Просмотр содержимого документа
«Метакогнитивные образовательные технологии как средство достижения метапредметных результатов.»
Метакогнитивные образовательные технологии как средство достижения метапредметных результатов.
Евсеева Л.П., учитель русского языка и литературы,
МОУ СОШ №2 г. Котово
evseevalp@yandex.ru
Универсальный ответ на вопрос о ценности знаний уже очень давно дали древнегреческие мыслители: «Ум ученика – это не сосуд, который надо заполнить знаниями, а факел, который надо зажечь». Какие именно знания требуются для того, чтобы «факел горел»?
Изменившаяся в России парадигма образования : я знаю (что) – я знаю (как) вызвала необходимость разработки новых подходов, в частности, компетентностного , предполагающего заменить систему обязательного формирования знаний, умений и навыков набором компетентностей, которые должны способствовать успешной социализации учащихся.
В этой связи особую значимость приобретает формирование таких качеств личности, как самостоятельность, ответственность, уверенность в себе, отсутствие страха перед неудачей, основанных на овладении учащимися средств саморегуляции мышления и поведения.
Исходя из этого, Федеральный государственный образовательный стандарт определил три группы результатов: личностные, метапредметные и предметные. В качестве главных результатов отмечены не предметные, а личностные и метапредметные, обеспечивающие формирование универсальных учебных действий: «Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию».
Возникает вопрос о выборе наиболее эффективных способов достижения предполагаемых образовательных результатов. Исследования (Дж. Куика, Л.Н Лесохиной, Т.В.Назаренко, А.А.Окунева, М.А.Холодной и других показали, что наилучшего результата можно добиться, применяя метакогнитивные образовательные технологии.
Метапредметные ( метакогнитивные) образовательные технологии и метапредметный подход в образовании были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов.
Метакогнитивные образовательные технологии – это технологии, формирующие интеллектуальные умения и усиливающие рефлексивные механизмы в образовательной деятельности; способствующие формированию метапознания и развитию метакогнитивных способностей. То есть, это технологии, направленные на достижение метапредметных, личностных результатов.
К метакогнитивным (метапредметным) технологиям относятся следующие технологии: диалогового взаимодействия, развития критического мышления, педагогических мастерских, кейс-технологии, проектные, исследовательские, развивающего обучения и другие.
Проиллюстрируем возможность достижения метапредметных результатов на примере метакогнитивной технологии «Развитие критического мышления» (РКМ). Для этого проведем анализ приемов и стратегий технологии РКМ с точки зрения работы с текстовой информацией, развития навыков мыслительной деятельности, а также формирования и развития УУД учащихся.
Сравнительный анализ приемов и стратегий технологии РКМ
№ п/п
Название приема или стратегии.
На что направлен, какие виды УУД развиваются
Краткое описание основных действий
1
2
3
4
1
Верные и неверные утверждения («Верите ли Вы?»). Ключевые слова.
Проверка достоверности выдвинутых на стадии вызова гипотез; развитие способности к прогнозированию и анализу понятий (познавательные, регулятивные УУД)
Проработка текстовой информации путем поиска ответов на вопросы
2
Дерево предсказаний.
Помогает строить предположения (гипотезы) по поводу развития сюжетной линии в рассказе или повести (познавательные /логические/).
Правила работы:
ствол дерева – тема,
ветви – предположения,
листья – обоснование предположений.
Прием используется на стадии вызова.
3
Эффективная лекция для организации деятельности
Прием «Бортовой журнал»
Развитие мыслит .функций: обобщение и сопоставление.
Обобщающий прием записи своих мыслей (гипотез) – на стадии вызова, а затем текстовой информации – на стадии рефлексии (регулятивные, познавательные)
Организация деятельности по изучаемой теме, путем заполнения таблицы:
Что мне известно по данной теме
Что нового я узнал из текста
или:
Предположения
Новая
информация
4
Инсерт
(самоактивизирующаяся системная разметка для эффективного чтения и размышления)
Дает возможность читателю увязать содержание текста со своим личным опытом. Развитие аналитических способностей (личностные)
Заполнение таблицы:
Цитата
Комментарии
6
«Толстые» и «тонкие» вопросы
Активизация мыслительной деятельности при активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, размышления (познавательные, регулятивные)
Составление тонких и толстых вопросов при работе с информацией
Толстые
вопросы
Тонкие
вопросы
Дайте объяснения почему?
Объясните, почему?
В чем различие?
Что, если?
Кто?
Что?
Когда?
Может?
Как звать?
Используется на любых стадиях технологии.
7
Кластеры
Выделение смысловых единиц текста (составление развернутого плана); развитие аналитических умений (познавательные /знаково-символические и логические/)
Графическое оформление в определенном порядке смысловых единиц текста в виде грозди
8
Работа в группах
а) «Зигзаг»
Изучение и систематизация большого по объему материала (регулятивные, познавательные, коммуника-тивные).
Основаны на принципе взаимообучения: члены рабочей группы становятся экспертами в определенных областях изучаемой темы, готовят презентацию и обучают других участников по каждой теме.
б) «Зигзаг-2»
Изучение и систематизация меньшего по объему материала (регулятивные, познавательные, коммуника-тивные)
· «Рабочая» группа получает текст и просматривает его;
· Группе предлагается 5 разл. вопросов по данному тексту;
· «Специалисты» по отдельным вопросам объединяются в «экспертные» группы;
· «Экспертная» группа обсуждает вопрос и готовит презентацию ответа для «рабочей» группы;
· Вернувшись в «рабочие» группы, эксперты отвечают на «свои» вопросы;
· Ответы на вопросы озвучиваются для всей аудитории.
9
Стратегия «IDEAL» - стратегия решения проблем при чтении текста
Развитие навыков критического мышления (познавательные, коммуникативные)
I
Выделите в тексте проблему.
D
Опишите ее (выявите ее суть).
E
Определите варианты подходов к решению проблемы.
A
Действуйте (решайте).
L
Сделайте вывод (научитесь), проведите рефлексию своей работы.
10
Стратегия «Fishbone» Модель постановки и решения проблемы.
Развитие умений формулировать и решать проблемные вопросы. Позволяет описать и решить целый круг проблем (познавательные, коммуникативные).
На «верхних костях» рыбы формулируется проблема (признаки).
На «нижних костях» скелета рыбы фиксируются факты, подтверждающие существование этой проблемы.
11
Синквейн
Развитие способностей к анализу, обобщению и целостному восприятию темы при письме (познаватель-ные)
Отражение сущности темы (понятия) в пяти строках по определенным правилам
В ходе работы в рамках этих приемов метакогнитивной технологии «Развитие критического мышления» учащиеся овладевают различными способами самостоятельной деятельности, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления опыта работы с разного рода информацией . Указанные технологии также способствуют формированию целостного мировоззрения и мировосприятия; комплексному развитию метакогнитивных умений и разных видов УУД.
Главным приобретением использования метакогнитивных педагогических технологий в обучении становится развитие способности самостоятельно учиться и способности к непрерывному самообразованию.
Таким образом ,использование метакогнитивных технологий как средства достижения метапредметных результатов образования позволяет повысить эффективность образовательного процесса в целом, обеспечивает формирование важнейшей компетенции личности – умения учиться.
Список используемой литературы
1. Алексашина И.Ю., Абдулаева О.А., Иваньшина Е.В., Ульянова А.А. Диалог предметного и интегративного подходов в современном образовании. // Сб.: Академический вестник. Вып. 4-5 (16-17). – СПб.: СПбАППО, 2011.
2. Кулюткин Ю.Н., Муштавинская И.В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. – СПб.: СПбГУПМ, 2002.
3. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: Учеб.-метод. Пособие. - СПб. КАРО, 2009.
4. Окунев А.А. Речевое взаимодействие школьника и взрослого в структуре Нового образования. – СПб.: Издательство «Скифия», 2006.
5. Формирование универсальных учебныхдействий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под ред. А.Г.Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159с.
6. Холодная М.А. Формирование персонального познавательного стиля ученика как одно из направлений индивидуализации обучения // Школьные технологии. 2000. № 4. С. 13-16.