Мастер-класс "Рефлексия в моей педагогической деятельности"
Составитель: Титовец Марина Ивановна, учитель начальных классов
В своей жизни человек многое начинает с чистого (белого) листа.слайд1
У каждого из вас сейчас тоже чистый лист. Послушайте меня и попробуйте изобразить то о чём я буду говорить.
Итак, в центре листа изобразите квадрат, внизу квадрата изобразите два прямоугольника, но постарайтесь, чтобы они обязательно соприкасались с квадратом любым способом (одной точкой, стороной, частью стороны), как вам нравится больше. Слева и справа от квадрата нарисуйте два треугольника, соприкасающихся с квадратом, вверху, над квадратом – круг, над кругом один треугольник. А теперь, используя знакомые фигуры, дорисуйте лицо. У каждого из вас получился человек. Но в ваших работах я заметила одну очень интересную деталь..(говорила я всем одинаково, а результат почему-то разный, есть несколько вариантов). Слайд2
Давайте подумаем, почему так вышло?
Слайд3.Перед вами лишь некоторые особенности каждого из нас, которые влияют на восприятие и понимание многих фактов, факторов.
Давайте попробуем составить слово из букв, выделенных в этих словах.
Получилось слово «рефлексия».
Что же такое рефлексия?.
Термин «рефлексия» прошел долгий путь от зарождения до зрелости. История термина восходит к началу ХIX века, зародившись в Западной Европе, в Россию он пришел в 30-40-е годы того же века, но долгое время оставался малопонятным, со смутно улавливаемым смыслом.
Одним из первых использовал рефлексию в литературной критике В.Г.Белинский, анализируя роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Существенный сдвиг в развитии сути рефлексии произошёл в XX веке.
В 50-е – исследовательская работа в этом направлении.
В 60-е – период расцвета, а в 80-е – исследования так популярны, что семинары, конференции, на которых осуществляется обмен научными результатами, становятся обыденным явлением. Слово «повзрослело», обрело «солидность», рефлексию активно изучают литературоведы, методологи науки, педагоги, психологи, историки. Ныне рефлексия – достаточно устоявшееся понятие, широко используется в науке и практической деятельности.
Именно высоко развитая способность к рефлексии помогла Д.И.Менделееву открыть свою периодическую систему элементов и уложить её в рамки универсальной таблицы, а А.С.Пушкину написать многие бессмертные строки, Г.Каспарову и другим гроссмейстерам воплотить в жизнь блестящие шахматные идеи. Почти каждое научное открытие – это результат рефлексивного мышления.
«Рождение рефлексии – это чудо, с какой бы устойчивой регулярностью оно не наблюдалось (Тейяр де Шарден, 1987г.).»
Рефлексии невозможно обучить: взрослый не может показать ребенку, как он рефлексирует. Рефлексией невозможно «заразиться» именно потому, что заразиться можно лишь состоянием нерефлексивным. Можно лишь создать условия, при которых рефлексивная «вспышка» в сознании ребенка возникает с наибольшей вероятностью.
Слово «рефлексия» происходит от латинского reflexio- обращение назад.
Словарь иностранных слов – как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознании.
В толковом словаре русского языка как самоанализ. В современной педагогике – это самоанализ деятельности и ее результатов.
Различают несколько видов рефлексии:
Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
Рефлексия деятельности.
Рефлексия содержания учебного материала.
Осуществлять рефлексию моно по-разному:
Элементы рефлексии на отдельных этапах урока.
Рефлексия в конце каждого урока.
Рефлексия темы курса.
Постепенный переход к постоянной внутренней рефлексии.
Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка к сознательной внутренней рефлексии, развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости, конкурентоспособности.
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности (карточки с изображением лиц, смайлики, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент)).
Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. На этапе проверки домашнего задания, защиты проектов. В конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, например, используя прием «Лестницы успеха», «волшебного дерева достижений».
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, с использованием 2дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания «Я не знал…. Теперь я знаю…), прием синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.
Рефлексия также может быть устной, письменной (индивидуальной) и коллективной (групповой).
Слайд ПОИГРАЕМ…
А сейчас я предлагаю вам творческое задание. Его можно выполнить как индивидуально, так в парах и группах.
Рефлексия
эмоционального
состояния
Рефлексия
деятельности
Рефлексия
Содержания
учебного
материала
Участники мастер-класса после каждого приведенного примера рефлексии показывают условный знак (смайлик, книгу или вопрос).
Данная рефлексия была проведена на уроке русского языка в 3 классе по теме «Состав слова. Закрепление».
Учащиеся работали с фразеологизмами: вставляли пропущенные буквы и выделяли ту часть слова, в которую вставили букву, составили пары: синонимы, антонимы.
А теперь момент рефлексии: На уроке прозвучали фразеологизмы. Подчеркните фразеологизмы, которые соответствуют вашей деятельности на уроке.
Какой вид рефлексии применен на уроке? (рефлексия деятельности)
А если изменить задание: Подчеркните фразеологизмы, которые соответствуют вашему настроению. (рефлексия эмоционального состояния).
Слайды 23-32 – это примеры рефлексии на уроке. Но все они приводят к следующему выводу:
Четкой грани в рефлексии нет, все зависит от типа урока, места рефлексии на уроке, целей, поставленных на урок.
В нашей профессии нет предела совершенству. То, что ещё вчера казалось единственно возможным, выглядит сегодня устаревшим.
Появляются новые идеи и желание что-то изменить. И любой творчески работающий учитель находится в постоянном поиске.
Давайте вернёмся к рефлексивным вопросам и зададим их себе:
Слайд 33
-Что я делаю в этом направлении?
-Как я этого достиг?
-Можно ли сделать лучше?
-Что я буду делать дальше?
Пока учитель задает себе эти вопросы, он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым – прекращается его профессиональный рост. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития учителя.
Слайд 34 притча.
«Всё в твоих руках»
Давайте сделаем вывод:
В наших руках то, как мы сможем развить все задатки, данные нашим ученикам, а ведь они у всех очень разные, и они достигнут соответственных высот или останутся нераскрытыми.