kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические рекомендации по выполнению практических заданий по ОП 02 Техническая графика для студентов ППКРС 15.01.26 Токарь - универсал

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации  разработаны с целью оказания помощи студентам при выполнении практических заданий по ОП 02 Техническая графика. Содержат рекомендации к теоритическим и практическим вопросам  по выполнению практических заданий.  Предназначены для ППКРС 15.01.26 Токарь-универсал.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по выполнению практических заданий по ОП 02 Техническая графика для студентов ППКРС 15.01.26 Токарь - универсал»

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Челябинский государственный промышленно-гуманитарный техникум имени А.В. Яковлева»







УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УР

______________Т.И.Казакова

«_____»_____________20__г


Рег.№_________




ОП. 02 ТЕХНИЧЕСКАЯ ГРАФИКА





Методические рекомендации по выполнению практических занятий

для студентов ППКРС


15.01.26 Токарь - универсал


















Челябинск, 2016


Допущено методическим советом ГБПОУ «ЧГПГТ им. А.В.Яковлева» в качестве методического издания. Протокол от «___»____________201__г № _____.







Методические рекомендации разработаны с целью направления и оказания помощи студентам при выполнении практических занятий по дисциплине ОП.02 Техническая графика

Методические рекомендации предназначены для студентов всех форм обучения по профессии 15.01.26 Токарь - универсал

Содержат рекомендации к теоретическим и практическим вопросам по выполнению заданий практической части.








Составитель


Преподаватель Л.И.Добрынина






Подготовлено на цикловой комиссии

__________________________________________________

(протокол заседания ЦК от «___»______________ 20__ г №__)




Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета,

представленного составителями (ем)












Содержание


Пояснительная записка

4

1

Практическое занятие 1

Чтение рабочих чертежей

5

2

Практическое занятие 2

Нанесение размеров и отклонений на рабочих чертежах.

Выполнения чертежей деталей с резьбой.

11

3

Практическое занятие 3

Чтение кинематических схем

18



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Методические рекомендации предназначены для студентов, обучающихся по профессии 15.01.26 Токарь - универсал для выполнения студентов практических занятий по учебной дисциплине ОП.02. Техническая графика.

Цель данных методических указаний – направление и оказание помощи студентам при выполнении практических занятий по учебной дисциплине ОП.02 Техническая графика

Содержание методических указаний ориентировано на формирование общих и профессиональных компетенций:





ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

В результате выполнения практических занятий по дисциплине Техническая графика студент должен

уметь:

- читать и оформлять чертежи, схемы и графики;

- составлять эскизы на обрабатываемые детали с указанием допусков и посадок;

- пользоваться справочной литературой;

- пользоваться спецификацией в процессе чтения сборочных чертежей, схем;

- выполнять расчёты величин предельных размеров и допуска по данным чертежа и определять годность заданных действительных размеров.

Количество 12 часов на практические занятия устанавливается учебным планом, а перечень – рабочей программой учебной дисциплины.












Практическое занятие 1 Тема: Чтение рабочих чертежей

1.Цель:

- формирование умений читать чертежи;

- формирование умения  пользоваться справочной литературой;

- формирование умения пользоваться спецификацией в процессе чтения сборочных чертежей.


2.Материалы и оборудование

- компьютер, проектор, раздаточный материал.

3. Пояснение к работе

Чтение чертежа заключается в представлении по плоским изображениям объемной формы предмета и в определении его размеров. Эту работу рекомендуется проводить в такой последовательности:

1.Прочитать основную надпись чертежа. Из нее можно узнать название детали, наименование материала, из которого ее изготовляют, масштаб изображений и другие сведения.

2.Определить, какие виды детали даны на чертеже, какой из них является главным.

3.Рассмотреть виды во взаимной связи и попытаться определить форму детали со всеми подробностями. Этой задаче помогает анализ изображений, данных на чертеже. Представив по чертежу геометрическую форму каждой части детали, мысленно объединяют их в единое целое.

4.Определить по чертежу размеры детали и ее элементов.

Приведем пример чтения чертежа детали (вначале даны вопросы к чертежу, а затем ответы на них).

Вопросы составлены в последовательности, соответствующей правильному порядку чтения чертежей)

Вопросы к чертежу (рис. 143)

1.Назовите как называется деталь?

2.Назовите из какого материала ее изготовляют?

3.Назовите в каком масштабе выполнен чертеж?

4.Назовите какие виды содержит чертеж?

5.Опишите общую форму детали.

6.Назовите чему равны габаритные размеры деталей и размеры отдельных частей?

Рис. 143. Чертеж детали

Ответы на вопросы к чертежу (см. рис. 143).

1.Назовите какая деталь называется «направляющая».

2.Назовите из какой стали изготовляют деталь.

3.Назовите масштаб чертежа 1:1, т. е. деталь изображена в натуральную величину.

4.Чертеж содержит два вида: главный и слева.

5.Выделив части детали, рассмотрим их слева направо, сопоставляя оба вида.

Крайняя левая часть на главном виде имеет форму прямоугольника, а на виде слева — окружности. Значит, это цилиндр, так как такие проекции характерны для цилиндра.

Вторая слева часть на главном виде имеет форму трапеции. На виде слева она показана двумя окружностями. Такие проекции может иметь только усеченный конус.

Третья часть, как и первая, показана на главном виде прямоугольником, а на виде слева — окружностью. Значит, она имеет также форму цилиндра.

Четвертая часть на главном виде имеет очертание прямоугольника, внутри которой проведены две горизонтальные линии, а на виде слева — шестиугольника. Такие изображения характерны для шестиугольной призмы.

Крайняя справа часть показана прямоугольником на главном виде и окружностью на виде слева.

Мы знаем, что такие изображения определяют цилиндр. По штриховым линиям на главном виде и по окружности самого меньшего диаметра на виде слева можно сделать вывод, что внутри детали имеется сквозное цилиндрическое отверстие.

Объединив все части, устанавливаем общую форму предмета (рис. 144). Она представляет собой сочетание цилиндров, усеченного конуса и шестиугольной призмы, расположенных на одной оси. Вдоль оси детали проходит сквозное цилиндрическое отверстие.

Рис. 144. Изометрическая проекция детали

Габаритные (наибольшие и наименьшие) размеры детали таковы: длина 160 мм, диаметр 90 мм, диаметр отверстия 20 мм. Диаметр крайней левой цилиндрической части 30 мм, длина 18 мм. Высота усеченного конуса 20 мм, угол при вершине 30°, диаметр большего основания 48 мм. Такой же диаметр имеет следующая цилиндрическая часть. Длина цилиндра определяется как разность между размерами 75 и 38, т. е. равна 37 мм. Два размера части детали, имеющей форму шестиугольной призмы, нанесены на виде слева: между параллельными гранями —65 мм, между двумя ребрами —75 мм. Длина этой части не указана, она определяется вычитанием из габаритного размера (160) размеров 75 и 45. Диаметр наибольшего цилиндра 90 мм, длина его 45 мм. Диаметр отверстия 20 мм.







4.Задание 1

Прочитайте чертеж на рисунке 145.

Рис. 145.

Вопросы к чертежу рис. 145

1.Назовите как называется деталь на рис.145?

2.Назовите из какого материала она изготовляется?

3.Назовите какие виды даны на чертеже?

4.Назовите какие элементы детали показаны на главном виде двумя окружностями диаметром 10?

5.Назовите изображением каких элементов являются окружности диаметром 18 и почему они проведены на главном виде штриховыми линиями?

6.Назовите каковы габаритные размеры детали?


Задание 2

Прочитайте чертежи на рисунках 146а, б

Вопросы к чертежам на рисунках 146а, б

1.Назовите как называется детали на рис. 146а, б?

2.Назовите из какого материала ее изготовляют?

2.Назовите какой масштаб указан на чертежах?

3.Назовите какие изображения передают форму детали?

4. Назовите сочетанием каких геометрических тел образована ее форма?

5.Опишите форму деталей.

6.Назовите чему равны габаритные размеры?


Рис. 146 а и б







 Последовательность чтения сборочного чертежа:

 - по основной надписи определить наименование изделия и масштаб изображения;

 - по изображениям выяснить, какие виды, разрезы, сечения выполнены на чертеже и назначение каждого из них, прочитать технические требования и проставленные размеры;

 - по спецификации определить название каждой детали и изображение ее на чертеже;

 - установить способы соединения деталей между собой и их взаимодействие;

 - последовательно для каждой детали, входящей в сборочную единицу, выяснить ее геометрические формы и размеры;

 - мысленно представить внешние и внутренние формы изделия в целом и разобраться в его работе;

 - определить порядок разборки и сборки изделия, т.е. порядок отделения одной детали от другой.

При этом нужно учитывать, что:

 - винты, заклепки, валы, болты, шпильки на продольном разрезе показывают нерассеченными;

 - смежные детали имеют разный наклон линий штриховки, или разные расстояния между линиями штриховки;

 - одна и та же деталь на всех разрезах и сечениях имеет одинаковый наклон.

 Выделим некоторые особенности чтения чертежа на примере «Клапана переливного»:

 - клапан переливной (рисунок 13.1) предназначен для пропуска избытка жидкости из системы при определенных (заданных) параметрах давления в трубопроводах. Клапан переливной исполняет функции предохранительного устройства. Клапан под давлением тарированной пружины плотно перекрывает проходное отверстие в корпусе. При повышении давления в сети выше расчетного клапан открывается. При этом избыточная жидкость или газ устремляется из одного отверстия в другое. Гайка накидная 2 служит для регулирования усилия, передаваемого через пружину 6 на клапан 3. Плотность прилегания клапана с выступом внутри корпуса обеспечивается прокладкой 5.

 Герметичность тарелки 1 с корпусом 4 обеспечивается кольцом 9;

 - сборочный чертеж «Клапан переливной» выполнен в масштабе 2:1;

 - на чертеже изображены три вида. Эти виды дополнены следующими изображениями: на месте главного вида выполнено соединение части вида и части разреза для отображения внутренней формы корпуса 4, гайки 8 и шайбы 10. Показаны в разрезе уплотнительное кольцо 9 и пружина 6. На месте вида сверху уточнена форма гайки накидной 2. На месте вида слева вычерчено соединение половины вида слева с половиной поперечного разреза. Половина вида слева уточняет наружную форму корпуса 4 и гайки накидной 2.

 - по спецификации определяем название каждой детали и изображение ее на чертеже:

по позиционным номером 1 изображена тарелка; 2 – гайка накидная, 3 клапан; 4 – корпус; 5 – прокладка; 6 – пружина; стандартные изделия: 7 – винт, 8 – гайка; 9 – кольцо.

 - изучим форму и положение каждой конкретной детали в сборочной единице.

1 - тарелка представляет собой тело вращения, имеющее несколько ступеней;

2 - гайка накидная имеет шестигранную форму. В детали предусмотрено сквозное отверстие; 3 - клапан – представляет собой ассиметричную деталь ступенчатой формы;

4 - корпус – наиболее сложная по форме деталь. При ее изготовлении применяются различные технологические процессы – литье и обработка на станках. Следует учитывать эту особенность изготовления детали, поскольку после отливки не все поверхности подлежат механической обработке и, следовательно, некоторые размеры заготовки останутся неизменными и в готовом виде. Эта деталь для данной сборочной единицы является базовой (при выполнении сборочной операции).

5 - прокладка – изготовляется в пресс-форме методом холодной штамповки; 6 – пружина;

7, 8, 9, 10 – стандартные изделия - подбираются по параметрам, согласованным с соответствующими стандартами.

Спецификация как разновидность конструкторской документации содержит перечень материалов и деталей, необходимых для планирования производства и изготовления деталей, входящих в состав сборочной единицы.

Спецификация выполняется на отдельных листах формата А4 по форме, определяемой ГОСТ 2.108-68, и может выполняться при большом количестве составных частей сборочной единицы на нескольких листах.

 Спецификация состоит из разделов, которые располагают в такой последовательности:

 а) документация – чертеж общего вида (сборочный чертеж);

 б) комплексы (если имеются);

 в) сборочные единицы (при наличии);

 г) детали;

 д) стандартные изделия;

 е) материалы.



5.Содержание отчета

Отчет по практическому занятию должен содержать:

а) титульный лист;

б) цель работы;

в) оборудование;

г) ответы на вопросы запишите в тетради.


6.Контрольные вопросы

1.Назовите что подразумевается под чтением чертежа общего вида?

2.Назовите какие размеры наносят на сборочном чертеже?

3.Назовите должно ли соответствовать количество изображений детали на сборочном чертеже количеству изображений этой детали на рабочем чертеже?

4.Назовите что должен содержать сборочный чертеж?

5.Назовите как нумеруются на сборочном чертеже составные части сборочной единицы?

6.Назовите на каких изображениях указывают номера позиций?

7.Назовите как располагают номера позиций по отношению к основной надписи?

8.Назовите каков порядок чтения сборочных чертежей?

9.Назовите что называется спецификацией?

10.Назовите особенности заполнения спецификации?



Литература

Основные источники:

1.Черчение: учебник / В.В.Степакова, Л.В.Курцаева, М.А.Айгунян [Текст] .- М.:Просвещение, 2012.- 319с.

Дополнительные источники:

1.Вышнепольский И.С. Техническое черчение. Учебник [Текст] / И.С. Вышнепольский. – М.: Высшая школа, 2009. – 425 с.

3.Короев, Ю.И. Черчение для строителей: Учебник для профессиональных учебных заведений [Текст] / Ю.И. Короев. – 10-е издание, стереотипное. – М.: Высшая школа, 2009. – 256 с: ил.

4.Миронов, Б.Г. Инженерная графика [Текст] / Б.Г. Миронов, Р.С. Миронова. – М.: Высшая школа, 2009. – 186 с.

5.Основы инженерной графики (CDрс). – М.: Кнорус, 2010. – (Электронный учебник).

6.Пантюхин, П.Я. Компьютерная графика [Текст] / П.Я. Пантюхин, А.В. Быков, А.В.Репинская. – В 2 частях. Часть I: Учебное пособие. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2010. – 88 с.: ил.

7.Чекмарёв, А. Инженерная графика. Машиностроительное черчение [Текст] / А. Чекмарёв. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 396 с.

8.Боголюбов, С.К. Черчение: учебник для средних специальных учебных заведений [Текст] / С.К. Боголюбов.– 2-е изд. – М.: Машиностроение, 2009. – 253 с.

9.Государственные стандарты 2.301-68 -2.318-68.

10.Чекмарев, А.А. Справочник по машиностроительному черчению [Текст] / А.А. Чекмарев, В.К. Осипов – М.: Высшая школа, 2008. – 296 с.







14





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Добрынина Лидия Ивановна

Дата: 19.04.2016

Номер свидетельства: 320446


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства