Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по организации коррекционно-развивающих занятий предметной направленности с обучающимися с ОВЗ.»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Екатеринбургская школа-интернат для детей, нуждающихся в длительном лечении»
Вандышева А.В., учитель-логопед
Методические рекомендации по организации коррекционно-развивающих занятий предметной направленности с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью в процессе внеурочной деятельности
Целью проведения коррекционно-развивающих занятий предметной направленности является устранение учебных затруднений обучающихся в освоении содержания учебных предметов и формирование комплекса основных умений, составляющих основу познавательных процессов и регулятивных действий.
Коррекционно-развивающие занятия предметной направленностипроводятся в школе-интернате в рамках реализации программы коррекционной работы во внеурочной деятельности.
Объем часов, отводимых на занятия, определяется для каждого обучающегося индивидуально с учетом его особенностей и потребностей.
Коррекционно-развивающие занятия предметной направленности обеспечивают решение следующих задач коррекционной работы с обучающимися с ОВЗ:
1. Устранение типичных ошибок, допускаемых обучающимися при выполнении определенных учебных действий, заданий по отдельным обязательным учебным предметам.
2. Закрепление умений выполнения учебных действий по наиболее сложным темам обязательных учебных предметов.
3. Пропедевтика изучения новых, сложных тем при освоении обязательных учебных предметов.
4. Обучение переносу формируемых или сформированных умений в новые ситуации для решения новых групп учебно-познавательных и учебно-практических задач.
5. Формирование и развитие универсальных учебных действий на материале обязательных учебных предметов.
6. Компенсация нарушенных психических функций, т.е. поиск и/или выстраивание новых межсистемных связей между полностью или относительно сохранными высшими психическими функциями.
7. Восполнение пробелов предшествующего обучения, т.е. пробелов как в организации образовательной деятельности, так и в реализации коррекционной работы.
Для преодоления недостатков в сфере умений учебной деятельности занятия могут быть направлены на формирование:
умений ориентироваться в задании, представленном в наглядной форме;
умений вычленять в задании содержащуюся в нем задачу, которую предстоит решить;
умений устанавливать последовательность действий по выполнению задачи;
умений подчинять свои действия заданной системе требований, алгоритму, плану деятельности;
умений удерживать в процессе деятельности программу выполнения задания, представленную в устной форме и других.
Для оптимизации учебной деятельности обучающихся формирование комплекса перечисленных умений является решающим и обеспечивает успешное освоение содержания обязательных учебных предметов.
Коррекционно-развивающие занятия предметной направленности для устранения имеющихся учебных затруднений обучающихся проводятся учителями-предметниками. Важно, чтобы эти занятия проводил именно учитель, преподающий данный предмет в соответствии с учебным планом. Это позволит обеспечить единые требования к обучающимся и системную работу с ними.
Успешность коррекционно-развивающего занятия во многом зависит от соблюдения учителями логики построения каждого занятия, позволяющего целенаправленно отрабатывать на протяжении одного занятия одно умение в проблемной области развития обучающегося, работать на протяжении занятия над устранением только одного учебного затруднения.
Структура коррекционно-развивающего занятия предметной направленности (автор Гладкая В.В.):
Тема занятия. Выбирается именно та тема, в которой обучающиеся испытывают наибольшее количество затруднений по тому или иному учебному предмету. В теме обычно содержится указание на то обобщенное умение, над формированием которого планируется работать на данном занятии, а также на протяжении нескольких последующих занятий.
Задачи занятия. Определение задач занятия является одним из наиболее значимых процессов, т.к. именно от задач будет зависеть отбор его содержания и методически приемов.
Вводная часть – является важным моментом работы с группой, так как позволяет обеспечить мотивационный настрой обучающихся на занятие и принятие ими цели деятельности.
Основная часть – включает в себя совокупность упражнений и приемов, направленных на решение задач занятия.
Заключительная часть позволяет провести анализ и оценку успешности достижения цели, определить перспективы последующей работы, обобщить изученное.
Представленная структура занятий является единой как для коррекционно-развивающих занятий общеразвивающей направленности, так и предметной направленности, а также как для обучающихся начальной школы, так и для обучающихся, получающих основное общее образование. Реализация единого подхода в проведении коррекционно-развивающих занятий общеразвивающей и предметной направленности будет способствовать формированию у обучающихся с ОВЗ умений в сфере общего развития, универсальных учебных действий, предметных знаний и умений.
Рассмотрев структуру коррекционно-развивающего занятия предметной направленности можно сделать вывод о том, что, качество образовательных достижений обучающихся с ОВЗ будет зависеть от организационных форм преодоления учебных затруднений, а также от содержания коррекционно-развивающей деятельности.