Просмотр содержимого документа
«Методическое сообщение «опыт педагогов-новаторов в педагогической практике»»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 7» ГОРОДА СМОЛЕНСКА
МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ
«ОПЫТ ПЕДАГОГОВ-НОВАТОРОВ
В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ»
Выполнил:
преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
Королева Н.И.
2023г.
В настоящее время преобразования в сфере образования происходят достаточно активно. Обновления в области музыкально-теоретических дисциплин вызваны противоречиями между возрастающими требованиями к подготовке музыкантов и невысоким качеством теоретических дисциплин.
Вопросы методики обучения музыке были всегда актуальными. Существуют учебные пособия выдающихся музыкантов и педагогов: В. А. Вахромеева, Е. В. Давыдовой, А. Л. Островского и других.
Современный педагог находится в непрерывном поиске новых методов и приемов работы для повышения эффективности усвоения знаний. Он должен уметь разобраться в новейших методиках, обобщить опыт преподавателей, а потом уже использовать его в своей работе.
Целью доклада является обобщение опыта преподавателей последней трети прошлого столетия, которые создали новые эффективные педагогические методики и формы работы.
В 1987 году Смоленское областное музыкальное училище им. М. И. Глинки проводило курсы повышения квалификации для преподавателей музыкально-теоретических дисциплин города и области. Перед нами выступили преподаватели училища: Юденков Г. Я., Гуркина Л. М., Пьянкова С. В.
Г. Я. Юденков показал преподавателям музыкальных школ работу на уроках сольфеджио по основным формам: интонационные упражнения; работу над интервалами в ладу и от звука; работу над диктантом. Опыт Г. Я. Юденкова можно порекомендовать педагогам музыкальных школ. Можно достичь положительной динамики в успеваемости обучающихся на уроках сольфеджио, используя опыт преподавания Г. Я. Юденкова.
Л. М. Гуркина осветила вопросы методики преподавания музыкальной литературы по годам обучения. Была показана конкретная работа над произведениями разных жанров музыки: симфония, опера, балет. Педагогом был представлен полный анализ полифонических произведений И. С. Баха. Опыт Л. М. Гуркиной полезен при распределении музыкального материала, анализе музыкальных произведений, изучении биографий композиторов.
С. В. Пьянкова на всех курсах повышения квалификации передает свой опыт работы преподавателям ДМШ и ДШИ. Обзор творчества композиторов
XX века, народное творчество, творчество Г. В. Свиридова, Д. Д. Шостаковича, В. А. Гаврилина – вот неполный перечень тем, представленных слушателям курсов.
Начинающим педагогам можно посоветовать изучить опыт работы С. В. Пьянковой по изучению тем: народное творчество, музыкальная культура XX века.
В 1994 году Министерство культуры РФ проводило семинар музыкантов-теоретиков на тему: «Развитие музыкального мышления». В числе смоленской делегации была и я. Нам была представлена методика В. Б. Брайнина.
Система В. Б. Брайнина «Развитие музыкального мышления» предназначена для работы с детьми, но может использоваться и на занятиях со взрослыми. Цель работы Брайнина – научить слушать и слышать музыку. Постепенно у учащихся вырабатывается абсолютный слух.
Перед нами учитель, имеющий не только свою методику, но и учитель, имеющий свою школу, в которой он может творчески работать. Программа занятий его, и сам он планирует работу. Хотя точного календарного плана у него нет. Если дети сразу усваивают учебный материал, то учитель переходит к новой теме, а если что-то не получается, он может еще несколько уроков повторять и закреплять материал. Как музыкальный материал В. Б. Брайнин использует сборник А. Д. Артоболевской.
В. Б. Брайнин разработал методику освоения 70 типов гамм. Интервалов и аккордов более 200 различных структур, изучение ступеней проводится по болгарской столбице. Мелодические обороты Брайнин называет кадансами. Основа – тоника.
Все идеи своей методики В. Б. Брайнин изложил в книге «Курс музыкального языка». Книга и практические результаты методики были положительно оценены академиком Д. С. Лихачевым, С. А. Губайдулиной. Приемы работы, разработанные В. Б. Брайнином, полезны при работе над ритмическими упражнениями, мелодическими кадансами, диктантами.
В 1995 году на областных курсах повышения квалификации для преподавателей ДМШ и ДШИ города и области мы познакомились с новой программой по музыкальной литературе Е. Б. Лисянской, преподавателя
Московской городской ДМШ № 2 им. И. О. Дунаевского. Представляла программу С. Ф. Максимова. Это программа стала новым явлением в обучении предмету музыкальная литература, так как давала возможность преподавателям ознакомить учащихся с творчеством более широкого круга композиторов.
Е. Б. Лисянская распределяет учебный материал по жанрам музыки: вокально-хоровой; кантатно-ораториальный; жанры инструментальной музыки; оперный; симфонический. Сейчас нет ни одного преподавателя музыкально-теоретических дисциплин, который бы не использовал в своей работе приемы и формы, разработанные Е. Б. Лисянской.
В конце 90-х годов появился сборник по сольфеджио Г. Ф. Калининой. В свободной продаже этого учебника у нас в городе не было и для наших учеников учебники привозили из Москвы.
Это экспериментальное издание, дополняющее существующие учебники разнообразными видами практических и творческих заданий, сгруппированных по темам: буквенное обозначение звуков, тональностей и аккордов; мажорные и минорные тональности; интервалы; аккорды. Данное учебно-методическое пособие способствует систематизации теоретических знаний учащихся, развитию внимания, памяти. Этот сборник можно порекомендовать преподавателям для использования на уроках сольфеджио.
В 1998 г. Г. А. Арцышевский представил преподавателям г. Смоленска свой учебник сольфеджио, который называется «Курс систематизированного сольфеджио». Это учебно-методическое пособие для учащихся 1-7 классов ДМШ. Основная цель этого учебника заключается в намерении автора поделиться своим опытом преподавания сольфеджио. Весь курс распределен по классам с указанием названных тем для прохождения и усвоения нового материала, раскрывая метода проработки каждой темы в отдельности.
В качестве практического материала использованы песни и пьесы детского педагогического репертуара. Новизна и практическая значимость учебника состоит в том, что в нем даны темы, которые не нашли своего отражения ни в одном пособии по сольфеджио. Многие преподаватели используют эти учебники в своей работе.
В начале 1999 года на базе Смоленского музыкального училища проходили курсы повышения квалификации преподавателей «Современные фортепианные методики». Присутствовали педагоги Смоленской области:
пианисты и теоретики. Были приглашены педагоги-новаторы со своими методиками: В. Б. Носина; А. Г. Севидов; М. Б. Кушнир и другие.
Мастер-классы, которые показали эти преподаватели, дали возможность познакомиться с их опытом.
Цель новых методик – подготовка творческих личностей. В основе методик – 4 дидактических принципа:
Целостность – от общего к частному.
Активность творчества.
Знания – система восприятия.
Мысленная слышимость.
Вот несколько практических форм воплощения этих принципов в педагогической практике:
Б) Активность – слушание музыки, исполнение музыки, анализ, сочинение своих произведений.
В) Творческие задания – написать диктант, досочинять вторую фразу, придумать второй голос, гармонизировать мелодию.
У всех методик есть общие черты: целостность, научность. Свой опыт педагоги проверяют в работе на уроках. Заслуживает внимания тот факт, что ученики этих преподавателей добиваются высоких успехов на конкурсах у нас в стране и за рубежом.
Названные выше программы позволяют повысить качество теоретических знаний и практических навыков обучающихся. Изучение и внедрение инновационных методов способствуют формированию всесторонне развитой личности.
Завершить доклад хотелось бы высказыванием Натансона Владимира Александровича: «Опираясь на принципы передовой музыкальной науки, педагог должен постоянно искать, учиться, наблюдать, он должен помнить, что в педагогике совершенно нетерпимы рутина и штампы.»
Литература:
АртобольскаяА.Д.Первая встреча с музыкой. – М.: Советский композитор, 1989.