kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер-класс "Психологический комфорт на уроках иностранного языка (в рамках реализации ФГОС)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коллегам предлагаются игры, приемы, методы работы на уроках иностранного языка для создания благоприятного психологического климата, повышения уровня мотивации к изучению иностранного языка. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Психологический комфорт на уроках иностранного языка (в рамках реализации ФГОС)»

Мастер-класс

Тема: Психологический комфорт на уроке иностранного языка (в рамках реализации ФГОС)

Подготовила: Дегтярева Екатерина Леонидовна

Форма: мастер-класс

Цель: анализ и разработка условий, способствующих созданию психологического комфорта на уроках.

Задачи:

  • Расширить представления участников о психологическом комфорте и его значимости в образовательном процессе.

  • Рассмотреть приёмы и способы создания психологического комфорта на уроках.

  • Дать представление об упражнениях, способствующих созданию психологического комфорта.

  • Рассмотреть эффективные способы влияния на ребенка.

Ход мастер - класса:

  1. Для начала давайте поприветствуем друг друга 1.Игра-энергизатор «Ладони».  Участники сидят или стоят в кругу. Ведущий начинает какое-то движение и передает его соседу справа, который в свою очередь передает это движение также соседу справа. Сосед справа продолжает выполнять данное движение до тех пор, пока не получит от соседа слева новое движение, которое он должен передать. Затем ведущий начинает другое движение и т. д.

Движения:

а) трение ладони о ладонь;

б) щелканье пальцами;

в) хлопанье ладонями по бедрам;

г) топанье ногами.

Психологический настрой «Социальное перемешивание»

  1. 100% населения бывает в школе.

  2. Продолжительное время = 9-11 лет ребенок проводит в школе, нет такого большого социального института (больница, церковь).

  3. Человек с 7 лет до 18 лет живет, растет и изменяется как психологически, так и физиологически.

  4. Родитель приводит ребенка (внука, сына) в школу, где учился сам и становится неким экспертом образовательных услуг, используя фразу «А в наше время…». Делает сравнительный анализ.

В современных образовательных системах принцип психологической комфортности является ведущим. Он предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей, и в которой они чувствуют себя “как дома”. Тема нашего мастер-класса «Психологический комфорт на уроке иностранного языка (в рамках реализации ФГОС)». (Слайд 1)

ІІ. Теоретический ввод

Разобраться в понятии «комфорт» нам поможет игра-ассоциация.

Что такое комфорт?

- Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «комфорт»?

Красота, мир, обстановка, толерантность, удобство, покой…

- Озвучим полученное.

(Слайд 2)

К

Культура, красота, качество образовательного процесса, критичность учителя к самому себе, компромисс, контроль

О

Обаяние, отношение, общение, ободрительный.

М

Мир, мотивация, мудрость, мастерство, мажор, миссия.

Ф

Формирование, форма

О

Обогатить, образовать, обстановка.

Р

Радость, развитие, разум, равенство, размеренность, разнообразие, радушие.

Т

Толерантность, творчество, такт, талант, терпимость, технология.

Комфорт - заимствовано из английского языка, что означает «поддержка, укрепление» (Этимологический словарь Н.М. Шанский)

Комфорт – это условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют (толковый словарь С.И. Ожегов)

Существует три структурные составляющие данного понятия.

Комфортность:

Психологическая

Интеллектуальная

Физическая

Психологический комфорт – условия жизни, при которых ребёнок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.

Источником психологической комфортности является: положительное эмоциональное состояние как ученика, так и учителя; доброжелательное отношение между учителем и учеником, т.к. в школе главной фигурой был и остается учитель.

(Слайд 3)

Никакие успехи в учёбе не принесут пользы, если они замешаны на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребёнка.

Как писал Борис Слуцкий :

Ничему меня не научит

То, что тычет, талдычит, жучит …


Психологическое упражнение «Стул»

Приглашается участник, который садится на стул. Ведущий дает ему в руки нитку от клубка, которым начинает опоясывать участника вокруг и говорит при этом слова: «Неумеха, неудачница, ничего не умеешь, ничего не знаешь, лентяйка, как же мне трудно с тобой, объясняю, объясняю, все в пустую…». Останавливается. Делает паузу. Обратно распутывает со словами: « Золотце, умничка, звездочка моя, помощница, все схватываешь на лету, за что не возьмешься, все отлично получается, как же я горжусь тобой, я очень рада, что ты у меня есть, что бы я без тебя делала?». (затем обговаривается, как чувствовал себя «испытуемый» в том и другом случае).


Однако психологическая комфортность необходима не только для развития ребёнка и усвоения им знаний. От этого зависит физическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяет снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей. (Слайд 4)

Нельзя допустить у детей комплексов, неуверенности в себе. В классе не должно быть деления на «хороших» и «плохих», «умных» и «глупых». Каждый ребёнок должен ощущать веру учителя в свои силы. Ситуация успеха (Я могу!) формирует у ребёнка веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать своё продвижение вперед.


III. Основная часть


Выполнение специальных упражнений на уроках. (Слайд 5)

  • «Созданию психологического комфорта также способствуют игры и упражнения, включенные в урок. Эти упражнения являются соединением обучения и психологического тренинга. Помогают развивать способности личности эффективно взаимодействовать с окружающими людьми, вырабатывать жизненно важные навыки и создавать благоприятный психологический климат на уроке.

«Мы проиграем с вами несколько таких игр. Остальные упражнения и игры вы можете увидеть в брошюре»

Для создания благоприятной психологической обстановки в начале урока я использую смайлик. У ребенка всегда поднимается настроение, когда у него в руках появляется это маленькое солнышко.

Один очень простой, но эффективный методический прием создающий психологический комфорт во время урока  – это «Светофор». Это длинная полоска картона длиной 9 см. и шириной 4 см. С одной стороны оклеена красным цветом, с другой зеленым.  При проведении устного опроса ученики сигнализируют учителю,  готовы ли они отвечать или нет. Красный – не готов, зеленый готов. Положительным моментом в этой ситуации является то, во время проведения опроса пассивность неприемлема. Хочешь, не хочешь – карточку надо поднять.


Перед выполнением контрольных работ полезно делать упражнения на дыхание, которое способствует снятию напряжения у детей и настраивает на важную работу: дыхание – глубокое, медленное сначала только через левую, а затем только через правую ноздрю. Дыхание через левую ноздрю активизирует работу правого полушария головного мозга, способствует успокоению и релаксации. Дыхание через правую ноздрю активизирует работу левого полушария, что способствует решению рациональных задач. Упражнение проводится по команде учителя: «Atmen ein! Atmen aus!»

(Слайд 6)

Комплимент внешности. Посмотри на своего партнера и скажи ему, как он сегодня выглядит, используй известные тебе прилагательные для описания внешности. Начни свое высказывание с обращения по имени. Используй модель «Ты сегодня такой…!» - “You are so … today!” (6 класс тема «Внешность»)

 Комплимент-похвала. Скажи своему другу, что у него хорошо получается. Используй модель “I think, you are good at …” “I think, you can do … very well” (6 класс тем «Характер», 7 класс «Твои успехи»)

Комплимент в чувствах. Скажи, какие чувства ты испытываешь, общаясь с одноклассниками. Используй выражения “I feel like …”, “I am happy/ I am glad/ It’s nice to work with you/that you are my friend….”. Можно попросить продолжить фразу объяснением  “because you are so …”


Создание ситуации успеха как один из факторов обеспечения психологического комфорта на уроке. С психологической точки зрения успех - это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности, либо совпал с ее надеждами, ожиданиями (или, строго говоря, с уровнем притязаний), либо превзошел их. На базе этого состояния могут сформироваться устойчивые чувства удовлетворения, формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения. В том случае, когда успех делается устойчивым, постоянным, может начаться цепная реакция, высвобождающая огромные, скрытые до поры возможности личности, несущая неисчерпаемый заряд человеческой духовной энергии.


Упражнение «Это классно!»

Все участники становятся в круг. Один участник выходит на середину и продолжает фразу: «Я узнал на уроке...», а остальные участники после каждого высказывания выбрасывают вперед руку с выставленным вверх пальцем и произносят: «Это классно!».

Упражнение «Подари подарок» (Слайд 7)

Ведущий предлагает участникам по очереди взять из коробки камешек и подарить его тому, кому захотите, но обязательно со словами: «Я дарю тебе этот камешек, потому что ты самый…».

Ich schenke Jhnen dieses Geschenk, denn Sie sind…

I make this present for you because you are…


ІІI.Заключительная часть.

Рефлексия

Я предлагаю вам обвести свою левую руку и закрасить любой палец глядя на слайд. Закрашенный листок поднять вверх. Этот прием тоже является метапредметным и создает благоприятную обстановку на уроке. Большое спасибо за совместную работу.


(Учителям предлагается оценить свою работу с помощью пиктограммы (Paint). На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение).

(Слайд 8)

Большой – для меня было важным и интересным…

Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию.

Средний – мне было трудно (мне не понравилось).

Безымянный – моя оценка психологической атмосферы.

Мизинец – для меня было недостаточно…


  • Мне очень понравились минуты нашего совместного общения. Я думаю, что без вашего участия наша встреча не была бы такой интересной, позитивной и результативной. Спасибо за участие, успехов вам во всех начинаниях.






УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ для создания психологического комфорта

на уроке иностранного языка

Упражнение-игру «Round about». Учащиеся передают по кругу (бросают друг другу) мяч («round») и высказываются о («about») своих чувствах, физическом и эмоциональном состоянии, настроении. Это упражнение может быть монологическим, когда каждый ученик высказывается одной фразой, без комментариев и вопросов со стороны других участников игры; а может стать диалоговым, если в ответ на высказывание последуют вопросы или комментарии.

Упражнение «Маска». Бывают случаи, когда учащимся трудно говорить о своем эмоциональном состоянии из-за внутренней скованности, неустановленного контакта в группе или просто из-за нехватки языковых средств. Преодолеть это можно, интерпретируя это упражнение следующим образом: учитель заготавливает маски (это более трудоемко, но и более увлекательно, напоминает театрализованное действие) или карточки с изображением разных  эмоциональных состояний. Они прикрепляются на спины участникам игры. Сами «носители» не знают, что изображено у них, но видят изображение партнера. Задание: в пантомиме передать содержание изображения, а «носители», задавая вопросы-переспросы (Am I sad? Have I a headache?), пытаются угадать. Можно предложить самим учащимся изготовить такие маски, карточки дома.

«Упражнение «Комплимент».

Комплимент внешности. Посмотри на своего партнера и скажи ему, как он сегодня выглядит, используй известные тебе прилагательные для описания внешности. Начни свое высказывание с обращения по имени. Используй модель «Ты сегодня такой…!» - “You are so … today!” (6 класс тема «Внешность»)

-  Комплимент-похвала Скажи своему другу, что у него хорошо получается. Используй модель “I think, you are good at …” “I think, you can do … very well” (6 класс тем «Характер», 7 класс «Твои успехи»)

Комплимент в чувствах. Скажи, какие чувства ты испытываешь, общаясь с одноклассниками. Используй выражения “I feel like …”, “I am happy/ I am glad/ It’s nice to work with you/that you are my friend….”. Можно попросить продолжить фразу объяснением  “because you are so …”

«Поделись радостью»  Перечисленные выше фразы могут относиться не только к процессу работы и общения с одноклассниками, но вообще к событиям жизни школьников. Интерпретировать это упражнение можно используя известные учащимся глаголы. Это упражнение позволяет отработать употребление инфинитивной конструкции. Например, “I am happy to get a good mark”, “I am glad to meet my friend after holidays”, “It’s so nice to have a picnic on Sunday”, ”It’s wonderful to learn such interesting things about dogs”

Эти  упражнения могут использоваться так же и как рефлексивные.  Например, Комплимент-похвала: При изучении темы «Характер» по ходу урока выделяются прилагательные, описывающие деловые качества, стиль работы, умственные способности, поведение (clever, quick-minded, cute, active, passive, hard-working, energetic, enthusiastic, helpful, talkative), используя которые, ребята могут подвести итог урока, оценить свою активность и качество, стиль работы на уроке. При этом комплимент не должен звучать лестью, т.е можно предложить варианты моделей “You are so …. and …., but a bit …”

Комплимент –подарок (сюрприз). Сделайте своему другу подарок к празднику. Этот «подарок» может быть  визуальным (рисунок), вербальным (обозначить словом), невербальным (пантомима). Используйте фразу “I’d like to give you a … as a present for …(holiday, your birthday, Christmas…)” Можно попросить объяснить, почему выбрали такие подарки друг для друга, и это объяснение тоже может звучать как комплимент. Такое упражнение может сочетаться с другими, например, с комплиментом-пожеланием.

Комплимент–пожелание. Может быть выражен одним словом, сложным предложением, предложением в повелительном наклонении. По назначению это может быть пожелание к празднику, пожелание по случаю, или к уроку. “I wish you a merry Christmas”, “I wish your dog  will get better”, “I wish you success on this lesson” В некоторой степени это упражнение помогает проникнуться жизнью товарищей, воспитывать сочувствие, сопереживание.

Комплимент-предложение.  Предложи своему другу самое вкусное блюдо, чтобы поднять его настроение. Или предложи провести вместе время. Используй фразы “Let’s do… Let’s go… Let’s have… Let’s eat…” (Подходит для урока повторении по любой теме в 5-7 классах)

Комплимент-совет. Посоветуй своему другу, как лучше провести выходные. Начни фразу так “I’d like you to have a good time at weekends, so I’d like to suggest/ advice/ recommend/ tell…” (8 класс, тема «Путешествие»)

Важно учить отвечать на комплименты: благодарить, давать ответные комплименты. Это позволяет практиковать учащихся в диалогической речи, знакомит с этикетными моделями.

 Упражнения,  позволяющие формировать рефлексивные навыки.

1) Что со мной произошло

Учащиеся коротко в 3 предложениях рассказывают друг другу о том, какие интересные события в их жизни произошли накануне. Затем, меняясь в парами, пересказывают друг другу услышанное. Тренируются грамматические и лексические структуры, внимательность, память.

2) Печатная машинка

Распределить среди учащихся группы  карточки с буквами алфавита. Предложить «напечатать» слова , поднимая в определенной очередности карточки. Для упражнения целесообразно брать активную лексику урока. Обучает взаимодействию, тренирует способность быстро реагировать, помогает запомнить написание слов

3) Счетная машинка

Задание похоже на игру «Печатная машинка», но  с использование карточек с цифрами

4) Ассоциации

Команды подбирают ассоциативный ряд к какому-нибудь слову из активной лексики, другая команда должна догадаться, о чем идет речь. Можно дать задание дополнить ассоциограмму противоположной команды

5) Кто есть кто

Упражнение на сопоставление понятий (черт характера, форм поведения)  и их определений. Позволяет обратиться к анализу поведенческих реакций, самоанализу характера. Очень важно для подростков.

6) Если бы я был

Представьте себя известным человеком, человеком какой-нибудь профессии и скажите, что бы вы сделали, если бы оказались в какой-то ситуации. Позволяет пофантазировать, попытаться проиграть ситуацию и спрогнозировать результаты своих поступков.

7) Интонации и настроение

 На карточках обозначены различные  эмоциональные состояния. Дается фраза, которую нужно произнести с учетом указанного настроения. Можно дополнить задание – нужно угадать какое состояние попытался изобразить ученик. Это упражнение помогает научиться понимать  эмоциональное состояние других людей и правильно реагировать. Можно сочетать с одним из вариантов упражнения «Комплимент.»

8) Компот

Учитель называет какой-нибудь признак и учащиеся меняются местами. Например: кто любит апельсины, кто одет в красное, кто играет на гитаре. Упражнение позволяет учащимся получить дополнительную информацию друг о друге, тренирует внимание.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Дегтярева Екатерина Леонидовна

Дата: 18.01.2017

Номер свидетельства: 380734


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства