Просмотр содержимого документа
«Минимизация фактов возврата приемных детей»
Адаптация в новой семье процесс двусторонний, т.к. привыкать друг к другу приходится и ребенку, оказавшемуся в новой обстановке, и всем членам семьи — к изменившимся условиям. Как показывает практика, адаптация друг к другу может происходить тяжело и болезненно. Приемные родители не всегда оказываются готовы принять детей такими, какие они есть на самом деле, порой предъявляя завышенные, неадекватные требования к приемному ребенку. В результате возникают кризисные ситуации: противоречия, недоверие, неудовлетворенность, друг другом.
Для предупреждения возникновения кризисных ситуаций, с целью предотвращения возврата ребенка в государственные учреждения, предлагаются разные модели психолого-педагогического сопровождения замещающих семей в кризисной ситуации. Один из наиболее удачных моделей включает в себя основные направления работы (образовательное, психолого-педагогическое, посредническое), проблемные зоны семьи и пути выхода из кризисной ситуации.
Описание модели психолого-педагогического сопровождения замещающих семей в кризисной ситуации. Ребенок, попавший в замещающую семью, становиться активным, полноценным участником конкретной семьи, живет с ними одной жизнью, одними интересами. У детей появляется положительный опыт семейной жизни, семейных отношений. Но, к сожалению, с принятием в семью ребенка благоприятный социально-психологический климат семьи может быть нарушен, так как к новым социальным ролям должен привыкнуть не только ребенок, но и супруги вынуждены изменять свой привычный образ жизни. Каждый член семьи стремиться к утверждению по-своему.
Проблемные зоны замещающей семьи условно можно разделить на три группы:
Психологические-поведенческие проблемы ребенка, дисгармония супружеских отношений замещающих родителей;
Социальные - неприятие социального окружения замещающей семьи, проблемы социализации;
Соматические - стрессовые состояния членов семьи, выражающиеся в различных психосоматических заболеваниях ребенка и замещающих родителей
Проблемные зоны замещающей семьи.
Завышенное ожидание и неадекватные требования к приемному ребенка.
Нежелание, неумение приемной семьи принимать ребенка таким, какой он есть. Закрытость приемной семьи.
Пренебрежительное отношение к нуждам ребенка, жестокое обращение с ним.
Окружение приемной семьи. Ревность собственных детей.
Возложение ответственности на своих приемных несовершеннолетних детей.
Поведенческие проблемы детей, их нежелание учиться, воровство, вранье.
Цель психолого-педагогического сопровождения замещающих семей в кризисной ситуации:
Оказание помощи семьям в воспитании приемных детей в кризисной ситуации;
Предупреждение распада замещающей семьи;
Обеспечение условий гармоничного проживания всех членов замещающей семьи.
Задачи службы комплексного сопровождения:
Оказание помощи ребенку и приемным родителям в решении проблем в период кризиса.
Анализ динамики психолого-педагогического и социального развития ребенка в новых условиях жизни.
Отслеживание успешности становления замещающей семьи.
Работа службы сопровождения должна быть направлена не только на воспитание, его форм поведения в сложившейся конфликтной ситуации, но и на «воспитание родителей»- это международный термин, под которым понимается помощь и рекомендации родителям в исполнении ими родительских функций.
С целью профилактики кризисных ситуаций в замещающих семьях и разрешению сложившейся конфликтной ситуации между всеми участниками конфликта создаются службы комплексного сопровождения замещающих семей.
Существуют этапы работы службы комплексного сопровождения с замещающими семьями в кризисной ситуации. Если работа не будет формальной, правильно подобраны технологии на каждом этапе (подготовительном, диагностическом, реабилитационном, завершающем этапе) : — кризисные ситуации сведутся к минимуму.
Суть комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения замещающей семьи в кризисной ситуации состоит.
Всестороннее обсуждение проблем ребенка в ракурсах информации специалистов разного профиля с целью выделения основных составляющих сложившейся кризисной ситуации;
Обобщение информаций о результатах изучения сфер индивидуальности ребенка, находящегося в замещающей семье;
Определение преемственности и последовательности в работе службы сопровождения.
Для оказания помощи замещающим семьям, обеспечение условий гармоничного проживания всех членов замещающей семьи, специалистами службы сопровождения необходимо использовать разнообразные формы и методы работы: индивидуальные и групповые консультации, беседы, коррекционные упражнения с элементами психогимнастики, тренинговые занятия с использованием оборудования сенсорной комнаты, ситуативный разбор, консультирование, практикумы, ролевые игры, изучение семейного альбома, составление генеалогического древа, просмотр семейного видео.
На сегодняшний день, одной из наиболее эффективных форм работы является внедрение в повседневную практику психолого-педагогических технологий:
Технология «Психологическая песочница»;
Технология «Зазеркалье»;
Технология «Служба спасения семьи»;
Технология «Не такой!»;
Технология «Разговор в темной комнате».
«Эвристическая технология».
Технология «Домашнее визитирование».
Технология «Эффект выбора».
Отдельным самостоятельным направлением работы является создание системы мониторинга совместного проживания сопровождаемых семей, которое фиксируется в следующей документации.
Первый этап — «В гостях у сказки». Этот этап в жизни ребенка и в жизни замещающих родителей является самым прекрасным и замечательным. Родители стараются угодить ребенку, уделяют повышенное внимание, задаривают подарками, проводят вместе свободное время, отдавая всю накопившуюся потребность в любви.
И ребенок, в свою очередь, безмерно счастлив, что из множества ребят в детском доме, выбрали именно его. Он старается изо всех сил понравиться, угодить «родителям», очень часто сразу начиная обращаться к ним «мама» и «папа». Но, к сожалению, это не означает взаимную любовь и привязанность. Поэтому, во время периода знакомства и на первом этапе совместного проживания замещающим родителям рекомендуется бережно относиться к чувствам ребенка, постараться избежать обращений к нему — сыночек/доченька.
Испытывая радость и удовольствие, от своего нового положения, и ребенок, и замещающие родители не вполне осознают, что скоро начнутся будни, обычные бытовые дела, проблемы и каждый из них начнет вести себя немножечко иначе, с учетом особенностей личностных качеств, характера, темперамента.
У некоторых детей данный этап сопровождается раздвоенностью чувств, перепадами настроения: с одной стороны состояние эйфории, радости и удовлетворения, с другой идет осознание потери кровной (биологической) семьи. В такой ситуации родителям рекомендуется проявить понимание и быть готовыми оказать поддержку ребенку.
Дети, в отличие от взрослых, не всегда могут быстро и грамотно дать понятие терминам «семья», «родители», «дом» и, как правило, это не связано с материальными ценностями. Дом для них — это, прежде всего, место, где их понимают, заботятся, оберегают, любят. Не стоит перегружать нового члена семьи эмоциональными впечатлениями: вываливать на ребенка горы игрушек, закармливать вкусностями и сразу представлять его собственному широкому социальному окружению — это может напугать ребенка. Необходимо помнить, что еще не окрепшая детская психика может не справиться с таким объемом информации, нахлынувшей любви, заботы и ласки.
Основная задача родителей, создать в доме атмосферу тепла, понимания и взаимоподдержки, необходимо, чтобы ребенок рядом с ними чувствовал себя защищенным. У ребенка может возникнуть желание поделиться особенностями своей прежней жизни, либо наоборот, будет избегать вопросов о биологических родителях и периоде их совместного проживания.
Период «В гостях у сказки» получил такое название не случайно, этот период в жизни замещающих родителей и приемного ребенка обычно окрашен большим взаимным интересом, ожиданиями счастья, как со стороны ребенка, так и со стороны взрослых — заметно идеализирован.
В первый месяц совместного проживания вновь созданной семьи сотрудники РЦ поддерживают связь с замещающими родителями и ребенком посредством телефонных переговоров. Так же, в течение первой недели осуществляется визит специалистов в семью. Во время визита происходит общение с родителями о первых днях жизни ребенка в семье, обращается внимание на эмоциональный фон, настроение всех членов семьи, знакомство с бытом и ближайшим социальным окружением.
На данном этапе целесообразно применение следующих технологий:
Технология «Психологическая песочница»;
Основная цель технологии-оказание помощи в полноценном развитиии и хорошей адаптации к постоянно возникающим изменениям в жизни человека, поддержание эмоциональной стабильности, формирование стрессоустойчивости, а также развитие и коррекция сенсорно-перцептивной сферы.
Задачи-формирование навыков позитивного мышления, обучение приемам релаксации, коррекция внутриличностных проблем, посттравматических стрессовых ситуаций в случаях возникновения кризисных ситуаций между детьми и потенциально замещающими родителями.
Результат-стабилизация эмоционального состояния, устранение фобий, развитие сенсорно-перцептивной сферы, социально-психологическая реабелитация.
Технология «Домашнее визитирование». Технология позволяет иметь более четкое и наглядное представление о том, каких условиях живут семья и ребенок, какие существуют проблемы и конфликты, следовательно, сделать вывод о том, какие виды помощи необходимы.Домашнее визитирование необходимо также, когда семья находится уже на крайней стадии кризиса и нуждается в экстренной помощи.
-выявление уровня воспитательного потенциала родителей (тест «Кинетический рисунок семьи», опросник «Анализ семейных взаимоотношений»
-выявление проблем в воспитании детей- тест «Я и мой ребенок»
-выявление роли отца в семье.
«Разговор в темной комнате» (сенсорная комната).
Основная цель технологии-решение личностных и психотравмирующих проблем, в преодолении страхов и переживаний в адаптационный период. Применение технологии помогает не только в решении актуальных проблем, но и оказывает оздоравливающий эффект на нервную систему и весь организм.
Второй этап «Крушение идеалов» — наступает примерно через месяц и может длиться до полугода. Появление в структуре семьи нового члена, в данном случае приемного ребенка, вносит в ее функционирование существенные изменения. Супруги могут столкнуться с рядом проблем, которые они не предполагали увидеть. Именно на этом этапе чаще всего возникают кризисные ситуации.!!!
На данном этапе процесс взаимной адаптации приостанавливается, так как первые впечатления прошли, и начинается кропотливый и длительный процесс привыкания членов семьи к особенностям характера и темперамента, установки определенных границ поведения, формы общения, и требований послушания со стороны родителей. В результате возникают конфликтные ситуации, являющиеся частью естественного процесса адаптации ребенка и членов семьи друг к другу.
В такой момент замещающим родителям не нужно пугаться и думать, что они совершили ошибку, взяв приемного ребенка в семью.
Это закономерный процесс и ухудшение поведения ребенка следует рассматривать как хороший знак, свидетельствующий о том, что отношения в семье развиваются правильно, что ребенок чувствует себя уверенно и спокойно. Это предпосылки появляющегося доверия к замещающим родителям, ребенок демонстрирует свою готовность показать новой семье «свое истинное лицо».
Родителям необходимо сконцентрироваться, набраться терпения и применить все свои знания в области детско-родительской конфликтологии.
Каждый ребенок проходит свой единственный период адаптации, и никто заранее не может предугадать, какие неожиданности могут возникнуть. К сожалению, некоторым замещающим родителям не удается преодолеть этот сложный этап, не найдя понимания с ребенком, они начинают ощущать свою беспомощность, разочарование. Приемные родители не всегда оказываются готовы принять детей такими, какие они есть на самом деле, часто предъявляют слишком завышенные требования к детям, которые им выполнить не по силам, сравнивают своих детей (если таковые имеются) с приемными, что не допустимо. Необходимо помнить, что ухудшению поведения ребенка могут способствовать ошибки замещающих родителей.
В результате, некоторые замещающие родители в кризисных ситуациях не справляются с проблемами, и единственным выходом для них является возврат ребенка в детский дом.
Выявленные и нерешенные проблемы будут вновь и вновь напоминать о себе и тянуть семью назад, поэтому, только успешное преодоление данного (кризисного) этапа позволяет перейти на следующий этап развития и укрепления семьи. Пройдя через кризис, замещающие родители приобретают необходимую уверенность, что, несомненно, помогает им добиться больших успехов в понимании ребенка, а у ребенка снижается уровень тревожности и повышается самооценка, что позволяет всем членам замещающей семьи строить более гармоничные взаимоотношения.
На данном этапе целесообразно применение следующих технологий:
«Эвристическая технология». Смысл эвристического подхода в том, чтобы не только найти путь выхода из сложной ситуации, но и вызвать новые идеи, являющиеся мотивом к постановке жизненных целей. Цель эвристической технологии – оказание помощи в решении личностных проблем, реабилитации психологического здоровья, стабилизации эмоционального состояния, выход из морального и интеллектуального тупика, снятие психосоматических проблем как детей, так и взрослых.
Задачи:
Выявление причин проблемных жизненных ситуаций
Обучение различным способам выхода из напряженного эмоционального и стрессового состояния
Расширение знания клиента в сфере рефлексии проблемной ситуации, поиска путей выхода
Формирование умений и навыков саморегуляции для самоконтроля и стрессоустойчивости
Психологическая реабилитация с построением дальнейшего жизненного сценария.
Результаты- выход из морального и интеллектуального тупика, стабилизация эмоционального состояния, устранение негативных психосоматических симптомов.
«Зазеркалье».
Основная цель технологии оказание помощи семье и ребенку в решении проблемы семейных взаимоотношений с использованием метода объективного включения. Она позволяет выявить скрытые причины конфликтов, взглянуть на проблему «со стороны». Помогает в преодолении семейных разногласий, формирует мотивацию к изменению ситуации у всех членов семьи.
«Не такой». Семейная дезадаптация: завышенные ожидания неадекватные требования к приемному ребенку или неумение замещающей семьи принимать ребенка таким, какой он есть. Технология позволяет семья научиться избегать серьезных внутрисемейных конфликтов , которые приводят к кризису семьи, и главное самостоятельно находить решения и выходы из трудных ситуаций.
«Эффект выбора».
Основная цель технологии-оказание полноценной профессиональной помощи в ситуации выбора, достижение положительного эффекта в разных жизненных ситуациях, осуществление кризисного консультирования. В результате выявляются причины кризиса, формируется стрессоустойчивость, повышение самооценки. Формируются ЗУН по применению приемов, помогающих правильно выходить из ситуации затрудненного выбора с наименьшими потерями и положительными результатами.
Технология «Психологическая песочница»;
Технология «Домашнее визитирование»;
«Разговор в темной комнате» (сенсорная комната)
ПРИМЕРЫ ИЗ СОБСТВЕННОГО ОПЫТА РАБОТЫ!!! Первый этап прошел замечательно. Из телефонных разговоров специалистов службы было установлено, что в семье появились проблемы. На этом этапе адаптации ребенка к условиям приемной семьи было выявлено, что воспитательные установки одного из приемных родителей (в данном случае отца) не были сформированы в достаточной степени, а именно:
Эмоциональное отношение к ребенку (слабая степень принятия)
Неадекватное представление о ребенке
Слабая степень открытости к ребенку
Авторитарный контроль
В индивидуальной работе психолога с приемными родителями было установлено, что причиной сложившейся кризисной ситуации явился факт, воспоминая ребенка о якобы родном биологическом отце. Так как приемный родитель был настроен на сохранение отношений, был составлен план реабилитационно-коррекционной работы.
Третий этап «Равновесие» или стабилизация отношений. Этот этап завершает процесс адаптации ребенка в новой семье. Пройдя через трудности кризисного периода, замещающие родители гораздо лучше понимают проблемы ребенка и находят подходы к их решению.
Все члены замещающей семьи начинают осознавать свою целостность, что означает переход на качественно новый уровень развития. Ребенок чувствует хорошее отношение к себе, возникает привязанность, внимание и интерес ко всем делам семьи. Родители приняли ребенка с его индивидуальными особенностями и поведенческими проявлениями. Дальнейшее развитие семейной системы начинает происходить аналогично обычной семье с растущими детьми, с присущими им возрастными кризисами.
На данном этапе система выработанных детско-родительских отношений входит в стабильное состояние, это состояние психологической и эмоциональной защищенности, которое возникает и у ребенка, и у родителей. Без достижения такого результата дальнейшая жизнь и развитие ребенка в замещающей семье невозможны, так как выявленные и не решенные проблемы неизбежно приведут к взаимному разочарованию.
Об успешной адаптации ребенка к новым условиям проживания в замещающей семье свидетельствует принятие всеми членами семьи, созданных условий и отношений, что говорит об успешной социализации ребенка и возможностью расширения его социального окружения.
На данном этапе целесообразно применение следующих технологий:
Технология «Домашнее визитирование»
«Разговор в темной комнате» (сенсорная комната).
Технология «Психологическая песочница»;
Самая большая ошибка пытаться изменить ребенка под особенности замещающей семьи. Реабилитация ребенка невозможна без реабилитации семьи.
ВЫВОД
Эффектностью работы по профилактике кризисных ситуаций в замещающих семьях является установление состояния гармонии в замещающей семье:
Прочность и надежность устройства ребенка в замещающую семью.
Удовлетворенность ребенка в замещающей семье.
Положительная динамика развития ребенка в замещающей семье.
Удовлетворение потребностей всех членов семьи.
Гармонизация внутрисемейных отношений.
Повышение педагогической компетентности родителей.
Предотвращение возврата детей из замещающих семей.
Ожидаемые результаты
Эффективная система сопровождения замещающих семей.
Отсутствие кризисных ситуаций в сопровождаемых семья в период адаптации.
Гармонизация внутрисемейных отношений и внутреннего мира замещающих родителей.
повышение психолого-педагогической компетентности родителей, овладение техниками эффективного взаимодействия с ребенком.
Повышение уровня психического и личностного развития детей.
Укрепление социальных связей семьи.
Максимальное сокращение случаев возвращения ребенка в государственные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Повышение социального статуса замещающей семьи.
К сожалению, даже принимая меры для предупреждения возвратов детей из приемных семей невозможно их предотвратить. Опасность возврата ребенка из семьи будет существовать на протяжении всего периода проживания ребенка в замещающей семье и это может быть связано как с объективными, так и с субъективными причинами.
Риски возвратов детей из семей, возможно минимализировать только благодаря постоянному сопровождению команды специалистов, способной своевременно оказать помощь, поддержку, дать совет, предостеречь, рассказать о возрастных особенностях развития ребенка, а при необходимости купировать назревающий конфликт на начальной стадии.
Профессиональное сопровождение замещающих семей — это один из важнейших этапов в работе специалистов любого учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Социально-психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей рассматривается как система мер, направленных на предотвращение семейного неблагополучия, преодоление трудностей воспитания в семье, и обеспечивающих такие психолого-педагогические и социально-психологические условия жизнедеятельности родителей и ребенка, которые способствуют полноценному развитию личности ребенка и повышению психолого-педагогической компетентности родителей.
Для того, чтобы сопровождение приемной семьи было продуктивным, необходимо обеспечить планомерность данного процесса. В этом случае при первичном консультировании составляется индивидуальный план сопровождения, содержащий мероприятия с целями и задачами и график посещения. Данная технология описана в методическом пособии ….. под названием «Домашнее визитирование».