kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Метакогнитивные образовательные технологии как средство достижения метапредметных результатов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка представляет современные образовательные технологии.

Просмотр содержимого документа
«Метакогнитивные образовательные технологии как средство достижения метапредметных результатов.»

Метакогнитивные образовательные технологии как средство достижения метапредметных результатов.


Евсеева Л.П., учитель русского языка и литературы,

МОУ СОШ №2 г. Котово

evseevalp@yandex.ru

Универсальный ответ на вопрос о ценности знаний уже очень давно дали древнегреческие мыслители: «Ум ученика – это не сосуд, который надо заполнить знаниями, а факел, который надо зажечь». Какие именно знания требуются для того, чтобы «факел горел»?

Изменившаяся в России парадигма образования : я знаю (что) – я знаю (как) вызвала необходимость разработки новых подходов, в частности, компетентностного , предполагающего заменить систему обязательного формирования знаний, умений и навыков набором компетентностей, которые должны способствовать успешной социализации учащихся.

В этой связи  особую значимость приобретает формирование таких качеств личности, как самостоятельность, ответственность, уверенность в себе, отсутствие страха перед неудачей, основанных на овладении учащимися средств саморегуляции мышления и поведения.

Исходя из этого, Федеральный государственный образовательный стандарт определил три группы результатов: личностные, метапредметные и предметные. В качестве главных результатов отмечены не предметные, а личностные и метапредметные, обеспечивающие формирование универсальных учебных действий: «Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию».

Возникает вопрос о выборе наиболее эффективных способов достижения предполагаемых образовательных результатовИсследования (Дж. Куика, Л.Н Лесохиной, Т.В.Назаренко, А.А.Окунева, М.А.Холодной и других показали, что наилучшего результата можно добиться, применяя метакогнитивные образовательные технологии.

Метапредметные ( метакогнитивные) образовательные технологии и метапредметный подход в образовании были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов.

Метакогнитивные образовательные технологии – это технологии, формирующие интеллектуальные умения и усиливающие рефлексивные механизмы в образовательной деятельности; способствующие формированию метапознания и развитию метакогнитивных способностей. То есть, это технологии, направленные на достижение метапредметных, личностных результатов.

К метакогнитивным (метапредметным) технологиям относятся следующие технологии: диалогового взаимодействия, развития критического мышления, педагогических мастерских, кейс-технологии, проектные, исследовательские, развивающего обучения и другие.

Проиллюстрируем возможность достижения метапредметных результатов на примере метакогнитивной технологии «Развитие критического мышления» (РКМ). Для этого проведем анализ приемов и стратегий технологии РКМ с точки зрения работы с текстовой информацией, развития навыков мыслительной деятельности, а также формирования и развития УУД учащихся.


Сравнительный анализ приемов и стратегий технологии РКМ

№ п/п

Название приема или стратегии.

На что направлен, какие виды УУД развиваются

Краткое описание основных действий

1

2

3

4

1

Верные и неверные утверждения («Верите ли Вы?»). Ключевые слова.

Проверка достоверности выдвинутых на стадии вызова гипотез; развитие способности к прогнозированию и анализу понятий (познавательные, регулятивные УУД)

Проработка текстовой информации путем поиска ответов на вопросы

2

Дерево предсказаний.


Помогает строить предположения (гипотезы) по поводу развития сюжетной линии в рассказе или повести (познавательные /логические/).

Правила работы:

ствол дерева – тема,

ветви – предположения,

листья – обоснование предположений.

Прием используется на стадии вызова.

3

Эффективная лекция для организации деятельности

Прием «Бортовой журнал»


Развитие мыслит .функций: обобщение и сопоставление.

Обобщающий прием записи своих мыслей (гипотез) – на стадии вызова, а затем текстовой информации – на стадии рефлексии (регулятивные, познавательные)

Организация деятельности по изучаемой теме, путем заполнения таблицы:

Что мне известно по данной теме

Что нового я узнал из текста



или:

Предположения

Новая

информация




4

Инсерт

(самоактивизирующаяся системная разметка для эффективного чтения и размышления)


Смысловой анализ текста, актуализация имеющихся знаний (личностные /смыслообразование/, регулятивные, познавательные /общеучебные/)

Маркировка текста по мере его чтения:

“ √ ” - уже знал

“ + ” – новое

“ - ” - думал иначе

“ ? ” - не понял, есть вопросы

5

Дневники: «двухчастный»


Дает возможность читателю увязать содержание текста со своим личным опытом. Развитие аналитических способностей (личностные)

Заполнение таблицы:

Цитата

Комментарии




6

«Толстые» и «тонкие» вопросы

Активизация мыслительной деятельности при активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, размышления (познавательные, регулятивные)

Составление тонких и толстых вопросов при работе с информацией

Толстые

вопросы

Тонкие

вопросы

Дайте объяснения почему?

Объясните, почему?

В чем различие?

Что, если?

Кто?

Что?

Когда?

Может?

Как звать?

Используется на любых стадиях технологии.

7

Кластеры



Выделение смысловых единиц текста (составление развернутого плана); развитие аналитических умений (познавательные /знаково-символические и логические/)

Графическое оформление в определенном порядке смысловых единиц текста в виде грозди

8

Работа в группах

а) «Зигзаг»


Изучение и систематизация большого по объему материала (регулятивные, познавательные, коммуника-тивные).

Основаны на принципе взаимообучения: члены рабочей группы становятся экспертами в определенных областях изучаемой темы, готовят презентацию и обучают других участников по каждой теме.


б) «Зигзаг-2»


Изучение и систематизация меньшего по объему материала (регулятивные, познавательные, коммуника-тивные)

· «Рабочая» группа получает текст и просматривает его;

· Группе предлагается 5 разл. вопросов по данному тексту;

· «Специалисты» по отдельным вопросам объединяются в «экспертные» группы;

· «Экспертная» группа обсуждает вопрос и готовит презентацию ответа для «рабочей» группы;

· Вернувшись в «рабочие» группы, эксперты отвечают на «свои» вопросы;

· Ответы на вопросы озвучиваются для всей аудитории.

9

Стратегия «IDEAL» - стратегия решения проблем при чтении текста


Развитие навыков критического мышления (познавательные, коммуникативные)

I

Выделите в тексте проблему.

D

Опишите ее (выявите ее суть).

E

Определите варианты подходов к решению проблемы.

A

Действуйте (решайте).

L

Сделайте вывод (научитесь), проведите рефлексию своей работы.


10

Стратегия «Fishbone» Модель постановки и решения проблемы.

Развитие умений формулировать и решать проблемные вопросы. Позволяет описать и решить целый круг проблем (познавательные, коммуникативные).

На «верхних костях» рыбы формулируется проблема (признаки).

На «нижних костях» скелета рыбы фиксируются факты, подтверждающие существование этой проблемы.

11

Синквейн

Развитие способностей к анализу, обобщению и целостному восприятию темы при письме (познаватель-ные)

Отражение сущности темы (понятия) в пяти строках по определенным правилам

В ходе работы в рамках этих приемов метакогнитивной технологии «Развитие критического мышления» учащиеся овладевают различными способами самостоятельной деятельности, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления опыта работы с разного рода информацией . Указанные технологии также способствуют формированию целостного мировоззрения и мировосприятия; комплексному развитию метакогнитивных умений и разных видов УУД.

Главным приобретением использования метакогнитивных педагогических технологий в обучении становится развитие способности самостоятельно учиться и способности к непрерывному самообразованию.

Таким образом ,использование метакогнитивных технологий как средства достижения метапредметных результатов образования позволяет повысить эффективность образовательного процесса в целом, обеспечивает формирование важнейшей компетенции личности – умения учиться.


Список используемой литературы

1. Алексашина И.Ю., Абдулаева О.А., Иваньшина Е.В., Ульянова А.А. Диалог предметного и интегративного подходов в современном образовании. // Сб.: Академический вестник. Вып. 4-5 (16-17). – СПб.: СПбАППО, 2011.

2. Кулюткин Ю.Н., Муштавинская И.В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. – СПб.: СПбГУПМ, 2002.

3. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: Учеб.-метод. Пособие. - СПб. КАРО, 2009.

4. Окунев А.А. Речевое взаимодействие школьника и взрослого в структуре Нового образования. – СПб.: Издательство «Скифия», 2006.

5. Формирование универсальных учебныхдействий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под ред. А.Г.Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159с.

6. Холодная М.А. Формирование персонального познавательного стиля ученика как одно из направлений индивидуализации обучения // Школьные технологии. 2000. № 4. С. 13-16.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Евсеева Любовь Павловна

Дата: 20.08.2019

Номер свидетельства: 518008

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства