kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Метод парадокса» как эффективный способ развития критического мышления у современных подростков в ходе учебной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья посвящена так называемому "клиповому мышлению" как феномену восприятия окружающей действительности современными детьми. Автор предложил использовать на занятиях в школе и СПО так называемый "метод парадоксов", поскольку это эффективный способ развивать аналитические способности и критическое мышление современных подростков.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Метод парадокса» как эффективный способ развития критического мышления у современных подростков в ходе учебной деятельности»



Биянова А.П., преподаватель русского языка и литературы

ГБПОУ РО «Таганрогский металлургический техникум»,

г. Таганрог Ростовской области

«Метод парадокса» как эффективный способ развития критического мышления у современных подростков в ходе учебной деятельности



Краткая аннотация: статья посвящена так называемому «клиповому мышлению» как феномену восприятия окружающей действительности современными детьми. Автор предложил использовать на занятиях в школе и СПО так называемый «метод парадоксов», поскольку это эффективный способ развивать аналитические способности и критическое мышление современных подростков.



Когда речь идет о типах мышления, все чаще говорят о феномене так называемого «клипового мышления». Современные дети читают урывками, слушают музыку посредством телефона, читают новости с соцсетях, т.е. получают информацию пульсами, не фокусируясь. Итогом становится нездоровая гиперактивность, изменчивость желаний и мнений, отсутствие ответственности.

«Люди экрана», в отличие от «людей книги», не воспринимают чужие мысли. Написать свое – для них вообще сверхзадача.

В современной информационной среде подросток привыкает к постоянной смене сообщений и требует новых. Современный урок должен строиться по следующему принципу: желание искать короткие яркие образы, обмениваться сообщениями и новостями нужно направить в правильное русло.

В предложенных условиях есть реальная возможность развивать аналитические способности и критическое мышление при помощи «метода парадокса». Дети с пассивным сознанием принимают утверждения преподавателя на веру. Но если озвучить два взаимоисключающих утверждения, как правило, ученики задумываются.

Например: Антон Павлович Чехов болел туберкулезом, но отправился в долгую, изнурительную поездку на Сахалин, чем усугубил течение болезни и ускорил свою смерть. Иван Алексеевич Бунин – талантливый писатель и поэт, лауреат Нобелевской премии – умер в полной нищете.

Поиск парадоксов и противоречий – вид деятельности, который искореняет потребительское отношение к информации и учит размышлять.

В сложившейся ситуации с неэффективной подачей материала на учебном занятии, давать задание: «Прочитайте статью из учебника и ответьте на вопросы» крайне непродуктивно. При катастрофически сниженной способности анализировать сильной стороной «поколения Интернета» стала возросшая способность к многозадачности. Если они могут одновременно читать предложенную статью, правда, поверхностно, искать в Интернете недостающую информацию, чтобы сформировать тест закрытого типа по мотивам заданной статьи, не нужно им препятствовать и думать, что они отвлекаются.

Приучать к восприятию чужих мыслей крайне необходимо. В отличие от телевидения, где восприятием зрителя управляют, при чтении художественной литературы человек создаёт образы самостоятельно. Конечно, после прочтения учащимися двух-трёх страниц текста внимание рассеивается и появляется желание найти себе другое занятие. Таковы «издержки» клипового мышления. В таком случае полезно пересказывать прочитанные отрывки и анализировать поступки героев. Ещё лучше тезисно законспектировать прочитанное.

Но начинать такую работу нужно с малого: в конспект лекции включать цитаты ученых-литературоведов или других писателей и поэтов, которые дают яркую характеристику изучаемой личности, при этом в любых формах контроля регулярно выносить именно эту информацию отдельным вопросом. Например, при изучении творчества Александра Блока в вопросах контрольного теста «Соотнесите личность и высказывание» можно использовать такую цитату: «Он был Лермонтовым нашей эпохи. И у него была та же тяжелая тяжба с миром, богом, собою, тот же роковой демонический шок, та же тяжелость не умеющей приспособиться к миру души, давящей, как бремя» (К.И. Чуковский).

Но наиболее продуктивным видом деятельности становятся дискуссии и поиск альтернативной точки зрения.

Чтобы глубоко и последовательно мыслить, нужно анализировать и понимать позиции людей с противоположными взглядами. Видеть только единственную точку зрения — всегда опасно.

В любом вопросе нужно искать противоположный взгляд. Поэтому лучше всего организовывать именно в дискуссию, а не полемику. В процессе полемики люди просто отстаивают свою позицию и хотят победить, участники же дискуссии не только защищают свои точки зрения, но пытаются понять друг друга и найти истину. Поскольку читательский опыт самих учащихся скудный, знакомство с точками зрения по тому или иному вопросу осуществляется при просмотре интересных документальных фильмов в рамках занятий. Не учебных фильмов, а именно хороших авторских работ. Но это не должен быть пассивный просмотр. В ходе просмотра учащиеся составляют вопросы, после обмениваются ими. Чаще всего в процессе такого обмена и возникает познавательная дискуссия. А если еще помнить, что клиповое мышление создает человека, легко подверженного чужому влиянию, можно этот минус сделать плюсом и сформировать думающую личность.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Биянова Анна Павловна

Дата: 20.01.2017

Номер свидетельства: 381479


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства