Методическая разработка "Изучение и внедрение технологии личностно-ориентированного обучения в учебном процессе"
Методическая разработка "Изучение и внедрение технологии личностно-ориентированного обучения в учебном процессе"
Личностно-ориентированный подход в обучении играет важную роль в системе образования. Современное образование должно обеспечивать единство непрерывного общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития личности, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
учреждение Саратовской области «Энгельсский политехникум»
(ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»)
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Изучение и внедрение технологии личностно – ориентированного
обучения в учебном процессе
Выполнил:
Ткачева Татьяна Юрьевна
преподаватель спецдисциплин
Рассмотрено на заседании ПЦК
автомобильных и строительных
профессий и специальностей
Председатель ПЦК
Гвоздева Л.В.
Энгельс 2018 г.
Содержание
Введение………………………………………………………………………3
1. Теоретические основы личностно-ориентированного обучения………6
1.1 Понятие личностно-ориентированного обучения……………………...6
1.2 Модели личностно-ориентированного подхода………………………..9
1.3 Компоненты личностно-ориентированного подхода в обучении…….11
1.4 Технология личностно-ориентированного обучения………………….14
Глава 2. Реализация личностно- ориентированного обучения……………17
2.1 Личностно-ориентированный урок: технология проведения…………17
2.2 Реализация и методические приемы личностно-ориентированного
урока………………………………………………………………………….21
Заключение…………………………………………………………………...25
Введение
В последние годы личностно-ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство России. Большинство педагогических коллективов страны настойчиво осваивают теоретические основы и технологию использования данного подхода в учебно-воспитательном процессе. Многие педагоги и руководители учебных заведений считают его самой современной методологической ориентацией в педагогической деятельности.
Такая популярность личностно-ориентированного подхода обусловлена рядом объективно существующих обстоятельств. Назову лишь некоторые из них. Во-первых, динамичное развитие российского общества требует формирования в человеке не столько социально типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего студенту стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме. Во-вторых, психологи и социологи отмечают, что нынешним студентам свойственны прагматичность мыслей и действий, раскрепощенность и независимость, а это, в свою очередь, детерминирует применение педагогами новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися. В-третьих, современные учебные заведения остро нуждаются в гуманизации отношений студентов и взрослых, в демократизации ее жизнедеятельности. Отсюда очевидна необходимость построения личностно-ориентированных систем обучения и воспитания студентов. Однако одного осознания целесообразности преобразований еще недостаточно для того, чтобы их осуществить. Не будет лишним заметить и то, что в настоящее время существует немало белых пятен в изучении возможностей и условий применения личностно-ориентированного подхода в педагогической практике. Сейчас очень важно систематизировать уже накопленные исследователями и практиками знания о данном подходе и на этой основе попытаться расширить границы его использования в деятельности педагогов, например при подготовке, и проведении классных часов.
Объект исследования: личностно-ориентированный подход обучения студентов.
Предмет исследования: теория и практика организации личностно-ориентированного подхода в обучении студентов колледжа.
Методы исследования: непосредственное наблюдение, тестирование, эксперимент, анализ и изучение учебной документации, беседа (эвристическая, сообщающая, закрепляющая).
Гипотеза - личностно-ориентированный подход в процессе обучения будет эффективен, если:
- будет выявлен и использован субъектный опыт учащихся;
- будут созданы условия для осуществления дифференциации обучения;
- будет осуществлён педагогический анализ и оценка процессуальной стороны работы ученика наряду с результативной через выявление индивидуальных способностей учебной работы как устойчивых личностных образований;
- общение учителя и ученика будет иметь диалогический характер, представлять собой обмен опытом познания и творчества при отсутствии жёсткого и прямого управления познавательной деятельностью учащихся;
- в процесс обучения будут включены все субъекты образования;
- будет осуществляться систематическое развитие у обучающихся умений рефлексировать свою деятельность.
Цель исследования - выявить особенности личностно-ориентированного подхода в теории и реализация его в практике.
В соответствии с поставленной целью исследования и для проверки выдвинутой гипотезы были выделены следующие задачи:
- изучить теоретическую литературу по проблеме исследования;
- дать определение понятию «личностно-ориентированный подход;
-познакомиться с современными личностно-ориентированными технологиями;
- выявить особенности личностно-ориентированного урока, познакомиться с технологией его проведения;
- опытным путём, т.е. преднамеренно внося изменения в педагогический процесс, проверить эффективность личностно-ориентированного подхода в обучении студентов;
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений мной использовались следующие методы: изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы; наблюдение; анкетирование; беседа; изучение результатов деятельности; эксперимент.
Базой опытно-экспериментальной работы послужил наш Энгельсский Политехникум, группы, в которых работаю.
На первом этапе (констатирующем) была проведена диагностика личностных особенностей учащихся.
На втором этапе (формирующем) осуществлена апробация экспериментальной модели влияния личностно-ориентированного подхода на эффективность процесса обучения.
На третьем этапе были обработаны результаты экспериментальной работы, произведён анализ, обобщение и систематизация.
1. Теоретические основы личностно-ориентированного обучения
1.1 Понятие личностно-ориентированного обучения
Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) - это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность учащегося, его самоценность, субъективность процесса учения.
В педагогических работах, посвящённых вопросам такого рода обучения, оно обычно противопоставляется традиционному, ориентированному на получение в обучении человека, рассматриваемого как набор определённых социальных функций и «реализатора» определённых моделей поведения, зафиксированных в социальном заказе колледжа.
Личностно-ориентированное обучение, это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методология организации условий обучения, которая предполагает не «учет», а «включение» его собственно-личностных функций или востребование его субъективного опыта.
Если учитывать собственно-личностных функций, выделяют следующие:
- Мотивирующая- личность принимает и обосновывает свою деятельность;
- Опосредующая- личность опосредует внешние воздействия и внутренние импульсы поведения; личность изнутри не всё выпускает, сдерживает, придаёт социальную форму;
- Коллизийная- личность не приемлет полной гармонии, нормальная, развитая личность ищет противоречий;
- Критическая- личность критична ко всяким предлагаемым средствам, то, что создано самою личностью, а не навязано извне;
- Рефлексивная- конструирование и удержание в сознании стабильного образа «Я»;
- Смыслотворческая- личность постоянно уточняет, выверяет иерархию смыслов;
- Ориентирующая- личность стремится к построению личностно-ориентированной картины мира, индивидуального мировоззрения;
- Творчески-преобразующая. Творчество- форма существования личности.
Вне творческой деятельности очень мало личности, любой деятельности личность придаёт творческий характер;
- Самореализующая- личность стремится обеспечить признание своего «Я» окружающими.
Сущность ЛОО в соответствии с вышеприведёнными характеристиками личностных функций раскрывается через создание условий для их активизации за счёт личностного опыта переживания субъекта учения. Подчёркивается уникальность личностного опыта и его деятельностная природа.
Цель личностно-ориентированного образования состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа» (Алексеев Н.А.2006).
Функции личностно-ориентированного образования:
-гуманитарная, суть, которой состоит в признании самоценности человека и обеспечении его физического и нравственного здоровья, осознание смысла жизни и активной позиции в ней, личностной свободы и возможности максимальной реализации собственного потенциала. Средствами (механизмами) реализации данной функции являются понимание, общение и сотрудничество;
- культуросозидательная (культурообразующая), которая направлена на сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования. Механизмами реализации данной функции является культурная идентификация как установление духовной взаимосвязи между человеком и его народом, принятие его ценностей в качестве своих и построение собственной жизни с их учетом;
- социализации, которая предполагает обеспечение усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта, необходимого и достаточного для вхождения человека в жизнь общества. Механизмом реализации данной функции являются рефлексия, сохранение индивидуальности, творчество как личностная позиция в любой деятельности и средство самоопределения.
Реализация этих функций не может осуществляться в условиях командно-административного, авторитарного стиля отношений преподавателя к студентам. В личностно-ориентированном образовании предполагается иная позиция педагога:
-оптимистический подход к студенту и его будущему как стремление педагога видеть перспективы развития личностного потенциала и умение максимально стимулировать его развитие;
-отношение к студенту как субъекту собственной учебной деятельности, как к личности, способной учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию и выбору, и проявлять собственную активность;
-опора на личностный смысл и интересы (познавательные и социальные) каждого студента в учении, содействие их обретению и развитию.
Содержание личностно-ориентированного образования призвано помочь человеку в выстраивании собственной личности, определении собственной личностной позиции в жизни: выбрать значимые для себя ценности, овладеть определенной системой знаний, выявить круг интересующих научных и жизненных проблем, освоить способы их решения, открыть рефлексивный мир собственного «Я» и научиться управлять им.
Стандарт образования в системе ЛОО - не цель, а средство, определяющее направления и границы использования предметного материала как основы личностного развития на разных ступенях обучения. Кроме того, стандарт выполняет функции согласования ступеней образования и соответствующих требований к личности.
Критериями эффективной организации личностно-ориентированного обучения выступают параметры личностного развития.
Таким образом, обобщая вышесказанное, можно дать такое определение личностно-ориентированного обучения:
«Личностно-ориентированное обучение» - такой тип обучения, в котором организация взаимодействия субъектов обучения в максимальной степени ориентирована на их личностные особенности и специфику личностно-предметного моделирования мира».
1.2 Модели личностно-ориентированного подхода
Существующие модели личностно-ориентированного подхода, можно условно разделить на три основные группы: социально-педагогическая,предметно-дидактическая, психологическая.
Социально-педагогическая модель реализовала требования общества, которое формулировало социальный заказ образованию: воспитать личность с заранее заданными свойствами. Общество через все имеющиеся образовательные институты формировало типовую модель такой личности. Задача колледжа заключалась в первую очередь в том, чтобы каждый студент по мере взросления соответствовал этой модели, был ее конкретным носителем. Личность при этом понималась как некоторое типовое явление, «усредненный» вариант, как носитель и выразитель массовой культуры. Отсюда основные социальные требования к личности: подчинение индивидуальных интересов общественным, конформизм, послушание, коллективизм.
Образовательный процесс был ориентирован на создание одинаковых условий обучения для всех при которых каждый достигал планируемых результатов (всеобщее десятилетнее образование, «борьба» второгoдничеством, детьми с отклоняющимися формами поведения, изоляция детей с различными нарушениями психического развития и т.п.).
Технология образовательного процесса основывалась на идее педагогического управления, формирования, коррекции личности «извне», без достаточного учета и использования субъектного опыта самого ученика как активного творца собственного развития (самообразования, самовоспитания).
Образно говоря, направленность такой технологии можно обозначить так: «мне интересно, каков ты сейчас, но я знаю, каким ты должен стать, и я этого добьюсь». Отсюда известный педагогический оптимизм, авторитарность, единообразие программ, методов, форм обучения, глобальные цели и задачи общего среднего образования (воспитание гармоничной всесторонне развитой личности).
Предметно-дидактическая модель личностно-ориентированной педагогики, ее разработка традиционно связаны с организацией научных знаний в системе с учетом их предметного содержания. Это своеобразная предметная дифференциация, обеспечивающая индивидуальный подход в обучении.
Средством индивидуализации обучения служили сами знания, а не их конкретный носитель - развивающийся студент. Знания организовывались степени их объективной трудности, новизны, уровню их интегрированности, с учетом рациональных приемов усвоения, «порций» подачи материала, сложности его переработки. В основе дидактики лежала предметная дифференциация, направленная на выявление:
1) предпочтений студента к работе с материалом разного предметного содержания;
2) интереса к его углубленному изучению;
З) ориентации студента к занятиям разными видами предметной (профессиональной) деятельности.
Следует особо подчеркнуть, что предметная дифференциация, как правило, не затрагивает духовной дифференциации, т.е. различий национальных, этнических, религиозных, мировоззренческих, что в значительной мере определяет субъектного опыта студента.
Психологическая модель личностно-ориентированной педагогики до последнего времени сводилась к признанию различий в познавательных способностях, понимаемых как сложное психическое образование, обусловленное генетическими, анатомо-физиологическими, социальными причинами и факторами в их сложном взаимодействии и взаимовлиянии.
В образовательном процессе познавательные способности проявляются в обучаемости, которая определяется как индивидуальная способность к усвоению знаний.
1.3 Компоненты личностно-ориентированного подхода в обучении
Первая составляющая - основные понятия, которые при осуществлении педагогических действий являются главным инструментом мыследеятельности. Отсутствие их в сознании педагога или искажение их смысла затрудняют или даже делают невозможным осознанное и целенаправленное применение рассматриваемой ориентации в педагогической деятельности. К основным понятиям личностно-ориентированногo подхода можно отнести следующие:
- индивидуальность - неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающее их от других индивидов и человеческих общностей;
- личность - постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека;
- самоактуализированная личность - человек, осознанно и активно реализующий стремление стать самим собой, наиболее полно раскрыть свои возможности и способности;
- самовыражение - процесс и результат развития и проявления индивидом присущих ему качеств и способностей;
- субъект - индивид или группа, обладающие осознанной и творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности;
- субъектность - качество отдельного человека или группы, отражающее способность быть индивидуальным или групповым субъектом и выражающееся мерой обладания активностью и свободой в выборе и осуществлении деятельности;
- Я-концепция - осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношения к себе и окружающим;
- выбор - осуществление человеком или группой возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности;
Вторая составляющая - исходные положения и основные правила построения процесса обучения и воспитания учащихся. В совокупности они могут стать основой педагогического кредо преподавателя или руководителя образовательного учреждения. Назовем принципы личностно-ориентированного подхода:
1. Принципсамоактyализации.В каждом учащемся существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.
2. Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога - это главная задача образовательного учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию. Каждый член коллектива должен быть (стать) самим собой, обрести (постичь) свой образ.
3. Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь студенту стать подлинным субъектом жизнедеятельности в группе и колледже, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта. Межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в процессе воспитания.
4. Принцип выбора. Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в группе и колледже.
5. Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы. Благодаря творчеству студент выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной - Я-концепции личности учащегося, стимулирует осуществление студентом дальнейшей работы по самосовершенствованию и само строительству своего «я».
6. Принцип доверия и поддержки. Решительный отказ от идеологии и практики социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру учебно-воспитательного процесса, присущего педагогике насильственного формирования личности студента. Важно обогатить арсенал педагогическойдеятельности гуманистическими личностно-ориентированными технологиями обучения и воспитания учащихся. Вера в студента, доверие ему, поддержка его стремления к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация детерминирует успех обучения и воспитания учащегося.
Третий компонент личностно-ориентированного подхода - это технологическая составляющая, которая включает в себя наиболее адекватные данной ориентации способы педагогической деятельности.
Большинство педагогов исследователей склонно включать в данный арсенал диалог, игровые и рефлексивные методы и приемы, а также способы педагогической поддержки личности учащегося в процессе его саморазвития и самореализации. Использование личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании студентов, невозможно без применения методов диагностики.
Наличие у педагога представлений о сущности, строении и структуре личностно-ориентированного подхода позволяет ему более целенаправленно и эффективно моделировать и строить в соответствии с данной ориентацией конкретные учебные занятия и воспитательные мероприятия.
1.4 Технология личностно-ориентированного обучения
Основным принципом разработки личностно-ориентированной системы обучения, как отмечалось выше, является признание индивидуальности учащегося, создание необходимых и достаточных условий для его развития.
Индивидуальность рассматривается нами как неповторимое своеобразие каждого человека, осуществляющего свою жизнедеятельность в качестве субъекта развития в течение жизни. это своеобразие определяется совокупностью черт и свойств психики, формирующейся под воздействием разнообразных факторов, обеспечивающих анатомо-физиологическую, психическую организацию любого человека.
Индивидуальность - обобщенная характеристика особенностей человека, устойчивое проявление которых, их эффективная реализация в игре, учении, труде, спорте определяет индивидуальный стиль деятельности как личностное образование. Индивидуальность человека формируется на основе наследованных природных задатков в процессе воспитания и одновременно и это главное для человека - в ходе саморазвития, самопознания, самореализации в различных видах деятельности.
В обучении учет индивидуальности означает раскрытие возможности максимального развития каждого учащегося, создание социокультурной ситуации развития исходя из признания уникальности и неповторимости психологических особенностей студента.
Чтобы индивидуально работать с каждым студентом, учитывая его психологические особенности, необходимо по-иному строить весь образовательный процесс.
Технологизация личностно-ориентированного образовательного процесса предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием учащегося в ходе овладения знаниями. Только при наличии дидактического обеспечения, реализующего принцип субъектности образования, можно говорить о построении личностно-ориентированного процесса.
Основные требования к разработке дидактического обеспечения личностно ориентированного процесса:
§ учебный материал (характер его предъявления) должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта учащегося, включая опыт его предшествующего обучения;
§ изложение знаний в учебнике (преподавателем) должно быть направлено не только на расширение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование наличного опыта каждого студента;
§ активное стимулирование студента к самоценной образовательной деятельности должно обеспечивать ему возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;
§ учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы учащийся имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач;
§ при введении знаний о приемах выполнения учебных действий необходимо выделять общелогические и специфические предметные приемы учебной работы с учетом их функций в личностном развитии;
§ необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но главным образом процесса учения, т.е. тех трансформаций, которые осуществляет студент, усваивая учебный материал;
§ образовательный процесс должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию, оценку учения как субъектной деятельности. для этого необходимо выделение единиц учения, их описание, использование учителем на уроке, в индивидуальной работе (различные формы коррекции, репетиторства).
Таким образом, дидактическое обеспечение является неотъемлемой частью личностно- ориентированного подхода, основной целью которого является развитие личности.
2. Реализация личностно - ориентированного обучения
2.1 Личностно-ориентированный урок: технология проведения
Современный урок стал более гибким по целям и задачам, вариативным по формам и методам проведения, разнообразным по техническим средствам, используемым преподавателем. И все же далеко не всегда его можно считать личностно-ориентированным.
Нередко под личностно-ориентированным уроком понимают гуманное, уважительное отношение к учащимся, видя задачу педагога прежде всего в том, чтобы создать эмоционально положительный настрой группы на работу. Бывает, преподаватель не ставит плохой отметки, даже если ответ учащегося того заслуживает. Стараясь помочь слабым учащимся, он закрывает глаза на проявление недисциплинированности, использует разнообразные развлекающие моменты.
Широко используются уроки с увлечением, развлечением, насыщенные самостоятельными творческими заданиями. Все это, безусловно, делает урок более интересным, привлекательным, более результативным, но еще не дает основания считать его личностно-ориентированным. Сущность последнего - не просто создание преподавателем благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъектному опыту учащихся, то есть к опыту их собственной жизнедеятельности. И, наконец, самое важное - признание самобытности и уникальности каждого учащегося. Но возможно ли это, когда в группе по 25-30 (а то и более) учащихся и каждый индивидуален по-своему?
Ответ не прост. От педагога требуется не только признание за каждым учащимся своеобразия его личности, но и пересмотр ряда профессиональных позиций. Рассмотрим некоторые из них.
Опора на субъектный опыт
Первая позиция. Преподаватель сообщает знания в строгой логической последовательности и этого же требует от учащегося, полагая, что ему они еще не известны. Но любое новое знание должно опираться на субъектный опыт студентов, на их интересы, склонности, устремления, индивидуально значимые ценности. Это определяет своеобразие восприятия и осознания окружающего мира каждым учащимся. В процессе взаимодействия на уроке происходит не только одностороннее воздействие педагога на студента, но и обратный процесс. Учащийся как носитель субъектного, личностно значимого для него опыта должен иметь возможность максимально использовать его, а не просто безоговорочно принимать (усваивать) все, что сообщает преподаватель.
Педагог и учащийся выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но необходимого опыта. Основной замысел личностно-ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание индивидуального опыта учащихся, согласовать его с задаваемым, переведя в социально значимое содержание (т.е. "окультурить"), и тем самым добиться личностного усвоения этого содержания.
При организации личностно-ориентированного урока профессиональная позиция педагога должна состоять в том, чтобы знать и уважительно относиться к любому высказыванию учащегося по содержанию обсуждаемой темы. Педагог должен продумать не только, какой материал он будет сообщать, но и какие содержательные характеристики по поводу этого материала возможны в субъектном опыте учащихся (как результат их предшествующего обучения у разных преподавателей и собственной жизнедеятельности.
Знание психофизических особенностей
Вторая позиция. Обычно, готовясь к уроку, преподаватель подбирает дидактический материал (иллюстративный, раздаточный и т.п.), позволяющий ему в процессе занятия использовать задания разной степени трудности. Ранжирование таких заданий традиционно осуществляется через выявление объективной сложности материала, интереса учащихся к предметному содержанию и их индивидуальных возможностей при выполнении предлагаемых на уроке тренировочных, творческих, проблемных заданий.
Подбор дидактического материала к личностно-ориентированному уроку требует от преподавателя не только его объективной сложности, но и знания индивидуальных предпочтений каждого учащегося в работе с этим материалом. Он должен располагать набором дидактических карточек, позволяющих учащемуся работать с одним и тем же содержанием, предусмотренным программными требованиями, но передавать его словом, знаково-условным обозначением, рисунком, предметным изображением и т.п. Конечно, вид и форма материала, возможности их репрезентации учащимся во многом определяются содержанием самого материала, требованиями к его усвоению, но единообразия в этих требованиях быть не должно. Учащемуся нужно предоставить возможность проявить индивидуальную избирательность в работе с учебным материалом. Набор такого материала следует гибко использовать в процессе урока, без этого он не станет личностно-ориентированным в подлинном смысле этого слова.
Классификация дидактического материала, подбор и использование его в ходе урока требуют, конечно, особой подготовки преподавателя и прежде всего знания психофизиологических особенностей учащихся, умения выявлять и продуктивно их использовать в процессе усвоения. К сожалению, пока дидактический материал, находящийся на вооружении педагога, позволяет ему осуществлять "разноуровневый", "дифференцированный", но не личностно-ориентированный подход.
В роли равноправных партнеров
Третья позиция. Она относится к сценарию урока, его "режиссуре". Традиционно общение на уроке сводится к приглашению (принуждению) учащихся заниматься тем, что предусмотрел преподаватель согласно требованию программы (ее тематическому и календарному планированию). Такая профессиональная позиция не подвергается сомнению. Вопрос в другом. Как построить на уроке учебное общение таким образом, чтобы учащийся мог сам выбрать наиболее интересующее его задание по содержанию, виду и форме и тем самым наиболее активно проявить себя? Для этого педагогу следует относить к фронтальным методам работы на уроке лишь информационные (установочные, содержательно-инструктивные), а к индивидуальным - все формы самостоятельной, групповой (парной) работы.
Это требует от него учета не только познавательных, но и эмоционально-волевых и мотивационно-потребностных особенностей учащихся, возможностей их проявления в ходе урока. Потому-то при подготовке к уроку надо заранее спроектировать все возможные типы общения, подчиненные учебным целям, все формы сотрудничества между учащимися с учетом их оптимального личностного взаимодействия. Если на традиционном уроке основное внимание педагог уделяет коллективным (фронтальным) методам работы, то на личностно-ориентированном он должен принять на себя роль координатора, организатора самостоятельной работы группы, гибко распределяя учащихся по подгруппам с учетом их личностных особенностей, в целях, создания максимально благоприятных условий для их проявления. Все это, несомненно, требует специальной подготовки.
Критерии анализа личностно-ориентированного урока:
*создание преподавателем в начале урока положительного эмоционального настроя на работу;
*сообщение учащимся не только темы урока (его содержания), но и целей, форм организации их деятельности;
*гибкая организация учебной деятельности студентов в зависимости от целей урока (его этапов): сообщение материала, выполнение творческих заданий, взаимопроверка, анализ работы друг с другом с учетом их индивидуальных особенностей;
*стимулирование учащихся к выбору различных способов выполнения заданий;
*использование разнообразного дидактического материала, позволяющего учащемуся проявлять личностную избирательность к типу, виду и форме учебного задания, характеру его выполнения;
*активизация субъектного опыта учащегося, его использование в процессе урока;
*анализ ответа учащегося не только с позиции правильности, но и с учетом того, как ученик рассуждал, каким способом решал, где и почему ошибся, высказал ли оригинальные соображения;
*преобладающая форма общения с группой (диалог, полилог);
*предпочитаемые учителем формы работы с группой: проверка домашних заданий, изложение знаний, самостоятельная работа с учебником, коллективное решение творческих задач, взаимопроверка учениками выполненного задания, анализ разных способов решения и т.п.
2.2 Реализация личностно-ориентированного подхода и методические приемы личностно-ориентированного урока
Для реализации личностно-ориентированного подхода используются следующие рекомендации к подготовке занятия:
· определение общей цели и ее конкретизацию в зависимости от разных этапов занятия;
· подбор и организацию такого дидактического материала, который позволяет выявлять индивидуальную изобретательность детей к содержанию, виду и форме познания;
· планирование разных форм организации работы (соотношение фронтальной, индивидуальной, самостоятельной работы);
· выбор критериев оценки продуктивности работы с учетом характера заданий (дословный пересказ, изложение своими словами, выполнение творческих заданий);
· планирование характера общения и межличностных взаимодействий в процессе занятия: использование разных форм общения (монолога, диалога, полилога) с учетом целей занятия; проектирование характера взаимодействий учащихся на занятии с учетом их личностных особенностей и требований к межгрупповому взаимодействию; использование содержания субъективного опыта всех участников занятия в диалоге “учащийся - педагог” и “учащийся - учащиеся”.
Результативность проведенного занятия предусматривает: обобщение полученных занятий и умений, оценку их усвоенности;анализ результатов групповой и индивидуальной работы;анализ степени активности каждого учащегося;внимание к процессу выполнения заданий, а не только к результату.
Эффективность данной работы определяется степенью активности и заинтересованности учащихся на занятии.
А самоанализ занятия по данным направлениям позволяет определить достигнуто ли то, что было запланировано.
В первую очередь, для успешной реализации личностно-ориентированного подхода на занятиях необходима сформированность личностной позиции у педагога, высокая степень педагогической осознанности.
Перед началом каждого урока необходимо студентам сообщить план урока, то есть, какие учебно-познавательные задачи будут стоять на этом уроке (можно его написать на доске). При этом надо постараться, чтобы формулировки вызвали у учащихся заинтересованность. Объяснение проводить живо, то и дело, привлекая ребят для соучастия в познавательном процессе.
Отбирая знания для изучения новой темы, преподавателю целесообразно подумать о качественных характеристиках усвоения этих знаний: их полноте (в объеме, предусмотренном учебной программой), действенности и гибкости (умении использовать их в нестандартной ситуации), системности (умении устанавливать связи между изучаемыми объектами), прочности (умение сохранить знания в памяти и актуализировать их в нужный момент).
Общение - один из ведущих механизмов социализации учащихся, позволяющий им успешно адаптироваться к требованиям преподавателя, приобрести взаимопонимание со сверстниками И предупредить появление негативных качеств в социальном становлении личности.
В конце урока предложить студентам подытожить проведённую работу: кто чему научился, довольны ли своим участием в работе, выполнен ли намеченный план, возникли ли у кого-нибудь проблемы с усвоением темы.
Если урок прошёл напряжённо в познавательной борьбе, и преподаватель чувствует внутреннее удовлетворение, то надо выразить студентам благодарность за хороший урок с явной радостью.
Если урок прошёл неудачно, то надо признаться об этом перед учащимися, постараться объяснить причину, доверительно сообщить, какие возникают замечания к самому себе, какие возникают пожелания к ним, к их активности на уроке, спросить и выслушать их мнение. Очень хорошо обращаться к студентам с просьбой помочь: подготовить задания (задачи, примеры, кроссворды, упражнения, отыскать материал для будущих тем уроков и т.д.), С тем, чтобы их потом предложить остальным для выполнения на уроках.
На уроках самостоятельного выполнения студентов заданий надо проявлять подчёркнутое уважение к их мыслительной деятельности, разговаривать шепотом, не надзирать за ними, при необходимости разрешить им пользоваться учебниками и справочной литературой. Делать всё возможное, чтобы каждый студент осознал важность своей работы, почувствовал уважение к себе и своей познавательной деятельности.
При оценке студента особое значение необходимо придавать стараниям, упорству, труду, которые были потрачены при выполнении задания, независимо от того, справился он с ним полностью или нет. Порадоваться личному достигнутому успеху, его побуждениям, стремлениям, вкусам. Утвердить в нём уверенность в возможности достичь ещё большего успеха. Необходимо поощрять в каждом студенте: смелость ума, умение сомневаться, разумный риск, стремление к самостоятельности, способности защитить свою точку зрения, творческий подход к решению какой-либо задачи, неординарность мышления, пытливость и любознательность.
Заключение
Можно сделать вывод, что личностно-ориентированный подход в обучении играет важную роль в системе образования. Современное образование должно обеспечивать единство непрерывного общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития личности, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации.
Идею личностного подхода логично считать центральной в личностноориентированном образовательном процессе, все остальные дополняют, развивают, обслуживают ее.
Главная ценность - сам учащийся, растущий человек культуры, а не тот продукт, который от него можно получить. Развитие индивидуальности, самобытности, неповторимости учащегося, раскрытие его природного дара вот ценности личностного образовательного процесса. Отношение к студенту как к части природы, учет его индивидуального учебного стиля, стиля общения, учет его половозрастных, психологических, социальных и других особенностей. Принятие студента таким, какой он есть. «Кто есть мой ученик», а уж потом «каким он должен быть». Это означает создание психологически комфортных условий для развития каждого учащегося.
Образовательный процесс должен стать сферой самоутверждения учащегося. В этой связи генетической основой личностного подхода являются личностные смыслы усваиваемого материала, эмоциональное восприятие изучаемого, его переживание. Отличие личностного подхода от традиционно-индивидуального можно кратко выразить формулой: не с предметом к детям, а с детьми к предмету.