Мастер-класс "Роль математической игры в формировании познавательных УУД младшего школьника"
Мастер-класс "Роль математической игры в формировании познавательных УУД младшего школьника"
В школе предмет “Математика” является основой развития у учащихся познавательных универсальных учебных действий. Я продолжаю эту работу и на кружке математики, который веду по авторской программе «Математический калейдоскоп». Трехгодичный курс программы рассчитан на детей 8-10 лет. Цель: развитие познавательных способностей и логического мышления детей путем целенаправленного и организованного обучения. Организация работы с одаренными детьми. Одна из задач – обеспечить целенаправленную и эффективную работу по формированию умений действовать в нестандартной ситуации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Роль математической игры в формировании познавательных УУД младшего школьника"»
Управление образования администрации Тайшетского района
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 14 г. Тайшета
Мастер-класс
«Роль
математической игры
в формировании
познавательных УУД
младшего школьника»
Стрижнева Ирина Анатольевна,
учитель начальных классов
I квалификационной категории
г.п. Тайшет
2015г
Введение
Из школьной практики известно, что вопросы, требующие рассмотрения чего-либо с непривычной стороны, нередко ставят детей в тупик.
Каждый учитель помнит, что знает не тот ребенок, который пересказывает правило, а тот, кто использует на практике. Найти способ научить ребенка применять свои знания – это наша первоочередная задача. Если процесс обучения направить на развитие познавательных способностей учащихся, то можно научить увидеть что-то по-новому, не так, как все, и не так, как ты видел раньше, - очень непростая задача, но этому можно научить.
Давайте вспомним, что же такое познавательные учебные действия. Итак: познавательные универсальные учебные действия – это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации
Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, знаково – символические а также действия постановки и решения проблем.
Общеучебные универсальные действия:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации;
применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
структурирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Логические универсальные действия:
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтез — составление целого из частей, в том числе и самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
подведение под понятие, выведение следствий;
установление причинно - следственных связей;
построение логической цепи рассуждений;
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
формулирование проблемы;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
В школе предмет “Математика” является основой развития у учащихся познавательных универсальных учебных действий. Я продолжаю эту работу и на кружке математики, который веду по авторской программе «Математический калейдоскоп». Трехгодичный курс программы рассчитан на детей 8-10 лет. Цель: развитие познавательных способностей и логического мышления детей путем целенаправленного и организованного обучения. Организация работы с одаренными детьми. Одна из задач – обеспечить целенаправленную и эффективную работу по формированию умений действовать в нестандартной ситуации.
Свои занятия я строю в виде интеллектуальных игр (Брейн-ринг, Крестики-нолики, Самый умный, КВН, Звездный час, Гонка за лидером), уроков-путешествий, сказок, виртуальных экскурсий и т.д. На таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.
Материал для проведения занятия в кружке соответствует определенному году обучения и систематизирован по темам. Его можно разделить на два блока: алгебраический и геометрический.
Алгебраический блок включает в себя: решение топологических задач, решение логических заданий, решение текстовых задач.
Геометрический блок включает в себя: задания на развитие пространственных представлений, задания на подсчет геометрических фигур, задания на построение геометрических фигур.
Каждый блок имеет ярко выраженную целевую направленность на развитие и совершенствование одного или нескольких познавательных процессов: внимания, воображения, памяти, мышления.
Содержание программы
Первый год обучения.
Программный материал делится на два блока:
Геометрический блок - 12 часов. Он включает в себя следующие темы:
Маршруты - 2 часа
Геометрические фигуры - 6 часов
Построение скелета геометрических фигур - 1 час;
Задания на разрезание фигур на одинаковые части - 2 часа;
Подсчет геометрических фигур - 1 час;
Многоугольники - 2 часа
Игры со спичками и палочками - 2 часа
Повторение и контроль - 2 часа
Алгебраический блок - 22 часа. Он включает в себя следующие темы:
Решение логических задач - 12 часов
Решение топологических задач - 3 часа
Игры с цифрами и знаками - 8 часов
Задачи с подвохом - 1 час
Решение текстовых задач - 8 часов
Повторение и контроль - 2 часа
Второй год обучения.
Геометрический блок - 10 часов. Он включает в себя следующие темы:
Игры с геометрическими фигурами - 5 часов
Периметр и площадь - 2 часа
Куб 3 часа
Алгебраический блок - 24 часа. В него входят следующие темы:
Решение логических задач - 13 часов
Решение топологических задач - 3 часа
Игры с цифрами и знаками -10 часов
Решение текстовых задач - 8 часов
Обобщение и контроль - 3 часа
Третий год обучения.
Геометрический блок - 10 часов. Из них:
Повторение изученного - 2 часа
Сетки - 1 час
Симметрия - 3 часа
Периметр и площадь - 2 часа
Геометрические фигуры - 2 часа
Алгебраический блок - 24 часа. Он охватывает следующие темы.
Решение логических задач - 14 часов
Решение топологических задач - 3 часа
Ребусы и головоломки- 5 часа
Задачи с подвохом 2 часа
Задачи на переливание жидкости - 1 час
Судоку 1 час
Повторение и закрепление - 1 час
Комбинаторика - 1 час
Решение текстовых задач - 8 часов.
Обобщение и контроль - 2 часа.
Последовательность изучения тем позволяет органически включать в каждую последующую тему ранее изученный материал, и тем самым выстроить знания, умения и навыки в определенную систему.
Практическая часть
Наиболее подробно я хотела бы остановиться на обобщающем занятии, которое я проводила во 2 классе на основе игры «Крестики-нолики»
Тема занятия: Математическая игра «Крестики-нолики»
Цель: обобщить полученные знания, развивать умственные, творческие способности обучающихся, совершенствовать коллективные формы работы, навыки коммуникативного общения, умение работать в команде
- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении заданий, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.
- развивающие (формирование регулятивных УУД)
умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания; инструктаж по правилам игры
Знакомство с правилами игры
осознанное и произвольное построение речевого высказывания
Прогнозирование своей деятельности
Умение слушать и вступать в диалог
умение выделять нравственный аспект поведения
2
Вводная беседа.
1 . сектор игры
«Разминка для ума»
Вступительное слово учителя. Задания командам.
Выполняют задания , в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы, приводят примеры
Поиск и выделение необходимой информации
Выделение и осознание того, что уже пройдено.
Постановка цели учебной задачи, синтез
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог
Смысло-
образование
Деятельность учителя
Деятельность учеников
1. Сектор «Разминка для ума»
КОМАНДА «X»
Разность каких двух чисел равна 0?
У животного 2 правые ноги, 2 левые ноги. 2 ноги спереди, 2- позади. Сколько ног у животного?
Из какой посуды нельзя ничего есть?
Как сорвать ветку, чтобы не спугнуть птицу, которая на ней сидит?
Груша тяжелее яблока, а яблоко тяжелее персика. Что тяжелее: груша или персик?
КОМАНДА «О»
Какие 2 числа надо сложить, чтобы получить число 1?
Когда гусь стоит на двух ногах, то весит 4 кг. Сколько будет весить гусь, когда встанет на одну ногу
За чем пьют чай?
На что похожа половинка персика?
Назови 5 дней недели, не пользуясь указанием чисел месяца и не называя дней недели.
Учащиеся отвечают на задания устно.
КОМАНДА «X»
1).одинаковых
2) 4
3) из пустой
4) надо подождать, когда птица улетит
5) груша
КОМАНДА «О»
0+1
4 кг
за столом
на другую половину
позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра
3
2. Сектор игры «Ребус» (работа в группе)
Определяет цель задания 2 сектора. Повторяют правила работы в группе
Учащиеся выполняют задания в группах
Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов.
Целеполагание, выдвижение гипотез
Умение слушать и вступать в диалог
Деятельность учителя
Деятельность учеников
2. Сектор « Ребус» (работа в группе)
П02Л
40 А
100ЛБ
7 Я
100 ЛИЦА
ЛИ100К
ОС 3 Е
100 Л
КО100ЧКА
СЕС 3 ЦА
2.Учащиеся повторяют правила работы в группе, разгадывают ребусы
КОМАНДА «X»
Подвал, сорока, столб, семья, столица
КОМАНДА «О»
Листок, острие, косточка, сестрица
4
3 сектор «Художник»
Определяет цель задания Комментирует, направляет работу учащихся
Каждый ученик выполняет задание индивидуально.
Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.
Анализ объектов и синтез
Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата
Умение слушать и вступать в диалог,
Коллективное обсуждение проблем (при необходимости)
Ориента-
ция в межлично-стных отношени-ях
Деятельность учителя
Деятельность учеников
3. Сектор «Художник»
Не желтый
Не зеленый,
не желтый
Не красный
и не зеленый
Не синий, не зеленый, и не красный
Даны коробочки разного цвета: желтая, красная, синяя и зеленая. Под коробочками даны верные подписи. Раскрась коробочки в нужный цвет.
Учащиеся выполняют работу на индивидуальных карточках.
Самостоятельно читают задание, один – вслух.
Учащиеся сверяют с образцом учителя
6
4. Сектор
«Разгадай загадку»
( работа в группе)
Определяет цель задания Комментирует, направляет работу учащихся
Учащиеся выполняют задания.
Выполняя задание находят отгадку к загадке.
Выполнение действий по алгоритму, рефлексия способов и условий действия.
Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата,
Умение слушать и вступать в диалог,
Интегрироваться в группу
Профессиональное самоопределение,
смыслообразование
Деятельность учителя
Деятельность учеников
4. Сектор « Разгадай загадку» ( работа в группе)
( сначала находим отгадку, а потом слушаем загадку)
1. Расставьте по порядку фигуры так, чтобы каждое следующее число было на 6 меньше предыдущего. 34 52 40 22 46 28 А О Л А Б К
Загадка: без крыльев летят, без ног спешат, без паруса плывут. Угадайте, что это?
2. Расставьте кружки по порядку так, чтобы каждое следующее число было на 7 больше предыдущего. 15 43 8 22 36 29 50 Р В К А И П А
Загадка: всех кусает без разбора, никого не признает. Угадайте, это?
Учащиеся выполняют задания, находя отгадку к загадке
КОМАНДА «X»
облако
КОМАНДА «О»
крапива
7
5. Сектор
« Игра со спичками»
( работа в парах)
Определяет цель задания 2 сектора. Повторяют правила работы в паре.
Учащиеся в паре выполняют задание Первые учащихся справившихся с заданием сдают выполненную работу на проверку учителю, а остальные сверяют с эталоном на доске.
Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция
Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности
Деятельность учителя
Деятельность учеников
6.Сектор « Игра со спичками» ( работа в парах)
Убери 3 палочки так, чтобы остался 1 треугольник.
Убери 3 палочки так, чтобы остались 2 треугольника
Задание проверяет учитель
Учащиеся повторяют правила работы в парах , выполняют задание
Учащиеся поднимают руки с учетом выполненного задания.
8
6сектор «Танграмм»
Определяет цель задания Комментирует, направляет работу учащихся
Каждый ученик выполняет задание индивидуально
Осуществление синтеза — составление целого из частей, в том числе восполнение недостающих компонентов
Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата
Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности
профессионалное самоопределение,
смыслообразование
Деятельность учителя
Деятельность учеников
8. Сектор « Танграм» ( монгольская игра с квадратом)
Я, веселая лиса. Мне вцепилась в хвост оса.
Я, бедняжка, так вертелась,
Что на части разлетелась.
Три сороки возле пня стали складывать меня.
Между ними вспыхнул спор.
Получился ... мухомор.
Помогите! Помогите!
Поскорей меня сложите!
У каждого на парте танграм, дети складывают лису и дорисовывают мелкие детали. ( выставка)
Учащиеся составляют танграм «Лиса», прикрепляют работу на доску, оформляют выставку
Заключение.
Наглядно-образное мышление,свойственное детям младшего школьного возраста, позволяет сформировать целостную, нопредварительную картину мира,основанную на фактах, явлениях, образах и простых понятиях. Развитие интеллектуальных умений осуществляется под руководством учителя в 1-2 классе, а в 3-4 ставятся учебные задачи, которые ученики учатся решать самостоятельно. К концу начальной школы становление абстрактного мышленияпозволяетначинатьдостройку картины мирафактами, явлениями и абстрактными понятиями
Формы организации ребят разнообразны: игры проводятся со всеми учащимися, с группами, парами и индивидуально. Педагогическое руководство состоит в создании условий для игр, поддержании и развитии интереса, поощрении самостоятельных поисков решений задач, стимулировании творческой инициативы. Математические игры и головоломки очень популярны, как, впрочем, и все игры. И далеко не всегда более сложная игра - более интересная.
Головоломки целесообразны при закреплении представлений ребят о геометрических фигурах, их преобразовании. Загадки, задачи-шутки уместны в ходе обучения решению арифметических задач, действий над числами, формирование временных представлений и т. д. Смекалки, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Ребята могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу, Любая математическая задача на смекалку несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т. д. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность школьника, но развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он ни трудился. В самом начале занятий оправдывает себя использование несложных занимательных задач в качестве «умственной гимнастики». Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, головоломки.
Результатом своей работы вижу положительную динамику в формировании познавательных действий, которые включают у моих детей действие-исследование, поиск и отбор необходимой информации, ее структурирования, моделирование изучаемого содержания, логические действия и способы решения задач. Все это подтверждается:
В урочной деятельности (у учащихся сформирована система математических знаний и умений, о чем свидетельствуют результаты самостоятельных, проверочных и контрольных работ).
Во внеурочной деятельности:
Участие учеников в интеллектуальных конкурсах олимпиады по математике
Рост мотивации у учащихся к учебной деятельности: В этом году, по сравнению с прошлым годом повысилась мотивация к учебной деятельности у многих учащихся.
Литература:
Как проектировать Универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. [под ред. А.Г. Асмолова]. –2-е изд. Просвещение-2010.-152 с.
Бобровникова С.В. Приемы педагогической техники для формирования универсальных учебных действий//http://www.menobr.ru/materials/46/37549/
Теплова А.А. Что такое УУД? Характеристика универсальных учебных действий//kbr-my-school2.ucoz.ru/
Чернова И.Ю. Универсальные учебные действия //sgls.admsurgut.ru/win/download/1630/
Планируемые результаты начального общего образования [под ред. Г.С. Ковалева, О.Б. Логинова]. – 2-е изд. – М. Просвещение. 2010 – 120 с. (Стандарт второго поколения)
ФГОС начального общего образования – М. Просвещение. 2010 – 31 с. (Стандарты второго поколения)