Методическая работа – средство обеспечения профессионально-личностного роста
Методическая работа – средство обеспечения профессионально-личностного роста
В данной статье отражены определение, задачи и содержание методической работы, Данная информация поможет как начинающим молодым педагогам, так и учителям с большим педагогическим опытом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая работа – средство обеспечения профессионально-личностного роста»
Методическая работа – средство обеспечения
профессионально-личностного роста учителя
Методическая работа является основой для формирования педагогической деятельности и создания инновационной образовательной среды.
Что же входит в понятие “методическая работа”?Это целостная система взаимосвязанных мер, основанная на науке и прогрессивном педагогическом опыте, нацеленная на обеспечение профессионального роста учителя, его творческого потенциала, а в конечном итоге на рост уровня образованности, воспитанности, развитости, социализированности и сохранения здоровья учащихся.
Первоочередной задачей методической работы является помощь воспитателям и учителям в повышении своего профессионального научно-теоретического и методического уровня. А уж из решения этой задачи следует система мероприятий.
Содержание методической работы в школе формируется на основе:
1. Законов РФ, нормативных документов, инструкций, приказов Министерства образования РФ.
2. Устава школы, локальных актов к Уставу ( «Положение о Методическом Совете школы», «Положение о методическом объединении учителей-предметников»), Программы развития школы, ежегодного плана работы школы.
3. Новых психолого-педагогических, методических исследований, повышающих уровень методической службы
4. Диагностики и мониторинга состояния учебно-воспитательного процесса, уровня обученности и воспитанности, развития учащихся, помогающих определить основные проблемы и задачи методической работы .
5. Использования информации о передовом опыте методической службы в других школах РФ.
Функции и виды методической деятельности педагога. Основными функциями методической деятельности преподавателя выступают: аналитическая, связанная с анализом существующих методических разработок, материалов, опыта коллег; проектировочная, связанная с перспективным планированием и разработкой содержания обучения, планированием и подготовкой обучающей деятельности; конструктивная, включающая систему действий, связанных с планированием предстоящего занятия (отбором, композиционным оформлением учебной информации), представление форм предъявления учебного материала, ведущих к взаимодействию педагога и учащихся в процессе формирования новых знаний и профессиональных умений и навыков; нормативная, способствующая выполнению образовательных стандартов, требований учебных программ, условий осуществления образовательного процесса в данном типе учебного заведения; исследовательская – поиск новых форм и методов работы.
Вид методической деятельности – это устойчивые процедуры осуществления планирования, конструирования, выбора и применения средств обучения конкретному предмету, обуславливающие их развитие и совершенствование. К видам методической деятельности, выполняемым педагогами профессиональной школы, относятся: -анализ учебно-программной документации, методических комплексов; -методический анализ учебного материала; -планирование системы уроков теоретического и практического обучения; -моделирование и конструирование форм предъявления учебной информации на уроке; -конструирование деятельности учащихся по формированию технических понятий и практических умений; -разработку методики обучения по предмету; -разработку видов и форм контроля профессиональных знаний, умений и навыков; -управление и оценку деятельности учащихся на уроке; -рефлексию собственной деятельности при подготовке к уроку и при анализе его результатов. Названные виды методической деятельности, конечно, не охватывают всего многообразия методической практики профессионально-педагогических кадров. В процессе методической подготовки студенты овладевают теми видами, которые обеспечивают подготовку педагога к занятиям.
Методические умения преподавателя. Освоение методической деятельности проходит через формирование методических умений. Умение – это свойство личности будущего педагога выполнять определенные действия в новых условиях на основе ранее приобретенных знаний. В соответствии с предметной сложностью и спецификой работы профессиональной школы методические умения можно классифицировать по нескольким группам. Приведем одну из возможных классификаций. Первая группа методических умений связана с овладением дидактико-методическими основами профессиональной школы. Она включает: 1. Умение проводить анализ учебно-программной документации по обучению специалиста. 2. Умение подбирать учебную литературу для изучения конкретной темы. 3. Умение выполнять логико-дидактический анализ содержания учебного материала, учебника. 4. Умение проводить методический анализ локального отрезка учебной информации. 5. Умение разрабатывать различные формы предъявления учебного материала: блок-схемы, алгоритмы решения технических задач, опорные конспекты и т.д. 6. Умение располагать учебный материал на доске, оформлять решение технических задач. 7. Умение разрабатывать комплексные методические приемы теоретического и практического обучения. 8. Умение разрабатывать различные формы определения уровня сформированности знаний и умений учащихся. 9. Умение разрабатывать различные формы учебной и учебно-практической деятельности учащихся. 10. Умение проводить анализ уроков теоретического производственного обучения. Вторая группа методических умений учитывает специфику изучения учебного материала. В нее входят: 1. Умение планировать систему уроков по изучаемой схеме на основе методического анализа. 2. Умение планировать учебную и учебно-производственную работу учащихся по профессиональной деятельности. 3. Умение конструировать учебные и практические задачи и отбирать соответствующие учебные действия и практические операции. 4. Умение организовывать деятельность учащихся на уроке и управлять ею. 5. Умение применять методы теоретического и производственного обучения. 6. Умение анализировать методические разработки. Третья группа методических умений синтезирует ранее сформированные умения и предполагает: 1. Умение применять методические рекомендации, методики и технологии обучения на практике. 2. Умение создавать вариативную методику обучения в зависимости от целей и реальных условий обучения. 3. Умение создавать собственную методическую систему обучения и представлять ее в методических рекомендациях.
Таким образом, научно – методическая деятельность является неотъемлемой частью профессиональной деятельности преподавателя общеобразовательной школы и направлена на совершенствование методики преподавания читаемой дисциплины.
Литература
1. Аншукова Е.Ю. Аналитическая деятельность старшего воспитателя.// Управление ДОУ. – 2004. - №3. с. 29 – 32.
2. Багаутдинова С.Ф. Особенности методической работы в современном ДОУ. // Управление ДОУ. – 2004. - №3. с. 82 – 85.
3. Белая К.Ю. 300 ответов на вопросы заведующей детским садом. – М,: ООО «Издательство Астрель», 2002. – С. - 399.
4. Белая К.Ю. 200 ответов на вопросы заведующей детским садом. – М,: АСТ, 1997.- С. - 393.
5. Белая К.Ю. Методическая работа в дошкольном учреждении. – М. 1991. –С. -81.
6. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.
7. Бондаренко А., Позняк Л., Шкатула В. Заведующий ДОУ.- М. 1984. с.-144.
8. Дубейковская Я. Стоп. Кадры. Управление персоналом для умных. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2000
9. Васильева А.И. Старший воспитатель детского сада. – М., Просвещение. 1990. С – 143.
10. Василенко Н.П. Диагностика и организация методической работы. Р\н Дону. – М., 1995.
11. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 96с.
12. Волобуева Л.М. Активные методы обучения в методической работе ДОУ. // Управление ДОУ. – 2006. № 6. – с. 70 -78.
13. Дуброва В.П., Милашевич Е.П. Организация методической работы в ДОУ. М. 1995. с.-109.