kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Методы и приемы обучения"(цитаты из заседания Педагогического совета "МКОУ "Баранвская СОШ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цитаты из заседания педагогисеского совета школы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Методы и приемы обучения"(цитаты из заседания Педагогического совета "МКОУ "Баранвская СОШ"»

Современный урок в свете требований ФГОС второго поколения:

конспект урока и его обоснование.

(Цитаты из заседания Педагогического Совета МКОУ « Барановская СОШ»)


Методы и приемы обучения


Методы обучения – это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования.

Зверев И.Д. Состояние и перспективы разработки проблемы

методов обучения в современной школе // Проблемы методов обучения

в современной общеобразовательной школе. – М., 1980.


Прием обучения – это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре.

Подласый И.П. Педагогика. Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. –

М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. – С. 319.


Методы мотивации учебной деятельности

Создание проблемной ситуации (удивления, сомнения, затруднения в выполнении действий, затруднения в интерпретации фактов), создание ситуаций занимательности, создание ситуации неопределенности и др.


Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

Рассказ, эвристическая беседа, лекция (информационная и проблемная), изучение текста, демонстрация, иллюстрация, познавательная (ролевая и имитационная) игра, исследование, дискуссия и др.


Методы формирования новых умений

Упражнения, лабораторная работа, практикум, игра (дидактическая, деловая, ролевая, имитационная), метод проектов, кейс-метод (решение ситуационных задач), мозговой штурм (решение нестандартных задач) и др.


Методы обобщения и систематизации изученного
  • Кодирование информации: создание схем, таблиц, графиков, опорных конспектов, заполнение контурных карт;
  • Декодирование информации: чтение схем, таблиц, карт и др.


Методы контроля результатов обучения
  • Устные: опрос (индивидуальный, фронтальный, выборочный, перекрестный), беседа и др.

  • Письменные: диктант, тест, опрос (письменный развернутый ответ на поставленный вопрос) и др.

  • Практические: создание материального продукта, творческого или выполненного по образцу, алгоритму (изделие, модель, сочинение, рисунок, схема), демонстрация действий и операций и др.

  • Машинные: тест.

Методы стимулирования учебной деятельности

Предъявление требований, поощрение и наказание: словесное (похвала, признание, благодарность, порицание), наглядное (жетон, условный знак или символ), формальная оценка (баллы, отметка); создание ситуации успеха, создание атмосферы эмоционального


Формы обучения


Форма обучения – это форма организации учебно-познавательной деятельности, которая представляет собой «целенаправленно формируемый характер общения в процессе взаимодействия учителя и учащихся, отличающийся спецификой распределения учебно-познавательных функций, последовательностью и выбором звеньев учебной работы и режимом – временным и пространственным».

Терский Н.Л. Педагогический анализ урока. – Красноярск, 1984.


Формы организации познавательной деятельности – это, по сути дела, разновидности взаимодействия обучающих и обучающихся, отличающиеся друг от друга характером их общения.

Конаржевский Ю.А. Анализ урока.

М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. – С. 29.


Разновидности форм обучения

  • Фронтальная. Предполагает одновременной выполнение общих заданий всеми учащимися класса для достижения ими общей познавательной задачи. Учитель ведет работу и непосредственно общается со всеми учениками класса (фронтальный – «обращенный к зрителю»).

  • Индивидуальная. Каждый ученик работает обособленно, не взаимодействуя с другими учащимися. Задания для индивидуальной работы могут быть как одинаковыми, так и разными для всех учащихся класса.

  • Парная. Предполагает объединение и взаимодействие двух учащихся с целью совместного поиска решения учебной задачи, взаимообучения или взаимоконтроля.

  • Групповая. Предусматривает выполнение единого задания небольшими, от 3 до 6 человек, группами учащихся.

  • Коллективная. Выполнение учебных заданий предполагает общение учащихся в парах сменного состава (динамических парах).

По кн.: Конаржевский Ю.А. Анализ урока.

М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. – С. 30-34.



















Общие организационные формы обучения – это структурные варианты учебного взаимодействия учителя с учащимися и учащихся друг с другом.


К общим формам обучения относятся:

  • индивидуальная;

  • парная;

  • групповая;

  • коллективная;

  • фронтальная.


Индивидуальная форма обучения не предполагает непосредственного контекста ученика с другими учащимися. По своей сущности она есть не что иное как самостоятельное выполнение одинаковых для всего класса или группы заданий. Однако если ученик выполняет самостоятельное задание, данное учителем с учетом учебных возможностей, то такую организационную форму обучения часто называют индивидуализированной. С этой целью могут применяться специально разработанные карточки. Вариантом индивидуальной работы является коллективно-распределенная деятельность учащихся внутри группы, когда общее задание делится на более мелкие и распределяется между членами группы. Успех выполнения всего задания зависит от качества выполнения своей части задания каждым членом группы.


Парная форма обучения – это выполнение двумя учениками одного общего задания. Кроме того, общение в паре может носить характер взаимообучения и взаимоконтроля.


Групповая форма обучения – это выполнение тремя и более учениками одного общего задания. Общение в группе наиболее эффективно при решении нестандартных задач, в ходе обсуждения проблем. Групповые формы обучения можно подразделить на звеньевые, бригадные, кооперированно-групповые и дифференцированно-групповые. Звеньевые формы обучения предполагают организацию учебной деятельности постоянных групп учащихся. При бригадной форме организуется деятельность специально организованных для выполнения определенных заданий временных групп учащихся. Кооперированно-групповая форма предполагает деление класса на группы, каждая из которых выполняет лишь часть общего, как правило, объемного задания. Дифференцированно-групповая форма обучения имеет ту особенность, что как постоянные, так и временные группы объединяют учащихся с одинаковыми учебными возможностями и уровнем сформированности учебных умений и навыков. Деятельностью групп учитель руководит как непосредственно, так и опосредованно – через своих помощников: звеньевых и бригадиров.


Коллективная форма обучения – это учебное взаимодействие учащихся в парах сменного состава, когда одну часть задания ученик выполняет с одним партнером, а для выполнения других частей объединяется в пары ч другими учениками. Коллективная форма обучения используется преимущественно для организации взаимообучения.


Фронтальная форма обучения (фронтальный – «обращенный к зрителю») – это работа учителя с целым классом, при которой задается одинаковое содержание, единый темп продвижения учащихся к единой цели. Фронтальная работа не рассчитана на учет индивидуальных различий учащихся, она ориентирована на среднего ученика, поэтому отдельные учащиеся отстают от заданного темпа работы, а другие изнывают от скуки.


Целеполагание в образовательном процессе


Цель есть заранее запрограммированный результат, который человек должен получить в будущем в процессе осуществления той или иной деятельности.

Цель – это «модель потребного будущего» (А. Спиркин), это «образ желаемого результата, который хотят получить к определенному моменту времени» (В.В. Гузеев).

Целеполагание – это процесс формирования, развертывания, конкретизации цели в системе «дерева целей» и их формулирование.


Требования к целеполаганию:

  1. Основным фактором формирования цели системы является требование системы вышестоящей.

  2. «Генеральная цель» не складывается из частных и мелких целей. Она конструируется на верхнем уровне системы, а затем распадается на подцели.

  3. Генеральная цель, или «цель верхнего уровня» формулируется неизбежно в общем виде, в весьма агрегированных формах.

  4. Ни одна цель высших уровней «дерева целей» не достигается непосредственно, сама по себе, а лишь посредством достижения подцелей, на которые она распадается. Средства к достижению цели являются ее подцелями и, в свою очередь, являются целями для следующего нижележащего уровня «дерева целей».

  5. Цели верхнего и нижнего уровней должны быть логически связаны, нижние – выводимы из верхних.

  6. Декомпозиция прекращается по достижении элементарного уровня.

По кн.: Конаржевский Ю.А. Анализ урока.

М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. – С. 9-10.


Планируемые результаты обучения (ПРО) – это представление о том, что должен знать, уметь, понимать, представлять, ценить учащийся на выходе из данного периода обучения (урок, блок уроков, четверть, семестр, год и т. д.); модель конечного состояния учащегося.

ПРО описываются на языке учебных действий учащихся: воспринимает, вспоминает, объясняет, интерпретирует, сравнивает, рассуждает, демонстрирует использование знаний (производит расчеты, составляет, заполняет, исправляет и др.), творит, оценивает и т.д.

По кн.: Гузеев В.В. Образовательная технология:

от приема до философии. – М.: Сентябрь, 1996. – С. 8, 41.


Педагогическая цель урока – это представление о том, что должен сделать учитель для достижения учащимися планируемых результатов обучения.


Необходимое и достаточное требование к формулированию целей как планируемых результатов обучения – их диагностичность, т.е. обеспеченность объективной методикой для определения степени достижения целей образования или воспитания.

Цель поставлена диагностично, если:

  1. дано настолько точное и определенное описание формируемого личностного качества (знания, умения, отношения и др.), что его можно безошибочно отдифференцировать от любых других качеств личности;

  2. имеется способ, «инструмент» для однозначного выявления диагностируемого качества личности в процессе объективного контроля его сформированности;

  3. возможно измерение интенсивности диагностируемого качества на основе данных контроля;

  4. существует шкала оценки качества, опирающаяся на результаты измерения.

Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. –

М.: Педагогика, 1989. – С. 18, 31-32.


Триединая цель урока и планируемый результат обучения


Цель урока вытекает из общих целей воспитания личности в обществе, тех задач, которые оно ставит на каждом этапе своего развития перед школой, и является одним из звеньев «дерева образовательных целей».

Исходя из общей идеи современных научных представлений об уроке, его цель носит триединый характер и состоит из трех взаимосвязанных, взаимодействующих аспектов: познавательного, развивающего и воспитывающего.


Познавательный аспект ТЦУ


Познавательный аспект триединой образовательной цели связан с требованиями к знаниям, умениям, навыкам учащихся в изучаемой ими предметной области:

  1. Обеспечить овладение учащимися знаниями с учетом их основных характеристик: полнота, глубина, осознанность, системность, гибкость, оперативность, прочность.

  2. Формировать навыки – точные, безошибочно выполняемые действия, доведенные в силу многократного повторения до автоматизма.

  3. Формировать умения – сочетание знаний и опыта их применения, которое обеспечивает успешное выполнение отдельных действий и деятельности в целом.

По кн.: Конаржевский Ю.А. Анализ урока.

М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. – С. 11.


На языке требований к результатам обучения ФГОС второго поколения познавательный аспект триединой образовательной цели можно сформулировать как планируемые результаты обучения в предметной области, или предметные УД.


Уровни усвоения знаний

как ориентировочной основы предметных учебных действий (ООД)


1 уровень – ученический. Это умение учащегося узнавать (опознавать, различать, классифицировать) ранее полученную информацию при повторном ее предъявлении; понимать значение слов, терминов и других знаков, используемых в тексте и устной речи.

2 уровень – репродуктивный (алгоритмический). Это умение учащегося без подсказки, по памяти воспроизводить информацию и применять ее для решения типовых задач, действуя по известному алгоритму.

3 уровень – реконструктивный (эвристический). Это умение осуществлять преобразование знаний (ООД) и их приспособление к новой ситуации.

4 уровень – творческий. Это умение учащегося решать задачи-проблемы, алгоритм решения которых ученику неизвестен; он создается самим учеником, являясь одним из продуктов учебной деятельности.

По кн.: Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. –

М.: Педагогика, 1989. – С. 55-64..




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Конышева Марина Васильевна

Дата: 19.02.2024

Номер свидетельства: 646026


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства