kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер-класс "Релексия в моей педагогической деятельности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс "Рефлексия в моей педагогической деятельности" В своей жизни человек многое начинает с чистого (белого) листа.слайд1 У каждого из вас сейчас тоже чистый лист. Послушайте меня и попробуйте изобразить то о чём я буду говорить. Итак, в центре листа изобразите квадрат, внизу квадрата изобразите два прямоугольника, но постарайтесь, чтобы они обязательно соприкасались с квадратом любым способом (одной точкой, стороной, частью стороны), как вам нравится больше. Слева и справа от квадрата нарисуйте два треугольника, соприкасающихся с квадратом, вверху, над квадратом – круг, над кругом один треугольник. А теперь, используя знакомые фигуры, дорисуйте лицо. У каждого из вас получился человек. Но в ваших работах я заметила одну очень интересную деталь.(говорила я всем одинаково, а результат почему-то разный, есть несколько вариантов).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«мастер-класс Рефлексия в моей педагогической деятельности»

Мастер-класс "Рефлексия в моей педагогической деятельности"

Составитель: Титовец Марина Ивановна, учитель начальных классов

В своей жизни человек многое начинает с чистого (белого) листа.слайд1

У каждого из вас сейчас тоже чистый лист. Послушайте меня и попробуйте изобразить то о чём я буду говорить.

Итак, в центре листа изобразите квадрат, внизу квадрата изобразите два прямоугольника, но постарайтесь, чтобы они обязательно соприкасались с квадратом любым способом (одной точкой, стороной, частью стороны), как вам нравится больше. Слева и справа от квадрата нарисуйте два треугольника, соприкасающихся с квадратом, вверху, над квадратом – круг, над кругом один треугольник. А теперь, используя знакомые фигуры, дорисуйте лицо. У каждого из вас получился человек. Но в ваших работах я заметила одну очень интересную деталь..(говорила я всем одинаково, а результат почему-то разный, есть несколько вариантов). Слайд2

Давайте подумаем, почему так вышло?

  • Каждый из нас – индивидуален

  • Мыслим по-разному

  • Воспринимаем по-разному

  • Фиксация воспринимаемого, своё видение..

Слайд3.Перед вами лишь некоторые особенности каждого из нас, которые влияют на восприятие и понимание многих фактов, факторов.

Давайте попробуем составить слово из букв, выделенных в этих словах.

Получилось слово «рефлексия».

Что же такое рефлексия?.

Термин «рефлексия» прошел долгий путь от зарождения до зрелости. История термина восходит к началу ХIX века, зародившись в Западной Европе, в Россию он пришел в 30-40-е годы того же века, но долгое время оставался малопонятным, со смутно улавливаемым смыслом.

Одним из первых использовал рефлексию в литературной критике В.Г.Белинский, анализируя роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Существенный сдвиг в развитии сути рефлексии произошёл в XX веке.

В 50-е – исследовательская работа в этом направлении.

В 60-е – период расцвета, а в 80-е – исследования так популярны, что семинары, конференции, на которых осуществляется обмен научными результатами, становятся обыденным явлением. Слово «повзрослело», обрело «солидность», рефлексию активно изучают литературоведы, методологи науки, педагоги, психологи, историки. Ныне рефлексия – достаточно устоявшееся понятие, широко используется в науке и практической деятельности.

Именно высоко развитая способность к рефлексии помогла Д.И.Менделееву открыть свою периодическую систему элементов и уложить её в рамки универсальной таблицы, а А.С.Пушкину написать многие бессмертные строки, Г.Каспарову и другим гроссмейстерам воплотить в жизнь блестящие шахматные идеи. Почти каждое научное открытие – это результат рефлексивного мышления.

«Рождение рефлексии – это чудо, с какой бы устойчивой регулярностью оно не наблюдалось (Тейяр де Шарден, 1987г.).»

Рефлексии невозможно обучить: взрослый не может показать ребенку, как он рефлексирует. Рефлексией невозможно «заразиться» именно потому, что заразиться можно лишь состоянием нерефлексивным. Можно лишь создать условия, при которых рефлексивная «вспышка» в сознании ребенка возникает с наибольшей вероятностью.

Слово «рефлексия» происходит от латинского reflexio- обращение назад.

Словарь иностранных слов – как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознании.

В толковом словаре русского языка как самоанализ. В современной педагогике – это самоанализ деятельности и ее результатов.

Различают несколько видов рефлексии:

  1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

  2. Рефлексия деятельности.

  3. Рефлексия содержания учебного материала.





Осуществлять рефлексию моно по-разному:

  • Элементы рефлексии на отдельных этапах урока.

  • Рефлексия в конце каждого урока.

  • Рефлексия темы курса.

  • Постепенный переход к постоянной внутренней рефлексии.

Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка к сознательной внутренней рефлексии, развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости, конкурентоспособности.



Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности (карточки с изображением лиц, смайлики, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент)).



Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. На этапе проверки домашнего задания, защиты проектов. В конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, например, используя прием «Лестницы успеха», «волшебного дерева достижений».

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, с использованием 2дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания «Я не знал…. Теперь я знаю…), прием синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.

Рефлексия также может быть устной, письменной (индивидуальной) и коллективной (групповой).

Слайд ПОИГРАЕМ…

А сейчас я предлагаю вам творческое задание. Его можно выполнить как индивидуально, так в парах и группах.







Рефлексия

эмоционального

состояния



Рефлексия

деятельности


Рефлексия

Содержания

учебного

материала

Участники мастер-класса после каждого приведенного примера рефлексии показывают условный знак (смайлик, книгу или вопрос).


Данная рефлексия была проведена на уроке русского языка в 3 классе по теме «Состав слова. Закрепление».

Учащиеся работали с фразеологизмами: вставляли пропущенные буквы и выделяли ту часть слова, в которую вставили букву, составили пары: синонимы, антонимы.

А теперь момент рефлексии: На уроке прозвучали фразеологизмы. Подчеркните фразеологизмы, которые соответствуют вашей деятельности на уроке.


Какой вид рефлексии применен на уроке? (рефлексия деятельности)

А если изменить задание: Подчеркните фразеологизмы, которые соответствуют вашему настроению. (рефлексия эмоционального состояния).


Слайды 23-32 – это примеры рефлексии на уроке. Но все они приводят к следующему выводу:

Четкой грани в рефлексии нет, все зависит от типа урока, места рефлексии на уроке, целей, поставленных на урок.


В нашей профессии нет предела совершенству. То, что ещё вчера казалось единственно возможным, выглядит сегодня устаревшим.

Появляются новые идеи и желание что-то изменить. И любой творчески работающий учитель находится в постоянном поиске.

Давайте вернёмся к рефлексивным вопросам и зададим их себе:

Слайд 33

-Что я делаю в этом направлении?

-Как я этого достиг?

-Можно ли сделать лучше?

-Что я буду делать дальше?

Пока учитель задает себе эти вопросы, он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым – прекращается его профессиональный рост. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития учителя.

Слайд 34 притча.

«Всё в твоих руках»

Давайте сделаем вывод:

В наших руках то, как мы сможем развить все задатки, данные нашим ученикам, а ведь они у всех очень разные, и они достигнут соответственных высот или останутся нераскрытыми.





Просмотр содержимого презентации
«мастер-класс Рефлексия в моей педагогической деятельности»

Титовец Марина Ивановна учитель начальных классов МБОУ СОШ № 3

Титовец Марина Ивановна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 3

И НДИВИДУА Л ЬНО С ТЬ МЫШЛ Е НИЕ ВОСП Р ИЯТИ Е Ф И К САЦИ Я К С И Л Е Р Е Ф Я РЕФЛЕКСИЯ

И НДИВИДУА Л ЬНО С ТЬ

МЫШЛ Е НИЕ

ВОСП Р ИЯТИ Е

Ф И К САЦИ Я

К С И Л Е Р Е Ф Я

РЕФЛЕКСИЯ

Мастер-класс   «Рефлексия в моей педагогической деятельности»

Мастер-класс «Рефлексия в моей педагогической деятельности»

Начало XIX века Западная Европа Западная Европа  30 -40-е Россия Россия годы XIX века

Начало

XIX века

  • Западная Европа
  • Западная Европа

30 -40-е

  • Россия
  • Россия

годы

XIX века

В.Г.Белинский

В.Г.Белинский

50-е годы XX века Исследовательская работа в этом направлении Исследовательская работа в этом направлении 60-е годы XX века Период расцвета Период расцвета 80-е годы XX века

50-е годы

XX века

  • Исследовательская работа в этом направлении
  • Исследовательская работа в этом направлении

60-е годы

XX века

  • Период расцвета
  • Период расцвета

80-е годы

XX века

  • Применяется на семинарах и конференциях
  • Применяется на семинарах и конференциях
Д.И.Менделеев

Д.И.Менделеев

РЕФЛЕКСИЯ  Обращение назад  Размышление о внутреннем состоянии  Самопознание  Самоанализ деятельности и ее результатов

РЕФЛЕКСИЯ

  • Обращение назад
  • Размышление о внутреннем состоянии
  • Самопознание
  • Самоанализ деятельности и ее результатов

Виды рефлексии    1  настроения и эмоционального состояния настроения и эмоционального состояния 2 содержания учебного материала содержания учебного материала 3

Виды рефлексии

1

  • настроения и эмоционального состояния
  • настроения и эмоционального состояния

2

  • содержания учебного материала
  • содержания учебного материала

3

  • деятельности
  • деятельности
Осуществлять рефлексию можно по-разному: 1 2 3

Осуществлять рефлексию можно по-разному:

1

2

3

Организация рефлексивной деятельности способствует развитию:

Организация рефлексивной деятельности

способствует развитию:

Рефлексия эмоционального состояния

Рефлексия эмоционального состояния

  • Мне бы хотелось…
  • Моё настроение в начале урока…
  • Своей работой на уроке я постараюсь…
  • Было интересно…
  • Меня удивило…
  • Могу похвалить своих одноклассников…
Рефлексия деятельности

Рефлексия деятельности

  • У меня получилось…
  • Я научился …
  • Сегодня на уроке я смог…
  • Урок дал мне для жизни…
  • За урок я…
Рефлексия содержания учебного материала

Рефлексия содержания учебного материала

  • Сегодня я узнал…
  • Теперь я могу…
  • Для меня было открытием то, что…
  • Мне показалось важным…
Формы рефлексии Индивидуальная Письменная  (личностная) Устная Коллективная  (групповая)

Формы рефлексии

Индивидуальная

Письменная

(личностная)

Устная

Коллективная

(групповая)

ПОИГРАЕМ…

ПОИГРАЕМ…

С_деть сложа руки. Пр_пустить мимо ушей. Н_вострить уши. См_треть в оба. З_рубить на носу. Засучив рукава. З_блудиться в трёх соснах. Пр_глотить язык. П_терять почву под н_гами.

С_деть сложа руки.

Пр_пустить мимо ушей.

Н_вострить уши.

См_треть в оба.

З_рубить на носу.

Засучив рукава.

З_блудиться в трёх соснах.

Пр_глотить язык.

П_терять почву под н_гами.

Сидеть сложа руки.  Пропустить мимо ушей.  Навострить уши. Смотреть в оба.  Зарубить на носу.  Засучив рукава.  Заблудиться в трёх соснах.  Проглотить язык.  Потерять почву под ногами.

Сидеть сложа руки.

Пропустить мимо ушей.

Навострить уши.

Смотреть в оба.

Зарубить на носу.

Засучив рукава.

Заблудиться в трёх соснах.

Проглотить язык.

Потерять почву под ногами.

Красный – вы стремитесь к лидерству, вам не хватает новых завоеваний и побед. Возможно, в данный момент вам недостает ярких эмоциональных впечатлений . Оранжевый – знак возбуждения нервной системы. Это значит, что вы созрели для каких-то серьезных перемен в жизни. Розовый – вам не хватает нежности и легкости. Вероятно, вы немного устали от серьезной работы, четких планов, вас тянет к чему-нибудь беззаботному. Голубой – мечтаете о чем-то романтическом, возвышенном, далеком. Вы хотите быть максимально открытым, правдивым и при этом понятым. Темно-синий – вам нужна сильная разрядка и полноценный отдых. Зеленый – символизирует потребность в самоутверждении, тягу к знаниям или желание карьерного роста. Коричневый – не хватает физического отдыха, вы ищете покоя. Вам нужен домашний уют, теплота и комфорт.

Красный – вы стремитесь к лидерству, вам не хватает новых завоеваний и побед. Возможно, в данный момент вам недостает ярких эмоциональных впечатлений .

Оранжевый – знак возбуждения нервной системы. Это значит, что вы созрели для каких-то серьезных перемен в жизни.

Розовый – вам не хватает нежности и легкости. Вероятно, вы немного устали от серьезной работы, четких планов, вас тянет к чему-нибудь беззаботному.

Голубой – мечтаете о чем-то романтическом, возвышенном, далеком. Вы хотите быть максимально открытым, правдивым и при этом понятым.

Темно-синий – вам нужна сильная разрядка и полноценный отдых.

Зеленый – символизирует потребность в самоутверждении, тягу к знаниям или желание карьерного роста.

Коричневый – не хватает физического отдыха, вы ищете покоя. Вам нужен домашний уют, теплота и комфорт.

Не выполнил домашнее задание Возникли затруднения или выполнил не всё задание Справился с работой без каких-либо трудностей

Не выполнил домашнее задание

Возникли затруднения или выполнил не всё задание

Справился с работой без каких-либо трудностей

Лесенка успеха

Лесенка успеха

«Дерево успеха» 3-4 ошибки 1 ошибка Нет ошибок

«Дерево успеха»

3-4 ошибки

1 ошибка

Нет ошибок

«Поезд» Словарная Фонетический работа разбор Изучение нового материала Работа в группах

«Поезд»

Словарная

Фонетический

работа

разбор

Изучение

нового

материала

Работа в

группах

метод «СИНКВЕЙН» МЕТОД АКТИВНЫЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ РАЗВИВАЕТ АКТИВИЗИРУЕТ УЧИТ Применяют на различных этапах урока УСПЕХ

метод «СИНКВЕЙН»

МЕТОД

АКТИВНЫЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ

РАЗВИВАЕТ

АКТИВИЗИРУЕТ

УЧИТ

Применяют на различных этапах урока

УСПЕХ

Сегодня на уроке я... научился…  понял, что … теперь я могу…  попробую…

Сегодня на уроке я...

научился…

понял, что …

теперь я могу…

попробую…

Зададим себе вопросы: - Что я делаю в этом направлении?  -Чего я достиг?  -Можно ли сделать лучше?  -Что я буду делать дальше?

Зададим себе вопросы:

- Что я делаю в этом направлении?

-Чего я достиг?

-Можно ли сделать лучше?

-Что я буду делать дальше?

РЕФЛЕКСИЯ:

РЕФЛЕКСИЯ:

  • МЕТОД ЭТАП УРОКА УСПЕХ
  • МЕТОД ЭТАП УРОКА УСПЕХ
  • МЕТОД
  • ЭТАП УРОКА
  • УСПЕХ


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
мастер-класс "Релексия в моей педагогической деятельности"

Автор: Титовец Марина Ивановна

Дата: 07.10.2015

Номер свидетельства: 237219


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства