kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методический продукт.Тренинг – обучающая игра на уроках словесного цикла

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Тренинг - один из самых актуальных сегодня видов экспресс-обучения.

            Что такое тренинг и зачем он нужен?

Давайте подробнее узнаем, что же такое тренинг, и какими они бывают. Что такое тренинг?

Тренинг – это одна из современных форм интенсивного обучения.

Отличие от семинаров и обычного обучения

Тренинг является отдельной формой образовательного процесса, его особенностью является высокая интенсивность проведения занятий и использование разных способов достижения заявленного результата прямо в ходе занятий.

Технология уроков-тренингов была адаптирована для учащихся начальных классов в 1996 г. учителями г. Москвы И.Е.Куликовой, Н.А. Итатиной, О.Б. Калининой.

Основной формой организации учебно-познавательной деятель­ности учеников в деятельностном подходе является коллективный диалог. Именно через коллективный диалог осуществляется общение “учитель-ученик”, “ученик-ученик”, при котором происходит усвое­ние учебного материала на уровне личностной адаптации. Диалог может простраиваться в парах, в группах и в целом классе под руко­водством учителя. Таким образом, весь спектр организационных форм урока, разработанный сегодня в практике обучения, может эффективно использоваться в рамках деятельностного подхода.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методический продукт.Тренинг – обучающая игра на уроках словесного цикла»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №11 города Макеевки»






Тренинг – обучающая игра на уроках словесного цикла











Учитель русского языка

и литературы

Юдина Татьяна Леонидовна














Тренинг - один из самых актуальных сегодня видов экспресс-обучения.

Что такое тренинг и зачем он нужен?

Давайте подробнее узнаем, что же такое тренинг, и какими они бывают. Что такое тренинг?

Тренинг – это одна из современных форм интенсивного обучения.

Отличие от семинаров и обычного обучения

Тренинг является отдельной формой образовательного процесса, его особенностью является высокая интенсивность проведения занятий и использование разных способов достижения заявленного результата прямо в ходе занятий.

Технология уроков-тренингов была адаптирована для учащихся начальных классов в 1996 г. учителями г. Москвы И.Е.Куликовой, Н.А. Итатиной, О.Б. Калининой.

Основной формой организации учебно-познавательной деятель­ности учеников в деятельностном подходе является коллективный диалог. Именно через коллективный диалог осуществляется общение “учитель-ученик”, “ученик-ученик”, при котором происходит усвое­ние учебного материала на уровне личностной адаптации. Диалог может простраиваться в парах, в группах и в целом классе под руко­водством учителя. Таким образом, весь спектр организационных форм урока, разработанный сегодня в практике обучения, может эффективно использоваться в рамках деятельностного подхода.

Урок-тренинг

Это урок активной мыслеречевой деятель­ности учащихся, формой организации которого является групповая работа.

Тренинги могут быть использованы при изучении нового мате­риала, закреплении пройденного. Однако особую целесообразность их использования при обобщении и систематизации знаний учащихся.

Проведение тренинга — дело непростое. От учителя требуется осо­бое мастерство. На таком уроке учитель — дирижер, задача которого умело переключать и концентрировать внимание учащихся.

Главным действующим лицом на уроке-тренинге является ученик.

Урок-тренинг – форма организации учебной деятельности учащихся на основе процесса отработки определенных действий и закрепления учебного материала.

Цель этой технологии – приобретение учащимися определенных умений и навыков при помощи неоднократного повторения одних и тех же знаний или действий.

Урок – тренинг отвечает всем требованиям современного урока. Урок опирается на следующие принципы:

  • Личностно ориентированный принцип.

  • Здоровьесберегающий принцип.

  • Деятельностно-ориентированный принцип.

  • Проблемно-диалогический принцип.

  • Урок – тренинг – это такая форма учебной деятельности, которая способствует формированию личностных и метапредметных результатов.

Структура уроков-тренингов

1. Постановка цели.

Учитель вместе с учащимися определяет основные цели урока. Каждый урок имеет эпиг­раф, слова которого раскрывают свой особый смысл для каждого толь­ко в конце урока. Чтобы понять их, нужно “прожить” урок.

Мотивация на работу подкрепляется в ресурсном круге. Дети вста­ют в круг, берутся за руки. Задача учителя, чтобы каждый ребенок почувствовал поддержку, доброе отношение к нему.

2.Самостоятельная работа. Принятие собственного решения.

Каждый ученик получает карточку с заданием. В задании вопрос и три варианта ответов. Правильным может быть один, два, а могут быть и все три варианта. Выбор скрывает возможные типичные ошиб­ки учащихся.

Перед тем как приступить к выполнению заданий, дети прогова­ривают “правила” работы, которые помогут им организовать диалог. В каждом классе они могут быть разными. Вот один из вариантов: “Каждый должен высказаться и выслушать каждого”. Проговаривание этих правил в громкой речи помогает создать установку на участие в диалоге всех детей группы.

На этапе самостоятельной работы ученик должен рассмотреть все три варианта ответов, сравнивая, сопоставляя их, сделать выбор и подготовиться к объяснению своего выбора товарищу: почему он счи­тает так, а не иначе. Для этого каждому необходимо покопаться в ба­гаже своих знаний. Знания, полученные учащимися на уроках, выстраиваются в систему и становятся средством для доказательно­го выбора. Ребенок учится осуществлять систематический перебор вариантов, сравнивать их, находить оптимальный вариант.

В процессе этой работы происходит не только систематизация, но и обобщение знаний, так как изученный материал выделяется в отдель­ные темы, блоки, происходит укрупнение дидактических единиц.

3. Работа в парах .

При работе в группе каждый ученик должен объяснить, какой вариант ответа он выбрал и почему. Работа в парах требует от каждого ребенка активной речевой деятельности.

Важным моментом этого этапа является принятие группового решения. Сам процесс принятия такого решения способствует кор­ректировке личностных качеств, создает условия для развития лич­ности и группы.

4. Выслушивание классом различных мнений

Предоставляя слово для высказывания различным группам уча­щихся, учитель имеет прекрасную возможность отследить, насколь­ко верно сформированы понятия, прочны знания, насколько хорошо дети овладели терминологией, включают ли ее в свою речь.

Важно так организовать работу, чтобы учащиеся сами смогли ус­лышать и выделить образец наиболее доказательной речи.

5. Экспертная оценка.

После обсуждения учитель или учащиеся озвучивают верный ва­риант выбора.

6. Самооценка

Ребенок учится сам оценивать результаты своей деятельности. Этому способствует система вопросов:

— Внимательно ли ты слушал товарища?

— Смог ли доказать правильность своего выбора?

— Если нет, то почему?

— Что получилось, что было трудно? Почему?

— Что нужно сделать, чтобы работа была успешной?

Учащиеся открывают новую карточку с заданием, и работа вновь идет по этапам — от 2 к 6.

Всего тренинги включают от 4 до 7 заданий.

7. Подведение итогов.

Подведение итогов проходит в ресурсном круге. Каждый имеет возможность высказать (или не высказать) свое отношение к эпигра­фу, как он его понял. На этом этапе происходит раскрытие “тайны слов” эпиграфа. Этот прием позволяет учителю выйти на проблемы нрав­ственности, взаимосвязи учебной деятельности с реальными пробле­мами окружающего мира, позволяет учащимся воспринять учебную деятельность как свой социальный опыт.

Уроки-тренинги позволяют развиваться учащимся в деятельности, учат искать, добывать знания, сравнивать, группировать, классифицировать благодаря представленной им свободе для самовыражения.

Технологию урока-тренинга можно применять не только на обобщающих уроках по математике и русскому языку, но и на уроках окружающего мира, литературного чтения, истории.

Творческий подход учителя к проведению данного типа уроков сможет помочь раскрыть индивидуальные способности, качества и таланты каждого учащегося

Тренинг – обучающая игра на уроках русского языка, способствующая формированию навыков коммуникативного общения, развитию творческого воображения, связной устной и письменной речи учащихся.

Виды тренингов: фонетические, лексические, синтаксические – позволяют осуществлять мониторинг формирования у учеников понятий, представлений в тех или иных жизненных ситуациях. Тренинги учат сопоставлять, анализировать, делать выводы, они включены в тематические блоки языкового материала и отдельные уроки речевой деятельности. Особую популярность у детей приобрели тренинги воссоздающего воображения, например: зрительные – увидеть уходящую зиму; слуховые – услышать шум дождя; визуальные, тактильные – ощутить наощупь колосок ржи, арбуз.

I. Тренинг ассоциативного мышления.

1. Составить ассоциативный ряд со словом.

2. Выполнить анализ ассоциативных рядов: слово – понятие, слово – метафора – золотые руки, золотые волосы, золотая пора.

3. Описать свои ассоциации, связанные со словом-понятием.

4. «Поиск общего». Найти и записать.

5. «Исключение лишнего». Исключить и объяснить.

6. «Поиск противоречивых предметов». Выбрать и объяснить.

7. «Правда-неправда». Указать правильные ответы.

8. «Поймай ошибку». Найти ошибку и записать в исправленном виде.

9. «Отодвинутая отгадка». Поставить проблему, через время получить ответ.

10. «Привлекательная цель».

11. «Восстановить последовательность».

12. «Не в своих санях». Исключить несоответствие.

13. «Моментальное фото». Запомнить-воспроизвести.

14. «Пересказ». Повторить первую фразу, сосед вторую и т д, кому не удается-выбывает.

15. «Мозаика». Составить слово, словосочетание, предложение.

16. «Да и нет».

17. «Добавь слово».

18. «Внимательный ли ты читатель?»

19. Выстроить логический ряд.

20. «Построить цепочку из слов»

II. Тренинги воссоздающего воображения.

Визуального (зрительного):

Задание 1.

Предстаыьте, что будет дальше (домысливание образов, действий)

«Что увидел-разрисуй»

«Своя опора»

«Представь и опиши».

Для учащихся с недостатками слуха очень трудна работа по составлению описаний и требует предварительной словарной работы.

Опишите так, чтобы читатели «увидели» … (цветущее дерево, закат и т.д.).

Образец ответа:

ЦВЕТУЩЕЕ ДЕРЕВО

Издалека видно пятно разной цветовой гаммы. Преобладают цвета: белый, зеленый, желто-красный. Но больше зеленого и белого. Подойду поближе. Видны гладкие, спелые завязи плодов, из них вырастут яблоки с румяным бочком, так и хочется почувствовать уже сейчас сладковато-кислый вкус сочной мякоти. Ветви высокие, широко раскинулись. Внизу под ветвистой яблоней лежит густая тень.

Слухового:

Задание 1:

Опишите так, чтобы читатели «услышали» … (шум падающего дождя, падающего листа, полет стрекозы, парада и т.д.), используя прием звукозаписи.

Образец ответа:

ШУМ ПАДАЮЩЕГО ДОЖДЯ

Блестящие капли, как слезы радости, закапали быстро, безудержно. При ударе о землю они издают звук, напоминающий звон стекла при ударе бокалов друг о друга. Кап-кап, дзень-дзень, хлоп-хлоп. Монотонный звук, ритмичный, иногда усиливающийся, но сразу затихающий и опять с равными промежутками: тук- тук- тук- тук.

Задание 2:

Создайте эвфонический пейзаж («У моря», «В пустыне» и т.д.)

Образец ответа:

У МОРЯ

Волна лениво набегает на берег, падает с шумом, пенясь на скалы. За ней – другая, наползает на первую, шипит, злится: «Зз- закрою, з-закрою, --залезай в пещеру». А третья шипит: «Не ш-шумите, тише-ша, не шуршите». Четвертая бормочет: «Бр-бр, холодно, бросьте, не бродите, берите меня с собой». Все вместе потом дружно отступают назад, в море, давая дорогу другим.

Тактильного (осязательного).

Задание:

Опишите так, чтобы читатели ощутили (наощупь) колосок ржи, арбуз, кирпич и т.д.

Образец ответа

КОЛОСОК РЖИ

Что-то шершавое, колючее коснулось моих пальцев. Сразу больно, потом пальцы привыкли к острому ощущению, поползли вверх по колоску. Зернышки упрятаны в тугие плотные мешочки, но такие тонкие, что чувствуешь каждое зернышко. Всех их 16 штук. Колючие усики на конце каждого мешочка напоминают маленькую кисточку для краски, помазок, а щетинки – щеточку для бритья. Содержит колосок 16 зернышек, тонких, но стебелек упругий.

Чувственного (обонятельного).

Задание:

Опишите так, чтобы читатели почувствовали запах сырой земли, сирени, свежеиспеченного хлеба, свежескошенного сена и т.д.

Образец ответа

ЗАПАХ СЫРОЙ ЗЕМЛИ

Слышу запах, похожий на запах прелости, смешанный со свежим запахом только что натертого на терке сырого картофеля. Густой, напоенный запахом свежей травы, благоухающих цветов.

II. Тренинг ассоциативного мышления

Задание 1:

Составьте ассоциативный ряд со словом (детство, весна и т.д.)

Образец ответа:

ДЕТСТВО

Колыбель, слюнявчик, ребенок, игрушка, велосипед, веселье, первый шаг, первое слово, первое сентября, подружка, бабушка, ее пироги.

Задание 2:

Ситуация «в цирке»

- составить ассоциации «в цирке»;

- приготовить диалог «в цирке»;

- выполнить коммуникативно-ситуативное упражнение (один из ребят потерял билет: домысливание действий);

Беседа (оценить ситуацию, составить цепочку из слов);

Ситуации для проведения тренингов:

- Познакомиться с человеком и узнать о нем;

- Маленький ребенок плачет;

- Вас сильно толкнули в транспорте, оглянувшись, вы увидели пожилого человека;

- После долгой разлуки вы встретили друга;

- Незнакомый человек и вы хотите познакомиться, потому что он вам понравился…


Тренинги на уроках литературы.


6 класс

Г.Х. Андерсен «Снежная королева»

Представь себя в роли Герды. Расскажи, какие герои встретились на твоем пути во время в поисках Кая и при каких обстоятельствах?

Расскажи, какие правила поведения составили бы для маленькой разбойницы, запишите их.

Иван Сергеевич Тургенев «Муму».

Представить, как бы ты поступил на месте Герасима? Расскажи о тяжёлой жизни крестьян в имение Тургеневых во времена крепостного права.

Устное народное творчество

Представить, что мама оставила тебя дома с братом. Тебе нужно его уложить спать. Какую колыбельную ты ему поставишь?

Представить, что твой друг человек который не держит слово. Охарактеризуй его, подбирая подходящие пословицы и поговорки.

Александр Пушкин «Сказка о мертвой царевне»

Представить другие сказки, где есть сюжеты с героями: мачеха и падчерица. Назови их. Что общего и в чем разница?

7 класс

Роберт Брэдбери «Улыбка»

Представить, что ты как и герои катался на земле. Опиши свои действия и чувства.

Александр Пушкин «Зимнее утро».

Пушкин - мастер пейзажа. Опишите картины природы, читая стихотворение.

8 класс

Александр Сергеевич Пушкин, биография.

Вы- видеограф Пушкина. В своей книге вы пишите о друзьях Александра Сергеевича. Поделитесь своими мыслями.

Вас пригласили на школьный вечер, посвященный Пушкину. Расскажите о друге Пушкина.

Николай Васильевич Гоголь «Тарас Бульба»

Представить себя Андрием. Что ты скажешь в свое оправдание? Представить себя Остапом. Сможешь ли оправдать брата?

Артур Конан Дойл «Голубой карбункул»

Представить себя детективом. На какие места в тексте вы обратили бы внимание?

9 класс

Басе «хокку»

Японские хокку близки искусству живописи. Написать одну хокку.

Николай Васильевич Гоголь «Ревизор»

Вы гуляете По улицам города N. Вас принимают за ревизора. Объяснить, что вы не тот за кого вас принимают.

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Представить картину «Екатерина» В. Боровиковского и Пушкинскую Екатерину. Кто из них красивее? Почему?

10 класс

Николай Васильевич Гоголь «Шинель», «Мертвые души»

Придумать, как выглядел бы памятник Гоголю, если делали бы его вы.

Представить, что тебе нужно найти, кто распустил слух о сумасшествии Чацкого. Как бы ты это сделал?

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

Вам дали задание составить путеводитель по местам, где происходили события в романе с возможными иллюстрациями. Каковы его признаки?

Д. Алигьери «Божественная комедия»

Машина времени перенесла вас в эпоху Возрождения во Флоренции. Там вы встретились с своим сверстником. Что он вам рассказал бы?

Играя, говорим

6класс

Марк Твен «Приключения Тома Сойера»

Написать диалог- признание Тома и Бекки.

7 класс

И.А. Крылов Басни

Прогуляйся по парку и расскажи каким ты видишь памятник Крылову? Строки каких басен ты вспоминаешь? А.С. Пушкин «Няне»

Ты рисуешь портрет Арины Родионовны. Какие строки тебе в этом помогают?

Д. Дефо «Жизнь и удивительные Приключения Робинзона Крузо»

Ты – Робинзон. Поделись впечатлениями.

М.Л. Лермонтов «Песня про царя Калашникова»

Вы игрок клуба знатоков. Задание: описать эпоху правления Ивана Грозного описанного произведении

8 класс

Былины

Вы любитель гороскопов и узнали, что в прошлой жизни были богатырем. Рассказать, в какое время и в каком месте происходили события в былине Илья Муромец



Нетрадиционные уроки, необычные по замыслу и организации, нравятся учащимся больше, чем обычные уроки со строгой структурой и установленным режимом работы. Ко многим из таких уроков заранее готовится не только учитель, но и весь класс, а иногда и родители.

Опыт работы показывает, что уроки- тренинги способствуют появлению качественно нового типа знаний, находящего выражение в общенаучных понятиях, категориях, подходах. Поэтому необходимо сперва обратиться к тем самым «ключевым» моментам, которые помогают учителю создать увлекательный урок. Чтобы они принесли пользу, надо знать, в какой клеточке урока что уместно, а что - нет, как соединить привычное с непривычным. Необходимы и многие другие умения: демонстрировать детям свое полное к ним доверие, помогать в формулировании и уточнении целей и задач, организовывать сообщение нового материала в форме увлекательного диалога, саморефлексию достигнутого и действий детей, не нарушать единство логической структуры урока, исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению и т. д. Эти умения приходят тогда, когда учитель стремится создать что-то новое на уроке.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Методический продукт.Тренинг – обучающая игра на уроках словесного цикла

Автор: Татьяна Юдина

Дата: 30.11.2022

Номер свидетельства: 618791


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства