Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Организация исследовательской деятельности учащихся младшего школьного возраста на уроках и в системе внеклассной работы"»
Мастер-класс "Организация исследовательской деятельности учащихся младшего школьного возраста на уроках и в системе внеклассной работы"
Форма проведения: урок-импровизация.
Цели и задачи:
Показать роль исследовательского метода в повышении качества образования.
Рассмотреть теоретические основы исследовательской работы на уроке и во внеурочной деятельности.
Показать на конкретных примерах, как учителя начальных классов могут проводить исследования на практике.
Оборудование: учебники русского языка и математики (3 класс), рабочие листы.
План:
Вступление.
Теоретическая часть.
Практическая часть.
Подведение итогов мастер-класса.
Ход мастер-класса
Шаг 1. Обоснование актуальности темы.
(Приложение. Слайд 1)
В современной школе развитие исследовательской познавательной активности является приоритетным направлением учебной и воспитательной работы с младшими школьниками.
Исследование как метод обучения может быть использовано практически на каждом уроке.
Авторы комплекта УМК «Перспективная начальная школа», по которому работаю я, важное место уделяют проектной и исследовательской работе. Проблема состоит в том, что у школьников не всегда возникает тяга к самостоятельной исследовательской работе. Здесь необходимо учителю организовать работу таким образом, чтобы у учащихся появилось желание провести исследование по возникшей проблеме.
(Слайд 2)
Шаг 2. Система занятий мастера.
При организации учебного исследования младших школьников на уроках и во внеурочное время я обычно включаю такие основные элементы:
(Слайд 3)
выделение и постановку проблемы (выбор темы исследования);
выработку гипотезы (предположения);
поиск и предложение возможных вариантов решения;
сбор материала;
анализ и обобщение полученных данных;
подготовку и защиту итогового продукта.
Особенность организации исследовательской деятельности в начальном звене школы в том, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие. Просто уровень исследования будет другим. Важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры учащихся:
(Слайд 4)
мыслительных умений и навыков;
анализ и выделение главного;
сравнение, обобщение и систематизация;
определение и объяснение понятий;
конкретизация; доказательства и опровержения;
умения видеть противоречия;
умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;
умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи младшего школьника.
Многим педагогам мысль о том, что ребенок способен пройти через все эти этапы, кажется сомнительной и даже пугающей. Но эти страхи и сомнения рассеиваются сразу, как только начинается реальная исследовательская работа с детьми.
Обратимся к схеме проведения исследования.
Она выглядит следующим образом. (Слайд 5)
Схема проведения исследования с младшими школьниками выглядит следующим образом:
Актуализация проблемы. Цель: выявить проблему и определить направление будущего исследования.
Определение сферы исследования. Цель: сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти.
Выбор темы исследования. Цель: обозначить границы и исследования.
Выработка гипотезы. Цель: разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные - провокационные идеи.
Выявление и систематизация подходов к решению. Цель: выбрать методы исследования.
Определение последовательности проведения исследования.
Сбор и обработка информации. Цель: зафиксировать полученные знания.
Анализ и обобщение полученных материалов. Цель: структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы.
Подготовка отчета. Цель: дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования.
Доклад. Цель: защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы.
Обсуждение итогов завершенной работы.
Занимаясь этой темой, я выделила несколько важных моментов, необходимых для успешной исследовательской работы. Необходимо развивать в детях творческое мышление.
Для развития творческого мышления можно использовать вербальные и невербальные задания, предложенные Савенковым А.И. и учителями, работающими по данной теме.
Невербальные задания.
(Слайд 6)
Склеивание (агглютинация). Детям предлагается сделать аппликацию из разноцветных геометрических фигур, изобразив то, что придумать кроме него не может никто. Назвать получившегося героя и исследовать его возможности. Нарисуйте несуществующее животное, с новыми необычными свойствами, соединяя различные части животных.
Аналогии. Нарисуйте предмет, похожий на жука. Расскажите о его свойствах. На что похожи эти кляксы? Сконструируй дом, который мы бы построили в пустыне, в горах, на море и т.д.
Акцентирование. Отметь отличительные черты старинных автомобилей. Что можно увидеть в круге?
Типизация (внимание). Сложи в несколько раз листок и вырежи из него снежинку. Какая из них больше похожа на настоящую – т.е. более типична? Этот прием является основным в художественном творчестве.
Вербальные задания.
(Слайд 7)
Сочини про любой предмет сказочную историю. Придумай сказку с новыми сказочными героями. Придумай предложения со словами: вечер; книга; мир; свет; стол; облака. Составь рассказ, продолжив первое предложение или используя последнее. Найди как можно больше способов использования предметов. (Например, газета.) Придумай свои небылицы.
Исследовательская деятельность учит детей ставить проблемы, выдвигать гипотезы, проводить простейшие опыты и эксперименты. Благодаря совместной работе с ребятами в кабинете удалось создать коллекцию и составить «определители» по темам:
Хвойные деревья.
В мире животных.
«Мы в ответе за тех, кого приручили» (фотоальбом).
Поделки из солёного теста.
Ребята составляют коллекции, готовят небольшие сообщения и выступают с ними перед одноклассниками и родителями.
Часто исследовательская работа, начатая на уроке, имеет развитие и во внеурочное время. Обычно это уроки литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства, технологии.
Например, вот как моим классом была проведена исследовательская работа по данной теме «Как размножаются растения ». Идея данной исследовательской работы возникла случайно. Проходя мимо заброшенных гаражей, второклассник спросил: «А как на крыше выросли деревья? Кто их там посадил?»
Далее в разговор вступили почти все ученики: кто- то выдвинул версию, что их там специально посадили, другой ученик предположил, что это ветер занёс туда семена и т.д. Были и фантастические идеи: это инопланетяне посадили деревья.
Возникла проблема: Кто на самом деле имеет отношение к этому странному поселению.
Так и началась исследовательская работа по решению данной проблемы.
Презентация «Что за странное поселение?»
(Слайд 9)
Результаты исследовательских работ оформляются в форме сочинений, рисунков, стихов, отчетов, выступлений перед родителями и учащимися школы.
Вот так чудо из чудес! Вдруг на крыше вырос лес. Кто его там посадил? Крышу в зелень нарядил.
(Артём)
Лес на крыше – загадка природы. Кто тебя здесь посадил? Лес на крыше – вопрос для народа. Может волшебник так пошутил?
(Рафаэль)
А вот как ученица проявила свои творческие способности по этой же теме.
(Слайд 8) (Приложение)
Ещё с учащимися были проведены долгосрочные исследования, как продолжение уроков:
«История семьи Боратынских»
«Родословная моей семьи»
« Леса, которые нас окружают»
«Что и сколько стоит»
«Герб моей семьи»
«Профессии моих родителей»
Основными условиями успешности развития исследовательских навыков младших школьников является:
умение вести диалог;
слушать школьников и принимать их точку зрения не как неверную, а как одну из многих;
мгновенно ориентироваться в разных ситуациях;
выбирать точные слова для комментариев ответов учеников, обобщений и выводов.
Приведу пример исследовательской деятельности на уроке русского языка в 3 классе.
Тема урока: «Как пишутся приставки».
Учебники закрыты.
Учитель: Ребята, прочтите тему нашего урока. Ничего странного не замечаете?
Ученики: Мы уже с первого класса знаем, что приставки пишутся слитно.
Учитель: А почему же сегодня мы вновь обращаемся к этой теме?
Ученики: Чтобы поупражняться в написании приставок.
- А может есть что-то неизвестное нам в написании приставок и т.д.
Учитель: Посмотрите на доску: необходимо вставить пропущенную букву в глаголах.
Ученик допускает ошибки, так как не знаком с подобным написанием.
Приходим к выводу, что не всё нам знакомо в написании приставок.
Проблема: Что же нам делать? Когда надо писать РАЗ-, когда РАС-. Кто командует здесь?
Ученики: Необходимо найти объяснение написания приставок РАЗ- и РАС-
Учитель: Выполнив из учебника упражнение 10, я думаю, у вас появятся какие-то мысли по написанию данных приставок.
Проверка правильности выполнения этого упражнения. Пробуем сформулировать вывод: когда пишется приставка РАЗ-, а когда РАС-.
Если дети затрудняются – ещё одно упражнение №11.
Формулировка правила.
Подтверждение своих выводов по учебнику с. 18: ученики дорабатывают правило, убирая неверные утверждения.
Учитель: Так кто-же диктует выбор приставки?
Ученик: Корни, они заставляют обращать на себя внимание.
Учитель: Верно, необходимо посмотреть на какую букву начинается корень.
Мы с вами сумели разобраться в правописании приставок РАЗ- и РАС-.
Шаг 3. Имитационная игра.
(Работа с участниками семинара.)
Работа по УМК «Перспективная начальная школа» требует от учителя готовности организовать исследовательскую работу школьников практически на каждом уроке. Так построены учебники. Такие исследования на уроках есть в любом УМК, просто учителю надо самому научиться «видеть», что можно исследовать на конкретном уроке.
Сейчас предлагаю вам принять участие в исследовательской работе на уроке математики.
Шаг 4. Рефлексия.
В качестве рефлексии прошу выполнить один вид работы. Это метод незаконченного предложения: Исследовательская деятельность младших школьников – это ... .
Основная сложность организации исследовательской деятельности младших школьников в ... .