Идея мастер-класса заимствована из педагогической практики музыкантов и художников и состоит в том, что признанный мастер демонстрирует свои уникальные приёмы работы (например, работы над исполнением музыкального произведения) широкому кругу подготовленных слушателей. В отличие от публичных выступлений, слушатели имеют возможность увидеть процесс создания уникальной вещи, произведения, на какое-то время стать учениками признанного мастера, что в реальной повседневной жизни удаётся лишь немногим. «Учениками» могут быть как педагоги, так и учащиеся, поскольку мастер-класс позволяет увидеть и работу над конкретным материалом, и более общие принципы и подходы педагогической и учебной деятельности
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс как педагогическая технология »
МАСТЕР-КЛАСС КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
Идея мастер-класса заимствована из педагогической практики музыкантов и художников и состоит в том, что признанный мастер демонстрирует свои уникальные приёмы работы (например, работы над исполнением музыкального произведения) широкому кругу подготовленных слушателей. В отличие от публичных выступлений, слушатели имеют возможность увидеть процесс создания уникальной вещи, произведения, на какое-то время стать учениками признанного мастера, что в реальной повседневной жизни удаётся лишь немногим. «Учениками» могут быть как педагоги, так и учащиеся, поскольку мастер-класс позволяет увидеть и работу над конкретным материалом, и более общие принципы и подходы педагогической и учебной деятельности.
Перенос идеи мастер-класса в педагогическую практику не случаен и связан с тем, что в настоящее время границы различных областей деятельности — культурной, научной, педагогической и др., —- становятся гибкими, преодолимыми. Происходит взаимопроникновение идей, технологий, приёмов работы. В этой связи мастер-класс позволяет:
• выявить новый подход к обучению, ломающий устоявшиеся стереотипы;
• освоить участникам новые формы, методы и технологии работы;
• поддерживать атмосферу диалога и интерактивности;
• решать проблемные задачи через проигрывание различных ситуаций;
• включать участников в активную деятельность;
• организовать самостоятельную работу обучающихся в малых группах.
Основные преимущества мастер-класса определяются уникальным сочетанием индивидуальной работы, приобретения и закрепления практических знаний и навыков, гибкости во времени. Важнейшие особенности мастер-класса:
1. Диалогичностъ. Организация учебного процесса предполагает создание условий для включения всех участников в активную деятельность и обмен мнениями; форма взаимодействия — сотрудничество, сотворчество, совместный поиск. Мастер-класс отличается от других форм трансляции опыта тем, что в процессе его проведения идёт непосредственное обсуждение предлагаемого методического продукта и поиск творческого решения профессиональной проблемы как со стороны участников мастер-класса, так и со стороны мастера.
2. Практическая ориентированность. Мастер-класс — это особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определённой познавательной задачи. В технологии проведения мастер-класса главное — не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то приём, метод, методика или технология. Таким образом, сокращается время адаптации учителя к условиям преподавания своего предмета, специфическим в каждом отдельном случае.
3. Методическая новизна. Мастер-класс — это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определённого содержания при активной роли всех участников занятия. Мастер-класс всегда есть передача личного опыта преподавания и потому он обладает особой эффективностью, так как позволяет его участникам увидеть большинство «подводных камней» преподавания той или иной дисциплины.
4 «Профессиональность». Мастер-класс направлен на решение проблемы научно-методической компетентности участников. Предполагается, что все действующие лица должны иметь примерно одинаковый уровень профессиональной компетентности, иначе диалог невозможен. В мастер-классе преподаватель разговаривает «на равных» с такими же преподавателями, как и он сам и, следовательно, внимание должно быть заострено, в первую очередь, не на содержательных моментах, как таковых, а на методологических особенностях преподавания данной дисциплины. Мастер-класс есть мета-уровень педагогического мастерства.
5. Рефлексивность. Мастер-класс позволяет автору самому осознать те способы, приёмы, навыки преподавания, которые выработаны им в собственном опыте. Стиль преподавания профессионала экстра-класса может также рассматриваться как мастер-класс.
В большей степени, мастер-класс — мероприятие для экспертов в соответствующей области и находится в ряду особо приоритетных и перспективных звеньев систематического активного повышения квалификации специалистов.
Таим образом, мастер-класс проводится в той ситуации, когда все заинтересованы в нём. Идеальный вариант, это когда есть «мастерство» мастера и есть группа заинтересованных в уникальном опыте этого мастера. Отсюда - «удалённый» (в виде текстов, инструкций, рекомендаций) мастер-класс проблематичен.
Применительно к педагогической деятельности, мастер-класс может быть охарактеризован как:
• способ передачи педагогического опыта;
• педагогическая находка, уникальный авторский жест, который претендует на универсальность;
• своеобразное научение учению,
• содействие, взаимодействие, сочувствие, событие в пространстве коммуникации между людьми.
Основные этапы мастер — класса
I этап. Презентация опыта мастера.
II этап. Представление системы занятий.
III этап. Имитационная игра. Мастер проводит занятие со слушателями, демонстрируя приёмы эффективной работы с учащимися. Слушатели одновременно играют две роли: учеников и экспертов, присутствующих мастер — классе.
IV этап. Моделирование. Самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели занятия — имитация занятия мастера (мастер консультирует, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею). Обсуждение авторских моделей занятия.
V этап. Рефлексия. Дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей. Достижение целей в работе мастер-класса определяется в соответствии с поставленной целью. Результатом совместной деятельности является модель занятия, которую разработал слушатель под руководством эксперта с целью применения этой модели в практике собственной деятельности.
Мастер раскрывает авторскую систему работы по своему предмету. Мастер-класс отражает умение педагога проектировать успешную деятельность воспитанников, создаёт условия для роста профессионального мастерства на основе рефлексии собственного опыта.
Ограничения в применении мастер-класса
При разработке мастер-класса, ориентированного на сферу гуманитарного знания, необходимо учитывать, что в большинстве случаев, в силу специфики гуманитарных предметов, невозможно передать определённый практический навык. В этой связи делается акцент на метод, который может в каждом конкретном случае решения проблемы обладать той или иной спецификой и не иметь однозначного применения (например, демонстрация метода компетентного рассмотрения проблемы или феномена в его целостности, с пониманием взаимосвязи теории и практики как мысли и искусства, их соединении в единстве культуры и др.).
Организация и проведение мастер-класса
Мастер-класс — это оригинальный способ организации деятельности педагогов в составе малой группы (7—15 участников) при участии мастера, инициирующего поисковый, творческий, самостоятельный характер деятельности участников.
Основными элементами технологии проведения мастер-класса, методическими приёмами являются: индукция, самоконструкция, социоконст-рукция, социализация, афиширование, разрыв, творческое конструирование знания, рефлексия.
Индукция. Системообразующим элементом мастер-класса является проблемная ситуация — начало, мотивирующее творческую деятельность каждого. Это может быть задание вокруг слова, предмета, рисунка, воспоминания — чаще всего неожиданное для участников, в чём-то загадочное и обязательно личностное.
Проблемная ситуация характеризует определённое «вопросное» состояние субъекта (участника), возникающее в процессе выполнения такого задания, которое требует открытия (усвоения) новых знаний о предмете, способе или условиях выполнения действий. Вопрос должен занимать, волновать ум исследователя, быть в круге его интересов; представить это неизвестное, показать необходимость работы с ним; определить круг средств, объектов, которые позволят начать работу и через период незнания прийти к открытию; присоединить к имеющемуся знанию новое и поставить иные проблемы для исследования. Такая проблемная ситуация в технологии мастерских называется индуктором (индукцией). Составляя индуктор, надо соотнести его с чувствами, мыслями, эмоциями, которые он может вызвать у участников.
Индуктор должен настраивать личность на саморазвитие. Если у педагога вообще нет потребности в развитии, то одного индуктора недостаточно, нужна серия мотивационных приёмов мастерских по формированию данной потребности. Существуют и другие, не менее значимые потребности: быть личностью, потребность в самоутверждении, общении, самовыражении, эмоциональном насыщении, свободе, эмоциональном контакте и др. Мастер в процессе мастер-класса должен стремиться реализовать все эти потребности, но приоритет отдаётся развитию потребности саморазвития.
Если подобного интереса нет, мастеру необходимо направить действия на создание мотива, на обозначение цели и на то, чтобы участники сами открыли, что эта цель для них достижима. Осознание возможности решения проблемы — необходимое средство для стимулирования интереса.
Самоконструкция — это индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.
Социоконструкция. Важнейший элемент технологии мастер-класса – групповая работа (малые группы могут определяться мастером, образовываться стихийно, по инициативе участников). Мастер может корректировать состав групп, регулируя равновесие методического мастерства и психологических качеств участников (экстра— и интравертность, тип мышления, эмоциональность, лидерство и др.). Мастер разбивает задание на ряд задач. Группам предстоит придумать способ их решения. Причём участники свободны в выборе метода, темпа работы, пути поиска. Каждому предоставлена независимость в выборе пути поиска решения, дано право на ошибку и на внесение корректив. Построение, создание результата группой и есть социоконструкция.
Социализация. Всякая деятельность в группе представляет сопоставление, сверку, оценку, коррекцию окружающими его индивидуальных качеств, иными словами, социальную пробу, социализацию.
Когда группа выступает с отчётом о выполнении задачи, важно, чтобы в отчёте были задействованы все. Это позволяет использовать уникальные способности всех участников мастер-класса, даёт им возможность самореализоваться, что позволяет учесть и включить в работу различные способы познания каждого педагога.
Афиширование — представление результатов деятельности участников ма стер-класса и мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений и др.) иознакомление с ними.
Разрыв. Ближе всего отражают смысл этого понятия слова «озарение» «инсайт», «понимание». Понимание различное: себя, других, приёма, метода, технологии. Разрыв — это внутреннее осознание участником мастер-класса неполноты или несоответствия старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответа, к сверке нового знания с информационным источником. Это то, что в других формах трансляции педагогического опыта преподносится учителю, а здесь он запрашивает сам, ищет самостоятельно, иногда с помощью мастера, коллеги, участника мастер-класса.
Аналогичный процесс можно наблюдать в лабораториях учёных, исследователей, когда длительный поиск приводит их не только к накоплению информации по изучаемому вопросу, но и к иному пониманию, а порой и к разрыву со старой теорией, старым обоснованием.
Рефлексия — последний и обязательный этап — отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастер-класса. Это богатейший материал для рефлексии самого мастера, для усовершенствования им конструкции мастер-класса, для дальнейшей работы,
Позиция мастера
При подготовке и проведении мастер-класса важно правильно определить собственную позицию мастера. Позиция мастера — это, прежде всего, позиция консультанта и советника, помогающего организовать учебную работу, осмыслить наличие продвижения в освоении способов деятельности. Проводя мастер-класс, мастер никогда не стремится просто передать знания. Он старается задействовать участников в процесс, сделать их активными, разбудить в них то, что скрыто даже для них самих, понять и устранить то, что мешает в саморазвитии. Все задания мастера и его действия направлены на то, чтобы подключить воображение участников, создать такую атмосферу, чтобы они проявили себя как творцы. Это мягкое, демократичное, незаметное руководство деятельностью.
Мастер создаёт атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении. Мастер работает вместе со всеми, мастер равен участнику мастер-класса в поиске знаний и способов деятельности.
Мастер исключает официальное оценивание работы участников мастер-класса, но через социализацию, афиширование работ даёт возможность педагогу для самооценки, самокоррекции.
Во взаимоотношениях с коллегами мастер должен применять определённый стиль взаимодействия, проявляя свои личностные качества: коммуникативность, обще культурное развитие, интеллигентность, взгляды, убеждения, мировоззрение, характер, волю, темперамент и др.
Авторские технологии, представляемые в рамках мастер-класса, не обладают свойством фотографической воспроизводимости; однако каждая из них несёт идейный заряд, обладает множеством воспроизводимых деталей, приёмов, элементов профессионального мастерства. Эта личностно-процессуальная, аффективная инфраструктура авторской технологии очень трудно фиксируется на бумаге, но она передаётся путём примера, подражания через:
• речь и голос (тон, сила, выразительность, дикция, интонация, техника речи);
• мимику, жест, управление эмоциями, «считывание» эмоционального
состояния;
• пантомимику (осанка, умение стоять, сидеть, наблюдать за поведением участников);
• умение сосредоточиться на предмете разговора, владение мнемотехникой;
• отсутствие скованности;
• искусство общения (психологическая избирательность, способность
к педагогическому вниманию, эмпатия);
• педагогическую импровизацию: умение работать по плану «в голове», привлекать личный опыт участников, управлять незапланированными
ситуациями;
• психологическую зоркость, умение вычислять «лидеров» и поддерживать «отстающих»;
• коммуникативную культуру, умение вести диалог, дискуссию;
• чувство времени.
Критерии качества подготовки и проведения мастер-класса
Для определения эффективности подготовки и проведения мастер-класса можно выделить следующие критерии.
Презентабельность. Выраженность инновационной идеи, уровень её представленности, культура презентации идеи, популярность идеи в педагогике, методике и практике образования.
Эксклюзивность. Ярко выраженная индивидуальность (масштаб и уровень реализации идей). Выбор, полнота и оригинальность решения инновационных идей.
Прогрессивность. Актуальность и научность содержания и приёмов обучения, наличие новых идеей, выходящих за рамки стандарта и соответствующих тенденциям современного образования и методике обучения предмету, способность не только к методическому, но и к научному обобщению опыта.
Мотивированность. Наличие приёмов и условий мотивации, включения каждого в активную творческую деятельность по созданию нового продукта деятельности на занятии.
Оптимальность. Достаточность используемых средств на занятии, их сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным).
Эффективность. Результативность, полученная для каждого участника мастер-класса.
Технологичность. Чёткий алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры) наличие оригинальных приёмов актуализации, проблематизации («разры-ва»), приёмов поиска и открытия, удивления, озарения, рефлексии (само-анализа, самокоррекции).
Артистичность. Возвышенный стиль, педагогическая харизма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации своего опыта
Общая культура. Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения культура интерпретации своего опыта.
Мастер-класс — это ярко выраженная форма ученичества у Мастера1. Мастер передаёт ученикам опыт, мастерство, искусство в точном смысле — путём прямого и комментированного показа приёмов работы.
Резюме
Мастер-класс как локальная технология трансляции педагогического опыта должен демонстрировать конкретный методический приём или метод, методику преподавания, технологию обучения и воспитания. Он должен состоять из заданий, которые направляют деятельность участников для решения поставленной педагогической проблемы, но внутри каждого задания участники абсолютно свободны: им необходимо осуществить выбор пути исследования, выбор средств для достижения цели, выбор темпа работы. Мастер-класс должен всегда начинаться с актуализации знаний каждого по предлагаемой проблеме, что позволит расширить свои представления знаниями других участников.