Методическая рекомендация «Разнообразные комбинации для занятий по хореографии»
Методическая рекомендация «Разнообразные комбинации для занятий по хореографии»
Цель настоящего пособия – помочь руководителям и педагогам хореографических студий (кружков) в организации хореографической работы в детских образовательных учреждениях, внешкольных учреждениях детского творчества и широкому кругу любителей народного танца.
Методическое пособие рассчитано на музыкальных руководителей, руководителей студий хореографического искусства в дошкольных образовательных учреждений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая рекомендация «Разнообразные комбинации для занятий по хореографии»»
Методическая рекомендация
«Разнообразные комбинации для занятий по хореографии»
«Каждый ребёнок – это нераспустившийся бутон.
Взойдёт солнце – и цветок потянет лепестки к нему…»
Пояснительная записка
Хореографическое искусство – массовое искусство, доступное всем детям. Десятки тысяч детей принимают участие в работе хореографических кружков, балетных студий. Благодаря систематическому хореографическому образованию и воспитанию воспитанники приобретают общую эстетическую и танцевальную культуру, а развитие танцевальных и музыкальных способностей помогает более тонкому восприятию профессионального хореографического искусства.
Приобщение к искусству хореографии включает ознакомление воспитанников с классическими балетами, современной музыкой и постановками крупных балетмейстеров; с источниками танцевальной культуры, самобытностью национальных танцев, связанных с жизненным укладом народов; с их красочными костюмами, образами народной поэзии, музыкально-ритмическим складом мелодий.
Танец – это совокупность выразительных и организованных движений, подчинённых общему ритму, воплощённому в завершённую художественную форму. Каждое хореографическое произведение требует от ребёнка эмоциональности, творческой активности, мобилизации всех его физических и духовных сил. Педагог-хореограф должен научить своих воспитанников основам танцевального искусства, дать им необходимые знания, навыки, танцевальную технику, принимая во внимание возрастные особенности детей; он постоянно должен помнить, что выполнение задач, поставленных перед современной хореографией, непосредственно зависит от содержания и методики учебного процесса.
Задачи педагога-хореографа – выявление, раскрытие и развитие специальных (хореографических) способностей каждого воспитанника, развитие личности дошкольника.
Цель настоящего пособия – помочь руководителям и педагогам хореографических студий (кружков) в организации хореографической работы в детских образовательных учреждениях, внешкольных учреждениях детского творчества и широкому кругу любителей народного танца.
Методическое пособие рассчитано на музыкальных руководителей, руководителей студий хореографического искусства в дошкольных образовательных учреждений.
Данная методическая рекомендация предназначена для начального этапа изучения хореографии (первый год обучения).Этикомбинации развивают у детей музыкальность, чувство ритма, артистизм, умение ориентироваться в пространстве, работать в малой группе (от 2 до 4 человек), танцевать с предметами. Все комбинации исполняются под музыку, знакомую и понятную детям. В начале изучения учащиеся повторяют движения за педагогом, слушают его подсказки. После многократного повторения они исполняют комбинации самостоятельно.
Разработанные комбинации можно использовать при постановке танцев на детскую тематику.
Описание основных позиций и танцевальных движений
Исходные позиции ног
Основная стойка – пятки вместе, носки врозь. Для детей старшего возраста носки ног максимально развернуты в стороны (в хореографии – 1-я позиция), для младшего возраста – под углом 450 («домиком»).
«Узкая дорожка» - пятки и носки вместе, ступни ног параллельны (для всех возрастных групп) в хореографии – 6-я позиция.
«Широкая дорожка» - ступни ног – на ширине плеч, параллельны.
Сесть на колени – низко опустившись, сесть на оба колена. Колени крепко прижаты к полу.
• Для старшего возраста:
2-я позиция – ноги на ширине плеч, только носки ног максимально развернуты в стороны.
3-я позиция – опорная нога ставится под углом 450, пятка неопорной ноги приставляется спереди к середине ступни опорной ноги, тоже под углом 450.
4-я позиция – опорная нога ставится так же, как в 3-й позиции. Неопорная нога выставляется вперед на длину небольшого шага под углом 450.
Находясь в любой их вышеописанных позиций, ноги следует держать прямыми, ягодичные мышцы напряженными, спину прямой, живот подтянутым, тяжесть тела равномерно распределить на обе стопы, опираясь на пальцы. Полной выворотности стопы в позициях от дошкольников требовать не надо. Достаточно, если носки ног будут развернуты под прямым углом.
Исходные позиции рук
Внизу – руки опущены вдоль тела.
Впереди – руки вытянуты на уровне груди (параллельно полу).
Вверху – руки максимально подняты вверх над головой. В младшем возрасте высота рук произвольная.
В стороны – плечи и руки составляют одну прямую линию.
Руки могут быть открытыми – ладони вверх («к солнышку»).
Руки могут быть закрытыми – ладони вниз (смотрят в пол).
«Поясок» - ладони на талии, большие пальцы – сзади, остальные – впереди. Плечи и локти слегка отведаны назад.
«Кулачки на бочок» - пальцы рук слегка сжаты в кулачки, которые ставятся на талию тыльной стороной внутрь.
«Полочка» - руки согнуты в локтях, сложены перед грудью. На левой руке лежит правая (кисть правой руки лежит на локте левой и наоборот).
«Матрешка» - руки (полочкой», указательный палец правой (левой) руки делает «ямочку» на одноименной щеке. Левая (правая) ладонь поддерживает локоть другой руки и чуть отведена вперед (на весу).
«Юбочка» - большим, указательным и средним пальцами (щепотью) обеих рук взять края юбочки и развести руки в стороны – вверх.
«Фартучек» - щепотью прихватить с обеих сторон перед юбочки и приподнять вверх.
За спиной – руки соединены за спиной чуть ниже талии. Ладонь левой руки тыльной стороной лежит в правой ладони. Пальцы слегка сжаты, плечи и локти сведены назад.
Позиции рук в парах
• Дети стоят рядом (смотрят в одну сторону):
«Стрелка» - руки соединены в позиции «Вперед» от величины угла меняется название «стрелки»: узкая, широкая.
«Воротики» - руки соединены в позиции «Вверх». Ладонь девочки подкладывается снизу под ладонь закрытой руки мальчика.
«Плетень» - руки соединены крест-накрест.
«Бантик» - то же, но локти округлены и приподняты вперед - вверх, руки не напряжены.
«Саночки» - мальчик стоит перед девочкой к ней спиной и подает ей обе руки назад. Девочка стоит лицом к спине мальчика и берет его за руки.
• Дети стоят, соединив одноименные плечи (смотрят в разные стороны):
«Бараночка» - одноименные руки соединены накрест в локтевых сгибах, кисть сжата в кулачок. Свободные руки в любой из перечисленных позиций.
«Вертушка» - одноименные руки соединены в позиции «Вверх».
Кружиться вертушкой – соединив руки в позиции «Вертушка»,двигаться как бы догоняя друг друга на месте.
«Звездочка» (трое и больше детей) – стоят друг за другом, соединив одноименные руки в позиции «Вверх».
Кружиться звездочкой – соединив руки в позиции «Звездочка», двигаться как бы догоняя друг друга на месте.
«Двойной поясок» - если дети стоят друг к другу левыми плечами, то левыми же руками обхватывают партнера за талию спереди и наоборот. Можно менять плечи на каждую музыкальную фразу.
• Дети стоят лицом друг к другу:
«Лодочка» - руки соединены в позиции «В стороны». Они раскрыты на уровне груди.
«Воротики» (узкие) – руки соединены вверху, (широкие) – в стороны - вверх.
Движения рук
«Ветерок» - плавные перекрестные движения рук над головой. В работе участвуют плечо, предплечье, кисть.
«Ленточки» - поочередные плавные движения правой и левой рук вверх-вниз перед собой.
«Крылья» - плавные маховые движения руками, разведенными в стороны. Следует помнить, что при подъеме рук кисти опущены, а при опускании рук-«крыльев» локти слегка согнуты, кисти выразительно подняты вверх.
«Поющие руки» - из положения «В стороны» мягким движением кисти направляются навстречу друг другу, словно собирая перед собой упругий воздух. Так же пластично руки разводятся в стороны. Корпус помогает выразительности движения, слегка наклоняясь вперед и затем чуть прогибаясь назад.
«Моторчик» - руки согнуты в локтях перед грудью, ладони крутятся одна вокруг другой. Быстро или медленно.
Хлопки
«Ладушки» - хлопки ладонями впереди или сзади (за спиной выполняются свободными, не напряженными, согнутыми в локтях руками, двигающимися навстречу друг другу.
«Блинчики» - на «раз» - удар правой ладонью по левой, на «два» - наоборот (кисти расслаблены, стаккато), с поворотом кисти.
Хлопки могут быть громкими или тихими, в зависимости от динамики музыкального образа.
«Тарелочки» - младший возраст – «отряхни ладошки», старший возраст – ладони обеих рук имитируют скользящие движения оркестровых тарелок: правая рука с размаху двигается сверху вниз, левая рука – снизу вверх.
«Бубен» - левая ладонь опорная (как бы крышка бубна, пальцы правой руки ударяют по ней. Опорную руку менять. Удар сильный.
«Колокола» - активные хлопки над головой. Движение яркое, с большим размахом слегка согнутых в локтях ненапряженных рук. Для этого движения необходима полная свобода верхнего плечевого пояса.
«Колокольчики» - мелкие хлопки прямыми пальцами одной руки о ладонь другой. Удары легкие, негромкие. Руки могут быть согнуты в локтях, выпрямлены или подняты в сторону-вверх (вправо или влево). Возможны варианты «колокольчиков», звучащих около правого ушка или около левого.
«Ловим комариков» - легкие, звонкие хлопки прямыми ладошками справа, слева от корпуса, вверху и внизу согнутыми в локтях руками.
Хлопки в парах:
«Стенка» - ладони согнутых в локтях (впереди) рук идут навстречу рукам партнера. Хлопок выполняется на середине расстояния между детьми.
«Большой бубен» - поочередно один из партнеров держит открытыми ладони согнутых в локтях или вытянутых вперед рук, а другой ударяет по ним своими ладонями.
«Крестики» - техника выполнения та же, что и в «Бубне», только руки партнеров двигаются накрест (правая с правой и наоборот).
Виды шага
Спокойная ходьба (прогулка) – шаг начинается с носка вытянутой правой (левой) ноги, носок развернут в сторону. Амплитуда и длина шага небольшая. Движение рук произвольное (могут быть в любой позиции).
Шаг на всей ступне (топающий) – исполняется с очень небольшим продвижением вперед: колени чуть согнуты, корпус прямой, ноги ставятся на всю ступню с легким притопом, от пола их почти не поднимают, но и не шаркают. Ребенок движется как бы «на колесиках» руки можно поставить кулачками на пояс.
Хороводный шаг – этот вид шага используется в хороводах. Отличается от простого шага большой плавностью и устремленностью. Устремленный характер придают движению хорошая осанка, приподнятая голова. Движение связано с музыкой неторопливого, спокойного содержания.
Приставной хороводный шаг (без смены опорной ноги) – на «раз» - небольшой шаг с носка правой (левой) ноги, на «два» - носок другой ноги приставляется к пятке опорной и т. д.
Приставной хороводный шаг (с поочередной сменой опорной ноги) – ритмический рисунок шага: 2 восьмые, четверть. На «раз»- длинный шаг с носка правой (левой) ноги, и на «и» - приставление левого (правого) носка к пятке опорной ноги. На «два» - шаг на месте с правой (левой) ноги. На следующий такт движение с другой ноги.
Шаг кадрили – на «раз» - шаг правой (левой) ногой, на «два» - легкий скользящий удар каблуком другой ноги рядом с опорной. Неопорная нога после удара каблуком вытягивается вперед, начиная следующий шаг. Этот шаг можно выполнять с легким полуприседанием на счет «два».
Высокий шаг – нога не выносится вперед, а сгибается в колене и поднимается вверх под углом 900. носок максимально оттянут вниз или ступня параллельна полу) «утюжком». Это шаг на месте или с продвижением вперед (в образе петушка, лошадки).
Шаг с притопом на месте – на «раз» делают шаг на месте левой ногой рядом с правой; на «два» - притоп правой ногой впереди левой, без переноса на нее тяжести тела. Затем на «раз» - шаг на месте правой, ставя ее рядом с левой; на «два» - притоп левой впереди правой; все повторяется сначала. Акцент постоянно падает на притоп (на «два»).
Переменный шаг – выполняется на 2 такта в двухдольном размере или 1 такт в четырехдольном. В основе шага – хороводный шаг. На «раз» и «два» 1-го такта – длинные поочередные шаги с носка правой (левой) ноги. На «раз» и «два» 2-го такта – три коротких поочередных шага с носка другой ноги. На «и» пауза. Следующий шаг начинается с носка левой ноги.
Боковой приставной шаг – на «раз» - вправо (влево), на «два» - левая (правая) нога приставляется к опорной. Носки ног вместе или врозь, в зависимости от исходного положения («узкая дорожка» или основная стойка).
Боковое припадание – на «раз» - боковой шаг с носка правой (левой) ноги, колено сгибается (как бы маленькое приседание). На «два» - носок другой ноги приставляется к пятке опорной сзади, одновременно колено правой (левой) ноги выпрямляется. Элемент «припадания» можно выполнять и на месте в «точке» или с поворотом вокруг своей оси («часики»).
• Шаг на носках:
Пружинящий шаг – это «пружинка» с продвижением на всей ступне.
Крадущийся шаг – это «пружинка»с продвижением на подушечках и низких полупальцах (образ куклы, балерины и т. д.). движение выполняется только в подготовительной группе.
Боковой шаг («крестик») – на «раз» - шаг в сторону с правой (левой) ноги. На «два» - перед ней накрест ставится левая (правая) нога.
Шаг окрестный вперед-назад («косичка») – хороводный шаг, только ноги ставятся не под углом 450 вправо или влево а накрест перед правой или левой. При движении этим шагом назад левая нога ставится сзади правой и наоборот.
Семенящий шаг («плавающий») – плавный хороводный шаг с продвижением вперед (назад) на носках. При его выполнении сгибаются только подъемы ног. Исполняется в старшем возрасте.
Прыжки
• На одной ноге:
«Точка» - исходное положение ног – основная стойка, руки в любой позиции. После толчка, приземлиться в ту же точку, ставя ногу сначала на носок, затем на всю ступню. Другая нога (неопорная) согнута в колене и отведена назад. Опорную ногу менять.
«Часики» - техника та же, только прыжок выполняется с поворотом вокруг своей оси. Опорная нога равномерно (как стрелка часов) поворачивается по окружности. На 8 прыжков ребенок должен сделать полный оборот – 3600.
На «раз, два» - левым плечом вперед,
На «три, четыре» - спиной,
На «пять, шесть» - правым плечом,
На «семь, восемь» - лицом.
«Лесенка» - техника та же, что и в «точке», но продвигаясь вперед или назад на определенное количество прыжков (ступенек лесенки).
«Заборчик» - боковой прыжок вправо (на правой) или влево (на левой ноге). Сколько дощечек в заборе, столько и прыжков.
«Солнышко» - техника та же, что и в «точке», только продвигаясь по окружности любого диаметра («вокруг солнышка»).
• На двух ногах:
Подскок – поочередное подпрыгивание на правой и левой ноге.
Амплитуда прыжка зависит от характера музыки. Выполнять его можно на месте, с продвижением вперед или назад, а также с поворотом вокруг своей оси («часики»).
Прыжки с отбрасыванием ногназад – на «раз» - прыжок-«точка» опорной ногой, одновременно неопорная нога сгибается в колене и отбрасывается назад, пяткой кверху. Неопорная нога может удерживаться на весу или ставиться сзади на носок пяткой кверху. На «два» - смена опорной ноги.
«Веселые ножки» (прыжки с выбрасыванием ног вперед) – то правая, толевая нога поочередно часто выбрасываются вперед, как бы хвалясь перед зрителями. Носочек ноги направлен вниз, к полу. Руки – в стороны, ладони смотрят вперед внутренней стороной.
«Качалочка» - исходное положение – ноги вместе. Затем правая нога выносится чуть вперед и как бы толкает левую ногу назад, затем снова выносится вперед, а левая возвращается на место. Движение повторяется непрерывно.
«Ножницы» - на «раз» - толчок, разведение ног в стороны и приземление в позицию «Широкая дорожка». На «два» - толчок и скрещивание ног в «точке» впереди (правая ступня впереди левой и наоборот при повторении).
«Крестик» - на «раз» - толчок и скрещивание ног в «точке» (правая нога впереди), на «два» - то же самое, только впереди левая нога.
«Метелочка» - то же, что и «качалочка», только со сменой ног.
Боковой галоп – то же, что и боковой приставной шаг, только на прыжке.
Галоп вперед – техника та же, только продвижение не в сторону, а вперед. На «раз» - толчок и правая (левая) нога выносится вперед, приземляясь с носка. Носок другой ноги приставляется сзади к пятке опорной ноги. На «два» - повторение.
«Веревочка» - на «раз» - прыжок-«точка» на левой (правой) ноге, одновременно другая нога ставится сзади и скользящим движением носка по полу выносится вперед. На «два» - все повторяется справой (левой) ноги. Этот прыжок можно выполнять как на месте, так и с продвижением вперед.
Танцевальные движения
Исходное положение для всех вариантов (если не оговаривается дополнительно): ноги в основной стойке, руки в любой позиции.
«Качель маленькая» - дети стоят, взявшись за руки и слегка качая ими из стороны в сторону.
«Качель большая – то же, только сильно раскачивают руками из стороны в сторону.
«Пружинка» - стоя на месте, легко, часто, непрерывно приседать. Колени при этом слегка разводятся в стороны. Спина – прямая. Это движение можно выполнять из 6-й позиции ног (на «узкой дорожке»).в этом случае колени ног не разводятся.
Притоп – стоя на левой ноге, ритмично притоптывать правой, чуть пружиня обеими.
«Три притопа» (исходное положение – «Узкая дорожка») – на месте шаг правой ногой, затем левой и снова правой, чуть притопнув. Повторяется с левой ноги. Движение выполняется ритмично.
Притоп поочередно двумя ногами – техника та же, только на «раз, и» - притоп правой (левой) ногой, а на «два, и» - левой (правой) ногой.
Притоп в сочетании с «точкой» - пяткой, носком неопорной ноги рядом с опорной или на расстоянии небольшого шага впереди.
Приседание – техника та же, только на «раз» - приседание, на «два» - возвращение в исходное положение. Амплитуда зависит от возраста детей. Полное приседание выполняется только в подготовительной группе. При этом пятки ног отрываются от пола, а колени разводятся в стороны, спина прямая, крепкая.
Полуприседание – выполняется в сочетании с «точкой» - каблуком или носком правой (левой) ноги на расстоянии небольшого шага вперед.
Полуприседание с поворотом корпуса – сделать полуприседание, поворачивая корпус вправо (влево) на 900. Разворачивая корпус прямо, принять исходное положение.
«Ковырялочка»:
1-й вариант: правая нога ставится назад на носок, затем выносится вперед на пятку и на месте – три притопа.
2-й вариант: правую (левую) ногу согнуть в колене и поставить в сторону на носок невыворотно (пяткой вверх); одновременно слегка согнуть колено левой (правой) ноги. Вытягивая прямую правую (левую) ногу, поставить ее на пятку. Сделать тройной притоп, начиная с правой (левой) ноги.
«Распашонка» - на «раз» полуприседание с хлопком «ладушки» согнутыми в локтях руками впереди-вверху. На «два» - выпрямиться и поставить правую (левую) ногу в «точку» впереди-справа на пятку. Одновременно вытянуть руки по диагонали: правая – в сторону-вниз, левая – в сторону-вверх. На 2-й такт то же с другой ноги.
«Самоварчик» - на «раз» - полуприседание и хлопок-«ладушки» согнутыми в локтях руками перед грудью. На «два» - выпрямиться, левую руку вытянуть в сторону-вверх, правой – хлопнуть по внутренней стороне голени левой ноги, согнутой в колене и поднятой вверх под углом 900.
«Елочка» - исходное положение: ноги – «узкая дорожка», руки – «полочка», «поясок» и др. На «раз» - повернуть ступни ног (отрывая носки от пола) вправо под углом 450. на «два» - то же пятки. Движение можно выполнять как на прямых ногах, так и на «пружинке». Спина прямая.
«Большая гармошка» - ноги вместе. На «раз» - разведение носков в стороны, на «два» - разведение пяток, на «три» - снова разведение носков и на «четыре – разведение пяток. Затем возвращение в исходное положение в таком же порядке.
«Топотушки» - исходное положение – ноги вместе, чуть присев, руки сжаты в кулачки на поясе (подбоченившись). Часто поочередно топать ногами на месте.
«Рычажок» - ноги на «узкой дорожке». На «раз» - правая рука сгибается в локте и рукой достает вверх, сгибаясь в коленке, поднимается первая нога. На «и» - в исходное положение.
Все на «пружинке».
Поворот вокруг себя (кружение) – стоя лицом к зрителям начинать движение вправо. Легко на носочках повернуться на месте вокруг себя и остановиться в исходном положении.
«Расческа» - дети стоят в шахматном порядке. На расстоянии друг от друга лицом в одном направлении.
1-й вариант: вначале вторая шеренга проходит вперед сквозь первую, останавливаясь чуть впереди. Затем первая (оказавшись позади) проходит вперед сквозь вторую, останавливаясь чуть впереди, и т. д.
2-й вариант: первая шеренга идет назад, одновременно вторая – движется вперед. Проходя друг через друга – шеренги меняются местами.
«Играть платочком» - держа платок (сложенный по диагонали) за два угла перед собой на уровне груди, приподнимать поочередно то один, то другой уголок платочка.
• Танцевальные движения для мальчиков 6-7лет:
«Козлик» - исходное положение – правая нога стоит перед левой, руки скрещены перед грудью. Это движение выполняется на прыжке. Прыгая на левой ноге, сильно притоптывать правой. На счет «раз» - руки по дуге раскрываются в стороны-вверх (кулачки слегка сжаты и подняты вверх), на счет «два» - возвращаются в исходное положение.
«Веселые ножки» - положение упор-присев сзади. Ноги часто, резко «выбрасываются» поочередно вперед. Возвращаясь в исходное положение, нога опирается носком об пол.
«Гусиный шаг» - исходное положение – в полуприсяде, ноги на «узкой дорожке» широко шагать в полуприсяде на «пружинке». Руками, согнутыми в локтях, махать вперед-назад. Следить за осанкой. Продолжительность движения не более 8-ми тактов.
«Волчок» - опираясь о пол ладонью правой руки, вытянув корпус и ноги влево по диагонали, двигаться «семенящим» бегом вокруг своей оси (как циркулем описывая полный круг). Левая рука – произвольно.
Встать на колено – опуститься на правое колено, левая нога согнута в виде стульчика. Ступня левой ноги стоит у колена правой ноги.
Поклон
«Русский поклон» - исходное положение ног: 4-я позиция.
Согнув правую руку в локте, коснуться пальцами правой руки левого плеча. Выпрямляя правую руку, опустить ее вниз пред собой по траектории дуги, одновременно наклоняя корпус вперед.
Построения
Колонна – дети стоят друг за другом, в одном направлении, соблюдая интервалы между собой.
Шеренга – дети стоят рядом друг с другом, в одном направлении, соблюдая интервалы между собой.
Цепочка – дети стоят вполоборота друг за другом, держась за руки.
Комбинация с ложками «Именины»
Исполняется под музыку «Каравай, каравай, кого хочешь, выбирай…»
Ребята встают по парам в шахматном порядке лицом к зрителям, держат в руках по деревянной ложке.
Начальное положение: руки согнуты в локтях, немного разведены в стороны, VI позиция ног.
раз – ребята поднимают правую ногу, согнутую в колене, и ставят ее на пол;
одновременно ударяют одной ложкой о другую;
и – два и – пауза;
три – ребята поднимают левую ногу, согнутую в колене, и ставят ее на пол; одновременно руки разводят в начальное положение и ударяют одной ложкой о другую;
и – четыре и – пауза;
пять – ребята поднимают правую ногу, согнутую в колене, и одновременно
разводят руки в начальное положение;
и – ребята ставят правую ногу на пол и ударяют одной ложкой о другую;
шесть и – то же, что и «пять и»
семь и – восемь – ребята ударяют три раза одной ложкой о другую;
и – пауза;
2) раз – ребята поднимают правую ногу, согнутую в колене, и ставят ее на пол; руки при этом принимают начальное положение;
и – ребята поднимают левую ногу, согнутую в колене, и ставят ее на пол;
два – то же, что и «раз»;
и – пауза;
три и – четыре – ребята ударяют три раза одной ложкой о другую;
и – пауза;
пять – ребенок, который стоит справа, поднимает левую ногу, согнутую в колене, поворачивают ее и корпус влево, ставит ногу на пол; ребенок, который стоит слева, поднимает правую ногу, согнутую в колене, поворачивает ее и корпус вправо, ставит ногу на пол; руки разведены в начальное положение;
и – ребенок, который стоит справа, поднимает правую ногу, согнутую в колене, поворачивает ее и корпус влево, ставит ногу на пол; ребенок, который стоит слева, поднимает левую ногу, согнутую в колене, поворачивает ее и корпус вправо, ставит ногу на пол;
шесть – ребенок, который стоит справа, поднимает левую ногу, согнутую в колене, и ставит ее на пол; ребенок, который стоит слева, поднимает правую ногу, согнутую в колене, и ставит ее на пол;
и – пауза;
семь и – восемь – то же, что и «три и – четыре»;
и – пауза;
3) раз – ребята делают demi plie; одновременно приводят руки в начальное положение и ударяют одной ложкой о другую;
и – пауза;
два – ребята встают из demi plie, ударяют ложками, которые находятся в правой руке (идет взаимодействие партнеров)
и – пауза;
три и – то же, что и «раз и»;
четыре – ребята встают из demi plie, ударяют ложками, которые находятся в левой руке (идет взаимодействие партнеров);
и – пауза;
пять и – то же, что и «раз и»;
шесть – ребята встают из demi plie; ударяются друг о друга ложки, которые находятся в противоположных руках партнеров;
и – пауза;
семь и – восемь и – то же, что и «пять и – шесть и»;
4) раз – ребята делают шаг правой ногой в правую сторону; руки находятся в начальном положении;
и – пауза;
два – ребята приставляют левую ногу к правой;
и – пауза;
три и – четыре – ребята делают три удара одной ложкой о другую;
и – пауза;
пять – ребята, поднимая правую ногу, согнутую в колене, делают шаг вперед; руки находятся в начальном положении;
и – ребята, поднимая левую ногу, согнутую в колене, делают шаг вперед;
шесть и – то же, что и «пять и»;
семь – ребенок, который теперь стоит слева, поднимает правую ногу, согнутую в колене, поворачивает ее и корпус вправо, делает небольшой шаг назад; ребенок, который теперь стоит справа, поднимает правую ногу, согнутую в колене, поворачивает ее и корпус вправо, делает небольшой шаг вперед; одновременно ребята ударяют одной ложкой о другую;
и – ребенок, который теперь стоит слева, поднимает левую ногу, согнутую в колене, поворачивает ее и корпус вправо, делает небольшой шаг назад; ребенок, который теперь стоит справа, поднимает левую ногу, согнутую в колене, поворачивает ее и корпус вправо, делает небольшой шаг вперед; одновременно ребята приводят руки в начальное положение (но расстояние между руками меньше) и ударяют одной ложкой о другую;
восемь – ребята, поднимая правую ногу, согнутую в колене, ставят ее на пол; одновременно ребята приводят руки в начальное положение (но расстояние между руками меньше) и ударяют одной ложкой о другую;
и – пауза.
Комбинация с мягкими игрушками «Давай поиграем»
Исполняется под любую веселую музыку в умеренном темпе, с четким ритмом.
Для исполнения этой комбинации у каждого ребенка должна быть мягкая игрушка среднего размера, чтобы с ней было удобно танцевать.
Начальное положение: ребята держат игрушку двумя руками, согнутыми в локтях; VI позиция ног.
раз – ребенок делает шаг правой ногой в правую сторону;
и – ребенок приставляет левую ногу к правой;
два – то же, что и «раз»;
и – ребенок приставляет левую ногу к правой, немного переводя руки с игрушкой в правую сторону;
три – ребенок делает шаг левой ногой в левую сторону;
и – ребенок приставляет правую ногу к левой;
четыре – то же, что и «три»;
и – ребенок приставляет правую ногу к левой, немного переводя руки с игрушкой в левую сторону;
пять и – то же, что и «раз и»;
шесть и – то же, что и «три и»;
семь – ребенок делает demi plie и ставит игрушку на пол;
и – пауза;
восемь – ребенок встает из demi plie и ставит руки на пояс;
и – пауза;
2) раз и – четыре и – ребенок обходит игрушку против часовой стрелки, делая
восемь шагов (начинает с правой ноги), возвращается в VI позицию;
пять – ребенок, ставя руки в определенное положение (сгибает левую руку в локте и ставит ее параллельно полу; правую руку, согнутую в локте, ставит перпендикулярно левой руке; все пальцы правой руки, кроме указательного, сжаты в кулак), наклоняет запястье и указательный палец немного вперед и возвращает обратно;
и – то же, что и «пять»;
шесть – то же, что и «пять»;
и – ребенок ставит руки на пояс;
семь – ребенок делает demi plie касается игрушки руками;
и – пауза;
восемь – ребенок встает из demi plie и берет игрушку в руки, принимая
начальное положение;
и – пауза.
Комбинация на выделение сильной доли
«По дороге к волшебнику»
Исполняется под «Песню друзей» из мультфильма «Волшебник Изумрудного города».
Перед началом комбинации все ребята стоят в кругу друг за другом; движение будет проходить против часовой стрелки.
Начальная позиция: руки опущены, VI позиция ног.
раз и – семь и – ребята маршируют по кругу против часовой стрелки (начинают с правой ноги);
восемь – ребята делают demi plie;
и – пауза;
2) раз и – семь и – ребята делают sote (или просто прыгают), продвигаясь по кругу против часовой стрелки;
восемь – ребята встают из demi plie;
и – пауза;
3) раз и – семь и – ребята маршируют по кругу по линии танца и одновременно хлопают в такт музыке (движение начинается с правой ноги);
восемь – ребята, приподнимая носок левой ноги, поворачивают его в левую сторону и ставят на пол; вместе с носком поворачивается голова и корпус, руки ставятся на пояс;
и – ребята, приподнимая носок правой ноги, поворачивают его в левую сторону и ставят на пол, закрывая ноги в VI позицию; ребята стоят лицом к центру круга;
4) раз – ребята делают demi plie, немного наклоняя корпус вправо, и хлопают в ладоши;
и – пауза;
два – ребята встают из demi plie, ставят руки на пояс;
и – пауза;
три – ребята делают demi plie, немного наклоняя корпус влево, и хлопают в ладоши;
и – пауза;
четыре – ребята встают из demi plie, ставят руки на пояс;
и – пауза;
пять – ребята наклоняют корпус вперед, вытягивают руки вперед и хлопают в ладоши;
и – пауза;
шесть – ребята выпрямляются, ставят руки на пояс;
и – пауза;
семь – ребята делают demi plie, поднимают руки вверх и хлопают в ладоши над головой;
и – пауза;
восемь – ребята встают из demi plie, ставят руки на пояс;
и – пауза;
5) раз – ребята делают demi plie, немного наклоняя корпус вправо, и хлопают в ладоши;
и – ребята делают второй хлопок в ладоши;
два – ребята встают из demi plie, ставят руки на пояс;
и – пауза;
три – ребята делают demi plie, немного наклоняя корпус влево, и хлопают в ладоши;
и – ребята делают второй хлопок в ладоши;
четыре – ребята встают из demi plie, ставят руки на пояс;
и – пауза;
пять – ребята наклоняют корпус вперед, вытягивают руки вперед и хлопают в ладоши;
и – ребята делают второй хлопок в ладоши;
шесть – ребята встают из demi plie, ставят руки на пояс;
и – пауза;
семь – ребята делают demi plie, поднимают руки вверх и хлопают в ладоши над головой;
и – ребята делают второй хлопок в ладоши;
восемь – ребята встают из demi plie, ставят руки на пояс;
и – пауза;
6) раз – ребята немного наклоняют корпус вправо и хлопают в ладоши4
и – пауза;
два – ребята немного наклоняют корпус влево и хлопают в ладоши4
и – пауза;
три и – то же, что и «рази и»;
четыре – ребята выпрямляются и ставят руки на пояс;
и – пауза;
пять и – семь и – то же, что и «раз и – три и»;
восемь – ребята выпрямляются, ставят руки на пояс; приподнимая носок правой ноги, поворачивают его в правую сторону и ставят на пол; вместе с носком поворачивается голова и корпус;
и – ребята, приподнимая носок левой ноги, поворачивают его в правую сторону и ставят на пол, закрывая ноги в VI позицию.
Комбинация «Солнышко» для группы из 4-х человек
Исполняется под припев песни Т. Овсиенко «Солнце мое».
Перед началом исполнения комбинации весь класс делится на группы, состоящие из 4 человек. В группах ребята считаются на 1-й, 2-й и запоминают свои номера.
Описание комбинации для группы
Начальное положение: ребята стоят в кругу, взявшись за руки; лицом в круг; VI позиция ног.
1) раз – семь – ребята с правой ноги делают 7 шагов по кругу против часовой стрелки; корпус повернут по линии танца, голова из круга;
восемь – ребята, приставляя левую ногу к правой, поворачиваются лицом в круг;
2) раз – ребята делают grand plie по VI позиции;
два – четыре – пауза;
пять – ребята поднимаются из grand plie;
шесть – восемь – пауза;
3) раз – ребята, расцепившись и опустив руки вдоль корпуса, делают шаг с правой ног в круг;
два – ребята приставляют левую ногу к правой;
три – ребята, приподнимая носок правой ноги, поворачивают его вправо и ставят на пол; одновременно поворачивается вправо корпус;
четыре – ребята, приподнимая носок левой ноги, поворачивают его вправо и ставят на пол; ноги закрываются в VI позицию;
пять – шесть – ребята разводят руки в стороны (получается «звездочка») и делают demi plie по VI позиции, поворачивают голову из круга;
семь – восемь – ребята встают из demi plie;
4) раз – семь – ребята с правой ноги делают 7 шагов против часовой стрелки;
восемь – ребята приставляют левую ногу к правой;
5) раз – ребята, опуская руки вдоль корпуса, приподнимая носок левой ноги, поворачивают его влево и ставят на пол; влево поворачивается и корпус;
два – ребята, приподнимая носок правой ноги, поворачивают его влево и ставят на пол; ноги закрываются в VI позицию;
три – ребята делают шаг левой ногой назад;
четыре – ребята приставляют правую ногу к левой;
пять – ребята 1-е номера протягивают обе руки вперед ладошками вверх;
шесть – пауза;
семь – ребята 2-е номера кладут свои ладошки на ладошки ребят, кто 1-е номера;
восемь – пауза;
6) раз – три – ребята, опустив руки, с правой ноги делают 3 шага вперед;
четыре – ребята поднимают левую ногу, согнутую в колене, и, опуская ее, ставят к правой ноге в VI позицию;
пять – семь – ребята с левой ноги делают 3 шага назад;
восемь – ребята поднимают правую ногу, согнутую в колене, и, опуская ее, ставят к левой ноге в VI позицию.
Комбинация для ребят в парах «Кошки»
Исполняется под песню «Черный кот».
Перед началом комбинации ребята становятся в пары друг напротив друга.
Примечание. Раскладка комбинации дана в рисунке, при котором пары стоят в шахматном порядке, боком к зрителю (так комбинация лучше просматривается). Но комбинация может исполняться и в других рисунках: круг, колонна и др.
Начальное положение: руки согнуты в логтях и запястьях, соединены вместе, VI позиция ног.
раз – ребята делают небольшой шаг правой ногой в правую сторону;
два – ребята приставляют левую ногу к правой;
три – ребята делают небольшой шаг правой ногой вперед;
четыре – ребята приставляют левую ногу к правой;
пять – ребята делают небольшой шаг левой ногой назад;
шесть – ребята приставляют правую ногу к левой;
семь - ребята делают небольшой шаг левой ногой в левую сторону;
восемь – ребята приставляют правую ногу к левой;
раз – ребята делают небольшой шаг левой ногой в левую сторону;
два – ребята приставляют правую ногу к левой;
три – ребята делают небольшой шаг левой ногой вперед;
четыре – ребята приставляют правую ногу к левой;
пять – ребята делают небольшой шаг правой ногой назад;
шесть – ребята приставляют левую ногу к правой;
семь – ребята делают небольшой шаг правой ногой в правую сторону;
восемь – ребята делают маленький шаг левой ногой в правую сторону, но не приставляют к правой ноге; между правой и левой ногой должно быть небольшое расстояние;
раз – ребята, немного согнув ноги в коленях, поворачивают оба носка в правую сторону;
два – ребята, немного согнув ноги в коленях, поворачивают пятки в правую сторону;
три – восемь – то же, что и «раз – два»;
раз – ребята, немного согнув ноги в коленях, поворачивают обе пятки в левую сторону;
два – ребята, немного согнув ноги в коленях, поворачивают оба носка в левую сторону;
три – шесть – то же, что и «раз – два»;
семь – ребята, выпрямив ноги в коленях, поворачивают пятки в левую сторону, выравнивая с носками;
восемь – ребята приставляют правую ногу к левой;
раз – ребенок, стоящий справа от второго ребенка, протягивает обе руки вперед ладонями вверх;
два – пауза;
три – ребенок, стоящий слева, кладет свои ладони на ладони другого ребенка;
четыре – пауза;
пять – ребята делают grand plie по VI позиции;
шесть – пауза;
семь – ребята встают из grand plie;
восемь – пауза;
раз – четыре – ребята, повернув корпус вправо, вытянув руки в стороны, делают 4 шага (начиная с правой ноги) - кружатся (не отцепляясь) в паре против часовой стрелки;
пять – ребята приставляют правую ногу к левой, поворачиваясь влево – ребята опять оказываются друг против друга;
раз – ребенок, стоящий справа, делает шаг правой ногой в правую сторону; ребенок, стоящий слева, делает шаг левой ногой в левую сторону;
два – ребенок, стоящий справ, приставляет левую ногу к правой; ребенок, стоящий слева, приставляет правую ногу к левой;
три – ребенок, стоящий справа, делает шаг левой ногой в левую сторону; ребенок, стоящий слева, делает шаг правой ногой в правую сторону;
четыре – ребенок, стоящий справа, приставляет правую ногу к левой; ребенок, стоящий слева, приставляет левую ногу к правой;
раз – три – ребята хлопают три раз в свои ладоши;
раз – три – ребята хлопают три раза в ладоши друг друга;
раз – семь – ребята, повернув корпус вправо, взявшись за руки и вытянув их в стороны, делают 7 шагов (начиная с правой ноги) – кружатся в паре против часовой стрелки;
восемь – ребята приставляют левую ногу к правой, приводят корпус и руки в начальное положение.
Когда ребята хорошо запомнят комбинацию, к шагам можно добавлять «пружинку».
Комбинация на создание образа для девочек «Кукла-марионетка»
Исполняется под музыку из французского кинофильма «Игрушка».
Начальное положение – руки опущены, немного разведены в сторону (угол между телом и руками – 30˚), ладошки развернуты к зрителям; VI позиция ног.
1) раз – ребенок наклоняет голову вправо;
два – пауза;
три – ребенок возвращает голову в прежнее положение;
четыре – пауза;
пять – ребенок наклоняет голову влево;
шесть – пауза;
семь – ребенок возвращает голову в прежнее положение;
восемь – пауза;
2) раз – ребенок сгибает в локте правую руку и одновременно поворачивает голову направо;
два – пауза;
три – ребенок возвращает руку и голову в прежнее положение;
четыре – пауза;
пять – ребенок сгибает в локте левую руку и одновременно поворачивает голову налево;
шесть – пауза;
семь – ребенок возвращает руку и голову в прежнее положение;
восемь – пауза;
3) раз – ребенок поднимает обе руки немного вверх, под углом примерно 45˚ к телу;
два – пауза;
три – ребенок поднимает обе руки еще немного вверх, под углом примерно 90˚ к телу;
четыре – пауза;
пять – ребенок поворачивает ладони тыльной стороной к зрителям, сгибает руки в локтях и направляет их друг к другу, к грудной клетке;
шесть – ребенок выпрямляет руки в локтях и разводит их в стороны;
семь – ребенок, сгибая руки в локтях, направляет их друг к другу, к грудной клетке;
восемь – то же, что и «шесть»;
4) раз – ребенок, поворачивая ладони лицом к зрителям, опускает руки немного вниз под углом 45˚ к телу;
два – пауза;
три – ребенок опускает руки в то положение, в котором они были перед началом комбинации;
четыре – пауза;
пять – восемь – ребенок делает demi plie по I позиции;
5) раз – ребенок, поворачивая корпус вправо и приподнимая руки так, чтобы был угол 45˚ к телу, подвигает и ставит правую ногу в сторону на пятку;
два – пауза;
три – ребенок возвращает руки, ноги, корпус в начальное положение;
четыре – пауза;
пять – ребенок, поворачивая корпус влево и приподнимая руки так, чтобы был угол 45˚ к телу, подвигает и ставит левую ногу в сторону на пятку;
шесть – пауза;
семь – то же, что и «три»;
восемь – пауза;
6) раз – четыре – ребенок мелкими шажками движется вперед, сохраняя I позицию;
пять – восемь – ребенок делает releve на полупальцы по I позиции.
Комбинация на создание образа для мальчиков «Матросы»
Исполняется под песню «Бескозырка белая».
Начальное положение: руки разведены в стороны так, чтобы ребенок, не поворачивая головы, видел их; ладони вверх; VI позиция ног. Комбинация состоит из трех движений.
1-е движение:
раз – ребенок делает шаг правой ногой в правую сторону;
и – ребенок приставляет левую ногу к правой;
два – то же, что и «раз»;
и – ребенок поднимает левую ногу, согнув ее в колене, вытяну носок; одновременно поднимает вверх над головой левую руку ладонью к зрителям и хлопает ладонью по бедру;
три – ребенок делает шаг левой ногой в левую сторону;
и – ребенок приставляет правую ногу к левой;
четыре – то же, что и « три»;
и – ребенок поднимает правую ногу, согнув ее в колене, вытяну носок; одновременно поднимает вверх над головой правую руку ладонью к зрителям и хлопает ладонью по бедру;
пять и – шесть и – то же, что и « раз и – два и»;
семь и – то же, что и «три и»;
восемь – ребенок убирает руки за спину;
и – пауза.
2-е движение:
раз – ребенок, встав на полупальцы, разводит пятки в стороны, ставит их на пол (колени вытянуты), голову поворачивает вправо;
и – пауза;
два – ребенок, встав на полупальцы, возвращает ноги в VI позицию;
и – пауза;
три – ребенок, встав на полупальцы, разводит пятки в стороны, ставит их на пол (колени вытянуты), голову поворачивает влево;
и – пауза;
четыре – ребенок, встав на полупальцы, возвращает ноги в VI позицию;
и – пауза;
3-е движение:
раз – ребенок, приподнимая носок правой ноги, поворачивает его в правую сторону и ставит на пол; вместе с ногой поворачивается в правую сторону корпус и голова;
и – ребенок, приподнимая носок левой ноги, поворачивает его в правую сторону, ставит на пол, закрывая ноги в VI позицию;
два и – четыре и – то же, что и «раз и» (ребенок движется по квадрату и возвращается лицом к зрителю).
2-е и 3-е движения можно повторить, только их начинать нужно с левой ноги в левую сторону.