Мастер-класс "Организация этапа актуализации знаний на уроке"
Мастер-класс "Организация этапа актуализации знаний на уроке"
Данный материал представляет собой мастер-класс, посвященный эффективной организации этапа актуализации знаний на уроке. Содержит систему специальных приемов и упражнений, позволяющих преподавателю достичь цели на этапе актуализации знаний. Акцент сделан на достижении максимальной эффективности применяемых средств, которая напрямую зависит от умения преподавателя адаптировать их под свой профессиональный стиль, особенности предмета и группы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Организация этапа актуализации знаний на уроке"»
Добрый день, уважаемые коллеги! Я представлю вашему вниманию мастер-класс, посвященный эффективной организации этапа актуализации знаний на уроке.
Предлагаю начать наше занятие с улыбки, также как я начинаю свои уроки в колледже. Давайте улыбнемся друг другу для создания атмосферы доверия и комфорта, настроим себя на позитивное сотрудничество, чтобы наша встреча была максимально плодотворной.
Цель мастер-класса – повышение профессионального мастерства преподавателей - участников мастер-класса через педагогическое общение с демонстрацией применения эффективных приемов актуализации знаний обучающихся.
Задачи мастер-класса:
- создание условий для профессионального общения, самореализации преподавателей;
- распространение педагогического опыта;
- способствование росту мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности.
Эпиграфом к своему мастер-классу я выбрала слова «Чтобы иметь право учить, надо постоянно учиться самому».
Вы, конечно, знаете, что актуализация знаний обучающихся является основой качественного формирования новых знаний. Однако, бытует мнение, что актуализация – это то же самое, что и опрос, только термин новый. Но это далеко не так. Актуализировать – значит«освежить» прежние знания и способы деятельности в памяти, подготовить аудиторию к успешному выполнению основной учебной задачи.
Достижению цели на этапе актуализации знаний обучающихся способствует использование преподавателем системы специальных приемов, со многими из которых вы, несомненно, знакомы и, думаю, успешно применяете их в своей работе. Давайте остановимся на некоторых из них.
Прием «Корзина идей, понятий, имен» – позволяет выяснить все, что знают или думают обучающиеся по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что известно об изучаемой теме. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока.
Прием «Шаг за шагом». Используется для активизации полученных ранее знаний. Студенты, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала.
Пример. На уроке биологии – обучающиеся шагают к доске, и каждый шаг сопровождают названием какой-либо части кровеносной системы человека. На уроках других предметов вполне можно вышагивать, называя последствия инфляции, предельные или непредельные углеводороды, основные сражения Великой отечественной войны, имена казахских ханов, орфограммы и так далее.
Прием «Ассоциация». Является обратным «Корзине идей, понятий, имен».
Преподаватель озвучивает ассоциации с темой урока, а обучающиеся должны догадаться, о чем идет речь. К примеру, на одном из своих уроков я говорю студентам: «Ребята, сейчас вы увидите на экране ассоциации с темой нашего урока. Подумайте и скажите мне, о чем мы сегодня будет говорить?»
Ассоциации:
- борьба;
- соперничество;
- столкновение;
- рынок;
- покупатель (потребитель);
- продавец (производитель);
- цена;
- реклама;
- хорошее качество товаров;
- экономия ресурсов при производстве товаров.
Тот же самый вопрос я сейчас задаю вам, уважаемая аудитория!
Прием «Веер».
Следующий прием, которому я хочу уделить внимание, называется «Веер». Это универсальный приём-игра, направленный на активизацию мыслительной деятельности обучающихся на уроке. Рассмотрим его на примере темы «Распределение доходов».
Я попрошу вас, начиная с первой парты каждого ряда, записывать на листочке известный вид дохода и складывать лист так, чтобы следующему не было видно записи. Выигрывает тот ряд, в котором меньше всего повторов.
Например:
- зарплата;
- прибыль;
- премия;
- выигрыш;
- наследство;
- гонорар;
- процент в банке;
- пенсия;
- пособие;
- стипендия.
Приступаем к выполнению задания (время ограничено – 1 минута).
Как видно из результатов, наиболее продуктивно поработала команда … ряда, вспомнив наибольшее количество доходов. Молодцы! Благодарю все команды за работу.
Объяснению нового материала непременно должен предшествовать опыт или постановка проблемы, определение путей ее решения, то есть создание ситуации успеха. На некоторых уроках я даю видеоролики или иллюстрированный материал с самостоятельным выходом на тему и постановкой целей, например:
Предмет «Основы экономики», тема: «Всемирная экономика и мировой рынок».
Даю картинки, к примеру: слайд.
Спрашиваю:
- Что видим и что думаем об этом?
- Найдите связь между понятиями – всемирная экономика и мировой рынок.
- Какова тема урока? (выход на тему)
- Исходя из темы, чему хотите научиться? (постановка целей)
Прием «Да-Нет». Следующий прием ставит обучающихся в активную позицию. Формирует такие универсальные учебные действия как:
умение связывать разрозненные факты в единую картину;
умение систематизировать уже имеющуюся информацию;
умение слушать и слышать друг друга.
Преподаватель загадывает нечто (число, предмет, литературного героя, историческое лицо и др.). Студенты пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые преподаватель может ответить только словами: «да», «нет», «и да и нет».
Пример. На уроке по теме «Актуальные проблемы цивилизации и экономики» загадывается определенная глобальная проблема, и студенты начинают задавать преподавателю вопросы:
Эта проблема напрямую связана с изменением климата на планете? – нет;
Эта проблема является следствием развития производства? – да;
Эта проблема связана с вооруженными конфликтами? – нет;
Эта проблема связана с загрязнением окружающей среды? – да.
Одним из решений этой проблемы является развитие безотходных технологий? – да.
Обучающиеся делают вывод, что это проблема рационального природопользования, экологическая проблема.
Прием «Жокей и лошадь». Является приемом интерактивного обучения и формой коллективного обучения. Автор – А.Каменский. Группа делится на две команды: «жокеи» и «лошади». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Эта игра применима даже на уроках изучения нового материала. Самая неприятная ее черта – необходимость всему коллективу обучающихся одновременно ходить по кабинету, это требует определенной сформированности культуры поведения.
Пример. На уроке истории при изучении темы «Религия Древней Греции» одной команде («Жокеям») даются карточки с именами древнегреческих богов, другой – карточки с указанием, чему эти боги покровительствуют.
Практикум:
А сейчас я предлагаю вам попрактиковаться в использовании этого приема, мною он применяется на вводном уроке экономики. Давайте разделимся поровну на 2 группы. «Жокеи» получат карточки с экономическими терминами, а «Лошади» – с их определениями. Ваша задача – как можно быстрее найти свою пару. Не забывайте при этом о дисциплине!
(Подготовить по 15 карточек разных цветов с терминами и их определениями и практически показать этот прием).
Молодцы! Вы успешно справились с заданием, благодарю вас за работу!
Прием «Согласен – Не согласен».
Универсальный прием, способствующий актуализации знаний обучающихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить обучающихся в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока.
Формирует:
умение оценивать ситуацию или факты;
умение анализировать информацию;
умение отражать свое мнение.
Обучающимся предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: согласен – «+», не согласен – «-».
Пример.
При изучении темы «Производительность труда» можно предложить следующие высказывания:
1. Правительство может способствовать росту производительности путем вложения средств в медицинские исследования, космические программы и исследования в других областях, использующих современную технологию, вместо инвестиций в образование, культуру, здравоохранение. + -
2. Можно увеличить производительность, работая за меньшую плату. - -
3. Можно увеличить производительность труда, вкладывая деньги в приобретение новых машин и оборудования, сокращая маркетинговую деятельность, даже если доходы при этом временно снизятся. + +
4. Правительство может способствовать росту производительности труда путем ликвидации правил и законов о безопасности потребителя и загрязнении окружающей среды. + -
5. Рабочие постарались бы сделать все для роста производительности труда, если бы могли участвовать в принятии решений. + +
Обучающиеся выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. Тем самым они настраиваются на изучение новой темы. На стадии «рефлексии» возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.
При изучении некоторых тем преподаватель может сразу проговорить «идеальный» вариант ответов и попросить студентов соотнести его с тем, что получилось у каждого из них. При этом полученные результаты оглашать не обязательно.
О приемах актуализации знаний можно говорить долго, но вероятно, их эффективность напрямую зависит от умения преподавателя адаптировать эти самые приемы под свой профессиональный стиль, особенности предмета и группы.
А в заключение нашей совместной работы предлагаю вам составить синквейн по сегодняшнему мастер-классу.
Пример синквейна по теме «Собственность»:
Собственность.
Экономическая, правовая.
Владеет, распоряжается, пользуется.
Основа индивидуального и общественного богатства.
Достояние.
Попрошу вас – приступайте к работе, а результаты передайте мне.
Надеюсь, из нашей совместной работы сегодня вы почерпнули что-то полезное и нужное для себя и с успехом будете применять приемы актуализации знаний в своей повседневной деятельности. Мне было очень приятно с вами работать. Напоследок хочу пожелать вам удачи, терпения и творческих побед в нашем нелегком труде!