kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер-класс как педагогическая технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Идея мастер-класса заимствована из педагогической практики музыкан­тов и художников и состоит в том, что признанный мастер демонстрирует свои уникальные приёмы работы (например, работы над исполнением му­зыкального произведения) широкому кругу подготовленных слушателей. В отличие от публичных выступлений, слушатели имеют возможность увидеть процесс создания уникальной вещи, произведения, на какое-то время стать учениками признанного мастера, что в реальной повседневной жизни уда­ётся лишь немногим. «Учениками» могут быть как педагоги, так и учащие­ся, поскольку мастер-класс позволяет увидеть и работу над конкретным ма­териалом, и более общие принципы и подходы педагогической и учебной деятельности

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс как педагогическая технология »

МАСТЕР-КЛАСС КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Идея мастер-класса заимствована из педагогической практики музыкан­тов и художников и состоит в том, что признанный мастер демонстрирует свои уникальные приёмы работы (например, работы над исполнением му­зыкального произведения) широкому кругу подготовленных слушателей. В отличие от публичных выступлений, слушатели имеют возможность увидеть процесс создания уникальной вещи, произведения, на какое-то время стать учениками признанного мастера, что в реальной повседневной жизни уда­ётся лишь немногим. «Учениками» могут быть как педагоги, так и учащие­ся, поскольку мастер-класс позволяет увидеть и работу над конкретным ма­териалом, и более общие принципы и подходы педагогической и учебной деятельности.

Перенос идеи мастер-класса в педагогическую практику не случаен и связан с тем, что в настоящее время границы различных областей деятель­ности — культурной, научной, педагогической и др., —- становятся гибкими, преодолимыми. Происходит взаимопроникновение идей, технологий, при­ёмов работы. В этой связи мастер-класс позволяет:

• выявить новый подход к обучению, ломающий устоявшиеся сте­реотипы;

• освоить участникам новые формы, методы и технологии работы;

• поддерживать атмосферу диалога и интерактивности;

• решать проблемные задачи через проигрывание различных ситуаций;

• включать участников в активную деятельность;

• организовать самостоятельную работу обучающихся в малых группах.

Основные преимущества мастер-класса определяются уникальным соче­танием индивидуальной работы, приобретения и закрепления практических зна­ний и навыков, гибкости во времени. Важнейшие особенности мастер-класса:

1. Диалогичностъ. Организация учебного процесса предполагает созда­ние условий для включения всех участников в активную деятельность и об­мен мнениями; форма взаимодействия — сотрудничество, сотворчество, со­вместный поиск. Мастер-класс отличается от других форм трансляции опыта тем, что в процессе его проведения идёт непосредственное обсуждение пред­лагаемого методического продукта и поиск творческого решения профес­сиональной проблемы как со стороны участников мастер-класса, так и со стороны мастера.

2. Практическая ориентированность. Мастер-класс — это особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определённой познавательной задачи. В технологии проведения мастер-класса главное — не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то приём, метод, ме­тодика или технология. Таким образом, сокращается время адаптации учи­теля к условиям преподавания своего предмета, специфическим в каждом отдельном случае.

3. Методическая новизна. Мастер-класс — это эффективная форма пе­редачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, цент­ральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определённого содержания при активной роли всех участников занятия. Мастер-класс всегда есть передача личного опыта преподавания и потому он обладает особой эффективностью, так как позволяет его учас­тникам увидеть большинство «подводных камней» преподавания той или иной дисциплины.

4 «Профессиональность». Мастер-класс направлен на решение пробле­мы научно-методической компетентности участников. Предполагается, что все действующие лица должны иметь примерно одинаковый уровень про­фессиональной компетентности, иначе диалог невозможен. В мастер-клас­се преподаватель разговаривает «на равных» с такими же преподавателями, как и он сам и, следовательно, внимание должно быть заострено, в первую очередь, не на содержательных моментах, как таковых, а на методологичес­ких особенностях преподавания данной дисциплины. Мастер-класс есть мета-уровень педагогического мастерства.

5. Рефлексивность. Мастер-класс позволяет автору самому осознать те способы, приёмы, навыки преподавания, которые выработаны им в соб­ственном опыте. Стиль преподавания профессионала экстра-класса может также рассматриваться как мастер-класс.

В большей степени, мастер-класс — мероприятие для экспертов в соот­ветствующей области и находится в ряду особо приоритетных и перспек­тивных звеньев систематического активного повышения квалификации спе­циалистов.

Таим образом, мастер-класс проводится в той ситуации, когда все заин­тересованы в нём. Идеальный вариант, это когда есть «мастерство» мастера и есть группа заинтересованных в уникальном опыте этого мастера. Отсюда - «удалённый» (в виде текстов, инструкций, рекомендаций) мастер-класс проблематичен.

Применительно к педагогической деятельности, мастер-класс может быть охарактеризован как:

• способ передачи педагогического опыта;

• педагогическая находка, уникальный авторский жест, который пре­тендует на универсальность;

• своеобразное научение учению,

• содействие, взаимодействие, сочувствие, событие в пространстве коммуникации между людьми.

Основные этапы мастер — класса

I этап. Презентация опыта мастера.

II этап. Представление системы занятий.

III этап. Имитационная игра. Мастер проводит занятие со слушателями, демонстрируя приёмы эффективной работы с учащимися. Слушатели одновременно играют две роли: учеников и экспертов, присутствующих мастер — классе.

IV этап. Моделирование. Самостоятельная работа слушателей по раз­работке собственной модели занятия — имитация занятия мастера (мастер консультирует, организует самостоятельную деятельность слушателей и уп­равляет ею). Обсуждение авторских моделей занятия.

V этап. Рефлексия. Дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей. Достижение целей в работе мастер-класса определяется в соответствии с поставленной целью. Результатом совместной деятельности является модель занятия, которую разработал слушатель под руководством эк­сперта с целью применения этой модели в практике собственной деятельности.

Мастер раскрывает авторскую систему работы по своему предмету. Мастер-класс отражает умение педагога проек­тировать успешную деятельность воспитанников, созда­ёт условия для роста профессионального мастерства на основе рефлексии собственного опыта.

Ограничения в применении мастер-класса

При разработке мастер-класса, ориентированного на сферу гуманитар­ного знания, необходимо учитывать, что в большинстве случаев, в силу спе­цифики гуманитарных предметов, невозможно передать определённый прак­тический навык. В этой связи делается акцент на метод, который может в каждом конкретном случае решения проблемы обладать той или иной спе­цификой и не иметь однозначного применения (например, демонстрация метода компетентного рассмотрения проблемы или феномена в его целост­ности, с пониманием взаимосвязи теории и практики как мысли и искусст­ва, их соединении в единстве культуры и др.).

Организация и проведение мастер-класса

Мастер-класс — это оригинальный способ организации деятельности педагогов в составе малой группы (7—15 участников) при участии мастера, инициирующего поисковый, творческий, самостоятельный характер дея­тельности участников.

Основными элементами технологии проведения мастер-класса, мето­дическими приёмами являются: индукция, самоконструкция, социоконст-рукция, социализация, афиширование, разрыв, творческое конструирова­ние знания, рефлексия.

Индукция. Системообразующим элементом мастер-класса является про­блемная ситуация — начало, мотивирующее творческую деятельность каж­дого. Это может быть задание вокруг слова, предмета, рисунка, воспомина­ния — чаще всего неожиданное для участников, в чём-то загадочное и обязательно личностное.

Проблемная ситуация характеризует определённое «вопросное» состо­яние субъекта (участника), возникающее в процессе выполнения такого задания, которое требует открытия (усвоения) новых знаний о предмете, спо­собе или условиях выполнения действий. Вопрос должен занимать, волно­вать ум исследователя, быть в круге его интересов; представить это неизвес­тное, показать необходимость работы с ним; определить круг средств, объектов, которые позволят начать работу и через период незнания прийти к открытию; присоединить к имеющемуся знанию новое и поставить иные проблемы для исследования. Такая проблемная ситуация в технологии мас­терских называется индуктором (индукцией). Составляя индуктор, надо со­отнести его с чувствами, мыслями, эмоциями, которые он может вызвать у участников.

Индуктор должен настраивать личность на саморазвитие. Если у пе­дагога вообще нет потребности в развитии, то одного индуктора недоста­точно, нужна серия мотивационных приёмов мастерских по формирова­нию данной потребности. Существуют и другие, не менее значимые потребности: быть личностью, потребность в самоутверждении, общении, самовыражении, эмоциональном насыщении, свободе, эмоциональном контакте и др. Мастер в процессе мастер-класса должен стремиться реа­лизовать все эти потребности, но приоритет отдаётся развитию потреб­ности саморазвития.

Если подобного интереса нет, мастеру необходимо направить действия на создание мотива, на обозначение цели и на то, чтобы участники сами от­крыли, что эта цель для них достижима. Осознание возможности решения проблемы — необходимое средство для стимулирования интереса.

Самоконструкция — это индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.

Социоконструкция. Важнейший элемент технологии мастер-класса – групповая работа (малые группы могут определяться мастером, образовы­ваться стихийно, по инициативе участников). Мастер может корректиро­вать состав групп, регулируя равновесие методического мастерства и психо­логических качеств участников (экстра— и интравертность, тип мышления, эмоциональность, лидерство и др.). Мастер разбивает задание на ряд задач. Группам предстоит придумать способ их решения. Причём участники сво­бодны в выборе метода, темпа работы, пути поиска. Каждому предоставле­на независимость в выборе пути поиска решения, дано право на ошибку и на внесение корректив. Построение, создание результата группой и есть социоконструкция.

Социализация. Всякая деятельность в группе представляет сопоставле­ние, сверку, оценку, коррекцию окружающими его индивидуальных качеств, иными словами, социальную пробу, социализацию.

Когда группа выступает с отчётом о выполнении задачи, важно, чтобы в отчёте были задействованы все. Это позволяет использовать уникальные спо­собности всех участников мастер-класса, даёт им возможность самореали­зоваться, что позволяет учесть и включить в работу различные способы по­знания каждого педагога.

Афиширование — представление результатов деятельности участников ма стер-класса и мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений и др.) и ознакомление с ними.

Разрыв. Ближе всего отражают смысл этого понятия слова «озарение» «инсайт», «понимание». Понимание различное: себя, других, приёма, метода, технологии. Разрыв — это внутреннее осознание участником мастер-класса неполноты или несоответствия старого знания новому, внутренний эмо­циональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответа, к сверке нового знания с информационным источником. Это то, что в других формах трансляции педагогического опыта преподносится учите­лю, а здесь он запрашивает сам, ищет самостоятельно, иногда с помощью мастера, коллеги, участника мастер-класса.

Аналогичный процесс можно наблюдать в лабораториях учёных, иссле­дователей, когда длительный поиск приводит их не только к накоплению информации по изучаемому вопросу, но и к иному пониманию, а порой и к разрыву со старой теорией, старым обоснованием.

Рефлексия — последний и обязательный этап — отражение чувств, ощу­щений, возникших у участников в ходе мастер-класса. Это богатейший ма­териал для рефлексии самого мастера, для усовершенствования им конст­рукции мастер-класса, для дальнейшей работы,

Позиция мастера

При подготовке и проведении мастер-класса важно правильно опреде­лить собственную позицию мастера. Позиция мастера — это, прежде всего, позиция консультанта и советника, помогающего организовать учебную ра­боту, осмыслить наличие продвижения в освоении способов деятельности. Проводя мастер-класс, мастер никогда не стремится просто передать зна­ния. Он старается задействовать участников в процесс, сделать их активны­ми, разбудить в них то, что скрыто даже для них самих, понять и устранить то, что мешает в саморазвитии. Все задания мастера и его действия направ­лены на то, чтобы подключить воображение участников, создать такую ат­мосферу, чтобы они проявили себя как творцы. Это мягкое, демократичное, незаметное руководство деятельностью.

Мастер создаёт атмосферу открытости, доброжелательности, сотворче­ства в общении. Мастер работает вместе со всеми, мастер равен участнику мастер-класса в поиске знаний и способов деятельности.

Мастер исключает официальное оценивание работы участников мастер-класса, но через социализацию, афиширование работ даёт возможность пе­дагогу для самооценки, самокоррекции.

Во взаимоотношениях с коллегами мастер должен применять опреде­лённый стиль взаимодействия, проявляя свои личностные качества: комму­никативность, обще культурное развитие, интеллигентность, взгляды, убеж­дения, мировоззрение, характер, волю, темперамент и др.

Авторские технологии, представляемые в рамках мастер-класса, не об­ладают свойством фотографической воспроизводимости; однако каждая из них несёт идейный заряд, обладает множеством воспроизводимых дета­лей, приёмов, элементов профессионального мастерства. Эта личностно-процессуальная, аффективная инфраструктура авторской технологии очень трудно фиксируется на бумаге, но она передаётся путём примера, подра­жания через:

• речь и голос (тон, сила, выразительность, дикция, интонация, техни­ка речи);

• мимику, жест, управление эмоциями, «считывание» эмоционального

состояния;

• пантомимику (осанка, умение стоять, сидеть, наблюдать за поведе­нием участников);

• умение сосредоточиться на предмете разговора, владение мнемотех­никой;

• отсутствие скованности;

• искусство общения (психологическая избирательность, способность

к педагогическому вниманию, эмпатия);

• педагогическую импровизацию: умение работать по плану «в голо­ве», привлекать личный опыт участников, управлять незапланированными

ситуациями;

• психологическую зоркость, умение вычислять «лидеров» и поддержи­вать «отстающих»;

• коммуникативную культуру, умение вести диалог, дискуссию;

• чувство времени.

Критерии качества подготовки и проведения мастер-класса

Для определения эффективности подготовки и проведения мастер-клас­са можно выделить следующие критерии.

Презентабельность. Выраженность инновационной идеи, уровень её представленности, культура презентации идеи, популярность идеи в педа­гогике, методике и практике образования.

Эксклюзивность. Ярко выраженная индивидуальность (масштаб и уро­вень реализации идей). Выбор, полнота и оригинальность решения иннова­ционных идей.

Прогрессивность. Актуальность и научность содержания и приёмов обу­чения, наличие новых идеей, выходящих за рамки стандарта и соответству­ющих тенденциям современного образования и методике обучения предме­ту, способность не только к методическому, но и к научному обобщению опыта.

Мотивированность. Наличие приёмов и условий мотивации, включения каждого в активную творческую деятельность по созданию нового продукта деятельности на занятии.

Оптимальность. Достаточность используемых средств на занятии, их со­четание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным).

Эффективность. Результативность, полученная для каждого участника мастер-класса.

Технологичность. Чёткий алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры) наличие оригинальных приёмов актуализации, проблематизации («разры-ва»), приёмов поиска и открытия, удивления, озарения, рефлексии (само-анализа, самокоррекции).

Артистичность. Возвышенный стиль, педагогическая харизма, способ­ность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готов­ности к распространению и популяризации своего опыта

Общая культура. Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения культура интерпретации своего опыта.

Мастер-класс — это ярко выраженная форма учениче­ства у Мастера1. Мастер передаёт ученикам опыт, мастерство, искусство в точном смысле путём прямого и комменти­рованного показа приёмов работы.


Резюме

Мастер-класс как локальная технология трансляции педагогического опыта должен демонстрировать конкретный методический приём или ме­тод, методику преподавания, технологию обучения и воспитания. Он дол­жен состоять из заданий, которые направляют деятельность участников для решения поставленной педагогической проблемы, но внутри каждого зада­ния участники абсолютно свободны: им необходимо осуществить выбор пути исследования, выбор средств для достижения цели, выбор темпа работы. Мастер-класс должен всегда начинаться с актуализации знаний каждого по предлагаемой проблеме, что позволит расширить свои представления зна­ниями других участников.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Мастер-класс как педагогическая технология

Автор: Гасинюкова Ирина Павловна

Дата: 21.12.2014

Номер свидетельства: 146574


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства