать свою це­лостность, что означает переход на качественно новый уровень раз­вития. Ребенок чувствует хорошее отношение к себе, возникает при­вязанность, внимание и интерес ко всем делам семьи. Родители при­няли ребенка с его индивидуальными особенностями и поведенчес­кими проявлениями. Дальнейшее развитие семейной системы начи­нает происходить аналогично обычной семье с растущими детьми, с присущими им возрастными кризисами.

На данном этапе система выработанных детско-родительских отношений входит в стабильное состояние, это состояние психологи­ческой и эмоциональной защищенности, которое возникает и у ре­бенка, и у родителей. Без достижения такого результата дальнейшая жизнь и развитие ребенка в замещающей семье невозможны, так как выявленные и не решенные проблемы неизбежно приведут к взаим­ному разочарованию.

Об успешной адаптации ребенка к новым условиям прожива­ния в замещающей семье свидетельствует принятие всеми членами семьи, созданных условий и отношений, что говорит об успешной социализации ребенка и возможностью расширения его социального окружения.

На данном этапе целесообразно применение следующих технологий:

  • Технология «Домашнее визитирование»

  • «Разговор в темной комнате» (сенсорная комната).

  • Технология «Психологическая песочница»;

Самая большая ошибка пытаться изменить ребенка под осо­бенности замещающей семьи. Реабилитация ребенка невозможна без реабилитации семьи.

ВЫВОД

Эффектностью работы по профилактике кризисных ситуаций в замещающих семьях является установление состояния гармонии в замещающей семье:

  • Прочность и надежность устройства ребенка в замещающую семью.

  • Удовлетворенность ребенка в замещающей семье.

  • Положительная динамика развития ребенка в замещающей семье.

  • Удовлетворение потребностей всех членов семьи.

  • Гармонизация внутрисемейных отношений.

  • Повышение педагогической компетентности родителей.

  • Предотвращение возврата детей из замещающих семей.

Ожидаемые результаты

  • Эффективная система сопровождения замещающих семей.

  • Отсутствие кризисных ситуаций в сопровождаемых семья в период адаптации.

  • Гармонизация внутрисемейных отношений и внутреннего мира замещающих родителей.

  • повышение психолого-педагогической компетентности родителей, овладение техниками эффективного взаимодействия с ребенком.

  • Повышение уровня психического и личностного развития детей.

  • Укрепление социальных связей семьи.

  • Максимальное сокращение случаев возвращения ребенка в государственные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

  • Повышение социального статуса замещающей семьи.

К сожалению, даже принимая меры для предупреждения воз­вратов детей из приемных семей невозможно их предотвратить. Опасность возврата ребенка из семьи будет существовать на протяжении всего периода проживания ребенка в замещающей семье и это может быть связано как с объективными, так и с субъективными причинами.

Риски возвратов детей из семей, возможно минимализировать только благодаря постоянному сопровождению команды специалистов, способной своевременно оказать помощь, поддержку, дать совет, предостеречь, рассказать о возрастных особенностях развития ребенка, а при необходимости купировать назревающий конфликт на начальной стадии.

Профессиональное сопровождение замещающих семей — это один из важнейших этапов в работе специалистов любого учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Социально-психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей рассматривается как система мер, направлен­ных на предотвращение семейного неблагополучия, преодоление трудностей воспитания в семье, и обеспечивающих такие психолого-педагогические и социально-психологические условия жизнедеятель­ности родителей и ребенка, которые способствуют полноценному раз­витию личности ребенка и повышению психолого-педагогической компетентности родителей.

Для того, чтобы сопровождение приемной семьи было продуктивным, необходимо обеспечить планомерность данного процесса. В этом случае при первичном консультировании составляется индивидуальный план сопровождения, содержащий мероприятия с целями и задачами и график посещения. Данная технология описана в методическом пособии ….. под названием «Домашнее визитирование».




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Минимизация фактов возврата приемных детей

Автор: Денисова Виктория Сергеевна

Дата: 17.11.2021

Номер свидетельства: 591711


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства