Методическая разработка вводного занятия по хореографии на тему: «Путешествие в страну танцев» (для детей 7-8 лет)
Методическая разработка вводного занятия по хореографии на тему: «Путешествие в страну танцев» (для детей 7-8 лет)
В данной методической разработке представлен конспект занятия по хореографии на тему: «Путешествие в страну танцев» для детей 7-8 лет. Данное учебное занятие является вводным в образовательную программу дополнительного образования детей. Программа является авторской, но не исключена возможность проведения данного занятия при работе по другой программе хореографической направленности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка вводного занятия по хореографии на тему: «Путешествие в страну танцев» (для детей 7-8 лет)»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Радищевская детская школа искусств
Методическая разработка вводного занятия по хореографии на тему:
«Путешествие в страну танцев»
(для детей 7-8 лет)
Автор-составитель:
Гаврилова людмила Юрьевна
г.Богородск 2017г.
Содержание
Краткая аннотация
Введение
Основная часть
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Приложение 1 (Компьютернаяпрезентация)
Приложение 2 (Музыкальныйматериал)
Приложение 3(Фотографии)
Краткая аннотация
В данной методической разработке представлен конспект занятия по хореографии на тему: «Путешествие в страну танцев» для детей 7-8 лет. Данное учебное занятие является вводным в образовательную программу дополнительного образования детей. Программа является авторской, но не исключена возможность проведения данного занятия при работе по другой программе хореографической направленности.
Данная методическая разработка предназначена для педагогов- хореографов и может быть использована не только как вводное занятие в программе дополнительного образования детей, но и как самостоятельное занятие для учеников 1-2 классов среднеобразовательной школы в процессе внеурочной деятельности.
Введение
Искусство танца — великолепное средство воспитания и развития маленького человека. Оно обогащает духовный мир, помогает ребенку раскрыться как личности. Органическое соединение движения, музыки, игры формирует атмосферу положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребенка, делают его поведение естественным и красивым. Танцы — это также отличный способ укрепить здоровье. Плавные и экспрессивные движения распрямляют позвоночник, укрепляют мышцы и улучшают осанку.
Танцевальный мир многообразен, существует огромное множество различных танцевальных направлений, течений, каждое из которых имеет свою особую технику исполнения. Но любой танец начинается с некоторого набора элементарных знаний о позиции рук и ног, различных растяжках и разминках, разогревающих мышцы.
Занятие «Путешествие в страну танцев» создано именно для того, чтобы подготовить детей к овладению искусством танца, заинтересовать их этим прекрасным миром красоты и гармонии. На занятии дети имеют возможность не только узнать новую для себя информацию об особенностях хореографического искусства, но и попробовать себя, свое тело в исполнении некоторых движений из разных танцевальных направлений.
Данное учебное занятие ориентировано на детей в возрасте 7-8 лет. Этот возраст совпадает с началом обучения в школе, это ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится
«общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку, именно поэтому в этом возрасте очень важны групповые занятия. Для детей данной возрастной категории характерны подвижность, любознательность, эмоциональность, подражательность, неумение долго концентрировать
внимание. Они высоко восприимчивы, отзывчивы и доверчивы. Поэтому их легко вовлечь в любую деятельность в процессе игры.
Основная часть Тема занятия: «Путешествие в страну танцев»
Цель: Пробудить творческий интерес обучающихся к постижению основ танцевального искусства.
Задачи:
Образовательные:
Расширить знания учащихся о хореографии;
Научить слушать и слышать музыку и передавать ее через движения;
Ознакомить учащихся со спецификой русского-народного, классического и эстрадного танцев.
Формировать культуру общения и уважительного отношения друг к другу.
Тип занятия: Изучение нового материала и первоначальное формирование умений и навыков.
Форма организации учебного занятия: Коллективная игра-путешествие в
«Страну танцев».
Технологические особенности:
Для проведения данного занятия необходимо просторное хорошо освещенное помещение.
Оборудование и материалы:
для педагога: ноутбук, мультимедийный проектор, демонстрационный экран, музыкальный центр, компьютерная презентация (Приложение1), диск с музыкальным материалом (Приложение 2), ширма, кукла на руку, разноцветные метки, атласная лента радужного цвета, значки с улыбками, значок с именем педагога (Приложение3).
для детей: лавочка, разноцветные значки с именами (Приложение3).
Особенности роли педагога:
На данном занятии педагогу необходимо вовлечь детей в игровой процесс. Создать атмосферу творческого единения педагога с детьми.
В проведении занятия «Путешествие в страну танцев» необходима помощь учениц из старшей группы студии, либо других людей, для озвучивания наручной куклы «Танцульки» и для воспроизведения музыки и компьютерной презентации.
Подготовительная работа:
Изучение литературы по хореографическому искусству;
анализ отобранной информации;
подбор музыкального материала;
создание компьютерной презентации « Путешествие в Страну танцев»;
подготовка меток в форме ромашек из цветного картона, разноцветных значков с именами детей (можно использовать бэйджи), атласной
ленты радужного цвета длинной примерно 4м., куклы-девочки на руку и театральной ширмы.
Подготовка помещения:
Необходимо заранее распланировать пространство зала, в котором будет проводиться занятие, выбрав сторону, где будет находится педагог, соответственно в противоположной стороне будут находиться дети. Напротив педагога на расстоянии примерно 4м. ставится лавочка. Перед лавочкой вдоль нее приклеивается на скотч атласная лента. Между местом педагога и атласной лентой наклеиваются цветные метки (цветочки) в шахматном порядке, при этом расстояние от места педагога и ближайшей метки не должно быть менее 1м. Справой стороны от педагога стоит демонстрационный экран, рядом с ним театральная ширма. Необходимо учесть, что дети должны без труда видеть все происходящее, а не рассредоточивать свое внимание по сторонам, поэтому экран, ширма и педагог должны находиться в непосредственной близости друг от друга.
Хронометраж занятия:
Продолжительность занятия: 45 минут.
Организационный момент (5 мин.)
Основная часть (35 мин.)
Подведение итогов занятия (5 мин.)
Ход занятия
Организационныймомент
На экране изображение (слайд1). В углу стоит театральная ширма. На полу приклеены на скотч атласная лента и бумажные цветочки.
Вход детей в зал под музыку (трек 1). Детям заранее раздаются значки с именами.
Педагог: Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех видеть. Сегодня нас с вами ждет небольшое приключение, но прежде чем его начать, я попрошу вас встать в одну линию, на нашу веселую радугу. (Педагог показывает на атласную ленту. Дети строятся в шеренгу). Молодцы, ребята. Я хотела бы задать вам один вопрос: Вы танцевать любите? (Дети отвечают). Поднимите руку, кто любит танцевать! Молодцы, вижу, что все любят! Я тоже очень люблю танцевать! А ведь желание танцевать — это самое главное, что нам сегодня пригодиться на занятии, но не единственное, еще нам понадобиться хорошее настроение. Надеюсь, у всех оно с собой, дома никто не забыл? Сейчас проверим! Если у вас хорошее настроение, то по моей команде вы дружно хлопайте. Ну а если плохое, то соответственно топаете. Итак, как ваше настроение?! (Дети хлопают). Молодцы! Вижу, что у всех хорошее настроение, думаю, что к концу занятия оно станет еще лучше!
Сегодня на нашем уроке мы с вами познакомимся с миром танцев и убедимся на сколько этот мир красочен, разнообразен и интересен. А также поговорим о том, что же такое танец, познакомимся с некоторыми танцевальными направлениями и даже разучим некоторые движения из разных танцевальных областей. (Слайд 2).
Ну что готовы? (Дети отвечают).
Но для начала, давайте поднимем правую руку вверх. Молодцы. А теперь этой рукой найдите у себя на груди значок с вашим именем. Нашли?
Дети: Да!
Педагог: Умнички! Теперь будем считать, что мы с вами познакомились, ведь я вижу, ваше имя, а вы мое (педагог показывает на свой значок с именем). Обратите внимание, что ваши значки разного цвета. У каждого свой. А также у нас на полу находятся цветочки разного цвета. Сейчас каждый из вас должен найти свой цветочек, цвет, которого совпадает с цветом вашего значка. Посмотрите еще раз на свой значок и вставайте на цветок такого же цвета. (Слайд 3, трек 2).
Дети ищут свои места.
Педагог: Нашли? Молодцы. Т-сс! Ребята прислушайтесь. Вы ничего не слышите?
Дети прислушиваются.
Педагог: Мне кажется, я что-то слышу. А вы ничего не слышите?
Музыка начинает звучать (трек 3), сначала тихо, потом все громче, и громче. Из ширмы выпрыгивает наручная кукла-Танцулька.
Танцулька: Привет, детишки-ребятишки, привет девчонки и мальчишки! Меня зовут Танцулька!
Педагог: Привет, Танцулька. А что ты здесь делаешь?
Танцулька: Я к вам прибыла с приглашением. И хочу позвать вас в увлекательное путешествие!
Педагог: О каком путешествии ты говоришь?
Танцулька:
Всех девчонок и мальчишек Приглашаю в сказку.
В страну танцев собирайтесь, Слушайте подсказку: Повторять вам предстоит
Каждое движенье,
Ведь для танцев вам нужны Внимание и терпенье.
Гибкость, ловкость проявите,
В страну танцев вы войдите.
Педагог: Ну что ребята, пойдем с Танцулькой в страну танцев?
Дети: Да!
Основная часть
Педагог: Но прежде, чем мы отправимся в Страну Танцев, нужно подумать хорошо ли мы готовы к предстоящему путешествию, проверить все ли у нас с собой, что может нам понадобиться. (Трек 4).
Я думаю, в первую очередь нам с вами понадобиться голова! У всех с собой голова? Если Да, то покачаем ей. (Педагог показывает, дети повторяют). Никто голову дома не забыл? Если Нет, то помотаем головой. (Педагог показывает, дети повторяют). А как вы думайте плечики нам пригодятся в Стране Танцев. (Дети отвечают) Конечно, пригодятся! Проверим у всех плечики с собой, поднимаем плечики (Педагог показывает, дети повторяют). А теперь сначала одно, потом другое. (Педагог показывает, дети повторяют). А ручки никто не забыл, поднимите правую ручку вверх, помашем, опустили. А теперь левую руку, и ей помашем, молодцы, опустили руку. А теперь обе ручки вверх. Выше-выше, чтобы я у всех ручки увидела, помахали ручками. (Педагог показывает, дети повторяют). Умнички! А теперь покажите мне свои пальчики, они тоже очень важны для танца. (Педагог показывает, дети повторяют). А теперь ручки на пояс. Так как мы с вами отправляемся в страну танцев, нам понадобиться гибкость. Давайте покажем какие мы гибкие, представим, что мы крутим невидимый обруч (Педагог показывает, дети повторяют). Ну и самое главное для танца это ножки. Покажем свои коленочки (Педагог показывает, дети повторяют). А теперь носочки: покажем какие у нас красивые носочки (Педагог показывает, дети повторяют). Ну и конечно, не забудем про пяточки (Педагог показывает, дети повторяют). И чтобы преодолеть все препятствия на своем пути, нам нужно уметь высоко прыгать (Педагог показывает, дети повторяют). А теперь давайте покажем Танцульке свои танцевальные способности — соединим движения наших
ручек и ножек (Педагог показывает, дети повторяют). Молодцы, ребята! Ну что, Танцулька, мы готовы.
Танцулька: Ой, какие вы все ловкие и способные. Пойдем те же скорее в Страну Танцев!
Педагог: Ну что, ребята, пойдем!
Дети: Да!
Педагог: Для того, чтобы отправиться в путешествие, вам нужно встать на нашу «радугу», как в начале урока. (Дети встают в линию на атласную ленту, педагог встает в один конец линии). А теперь все шеренгой идем за мной по кругу. (Слайд 4, трек 5).
Педагог:
Отправляемся в поход. Много нас открытий ждет. Мы шагаем друг за другом Лесом и зеленым лугом.
(Педагог и дети идут по кругу).
Педагог: Ну что это ребята! (Слайд 5. Педагог показывает на экран) Впереди высокая трава. Чтобы ее пройти нужно очень высоко поднимать коленочки. (Педагог показывает, дети повторяют). Молодцы! Прошли траву, идем дальше.
(Слайд 6. Педагог показывает на экран) Но впереди у нас еще одно препятствие: узкое ущелье, придется нам пробираться боком. (Педагог показывает, дети повторяют. Идут приставным шагом по кругу).
Умнички! Но боюсь, что так медленно до Страны Танцев мы будем идти еще очень долго. (Слайд 7) Нужно сесть на паровозик. (Педагог показывает, дети повторяют).
Ребята, дальше нам нужно пройти через очень маленькую пещеру. (Слайд 8). Придется нам оставить паровоз и дальше идти на корточках. (Педагог показывает, дети повторяют). Молодцы! Прошли пещеру.
И вот перед нами еловый лес. (Слайд 9). Здесь везде на земле хвойные иголочки. Чтобы не поранить свои ножки, нужно нам, ребята, идти на пяточках. (Педагог показывает, дети повторяют). Умнички!
Т-сс, ребята, давайте прислушаемся. Мне кажется, что за нами кто-то идет, возможно, это даже медведь! (Слайд 10). Я думаю, нужно нам повернуться назад, чтобы все видеть и пройти какое-то время спиной вперед. (Педагог показывает, дети повторяют).
Стоп. Ребята, давайте еще раз послушаем, вроде медведь ушел, можем идти дальше. (Слайд 11).
Но что это за яркий свет впереди. Он такой яркий, что невозможно смотреть. Ребята, давайте все закроем глаза руками.
(Дети закрывают глаза)
Звучит музыка — Фанфары! (Трек 6).
Танцулька: Ура! Ребята, открывайте глаза. Вот вы и пришли. Я рада приветствовать вас в Стране Танцев! Самой волшебной и веселой стране на свете! (Слайд 12).
Педагог: Ой, ребята, я думаю, нас здесь ждет много увлекательного и интересного. Наверняка, мы здесь многому научимся.
Но сначала, давайте сядем на лавочку и послушаем Танцульку!
Танцулька: Ребята, конечно же вы здесь многому научитесь, но прежде, чем попробовать свои танцевальные способности, вам необходимо знать что- же такое танец!
Педагог: Ну так что, путешественники, как вы думаете, что такое танец? (Дети отвечают).
Педагог: Совсем не важно, по правилам человек танцует или двигается как умеет, в любом случае это танец. Танец — это ритмичное движение под музыку или без нее, но настоящий танец только тот, который приносит истинное удовольствие танцору. Танец это проявление нашей индивидуальности и неповторимости, это история рассказанная с помощью движений. (Слайд 13).
Танцулька: Конечно, настоящий танец это истинный праздник и для души, и для тела. И таких праздников существует огромное многообразие.
Педагог: Да, ребята, это и балет, бальные танцы, рок-н-ролл, румба, танго, вальс... всего не перечислить.
Танцулька: Поэтому в нашей Стране Танцев существует множество различных городов. И в некоторые из них я и предлагаю вам отправиться. Но так как Страна Танцев — это волшебная страна, то для того, чтобы нам попасть в какой-либо ее город, нужно просто на время закрыть глазки.
(Дети закрывают глаза. Трек 7, слайд 14).
Педагог: Открывайте глаза, ребята. Первый город, в котором мы с вами побываем — это город Русского Народного Танца.(Трек 8).
Я думаю, что каждый из вас имеет представление о русском народном танце, и без труда сможет отличить его от любого другого танца. (Слайд 15). Зародился он очень давно. Родоначальником русских-народных танцев является хоровод. (Слайд 16). Русские-народные танцы часто называют плясками. (Слайд 17). Обратите внимание на одежду, в которой танцуют русско-народные танцы. (Слайд 18). Обычно у девушек это красивые сарафаны, часто на голову надеваются кокошники.
И сейчас, мы с вами разучим некоторые элементы русского народного танца, но для этого нам снова нужно занять свои места — наши цветочки. (Дети занимают свои места. Слайд 19).
Быстренько встаем на свои места, находим свои цветочки, и внимательно смотрим на меня.
Ручки ставим на пояс, локотки в сторону. Сейчас я вам покажу очень интересное движение, называется оно «Ковырялочка». Необычное название? (Дети отвечают). А сейчас мы с вам научимся эту «Ковырялочку» делать. (Педагог показывает, дети повторяют). А сейчас мы с вами попробуем сделать еще несколько несложных движений, но только под музыку. (Педагогпоказываетнебольшуютанцевальнуюсвязку,сиспользованием
элементов народного танца, с характерной постановкой рук и корпуса. Дети повторяют). (Трек9).
Танцулька: Ребята, какие вы молодцы! Как у вас замечательно все получается, но нас ждет в гости другой город!
Педагог: Ребята, не забывайте, что чтобы переместиться в другой город, нам нужно всем дружно закрыть глаза.
(Трек 10, слайд 20).
Танцулька: Вот, ребята, мы с вами и прибыли в следующий город. Это
город Классического Танца. (Трек 11).
Педагог: Ребята, классическим танцем принято считать балет. (Слайд 21). Что такое балет, я думаю, вы тоже все представляете. (Слайд 22). Наверняка, вы слушали о таком знаменитом балете, как лебединое озеро. (Слайд 23). Обратите внимание на одежду у танцоров балета. (Слайд 24). В общепринятом варианте это всегда юбка-пачка у девушек и облегающие ласины у юношей. И если вы внимательно посмотрите на ноги балерин, то заметите, что на них всегда надета особая обувь — пуанты (Слайд 25), во многом благодаря им они могут так долго стаять на носочках (Слайд 26).
А как вы думаете, под какую музыку исполняется классический танец. Ну если русский народный танец под русско-народную музыку, то классический? (Дети отвечают). Правильно, под классическую.
Ну а теперь перейдем к движениям классического танца.
(Слайд 27, трек 12).
(Педагог показывает небольшую танцевальную связку, с использованием основных позиций ног и рук в балете, поворотов на носочках и классического поклона. Дети повторяют).
Танцулька: Ребята, я вас уже вижу на сцене большого театра. Но нам пора отправляться в следующий город.
Педагог: Ну что, ребята, закрываем глазки и...
(Звучит музыка — трек 13).
Вот мы с вами прибыли в город Современного Эстрадного
Танца.(Слайд 28. трек 14).
Педагог: Я думаю, этот город знаком вам не понаслышке. (Слайд 29). Ведь это именно те танцы, которые вы сами можете придумать и станцевать дома перед зеркалом или на школьной дискотеке. (Слайд 30). Эстрадный танец — это небольшая танцевальная сценка, чаще развлекательного характера. (Слайд 31). В эстрадном танце в отличии от народного и классического нет определенной одежды, (Слайд 32) костюмы танцоров могут быть самыми разными, главное, чтобы они были яркие и запоминающиеся. (Слайд 33).
И сейчас я предлагаю вам попробовать свои силы в этом танцевальном направлении. (Слайд 34, трек 15).
(Педагог показывает небольшую танцевальную связку в свободном стиле, под детскую заводную песню. Дети повторяют).
Танцулька: Умнички, ребята! Вы все очень хорошо танцуете! Но, к сожалению, на сегодня наше путешествие подходит к концу. Надеюсь, вам понравилось в Стране Танцев? (Слайд 35).
Педагог: Ребята, понравилось вам путешествовать в Страну танцев?
(Дети отвечают).
Только знаешь, Танцулька, мы наверное с ребятами немного устали от такого долгого путешествия. Думаю, нам надо отдохнуть. А отдыхать лучше всего на природе. Давайте сейчас все представим, что мы с вами в лесу. (Слайд 36, трек 16).
Руки подняли и покачали - Это деревья в лесу.
Вниз опустили, кисти с тряхнули, Ветер роняет листву.
В стороны руки, плавно помашем - Это к нам птицы летят,
Вниз наклонились, пола коснулись,
Тихие речки журчат,
Руки подняли, вверх потянулись, Как травка встречает весну, Глазки закроем и тихо скажем,
Как хорошо нам в лесу.
(Педагог показывает, дети повторяют).
Подведение итогов
(Слайд 37).
Ну вот и подошло к концу наше сегодняшнее путешествие. Ребята, давайте поблагодарим друг друга за прекрасное занятие и все дружно поаплодируем друг другу! А мы с Танцулькой аплодируем вам — таким замечательным танцорам и таким способным ученикам.
Но давайте вспомним, что же нового вы узнали сегодня на занятии.
Ребята, я вам напомню, что Танец — это ритмичные движения под музыку? А если вы танцуете без музыки это тоже танец? (Дети отвечают).
Конечно, танец может исполняться как под музыку, так и без нее, главное, чтобы это приносило удовольствие самому танцору.
С какими танцевальными направлениями мы сегодня познакомились? Какие города мы посетили? (Детиотвечают).
Мы с вами узнали что-такое русский народный танец, классический танец и эстрадный. И даже разучили некоторые движения из этих танцев.
Ребята, а вы помните родоначальником какого танца был хоровод?
(Дети отвечают).
Конечно же, это русский народный танец.
А какой танец девушки обычно танцуют в юбках-пачках, а юноши в облегающих ласинах? (Детиотвечают).
Правильно, это классический танец или балет.
(Слайд 38).
Молодцы, я вижу, что вы были очень внимательны во время нашего путешествия и, думаю, много для себя узнали нового.
Танцулька: Ребята, вы, наверное, уже поняли, что Страна Танцев — это страна хорошего настроения. И в память о нашем сегодняшнем путешествии мы хотим подарить вам частичку хорошего настроения, чтобы оно было у вас всегда с собой. (Педагог раздаетзначки-улыбки).
Педагог: Ребята, я вижу, что вам понравилось быть в роли танцоров, и я надеюсь, что мы с вами совершим еще не одно путешествие, будем открывать для себя все новые и новые города в удивительной Стране Танцев. Жду вас с нетерпением на следующих занятиях! И мы с Танцулькой говорим вам До свидания! До новых встреч, мои юные танцоры!
(Звучит музыка — трек 17).
Заключение
Занятие «Путешествие в страну танцев» неоднократно проводилось в качестве вводного занятия в образовательную программу «Серпантин. (Совренные эстрадные танцы)» и имело большой успех среди учеников. Также данное занятие было проведенно в средней общеобразовательной школе среди 1-ых классов, как внеурочное мероприятие, в результате больше половины тех, кто присутствовал на занятии, решили продолжить обучение танцам в студии «Серпантин». Это наиболее яркий показатель того, что на занятии достигнута основная цель: пробуждение творческого интереса обучающихся к постижению основ танцевального искусства. Основная идея данного занятия может получить свое развитие в последующих уроках, и превратить весь курс обучения младших школьников в увлекательное путешествие.
Список использованных источников
Школа танцев для детей. - Спб.: «Ленинградское издательство», 2009.
Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать: Учеб.пособие для студ.учреждений сред.проф.образования. - М.: ООО
«Век информации», 2009.
Барышникова Т., Азбука хореографии. Методические указания в помощь учащимся и педагогам хореографических коллективов, балетных школ и студий. – СПб.: «Люкси», и «Респекс», 1996.
Евладова Е.Б. Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. М.: «Владос», 2002.
Васильева Т.И. Балетная осанка. Методическое пособие для
преподавателей хореографических школ и школ искусств. М., 1993.
Ткаченко И.Т. Народный танец. М.: «Искусство», 1997.
Наборщикова С. Видеть музыку, слышать танец. Стравинский и Баланчик. К проблеме музыкльно-хореографического синтеза. М.: Московская государственная консерватория им. П.И.Чайковского, 2010.
Меднис Н.В., Ткаченко С.Г. Введение в классический танец. М.: Планета музыки, 2011.
Жаки Грин Хаас. Анатомия танца. М.: Папурри, 2011.