kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка Мастер-класса«Использование элементов технологии фасилитации «World Cafe» в педагогической деятельности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка Мастер-класса. 

Возможности использования элементов технологии «Мировое кафе» («World Cafe) как нетрадиционной формы организации деятельности обучающихся на уроке.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка Мастер-класса«Использование элементов технологии фасилитации «World Cafe» в педагогической деятельности»»












МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА МАСТЕР-КЛАССА

преподавателя дисциплин профессионального цикла

Ушаковой Галины Геннадьевны



















г. Добрянка, 2019




«Использование элементов технологии фасилитации «World Cafe» в педагогической деятельности»

Автор: Ушакова Галина Геннадьевна,

преподаватель высшей категории

ГБПОУ «ДГТТ им. П.И. Сюзева»



Цель:

Продемонстрировать возможности использования элементов технологии «Мировое кафе» («World Cafe) как нетрадиционной формы организации деятельности обучающихся на уроке.


Необходимое время: 20 минут


Минимальное и максимальное количество участником: 9


Требования к уровню подготовленности участников: нет


Ключевые слова (не более 10):

Фасилитатор.


Краткая аннотация:

Одной из важнейших задач современного учителя сегодня является внедрение в учебный процесс таких методов, приёмов и технологий, с помощью которых самый, казалось бы, примитивный урок стал интересным и захватывающим. В свете реализации ФГОС в практике учителя стало весьма актуальным применение такой технологии как «Технология фасилитации «Мировое кафе».

 Чтобы понять суть самой технологии фасилитации, необходимо выяснить и понять значение самого термина «Фасилитация».  

Фасилитация (от англ. «facilitate» – облегчать, помогать) – это профессиональная организация процесса групповой работы, направленная на прояснение и достижение группой поставленных целей.

Данная технология помогает минимизировать общие проблемы, с которыми так или иначе сталкиваются люди, взаимодействуя и сотрудничая друг с другом.

Фасилитация – это процесс, фокусирующийся на следующих вопросах:

•          Какого результата (уровня) необходимо достичь?

•          Кто должен быть вовлечён?

•          Какова последовательность выполняемых группой заданий?

•          Как организовать эффективную коммуникацию?

•          Как эффективно использовать имеющиеся ресурсы?

•          Как обеспечить комфортную для работы участников среду?

Фасилитатор – это человек, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию. Он помогает группе понять общую цель и поддерживает позитивную групповую динамику для достижения этой цели в процессе дискуссии, не защищая при этом ни одну из позиций или сторон. Тем самым он облегчает процесс коммуникации, делая его комфортным для всех участников.

Технология организационного развития и изменений «Мировое кафе» (The World Cafe) - это технология и искусство разговора по делу, разговора о сути дела в непринужденной и открытой атмосфере - в уютной обстановке привычного кафе.

Цель «Мирового кафе» - создание возможности для контакта не столько профессионального, сколько, в первую очередь, личного, по принципу: «Если заладились человеческие отношения, то и результат делового общения всегда будет успешным».

Задача участников «Мирового кафе» – собрать по возможности максимальный объем информации: впечатлений, мнений и оценок по определённой проблеме.

А результатом такой работы должна стать «картина мира», полученная за весьма короткое время, отражение ситуации в умах присутствующих, иными словами, «срез общего мнения» по теме. Подробная рефлексия и наметки совместной деятельности за счет генерации идей.


Теоретическая часть:

Как же организуется сам процесс? Для эффективного обсуждения с использованием метода «мировое кафе» в группе должно быть не менее 3-5 человек. Рассадка происходит как в обычных кофейнях, по три-четыре человека за столик, с одним отличием – один человек берет на себя роль «хозяина стола», а остальные участники играют роль приглашенных гостей.

Для активизации процесса обсуждения и фиксации результатов на каждом столе лежат бумажные скатерти и разноцветные маркеры, все идеи запечатлеваются удобным способом – схема, рисунок, тезис.

Спустя некоторое время «гости» перемещаются за следующий стол, а «хозяин» остается на своем месте и рассказывает вновь пришедшим к нему гостям о сути обсуждаемого вопроса – кратко презентует основные мысли, высказанные до этого. К окончанию второго круга дискуссий все «гости» кафе будут знакомы с предложениями и идеями друг друга, каждый выскажет свое мнение и узнает мнение других. После этого, все собираются для общей дискуссии по вопросу.

На подобном занятии обучающиеся учатся:

- ставить и решать многообразные коммуникативные задачи;

- действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия;

- устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми;

- владеть нормами и техникой общения;

- определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации.

Кроме того, данная технология направлена на развитие речевых умений:

- определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

- отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

- соблюдать нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

- высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

- принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

- делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

Опыт проведения подобной дискуссии подтверждает, что технология “World cafе” как одна из форм организации дискуссии развивает умения работать в группе и позволяет обучающимся получить опыт такой работы, способствует практическому освоению принципов общения и сотрудничества.



Ход мастер-класса

1. Приветствие.

Добрый день уважаемые коллеги! меня зовут Ушакова Галина Геннадьевна.

Я являюсь преподавателем Добрянского гуманитарно-технологического техникума.

Я хочу познакомить Вас с современной технологией, которая называется «Мировое кафе».

Презентация.

2. Правила. Представьте себе, что мы находимся в кафе. Вы разделились на три группы и для дальнейшей работы вам необходимо выбрать «модератора стола».

Сейчас я подробно раскрою правила нашей игры. В ходе вашей работы будет три раунда, с переходом участников за разные столики. При этом «модераторы стола» остаются за своими столиками. Я по прошу встать модераторов. Ваша задача – знакомить новых участников обсуждения с результатами предыдущей работы группы и фиксировать новые идеи. В вашем распоряжении имеется необходимый пакет документов для работы, в него входят вопросы для обсуждения, источники информации.

А гости, т. е. вы все, когда объявляется следующий раунд, всей командой перемещаетесь за следующий столик, и так пока круг не сомкнется. В итоге каждый из вас побывает за каждым столиком. К окончанию третьего круга дискуссии вы будете знакомы с предложениями и идеями друг друга, каждый выскажет свое мнение и узнает мнение других.

По окончании дискуссии каждому столику предоставится возможность презентовать ваши идеи и перспективы дальнейшей работы по обсуждаемому вопросу.

На ваших столах сегодня особенные скатерти (листы ватмана). Все результаты обсуждения вы оформляете на них схемами, рисунками или диаграммами. Приборы в нашем кафе – это маркеры, фломастеры и стикеры.


3.Психологический настрой на работу «Сердечки».

За окном прекрасный зимний день, но нам совсем не холодно от того, что сегодня замечательный праздник, День всех влюбленных.

А какой праздник без хорошего настроения. Да и в воздухе уже пахнет приближающейся весной! У вас на столах стоят деревья. Но они пока еще без листочков. Давайте украсим эти деревья разноцветными сердечками (листочками). Выберете сердечко – стикер и прикрепите его к веточке.

Каждый цвет имеет свое значение. Тех, кто выбрал:

зеленый цвет - ожидает успех на сегодняшней встрече;

оранжевый цвет  - желаете общаться;

желтый цвет – проявите активность;

синий цвет – будете настойчивы.


4. Постановка проблемы.

Ведущий:

Недавно был проведен опрос, который показал, что проблема, о которой мы сегодня будем говорить, очень актуальна. Внимание на экран: (видеоролик Ералаш №289 «Доброта» 01.09 мин.)

Вопрос, который мы сегодня обсуждаем – конфликты, а конкретно поговорим о педагогических конфликтах.


Часто ли в вашей профессиональной деятельности, вы сталкиваетесь с конфликтами?


- С какими конфликтами?


- А для чего вам необходимо знать специфику и структуру конфликта?


- Начинаем работу в группах.


5.Групповая работа по столикам (По 2 минуты).

Гостей встречает «хозяин» столика, зачитывает вопрос и приглашает приступить к активному обсуждению.

1 столик

Приветствую вас, дорогие гости. Нам необходимо разобрать конфликтную ситуацию, и найти пути ее разрешения.

Свои мысли мы будем записывать на стикеры и «скатерть». Прошу вас пользоваться фломастерами или маркерами.

Ситуация.

Возник конфликт между студентом и преподавателем: преподаватель возмущен плохой успеваемостью студента и дает ему возможность исправить оценки с помощью реферата, студент соглашается и на следующий урок приносит реферат. Во-первых, не по теме, а так, как ему вздумалось, хотя и потратил, по его словам, на его подготовку весь свой вечер. Во-вторых, весь помятый. Преподаватель возмущен еще сильнее и в резкой форме говорит, что это унижение его как учителя. Студент демонстративно встает и начинает вести себя вызывающе. Преподаватель сначала пытается усадить студента, но, не выдержав, хватает его и выталкивает из класса, потом отводит к директору, оставляет его там и уходит в класс.

Вопросы:

1 раунд. В чем причина конфликта? Определите конфликтную ситуацию.

2 раунд.  Конфликт какого типа представлен в ситуации?

3 раунд. Предложите свои методы разрешения конфликта.


2 столик

Приветствую вас, дорогие гости. Нам необходимо разобрать конфликтную ситуацию, и найти пути ее разрешения.

Предыдущие гости этого стола высказали свои мнения, записали их на скатерти. Предлагаю вам ознакомиться с тем, что у нас есть по вопросу и дополнить свои высказывания, которые мы будем записывать на «скатерть». Прошу вас пользоваться фломастерами или маркерами.

Ситуация

Преподаватель математики после звонка задержал группу на перемене. В результате студенты опоздали на следующий урок — урок физики. Разгневанный преподаватель физики высказал свое негодование преподавателю математики, так как у него была запланирована контрольная работа. Его предмет, как он считает, очень сложный, и терять время урока из-за опоздания студентов он считает недопустимым. Преподаватель математики возразил, что его предмет не менее важен и труден. Разговор происходит в коридоре на повышенных тонах при большом количестве свидетелей.

Вопросы:

1 раунд. В чем причина конфликта? Определите конфликтную ситуацию.

2 раунд.  Конфликт какого типа представлен в ситуации?

3 раунд. Предложите свои методы разрешения конфликта.


3 столик

Приветствую вас, дорогие гости. Нам необходимо разобрать конфликтную ситуацию, и найти пути ее разрешения.

Предыдущие гости этого стола высказали свои мнения, записали их на скатерти. Предлагаю вам ознакомиться с тем, что у нас есть по вопросу и дополнить свои высказывания, которые мы будем записывать на «скатерть». Прошу вас пользоваться фломастерами или маркерами.

Ситуация.

Во время собрания один из родителей студента вашей группы начал критически отзываться о ваших методах обучения и воспитания. По мере развития диалога он начал выходить из себя, гневно выкрикивать оскорбительные замечания в ваш адрес. Вы не можете позволить родителю так вести себя.

Вопросы:

1 раунд. В чем причина конфликта? Определите конфликтную ситуацию.

2 раунд.  Конфликт какого типа представлен в ситуации?

3 раунд. Предложите свои методы разрешения конфликта.


6.Подведение итогов работы.

После того, как все участники побывают за каждым столиком, группы возвращаются к тому столику, где были первоначально. Теперь они готовят итоговое выступление по своему вопросу, используя «скатерть».

Ведущий:

- Переходя от столика к столику, вы обменялись мнениями. А теперь предлагаем вам познакомить друг друга со своими идеями и мыслями по проблеме.

От каждого столика выходят по два человека и выступают.


7. Рефлексия


8.Заключительное слово.

Как видите, путей выхода из конфликта множество. А попытаться разрешить конфликтную ситуацию можно, и за чашечкой кофе в любимом кафе.















9. Итог. Уважаемые коллеги, вам был продемонстрирован элемент использования технологии фасилитации «World Cafe» в педагогической деятельности.

«World cafe» - это необычный и на первый взгляд простой способ обсуждения любой проблемы, позволяющий максимально использовать креативность участников. Цель «мирового кафе» - создание возможности для контакта не столько профессионального, сколько, в первую очередь, личного

На подобном занятии обучающиеся учатся:

- ставить и решать многообразные коммуникативные задачи;

- собрать по возможности максимальный объем информации, мнений и оценок по определённой проблеме.

- действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия;

- устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми;

- владеть нормами и техникой общения;

- определять цели коммуникации, оценивать ситуацию.

Опыт проведения подобной дискуссии подтверждает, что технология “World cafе” как одна из форм организации дискуссии развивает умения работать в группе и позволяет обучающимся получить опыт такой работы, способствует практическому освоению принципов общения и сотрудничества.


Спасибо вам за работу, уважаемые коллеги!






п/п

Этапы

Задачи этапа

Деятельность преподавателя

Деятельность участников

Методы

Результат

1.

Вводно-мотивационный этап

Ввод в тему мастер-класса


Приветствие.

Демонстрация мультимедийной презентации.

1. Знакомство с технологией.

Активный метод

Понимание и принятие цели мастер-класса.

2.

Знакомство с теоретическим материалом

Знакомство с теоретическим материалом

Демонстрация мультимедийной презентации.


1. Знакомство с технологией.

Активный метод

Понимание и принятие теоретического материала.

3.

Контролирующий этап

Работа с практическими заданиями в группах

Инструктирование по анализу и обобщению результатов работы в группах.

Демонстрация видеоролика.

1. Просмотр видеоролика.

2. Определение темы, решение проблемной ситуации.

3. Озвучивание результатов своей деятельности.

Интерактивный метод

Демонстрация умений.

4.

Итоги мастер-класса

Рефлексия


Заключительное слово о результатах мастер-класса.

1. Активное слушание.

2. Участие в рефлексии.

Активный метод

Положительное отношение,

потребность использовать полученную информацию.





Ожидаемые результаты мастер-класса

Принятие и применение данной технологии участниками мастер-класса.


Используемая литература

The World Cafe - http://www.theworldcafe.com

World Cafe Europe - http://www.worldcafe-europe.net/frontend/index.php

http://www.uchportfolio.ru/articles/read/2018

http://docplayer.ru/55217905-Tehnologiya-fasilitacii-mirovoe-kafe-vozmozhnosti-ispolzovaniya-v-uchebnom-processe-sredney-shkoly.html


Требования к организации мастер класса (характеристики помещения, техническое обеспечение, необходимые материалы):

Ноутбук

Проектор

Экран

Магнитная доска

Раздаточный материал



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Галина Геннадьевна Ушакова

Дата: 21.05.2021

Номер свидетельства: 581142


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства