kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая работа: Гендерные особенности восприятия музыки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет исследования: музыкальное восприятие.

Объект исследования: тендерные различия музыкального восприятия

В качестве рабочей гипотезы нами было выдвинуто предположение о том, что влияние пола на специфику музыкального восприятия проявляется в особенностях эмоционального реагирования на определенные музыкальные произведения.

Предмет и рабочая гипотеза определили цели и задачи нашей работы.

Цель работы: проанализировать различные теоретические подходы понимания наличия межполовых различий в способностях и когнитивной организации личности и экспериментально проверить, существуют ли такие различия в области восприятия музыкальных произведений.

Основные задачи исследования заключаются в следующем:

  1. Проанализировать   различные   теоретические   подходы   к   пониманию   гендера   в современной психологии.
  2. Выявить причины межполовых различий в общих интеллектуальных способностях.
  3. Провести исследование межполовых различий музыкального восприятия и сделать анализ полученных результатов.

Методы и организация исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс методов исследования: теоретический анализ основных подходов исследования гендера в современной психологии; теоретический анализ проблемы восприятия музыкального текста; фактологическое изучение психофизиологических аспектов восприятия музыки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая работа: Гендерные особенности восприятия музыки »

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГАОУ СПО НСО «Новосибирский областной колледж культуры и

искусств» Барабинский филиал

Отделение «Постановка театрализованных представлений»


Методическая работа: Гендерные особенности восприятия музыки

Выполнила:

Рыбак Наталья Сергеевна Преподаватель вокала

2 СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Глава 1. Теоретико-методологические проблемы изучения тендерных
особенностей музыкального восприятия личности 5

1.1 .Понятие гендера в современной психологии. Гендерная составляющая
самосознания человека 5

1.2. Межполовые различия когнитивной организации личности 10

Глава 2. Психологические особенности музыкального восприятия 14

  1. Понятие музыки 14

  2. Восприятие музыки.

Глава 3. Экспериментальные исследования гендерных особенностей
восприятия музыки 15

3.1 Общая характеристика проведённого экспериментального исследования

15

3.2 Результаты экспериментального исследования и их обсуждение 23

Заключение 30

Литература 32

3

ВВЕДЕНИЕ

«Проблема изучения гендерных особенностей музыкального восприятия актуальна на современном этапе развития науки. Гендерные различия являются предметом исследований многих ученых. Действительно, трудно переоценить значение пола для понимания психологических особенностей и характеристик человека. В отечественной психологии опубликованы исследования, направленные на изучение представлений об образах мужчин и женщин (Агеев B.C., 1987; Митина О.В., Петренко В.Ф., 2000 и др.), осуществляется анализ современных подходов к проблеме влияния полоролевых качеств личности на процессы адаптации и саморегуляции (Ениколопов С.Н., Дворянчиков Н.В., 2001). Вышли переводные и отечественные монографии: Ш. Берн (2001), Е.П. Ильин (2002), И.С. Кон (1999) и учебные пособия (Клецина И.С, 1998, 2003). Был опубликован ряд обзорных и эмпирических работ посвященных гендерным различиям мужчин и женщин (Алешина Ю.В., Волович А.С., 1991; Визгина А.В., Пантилеев СР., 2001; Каган В.Е., 1989, 1998; Репина Т.А., 1987). Работы психологов позволяют выявить личностные качества, входящие в конструкты «фемининность» и «маскулинность», описывают тендерные роли, позволяющие мужчинам и женщинам вести себя тем или иным образом. Но вместе с тем за пределами рассматриваемых проблем остаются тендерные различия музыкального восприятия, его психоэмоциональные аспекты» (35, 41-55).

Предмет исследования: музыкальное восприятие.

Объект исследования: тендерные различия музыкального восприятия

В качестве рабочей гипотезы нами было выдвинуто предположение о том, что влияние пола на специфику музыкального восприятия проявляется в особенностях эмоционального реагирования на определенные музыкальные произведения.

Предмет и рабочая гипотеза определили цели и задачи нашей работы.

Цель работы: проанализировать различные теоретические подходы понимания наличия межполовых различий в способностях и когнитивной организации личности и экспериментально проверить, существуют ли такие различия в области восприятия музыкальных произведений.

Основные задачи исследования заключаются в следующем:

  1. Проанализировать различные теоретические подходы к пониманию гендера в современной психологии.

  1. Выявить причины межполовых различий в общих интеллектуальных способностях.

  1. Провести исследование межполовых различий музыкального восприятия и сделать анализ полученных результатов.

4

Методы и организация исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс методов исследования: теоретический анализ основных подходов исследования гендера в современной психологии; теоретический анализ проблемы восприятия музыкального текста; фактологическое изучение психофизиологических аспектов восприятия музыки.

Основой экспериментального исследования послужили следующие методики: 8-цветовой тест М. Люшера, методика Ч. Д.Спилбергера "Шкала ситуативной тревожности", методы математической обработки результатов.

Структура работы. Методическая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (79 именований) и приложения. В работе имеется 9 таблиц.

Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы цели и задачи, выделены объект и предмет исследования, формулируется рабочая гипотеза.

В первой главе «Теоретико-методологические проблемы изучения гендерных особенностей музыкального восприятия личности» раскрывается понятие тендера и дается анализ исследований по проблеме половых различий, рассматриваются межполовые различия в интеллектуальных, перцептивных, пространственных способностях, выявляются их причины.

Во второй главе «Психологические особенности музыкального восприятия» изучаются
психологические особенности восприятия музыки и рассматриваются

психофизиологические механизмы музыкального восприятия.

В третьей главе «Экспериментальные исследования гендерных особенностей восприятия музыки» дается характеристика психодиагностических методик исследования, представляется количественный и качественный анализ результатов экспериментального исследования и их обсуждение.

В заключении делаются общие выводы по теме.

5 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ЛИЧНОСТИ 1.1. Понятие гендера. Гендерная составляющая самосознания человека

Описывая различия между мужчинами и женщинами, многие современные исследователи анализируют четыре компонента половой идентичности: биологический пол, тендерная идентичность, тендерные идеалы и тендерные роли (Берн Ш, Воронина О. А., Гидденс Э., Клёцина И. С, Кон И. С.) (5, с. 24 - 41).

Для рассмотрения понятия гендера первоначально рассмотрим понятие биологического пола. Это понятие включает первичные и вторичные физические признаки, характерные для мужчин и женщин: органы размножения, волосяной покров на лице и т.д.

Выделяют следующие биологические уровни пола:

  1. Генетический пол. Он определяется генетической комбинацией, возникающей при проникновении сперматозоида в яйцеклетку при оплодотворении. Образуется набор генов, который ведет к дальнейшему развитию мужских, женских или интерсексуальных признаков.

  2. Гонадный пол. Генетическая информация определяет развитие гонад, т.е. половых желез, которые, в конце концов, начинают секретировать в организм человека гормоны. Гонады, являющиеся либо яичками, либо яичниками, и гормоны, которые они вырабатывают — или не вырабатывают, - оказывают глубокое влияние на половое развитие.

  3. Морфологический пол. Наличие или отсутствие гормонов в ходе индивидуального развития частично определяет характер формирующихся наружных и внутренних половых органов. Анатомические структуры, с которыми человек рождается, играют главную роль в его последующей социальной категоризации и в том, как индивидуум воспринимает себя.

  4. Церебральный пол. Каким образом возможен половой диморфизм головного мозга, является одним из самых интригующих вопросов, стоящих перед сексологами сегодня. Появляется все больше доказательств того, что гормональные влияния половых желез на головной мозг до и после рождения играют некоторую роль в определении «мужского» или «женского» типов поведения.

Но рассмотренные нами биологические уровни пола не учитывают более сложные психологические, социальные и культурные аспекты жизнедеятельности мужчин, женщин (10, с. 99-120).

Тендер - одна из базовых характеристик личности, обусловливающих психологическое и социальное развитие человека. Многокомпонентная структура тендера определяется

6

четырьмя группами характеристик: биологический пол, тендерные стереотипы, тендерные нормы и тендерная идентичность (11, с. 46-65).

Рассматривая психологический пол, как неотъемлемую составляющую личности, можно определить его следующим образом: психологический пол личности — системное качество, обусловленное биологически заданной половой принадлежностью индивида, этнокультурными традициями воспитания, структурой социально-значимой деятельности и полоролевыми нормами общества, особенностями поведения, способами действия, социальными позициями и установками (35, 71 - 84).

Гендерная идентификация начинается с момента рождения. Как только родители узнают, кто родился - сын или дочь, они начинают относиться к ребенку определенным образом. Большинство специалистов полагает, что мальчики и девочки в процессе воспитания подвергаются разному обращению, что получило название дифференцирующей социализации. В каждом обществе от мужчин и женщин ожидается соответствие неким предписанным ролям, и в каждом обществе, как правило, мужчины и женщины обладают довольно согласованными представлениями об этих ожиданиях, нравятся они им или нет. Например, сразу же после определения пола розовый и голубой цвета могут быть использованы как отличительный признак, соответствующий названному полу, а о ребенке будут говорить «он» или «она». Также предполагается, что с девочками будут обращаться нежнее и в более опекающем стиле, а с мальчиками - жестче, поощряя их на независимое поведение. Есть свидетельства того, что физические наказания чаще применяются к мальчикам, чем к девочкам. Подрастая, дети подвергаются дальнейшей социализации и усваивают поведенческие паттерны, которые считаются уместными для их пола. По мере того как ребенок все больше и больше осознает себя, он начинает реагировать на воздействие со стороны окружающих его людей и становится носителем различимой Я -концепции, включающей представления о себе как о мальчике или девочке. Постепенно ребенок все явственнее осознает пол своего тела, наличие у себя мужских или женских половых органов, и определяет их как часть своей сексуальной природы. Все эти факторы ведут к развитию первичной тендерной идентичности (63, с. 5 - 11).

Во многих исследованиях подчеркивается, что мужчины, начиная с детского возраста, более склонны к агрессии. Также юноши в три раза чаще девушек проявляют девиантное поведение, связанное с серьезной угрозой нарушения взаимодействия с другими людьми, однако девушек делинквентность обнаруживается в гораздо более острой форме. Девушки больше склонны к проявлению отдельных симптомов тревожности или же к тревожной форме расстройств. Они также в два раза больше юношей обнаруживают депрессивные расстройства, и депрессивная тенденция в этой подгруппе девушек увеличивается в

7 последующие годы жизни, в то время как у юношей диагностируемый уровень депрессии сохраняется (29, с. 12 — 18).

Гендерная идентичность и тендерная роль взрослых обычно распознаются как более маскулинизированные у мужчин и более феминизированные у женщин. Маскулинные и фемининные элементы присутствуют в каждом человеке, даже если его доминирующая идентичность больше склоняется к тому или иному типу. Поэтому различия в поведении между мужчинами и женщинами носят во многом количественный характер, т.е. отличаются в основном по частотности проявления индивидуумом конкретных видов поведения. Также следует понимать, что многое из того, что рассматривается как мускулинные и фемининные черты, определяется обществом и культурой (18, с. 36 - 44).

Психологии половых различий посвящено множество работ разных авторов. Попытку рассмотреть мужскую и женскую психологию сделал в начале века молодой австрийский ученый Отто Вейнингер. О. Вейнингер опирался на некоторые религиозные учения (мусульманство), а также на философские воззрения (Аристотель) и художественно-поэтические источники, на основании которых предполагал, что в абсолютной женщине нет своего «Я», отсутствует душа, личность, индивидуальность. Рассуждения автора привели его к тому, что женщина «как целое, есть отрицание всякого смысла, она бессмысленна (18, с. 156 - 161). Вейнингер отмечал также пассивность женщины, ее зависимость от мужчины и стремления сохранить в нем сексуальность, поскольку последней определяется ее существование.

Отличительную от взглядов О. Вейнингера точку зрения высказал В.М. Хвостов. Он отмечал, что различия в женской и мужской психологии являются различиями не по ценности и не по качеству, а лишь по степени статистической выраженности. Хвостов В.М. выделил следующие отличительные черты психологии типичной «средней» женщины.

Первым общепризнанным свойством женщины названо ее большая по сравнению с мужской эмоциональностью. Женщина более чувствительна и гораздо сильнее выражает все свои чувства, ей свойственна большая внушаемость и импульсивность. Второй характерной особенностью женщин является богатство сферы фантазии.

Третья черта - конкретность женского мышления с преобладанием ассоциаций по смежности. Это обусловлено ориентацией на чувство и позволяет женщине лучше решать проблемы в практических областях жизни.

Еще одной особенностью мыслительного процесса женщины - четвертый признак - является его преимущественное протекание в подсознательной сфере.

8

Пятой особенностью названо единство женской психики, ее гармоничность и целостность. Благодаря этому женщина легче переносит контрасты и противоречия, как в собственной душе, так и в постоянно меняющемся окружающем мире.

По шестому признаку рассматриваемый подход к женской психологии наиболее отличается от упомянутой ранее концепции О. Вейнингера. В женщине признается большая нравственная чистота, альтруизм, высоко развитое чувство долга. Этот тезис обосновывается функцией материнства, которая делает женщину более бдительной, предупредительной и заботливой, чем мужчина, оставляя гораздо меньше места эгоистическим склонностям (75, с. 33-50).

Во второй половине XX столетия в мире проводится многочисленные конкретные исследования психологических, физиологических и интеллектуальных особенностей обоих полов. Начиная, с 60-х годов большую популярность приобретают исследования стереотипных представлений о способностях мужчин и женщин их компетенции в различных сферах жизнедеятельности.

С. В. Ковалев отмечает, что уже в возрасте 1,5 - 2-х лет отчетливо проявляется большая склонность мальчиков к преобразующей деятельности (тогда, как девочки предпочитают проявлять активность в установленных рамках). Заметно их стремление к анализу внутренних механизмов и смысла явлений и обстоятельств (девочки в подобных случаях обычно апеллируют к критериям качества и полезности).

Интересно изучение поведения мужчин и женщин в стрессовой ситуации. Исследование Б. Г. Ананьева показало, что женщины реагируют на саму экстремальную ситуацию, а мужчины расходуют энергию на представление об экстремальной ситуации.

Половые различия проявляются и в жизненных целях. У мужчин с раннего детства цель - самим достигнуть каких-то успехов, причем самооценка строится на успехах в работе. У женщин успех в любви, в замужестве - определенный фактор развития личности.

Исследователи на основании изучения экспериментальных данных пришли к заключению, что умственные способности у представителей обоего пола одинаковы, но способности женщин не поддерживаются обществом. Отсюда возникает известный феномен: девочки, проявляющие большие способности в школе, в дальнейшем как бы «теряют» эти способности и не добиваются успехов в работе. Это бросающееся в глаза несоответствие было названо С. Олынен «исчезающей одаренностью».

Что касается психических различий между мальчиками и девочками, то они появляются задолго до полового созревания, уже в дошкольном возрасте. По мере взросления ребенка они становятся более ярко выраженными.

9

При изучении интересов и предпочтений мальчиков и девочек школьного возраста (Ю. П. Азаров, А. Н. Лутошкин, А. Г. Хрипкова, Д. В. Колесов и др.) отмечается, что в центре внимания девочек находится человек и взаимоотношения между людьми. Девочек больше, чем мальчиков, привлекает внешняя эстетика, у них ярче выражена чуткость и чувствите­льность к переживаниям человека. Для девочек характерна большая склонность опекать младших и слабых, ухаживать за ними.

У мальчиков интерес к внутреннему миру человека более слабый, чем у девочек. Их в большей мере волнует мир вещей, компьютеров, транзисторов, автомашин, спортивных занятий, у них чаще проявляется стремление к самоиспытанию, к риску, к преодолению опасностей.

В ряде исследований у девочек было выявлено больше положительных качеств, чем у мальчиков (тенденция, противоположная большинству зарубежных работ). Так, девочки в школе получают более высокие оценки, чем мальчики, и почти не остаются на второй год (С. Герман); у них ярче выражена потребность в дружбе (И. С. Кон, А. И. Лутошкин), и они более постоянны в своих привязанностях (И. С. Кон, А. В. Мудрик).

Тот факт, что у женщины исторически была низкая статусная позиция, большинством авторов объясняется тем, что веками роль ее была исключительно домашней и под влиянием этой роли формировались такие черты, как неуверенность, подчиненность, пассивность, зависимость. А у мужчин высокое статусное положение способствовало развитию уверенности, агрессивности, склонности к соревнованию, независимости, инициативности (12, с. 7-10).

Основываясь на тенденции сближения половых социальных ролей, ряд американских и западноевропейских социологов и психологов полагают, что мужские и женские социальные роли в далекой перспективе утратят свои различия, практически сольются, а дифференциация половых ролей является вредной (50, 19 - 22).

Рассмотрим четыре основные концепции полоролевого развития, наиболее популярных в зарубежной психологии.

Психоаналитическая теория. Традиционная психоаналитическая концепция, начиная с 3. Фрейда, как известно, приписывает основную роль в половой дифференциации биологическим факторам и считает основным ее механизмом процесс идентификации (отождествления) ребенка с родителями, в частности с родителями того же пола, что и ребенок. Эта концепция весь процесс развития личности, в котором она основное внимание уделяет формированию поведения и представлений, обусловленных полом, связывает с сексуальной сферой, наличием эдипова комплекса и комплекса Электры, когда семейные

10 отношения строятся по модели преодоления ребенком внутренних затаенных стремлений в эротической любви к родителю противоположного пола, стремлению к кровосмешению.

Социальный бихевиоризм (концепция социального научения). Для социальных бихевиористов так же, как и для психоаналитиков, ребенок того или иного пола приобретает определенное поведение через моделирование, подражание или идентификацию, а именно: через процессы, которые не являются прямо и специфически подкрепляемыми. Такой мо­делью для ребенка, как они полагают, в первую очередь, являются родители.

Социальные бихевиористы, в отличие от традиционной психоаналитической теории, считают, что ребенок идентифицирует себя с родителем не только своего пола, но и про­тивоположного. А также с братьями, сестрами, сверстниками и другими значимыми лицами, поведение которых подкрепляется, имеет успех.

Представители этой концепции полагают, что своеобразным подкреплением являются и угроза наказания, и угроза лишения любви в случаях поведения, не соответствующего полу ребенка.

Теория когнитивного развития утверждает, что, хотя положительное и отрицательное подкрепления, идущие от взрослого, и идентификация с ним действительно играют определенную роль, главное в половой социализации — это то, что взрослые люди являются источником информации для ребенка. Основатель этой теории А. Кольберг утверждает, что сама половая идентификация основана на когнитивной способности ребенка, понимании им своей половой принадлежности и того, что это свойство необратимо.

Теория социальных ожиданий, или «новая психология пола». Представители теории социальных ожиданий или «новой психологии пола» (Дж. Стоккард, М. Джонсон, Л. Вейтцман и др.) считают, что основную роль в процессе полоролевой социализации играют социальные ожидания общества. Они возникают на основе конкретной социально-культурной матрицы, и половая идентичность, и половая роль формируются соответственно воспитанию, где находят отражение социальные ожидания окружающих.

Таким образом, существует большое разнообразие взглядов на психологические половые различия. В исследованиях прослеживается их связь с историческим развитием половых ролей, анализируются подробно основные концепции зарубежных авторов, по-разному понимающих механизмы, обусловливающие полоролевую социализацию ребенка.

1.2. Межполовые различия личностной и когнитивной организации личности

В массовом сознании человечества существуют представления, которые гласят, что мужчины умнее женщин, и что у женщин существует своя «женская» логика. Если бегло взглянуть на перечень имён в библиографических справочниках, то легко можно заметить,

11

что лишь немногие женщины попали в разряд выдающихся деятелей. Тот факт, что выдающимися деятелями становятся лица мужского пола, а не женского, (К. Хорни) объясняет тем, что мужчина, имея ограниченную причастность к сотворению новой жизни (под ограниченностью он понимает неспособность мужчин вынашивать и рожать детей), сублимирует свою энергию, создавая что-то новое в различных сферах общественной жизни (государстве, религии, искусстве, науке). Предположение оригинальное, но недоказуемое, поскольку мужчины до сих пор рожать не научились.

Надо сказать, что говорить о большей талантливости мужчин или женщин «вообще» некорректно. Вспомним, например, творческие профессии: сколько талантливых артистов, педагогов, поэтов, писателей среди женщин, и сколько бесталанных мужчин в этих профессиях. Поэтому следует дифференцированно подходить к оценке способностей мужчин и женщин, учитывая то, какие способности развиты у одних, и какие - у других. Женщины, в отличие от мужчин, вдохновляют поэтов, художников, композиторов (недаром музы женского рода), но они же служат и главным объектом оттачивания мужчинами своего остроумия и злословия. Таким образом, женщины занимают в общественном сознании особое место, выделяющее их, в противоположность мужчинам, из «вообще» людей.

Сейчас становится более очевидным, что бесполая физиология нередко искажают всю картину. Больше того, невнимание к половому составу экспериментальных групп может приводить к противоречивым результатам и выводам в экспериментах, проводимых по одной и той же методике, в зависимости от того, кто преобладал в данной выборке -мужчины или женщины.

С асимметрией гендерной социализации связаны различия интеллектуальных, коммуникативных и поведенческих черт мужчин и женщин. Коммуникативно-личностный потенциал в основном развит у женщин. Они часто лучше мужчин описывают свои чувства, определяют чувства других и выражают сопереживание. Большинство женщин демонстрирует коммуникативную совместимость и успешность в общении. Однако мужчины в основном лучше владеют своими чувствами и способны контролировать собственные эмоциональные состояния. Но сдерживаемые импульсы и подавленные эмоции истощают энергетический потенциал. Воспитание мальчиков в соответствии с традиционной тендерной ролью влечёт за собой негативные последствия, которые препятствуют формированию социальной компетентности: ограниченную эмоциональную жизнь, страх потерять контроль над собой, перенапряжение на работе, сложность в установлении близких отношений с другими людьми, и как результат - высокий уровень агрессии, алкоголизации, наркомании, самоубийств и т.д. (1, с. 7 - 12).

12

Негативными последствиями воспитания девочек в соответствии с традиционной тендерной ролью являются: воспитание уступчивости, зависимости, пассивности, ориентации на поощрение, формирование страха успеха, направленность на сохранение отношений даже в случае провала дела, кризис в период психологического отделения повзрослевших детей (37, с. 4 — 9).

Развитие социального интеллекта, формирование навыков целевого планирования позволяет преодолеть ограничение тендерной роли и мужчинам и женщинам, лучше взаимодействовать с окружающими и достичь более полной самореализации.

Исследователи выявили следующее, что при выполнении заданий на внимание девочки ориентируются на быстроту, а мальчики - на точность работы. Заметные различия между субъектами мужского и женского пола имеются в отношении восприятия времени и пространства. Особого внимания заслуживают результаты исследования влияния гормонального фона на успешность решения задач. Высокий уровень тестерона в крови положительно коррелирует с успешностью выполнения женщинами задач на пространственное мышление, у мужчин эта зависимость обратная.

Поскольку девочки опережают мальчиков в развитии, их речевые навыки доминируют над пространственными. Взаимодействуют два фактора: пола и индивидуальной скорости развития. Д. Уабер успешно провела свою гипотезу, но больше никто ее данные не подтвердил.

Камилла Бенбоу (университет штата Айова, США) обнаружила, что половые различия в частоте встречаемости высокого уровня математических способностей очень велики: на 13 мужчин приходится 1 женщина. Можно предположить, что высокий уровень развития математических способностей определяется генетическим фактором, сцепленным с полом.

На развитие способностей мужчин и женщин оказывают таюке половые различия в функционировании головного мозга. Мужчины ориентированы больше на правое полушарие и используют эту сторону мозга более эффективно, чем женщины. Женщины более ориентированы на левое полушарие мозга, они более способны к речевой деятельности. Их левое полушарие формируется раньше, что дает им преимущество в чтении и письме (40, с. 13 - 20).

Что касается развития вербальных способностей, женское превосходство в вербальных, или лингвистических функциях отмечается с младенчества до зрелого возраста. Девочки в младенчестве начинают говорить на 2-4 мес. Раньше мальчиков. В 18 месяцев девочки знают примерно 50 слов, мальчики же приобретают такой запас слов лишь к 22 месяцам. Ф. Шахтер с соавторами (1978) выявили различия между мальчиками и девочками в детском возрасте (в пользу девочек) в словарном запасе, речевой активности и ясности речи. Девочки

13 используют предложения раньше мальчиков и проявляют тенденцию к более длинным по своей структуре предложениям. Они быстрее продвигаются в обучении чтению. В подростковом возрасте так же было отмечено незначительное преобладание языковых показателей девушек в артикуляции, т.е. более чёткое произношение ими звуков.

Что касается художественных и музыкальных способностей, то девочки дошкольного возраста рисуют, как правило, более детально, чем мальчики того же возраста.

Существенных половых различий в слуховом различении и музыкальной памяти найдено не было. В тестах, в которых главной было эстетическая оценка музыкального произведения, лучшие результаты показывали женщины.

Можно заключить, что у женщин более развиты перцептивные и вербальные способности, а у мужчин - зрительно-пространственные. Эти различия проявляются к 10-11 годам. Речь девочек богаче, девочки раньше овладевают навыками чтения, и эти различия сохраняются до конца жизни. У мужчин образное мышление имеет более высокий уровень развития и связано с памятью. У женщин образное мышление развито слабее и связано больше всего с эмоционально-волевой сферой и вниманием.

Таким образом, анализируя различия между мужчинами и женщинами, в науке чаще всего исследуются четыре основных компонента половой идентичности: биологический пол, тендерная идентичность, тендерные идеалы (стереотипы), тендерные роли (43, с. 5 - 8).

Таким образом, анализ теоретической литературы по проблемам изучения тендера в современной психологии позволил нам установить, что психологический пол личности (тендер) - системное качество, обусловленное биологически заданной половой принадлежностью индивида, этнокультурными традициями воспитания, структурой социально-значимой деятельности и полоролевыми нормами общества, определяющее индивидуальные характеристики, особенности поведения, способы действия, социальные позиции и установки, иерархию мотивационных линий личности.

На формирование тендерной идентичности и тендерной роли влияет целый комплекс факторов генетического, физиологического и социокультурного характера.

Существует четыре основные концепции полоролевого развития, наиболее популярных в психологии: психоаналитическая концепция, теория социального научения, концепция когнитивного развития и «новая психология пола».

На межполовые различия в способностях влияет гормональный фон и различие функционировании головного мозга мужчин и женщин. Однако за исключением параметров, обусловленных генетической программой созревания организма, большинство различий в развитии способностей детерминировано влиянием социального контекста.

14

ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО

ВОСПРИЯТИЯ 2.1. Понятие музыки

Музыка — это вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредствам осмысленных и особым образом организованных звуковых последований, состоящих в основном из тонов. В наибольшей степени музыка сближается с речью, точнее с речевой интонацией, выявляющее внутреннее состояние человека и его эмоциональное отношение к миру, путём изменение высоты и других характеристик звучания голоса. Это позволяет говорить об интонационной природе музыки. В музыке используются звуки и неопределённой высоты, то есть шумы (они тоже создают определённое настроение).

Музыка существенно отличается от всех остальных разновидностей звуковой деятельности людей. Сохраняя некоторое подобие звуков реальной жизни, музыкального звучания принципиально отличаются от них строгой высотной и временной (ритмической) организованностью. Эти звучания входят в исторически сложившиеся системы, основу которых составляют тоны, отобранные музыкальной практикой данного общества. В музыке используются и звуки неопределённой высоты (шумы) или такие, высота которых не принимается во внимание, однако они играют побочную роль. В каждом музыкальном произведении тоны образуют свою систему вертикальных соединений (созвучий) и горизонтальных последований - его форму. В содержании музыки главенствующую роль играют эмоциональные состояния и процессы (а также волевые устремления). Их ведущее место в музыкальном содержании предопределяется звуковой (интонационной) и временной природой музыки, позволяющей ей, с одной стороны, опираться на многовековой опыт внешнего выявления людьми своих эмоций и передачи их др. членам общества прежде всего и главным образом посредством именно звуков и, с другой - адекватно выражать эмоциональное переживание как движение, процесс со всеми его изменениями и оттенками, динамическими нарастаниями и спадами, взаимопереходами эмоций и их столкновениями.

Музыка - это искусство звуков. В центре внимания музыкантов всегда был звук, его самые важные с точки зрения музыкального искусства особенности. Эти особенности нельзя полностью объяснить законами физики и математики. Звуки музыки оказывают сильное, порой труднообъяснимое воздействие на человека. Они способны вызвать у слушателя такие эмоции, пробудить которые не под силу ни одному из других искусств.

Именно выразительность решительным образом отличает музыкальный звук; от немузыкального. Именно выразительность заставляет нас волноваться, когда мы

15 соприкасаемся с музыкой. Под музыкальным звуком мы имеем в виду звук, издаваемый не каким-то прибором, а извлекаемый музыкантом, некоей личностью, живым человеком, который всегда передает в звуке свои эмоции, свое отношение к окружающему миру. Поэтому музыкальные звуки, соединенные вместе, в отличие от немузыкальных, отличаются содержательностью. Вот почему такие слова, как «таинственный» или «загадочный» звук, не только имеют право на существование, но и несут вполне определенный смысл.

Важнейший признак общей музыкальности человека - музыкальный слух. В широком смысле под музыкальным слухом понимается восприимчивость человека к музыке. В узком смысле - это способность воспроизводить высоту музыкальных звуков. Одна из редких разновидностей слуха - абсолютный слух. Он проявляется в способности человека точно распознавать высоту отдельных звуков. Не все даже великие композиторы и музыканты обладают абсолютным слухом. Часто те, кто не могут правильно повторить мелодию, на самом деле просто не владеют своим голосовым аппаратом. В какой-то степени музыкальным слухом обладают все. Людей, лишенных природных музыкальных задатков, абсолютно не способных воспринимать произведения музыкального искусства, наслаждаться ими, нет. Даже те, кого музыка, казалось бы, не трогает, при желании могут полюбить ее и научиться разбираться в сложных произведениях. «Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся», - говорил Шостакович. Люди, не слушающие музыку, лишают себя огромного наслаждения, возможности открыть для себя те стороны жизни, те области чувств, настроений, которые, быть может, они ранее не испытывали.

Звук музыкальный в системе слухового восприятия занимает особое место. Особенностью музыкального звука является то, что это восприятие свойственно именно человеку, это сложное явление, представляющее собой психическую способность к преобразованию и интерпретации звукового сигнала в музыкальный, и резко отличающийся от простого биологического факта слушания у животных. Музыкальный звук или объединённая общей идеей совокупность музыкальных звуков, т.е.- музыка, не существуют сами по себе. Это продукт деятельности композитора, исполнителя, выражение их мыслей, настроений, впечатлений. Это продукт, который имеет в себе элемент условности, поэтому если начальный этап процесса восприятия музыкального звука вполне конкретен, объясним, то заключительный этап процесса восприятия музыки достаточно сложен, несёт в себе эмоциональные условности и не достаточно изучен.

2.2. Восприятие музыки

Роль восприятия музыки в музыкальной культуре многогранна и всеобъемлюща: во-первых, это конечная цель музицирования, на которую направлено творчество композитора

16

и исполнителя; во-вторых, это средство отбора и закрепления тех или иных композиционных приемов, стилистических находок и открытий - то, что принято воспринимающим сознанием публики, становится частью музыкальной культуры, приживается в ней; и, наконец, музыкальное восприятие - это то, что объединяет все виды музыкальной деятельности от первых шагов ученика до зрелых сочинений композитора: всякий музыкант является неизбежно и своим собственным слушателем.

В психологии отражение подразделяется на непосредственно-чувственное отражение в форме ощущений и восприятий и на отражение существенных форм объекта, которое происходит в процессе абстрагирования от чувственно воспринимаемой формы. Такое абстрагирование характеризуется двумя существенными чертами: во-первых, мыслительные процессы всегда опираются на имеющийся социальный опыт; во-вторых, наиболее характерной особенностью процессов мышления является опосредованность, то есть деятельность человека совершается не непосредственно с познаваемым объектом, а при помощи его «заместителей». Степень сходства между заместителем и познаваемым объектом может варьировать от неразрывного с восприятием (сенсомоторный интеллект) до опосредования символами и знаками в художественной коммуникации.

Еще Л. С. Выготский противопоставил бихевиористской трактовке интеллектуального поведения, основанной на психофизиологических механизмах рефлекторного типа, свое понимание поведения, опирающееся на использование знаков. В силу самой своей природы, отмечал Л.С.Выготский, знак предполагает активную ответную реакцию, которая может быть как явной, так и внутренней. На пути к словесному выражению мысль, писал Л.С.Выготский, «...не только опосредуется знаками, но и внутренне опосредуется значениями» (22,379 - 383).

Для того уровня личностного сознания, на котором интеллектуальномыслительные структуры в процессе знакового общения обретают рече-языковое оформление, П.Я.Гальперин (1977) предложил термин «языковое сознание». На этапах, когда какая-либо достаточно сложная предметная деятельность (например, деятельность музыкального восприятия) вполне сформировалась, развести музыкальный язык и способы музыкального мышления невозможно, однако они имеют генетически различные корни (что для вербального языка признается большинством исследователей после работ Л.С.Выготского, А.Валлона, Ж.Пиаже).

Содержание личностного языкового сознания может быть описано через тезаурус и представлено в виде фильтра, через который пропускается поступающая к нему смысловая информация, выраженная в знаковой форме. В лингвистику термин «тезаурус» ввел в 1940 году Л.В.Щерба, поясняя его как особый принцип составления и организации словарей (77,

17 265—304). Ныне понятие тезауруса широко распространено в информатике, где оно трактуется и как система и средство информационного поиска, и как способ описания терминологии. В психологии тезаурус определяется в широком смысле как «запас знаний», «набор управляющих кодов», «совокупный социальный опыт», «модель среды», «модель мира». Т. М. Дридзе определяет тезаурус как «...открытую и подвижную систему значений, хранящуюся в памяти индивида и организованную по принципу: от общего к частному внутри определенной сферы употребления» (30, 123 - 155). В этом значении тезаурус является одной из форм организации знания.

По мнению Умберто Эко, организация семантического пространства индивида являет собой скорее энциклопедию с многозначностью понятий и многочисленными кросс-ссылками, чем словарь со строгими определениями каждого понятия, и напоминает скорее сеть, чем логическую иерархию (33, с. 90). Причем сознание в целом организовано таким же образом, и искусство XX века апеллирует именно к «сетевой», множественной, многоголосной структуре воспринимающего сознания. Так, в постмодернистской парадигме разнообразие читательских точек зрения, «углов зрения» предстает как интертекстуальность сознания читателя: «То "Я", которое сталкивается с текстом, уже само представляет собой множество других текстов и бесконечных или, вернее, потерянных кодов... Субъективность — это... всего лишь следы всех тех кодов, которые составляют данное "Я"», — отмечал Р. Барт (8,16 - 17).

Всякий текст, если он несет новую информацию, находится в оппозиции — скрытой или явной — с социально устойчивым, средним, стандартным тезаурусом некоторой речевой общности, пишет Ю.Н.Караулов. Так, в словарях может присутствовать дескрипторная статья «Музыка». Но никогда, развертывая ее в текст, пишущий не сможет «породить» такие сочетания, как музыка гибели, благоденствие музыки, упадок музыки, греховная музыка, неистовая музыка, гегемония музыки (Г.Гессе, «Игра в бисер»). Такие сочетания возникают на пересечении разных статей тезауруса, разных семантических полей (38,198 - 201). Интересно, что уже в эпоху барокко к музыке применялось великое множество эпитетов, о чем свидетельствует «Музыкальный лексикон» И.Г.Вальтера: музыка «древняя», «арифметическая», «искусственная», «активная, или практическая», «каноническая», «хороводная», «хоральная (ровная)», «хроматическая», «комбинаторная», «связная», «созерцательная, или спекулятивная», «диатоническая», «дидактическая», «драматическая, сценическая, или театральная», «церковная», «фигуральная», «энгармоническая», «холодная», «историческая», «человеческая», «гиперхемная», «инструментальная», «манерная», «мелизматическая», «мелопоэтическая», «измеренная, мензуральная», «метаболическая», «музыка мира»,

18 «одическая», «органическая», «патетическая», «политическая», «пифагорейская», «ритмическая»1, «знаковая», «спекулятивная», «симфоническая», «теоретическая» и т.д. и т.п.(33, 46). Это поистине полифоническое восприятие музыки отражает не только сложность и противоречивость исторического этапа формирования музыкально-эстетических понятий, но и многообразие барочного музыкального универсума.

Тезаурус — живая, развивающаяся система, которая, однако, может существовать и в варианте усыхания, сокращения, омертвления. Так, отмечает Г.Г.Воробьев, «...вырожденность тезауруса проявляется в таких личностных свойствах, как нелюбоз­нательность, рутинность, детерминированность мышления, педантизм. Плохая приспособляемость к меняющимся условиям, ксенофобия, скептитизм, мнительность, повышенный самоконтроль. И тогда информативными чаще считаются сообщения, подтверждающие известные идеи, а не опровергающие их» (21, с. 33).

Однако прежде чем «сокращаться» и «усыхать», тезаурус формируется и развивается, и в значительной степени эти процессы есть процессы дифференциации исходных объектов, понятий, образов. Идея дифференциации как ведущего принципа раз­вития высказывается во многих общих и частных теориях, в том числе и применительно к искусству и его восприятию. Согласно Р.Арнхейму, развитие изобразительных средств и реализующих их внутренних психологических структур идет от общего к частному. То, что эта линия развития оказалась характерной для детей во всех без исключения культурах, дало Арнхейму основания считать ее универсальным принципом или законом (6, с. 197). «От общего к частному» — таков не только закон развития восприятия в онтогенезе, но и закономерность актуального порождения образа. Так, восприятие музыкального образа идет от целого ко все более дифференцированным структурам.

Развитие музыкальных способностей также ведет ко все более тонкой звуковысотной, тембровой, ритмической и т.д. дифференцировке звука. Это отмечал еще Б.М.Теплов в «Психологии музыкальных способностей»: «Из нерасчлененного суммарного единства высотных и тембровых моментов со временем выделяются собственно высота и тембровые характеристики звука» (72, с. 45-49). Тот же принцип развития способности к интонированию голосом мелодии у 4—7-летних детей детально описан К.В.Тарасовой (1988). От интонирования отдельных, случайных элементов смутного и недифференцированного целого ребенок постепенно переходит к следующим этапам: интонированию общего направления мелодии, чистому интонированию отдельных отрезков (на фоне правильного воспроизведения общего направления движения мелодии), чистому интонированию мелодии с аккомпанементом и, наконец, без аккомпанемента. Таким образом, мелодия окончательно дифференцируется от сопровождения.

19

«Описание участия концептуальных структур знания в процессах восприятия музыки оказалось невозможным без выяснения того, о каком уровне организации идет речь. Применительно к произведениям искусства на каждом уровне организации отмечаются качественно различные принципы организации.

Так, физический (сенсорный) уровень может анализироваться как в психофизических терминах (например, тон, насыщенность, высота), так и в терминах принципов группировки — таких как симметрия или правила пространственной орга­низации.

Семантический уровень включает лексическое значение объекта, тематические и иконографические референции, имплицитные идеологические значения и т.д. Эти отдельные уровни взаимодействуют между собой, составляя структурное и системное единство» (16, 190- 192).

Созданные в последние годы когнитивные модели музыкального восприятия акцентируют внимание на анализе динамической, процессуальной стороны процессов обработки информации. В этих моделях (information-processing models) предполагается обработка информации на нескольких последовательных этапах, причем как по принципу «сверху вниз», так и по принципу «снизу вверх». Согласно принципам гештальт-психологии, число «значащих единиц», или музыкальных событий, на каждом уровне не может превышать трех—четырех. Однако практически человек может воспринимать и обрабатывать намного больше информации благодаря укрупнению воспринимаемых «событий». Причем эта способность, как показали исследования Роджера Кэндалла, почти не связана с уровнем подготовки реципиента и со сложностью перцептивной задачи.

«Познавательные способности у тренированного субъекта в восприятии музыки представляют более тонко дифференцированную структуру, чем у нетренированного. Выделяются поэтому следующие уровни только применительно к музыкальному, развитому восприятию:

1. Сенсорный (микродифференциальный) уровень. На этом уровне, уровне ощущения,
происходит тонкий сенсорный анализ элементарных качеств звука (высота, громкость,
тембр) и их взаимодействия между собой.

2. Звуковысотно-интонационный уровень. Здесь отражение звука происходит на
уровне восприятия: целостный музыкальный звук «оценивается» и переживается как часть
мотива, интервала, аккорда, как ступень лада. Такое переживание отношений между звуками
позволяет различать, воспринимать и интонировать фразу, мелодию, отдельные звуки,
интервалы.

20

3. Эмоционально-семантический уровень. В него входят мелодический, гармонический
и полифонический виды восприятия. Он опирается на хорошо развитое ладовое чувство и
произвольные, устойчивые музыкально-слуховые и музыкально-ритмические представления
уровней, в зависимости от того, какие свойства и характеристики подлежат изучению. На
этом уровне эмоциональная и дискурсивная оценка звучания дает возможность
интерпретировать его как содержательную семантическую структуру, а накопленный
музыкальный опыт позволяет предвосхищать дальнейшее развитие мелодии, гармонии. Тем
самым на этом уровне проявляются как информационная, репродуктивная, так и
эвристическая функции музыкально-слуховой системы.

4. Интегрально-семантический, эвристический уровень. Для него характерны
последовательно-одновременный процесс построения музыкального образа и аналитико-
синтетические операции музыкального мышления. Здесь узнавание, экстраполяция и
мысленное сопоставление отдельных частей музыкального произведения помогают
быстрому осознанию и более целостному переживанию формы и структуры музыкального
произведения. На этом уровне эмоциональная и дискурсивная оценка звучания дает
возможность интерпретировать его как содержательную семантическую структуру, а
накопленный музыкальный опыт позволяет предвосхищать дальнейшее развитие мелодии,
гармонии. Тем самым на этом уровне проявляются как информационная, репродуктивная,
так и эвристическая функции музыкально-слуховой системы» (27, 36 - 40).

Можно было бы без особого преувеличения сказать, что большинство психологических исследований музыкального восприятия действительно сфокусированы на отдельных аспектах этих ключевых проблем. Однако, во-первых, некоторые из механизмов, операций и уровней оказались «равнее, чем другие», иные же обойдены вниманием исследователей. Во-вторых, почти все модели создаются «с нуля», без оглядки на уже существующие (или с формальным перечислением предшественников), что обескураживает практиков.

Мэри Серафайн, автор многочисленных работ о восприятии и понимании музыки, отмечая несомненное влияние рефлексивных практик, в частности формального анализа, на стилевую эволюцию и на педагогическую практику, задается вопросом о том, почему же психологические исследования оказали малое влияние. Причина этого, по ее мнению, в том, что психологи изучают, и очень подробно, «результаты рефлексии» — восприятие аккордов и отдельных звуков, но не восприятие музыки как таковой (33, с. 95). В предложенной самой М.Серафайн модели музыкального мышления элементарные операции музыкального восприятия образуют в совокупности комплекс процедур, формирующих итоговый образ музыкального произведения:

21

1. «Определение поля»

А) идентификация группы звуков как музыкальных или стилистически интерпретируемых;

Б) текстурная организация — организация звуков в определенные текстурные комплексы.

2. Временная организация
А) Симультанное измерение

тембральный синтез определение тембра (сопоставление

различных одновременно представленных тембров);

- тематический синтез.

Б) Сукцессивное измерение

  • конструирование связных, запоминаемых отрезков музыкальной ткани;

  • объединение отрезков в группировки;

  • организация паттернов — определение повторений и альтераций;

  • группировка фраз как единств более высокого уровня.

3. Атемпоральные операции

A) Абстракция определение некоторого единства в новом
контексте

  • тематическая абстракция — определение темы или ее части в новых проведениях;

  • абстракция свойства или качества — например, определение уже встречавшегося ритма в новом, несколько измененном виде.

Б) Трансформации - любые альтерации «единств» (отрезков)

  • повторение без изменений;

  • орнаментация (добавления);

- существенные трансформации (расширение, обратное движение и т.п.).

B) Иерархическое структурирование — придание большего
веса некоторым из структур; формирование на этой основе уровней.

Г) Закрытие структур — переходы от движения к стазису, остановке.

В области психологии музыкального восприятия также были попытки представить структуру перцептивного акта как иерархию коммуникативных уровней. Например, Альф Габриэльссон предлагает следующую схему: 1) «когнитивный уровень исполнителя» (идея исполнителя, своего рода «глубинная структура); 2) «поведенческий - моторный уровень», на котором идея претворяется в звуки; 3) «акустический уровень» (поверхностная структура эстетического сообщения); 4) «уровень восприятия музыки слушателем», уровень придания

22 акустической материи значения и организации и, наконец, 5) «уровень понимания музыки слушателем» (на котором происходит более или менее адекватное понимание идеи исполнителя) (33, 102).

Таким образом, проведенный анализ научной литературы по проблемам музыкального восприятия показал, что такой вид деятельности человека, как музыка, предполагает особые принципы, механизмы восприятия или, другими словами, требует формирования особых «воспринимающих систем». Являясь сложным образованием, в большей мере с психологической точки зрения, музыка воздействует на наше восприятие комплексно-непосредственно на органы чувств человека музыкальными звуками и на его сознание музыкальными образами, начинаясь с невидимых и неслышимых колебаний воздуха и постепенно преображаясь в продукт психического происхождения, все более высокого и более сложного порядка, представляя тем самым сложный механизм музыкального восприятия.

23 ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ 3.1. Общая характеристика экспериментального исследования

Анализ психологической литературы по вопросу межполовых различий в способностях позволил нам выдвинуть следующее предположение о том, что влияние пола на специфику музыкального восприятия проявляется в особенностях эмоционального реагирования на определенные музыкальные произведения.

Для проверки гипотезы исследование было проведено в БФ НОККиИ. В исследовании принимало участие 20 учащихся в возрасте от 15 до 20 лет.

Для изучения тендерных особенностей музыкального восприятия нами было использована симфония №104 (I часть) Иозефа Гайдна.

Несмотря на различия реагирования на музыкальный стимул мужчин и женщин, анализ полученных данных констатирует, что воздействие симфонии №104 D-dur (I часть) Иозефа Гайдна несет положительное воздействие в каждом отдельном случае, что можно проследить по результатам таблиц экспериментального исследования.

Симфония №104 принадлежит ко второй серии Лондонских симфоний, появившейся в течение 1793 - 1795 годов. «Серьёзное патетическое вступление возвещает о значительности того, что предстоит дальше в самом Allegro оно сосредоточивает мысли на возвышенном» (24, 145). «Такого рода медленное вступление не только резко контрастирует с последующим Allegro, являющимся собственно I частью симфонии, но и подготавливает его. Именно этот контраст компенсирует отсутствие его между главной и побочными партиями; обе.основаны на одной и той же теме, танцевально-песенного характера, изложенной в разных тональностях» (28, с. 123). Музыка симфонии №104 отличается бодрым жизнерадостным характером. В ней преобладают мажорные тональности, много света и жизненной энергии. Наиболее характерной для гайдновских произведений является крестьянская тематика. Правда, картины сельской жизни даны Гайдном немного идиллически - это мирная счастливая жизнь, танцы и хороводы крестьян, красивая природа. Народ, несмотря на тяготы же. изни, никогда не утрачивает оптимистического отношения к ней. И эту радость жизнеощущения запечатлел в своей симфонии №104 Йозеф Гайдн. (29, с. 88).

В ходе исследования нами были использованы следующие психодиагностические методики.

1. Для выявления эффекта воздействия музыки на психоэмоциональное состояние человека был проведена методика цветовых предпочтений М. Люшера, которая относится к проективным тестам. Она основана на предположении о том, что выбор цвета нередко

24 отражает направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности. Материал представляет набор цветных карточек. Все они предъявляются одновременно на белом фоне, участникам эксперимента предлагается расположить их в порядке предпочтения.

При интерпретации результатов тестирования исходят из того, что каждый цвет имеет определенное символическое предпочтение, отражая цели личности, способы достижения цели, подавленные потребности;

2. Методика интерпретации результатов 8-и цветового теста М. Люшера, на основе математической обработки, предложенной Г.А. Аминевым. Расчет производился по специальным формулам.

3. Шкала самооценки Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина. Данная методика является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность) и личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека).

4. Для выявления достоверных отличий между показателями 8-и цветового теста М. Люшера i ситуативной тревожности испытуемых до и после музыкального воздействия применялся метод математической статистики t-критерий Стьюдента для связных выборок.






Вывод: При сопоставлении данных по методике М. Люшера в женской группе выявлены статистически значимые различия по шкале «работоспособность» и «наличие стресса». Анализ результатов исследования свидетельствуют о том, что под воздействием музыкального произведения у испытуемых женского пола существенно повысилась работоспособность и снизился до оптимального уровень нервно-психического напряжения.






Вывод: При сопоставлении данных по методике М. Люшера в мужской группе
выявлены статистически значимые различия по шкале «баланс вегетативной системы».
Повышение баланса вегетативной системы (доминирование парасимпатической нервной
'"" системы) может свидетельствовать о том, что в результате музыкального воздействия
произошла стабилизация вегетативной системы (доминирование парасимпатической

нервной системы) и это нашло отражение в замедлении катаболических обменных процессов, которые проявляются в успокоении и замедлении сердцебиения.

Вывод: При сопоставлении данных по шкале ситуативной тревожности Спилбергера получены статистически значимые отличия в мужской и женской группе. Этот факт мы связываем со снижением до оптимального уровня ситуативной тревожности личности (р 01) вследствие музыкального воздействия.

Вывод: Статистически значимые отличия между мужчинами и женщинами обнаружены по шкалам «работоспособность» (уровень работоспособности повысился в женской группе) и «наличие стресса» (в женской группе уровень стресса снизился) (р бъясняется тем, что женщины более эмоционально реагируют на музыкальные стимулы.

30 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ литературы позволили нам сделать следующие выводы.

1. Сквозной характер различий, обусловленных полом, подчеркивает вполне естественное разделение всего человечества на два мира - Женский и Мужской. Анализируя
различия между мужчинами и женщинами, в науке чаще всего исследуются четыре основных компонента половой идентичности: биологический пол, гендерная идентичность, гендерные идеалы (стереотипы), гендерные роли.

  1. Психологический пол личности (гендер) понимается в современной психологии как системное качество, обусловленное биологически заданной половой принадлежностью индивида, этнокультурными традициями воспитания, структурой социально-значимой деятельности и полоролевыми нормами общества, определяющее индивидуальные характеристики, особенности поведения, способы действия, социальные позиции и установки, иерархию мотивационных линий личности.

  2. На формирование гендерной идентичности и гендерной роли влияет целый комплекс факторов генетического, физиологического и социокультурного характера.

4. На сегодняшний момент в науке существует четыре основные концепции полоролевого развития, наиболее популярных в психологии: психоаналитическая концепция,
теория социального научения, концепция когнитивного развития и «новая психология пола».

  1. На межполовые различия в способностях влияет гормональный фон и различие функционировании головного мозга мужчин и женщин. Однако за исключением параметров, обусловленных генетической программой созревания организма, большинство различий в развитии способностей детерминировано влиянием социального контекста. Многие исследователи указывают на то, что различия в способностях проявляются скорее не в общем уровне интеллекта, измеряемого по IQ, а в характере умственных способностей, отмечая при этом наличие различий в перцептивных, вербальных, пространственных и учебных способностях мужчин и женщин.

  2. Такой вид деятельности человека, как музыка, предполагает особые принципы, механизмы восприятия или, другими словами, требует формирования особых «воспринимающих систем». Являясь сложным образованием, в большей мере с психологической точки зрения, музыка воздействует на наше восприятие комплексно-непосредственно на органы чувств человека музыкальными звуками и на его сознание музыкальными образами, начинаясь с невидимых и неслышимых колебаний воздуха и постепенно преображаясь в продукт психического происхождения, все более высокого и более сложного порядка, представляя тем самым сложный механизм музыкального восприятия.

31

7. В представленной работе проделана попытка проведения сравнительного анализа особенностей восприятия некоторых музыкальных произведений испытуемыми мужского и женского пола.

Анализ результатов исследования свидетельствуют о том, что под воздействием музыкального произведения у испытуемых женского пола существенно повысилась работоспособность и снизился до оптимального уровень нервно-психического напряжения.

В результате музыкального воздействия у мужчин произошла стабилизация вегетативной системы (доминирование парасимпатической нервной системы) и это нашло отражение в замедлении катаболических обменных процессов, которые проявляются в успокоении и замедлении сердцебиения. Ситуативная тревожность снизилась до оптимального уровня вследствие музыкального воздействия. У женщин таких различий не обнаружено, это объяснеются тем, что они более эмоционально реагируют на музыкальные стимулы. В то же время, несмотря на различия реагирования на музыкальный стимул мужчин и женщин, анализ полученных данных констатирует, что воздействие симфонии №104D-dur (I часть) Йозефа Гайдна несет положительное воздействие в каждом отдельном случае.

Таким образом, можно до известной степени утверждать, что конкретные эффекты
воздействия музыки обуславливаются личностными (в частности, гендерными особенностями), что обнаруживается при анализе результатов эксперимента: воздействие классической музыки стабилизирует показатели наличия стресса и повышает работоспособность у женщин, стабилизирует вегетативную систему (наблюдается доминирование парасимпатической нервной системы) у мужчин и улучшает эмоциональное состояние реципиентов как женского, так и мужского пола, что выражается в снижении уровня ситуативной тревожности. Однако у личностей с более высокой эмоциональной стабильностью уровень стресса после прослушивания данного музыкального произведения повысился. Возможно, это связано с тем, что высокоинтеллектуальная музыка, несущая определенную информацию ведущую к размышлениям, высвобождает подсознательные страхи, внутриличностные конфликты, которые невротической личностью не допускаются на границу сознания, то есть и в этом случае классическая музыка оказывает позитивное воздействие, так как позволяет проработать конфликты, не прибегая к вербализации.

Итак, результаты, полученные в ходе выполненного нами эксперимента, подтверждают рабочую гипотезу о том, что существуют межполовые различия в восприятии музыкальных произведений, что проявляется в особенностях эмоционального реагирования на определенные музыкальные произведения.

32 Литература

  1. Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии, 1991. № 4. - С. 7 - 12.

  2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. — СПб.: Питер, 2001.

  3. Анастази А. Дифференциальная психология // Психология индивидуальных различий: Тесты. -М., 1982.

  4. Анастази А. Психологическое тестирование: Книга 2; Пер. с англ. / Под ред. К.М. Гуревича, В.И. Лубовского. - М.: Педагогика, 1982.

  5. Антология гендерной теории./Сост. Е. Гапова, А.Усманова. - Минск, 2000. - С. 24 - 41.

  6. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие М: Прогресс. - С. 197.

  7. Ахмеджанов Э.Р. Психологические тесты. - М.: «Лист». 1996.

  8. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. Перевод с французского М.: Прогресс, 1989.-С. 17.

  9. Бендас Т.В. Гендерная психология лидерства. - Оренбург, 2000.

  10. Берн Ш. Гендерная психология. - СПб, 2001. - С. 99 - 120.

  11. Берн Ш. Гендерная психология. М.: Олма-Пресс, 2001. - С. 46 - 65.

  12. Богатырева Е. Секреты женской психологии - СЛБ: Питер Пресс, 1996. -С. 7-10.

  13. Богоявленская Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей. // Психологический журнал. 1995.

  14. Бодал ев А. А. О направлениях и задачах научной разработки проблемы способностей // Вопросы психологии. 1994.

  15. Большой психологический словарь. Под ред. Мещерякова Б.Г. Зинченко В.П. М.: Олма-Пресс 2004.

  16. Бом Д. // Хрестоматия по ощущению и восприятию. 1975. - С. 174 -192.

  17. Бразерс Д. Что каждая женщина должна знать о мужчинах. - М.: Автор, 1993.

  18. Вейнингер О. Пол и характер. - Ростов-на-Дону, 1998.

  19. Веккер Л.М. Психические процессы. Т.2. - Мышление и интеллект. - М.: Педагогика, 1990.

  20. Видинеев Н.В. Природа интеллектуальных способностей человека. - М.: Мысль, 1989.

  21. Воробьев Г.Г. Теория тезаурусов в анализе коммуникаций // Семиотика и информатика выпуск 11,-М.: 1979.-С. 33.

  22. Выгодский Л. С. Избранные психологические исследования М.: Издательство АН РСФСР, 1956. - С. 379 - 383.

  23. Гальперин П. Я. Язык, сознание и некоторые вопросы взаимоотношения языка и мышления. // Вопросы философии 1977. - №4 - с. 56 - 60.

33

  1. Гивенталь И., Щукина-Гингольд Л. Музыкальная литература выпуск 2 М.: Музыка 1984.-С. 145.

  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. - М.: Наука. 1988.

  3. Годфруа Ж. Что такое психология: в 2-х т. Изд-е 2-е, стереотипное. Т.2: Пер с франц. -М.: Мир, 1996.

  4. Гостдинер А.Л. Музыкальная психология М.: Магистр 1993. С. 36 - 40.

  5. Данилова Н.Н. Психофизиология. - М., 2000.

  6. Дворянчиков Н.В. Полоролевая идентичность у лиц с девиантым сексуальным поведением: Автореф. диссертации канд. психол. наук. М., 1997. - С. 12-18.


  1. Дридзе Т. М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. - М.: „ , Наука 1984.

  2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - М: Лантерна вита, 1995.


  1. Ермолаев О. Ю. Математическая статистика для психологов: учебник. М: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2002.

  2. Иванченко Г. В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы. -М.: Смысл, 2001.

  3. Измайлов Ч.А., Лабкаев Ю.Я. «Вестник московского университета» серия 1 Психология -№1 -2003.-С. 9-21.

35. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб.: Питер-
, Пресс, 2002.

  1. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половое воспитание и психогигиена пола детей. — Л.: Медицина, 1980.

  1. Каган В.Е. Половое воспитание девочки в семье. - М.: Сов. спорт, 1991.

  1. Караулов Ю. Н. Лингвистическое конструирование и тезаурус литературного языка. -М.: Наука, 1981.

  1. Квин Н.В. Прикладная психология. — СПб: Питер, 2000.

  2. Кимура Д. Половые различия в организации мозга // В мире науки. -1992. - С. 13-20.

  3. Келли Г. Основы современной сексокологии. - СПб.: Питер, 2000.

  4. Клаус Г. Введение в дифференциальную психологию учения. - М.: Педагогика. 1987.

  1. Кон И.С. Психология половых различий. // Вопросы психологии. - 1981. - № 2. - С. 5 -8.

  2. Кораблина Е.П. Становление личности женщины. // Психологические проблемы самореализации личности. / Под ред. А.А. Крылова, Л.А. Коростылевой. — СПб., 1977.

  1. Крайг Г. Психология развития. - СПб., 2000.

  2. Крысин Л.П. Словарь иностранных слов. 2003 г.

34

  1. Кудинов СИ. Полоролевые аспекты любознательности подростков. // Психологический журнал. - том 19 № 1. -1998.

  2. Левик Б. В. История зарубежной музыки, выпуск 2 М: Музыка, 1966. - С.115.

  3. Левик Б. В. Музыкальная литература зарубежных стран, выпуск 2, - М.: Музыка, 1979. -С.88.

  4. Либин А.В. Дифференциальная психология. На пресечении европейских, российских и американских традиций. 2-е изд, перераб. - М., 2000.

  5. Майерс Д. Социальная психология / пер. с англ. - СПб.: Питер, 1999.

  6. Майерс Д. Социальная психология. Интенсивный курс. - СПб., 2001.

  7. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учебн. заведений. В 2 кн. кн. 1. Общие основы психологии. - М.: Просвещение: Владос, 1994.

  8. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. кн. 3. Эксперементальная педагогика и психодиагностика. - М.: Просвещение: Владос, 1995.

  9. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. кн. 3.: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. 3-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1998.

  10. Падуровский В. М. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности. - М.: Владос, 2001.

  11. Паркер Э. Тайна женщины. - Возрастные особенности физиологии и психологии женщины. Пер. с англ. - М., 1997.

  12. Пономарев Я.А. Психология творчества. - М.: 1976.

  13. Попова Л.В. Проблемы самореализации одаренных женщин. // Вопросы психологии. -1996. -№2-е. 31 -40.

  14. Психология человека от рождения до смерти. / Под ред. А.А. Реана. -СПб.,2002.

  15. Психологический журнал том 22. - №1.- 2001.

  16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 1999.

  17. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. - М.: Наука, 1979.

  18. Русалов В.М. Пол и темперамент. // Психологический журнал, 1993, № 6. - С. 6 - 12.

  19. Сингелзер Н. Социология. Пер. с англ. - М., 1994.

  20. Словарь-справочник по научно-техническому творчеству. - Минск, 1995.

  21. Социальная психология. / Под ред. А.М.Столяренко.-М., 2001.

35

  1. Таннен Д. Ты меня не понимаешь. Почему женщины и мужчины не понимают друг друга. Пер. с англ. - М.: Вече, Персей, ACT, 1996.

  2. Тарасова К. В. Онтогенез музыкальных способностей. М: Педагогика 1988.

  3. Теплов Б.М. Способности и одаренность. // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. -М., 1981.

  4. Теплов Б.М. Избранные труды: в 2-х томах. Т.1. - М.: Педагогика, 1985.

  5. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // проблемы индивидуальных различий. М.: Издательство АПН РСФСР, 1947.

  6. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. М.: Прогресс, 1987.

  7. Халабузарь П.В. Теория и методика музыкального воспитания. М.: Смысл, 2000.

  8. Хвостов А.А. Тендерные особенности организационного поведения // Вопросы психологии № 3, 2004. - С. 33 - 50.

  9. Шкуратова И.П. Руководство по применению репертуарного теста Дж. Келли для диагностики межличностных отношений. Самара, 1998.

  10. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность М.: Наука, 1974.

  11. Электронная версия. Словарь Кирилла и Мефодия. 2003.

  12. Яновский М. И. О средствах психологического воздействия искусства на человека // Вопросы психологии №6 2002. - С.84-92.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая работа: Гендерные особенности восприятия музыки

Автор: Рыбак Наталья Сергеевна

Дата: 18.02.2015

Номер свидетельства: 175403


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства