kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическое пособие по спортивному ориентированию.

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Данная работа предназначена для педагогов дополнительного образования, тренеров по спортивному ориентированию, педагогам организаторам туристско-краеведческой и физкультурно-спортивной направленности в образовательных учреждениях.

Просмотр содержимого документа
«Методическое пособие по спортивному ориентированию.»

КГУ «Центр детско-юношеского туризма и экологии».



Методическое пособие Методическое пособие

рассмотрено и утверждено рассмотрено и утверждено

методическим советом методическим советом

районного отдела образования. ценра детско-юношеского туризма и

экологии.


Протокол № ____ от«___»____20___г. Протокол № ____ от «___»_____20___г.




«Утверждаю»

И.о директора Центра детско-

юношеского туризма и экологии

_____________Н. Кукашев.




Методическое пособие по спортивному ориентированию.







Составитель:

Методист Туралиева Юлия Викторовна.


Федоровка 2019 г.


Составитель: Туралиева Ю.В.


Данная работа предназначена для педагогов дополнительного образования, тренеров по спортивному ориентированию, педагогам организаторам туристско-краеведческой и физкультурно-спортивной направленности в образовательных учреждениях.

Методические рекомендации включают упражнения, направленные на развитие психических процессов, умение чтения карты, выбор пути, комплексные упражнения и их планирование в процессе подготовки учеников.






































СОДЕРЖАНИЕ


Пояснительная записка

1.Что необходимо для спортивного ориентирования?

1.1. Стороны горизонта. Компас. Понятие азимута.

1.2. Схематическое изображение местности. Карта.

1.3. Определение азимута на местности и на карте с помощью жидкостного спортивного компаса.

1.4. Понятие масштаба. Измерение расстояний на местности и на карте.

1.5. Ориентирование карты.

1.6. Понятие о линейных ориентирах. Обозначение линейных ориентиров на спортивных картах.

1.7. Понятие о площадных ориентирах. Четкий и нечеткий контур. Обозначение площадных ориентиров на карте.

1.8. Понятие о точечных ориентирах. Внемасштабные объекты. Обозначение их на карте.

1.9. Горизонталь. Бергштрих. Обозначение на карте объектов рельефа.



























Пояснительная записка



Умение ориентироваться на местности имеет важное значение для любого человека, а тем более для детей, занимающихся в кружке по спортивному ориентированию. Ученикам придется ориентироваться всё время, применять для этого карту, компас, даже часы. Кроме этого нужны знания, как можно сориентироваться по различным местным признакам и предметам, по Солнцу и звёздам. Для начинающих учеников основой основ является умение работать с компасом и картой, без которых не обходится ни одно занятие по спортивному ориентированию. Цель методического пособия оказание помощи педагогам в проведении занятий с учащимися по важным разделам спортивного ориентирования. Методическое пособие включают материалы направленные на развитие психических процессов, умение чтения карты, выбор пути, групповые самостоятельные занятие и их планирование в процессе подготовки учеников. Использование дидактического материала способствует активизации образовательной деятельности учащихся, экономии учебного времени. Предлагаемые педагогам задания, рассчитаны на обучающихся 10-17 лет, позволят разнообразить практические занятия тематических разделов, посвящённых изучению топографии и ориентированию. Основным условием для реализации поставленных целей является стремление педагога овладеть современными методами работы, добиться повышения роли туристско – краеведческого направления в учебно-воспитательном процессе своего учреждения. Данная методическая рекомендации рассчитана на тренеров по спортивному ориентированию, педагогам организаторам туристско-краеведческой и физкультурно-спортивной направленности в образовательных учреждениях.

























  1. Что необходимо для спортивного ориентирования?

  • Карта местности с обозначенными контрольными точками

  • Компас нужен чтобы ориентировать карту по сторонам света

  • ЧИП — электронное устройство, которое подтвердит тот факт, что Вы нашли контрольный пункт

  • Спортивный костюм: нейлонка, штаны, щитки, шиповки. Во всем этом удобно бегать.




1.1. Стороны горизонта. Компас. Понятие азимута.

Всем нам известны четыре стороны горизонта. Это север, юг, восток и запад. Когда мы хотим указать кому-нибудь направление, мы говорим: «Школа расположена к востоку от автобусной остановки, в получасе ходьбы». И нашему собеседнику сразу понятно, как найти школу. И вот наш знакомый вышел из автобуса и направился на восток. Как он это сделал? Какими способами можно определить стороны горизонта? Есть много способов: по Солнцу, по звездному небу, по деревьям и муравейникам. Но мы с вами будем рассматривать самый надежный и верный способ определения сторон горизонта — с помощью магнитного компаса.

Наша Земля представляет собой огромный магнит. И если взять намагниченную стрелку и дать ей возможность свободно вращаться, то она одним своим концом укажет на юг, а другим на север.

 



Часто бывает так, что четырех сторон горизонта оказывается недостаточно для указания направления. Например, если нужно идти «наискосок» между югом и западом. Это направление называют юго-западом.

Таким образом, мы с вами знаем четыре основные (СЕВЕР, ЮГ, ВОСТОК и ЗАПАД) и четыре дополнительные (СЕВЕРО-ВОСТОК, ЮГО-ВОСТОК, ЮГО-ЗАПАД и СЕВЕРО-ЗАПАД) стороны горизонта.

Но что же делать, если необходимо совершенно точно указать направление? Представим, что мы стоим в центре окружности, которая разбита на 360 равных частей. Метка, расположенная к северу от нас, получает номер 0, следующая по часовой стрелке метка (вправо от северной метки) получает номер 1 и так далее. Пронумеровав весь круг, мы увидим, что востоку соответствует номер 90, югу — 180,западу — 270. А север, как уже было сказано, 0. Теперь, если мы мысленно проведем линию в сторону интересующего нас направления, эта линия пересечет окружность поблизости от одной из меток, например 125. Тогда говорят, что азимут на предмет составляет 125 градусов.

Угловую величину, равную 1/360 окружности, принято называть градусом и обозначать вот так: °. В градусах измеряются любые угловые величины.

Попробуем теперь дать определение, что такое азимут на предмет.

Азимутом будем называть угол между направлением на север и заданным направлением, отсчитанный по часовой стрелке.

Для измерения азимута необходимо иметь компас и транспортир.

Транспортир — это чертежный инструмент, представляющий собой окружность или полуокружность с нанесенной на нее градусной шкалой.

Транспортир необходимо расположить так, чтобы его нулевая отметка была направлена на север. Затем мысленно провести прямую из центра транспортира на местный предмет. Точка пересечения воображаемой линии и шкалы даст искомый азимут (рис. 113.) Для облегчения взятия азимута спортивный жидкостный компас имеет градусную шкалу и линейку.

Задания для самостоятельной работы учеников в группе.

  • Возьмите карту мира (например из школьного географического атласа). Начинайте «ориентирование» из Казахстана. Пусть ваш ученик говорит, в какую сторону должны двигаться участники группы, например: запад, юг, юго-восток и т. д. Мысленно или с помощью указки «переходите» в соседнее государство, указанном направлении. В какой стране вы оказались?

  • Расскажите теперь, как попасть из Ирана во Францию. В какие стороны горизонта нужно двигаться?

  • Теперь попробуйте путешествовать по карте, используя направления (азимуты), выраженные в градусах.

  • А теперь напишите цепочку азимутов для путешествия из одной страны в другую.

1.2. Схематическое изображение местности. Карта.

Множество людей различных профессий не могут обойтись без карты: строители, лесничие, военные, историки, геологи, экономисты, работники сельского хозяйства и транспорта и многие другие. Прежде чем карта приняла привычный для нас вид, она прошла долгий путь развития. Сначала объекты местности показывались на ней в виде картинок, затем карта стала напоминать вид местности сверху.

Современная карта использует специальный набор условных знаков, легко читается и удобна в использовании. Можно пофантазировать. Возьмем какой-нибудь участок местности и уменьшим его до таких размеров, чтобы он поместился на столе. Наверное, такая «карта» очень точно будет отображать соответствующую местность. Но пользоваться ею будет неудобно. Попробуем теперь сделать карту, которую будет удобно переносить, сохранив точность и содержательность. Для этого нужно все предметы местности, имеющие высоту, изобразить на карте в виде плоских рисунков. Но и такие ориентиры как дороги, тоже хотелось бы изобразить более просто. То есть, нужны условные знаки. С условными знаками спортивных карт нам предстоит познакомиться в дальнейшем.

Зная условные знаки, обладая развитым воображением, человек может, глядя в карту, представлять конкретные ориентиры — дороги, поля, заросли, болота и т. п.

Кроме местных предметов на карту обязательно наносятся линии, показывающие направление юг-север. Северные линии на спортивных картах направлены на северный магнитный полюс, то есть так же, как магнитная стрелка компаса.

Все объекты местности, все расстояния уменьшены на карте одинаковое количество раз. Например, если расстояние от моста до реки — 3 километра, и наша карта уменьшена в 100 тысяч раз, то на карте расстояние от моста до реки  равно 3 сантиметрам. А если дерево рядом с рекой  500 метров в диаметре, то на карте оно будет иметь диаметр 5 мм. Точно так же ровно в 100 тысяч раз будут уменьшены и все другие объекты местности.

Таким образом, можно сделать следующие выводы.По условным знакам, изображенным на карте, можно представить реальные объекты местности. Равным расстояниям на карте соответствуют равные расстояния на местности. Любой угол, а значит и азимут, измеренный на местности, равен соответствующему углу, измеренному на карте.

Ориентирование карты.

Оказавшись в незнакомой местности, прежде всего нужно сориентировать карту: её устанавливают так, чтобы линии север-юг на карте имели одинаковое направление со стрелкой компаса. Верх карты должен находиться в том же направлении, куда указывает северный конец стрелки компаса.

После ориентирования карты все объекты, изображенные на ней, будут в полном соответствии с объектами местности. После этого можно приступать к „чтению" карты — сопоставлять местность с картой и карту с местностью. „Чтение" карты. Умение быстро читать и правильно понимать карту — сложный технический навык. Читают карту только в сориентированном положении и только по ходу, т. е. в направлении движения. Особенность спортивных карт — читаемость с любого направления и даже «вверх ногами".

Учиться чтению карт лучше всего на местности с хорошей обзорностью, в движении по дорогам или просекам, а также при азимутном ходе. Движение «по большому пальцу» -большой палец левой руки, держащей карту, направлен по линии движения, а ноготь фиксирует местоположение ориентировщика в данный момент — существенно облегчает процесс чтения карты, особенно новичкам.

При чтении карты все ориентиры подразделяют на точечные, линейные и площадные. К точечным относятся объекты, изображаемые внемасштабными условными знаками (камни, ямы, родники, группы деревьев и т. п.). У линейных ориентиров — дороги, тропы, просеки, канавы, границы леса и вырубок, овраги, промоины -протяженность превышает их ширину. Площадные ориентиры - пруд, озеро, поляны, вырубки, лес, большие холмы, долы, склоны. Точечные и линейные ориентиры воспринимаются проще, так как в большинстве своем требуют восприятия на плоскости. Рельеф местности невозможно воспринимать без развития объемно-пространственного мышления, он наиболее сложен при чтении карты.

Важную роль при чтении карты играет „память карты", т. е. способность быстро запечатлевать и сохранять образ карты или местности. „Память карты" позволяет реже обращаться к карте, меньше тратить времени на сличение ее с местностью при определении своего стояния, выборе пути.



Задания для самостоятельной работы учеников в группе.

  • Найдите на карте города (поселка) свой дом, свою школу, и т. п. Нарисуйте свой путь из дома в школу, в секцию, к друзьям и т. п.

  • Пусть кто-нибудь покажет вам на карте города (поселка) объект, расположенный недалеко от вашего дома (магазин, переулок, детскую площадку). Пользуясь картой города (поселка), побывайте в этом месте.

  • Погуляйте с другом  по городу ( поселку), отслеживая его путь по карте.


1.3. Определение азимута на местности и на карте с помощью жидкостного спортивного компаса.

Для удобства работы в полевых условиях жидкостный компас размещен на прозрачной пластине, оборудован угловой шкалой, миллиметровой и масштабной линейками, иногда лупой для чтения мелких деталей карты.

Как найти азимут на местности?

С помощью такого компаса удобно определять азимут на любой местный предмет.Для этого нужно направить пластину компаса на предмет, азимут на который мы хотим измерить. Затем, не сбивая положение пластины, вращать колбу компаса, пока нулевая отметка шкалы не совпадет с северным концом стрелки. Осевая линия пластины компаса будет показывать на шкале значение искомого азимута.

 Измерение азимута по карте производится еще проще.

Нужно расположить пластину на карте так, чтобы край пластины расположился по направлению измеряемого азимута. Затем, не сдвигая пластины, необходимо повернуть колбу компаса так, чтобы линии, нанесенные на ее нижнюю сторону, были параллельны северным линиям карты, а нулевая отметка шкалы была направлена в сторону севера. Осевая линия пластины компаса будет показывать на шкале значение искомого азимута.

Помните! При измерении азимута на карте не нужно обращать внимания на магнитную стрелку.

Дело в том, что при измерении азимута по карте достаточно иметь только транспортир, компас не нужен. Ведь необходимо измерить угол между двумя линиями — направлением на предмет и северной линией карты. Другое дело на местности, где никто не нарисовал для нас северных линий, и нам необходимо воспользоваться помощью магнитной стрелки.

Как использовать азимут в спортивном ориентировании и спортивной радиопеленгации, вы узнаете немного позже. Но несколько примеров мы все же рассмотрим.

Например, нам необходимо нанести на карту заводскую трубу, расположенную на другом берегу реки. Стоя на развилке, мы измерим азимут на трубу. Затем возьмем карту, положим на нее компас так, чтобы край пластины проходил через нашу развилку. И не сбивая положения капсулы, повернем компас так, чтобы линии на дне колбы стали параллельны северным линиям стрелки, а 0° был направлен в сторону севера. Затем тонким карандашом проведем по пластине компаса линию за реку.

Теперь пройдем по дороге полкилометра до домика лесника. Стоя около угла дома, повторим наши действия.

Наши линии пересекутся в некоторой точке на другом берегу реки. И мы смело можем нарисовать там условный знак заводской трубы.

Рассмотрим теперь другой пример.

В сосновом бору, расположенном неподалеку от нас, есть лесное озеро изумительной красоты. Но, к сожалению, к заповедному озеру нет дорог. Только старожилы да лесник могут его отыскать. Но у нас есть карта. Измерим азимут от домика лесника на озеро по карте. Затем возьмем компас в руки (не сбивая положения капсулы) и, направив пластину вперед, повернемся вместе с компасом так, чтобы стрелка показала на 0°. Нам остается двигаться по направлению пластины, следя, чтобы стрелка все время показывала на 0°. Тогда мы дойдем до заповедного озера.

Задания для самостоятельной работы учеников в группе.

  • Во дворе определите азимуты на различные объекты.

  • Покажите объект, на который указывает заданный азимут.

  • Определите азимуты на различные ориентиры по карте.

  • Определите, на какой КП (Контрольный пункт — красно-белая трехгранная призма с размером каждой стороны 30×30см. Обозначается на карте кружочком и устанавливается на местности) указывает заданный азимут.

  • На карте со множеством КП соедините КП в соответствии с указанной цепочкой азимутов.

  • Запишите цепочку азимутов для движения по заданному маршруту.

  • Расставьте во дворе КП. Пройдите по маршруту, заданному цепочкой азимутов, запишите номера КП.

  • Двигаясь от КП к КП в заданном порядке запишите цепочку азимутов.


1.4. Понятие масштаба. Измерение расстояний на местности и на карте.

Вспомним материал параграфа 1.2. Там говорилось о важнейших свойствах карты. Одно из них гласило: все объекты на карте уменьшены по сравнению с соответствующими объектами местности в одинаковое количество раз. А во сколько же раз карта уменьшена по сравнению с местностью? Наверное, разные карты уменьшены по-разному. Величина, характеризующая степень уменьшения карты, называется масштабом.

Масштаб карты — это дробь, в числителе которой стоит единица, а в знаменателе — величина, показывающая, во сколько раз уменьшены объекты карты по сравнению с соответствующими объектами местности.

Масштаб карты указывается в зарамочном оформлении. Знание масштаба позволяет нам измерять расстояния по карте и переводить их в расстояния на местности. В примере, рассмотренном в предыдущем параграфе, мы, двигаясь к реке, не знали, сколько нам до нее идти. Вдруг мы отклонились от азимута и река давно уже позади? Такого вопроса не возникло, если бы мы, измерив расстояние от моста до реки по карте, рассчитали это расстояние на местности.

 

Нужно ли указывать на карте масштаб? А как иначе? Ведь, если, масштаб не указан на карте, определить расстояние по карте невозможно.

Пусть масштаб карты составляет 1:15000. Это означает, что все расстояния местности уменьшены при нанесении на карту в 15000 раз. Следовательно, расстояния, измеренные по карте, при переносе на местность должны быть увеличены в 15000 раз. Каждый сантиметр карты составляет 15000 сантиметров на местности или 150 метров. Таким образом, для карты масштаба 1:15000, 1 см на карте соответствует 150 метрам на местности, а 1 мм — 15 метрам.

Как перевести расстояние, измеренное по карте, в расстояние на местности? Очень просто. Нужно расстояние в миллиметрах умножить на 15 (вспомните, ведь 1 мм это 15 м). И тогда мы получим расстояние в метрах.

Чтобы измертить масштаб нужно выбрать на местности какой-нибудь отрезок, такой, чтобы его можно было однозначно опознать и на карте. Измерить длину отрезка на местности, затем измерить его по карте. После чего необходимо привести результаты измерения к одинаковой единице (например в мм) и разделить результат измерения по карте на результат измерения на местности. Это и будет масштаб в виде десятичной дроби.

Ну а если нужно представить измеренный масштаб в традиционном виде — то длину отрезка на местности, надо поделить на длину такого же отрезка на карте. И мы получем знаменатель масштаба — то, что пишут после единицы с двоеточием. Скорее всего, из-за ошибок в измерении масштаба число будет не круглым и его надо будет округлить до ближайшего красивого числа.

1.5. Ориентирование карты.

Наверное, самый простой из них — это использование компаса. Нужно положить компас на карту, и развернуть карту так, чтобы северная стрелка расположилась параллельно северным линиям карты. Обратите внимание на то, чтобы не перепутать север и юг.

А как же поступить, если компаса у вас нет? Существует еще один способ. Для его использования необходимо знать свою точку стояния на карте. Отыщите на местности какой-нибудь ориентир, найдите его и на карте. Затем поворачивайте карту до тех пор, пока воображаемые линии, проведенные из точки вашего стояния к этому ориентиру, не совпадут на карте и местности. Если же вы стоите на дороге, разверните карту так, чтобы эта дорога на карте стала параллельна этой же дороге на местности.

 

Умея ориентировать карту по местным предметам, можно определить направление на озеро (см. параграф1.3.), без использования компаса. Сориентировав карту по расположению дороги и домика лесника, продолжим линию, соединяющую нашу точку стояния и озеро. Эта линия и будет искомым направлением. Теперь главное -не потерять этого направления придвижении в густом бору.

Как, двигаясь без компаса по лесу, можно сохранить прямолинейность движения? В солнечный день можно запомнить угол между тенью и направлением движения. А как быть в пасмурный день?

Школьникам, изучающим геометрию, известна аксиома: «Через две точки можно провести прямую, причем только одну». Именно эта аксиома лежит в основе предлагаемого способа.

Посмотрев в направлении требуемого движения, заметим на некотором расстоянии какой-нибудь приметный ориентир — дерево, куст и т. п. Затем, смотря далее в этом же направлении, заметим еще один ориентир, лежащий на одной прямой с первым и с точкой нашего стояния. Будем двигаться вперед до первого ориентира. Дойдя до него, посмотрим через второй ориентир вперед и выберем следующий, третий ориентир. Затем дойдем до второго ориентира и так далее.

Выбор впереди себя объекта, к которому нужно двигаться — самый точный и надежный способ движения по азимуту.

Но, двигаясь по лесу, нам постоянно приходится обходить различные препятствия: деревья, муравейники, завалы. Чтобы не сойти с азимута, нужно обходить такие препятствия поочередно то слева, то справа, то есть «змейкой».

А чтобы не сбиться при обходе большого препятствия, например озера, нужно в направлении азимута засечь на противоположном берегу ориентир. Обойти озеро, дойти до этого ориентира и продолжить от него движение по азимуту.

Задания для самостоятельной работы учеников в группе.

  • На поляне или во дворе расставлено 8–12 КП. На каждом КП лежит «карта» с расположением всех КП. Нужно сориентировать карту по окружающим КП.

  • Двигаясь с одного КП на другой, нарисовать на листе бумаги расположение видимых КП относительно отрезка вашего движения.

  • КП расставлены на открытой площадке. На каждом КП — карточка, на которой изображен перегон с этого КП на следующий и северные линии. Сориентировав карточку по компасу, определить, какой пункт брать следующим. Пройти весь маршрут.

  • Аналогично предыдущему заданию. Но на карточках нет северных линий, зато указаны номера КП. Сориентировав карточку по КП, нанести на нее северные линии.

  • Выполнить те же задания в парке (лесу) на реальной карте. По мере роста уверенности соседний КП можноставить за пределами видимости.

1.6. Понятие о линейных ориентирах. Обозначение линейных ориентиров на спортивных картах.

На окружающей нас местности есть множество различных объектов. Каждый из них имеет определенное назначение. Дорога служит для передвижения транспорта и пешеходов, на полях возделывают сельскохозяйственные культуры, в домах живут люди. Нас же объекты местности интересуют, как помощники в ориентировании.

Ориентированием будем называть деятельность, направленную на определение точки своего стояния на карте, и на перемещениев заданную на карте точку местности.

Все местные предметы, изображенные на карте, будем называть ориентирами.

Среди множества ориентиров есть те, глядя на которые, мы определяем, в какой точке карты находимся. Иначе говоря, зная соответствие ориентиров на местности и на карте, мы «привязываем» свое местоположение к карте относительно видимых ориентиров.

Видимые ориентиры, позволяющие нам однозначно определить свое местоположение на карте, будем называть привязками.

Подумайте, что общего между ручьем, дорогой, опушкой леса, линией электропередачи? Все эти ориентиры содержат в своей основе линию. Можно сказать, что главной их характеристикой является длина. Линейные ориентиры оказываются наиболее удобными для ориентирования. Наверное, это происходит потому, что любой наш путь на местности также представляет собой линию.

Запомните условные знаки, обозначающие линейные ориентиры (Рис.):

Асфальтированное шоссе чаще всего является границей карты, так как  участники соревнований не должны пересекать дороги с движением автомобилей.

Следующий знак — это улучшенная не асфальтированная дорога. Она может быть покрыта булыжником или щебнем, часто имеет кюветы по краям. Такие дороги обычно ведут к лесничествам, лесным кладбищам, дачным поселкам.

Проселочная дорога или просто проселок — обычная лесная или полевая дорога без покрытия.

Тропа — пригодна для движения пешком или на велосипеде. Автомобиль по тропе проехать не сможет.

Часто бывает так, что тропинка зарастает и становится малозаметной. Такая тропинка показывается специальным знаком — исчезающая тропа. Такая тропа является очень ненадежным ориентиром.

Ручей — тоже относится к линейным ориентирам. Конечно, бежать вдоль ручья или по воде не так удобно, как по тропе. Но зато ручей является надежной привязкой.

Следующий знак на рисунке обозначает четкий контур.

Контур — это граница между различными видами растительности.

Этот знак применяется, когда на глаз легко определить, где кончается березовый лес и начинается сосновый. Или когда край поляны хорошо заметен.

ЛЭП — сокращение, обозначающее линию электропередач. ЛЭП — это столбы, на которых натянуты провода. Перемычки на условном знаке ЛЭП — места расположения столбов (опор).

Следующий знак — железная дорога. Как и шоссе, железная дорога чаще всего проходит по границе спортивной карты, но бывают и исключения.

Насыпь и канава — также являются линейными ориентирами.

Далее на рисунке показаны три вида оград: преодолимая, непреодолимая и колючая проволока. Если ограда на карте обозначена как непреодолимая, это значит, что ее запрещено пересекать, даже если забор не является для вас серьезным препятствием. Тем более не стоит пересекать колючую проволоку.

И, наконец, последний знак, показанный на рисунке, это овраг. Овраги бывают самой разнообразной формы. Овраги обозначаются на карте с помощью горизонталей, по особым правилам. Об этих правилах пойдет речь позже.

Линейные ориентиры можно условно разбить на две группы. С помощью одних можно не только ориентироваться, но и быстро передвигаться — это различные тропы и дороги. Другая группа линейных ориентиров не облегчает, а иногда даже затрудняет движение — ручей, канава, ограды.

Задания для самостоятельной работы учеников в группе.

  • Нарисуйте на карте маршрут («нитку»), проходящий по линейным ориентирам. Пробегите этот маршрут.

  • Бегите за другом по линейным ориентирам. Отслеживайте путь. Нарисуйте в карте пройденный маршрут.

  • В классе расскажите другу о своем движении по линейным ориентирам. Например: иду по дороге на север; поворачиваю на развилке направо; иду на восток по тропе до сухой канавы; двигаюсь вдоль канавы на юго-восток и т. д. Пусть ваш друг рисует маршрут с ваших слов на чистой карте. Потом поменяйтесь ролями.

  • Двигайтесь от старта, расположенного в центре карты по азимуту, пересекая линейные ориентиры. Рисуйте эти ориентиры на листе бумаги (обратите внимание на правильность отображения углов, под которыми вы пересекаете линейные ориентиры). Вернитесь на старт, пройдите теперь по другому азимуту. Примечание: если старт расположен в центре, и после выполнения каждого задания (взятия КП, движения по азимуту) нужно возвращаться на старт, такая тренировка называется «звездным ориентированием». «Звездное ориентирование» будет часто использоваться в различных тренировках.

  • В классе — перечислить линейные объекты, пересекаемые заданной прямой линией на карте.

  

 Линейные ориентиры перила за которые удобно держатся.

Однако иногда не получается точно определить место, где вы находитесь. В таком случае необходимо посмотреть на последнюю «привязку», а также внимательно поискать вокруг отчетливый ориентир. Лучшим помощником здесь выступают линейные ориентиры — это объекты, вдоль которых вы можете двигаться большой отрезок дистанции. Например, тропинки, дорожки, канавы, ЛЭП, края полей (рис.). Вдоль таких объектов легко перемещаться и их легко различить на карте  линейные ориентиры. Не зря линейные ориентиры называют «перилами, за которые удобно держаться» во время ориентирования. Менее протяженные объекты (заборы, овраги, ручьи) также хорошо различимы на карте и хорошо заметны на местности. Такие природные «подсказки» помогут вам не сбиться с маршрута(рис.). Для более опытных спортсменов хорошим ориентиром выступает даже форма рельефа (рис.). Однако здесь велик риск спутать ориентиры. Для развития навыка ориентирования необходимо чередовать теорию с практикой.

 

Применение линейных ориентиров: движение в мешок.

Это движение по азимуту к точке пересечения двух линейных ориентиров, когда один из них ограничивает отклонение вправо, а другой ограничивает уход влево. Подобный случай проиллюстрирован на следующем рисунке:

Из точки 1 необходимо попасть в точку 2 (пересечение тропы и просеки с ЛЭП). В данном случае достаточно грубо взять азимут на точку пересечения и смело бежать в этом направлении, поскольку проскочить мимо нужную точку не получиться: в любом случае Вы выйдете либо на тропу, либо на просеку (здесь главное не перепутать, и понять, что по тропе нужно идти на право, а по просеке налево) ив результате попадете на нужное вам пересечение.

1.7. Понятие о площадных ориентирах. Четкий и нечеткий контур. Обозначение площадных ориентиров на карте.

  В этом параграфе вам предстоит познакомится с еще одной группой ориентиров –площадных.

К площадным ориентирам будем относить объекты местности, в основе которых лежит площадь. Примеры площадных ориентиров — поляны, пашня, заросли, болота и т. п.

Площадные объекты также могут быть использованы в качестве привязок.  Ведь любой площадный ориентир ограничен линией. Мы говорим: «Пройдем вдоль края леса до колодца». Эта фраза — один из примеров применения площадных объектов в ориентировании. В параграфе 3 мы познакомились с другим применением площадного ориентира. Лесное озеро должно было остановить нас при движении по азимуту.

Ориентир, который можно заметить даже при отклонении от азимута, который может нас вовремя «остановить», будем называть тормозящим.

Площадные и линейные ориентиры обычно являются хорошими тормозящими ориентирами.

 

Не всегда край площадного ориентира может рассматриваться как линейный. Часто бывает так, что невозможно определить границу между различными видами растительности. Например, в березовой роще появляются отдельные сосны, затем их становится больше, и роща плавно переходит в сосновый бор. Знак четкого контура, изученный в предыдущем параграфе, применяется, когда граница хорошо заметна. Если же переход плавный, то между участками карты, раскрашенными по-разному, знак четкого контура не применяется.

Расскажем поподробнее об условных знаках, показанных на рисунке.

Нетрудно представить, как выглядят поляна, озеро и асфальтированная площадка. Знаком населенного пункта может быть обозначен дачный поселок, дом отдыха, городские кварталы и т. п. Труднопроходимый лес может затруднить ваше передвижение. Лес, проходимый в одном направлении — это деревья, растущие стройными рядами. Легко бежать вдоль «аллей» и трудно — поперек. Вырубка — участок вырубленного леса. Оставшиеся пни и сучья деревьев могут также затруднить передвижение.

Среди перечисленных знаков нет обычного, проходимого леса. Это неслучайно. Такой лес обозначается на спортивной карте белым цветом.

В отличие от спортивной, на топографической карте белым цветом обозначаются поляны и открытые пространства, а лес — зеленым.

Задания для самостоятельной работы учеников в группе.

  • Спланируйте старт в центре карты в таком месте, чтобы в разные стороны располагались участки с различной проходимостью. КП расположите по кругу на одинаковом расстоянии от старта. Засеките время движения до каждого КП и обратно. Сравните скорость прохождения.

  • Бегите по азимуту через площадные ориентиры. Рисуйте на листе бумаги цвета, соответствующие видам площадных ориентиров.

  •  

Условные знаки и обозначения растительности и различной проходимости леса на картах по спортивному ориентированию можно посмотреть на следующем изображении.



 

Чем темнее «зелёнка», тем тяжелее бежать или пролезать в буреломе.

Но рисовщики карт порою немного по разному воспринимают проходимость леса и это надо учитывать.

Обычно не существует на местности резкого перепада проходимости как на карте и это происходит плавно, поэтому часто можно не учитывать лёгкую «зелёнку».

Проходимость и видимость это порою разные вещи. При мощном низком подлеске, очень трудно бежать, хотя может быть видно далеко.

 

1.8. Понятие о точечных ориентирах. Внемасштабные объекты. Обозначение их на карте.

 

В предыдущих параграфах мы познакомились с линейными и площадными ориентирами.

Есть еще одна, большая группа ориентиров, называемых точечными (Рис.). Это многочисленные искусственные объекты — заводские трубы, водонапорные башни, обелиски, колодцы. Это отдельные камни, бугорки и микроямки. Это муравейники, корчи, пни и отдельные деревья.

Объединяет эти ориентиры то, что они не имеют ни площади, ни протяженности. Их можно представить в виде точки. Такие ориентиры менее удобно использовать в качестве привязок, они не так заметны как линейные и площадные. Исключение составляют высокие сооружения и крупные камни.

Чаще всего точечные ориентиры имеют небольшой размер — в пределах 3–8 метров в плане. Если микроямку диаметром 5 метров попытаться изобразить в мас­штабе 1:10000, то на карте она будет размером 0,5 мм. Рисо­вать и разглядывать объект таких разме­ров очень неудобно. Поэтому, применяемые для обозначения точечных объектов знаки, делаются более крупными. Например, наша микроямка будет пока­зана знаком диаметром примерно 1,5 мм.

Объекты, которые нельзя выразить в масштабе карты из-за небольших размеров, будем называть внемасштабными.

Как узнать точное местоположение нашей микроямки? Нужно найти «центр тя­жести» условного знака. Если мы установим наш знак центром тяжести на ост­рие иголки, он не упадет, а будет находиться в равновесии. Точно также опре­деляется точное местоположение других внемасштабных объектов.

Когда говорят о камнях, микробугорках и микроямках имеют в виду объекты размерами 2–8 метров (зависит от масштаба карты).

 

 

418, 419, 420 Особые объекты растительности

Использование этих знаков для показа внемасштабных объектов растительности должно быть пояснено в легенде карты.

Цвет: зелёный.

 

 

118 Особый объект рельефа

Цвет: коричневый.

 

314 Особый объект гидрографии

Знак служит для показа специальных внемасштабных объектов гидрографии. Пояснение к использованию знака должно быть данов легенде карты.

Цвет: голубой.

 

 

540 Особые искусственные объекты

Цвет: черный.

Особый объект — это интересный ориентир, для которого нет специального знака, но который автор карты решил показать. Это может быть корч, муравей­ник и т. п.

Корч — вывороченный из земли пень или дерево.

Изучая условные знаки, вы обратили внимание на то, что для их обозначения используются разные цвета.

Черный цвет — это камни и искусственные (сделанные руками человека) объ­екты — дороги, башни, строения и т. п.

Зеленый и желтый — растительность.

Синий или голубой цвет — вода.

Коричневый — рельеф.

Рельефом будем называть неровности почвы — ямы, бугры, горы и овраги.

Например, знак особого объекта, показанный зеленым цветом, будет обозначать особый объект растительности, а коричневым — особый объект рельефа.

Задания для самостоятельной работы учеников в группе.

  • Спланируйте и пробегите дистанцию со множеством КП, расположенных на то­чечных ориентирах.

  • Пусть ваши друзья спланируют вам дистанцию и заклеят кружочки КП белой бумагой. Пробегите дистанцию, нарисуйте на карте ориентиры КП.

  • Расставьте КП на точечных ориентирах. Пусть ваши друзья пробегут по этой дистанции. Поменяйтесь ролями.

1.9. Горизонталь. Бергштрих. Обозначение на карте объектов рельефа.







Настало время перейти к изучению самой интересной группы знаков — объектов рельефа. Среди объектов рельефа есть ориентиры и линейные, и площадные, и точечные.

Формы рельефа местности могут быть очень разнообразными. Невозможно предусмотреть условные знаки для всех форм рельефа, которые могут встретиться в природе. Поэтому объекты рельефа наносятся на карту особым образом.

В обозначении большей части объектов рельефа используется горизонталь.

Горизонталь — это линия карты, соответствующая определенному уровню высоты на местности.

Иногда, горизонтали называют еще «линии высот».

В  отличие от дороги так просто разглядеть или «пощупать» горизонталь нельзя. Представим, что кто-нибудь провел краской на местности линию, соответствующую горизонтали. Двигаясь вдоль этой линии, мы все время будем находиться на одной высоте, то есть не будем ни спускаться, ни подниматься. В будущем вы более подробно познакомитесь с горизонталями (линиями высот) и их свойствами. Здесь же мы будем рассматривать различные виды рельефа, как отдельные условные знаки. Во-первых, следует обратить внимание на небольшую коричневую черточку, расположенную поперек горизонтали. Это бергштрих. Бергштрих показывает направление склона. Бергштрих всегда направлен вниз по склону — посмотрите на изображение ямы. При обозначении бугра бергштрих иногда не показывают.

104 Указатель направления ската (бергштрих)

На изображении бугорка и ямки горизонталь показана пунктиром. Значит высота (или глубина) этих объектов рельефа невелика.

114 Яма

Показывается горизонталями с бергштрихами. Выделяющаяся, не попадающая в основное сечение, яма может быть показана основной горизонталью, если ее глубина не отличается больше чем на 25% от основного сечения. Маленькие или плоские ямы показываются вспомогательными горизонталями.

Цвет: коричневый.

Чем ближе горизонтали друг к другу, тем круче склон. И наоборот, чем дальше друг от друга, тем склон положе.

Высота объекта рельефа определяется числом горизонталей.

Гряда — это овраг «наоборот», то есть «вверх». Выступ и ложок составляют такую же пару, как гряда и овраг, бугор и яма. Промоина — это след от потока воды, она похожа на ложок, но ее края круты и обрывисты.

109 Промоина

Похожий на расческу знак обрыва — это горизонталь с множеством бергштрихов. Зубцы показывают вниз. Чем длиннее зубцы, тем выше лететь с такого обрыва.

106 Грунтовый обрыв

Седловина — место между двумя ямами или двумя буграми.

Некоторые другие объекты рельефа вы уже изучили, знакомясь с линейными и площадными ориентирами.

По прошествии 1–2 лет после подготовки карты, одни дорожки могут зарасти, появятся новые дорожки. На месте густого леса проделают вырубки. Поляны покроются высокой порослью. Лишь объекты рельефа, особенно крупные, не претерпят заметных изменений. Запомните, ориентирование по рельефу — самое надежное ориентирование.

Задания для самостоятельной работы учеников в группе.

  • Пробегите на пересеченной местности участок, не спускаясь и не поднимаясь, т. е. двигаясь по одной горизонтали («траверсирование»).

  • Двигаясь по азимуту или дороге, расставьте бергштрихи на пересекаемых горизонталях. (Карту с горизонталями без бергштрихов нужно подготовить заранее).

  • Пробегите несколько перегонов по карте, на которую нанесен только рельеф.

  • Подберите из нескольких фрагментов карты такой, что изображает объект рельефа заданной формы.

  • Подберите из различных изображений объектов рельефа, соответствующий изображенному на фрагменте карты.

 

  

Формы земной поверхности

(топографическая карта)






Комплекс упражнений для развития памяти и внимания:

1. “Мозаика” - карту разрезать на части, для новичков - на крупные фрагменты, для более опытных - на мелкие, задание – сложить карту, на время или в эстафете.

2. «Кубики» Участнику показывается картинка с фигурой (флаг, дом, цветок), которую необходимо воспроизвести по памяти из 9 кубиков.

3. «Мемори» Набор парных карточек раскладывается на столе в произвольном порядке рисунком вниз в виде геометрической фигуры. Участники поочередно открывают по две карточки за ход. Если участник угадал пару, то получает дополнительный ход. Задача игры: запоминать расположение карточек и набрать наибольшее количество пар.

4. Упражнение «Муха» (можно выполнять в классе или во время бега) Для этого упражнения требуется доска с расчерченным на ней девятиклеточным игровым полем 3Х3 и небольшая присоска (или кусочек пластилина). Присоска выполняет роль "дрессированной мухи". Доска ставится вертикально и ведущий объясняет участникам, что перемещение "мухи" с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд ("вверх", "вниз", "вправо" и "влево") "муха" перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение "мухи" - центральная клетка игрового поля. Команды подаются участниками по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещениями "мухи" не допустить ее выхода за пределы игрового поля. После всех этих разъяснений начинается сама игра. Она проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет перед собой. Если ктото теряет нить игры или «видит», что «муха» покинула поле, он дает команду «СТОП», и возвращает «муху» в центральную клетку - игра начинается сначала. «Муха» требует от участников постоянной сосредоточенности.

5.«Перевертыши» (можно выполнять в классе или во время бега). На картонной основе наклеены фрагменты спортивной карты. С обратной стороны наклеена цельная карта с большим количеством КП, не соединенных линиями. Участник запоминает один фрагмент и старается как можно быстрее отыскать его глазами на обратной стороне картонной основы.

6. На местности устанавливаются КП. На старте вывешивается контрольная карта с нанесенными КП. Запомнив месторасположения КП на контрольной карте, спортсмен находит «по памяти» КП на местности. Не возбраняется запоминать месторасположения сразу несколько КП. Нельзя пользоваться компасом. При необходимости можно возвращаться к контрольной карте.

7. На старте висит карта с нанесенным местом расположения старта и КП 1, на КП 1 висит карта с нанесенным местом расположения КП-1 и КП-2, на КП2 на карту нанесен КП 2 и КП 3 и т.д. На старте, запомнив местоположение КП 1, находим его на местности, запомнив по карте КП 2, находит его и т.д. Количество КП-10.

8. На старте висит карта с нарисованным путем движения от старта до точки А. В точке А находится карта с нанесенным маршрутом до точки Б и т.д. В случае правильного прохождения маршрута с места старта до точки А, то на пути будут оставленные на местности КП. Найденные при выполнении задания КП участник после финиша наносит на чистую карту.

9. На участке площадью 100 х 200 м установлены 20 КП на точечных ориентирах. Постарайтесь найти их на местности как можно больше за установленное контрольное время. Найдите и нанесите местоположение КП на карту.

10. Пройти дистанцию по письменному заданию. Например: пробежать по дороге 200 м, затем свернуть направо и по ручью пройти 150 м и в лощине стоит КП.

























Приложение













Список использованной литературы


1. Огородников Б.И., Моисеенков А.Л., Приймак Е.С. Сборник задач и упражнений по спортивному ориентированию. – М.: Физкультура и спорт, 1980.


2.– Васильев Н.Д., Рожнов A.B. Характеристика соревновательной деятельности в спортивном ориентировании //Теория и практика физической культуры.-1989.


3.Чехина В.В. Динамика совершенствования памяти в процессе многолетней тренировки спортсменов-ориентировщиков: Метод. рекомендации. М., 1995.


4. Воронов Ю.С. Тесты и занимательные задачи для юных ориентировщиков./Учебное пособие. М.,1988.

 
5. Лосев А.С. Тренировка ориентировщиков-разрядников. – М.: Физкультура и спорт, 1984.  


6. Пронтишева Л.Истоки мастерства. М.: О-Вестник, 1990.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Методическое пособие по спортивному ориентированию.

Автор: Туралиева Юлия Викторовна

Дата: 30.01.2020

Номер свидетельства: 537883

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "План-конспект по Военной топографии. Тема: "Ориентирования на местности без карты"."
    ["seo_title"] => string(86) "plan-konspiekt-po-voiennoi-topoghrafii-tiema-oriientirovaniia-na-miestnosti-biez-karty"
    ["file_id"] => string(6) "306034"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458040500"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Рабочая программа спортивных игр "Баскетбол" "
    ["seo_title"] => string(48) "rabochaia-proghramma-sportivnykh-ighr-baskietbol"
    ["file_id"] => string(6) "205410"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1429880778"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Конспект учебно-тренировочного занятия по спортивному ориентированию (методическое пособие) "
    ["seo_title"] => string(104) "konspiekt-uchiebno-trienirovochnogho-zaniatiia-po-sportivnomu-oriientirovaniiu-mietodichieskoie-posobiie"
    ["file_id"] => string(6) "173766"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1424021392"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Современные подходы к организации физкультурных занятий с дошкольниками"
    ["seo_title"] => string(80) "sovriemiennyie-podkhody-k-orghanizatsii-fizkul-turnykh-zaniatii-s-doshkol-nikami"
    ["file_id"] => string(6) "267053"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450285848"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Внеурочная деятельность – это мир творчества "
    ["seo_title"] => string(49) "vnieurochnaia-dieiatiel-nost-eto-mir-tvorchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "190520"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427188385"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства