ГБОУ «Болгарская кадетская школа-интернат имени Карпова Павла Алексеевича»
Ибрагимова Татьяна Сергеевна
Методические рекомендации
по использованию приемов
формирующего оценивания
г.Болгар, 2015г.
Классификация универсальных учебных действий
В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, выделено пять блоков:
1) личностный;
2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
3) познавательный;
4) знаково-символический;
5) коммуникативный.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:
действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.
Действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся:
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Познавательные действия включают общеучебные и логические универсальные учебные действия. Общеучебные универсальные действия включают:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
структурирование знаний;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью (подробно, сжато, выборочно) и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.);
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).
Логические действия имеют наиболее общий (всеобщий) характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знания. В рамках школьного обучения под логическим мышлением обычно понимается способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем - индуктивной или дедуктивной). Номенклатура логических действий включает:
сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств различия, определения общих признаков и составления классификации);
опознание конкретно-чувственных и иных объектов (с целью их включения в тот или иной класс);
анализ - выделение элементов и «единиц» из целого; расчленение целого на части;
синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
сериация – упорядочение объектов по выделенному основанию;
классификация - отнесение предмета к группе на основе заданного признака;
обобщение - генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
доказательство - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство;
подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез;
вывод следствий;
установление аналогий.
Знаково-символические универсальные действия, обеспечивающие конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний. Это действия:
моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую);
преобразование модели – изменение модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Понятие и принципы формирующего оценивания
Принятый новый государственный образовательный стандарт предполагает внедрить в отечественную практику новую систему оценивания, построенную на следующие основания:
оценивание является постоянным процессом, то есть оценивания осуществляется практически на каждом уроке;
оценивание может быть только критериальным;
критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам и учащимся. Они могут вырабатываться совместно;
система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно- оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.
Формирующее (внутреннее) оценивание нацелено на определение индивидуальных достижений каждого учащегося и не предполагает как сравнения результатов, продемонстрированных разными учащимися, так и административных выводов по результатам обучения.
Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью. Его можно рассматривать как текущее, диагностическое, но наиболее точное название-«оценивание для обучения».
Принципы современного ( формирующего ) оценивания:
ориентировано на формирование личностных и метапредметных результатов обучения
направленность на оценивание достижений учащихся
отсутствие открытого сравнения достижений различных обучающихся
оценка динамики достижений учащихся
критериальное оценивание- дает учащемуся возможность научиться адекватно оценивать свою работу в соответствии с установленными критериями (эталоном)
использование электронных форм фиксирования и представления результатов
обеспечение обратной связи
большая роль рефлексии
участие в оценивании самих обучающихся
применение современных техник и технологий обучения
изменение техники и технологии обучения в зависимости от изменения результатов обучения учащихся.
Задачи оценивания:
спрогнозировать возможные последствия, результаты реализации методических подходов;
обеспечить обратную связь;
оценить степень достижения намеченных целей;
оценить, как и в какой мере наблюдаемые изменения связаны с проведенными методическими мероприятиями;
предоставить доказательную информацию для дальнейшего внедрения методических подходов.
Современная тенденция оценивания результатов обучения:
От | К |
Письменные работы, закрытый экзамен | Открытый экзамен, проекты |
Оценивание преподавателем, тьютором | Оценивание при участие обучающихся |
Имплицитные (неявные) критерии оценки | Эксплицитные (явные) критерии оценки |
Конкуренция | Сотрудничество |
Оценка результата | Оценка процесса |
Цели и задачи | Учебные результаты |
Оценивание знаний | Оценивание умений, способностей, компетенций |
Тестирование памяти | Оценивание понимания, интерпретации, применения, анализа, синтеза |
Оценивание курса | Оценивание модуля |
Итоговое, суммарное оценивание | Формирующее, развивающее оценивание |
Приоритетность оценки | Приоритетность учения |
Формы оценивания универсальных учебных действий
Традиционные формы оценивания: устный опрос, письменный контроль, диктант, зачет, самостоятельная работа, контрольная работа, практическая работа, лабораторная работа, тест, ЕГЭ, ГИА.
Нетрадиционные новые формы оценивания: кейс-измерители, проекты, портфолио, катанотесты, контекстные задачи.
Кейс- измерители
Кейс – это пакет заданий, индивидуальных или групповых, они очерчивают реальную проблему, которая не имеет единственного и очевидного решения. Для поисков оригинального выхода ученик должен проанализировать проблемную ситуацию, используя знания по изучаемому предмету, предложить решения и обосновать выбор именно этих вариантов.
Кейс-измерители относятся к инновационным оценочным средствам. Технология работы с кейсом в учебном процессе включает в себя следующие этапы: индивидуальная самостоятельная работа обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия); работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений; презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы). Применение кейс-метода
позволяет развивать навыки работы с разнообразными источниками информации. Процесс решения проблемы, изложенной в кейсе – творческий процесс познания, подразумевающий коллективный характер познавательной деятельности.
Учебные проекты.
Проект. С точки зрения учителя это задание, сформулированное в виде проблемы; целенаправленная деятельность учащихся и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы; это средство развития, обучения и воспитания учащихся. С точки зрения учащихся это возможность сделать что-то интересное самостоятельно; это деятельность, позволяющая, проявить себя, приложить свои знания, показать достигнутый результат. Типы проектов:
информационный проект, направлен на сбор информации об объекте или явлении с последующим анализом информации и обязательным представлением.
исследовательский проект- предполагает четкое определение предмета и методов исследования. В полном объеме это может быть работа, примерно совпадающая с научным исследованием; она включает в себя обоснование темы, определение проблем и задач исследования, выдвижение гипотезы, определение источников информации и способов решения проблемы , оформление и обсуждение полученных результатов.
поисковый проект. Обучаемым дается описание ситуации и несколько альтернативных вариантов ее решения. Необходимо выполнить следующие задачи:
внимательно изучить каждый вариант решения ситуации,
выделить и записать достоинства каждого варианта,
выделить и записать недостатки,
взвесив достоинства и недостатки всех вариантов отобрать самый эффективный,
подготовить проект решения и обосновать возможный вариант.
практико-ориентированный проект носит прикладной характер (например, проекты освоения территорий, проекты по созданию новых объектов)
творческий (креативный) проект. Учащимся необходимо описать 2-3 ситуации, негативного или позитивного характера, решения проблемной ситуации.
Прогностический проект-проект на будущее.
Разновидностями проектов могут выступать: написание эссе, подготовка сообщения \ выступления, подготовка \ написание статьи, подготовка презентации.
Портфолио
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других, и является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода к образованию. Портфолио не только является современным эффективным методом оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи: поддерживать высокую учебную мотивацию школьников; поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся; формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность; содействовать индивидуализации (персонализации) образования школьников; закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной
социализации.
Катанотест
Задания в тесте соответствуют 5 уровням сложности в порядке возрастания. В катанотесте текст заданий составлен так, что пока ученик не ответит на вопрос, следующий не открывается.
Контекстная задача.
Это задача мотивационного характера, в условии которой описана конкретная жизненная ситуация, коррелирующая с имеющимся социокультурным опытом учащихся (известное, данное); требованием (неизвестным) задачи является анализ, осмысление и объяснение этой ситуации или выбор способа действия в ней, а результатом решения задачи является встреча с учебной проблемой и осознание ее личностной значимости. При составлении контекста задачи можно опираться на уже произошедшее событие или предположить ситуацию, которая может произойти. К контекстным относят задачи той или иной реальной ситуации. Их контекст обеспечивает условия для применения и развития знаний при решении проблем способных возникать в реальной жизни. Поэтому следует составлять такие задания, которые развивают интеллектуальные способности учащихся.
Недельные отчеты
Позволяют закрепить материал, документировать уровень усвоения материала, узнать об основных затруднениях и ошибочных понятиях, сформированных у учащихся, способствуют развитию письменной речи. Могут проводиться в конце недели, месяца, или в конце изученной темы. В недельном отчете учащиеся описывают:
Чему я научился за эту неделю (Чему я научился, изучая эту тему)……………………………
Какие вопросы остались для меня не ясными ……………………………………………………
Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить поняли ли они материал…………
Составление тестов
Вид творческого домашнего задания. Учащимся предлагается написать вопросы к проверочной работе или тест, которые затем корректируется учителем и реально проводятся. Такой прием позволяет повысить ответственность за подготовку домашнего задания и снять страх перед контрольной работой или тестированием. В дальнейшем учащимся можно предложить составить вопросы разного уровня сложности, т.о. учащиеся сами смогут определить оценку и будут заинтересованы в ее повышении. Рекомендованное оценивание вопросов:
1 балл- вопрос на фактическое знание материала по теме
2 балла- вопрос на применение знаний
3 балла- вопрос, требующий примеры
4 балла- вопрос, требующий объяснение, которого не было на уроке или в учебнике
5 баллов- вопрос-задача.
Обратная связь как основа формирующего оценивания.
Сравнение ученика с теми, кто более успешен, чем он сам, снижает его учебную мотивацию. Это может приводить к тому, что ученик отдаляется и выпадает из учебного процесса в тех сферах, в которых он начинает чувствовать себя несостоятельным. Исследователи и практикующие учителя подчеркивают, что основой формирующего оценивания является обратная связь, т.е. информирование учителем ученика о результатах оценивания, и, наоборот, получение им от учеников информации об учебном процессе.
Развитие способностей учащихся к самостоятельной оценке результатов своей деятельности позволяет им оценить собственные успехи, а также определить возможные действия по их улучшению. Исследования показывают, что в классах, где были запущены процессы самостоятельного обучения, появляются ученики нового типа, которые хотят пробовать новые стратегии и новые техники, рассматривают проблемы как интеллектуальный вызов и наслаждаются учебой. Ниже приведены варианты методик, которые можно использовать для организации самооценивания учеников.
ЛИСТ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ
Используется при проведении письменных работ (контрольных работ, тестов). В комментариях учитель указывает, что получилось хорошо, что нужно исправить, и в течении 10 минут дает возможность исправить.
Тема _________________________________________________________________________
ФИО учащегося /класс ________________________________
Номер вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
Ответ учащегося | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Правильный ответ | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Количество баллов_____________ Отметка______________
Комментарий учителя___________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ОПРОСНИК ДЛЯ САМОДИАГНОСТИКИ УЧАЩИХСЯ
Может быть использован по итогам изучения темы или в конце урока. Способствует развитию навыков самооценивания и отражает затруднения учащихся.
Тема ______________________________________________________________
ФИО учащегося/класс _____________________________________________________
Насколько уверенно ты чувствуешь себя в следующей ситуации | Очень уверенно | Уверенно | Довольно уверенно | Неуверенно |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
РЕФЛЕКСИВНАЯ КАРТА К УРОКУ
Позволяет повторить материал, самостоятельно оценить свою познавательную активность на уроке.
Сегодня на уроке я ___________________________________________(ФИО)
Выдвигал идеи, гипотезы, версии___________________________________________________
Рассуждал ______________________________________________________________________
Работал с текстом________________________________________________________________
Решал проблемы_________________________________________________________________
Анализировал материал __________________________________________________________
Обобщал, делал выводы __________________________________________________________
Организовывал работу группы_____________________________________________________
Представлял результаты работы группы______________________________________________
МОЯ ОЦЕНКА_________________________
РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЛИСТ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ
| Всегда | Иногда | Почти никогда | Примеры |
Я устанавливаю цели. | | | | |
Я определяю задачи. | | | | |
Я намечаю новые подходы. | | | | |
Я предлагаю новые идеи и направления. | | | | |
Я добровольно принимаюсь за решение сложных задач. | | | | |
Я задаю вопросы. | | | | |
Я нахожу информацию и делюсь ею. | | | | |
Я задаю уточняющие вопросы. | | | | |
Я ищу факты. | | | | |
Я сравниваю факты и мнения. | | | | |
Я с энтузиазмом откликаюсь на предложения других. | | | | |
Я приглашаю других к участию в совместной работе. | | | | |
Я способствую формированию положительной самооценки у членов группы. | | | | |
Я обобщаю точки зрения, высказанные в обсуждении. | | | | |
Я упрощаю сложные мысли. | | | | |
Я задаю вопросы на перспективу. | | | | |
Я помогаю создать график работы и установить приоритеты. | | | | |
Я удерживаю обсуждение в нужном русле. | | | | |
ФОРМА ОТЗЫВА О ПРЕЗЕНТАЦИИ
Повышает внимание рецензентов, способствует развитию навыков взаимооценивания.
ФИО, написавшего отзыв____________________________________
ФИО, подготовившего презентацию / тема презентации _______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
2 повалы работе ________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2 предложения по улучшению работы ______________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
САМОАНАЛИЗ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ
Баллы |
4 | 3 | 2 | 1 |
Содержание: Цель |
Моя презентация имеет определенную цель или тему, с которой связаны все фрагменты презентации. | Моя презентация имеет определенную тему. Все фрагменты моей презентации связаны с этой темой. | Моя презентация имеет определенную тему. Большая часть моей презентации связана с этой темой. | Тема моей презентации неясна. Многие фрагменты презентации не имеют отношения к теме. |
Содержание: Выводы |
Я использую имеющиеся знания, чтобы интерпретировать результаты исследования и сделать содержательные выводы по теме презентации. | Я делаю обоснованные выводы на основании результатов исследования. | С посторонней помощью я могу сделать выводы на основании результатов исследования. | Я редко делаю выводы на основании результатов исследования. |
Содержание: Ключевые моменты |
Я объединяю результаты моего исследования с выводами и делаю по ходу презентации несколько кратких и содержательных резюме. | Моя презентация содержит несколько кратких резюме, объединяющих основные результаты моего исследования с выводами. | Я стараюсь сделать несколько кратких резюме по основным результатам моего исследования, однако презентация получается слишком многословной или лишенной информации. | Моя презентация слишком многословна или лишена информации. |
Содержание: Дополнительная информация |
Я включаю в презентацию подходящие и значимые факты из надежных источников, которые объясняют и обосновывают мою точку зрения. | Я включаю в презентацию подходящие факты из различных источников, которые объясняют и обосновывают мою точку зрения. | Я стараюсь включать в презентацию факты, которые объясняют и обосновывают мою точку зрения, однако часть информации неточная или отсутствует. | Я не включаю в презентацию факты, которые объясняют и обосновывают мою точку зрения. |
БЛАНК РЕЗУЛЬТАТОВ НАБЛЮДЕНИЯ
Особенностей усвоения учебного материала
Ф.И. ученика _______________________________ Клaсс_____________________ Предмет_______________________
1.С какой учебной информацией предпочитает работать:
наглядные изображения ( картинки, рисунки, схемы)
числа, условно-знаковые выражения
словесные тексты (устные, письменные)
практические модели
2. При усвоении заданного учебного материала:
запоминает и воспроизводит целостно (в общи чертах)
пересказывает во всех деталях, верно и точно воспроизводит все события (факты)
не передаст основной мысли (идеи)
путает причину и следствие событий (действий), их временную последовательность
3.При выполнении учебного задания:
точно следует образцу, заданному учителем
предлагает и реализовывает способы работы
охотно работает с разными заданиями (в том числе и с новыми)
предпочитает выполнять уже осовенные задания
активно включается в выполнение творческих заданий
4.При работе в классе ( на уроке)
предпочитает отвечать у доски
охотнее отвечает с места
любит отвечать вместе с классом
ограничивается отдельными репликами, заечаниями на ответы одноклассников
5.Работая с учебным материалом предпочитает:
читать (учебник, книгу)
слушать устный рассказ учителя (ученика)
следовать сюжету, заданному для пересказа, выполнения рисунка, поделки
предлагает свои виды и формы работы с учебным материалом
Используемая литература:
Бусова Н.М., Грачева Л.В. Формование и оценка универсальных учебных действий, г.Урай, 2012 г.
География. 6-10 классы. Активные формы обучения: нескучные уроки, интернет-викторины/ авт.-сост. Н.Н.Зинченко, Л.А.Звонцова.- Волгоград: Учитель,2011-265 с.
Жидкова Р . А . – Современные методы оценивания результатов обучения // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 779–782.
Пинская М.А. Материалы курса «Оценивание в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта»: курс на 36 часов. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2013. – 96 с.
III педагогический марафон «Новой школе-новое качество».Часть 4. ФГОС ООО: формирование универсальных учебных действий на уроках биологии. Пособие для учителя, П-К,2012- 82с.
Фасилитируемый курс Intel (R) «Методы оценивания в классе 21 века», серия «Элементы»
Фишман И.С., Голуб Г.Б. Формирующая оценка образовательных результатов учащихся: Методическое пособие. Самара: Издательство «Учебная литература», 2007., 244 с.