Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка Мастер-класса«Использование элементов технологии фасилитации «World Cafe» в педагогической деятельности»»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА МАСТЕР-КЛАССА
преподавателя дисциплин профессионального цикла
Ушаковой Галины Геннадьевны
г. Добрянка, 2019
«Использование элементов технологии фасилитации «World Cafe» в педагогической деятельности»
Автор: Ушакова Галина Геннадьевна,
преподаватель высшей категории
ГБПОУ «ДГТТ им. П.И. Сюзева»
Цель:
Продемонстрировать возможности использования элементов технологии «Мировое кафе» («World Cafe) как нетрадиционной формы организации деятельности обучающихся на уроке.
Необходимое время: 20 минут
Минимальное и максимальное количество участником: 9
Требования к уровню подготовленности участников: нет
Ключевые слова (не более 10):
Фасилитатор.
Краткая аннотация:
Одной из важнейших задач современного учителя сегодня является внедрение в учебный процесс таких методов, приёмов и технологий, с помощью которых самый, казалось бы, примитивный урок стал интересным и захватывающим. В свете реализации ФГОС в практике учителя стало весьма актуальным применение такой технологии как «Технология фасилитации «Мировое кафе».
Чтобы понять суть самой технологии фасилитации, необходимо выяснить и понять значение самого термина «Фасилитация».
Фасилитация (от англ. «facilitate» – облегчать, помогать) – это профессиональная организация процесса групповой работы, направленная на прояснение и достижение группой поставленных целей.
Данная технология помогает минимизировать общие проблемы, с которыми так или иначе сталкиваются люди, взаимодействуя и сотрудничая друг с другом.
Фасилитация – это процесс, фокусирующийся на следующих вопросах:
• Какого результата (уровня) необходимо достичь?
• Кто должен быть вовлечён?
• Какова последовательность выполняемых группой заданий?
• Как организовать эффективную коммуникацию?
• Как эффективно использовать имеющиеся ресурсы?
• Как обеспечить комфортную для работы участников среду?
Фасилитатор – это человек, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию. Он помогает группе понять общую цель и поддерживает позитивную групповую динамику для достижения этой цели в процессе дискуссии, не защищая при этом ни одну из позиций или сторон. Тем самым он облегчает процесс коммуникации, делая его комфортным для всех участников.
Технология организационного развития и изменений «Мировое кафе» (The World Cafe) - это технология и искусство разговора по делу, разговора о сути дела в непринужденной и открытой атмосфере - в уютной обстановке привычного кафе.
Цель «Мирового кафе» - создание возможности для контакта не столько профессионального, сколько, в первую очередь, личного, по принципу: «Если заладились человеческие отношения, то и результат делового общения всегда будет успешным».
Задача участников «Мирового кафе» – собрать по возможности максимальный объем информации: впечатлений, мнений и оценок по определённой проблеме.
А результатом такой работы должна стать «картина мира», полученная за весьма короткое время, отражение ситуации в умах присутствующих, иными словами, «срез общего мнения» по теме. Подробная рефлексия и наметки совместной деятельности за счет генерации идей.
Теоретическая часть:
Как же организуется сам процесс? Для эффективного обсуждения с использованием метода «мировое кафе» в группе должно быть не менее 3-5 человек. Рассадка происходит как в обычных кофейнях, по три-четыре человека за столик, с одним отличием – один человек берет на себя роль «хозяина стола», а остальные участники играют роль приглашенных гостей.
Для активизации процесса обсуждения и фиксации результатов на каждом столе лежат бумажные скатерти и разноцветные маркеры, все идеи запечатлеваются удобным способом – схема, рисунок, тезис.
Спустя некоторое время «гости» перемещаются за следующий стол, а «хозяин» остается на своем месте и рассказывает вновь пришедшим к нему гостям о сути обсуждаемого вопроса – кратко презентует основные мысли, высказанные до этого. К окончанию второго круга дискуссий все «гости» кафе будут знакомы с предложениями и идеями друг друга, каждый выскажет свое мнение и узнает мнение других. После этого, все собираются для общей дискуссии по вопросу.
На подобном занятии обучающиеся учатся:
- ставить и решать многообразные коммуникативные задачи;
- действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия;
- устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми;
- владеть нормами и техникой общения;
- определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации.
Кроме того, данная технология направлена на развитие речевых умений:
- определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
- отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
- соблюдать нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
- высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
- принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
- делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
Опыт проведения подобной дискуссии подтверждает, что технология “World cafе” как одна из форм организации дискуссии развивает умения работать в группе и позволяет обучающимся получить опыт такой работы, способствует практическому освоению принципов общения и сотрудничества.
Ход мастер-класса
1. Приветствие.
Добрый день уважаемые коллеги! меня зовут Ушакова Галина Геннадьевна.
Я являюсь преподавателем Добрянского гуманитарно-технологического техникума.
Я хочу познакомить Вас с современной технологией, которая называется «Мировое кафе».
Презентация.
2. Правила. Представьте себе, что мы находимся в кафе. Вы разделились на три группы и для дальнейшей работы вам необходимо выбрать «модератора стола».
Сейчас я подробно раскрою правила нашей игры. В ходе вашей работы будет три раунда, с переходом участников за разные столики. При этом «модераторы стола» остаются за своими столиками. Я по прошу встать модераторов. Ваша задача – знакомить новых участников обсуждения с результатами предыдущей работы группы и фиксировать новые идеи. В вашем распоряжении имеется необходимый пакет документов для работы, в него входят вопросы для обсуждения, источники информации.
А гости, т. е. вы все, когда объявляется следующий раунд, всей командой перемещаетесь за следующий столик, и так пока круг не сомкнется. В итоге каждый из вас побывает за каждым столиком. К окончанию третьего круга дискуссии вы будете знакомы с предложениями и идеями друг друга, каждый выскажет свое мнение и узнает мнение других.
По окончании дискуссии каждому столику предоставится возможность презентовать ваши идеи и перспективы дальнейшей работы по обсуждаемому вопросу.
На ваших столах сегодня особенные скатерти (листы ватмана). Все результаты обсуждения вы оформляете на них схемами, рисунками или диаграммами. Приборы в нашем кафе – это маркеры, фломастеры и стикеры.
3.Психологический настрой на работу «Сердечки».
За окном прекрасный зимний день, но нам совсем не холодно от того, что сегодня замечательный праздник, День всех влюбленных.
А какой праздник без хорошего настроения. Да и в воздухе уже пахнет приближающейся весной! У вас на столах стоят деревья. Но они пока еще без листочков. Давайте украсим эти деревья разноцветными сердечками (листочками). Выберете сердечко – стикер и прикрепите его к веточке.
Каждый цвет имеет свое значение. Тех, кто выбрал:
зеленый цвет - ожидает успех на сегодняшней встрече;
оранжевый цвет - желаете общаться;
желтый цвет – проявите активность;
синий цвет – будете настойчивы.
4. Постановка проблемы.
Ведущий:
Недавно был проведен опрос, который показал, что проблема, о которой мы сегодня будем говорить, очень актуальна. Внимание на экран: (видеоролик Ералаш №289 «Доброта» 01.09 мин.)
Вопрос, который мы сегодня обсуждаем – конфликты, а конкретно поговорим о педагогических конфликтах.
Часто ли в вашей профессиональной деятельности, вы сталкиваетесь с конфликтами?
- С какими конфликтами?
- А для чего вам необходимо знать специфику и структуру конфликта?
- Начинаем работу в группах.
5.Групповая работа по столикам (По 2 минуты).
Гостей встречает «хозяин» столика, зачитывает вопрос и приглашает приступить к активному обсуждению.
1 столик
Приветствую вас, дорогие гости. Нам необходимо разобрать конфликтную ситуацию, и найти пути ее разрешения.
Свои мысли мы будем записывать на стикеры и «скатерть». Прошу вас пользоваться фломастерами или маркерами.
Ситуация.
Возник конфликт между студентом и преподавателем: преподаватель возмущен плохой успеваемостью студента и дает ему возможность исправить оценки с помощью реферата, студент соглашается и на следующий урок приносит реферат. Во-первых, не по теме, а так, как ему вздумалось, хотя и потратил, по его словам, на его подготовку весь свой вечер. Во-вторых, весь помятый. Преподаватель возмущен еще сильнее и в резкой форме говорит, что это унижение его как учителя. Студент демонстративно встает и начинает вести себя вызывающе. Преподаватель сначала пытается усадить студента, но, не выдержав, хватает его и выталкивает из класса, потом отводит к директору, оставляет его там и уходит в класс.
Вопросы:
1 раунд. В чем причина конфликта? Определите конфликтную ситуацию.
2 раунд. Конфликт какого типа представлен в ситуации?
3 раунд. Предложите свои методы разрешения конфликта.
2 столик
Приветствую вас, дорогие гости. Нам необходимо разобрать конфликтную ситуацию, и найти пути ее разрешения.
Предыдущие гости этого стола высказали свои мнения, записали их на скатерти. Предлагаю вам ознакомиться с тем, что у нас есть по вопросу и дополнить свои высказывания, которые мы будем записывать на «скатерть». Прошу вас пользоваться фломастерами или маркерами.
Ситуация
Преподаватель математики после звонка задержал группу на перемене. В результате студенты опоздали на следующий урок — урок физики. Разгневанный преподаватель физики высказал свое негодование преподавателю математики, так как у него была запланирована контрольная работа. Его предмет, как он считает, очень сложный, и терять время урока из-за опоздания студентов он считает недопустимым. Преподаватель математики возразил, что его предмет не менее важен и труден. Разговор происходит в коридоре на повышенных тонах при большом количестве свидетелей.
Вопросы:
1 раунд. В чем причина конфликта? Определите конфликтную ситуацию.
2 раунд. Конфликт какого типа представлен в ситуации?
3 раунд. Предложите свои методы разрешения конфликта.
3 столик
Приветствую вас, дорогие гости. Нам необходимо разобрать конфликтную ситуацию, и найти пути ее разрешения.
Предыдущие гости этого стола высказали свои мнения, записали их на скатерти. Предлагаю вам ознакомиться с тем, что у нас есть по вопросу и дополнить свои высказывания, которые мы будем записывать на «скатерть». Прошу вас пользоваться фломастерами или маркерами.
Ситуация.
Во время собрания один из родителей студента вашей группы начал критически отзываться о ваших методах обучения и воспитания. По мере развития диалога он начал выходить из себя, гневно выкрикивать оскорбительные замечания в ваш адрес. Вы не можете позволить родителю так вести себя.
Вопросы:
1 раунд. В чем причина конфликта? Определите конфликтную ситуацию.
2 раунд. Конфликт какого типа представлен в ситуации?
3 раунд. Предложите свои методы разрешения конфликта.
6.Подведение итогов работы.
После того, как все участники побывают за каждым столиком, группы возвращаются к тому столику, где были первоначально. Теперь они готовят итоговое выступление по своему вопросу, используя «скатерть».
Ведущий:
- Переходя от столика к столику, вы обменялись мнениями. А теперь предлагаем вам познакомить друг друга со своими идеями и мыслями по проблеме.
От каждого столика выходят по два человека и выступают.
7. Рефлексия
8.Заключительное слово.
Как видите, путей выхода из конфликта множество. А попытаться разрешить конфликтную ситуацию можно, и за чашечкой кофе в любимом кафе.
9. Итог. Уважаемые коллеги, вам был продемонстрирован элемент использования технологии фасилитации «World Cafe» в педагогической деятельности.
«World cafe» - это необычный и на первый взгляд простой способ обсуждения любой проблемы, позволяющий максимально использовать креативность участников. Цель «мирового кафе» - создание возможности для контакта не столько профессионального, сколько, в первую очередь, личного
На подобном занятии обучающиеся учатся:
- ставить и решать многообразные коммуникативные задачи;
- собрать по возможности максимальный объем информации, мнений и оценок по определённой проблеме.
- действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия;
- устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми;
- владеть нормами и техникой общения;
- определять цели коммуникации, оценивать ситуацию.
Опыт проведения подобной дискуссии подтверждает, что технология “World cafе” как одна из форм организации дискуссии развивает умения работать в группе и позволяет обучающимся получить опыт такой работы, способствует практическому освоению принципов общения и сотрудничества.
Спасибо вам за работу, уважаемые коллеги!
№ п/п
Этапы
Задачи этапа
Деятельность преподавателя
Деятельность участников
Методы
Результат
1.
Вводно-мотивационный этап
Ввод в тему мастер-класса
Приветствие.
Демонстрация мультимедийной презентации.
1. Знакомство с технологией.
Активный метод
Понимание и принятие цели мастер-класса.
2.
Знакомство с теоретическим материалом
Знакомство с теоретическим материалом
Демонстрация мультимедийной презентации.
1. Знакомство с технологией.
Активный метод
Понимание и принятие теоретического материала.
3.
Контролирующий этап
Работа с практическими заданиями в группах
Инструктирование по анализу и обобщению результатов работы в группах.
Демонстрация видеоролика.
1. Просмотр видеоролика.
2. Определение темы, решение проблемной ситуации.
3. Озвучивание результатов своей деятельности.
Интерактивный метод
Демонстрация умений.
4.
Итоги мастер-класса
Рефлексия
Заключительное слово о результатах мастер-класса.
1. Активное слушание.
2. Участие в рефлексии.
Активный метод
Положительное отношение,
потребность использовать полученную информацию.
Ожидаемые результаты мастер-класса
Принятие и применение данной технологии участниками мастер-класса.
Используемая литература
The World Cafe - http://www.theworldcafe.com
World Cafe Europe - http://www.worldcafe-europe.net/frontend/index.php